Роль концертмейстера в классе духовых инструментов.
“Концертмейстер – это призвание педагога, и труд его по своему предназначению сродни труду педагога”, – утверждает К. Виноградов.
Исполнительская квалификация “концертмейстер” присваивается наряду с педагогической, но именно первая становится основной благодаря сочетанию педагогической и исполнительской подготовки в обучении, способствует разностороннему развитию и обогащает профессиональные становления личности музыканта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_kontsertmeystera_v_klasse_duhovyh_instrumentov.docx | 20.96 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
“Концертмейстер – это призвание педагога, и труд его по своему предназначению сродни труду педагога”, – утверждает К. Виноградов.
Исполнительская квалификация “концертмейстер” присваивается наряду с педагогической, но именно первая становится основной благодаря сочетанию педагогической и исполнительской подготовки в обучении, способствует разностороннему развитию и обогащает профессиональные становления личности музыканта.
Мастерство концертмейстера требует от пианиста не только огромного артистизма, но и разносторонних музыкально - исполнительских навыков, знаний особенностей игры на инструментах в тех классах, где они работают, специфики работы на разных отделениях Детской школы искусств.
Работа концертмейстера требует постоянных занятий за инструментом, изучения и освоения концертного и учебного репертуара. Такая работа расширяет творческий кругозор музыканта, формирует и совершенствует его артистизм, позволяет быть активным пропагандистом музыки.
Роль концертмейстера при работе с учениками детских школ искусств и музыкальных школ очень важна. Работа концертмейстера предполагает знание специфики исполнения на солирующем инструменте, умение контролировать качество исполнения, понять причины возникновения недостатков в исполнении и подсказать при необходимости правильный путь к их исправлению. Кроме выполнения учебных задач необходимо отметить просветительскую роль деятельности пианиста-концертмейстера. Совместно с педагогом он приобщает ребенка к удивительному миру искусства.
Е.А.Пономарева отмечает, что концертмейстер должен иметь профессиональный комплекс, составляющими которого являются:
- Любовь пианиста к концертмейстерскому исполнительству;
- Пианистическая оснащенность, без которой невозможно решение музыкальных задач;
- Чувство партнерства, сопереживания;
- Умение подчиняться творческой воле солиста, стать с ним единым музыкальным целым, порой в ущерб своим музыкальным амбициям;
- Знание специфики инструментального и вокального исполнительства: штрихи(у струнников), дыхания (у певцов и духовиков), агогика (у тех и других), тесситура (у вокалиста);
- Быстрота реакции на сцене во время исполнения;
- Дирижерское предвидение и предслышание, иногда “спасающие ситуацию” во время публичного концерта;
- Умение читать разную фактуру, выделяя главное, видеть и различать технические комплексы (арпеджио, гаммы), особенно при чтении с листа;
- Общая музыкальная эрудиция: из знания музыки, больших музыкальных накоплений и рождается чувство стиля, меры, вкуса.
Концертмейстер в классе духовых инструментов требует особых знаний, умений и навыков. Главные качества концертмейстера в классе духовых инструментов должны включать в себя музыкальную одаренность, умение играть в ансамбле, быть артистичным, иметь образованность и эрудированность в музыкальной части, иметь быструю реакцию и понимать всю специфику исполнителей на духовых инструментов. Концертмейстеру необходимо обладать не только музыкальной чуткостью, но и хорошим мышлением, интуицией, сильными нервами. Также необходимо уметь транспонировать, подобрать по слуху, обладать навыками импровизации.
Как известно, одним из самых важных моментов обучения учащихся отделения духовых инструментов является постановка исполнительского дыхания. С первых тактов изучения нового произведения педагог и концертмейстер должны уделять максимум внимания освоению правильного дыхания ученика при игре на инструменте, в связи с этим можно выделить следующие этапы работы:
- знакомство ученика с новым произведением;
- исполнение музыкального произведения педагогом совместно с концертмейстером;
- определение стиля, перечисление основных технических сложностей, ключевых моментов, постановка основных задач при разборе и дальнейшей отработке произведения;
- исполнение партии солиста педагогом по частям с разбором правил фразировки, с построениями фраз, моментов взятия дыхания, выставление в нотном тексте соответствующих пометок;
- разбор в медленном темпе учеником пьесы под внимательным контролем педагога за правильным дыханием.
При работе над новым произведением концертмейстер помогает педагогу раскрыть для ученика различные детали, с помощью проигрывания на фортепиано партии ученика, аккомпанемента, исполнении произведения целиком. При этом педагог обращает внимание ученика на важные особенности произведения, которые необходимо учитывать сразу, при разборе нового произведения, например, необычные гармонические последовательности, технические трудности, модуляционные сдвиги, основную тему, ее развитие, кульминацию и заключение, главную и побочную темы, смену ритма, наличие скрытых голосов, повтор частей произведения. Чем подробнее анализ произведения при разборе, тем быстрее и точнее ученик сможет создать общую музыкальную концепцию, при наличии регулярной и тщательной работы над пьесой. Следует отметить такой важный момент, как выучивание пьесы наизусть. Педагогу нужно контролировать, чтобы ученик учил произведение наиболее точно, с учетом всех нюансов, оговоренных при разборе на уроке. Нужно сразу учить произведение с нужной динамикой, стараться делать логическое развитие фраз и частей, подводить к кульминации, вносить в музыку свое отношение и эмоции. В этом может помочь как педагог, побуждая ученика словом, призывая к игре с отдачей и эмоциональностью, итак и концертмейстер, который с помощью своей игры раскрывает нюансы, пропущенные учащимся, играя их несколько выпуклее и ярче, чтобы побудить солиста выделить нужные моменты в произведении.
Следующий этап работы в классе духовых инструментов – подготовка к экзамену, конкурсному или концертному выступлению. Произведение к этому времени уже должно быть выучено уверенно наизусть, все детали, дыхание, динамика, аппликатура и прочее – доведено до автоматизма. Главная задача – создание художественного образа, раскрытия главной мысли произведения, передача композиторского замысла в соответствии со стилем и характером пьесы. Концертмейстер и ученик в процессе репетиций должны найти нужный баланс в темповом, динамическом, эмоциональном отношении. Ученик, чувствуя поддержку концертмейстера, должен не забывать, что он – солист, добиваться уверенной, точной игры с передачей основной музыкальной мысли произведения. Часто сценическое волнение приводит к срывам и спотыканиям в процессе исполнения, в этот момент концертмейстер должен максимально помочь ученику, сгладить по возможности возникшее затруднение, подхватить текст, заполнить паузу аккомпанементом, подсказать ученику ноты и поддержать эмоциональный тон на прежнем уровне, без спадов и нерешительности. Таким образом, анализируя вышесказанное, можно сделать вывод, что роль концертмейстера в классе духовых инструментов очень велика. Концертмейстер присутствует практически на всех этапах обучения, начиная от первого знакомства с новым произведением и заканчивая экзаменом конкурсным или концертным выступлением. Наиболее выдающийся результат будет достигнут при наличии многих составляющих: способностей и трудолюбии ученика, мастерства концертмейстера, психологического комфорта в классе, опыта и авторитета преподавателя.
Список используемой литературы:
- Аккомпанемент вокальных и инструментальных произведений вклассе фортепиано. Примерная программа для ДШИ/ Сост. Е. Пономарева. - М., 2006.
- Боровкова С. Об особенностях концертмейстерской деятельности. – Лангепас, 2012.