Особенности работы концертмейстера в классе хореографии на примере классического танца.
Среди множества форм художественного воспитания подрастающего поколения хореография занимает особое место. Искусство танца не только учит понимать и создавать прекрасное, также развивает образное мышление и фантазию, дает гармоничное пластическое развитие, а также помогает развивать музыкальную и образную выразительность ребенка в творчестве. Хореография обладает огромными возможностями для полноценного эстетического развития ребенка, для его гармоничного духовного и физического развития, раскрытия его внутреннего мира и творческой одаренности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskiy_doklad_kontsertmeystera_shadrina_n.yu_.docx | 18.6 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Специфика работы концертмейстера в классе хореографии на предмете классический танец.
Шадрина Наталья Юрьевна,
концертмейстер МБУ ДО «Детская школа искусств»
г.Нефтеюганск
Среди множества форм художественного воспитания подрастающего поколения хореография занимает особое место. Искусство танца не только учит понимать и создавать прекрасное, также развивает образное мышление и фантазию, дает гармоничное пластическое развитие, а также помогает развивать музыкальную и образную выразительность ребенка в творчестве. Хореография обладает огромными возможностями для полноценного эстетического развития ребенка, для его гармоничного духовного и физического развития, раскрытия его внутреннего мира и творческой одаренности.
Танцевальное искусство включает в себя развитие чувства ритма, умение слышать и понимать музыку, согласовывать с ней свои движения, одновременно развивать и тренировать мышечную силу корпуса и ног, пластику рук, грацию и выразительность малышей, формирует правильную осанку, прививает основы этикета и грамотной манеры поведения в обществе, дает представление об актерском мастерстве. Искусство танца способствует развитию фантазии обучающихся, способствует развитию импровизации. Танец помогает наиболее ярко раскрыть характер и индивидуальность ребенка, а также развить такие чувства как целеустремленность, организованность и трудолюбие. Благодаря групповым видам занятий, дети становятся более раскрепощенными, открытыми и общительными.
В процессе обучения классическому танцу огромную роль играет музыкальная основа урока. Успех работы с детьми во многом зависит от того, насколько правильно, выразительно и художественно концертмейстер исполняет музыку, доносит ее содержание до детей. Ясная фразировка, яркие динамические контрасты помогают учащимся услышать музыку и отразить ее в танцевальных движениях. Музыка и танец в своем гармоническом единстве – прекрасное средство развития эмоциональной сферы детей, основа их эстетического воспитания.
Работа концертмейстера хореографии делится на две части: освоение музыкального материала, связанного с преподаванием той или иной дисциплины и ее хореографической специфики.
Освоение музыкальной специфики основы предмета возможно только при параллельном изучении специфики хореографического искусства.
Во – первых следует овладеть терминологией по предмету «классический танец », чтобы знать о каком упражнении идет речь. Концертмейстер должен понимать педагога – хореографа, чтобы правильно подобрать музыкальное сопровождение к тому или иному упражнению. Например, Plie, Demi plie – это упражнение, основанное на приседаниях разной амплитуды: полуприседание или полное, глубокое приседание. Значит, музыкальное сопровождение плавного, мягкого характера в медленном темпе (размер 4/4, 3/4). Или Battements tendus (Battements tendus jetes) – выдвижение ноги на носок (или резкий маленький бросок). В этих упражнениях происходит резкое выдвижение ноги вперед, в сторону, назад, и ее возвращение в позицию. Поэтому музыкальное оформление должно быть очень четким. Музыкальный размер для обоих упражнений – 2/4, 4/4.
Необходимо самой знать, как исполняется упражнения, чтобы четко представлять себе его структуру накладывая на него музыкальное произведение, делать акцент, оттенками помогать движению. А самое главное – научиться соотносить это упражнение с музыкальным материалом – уметь ориентироваться в нотном тексте.
Играя, я четко осознаю, что не являюсь самостоятельным исполнителем, а своей игрой помогаю глубже проникнуть в эмоциональную структуру танца. Концертмейстер должен способствовать развитию активности музыкального восприятия детей, включению их в процесс сотворчества.
Внимание концертмейстера распределятся не только между двумя собственными руками, но и относительно обучающихся. В каждый момент исполнения важно что и как делают пальцы, как работает педаль, что в данный момент делают дети, что требует педагог, где помочь движению темпом, акцентом, динамическими оттенками и т.д. Нужно постоянно держать в поле зрения весь класс.
Во время исполнения я учитываю и разные физические способности учащихся. Особенно это важно тогда, когда одно и тоже движение выполняют индивидуально. Здесь выступает проблема темпового соответствия хореографического исполнения и его музыкального сопровождения.
Музыкальное оформление прививает воспитанникам эстетический вкус, осознанное отношение к музыкальному произведению – умение слышать музыкальную фразу, помогает ориентироваться в характере музыки, ритмическом рисунке и динамике.
Весь урок я строю на музыкальном материале. Переходы от упражнений у станка к упражнениям на середине зала и обратно, а также поклоны вначале и после окончания занятия музыкально оформлены, чтобы воспитанники привыкали организовывать свои движения согласованно с музыкой. Не вся музыка, соответствующая танцевальному движению по метроритму, в равной степени воспринимается учащимися. В значительной мере это зависит от возрастных особенностей.
В обязанности концертмейстера входит участие в решении образовательных и воспитательных задач. Образование в классе хореографии невозможно без верного помощника педагога – концертмейстера, обязательно присутствующего на всех занятиях и репетициях. Кто, как не концертмейстер разовьет у воспитанников музыкально – ритмические навыки, не привьет им музыкально – эстетический вкус.
Задачи, которые я, как концертмейстер, ставила перед собой при подготовке и проведении урока:
– понимать специфику хореографического аккомпанемента, осознавать роль музыки в различных видах хореографической деятельности на уроке классического танца – как подчиненную методическим и функциональным задачам;
– иметь ясное представление обо всех основных движениях классического танца, осознанно и профессионально воспринимать хореографический материал, уметь запомнить достаточно большие его фрагменты;
– владеть импровизационным видом аккомпанирования, уметь понимать и предвидеть логику взаимодействия музыки и танца, создавать образы движения выразительными средствами музыки, подкрепляя и отображая в ней содержание хореографического материала;
– иметь представление о методике преподавания классического танца;
– владеть обширным репертуаром, включающим не только музыку балетов, но и различные фортепианные, оркестровые, вокальные произведения русских и зарубежных композиторов, иметь представление об исполнительских редакциях произведений балетного репертуара;
– быть активным сотрудником, союзником и помощником преподавателя, стремиться к созданию плодотворной творческой атмосферы занятий;
– содействовать развитию музыкальных представлений педагога и учеников, воспитанию хорошего музыкального вкуса.
При подборе материала для музыкального оформления урока я руководствовалась следующими принципами:
– музыкальные произведения обладают свойством квадратности;
– для каждого упражнения был подобран музыкальный материал с определенным ритмическим рисунком и в определенном темпе;
– наличие затактов. Любой затакт имеет немаловажное значение в исполнении движения, кроме того, он определяет темп всего упражнения;
– были учтены темповые, метрические и метро-ритмические особенности упражнений.
Используемая литература:
1. Ярмолович Л. И. «Классический танец. Методическое пособие». Л., 1986.
2. Ваганова А. Я. «Основы классического танца». Л.,1980.
3. Новицкая Г. «Урок танца».Издательство «Композитор» СПб., 2004.
4. Ревская Н.Е. «Классический танец». Издательство «Композитор» СПб., 2004г.
Используемые музыкальные пособия :
- Ворновицкая Н. «Музыка для уроков классического танца». М.,2001
- Новицкая Г. «Урок танца».Издательство «Композитор» СПб., 2004.
- Ревская Н.Е. «Классический танец». Издательство «Композитор» СПб., 2004г.
- Ревская Н.Е. «Классический танец. Марши. Польки», СПб., 2005г.
- Донченко Р.П. «Репертуар концертмейстера. Классический танец». Издательство «Композитор» СПб.,2002,2003гг.