Роль ансамбля в развитии музыканта

Военушкина Наталья Александровна

Занятия ансамблем способствуют музыкальному развитию детей, устанавливают творческий контакт между партнерами, учит сотрудничеству и процессу работы в команде.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_ansamblya_v_razvitii_muzykanta.docx33.93 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

«Детская школа искусств»

МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКЛАД

на тему:

         «Роль ансамбля в развитии музыканта»

                                                                  Выполнил преподаватель

                                                                  отделения специального и

                                                                  общего фортепиано

                                                                   Военушкина Н.А.

                                        Нефтеюганск 2024г.

        Ансамблевое музицирование как метод всестороннего развития учащихся

        

Игра на фортепиано в четыре руки — это вид совместного музицирования, которым занимались во все времена при каждом удобном случае и на любом уровне владения инструментом, занимаются и поныне.  Педагогическая ценность этого вида совместного музицирования недостаточно познана, и поэтому он слишком редко используется при преподавании.  Хотя о пользе ансамблевой игры для развития учащихся известно с давних пор.

Повышенный интерес к разнообразным камерным ансамблям сделал особенно актуальной задачу воспитания музыкантов-ансамблистов.  Эта задача, решать которую необходимо на всех стадиях обучения, начиная с самой ранней, заставляет по-новому взглянуть на возможность дуэтного музицирования.

В чем же заключена польза ансамблевого музицирования?  В силу каких причин оно оказывается способным стимулировать общемузыкальное развитие учащихся?

Ансамблевая игра представляет собой форму деятельности, открывающую самые благоприятные возможности для всестороннего и широкого ознакомления с музыкальной литературой.  Перед музыкантом проходят произведения различных художественных стилей, исторических эпох.  Заметим, что ансамблист находится при этом в особо выгодных условиях - наряду с репертуаром, адресованным собственно роялю, он может пользоваться также оперными клавирами, аранжировками симфонических, камерно-инструментальных и вокальных опусов.  Иными словами, ансамблевая игра - постоянная и быстрая смена новых восприятий, впечатлений, «открытий», интенсивный приток богатой и разнохарактерной музыкальной информации.  

На гребне эмоциональной волны происходит общий подъем музыкально интеллектуальных действий.  Из этого следует, что занятия ансамблевой игрой важны не только как способ расширения репертуарного кругозора или накопления музыкально-теоретических и музыкально-исторических сведений, - эти занятия способствуют качественному улучшению процессов музыкального мышления.  Итак, игра в четыре руки - один из кратчайших, наиболее перспективных путей общемузыкального развития учащихся.  Именно в процессе ансамблевой игры со всей полнотой и отчётливостью выявляют себе те основные дидактические принципы развивающего обучения, о которых говорилось ранее: а) увеличение объема исполняемого в учении музыкального материала и б) ускорение темпов его прохождения.  Таким образом, ансамблевая игра - есть ничто иное как усвоение максимума информации в минимум времени.

Сотрудничество учителя и ученика в музыкальной педагогике понимается как сотворчество.  В сотворческом процессе работы над художественном произведением возникают условия для осуществления основных идей педагогики сотрудничества: изменения отношений между учителем и учеником, принципов целепостановки и творческого воспитания.  Для установления взаимного творческого контакта между педагогом и учеником совместное ансамблевое музицирование - идеальное средство.  С самого начала обучения ребенка игре на инструменте появляется масса задач: посадка, постановка рук, изучение клавиатуры, способы звукоизвлечения, ноты, счёт, паузы, ключи и т.д. Но среди обилия решаемых задач важно не упустить основную - в этот ответственный период не только сохранить любовь к музыке, но и развить интерес к музыкальным занятиям.  Это зависит от многих условий, среди которых немаловажную роль играет личность педагога, и его контакты с учеником.  Ведь в течение какого-то времени учитель становится олицетворением идеального музыканта и человека.  Исполняя самую простую песенку, педагог воодушевляется её настроением и ему легче передать это настроение и воодушевление ученику.   Такое совместное переживание музыки - наиважнейший контакт, который часто бывает решающим для успехов ученика.  Таким образом, педагог создает условия для развития ярких музыкальных впечатлений для работы над художественным образом.  И что особенно важно, этот музыкальный контакт обычно способствует появлению большей инициативы у ученика.  Это пробуждение инициативы активного стремления к исполнению является первым успехом в педагогической работе и главным критерием правильного подхода к ученику.  «В ансамбле учитель-ученик устанавливается единение не только между ними обоими, но и что ещё более важно, гармоническое воздействие между учеником и композитором при посредстве педагога», - указывает Нейгауз Г.Г.  Игра ученика в ансамбле с педагогом заключает в себе возможность передачи музыкального и жизненного опыта исполнительского кредо и эстетических взглядов учителя ученику непосредственно в процессе исполнения музыкального произведения.

Следует отметить также своеобразие переклички с методическими находками педагогики сотрудничества.  Данные теоретического анализа произведения (сопоставление особенностей тонального плана гармоничного языка, фактуры, мелодии) являются настоящими опорными сигналами.  Эмоционально-эстетический анализ произведений находит сигнальное отражение в словесной или графической фиксации субъективной эмоциональной программы - цепочки переживаемых исполнителем настроений (В. Медушевский В. Ратников К. Цатурян, Ц. Насырова).  

При данной форме работы меняется принцип оценивания деятельности учащегося.  Снимается риск негативной оценки выступления и возникает возможность других форм оценивания, направленных на развитие чувства уверенности, защищенности.  Форма ансамблевого музицирования позволяет найти наиболее оптимальные характер и формы оценка.  Как правило, этот вид работы не выносится на зачёты, экзамены, не облагается жестким оценочным критерием.  И поэтому дети, занимаясь подобным видом работы в классе, выступая на концертах, получают положительный эмоциональный заряд от совместного музицирования.  

  Фортепианная педагогика и в этой сфере имеет свои традиции, идущие от А.Г. и Н.Г. Рубенштейнов, В.Н. Сафонова, Н.К. Метнера, Г.Г. Нейгауза.  Форма ансамблевого музицирования является областью наиболее наглядного и активного действия принципов педагогики сотрудничества и, вместе с тем, примером их творческого преломления в соответствии с задачами и особенностями музыкальной педагогики.  Ансамблевая игра - благодатная почва для рождения коллективного продукта в атмосфере сотрудничества.  Она восполняет недостаток индивидуального обучения, а ансамблевое музицирование, в процессе которого происходит совместное создание образа,  и есть путь для решения данной проблемы.

Неоценима роль ансамблевой игры на начальном этапе обучения игре на фортепиано.  Она является лучшим средством заинтересовать ребенка, помогает эмоционально окрасить обычно малоинтересный первоначальный этап обучения.  Начальное обучение игре на фортепиано - область работы с учеником, имеющая свои специфические особенности.    Дети начинают своё знакомство с музыкой и инструментом в возрасте 5-6 лет. Это переход от игровой деятельности к учебно-познавательной.  Получив ряд подготовительных знаний и навыков, ученик приступает к усвоению основ особенно фортепианной игры.  И сразу появляется масса новых задач: посадки, постановки рук, нот, счёта и т.д. Нередко это отпугивает ребёнка от дальнейших занятий.  Важно, чтобы более плавно и безболезненно прошёл переход от игровой к учебно-подготовительной деятельности.  И в этой ситуации идеальной формой работы с учащимся будет ансамблевое музицирование.  С самого первого занятия ученик вовлекается в активное музицирование.  Совместно с учителем он играет простые, но уже имеющие художественное значение пьесы.  Дети сразу же ощущают радость непосредственного восприятия, хотя и крупицы, но искусства.  «Совместное исполнение учителя и ученика приобщает слух детей к тому, что Бузони называл «лунным светом, льющимся на пейзаж».  Имеется в виду педаль фортепиано.  Воссоздаваемое с помощью педали звучание становится богаче и содействует более интенсивному развитию звукового образа».

Ансамблевое музицирование как коллективная форма исполнительской и творческой деятельности учащихся.

С первых шагов необходимо рассматривать ансамблевую игру как форму творческого музицирования, форму созидания в области музыки.

«Если ребёнок перескакивает ступени развития, не музицирует, а только «интерпретирует», … не удаётся заложить у широкой массы детей фундамент музыкальности», - замечает К. Орф.  Можно сравнить ансамблевое музицирование с другими коллективными видами исполнительской деятельности (театральные и хоровые коллективы, вокально-хоровые и фольклорные ансамбли, ансамбли детских музыкальных инструментов).  

Музыкальное воспитание К. Орф советует начинать ещё в дошкольном возрасте с коллективного музицирования на инструментах, почти не требующих специальной выучки.  Это служит важным фактором в воспитании эстетического вкуса детей.

К. Орф считает, что если ребёнок и не станет музыкантом, то творческая инициатива, заложенная на музыкальных занятиях, скажется во всём, что он будет делать в дальнейшей жизни.  

Орф считал, что элементарное музицирование возможно и необходимо в любом возрасте.  Поэтому аналогия с целесообразностью коллективных форм музицирования между методикой музыкального воспитания и фортепианного обучения справедлива и по отношению к учащимся фортепианных кружков.

Ещё больше сближает ансамбль как форму творческого музицирования с другими коллективными формами использование совместной импровизации, подбор по слуху, сочинение.  Эти формы преобладают, т.к. они отвечают психологическим особенностям младшего школьного возраста.  Своеобразие эмоционального развития особенно активно выражается в стремлении к общению в желании приблизиться к духовной жизни сверстников.  У детей резко возрастает потребность соотнести свои переживаниями других людей.  Коллективные формы занятий отвечают потребностям младших школьников, их потребности в художественном выражении, вносят в урок игровое начало, способствуют созданию атмосферы увлечённости, интереса к музыкальным занятиям.

Исследование теории музыкального воспитания младшего школьного возраста считают, что наиболее распространенная форма детского музицирования - действие небольшой группы учащихся.  Музыкальные занятия с небольшой группой имеют огромные преимущества в том случае,  если педагог имеет дело с детьми,  у которых недостаточно развиты музыкально-слуховые представления  музыкально-ритмическое чувство,  с застенчивыми детьми,  которые смогут проявлять себя творчески,  но бояться действовать в больших коллективах сверстников или проявляют замкнутость и отчужденность наедине с педагогом (в индивидуальных занятиях).

Таким образом, ансамблевое музицирование наряду с другими коллективными формами музыкальных занятий позволяет более полно учесть как возрастные особенности значительного контингента учащихся, так и индивидуальные психические свойства отдельных детей.  

Ансамблевое музицирование позволяет с первых шагов обучения включать школьников в активную музыкальную среду.  Они получают возможность уже в первые месяцы занятий выступать с небольшими фортепианными ансамблевыми пьесами перед сверстниками.  Кроме того, не забудем об интересной форме музыкальных занятий - игровое четырехручье, введённой Д.Б. Кабалевским.  Задача таких занятий - привлечь учащихся к исполнению вместе с учителем не сложных и небольших по объёму, но ярких образных произведений, а также познакомит их с самым богатым по звучанию универсальным инструментом - фортепиано.

Отсюда можно сделать вывод: фортепианный ансамбль является коллективной формой профессионального воспитания музыканта на основе индивидуально-группового метода обучения.  У ребенка развивается чувство коллективизма.  Индивидуальное творческое воспроизведение каждой отдельной партии объединяется в единое целое.  Возможность постоянно слушать друг друга, слить звучание своей партии с другой, возможность объединить усилия для достижения общей цели, а также атмосфера групповых занятий, создают благоприятные возможности для развития способностей.


       Роль ансамблевого музицирования в формировании музыкальных способностей школьников на начальном этапе обучения.

В комплексе специфических способностей учащегося - музыканта выделяется первоочередные: музыкальный слух, ритмическое чувство, память, двигательно-моторные («технические») способности, музыкальное мышление.  Развитие музыкальных способностей может иметь место при различных видах музыкальной деятельности - прослушивание музыки, изучение музыкально-теоретических дисциплин.  Но процессы развития учащегося - музыканта протекает особо эффективно, когда он собственноручно оперирует с материалом.  Именно такую возможность и представляет ему музыкальное исполнительство.  «Лучший способ понятия освоить явление — это воссоздать воспроизвести его» (С.И. Савшинский).  В соответствии с поставленной задачей рассмотрим, как ансамблевая игра способствует ускоренному развитию музыкальных способностей учащегося.

      Формирование звук высотных представлений - первоочередной этап в слуховом воспитании учащегося.  Обучение игре на фортепиано начинается с так называемого донотного периода.  Его цель - развитие звук высотного слуха ученика основного вида музыкального слуха.  С этой целью большинство педагогов начинают донотный период с подбора мелодий.  Этот процесс должен переходить на материале детских и народных песен, которые должны будут располагаться в порядке увеличения сложности.  Они запоминаются ребёнком и подбираются по слуху от разных клавиш.  Мелодии для подбора лучше использовать с поэтическим текстом, что способствует пониманию исполняемого произведения и облегчает ощущение метроритма и строения мелодии.  В процессе подбора ребёнок вынужден отыскивать входе музицирования верную интонацию, что наикратчайшей дорогой ведет его к обострению чувства высоты звука.

Некоторые мелодии песен лучше исполнять в ансамбле с педагогом.  За счёт насыщенного богатого мелодическими и гармоническими красками сопровождения исполнение становится более красочным и живым.  Как показывает практика, дети с удовольствием и радостью принимают участие в подобной форме занятий.  «Прежде чем начать учиться на каком бы то ни было инструменте, обучающийся должен уже духовно владеть какой -то музыкой: так сказать, хранить её в своём уме носить в своей душе и слышать своим слухом».  

  Нередко гармонический слух отстаёт от мелодического.  Учащийся может свободно обращаться с единоголосием, но в то же время испытывать затруднения со слуховой ориентировкой в многоголосие гармонического склада. Воспроизводить многоголосие аккордовую вертикаль - особо выгодные условия для развития гармонического слуха.  «В интересах развития гармонического слуха музыканта, - пишет Л.А. Баренбоим, необходимо настойчиво и упорно с детских лет развивать целостное ощущение музыкальной вертикали».

Наиболее сильно - действующим средством развития гармонического слуха является подбор гармонического сопровождения к различны мелодиям, что может иметь место как специальный слуховоспитательный прием в большинстве стадий обучения пианиста.  Но, как правило, длительный период, связанный с постановкой рук и исполнением преимущественно одноголосых мелодий, не позволяет ребёнку сразу исполнять пьесы с гармоническим сопровождением.  В этом случае целесообразно исполнять пьесы в ансамбле, где гармоническое сопровождение будет исполнять учитель или другой ученик.  Это позволит ученику с первых же уроков участвовать в исполнении многоголосной музыки.  Развитие гармонического слуха будет идти параллельно с мелодическим, т.к. ребёнок будет воспринимать полностью вертикаль.

В последнее время появилось много ансамблей, которые сразу же приучают слух маленького ученика к достаточно сложным гармониям.  

      Даже при подборе по слуху ребёнок вряд ли сможет усвоить какие-либо сложные созвучия богатые гармоническим содержанием.  Он сможет овладеть только простыми гармониями - TSD.  Педагог должен стремиться к тому, чтобы гармонический слух ребёнка не воспитывался на аккордовом примитиве.  Особенно он должен учесть это, если сам возьмется за аранжировку произведения.  Ансамблевое музицирование всегда предусматривает знакомство с гармонией.  И, таким образом, исполнение второй партии даёт возможность усвоения навыков гармонического анализа: представление тонального плана произведения, знакомство с необычными аккордовыми созвучиями, ощущение тоники, знакомство с простейшими гармоническими оборотами.

        Воспитание полифонического слуха или, другими словами, способности расчленено воспринимать и воспроизводить в музыкально-исполнительском действии несколько считающихся друг с другом в одновремённом развитии звуковых линий - один из важнейших и наиболее сложных разделов музыкального воспитания.  Интерпретация многоголосной музыки на рояле в значительной мере сводится к проблеме удержания в центре звукового сознания играющего одновременно нескольких звуковых линий (т.е. к проблеме распределяемости).

На начальном этапе обучения игре на фортепиано ребёнок не имеет достаточных навыков для исполнения полифонических произведений не владеет достаточным умением слышания нескольких мелодических линий и исполнения сложной полифонической ткани.  Поэтому фортепианная педагогика накопила значительное количество методических приёмов тренировочного характера, способных в ходе работы над полифонической музыкой ускорить этот процесс.

Наиболее эффективным приёмом, который можно применить в ансамблевой практике - совместное проигрывание на одном или на двух инструментах полифонического произведения по голосам, но парам голосов.  Таким образом, ансамблевая игра развивает умение слышать полифонию.  Исполнение одной методической линии облегчает воспроизведение полифонии, дает возможность вслушаться во все составные её элементы.  Игра в ансамбле помогает ярче оттенить, высветить отдельные элементы звуковых конструкций.  Дифференцированная игра в ансамбле не допускает выделения лишь одного (как правило) верхнего голоса не даёт «слипнуться», «спутаться» нитям, из которых соткана музыкальная ткань.  Уже первые ансамбли для начинающих содержат различные виды полифонии: канон, подголосную контрастную и т.д.  

 Тембро-динамический слух.

Фортепиано - инструмент богатейшего тембро-динамического потенциала.  Колоссальные ресурсы громкостной динамики, огромный диапазон педали, позволяющие создавать разнообразные живописно колористические эффекты, - все это даёт основание говорить о калейдоскопичности звучности современного фортепиано.  Ф. Бузони подчёркивал, что рояль «великолепный актёр», ему дано имитировать голос любого музыкального инструмента, подражать любой звучности.  

Музыкальный слух в его проявлении по отношению к тембру и динамике называют тембро-динамическим слухом.  Тембро-динамический слух важен во всех видах музыкальной, но особенно велика и ответственна его роль в музыкальном исполнительстве.  Он, получая импульсы со стороны живописнообразного воображения и фантазии музыканта, кристаллизуется и совершенствуется через стремление к воплощению в жизнь определённых художественно-изобразительных замыслов и идей.  «В честь фортепиано - инструмента гармонии полнозвучия и многоголосья широкого звукового диапазона оркестральных красок пения и речи чёрно-белой графики живописных колоритов и воздушной перспективы - слогами своей музыкой «дифирамбы» композиторы - от Моцарта и Бетховена до Прокофьева и Шостаковича!»  

Ансамблевая игра предоставляет наибольший простор для развития тембро-динамического слуха, благодаря обогащением фактуры, позволяющей услышать воображаемое оркестровое звучание.  Совместно с педагогом творческий поиск различных тембровых красок, динамических нюансов, штриховых эффектов и т.д. помогает развитию тембро-динамического слуха ученика.  

Начиная с начального обучения, необходимо развивать воображение ребёнка даже на примерах несложных музыкальных произведений, искать в простейших звуковых сочетаниях разнообразные краски.  Начинающие музыканты легко имитируют звуки башенных часов, призывы кукушки, эффекты эха и т.д.  На этих пьесах ученик приобретет навыки «оркестровки» на клавиатуре.

Четырёхручная фактура способна к воспроизведению оркестровых эффектов.  Наличие четырёх рук даёт возможность передать на фортепиано и насыщенность полнозвучных tutti и разнообразие приёмов звукоизвлечения штрихов и некоторые тембровые средства отдельных оркестровых групп.

Ансамблевая игра положительно сказывается на воспитании образного мышления ученика.  Наиболее доступным для восприятия являются введение в музыкальную ткань программно-изобразительных элементов: в партии педагога слышатся и жужжание жука и сигналы горна  трели соловья и др. звукоподражания.  Определённую роль играет и внемузыкальные ассоциации - звучание далёкое и близкое, тяжёлое и лёгкое и т.д.  Большую помощь в создании того или иного художественного образа оказывает словесный текст, который несёт и воспитательную функцию.

       Ритм - один из центральных элементов музыки.  Формирование чувства ритма - важная задача в музыкальной педагогике.  Ритм в музыке - категория не только время – измерительная, но и эмоционально-выразительная, образно-поэтическая, художественно-смысловая.  

Вот некоторые способы её формирования, которые взаимодействуют с ансамблевой игрой:

 Уже первые шаги начинающего пианиста, когда он исполняет самые простые ансамбли, сопутствует выработка ряда игровых приёмов и навыков, которые относятся с процессом развития чувства ритма, выступает в качестве его «подпорки».  Важнейший из этих навыков - воспроизведение равномерной последовательности одинаковых длительностей.  «Чувство … ровности движения приобретается всякой совместной игрой…», - писал Н.А. Римский-Корсаков в работе «О музыкальном образовании», имея в виду ритмически дисциплинирующие, свободно корректирующие воздействие ансамблевого музицирования на каждого из партнёров.

Очень важен умелый подбор материала.  На первых порах партия ученика должна быть предельно простой (как мелодически, так и ритмически) и располагаться в удобной позиции.  Хорошо если партия педагога будет представлять ровную пульсацию заменяя ученику счёт.  

       Играя вместе с педагогом ученик находится в определенных метроритмических рамках.  Необходимость «держать» свой ритм делает усвоение различных ритмических фигур более органичным.  Такой ритмике способствует и разучивание примеров с текстом.

      Прочно освоенный учащимся навык воспитания и воспроизведения мерной пульсации выстраивает «материальную» основу для развития чувства темпа.  Не секрет, что иногда учащиеся исполняют пьесы в замедленном темпе  это может деформировать верное ощущение темпа.  Ансамблевая игра не только даёт педагогу возможность диктовать правильный темп в каждом конкретном случае, но и формирует у ученика верное темпоощущение.  

      Игра в ансамбле позволяет расширить круг музыкальных знаний и понятий, интенсифицировать процесс их усвоения.  «Лучшим способом обучением музыке, - писал Н. Шерман, - является способ, при котором все знания ученик получает во время игры…  Играя песню и следя при этом за её записью, вы должны запомнить, как записывается каждый звук песни, вы очень быстро выучите нотную азбуку.  Ни в коем случае не учите нотной азбуки без игры песни. Это будет скучно и неинтересно».

Ещё больше можно описывать этот процесс познания музыкальной азбуки, если педагог будет использовать для этого ансамблевые примеры.  Ребёнок сразу же будет слышать красочность и разнообразие фортепианного звучание.          

Ансамблевая игра даст большой простор для овладения разнообразными приёмами артикуляции, звуковыми красками.  Вторая партия (аккомпанирующая), где происходит варьирование сопровождения имеет этюдный характер - одна и та же формула повторяется долго в разных тональностях что способствует формированию прочного пианистического навыка.  

     Одной из наиболее эффективных форм, развивающей весь комплекс музыкальных способностей является игра с листа.  Опытные педагоги знают, что гибкий аппарат у хороших чтецов с листа, ансамблевое музицирование, является одной из форм развития этого навыка.  Рассматривая задачу как наполнить смыслом процесс работы и развивать длительную концентрацию ребёнка, следует остановиться на одном из главных условий.  Оно заключается в том, чтобы научить разбирать музыку и научить разучиванию.  Очень важно, чтобы первое знакомство с произведением пробуждало интерес, а не гасило его.  Внести смысл в процесс разучивания сократить время и повысить интерес — это одна сторона работы.  Параллельно следует развивать навыки непрерывного чтения нот, непрерывного внимания.  Надо добиться длительной концентрации внимания и плавной непрерывности мышления, идущего несколько впереди движений рук, тем самым обеспечивая цельность игрового процесса.  Для этой цели уже в начальном периоде (как только ученик усвоил ноты и простые ритмические деления) рекомендуется систематически играть лёгкие пьесы в четыре руки (с педагогом или другим учеником).  Переходить к более трудным пьесам следует не раньше, чем будет закреплён предыдущий уровень трудности.  Усложнение задач должно быть постепенным и почти незаметным для ученика.  Партнёрами при чтении с листа в четыре руки выбираются по возможности дети одного возраста и одинакового уровня подготовки.  И поскольку каждому из них не хочется скомпрометировать себя перед другими, то тут возникает нечто вроде негласного состязания, являющегося стимулом к более основательной и более внимательной игре.  Необходимо нацелить исполнителей на охват сочинения в целом, то есть обратить внимание на самое существенное.  При чтении ансамбля с листа нельзя поправляться останавливаться в трудных местах, так как это приводит к нарушению контакта с партнёрами.  Слишком частые остановки портят радость от игры с листа и поэтому необходимо избирать музыкальный материал для этого значительно лёгкий.  Желательно, чтобы один из играющих не прекращал игру при остановке другого.  Это научит второго исполнителя быстро ориентироваться и вновь включаться в игру.

Итак, обобщим сказанное:

 Ансамблевое музицирование способствует интенсивному развитию всех видов музыкального слуха (звуковысотного гармонического полифонического тембро-динамического).

 Игра в ансамбле позволяет успешно вести работу по развитию ритмического чувства. Она помогает заложить элементарные основы ритма, а также овладеть более сложными метроритмическими категориями (пауза и т.д.).

 Ансамблевое музицирование способствует развитию аналитической, логической, рациональной памятью.

 Работа над фортепианным ансамблем интенсивно развивает образное мышление учащихся и формирование обобщённых музыкальных понятий.

 Ансамблевая игра оказывает положительный эффект на процесс развития игровых способностей.

 Ансамблевая игра может быть включена в различные виды деятельности учащихся в фортепианном классе (импровизация, чтение с листа,  подбор по слуху).

 Ансамблевое музицирование представляет форму сотрудничества ученика и учителя.  Позволяет учесть возрастные и индивидуальные особенности учащихся.  Выступает как коллективный вид деятельности.

Итак, проведённые исследования позволили нам сделать следующие выводы:

        Проблема обучения и развития в фортепианной педагогике продолжает сохранять свою актуальность, требует конкретной реализации в методике фортепианного урока в репертуарной политике в поиске новых методов работы с учащимися.  Особенно важным представляется установление отношений сотрудничества педагога и ученика.

        Ансамблевое музицирование играет большую роль в реализации принципов развивающего обучения.  Оно позволяет развить весь комплекс способностей ученика (ритм, слух, память, игровые способности).

     Ансамблевое музицирование в полной мере отвечает специфике начального этапа обучения учащихся.  Оно особенно целесообразно в условиях массового музыкального образования (студий, кружков, школ искусств, музыкальных лабораторий).  Ансамблевое музицирование позволяет преодолеть ряд трудностей возрастного и психологического порядка, с первых шагов включить учащихся в музыкальную среду.

      Широкое использование фортепианного ансамбля способствует принципу педагогики сотрудничества.  Оно направлено на раскрытие творческого потенциала каждого ребёнка, развитие способностей к самовыражению, освоение культурного наследия.

        Ансамблевое музицирование как форма учебной работы требует умелого педагогического руководства и рационально продуманной методики.  Так начальный этап фортепианной подготовки в силу своей задачи и специфики требует гибкой репертуарной политики на основе педагогической классификации ансамблевой литературы.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Алексеев Н. Методика обучения игре на фортепиано. М.  2001г.
  2. Ануфриев Е.А. Социальная роль и активность личности.  М.  2002г.
  3. Баренбойм Л. Вопросы фортепианного исполнительства и педагогики. Л.  1994г.
  4. Баренбойм Л. Путь к музицированию.  М.  1992г.
  5. Возрастные возможности усвоения знания. // ред. Эльконина Д.Б. и Давыдова В.В. М. 1990г.
  6. Волков И.П. Учим творчеству // Педагогический поиск. М.: Педагогика 2011г.
  7. Вопросы фортепианной педагогики в. III. М.  1994г.
  8. Выготский Л.С. Собрание сочинений в 2 т. Т 1.  М. 1997г.
  9. Готлиб А.  Основы ансамблевой техники. М.  2002г.
  10. Кириллова Т.Д. Теория и практика урока в условиях развивающего обучения. М.  2007г.
  11. Любомудрова Н. Методика обучения игре на фортепиано. М.  2001г.
  12. Макаренко А.С. Книга для родителей. М.  1973г.
  13. Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры. М.  1965г.
  14. Нейгауз Г.Г. Ребёнок за роялем. М.  1973г.
  15. Сорокина Е.  Фортепианный дуэт. История жанра. М.  1994г.
  16. Тимакин Е.М.  Воспитание пианиста. М.  2008г.
  17. Цыпин Г.М. Обучение игре на фортепиано. М.  2006г.
  18. Цыпин Г.М. Развитие учащегося музыканта в процессе обучения игре на фортепиано.  М.  2004г.