«Психологический аспект работы концертмейстера с учащимися старших классов»
Одной из важнейших задач концертмейстерской деятельности является плодотворная работа с учащимся, подготовка его к публичному выступлению, в процессе которой происходит формирование и развитие музыкальных и общих способностей. Исполнение произведения с концертмейстером обогащает музыкальные представления ребенка, помогает лучше понять и усвоить содержание произведения, укрепляет и совершенствует ритмическую организацию, помогает добиваться согласованного ансамблевого звучания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
«Психологический аспект работы концертмейстера с учащимися старших классов» | 20.01 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное
учреждение дополнительного образования
«Детская школа искусств»
Методический доклад на тему:
«Психологический аспект работы концертмейстера с учащимися старших классов»
Выполнила:
Хуснутдинова И. Ф. -
концертмейстер
МБУ ДО «ДШИ»
г.Нефтеюганск 2024 г.
Одной из важнейших задач концертмейстерской деятельности является плодотворная работа с учащимся, подготовка его к публичному выступлению, в процессе которой происходит формирование и развитие музыкальных и общих способностей. Исполнение произведения с концертмейстером обогащает музыкальные представления ребенка, помогает лучше понять и усвоить содержание произведения, укрепляет и совершенствует ритмическую организацию, помогает добиваться согласованного ансамблевого звучания. Концертмейстерство, сформировавшись как самостоятельный вид деятельности, является удачным примером универсального сочетания в рамках одной профессии элементов мастерства педагога, исполнителя, импровизатора и психолога.
Федеральный компонент государственного стандарта начального музыкального образования направлен на реализацию качественно новой личностно-ориентированной развивающей модели школы искусств и призван обеспечить выполнение основных задач, среди которых называется формирование практических умений и навыков учащегося в концертно-исполнительской деятельности. Большое значение для музыкального развития учащегося старших классов имеет работа с концертмейстером. Задача концертмейстера, как и преподавателя - привить начинающему исполнителю любовь и уважение к музыке, воспитать вкус и культуру, открыть и развить такие качества, как наблюдательность, впечатлительность, темперамент, воображение, ум, непосредственность, из которых, как отмечал К.С.Станиславский, «складывается артистическая личность». Совместная работа концертмейстера и солиста должна строиться на взаимопонимании и согласии всех трех сторон: учащегося, преподавателя и концертмейстера. Естественное и яркое сопереживание возникает в результате непрерывного и всестороннего контакта партнеров, их гибкого взаимодействия и общения в процессе исполнения. В сфере специального музыкального образования, для обеспечения ансамблевого единства и художественной целостности остаются актуальными такие универсальные критерии профессионального мастерства концертмейстера, как мобильность, высокая работоспособность, педагогический такт, интуиция. Вместе с развитием инструментального образования, ростом исполнительского уровня учащихся и значительным расширением репертуара, возросли требования к концертмейстеру не только в отношении исполнительского мастерства, но и педагогической ценности как партнёра-наставника. В некоторых ситуациях, складывающихся в процессе работы с учащимися старших классов концертмейстер в полном смысле выполняет функции психолога, который умеет снять излишнее напряжение солиста, негативный фон перед выходом на сцену, способен найти точную яркую ассоциативную подсказку для артистического настроя. Концертмейстер, находясь рядом, помогает пережить неудачи, разъяснить их причины, тем самым предотвращая в дальнейшем проявления сцено-фобии, страха перед повторением ошибок. Важность такой помощи трудно переоценить, особенно в работе с учащимися старших классов, имеющими неокрепшую психику и подверженными различным влияниям современного окружающего мира, что обусловлено возрастными особенностями. Одним из основных этапов работы концертмейстера является непосредственно начальная стадия знакомства с произведением. Именно в этот момент, для успешного ансамбля осуществляется решение таких, наиболее важных задач, как знание музыки вступления и заключения, проигрышей, умение слышать солирование каждой из партий во время пауз или длинных нот, точное следование фразировке, чувствование исполнительского дыхания, единство ритмического пульса и темпа, подчинение общему творческому замыслу. Первое, о чем необходимо помнить концертмейстеру в работе с учащимся – это соблюдение звукового баланса, особенно, если яркое волевое начало определяет большое, развёрнутое и динамически насыщенное вступление концертмейстера. Важно не забывать о физических возможностях ученика, его возрасте и качестве его инструмента. Также большое значение имеет правильный, удобный, условленный с солистом темп. Выйдя на сцену, концертмейстер должен приготовиться к игре раньше своего младшего партнера, если они начинают одновременно. Конечно, нужно как можно раньше, еще в классе научить учащегося показывать концертмейстеру начало игры, но это умение не у всех появляется сразу. Иногда концертмейстеру бывает необходимо самому показать вступление, но делать это надо в порядке исключения. Ученик, который привык к концертмейстерским показам, отвыкает от самостоятельности и теряет необходимую для солиста инициативу.
Сущность работы концертмейстера с учащимся как старших, так и младших классов состоит в том, чтобы помочь ему выявить свои, пусть скромные намерения, показать свою игру такой, какая она есть на сегодняшний день. Концертмейстер имеет право диктовать свою волю солисту только в классе, но не во время концертного выступления. Огромное значение имеют первые секунды на сцене (в момент поклона, настройки на начало исполнения). Учащимся старших классов очень помогает расслабиться непосредственно зрительный контакт («глазами») с концертмейстером, т.к. волнение в этом возрасте особенно сильно. Улыбка концертмейстера и доброжелательный взгляд перед исполнением имеет непереоцененное значение успешного выступления.
Иногда, даже способный исполнитель запутывается в тексте настолько, что это приводит к остановке звучания. Лучше обговаривать до концертного выступления, с каких моментов может быть возобновлено исполнение в случаях остановок в определенных частях формы. Выдержка концертмейстера в таких ситуациях позволит избежать образования у учащегося комплекса боязни эстрады и игры на память. Концертмейстер должен не просто видеть партию солиста, а представлять её в совершенной неотделимости от своей. От степени слитности внутреннего реального звучания будет зависеть качество ансамбля. Степенью владения этой способностью внутреннего слышания определяет то, что принято называть ансамблевой чуткостью.
Итак, технически грамотное ансамблевое исполнение подразумевает синхронность всех партий (единство темпа и ритма партнеров), уравновешенность силы звучания (единство динамики), согласованность (единство приёмов, штрихов, фразировки). Чем совершенней отработаны все детали совместной интерпретации, чем ближе контакт концертмейстера и ребенка, тем успешнее работа в классе и концертные выступления.
Список литературы
- Абрамова Г.С. Возрастная психология; / учебное пособие для студентов ВУЗов; 4-е издание, стереотип. – М.: Издат. Центр «Академия», 1999. – С. 672.
- Горошко Н.Н. Современная подготовка пианиста-концертмейстера: от узкой направленности к разностороннему воспитанию исполнительского мастерства. Изд.- ОГПУ, 1998. - С. 98-100.
- Кубанцева Е.И. Концертмейстерство – музыкально-творческая деятельность // Музыка в школе. – 2001. - № 2. – С. 38-40.
- Урываева С. Заметки о работе концертмейстера-пианиста в ДМШ // О мастерстве ансамблиста. Сборник научных трудов / Отв. ред. Т. Воронина. – Л.: Изд-во ЛОЛГК, 1986. – С. 84-91
- Харламов И.Ф. Педагогика; / Учеб.пособие – 3-е изд. перераб. и доп. – М.: Юрист, 1997. – 512с.