Развитие техники в младших классах фортепиано
В данной работе изучаются различные приемы развития фортепианной техники для учащихся младших классов ДШИ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_tehniki_v_mladshih_klassah.docx | 48.57 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
«Детская школа искусств»
МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКЛАД
на тему:
«Развитие техники в младших классах фортепиано»
Выполнил преподаватель
отделения специального и
общего фортепиано
Военушкина Н.А.
Нефтеюганск 2023
Развитие техники в младших классах фортепиано
Обучение фортепианной игре включает в себя не только пианистическое, но и общее музыкальное развитие.
Одна из задач пианиста - педагога - воспитать в учениках любовь к работе, к самому процессу обучения. Воспитательная работа заключается в формировании мировоззрения и моральных качеств, воли и характера, эстетических вкусов и любви к музыке, интереса к труду и умения работать, заботы о здоровье и физическом развитии.
Ученики должны уметь исполнять музыку всех времён – от великих классиков до композиторов–современников, необходимо готовить их к восприятию разнохарактерных произведений. Таким же широким должно быть и техническое воспитание.
Вопросы развития фортепианной техники в младших классах детской школы искусств являются актуальными, так как основы мастерства будущего пианиста закладываются именно на начальном этапе обучения.
Целью данной работы является изучение различных приёмов развития фортепианной техники и упражнений для обучающихся младших классов детской школы искусств, повышение интереса обучающихся к этому виду работы, а также стремление облегчить процесс овладения пианистическими навыками.
Задачи данной работы:
-исследование сферы технического развития ученика в первые годы обучения, перспектива развития первоначальных навыков, пути решения сложных задач начинающего пианиста;
-выявление элементов техники исполнительского аппарата и особенностей развития технических навыков у обучающихся младших классов;
- составление упражнений для развития технических навыков.
Слово «техника» произошло от древнегреческого слова techne, что обозначает искусство, мастерство, умение. Фортепианная педагогика связывает понятие «техника пианиста» с общим исполнительским мастерством, куда входят не только виртуозные качества, но и умение свободно и естественно играть на инструменте. В широком смысле слова, техника – это комплекс средств, позволяющих овладеть различными фортепианными стилями. Замечательный пианист и педагог С. Е. Фейнберг неоднократно указывал на наличие взаимосвязи между различными видами техники, на преемственность стилей, родство фактур. Всё это помогает пианисту накапливать технические умения. «Техника пианиста – не цель, а средство в достижении художественного результата».
Путь пианиста труден тем, что начинается с детства. Здесь не обойтись без регулярных упражнений. Систематическая работа над техникой облегчает преодоление трудностей при исполнении художественных произведений, помогает почувствовать необходимую физическую свободу, при которой все мысли устремлены на воплощение музыкального замысла. О необходимости кратких ежедневных упражнений говорил К.Игумнов: «Упражнения как бы вводят ученика в правильное пианистическое самочувствие и способствуют выработки гибкости, подвижности, выразительности, чуткости пианистического аппарата».
Приобретение техники движений всегда связано с развитием как физических (мышечных), так и психических (волевых) свойств. В работе над пианистической техникой требуются яркость образных представлений, глубина переживаний, ощущение пульса движения музыкальной ткани, слуховое развитие. Недостаточное внимание при развитии этих сторон часто бывает причиной несовершенства техники, ее ограниченности, скованности, а также «немузыкальности», которая включает в себя недостатки звуковой области.
Основная цель технического развития - обеспечить условия, при которых технический аппарат будет способен лучше выполнить необходимую музыкальную задачу. В дальнейшем эти условия должны привести к полному и беспрепятственному подчинению двигательной системы, музыкальной воле исполнителя во всех ее проявлениях, причем подчинению автоматическому.
В педагогической практике часто можно найти много примеров бледности звукового образа, технической ограниченности. Неровность технических пассажей вызвана недослушиваем звуков, особенно в крайних точках построений, на поворотах, при смене фигураций, регистров. Двигательная вялость, неточность попадания, несобранность и расплывчатость объясняются медленной реакцией, недостаточной концентрацией внимания, заторможенными рефлексами. А звуки, « взятые как попало», в последний момент, неподготовленные (даже если они правильные), получают случайную окраску. Поэтому для успешной работы над фортепианной техникой необходимо развитие общей музыкальности ученика. К числу главных недостатков в техническом развитии пианиста относятся зажатость, скованность аппарата. Одна из причин этой зажатости заключается в искусственности игровых приёмов, не связанных с музыкальными задачами. Так, например, при довольно хорошем исполнении инструктивного материала (гамм, аккордов, арпеджио) в художественных произведениях появляется угловатость, неловкость. Отрыв от музыкально – звуковых задач может привести к исполнению бледному и технически несовершенному.
Возрастные особенности обучающихся младших классов ДШИ
Развитие человека имеет возрастные и индивидуальные особенности, которые необходимо учитывать в процессе воспитания. Каждому возрасту присущи свои возможности и ограничения в развитии. Когда мы даём характеристику определённому возрасту, то исходим из уровня физического развития, познавательных процессов и социального развития.
Особенностями физического развития младшего школьника является укрепление скелета в целом. Развитие и окостенение конечностей, позвоночника и тазовых костей находится в стадии формирования. Это необходимо принимать во внимание и постоянно заботиться о правильной позе, осанке. Ещё не закончен процесс окостенения кисти и пальцев, поэтому мелкие и точные движения особенно утомительны для первоклассников. Повышением мышечной силы, общим развитием двигательного аппарата вызваны большая подвижность младших школьников, неумение продолжительное время находиться в одной и той же позе. Происходит совершенствование мозга, нервной деятельности. Заметно развивается вторая сигнальная система (речь), но при этом первая сигнальная система (ощущения) преобладает.
Не менее важное педагогическое значение имеют особенности развития психики и познавательной деятельности: восприятие, внимание, память, мышление, воображение.
Особенность восприятия младшего школьника – эмоциональность. Внимание непроизвольное, недостаточно устойчивое, ограниченное по объёму. Память носит в основном образный характер. Ребёнок запоминает материал интересный, конкретный. Задача учителя – научить рациональным приёмам запоминания.
Мышление – предметно – образное, воображение – воссоздающее. Возрастная особенность младшего школьника – недостаточность воли, опыта для преодоления трудностей. Ребёнок часто охладевает к начатому делу, оставляет его незаконченным, не любит переделывать.
Специфика обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста исходит из возрастных особенностей детей, которые определяют способы детского восприятия и детского познания мира. Наиболее важным из них принадлежат образно-чувственные представления об окружающем мире, склонность ребенка к одушевлению всего видимого и слышимого. Радость жизни - суть детского восприятия мира, единственная жизненная энергия, которая всегда и везде работает эффективно, и именно поэтому она нужна в детской педагогике. Можно радостно и весело учить детей труднейшим вещам, считая при этом количество «выработанной» в процессе обучения радости главным педагогическим успехом. Работа над художественным образом должна начинаться одновременно с первоначальным обучением игре на фортепиано и усвоением нотной грамоты. Для того чтобы эта инструментально-техническая работа (работа над овладением инструментом и тренировкой двигательного аппарата) приносила пользу, необходимо ставить ученику ясные и определенные цели. Необходимо воспитать у ребенка привычку сначала слушать, думать, а потом играть. В начальный период он знакомится с основными выразительными средствами музыки и своего инструмента. С первых шагов обучения следует стремиться к неразрывной связи музыкально-звукового представления с игровым приемом. Это оказывает огромнее влияние на дальнейшее развитие. Наиболее полно свои возможности ребёнок раскрывает в игре. Именно игра помогает сделать процесс обучения интересным и увлекательным, активизирует творческие наклонности. С ее помощью каждый извлекаемый звук, любое упражнение приобретает эмоциональное образное содержание. Важно так «выстроить игру», чтобы в ее ходе ребенок сам ставил перед собой задачи и по возможности самостоятельно их решал.
Приемы для развития фортепианной техники. Гимнастика. Подготовительные упражнения
В воспитании техники у младших школьников большое значение имеет освоение первоначальных навыков игры на фортепиано:
- гибкость и пластичность игрового аппарата;
- правильная посадка за инструментом;
-приёмы звукоизвлечения, предполагающие естественность и рациональность движений рук и пальцев;
- контакт кончиков пальцев с клавишами;
- звуковой результат (как необходимый итог) – это основа для технического и музыкального развития ученика.
До начала обучения игре на фортепиано руки ребёнка были орудием труда или игровых действий. Теперь возникает новая ситуация: руки становятся голосом ребёнка. Они как бы выражают его душу, чувства, музыкальные восприятия. Игровые движения начинающего пианиста налаживаются постепенно и связаны с физическими особенностями строения рук ребёнка.
Руки у детей бывают самые разные: широкие и узкие, крепкие и слабые, пластичные и «корявые», мягкие и жесткие. «То, что подходит одной руке, - пишет Маргарита Лонг, - может быть вредным для другой, и нужно всегда приспосабливать технические задания к характерным особенностям руки, к её анатомическому строению, структуре, размеру и природному растяжению».
Каждый ребёнок диктует свой особый путь развития и цель – как можно скорее найти этот путь. Но принципы, составляющие основу для воспитания пианистических навыков, должны быть неизменными. Главный принцип – научить ребёнка слышать звуковой результат того или иного движения рук на клавиатуре. Запоминание физических ощущений, приспособление рук и пальцев к клавиатуре должно идти вместе с восприятием звучания. Организации игрового аппарата и «постановке рук» необходимо уделить особое внимание с первых занятий. Ребёнок должен различать игру неорганизованной рукой от организованных игровых движений.
Дети не имеют «мышечного контролёра» - привычки постоянно в жизни, в работе сбрасывать мышечное напряжение, поэтому желательно активное освобождение в движении.
Гимнастика – небольшая часть того, что педагог должен использовать для физического воспитания и подготовки рук будущего пианиста. С помощью гимнастики мы заставляем работать крупные мышцы руки (плечо, локоть, кисть), мелкие мышцы (пальцы), координировать движение правой и левой рук.
С начинающими регулярно перед занятиями выполняется комплекс упражнений и вращательный массаж кистей из сборника А. Артоболевской.
Упражнение 1. «Шалтай-Болтай» С. Маршак.
Встать прямо. Опустить руки свободно вниз, слегка нагибаясь при этом вперёд. Начинать покачивать их навстречу друг другу, то скрещивая, то разводя руки в стороны. Одновременно с этим наклон увеличивать, а затем, постепенно распрямляясь возвращаться к исходному положению.
Упражнение 2. «Ванька – встанька» или «Кукла поломалась». Развести руки в стороны. Освободить мышцы спины, шеи и плеч, дать всему корпусу, голове и рукам свободно «упасть» вперёд. Колени при этом слегка подгибаются. После этого медленно выпрямиться, приняв прежнее положение.
Упражнение 3. «Маятник». Встать ровно, ноги на расстоянии ступни. Руки свободно висят вдоль туловища. Начать раскачивать вначале одной, потом другой рукой назад - вперёд всё выше и выше, пока рука не начнёт крутиться по инерции.
11
Упражнение 4. «Мельница». Вращение рукой вокруг плеча. Сначала поочерёдно, потом двумя руками одновременно.
Подготовительные упражнения сопровождаются стихами (поэтический текст создаёт эмоциональный настрой у ребёнка, помогает понять ритмическую сторону).
У музыки и слова одна первооснова - интонация. Трудно определить, что возникло раньше - слово или музыка. Словесный образ и музыкальный неразделимы. А значит, чем глубже мы постигаем словесно-поэтический образ, тем легче создаем образ музыкальный, и наоборот.
Занимаясь стихосложением на уроках, можно в стихах уместить целые методические формулы.
Стихи - необычная подтекстовка. В небольшом четверостишии есть образ, характер, настроение, что вызывает внутреннее эмоциональное переживание и помогает ребенку найти естественные приёмы для решения художественной и пианистической задачи. Пение стихов или звуко-речевая игра играет большую роль как в становлении музыкальной речи, музыкального интеллекта, так и в развитии вербального интеллекта.
Уроки игры на фортепиано и занятия по развитию речи с детьми дошкольного возраста тесно взаимосвязаны. Навыки фортепианной игры влияют на развитие речи ребёнка, развивают фонематический слух, а занятия по развитию речи, в свою очередь, расширяют кругозор, развивают чувство ритма, мышление, воображение.
На уроках с детьми дошкольного и младшего школьного возраста можно использовать следующие упражнения:
Упражнение «Солнышко».
Утром солнышко восходит высоко,
(свободные руки поднимаются над головой)
Вечером заходит глубоко.
(опустить руки вниз, слегка нагибаясь вперёд)
Днём гуляет по небу оно,
(руки поднять и гибкими запястьями покачивать влево и вправо)
Согревает всех, лучи раскинув широко.
(руки опускаются, имитиру лучи)
Гладит ласково листочки и цветы
(гибкие запястья показывают плавные движения)
Людям золотит и щёчки, и носы
(круговыми движениями запястья и закруглёнными пальцами)
День прошёл, и с неба на покой
Солнца шар заходит за горой.
(руки имитируют шар, опускаются вниз: закруглённые локти, запястья, пальцы)
Упражнение «Идём гулять».
Один, два, три, четыре, пять.
(каждый палец касается первого, образуя колечко)
Мы во двор идём гулять
(второй и третий пальцы шагают по столу ритмично и чётко).
Бабу снежную лепили,
(гибкими запястьями, закруглёнными пальцами имитируем лепку снежного комочка)
Птичек крошками кормили
(круговые движения каждым пальчиком).
С горки мы потом катались,
(прямые руки поднимаются вверх и опускаются вниз).
А ещё в снегу валялись
(поворачиваем запястья, поднимая ладошки вверх, затем опуская их вниз).
Все в снегу домой пришли,
(пальцы «шагают» по столу)
Съели суп и спать легли.
(соединить пальцы обеих рук, приложить их к уху)А потом проснулись и …..Улыбнулись…
Упражнение «Маляр». Подойти к стене. Представить, что руки – это кисточки, и они красят стену. Чувствовать расслабленность, но, в то же время вес руки, всё же она что-то весит. Под текст песенки ритмично сначала одна рука, другая и вместе движутся мягко, плавно и изящно.
Я – маляр, шагаю к вам,
С кистью и ведром.
Буду стены красить я,
Станет новым дом.
Упражнение «Крыло птицы». Дети, не лишённые хотя бы минимальной пластичности и не обладающие какими-то физическими недостатками, довольно быстро улавливают сравнение руки человека с крылом птицы и после небольших упражнений запоминают необходимое физическое ощущение, которое им помогает скоро приспособиться к клавиатуре при работе над звукоизвлечением. Суть этого упражнения заключается в том, что руки сидящего за фортепиано ученика приподняты над клавиатурой, полусогнуты в локтях (локти немного отставлены) и раздвинуты примерно на такую ширину, чтобы кисть правой руки висела над второй октавой, а левой руки – над малой октавой. Состояние рук, кистей несколько расслабленное. Крайней точкой «крыла» является локоть, с него и начинается «взмах», имитирующий спокойное, широкое, гибкое движение крыльев птицы. Плавный подъём локтей в стороны и вверх влекущий за собой свободное гибкое движение плеч, предплечий и кистей, затем такое же их опускание проводится в темпе, исключающем суету. Необходимо способствовать налаживанию движения локтя, плеча, кисти, направлять руки ученика и показывать самому.
Следующий этап упражнения проводится каждой рукой отдельно: ученик опускает руку на закрытую крышкой клавиатуру, необходимо придерживать его третий палец на крышке (пальцы слегка собранные) и предложить то же движение «крыла». Несколько преувеличенное вначале,
движение вводится в разумные рамки при переходе к работе над звукоизвлечением, игре non legato, когда сила звука, продолжительность его потребует соответствующего движения руки. Упражнение «Крыло птицы» может оказаться полезным для детей с недостаточной пластичностью рук.
Эти упражнения всегда вызывают у детей большой интерес. Образность поэтической речи и звуковая изобразительность помогает проникнуть в содержание и подготовить игровой аппарат. А также взаимодействие этих компонентов развивает творческий потенциал учеников.
Организация свода кисти, кистевая «рессора».
Без ощущения прочности свода не может быть и прочности пальцев, их опоры, естественной подвижности. Необходимое положение свода обеспечивается прибранностью пальцев, выпуклостью суставов, немного ниже расположенным кистевым суставом.
Существуют различные образные сравнения, помогающие детскому восприятию:
- рука образовала «домик», «купол», «крышку»;
- держим «апельсин», «мячик».
Необходимо при этом контролировать движение первого и пятого пальцев. Фридерик Шопен советовал положить руку на клавиатуру таким образом, чтобы закруглённые второй, третий, четвёртый пальцы приходились на три черные клавиши, а первый и пятый пальцы на соседние белые. Это положение пальцев считается благоприятным.
Кистевая «рессора» (мягкое, гибкое движение кистевого сустава) обеспечивает чередование «работы» и «отдыха» руки, «амортизирует» удар пальца по клавишам. Важно воспитать у ученика правильное ощущение опоры пальцев, их цепкость.
Несколько упражнений на столе:
«Прыжки», «Мячик», «Тук – тук, молотком».
«Мостик», «Радуга» - дугообразные перемещения руки. 15
«Найди меня», «Эхо», «Кукушка» - развитие слуховых навыков.
«Шагающий экскаватор», «Крабик» - передача характера через прикосновение с первого на пятый палец с раскачиванием запястья.
При работе с детьми используются знания, почерпнутые из книг А.А.Шмидт-Шкловской, А.Артоболевской, Л.Баренбойма и других педагогов – пианистов. Все педагогические наработки и приемы приходится переводить в другую плоскость, на иной уровень восприятия и иную двигательную оснащенность. Во время занятия показывается и комментируется каждое движение. Иногда в игру вступает сказочный персонаж, который наблюдает за работой. Дети должны хотеть приходить на урок, войти в рабочий режим, чтобы работа – учёба была в радость.
Древняя китайская пословица гласит: люди могут забыть слова, которые вы им говорили, но они никогда не забудут чувства, которые вы у них вызывали.
Посадка за инструментом
С самого начала занятий на фортепиано необходимо следить за правильной посадкой детей. Стул стоит напротив середины клавиатуры, сидеть нужно на его половине так, чтобы ноги всей ступней опирались на пол. Обычно дети не достают ногами до пола, поэтому им требуется подставка под ноги.
Высота. Локти на уровне клавиатуры. В дальнейшем может изменяться в зависимости от задач: высокая – для тренировки крупной техники, низкая – для тренировки мелкой техники.
Расстояние. При взятии звуков, локоть слегка выдвинут вперёд. Может изменяться: прямые руки - охват клавиатуры при широкой фактуре, локти на уровне туловища при вычленении участка клавиатуры.
Запястье находится примерно на уровне белых клавиш, чуть ниже «косточек» основания пальца. Может изменяться: чуть ниже уровня клавиш - внятная артикуляция и дифференцированное звучание вертикали, выше - ударные тембры в крупной технике и подкладывание через 4-5 пальцы в мелкой технике, иногда при имитации оркестровых тембров.
Пальцы слегка закруглённые: ставятся плоскими в legato, закругляются при staccato и «бисерной» технике.
Правильная посадка ученика за инструментом предполагает непринуждённость, отсутствие напряжённости спины, но в то же время и организованность, подтянутость корпуса; удобное ощущение плеч, шеи, без изменений скованности позы. Чрезмерная расслабленность корпуса свидетельствует не о физической свободе, а об отсутствии внутренней собранности, равнодушии к делу или о недисциплинированности ученика.
Свобода плечевого пояса, правильное ощущение и использование движений рук от плеча до кисти необходимы как для исполнения кантилены, так и для технического развития, так как пальцевая беглость не может быть воспитана без свободы всего аппарата. Пианист использует целый комплекс движений и ощущений спины, плечевого пояса, локтя, предплечья, кисти, пальцев. Во время игры все эти движения образуют единый «трудовой» процесс, наибольшими «тружениками» оказываются пальцы, их кончики.
Известный педагог, автор интенсивного курса «Аллегро» Т. И. Смирнова рекомендует на занятиях с маленькими детьми стараться не делать замечания непосредственно ребенку «ты плохо сидишь, неправильно», лучше сказать «так медвежонок сидит, а Леночка у нас как сидит?». На такое замечание ребенок не обидится, так как оно обращено к медвежонку, и с удовольствием покажет свое умение красиво сидеть.
Надо создавать психологическую комфортность для ребенка, ведь при индивидуальной работе он все время ощущает наше пристальное внимание к себе, что часто приводит к внутренней скованности, стеснительности и излишней старательности, из-за которой упражнения выполняются хуже возможностей ребенка. Усвоив правила посадки за инструментом, с некоторыми детьми приходится выполнять задания на инструменте стоя, так как лучше чувствуется опора и «дно клавиши». От первых шагов ребёнка в музыкальном воспитании зависит и его дальнейшее музыкальное образование.
Как в начале обучения, так и в дальнейшем, работа ученика над техникой не должна идти в отрыве от восприятия звучания. Ряд звуков, не объединённых между собой по смыслу, даже идеально звучащие каждый в отдельности, ещё не представляет собой музыкальной фразы. Следует предостеречь ученика от утрирования движений, что происходит, когда он слишком «старается», увлечён только гимнастической стороной движений, но не слушает звучание. Налаженное движение объединительного движения у детей нарушается при переходе к игре legato более длинных мелодических отрезков. В таких случаях надо объяснять ученику, что мелодия состоит из ряда мотивов, объединённых лигой. Для лучшего усвоения ребёнком задачи, допустимо вначале расчленить мелодию, поучить первый её элемент и наладить звучание и движение руки. В начальном периоде обучения часто бывает затруднительным исполнение пятипальцевых последовательностей. Четвёртый и пятый пальцы у начинающих обычно слабые и зависят друг от друга. Укрепление их должно идти постепенно, на материале подбираемого педагогом репертуара. Важно, чтобы слабые пальцы при игре правильно располагались на клавишах (не сползали на края), и чтобы кисть во время игры «помогала» объединительным движением.
В случаях, когда по смыслу исполняемого пятый палец должен сыграть достаточно крепко, то движение налаживается в соответствии с новым звуковым заданием: рука (кисть) так же отводится в сторону к пятому пальцу, в этот момент делается небольшой толчок руки от себя (к крышке инструмента).
Такая фактура является удобным материалом для укрепления пятого пальца, так как здесь требуется большая активность его движения. Постепенное прибавление темпа в изучаемых упражнениях и этюдах предполагает сохранение усвоенных объединительных движений. Они будут мельче, менее заметны для глаз, сохраняясь в ощущениях самого исполнителя. Нарушение этого приводит либо к манерности игры (когда движения преувеличены), либо к невыразительности, жесткости звучания, «тряске» руки (когда они совсем исключены).
Последующие этапы работы над техникой представляют собой совершенствование первоначальных навыков игры, и на этой основе – развитие пальцевой беглости, четкости, цепкости кончиков пальцев, ловкости движений руки на клавиатуре. Эти качества могут развиваться только при постоянном слуховом контроле исполнителя над выразительностью, четкостью и ритмичностью своей игры, без чего невозможно естественное и рациональное приспосабливание рук и пальцев.
Технические приемы, движения, навязываемые ученику в незвуковой, художественной задаче, без учета особенностей строения его рук и психологического склада, могут оказаться только тормозом. И так как приспосабливаемость рук к клавиатуре, пианистическим трудностям, степень природной беглости пальцев у различных детей различна, не может быть технических рецептов «на все случаи жизни». Необходимо проанализировать общие принципы дальнейшей работы начинающего пианиста над этюдами и упражнениями.
Работа над инструктивным материалом (гаммы, аккорды, арпеджио, этюды), различные виды упражнений
Изучение гамм, этюдов и арпеджио является одним из важных разделов музыкально-технического развития ученика, поэтому необходима систематическая работа над инструктивным материалом в течение всего периода обучения. В первом классе изучение гамм следует начинать примерно со второго полугодия. Рекомендуется предварительно освоить построение двух тетрахордов от любого звука (вначале от белых клавиш). Играть их нужно в пределах октавы: нижний тетрахорд - левой рукой, верхний - правой. После этого можно переходить к игре гамм каждой рукой отдельно с традиционной аппликатурой. Затем следует начинать игру двумя руками расходящихся гамм в октаву, сначала от одного звука (с симметричной аппликатурой), и после усвоения расходящихся гамм приступить к игре в параллельном движении. Темп должен быть таким, в котором ученик может контролировать и играть безошибочно. Далее желательно ввести подвижные темпы для того, чтобы ученик постепенно научился быстрее мыслить звуками, а также автоматизировал игровые движения. Изучение гамм и арпеджио необходимо для развития технических навыков у ученика. Полезное занятие можно сделать еще и интересным, ведь сухие последовательности звуков можно играть как фрагменты музыкальных произведений. Здесь необходимо проявить фантазию: подобрать стихотворный текст, изменить штрихи и ритм, не забывать о динамических оттенках, разнообразить тембровыми красками. Не играть механически, а контролировать слухом художественный результат. При такой работе игра гамм и арпеджио станет занятием полезным и увлекательным. Изучение гамм целесообразно связывать с их применением в музыкально-педагогической литературе. «Техника должна с самого начала идти рука об руку с подлинным музыкальным развитием», - пишет
И. Гофман.
Одним из важнейших элементов игры на фортепиано является правильная аппликатура. Она должна быть логически оправданной, способствующей более свободному исполнению. Гаммы и арпеджио можно подразделить на группы, соответствующие этапам работы. Каждый этап нужно объединить ни только определенным уровнем трудности, но и определенным типом аппликатуры. Одинаковая аппликатура внутри каждого этапа позволяет сэкономить время и силы. После того, как ученик пройдет гаммы во всех тональностях, необходимо начать их повторять, но каждый раз ставить перед учеником новые задачи: добиваться лучшего качества исполнения, более подвижного темпа, вводить акценты, работать над динамическими оттенками.
В гаммообразных и многих других фигурациях нередко представляет трудность подкладывание первого пальца. Надо проследить, чтобы оно происходило плавно, без толчка, чтобы большой палец подводился к нужной клавише постепенно, не рывком. Большую пользу могут принести специальные упражнения на подкладывание первого пальца. Одним из самых распространенных являются те, в которых вычленяются и несколько раз повторяются отрезки гаммы, где происходит подкладывание первого пальца.
У учеников еще не сформировалась пальцевая техника, возникает напряжение в руке при быстром темпе и ровность линии утрачивается. Показателем этого служат «тряска» руки. Полезно немного замедлить темп и
поработать над достижением большей цельности мелодической линии, используя «объединяющие» движения. Переход от медленного темпа к быстрому можно осуществлять путем вычленения отдельных отрезков фигураций, исполнения их в подвижном темпе и последовательного закрепления. В случае «зажатости» ученика полезно даже начинать с одного звука и затем постепенно прибавлять к нему последующие.
Арпеджио
Особое внимание необходимо уделять плавному подкладыванию первого пальца, так как в арпеджио оно еще труднее, чем в гаммах; помочь подкладыванию может небольшое отведение запястья по направлению движения. В быстром темпе добиться такой же связности при подкладывании первого пальца сложно и надо использовать плавный перенос руки. Для учеников с маленькой рукой арпеджио трудны растяжением, часто вызывающим заметное напряжение. Рука по возможности должна находиться в свободном собранном состоянии. Трудность для учеников представляют различные гармонические фигурации, встречающиеся в фортепианной литературе, начиная с разложенных аккордов («альбертиевых» басов). Их полезно учить плавным, «объединяющим» движением, свободно собранной рукой. Это освобождает от напряжений. Напряжение нередко вызывается излишней затратой силы, стремлением к яркости исполнения. Надо показывать ученику, что достаточно сыграть насыщенно опорные звуки, басы и рельефно воспроизвести crescendo; общая звучность должна быть легкой, иначе фигурация станет вязкой и будет затемнять мелодию.
Выбор этюдов
Техническая работа ученика должна идти по пути использования наибольшего разнообразия фортепианной фактуры: - во-первых, это разносторонне развивает его технические навыки; - во-вторых, выявляет те индивидуальные качества ученика, которыми педагог может руководствоваться при выборе технического репертуара. Для правильного подбора этюдов учитываются и такие моменты: величина рук ученика, особенности их строения, растяжение пальцев и степень технической подготовленности. Наряду с этюдами, преследующими цель подвижности пальцев, важно использовать и мелодические этюды. Они способствуют налаживанию гибких, пластичных движений руки, большей глубине ощущения пальцами клавиш. Не следует только перегружать ученика сухими инструктивными этюдами, не представляющими музыкальной ценности, «абстрактными» упражнениями, так как этот эмоционально-непривлекательный материал вряд ли пробудит интерес ребенка к технической работе.
Изучение этюдов распадается на следующие этапы:
- Тщательный разбор (игра целиком и по частям).
- Музыкальное усвоение.
- Умение сыграть осмысленно с правильной фразировкой, достаточно выразительно.
-Исполнение этюдов в подвижном темпе, определение недостатков игры.
- Работа над неудавшимися элементами, упражнения.
- «Собирание» отдельных эпизодов в целый этюд, дальнейшее прибавление темпа и опять работа над необходимыми упражнениями.
Желательно, чтобы этюд возможно скорее был выучен наизусть. Разобрав этюд и приступив к музыкальному освоению и технической работе над ним, ученик обязан руководствоваться правилом, что любое проигрывание этюда должно быть полноценным в музыкальном отношении, так как грубое исполнение этюда приносит мало пользы. Любой быстрый пассаж, этюд (как в предварительной стадии работы, так и при тренировке) должны быть хорошо «пропеты»: пальцы, четко переступая, «берут», «осязают» дно клавиши, мягкая кисть, сообразно с фразировкой, помогает объединительными движениями. Не следует при этом слишком задерживать пальцы на клавишах, «увязая» в них, якобы для лучшего легато. По мере прибавления темпа степень плотности опоры пальцев в клавишах несколько ослабляется, облегчается звук, но цепкость кончиков пальцев, четкость артикуляции сохраняется.
После разбора этюда наиболее эффективна работа над ним в спокойном (для начинающих) и в среднем темпе (для более подвинутых учеников). Слишком медленные темпы мешают слышать фразировку и, в связи с этим, налаживать верные движения; слишком быстрые - приводят к «забалтыванию», так как ученик не успевает во время занятий слушать фразировку, контролировать свои действия.
В дальнейшей работе над этюдом (или другим техническим произведением) определением оптимального темпа является хорошее звучание при исполнении, ритмичность, четкость игры, удобство и естественность в движении рук и пальцев. Нарушение четкости, ровности, свобода игры может происходить не только из-за недоступного на данном этапе темпа или вялости пальцев, но и в результате неправильного членения пассажа, искажения контуров мотивов, его составляющих. Это лишает мелодию пассажа смысла и создает технические неполадки, так как мешает пальцам «приладиться» к клавиатуре.
При изучении этюдов ученику следует следить и за аккомпанементом, который очень часто является «дирижером», так как несет функции ритмического управления движением, хотя остается и на втором плане звучания.
Упражнения
Выбор упражнений для ученика так же индивидуален, как и выбор этюдов. «Отвлеченные» упражнения могут иметь место в практике обучающегося, но действеннее, интереснее (так как понятнее для ребенка их необходимость) те упражнения, которые помогают преодолеть трудности в исполняемых произведениях. Упражнения должны преследовать ясную цель, давать достаточно эффективный, ощущаемый результат. Игра упражнения предполагает осмысленное его исполнение, выразительное, ритмическое звучание с активным ощущением кончиков пальцев в глубине клавиши, четким поднятием пальцев, правильным объединительным движением кисти. Для построения упражнений используются отдельные элементы пассажей (мотивы), которые и разучиваются разными способами. Наиболее употребительны следующие способы:
- многократное повторение элемента на одном месте
(с перерывами между повторениями);
- с переносом руки по октавам;
- постепенное прибавление темпа во время повторений.
Аппликатура
Каждый зрелый музыкант хорошо понимает значение аппликатуры. Выбор пальцев помогает осуществлять различные художественные задачи и способствует преодолению многих пианистических трудностей. Удачно найденная аппликатура позволяет сэкономить немало времени и найти более
короткий путь к достижению цели: правдивому воссозданию художественного образа произведения.
С первых лет обучения необходимо воспитывать в учениках сознательное отношение к аппликатуре, бороться с невнимательным отношением к обозначенным в нотах пальцам. Но, если педагог чувствует, что ребенку неудобно в силу каких-либо его индивидуальных особенностей или же по причине того, что в тексте может быть опечатка, аппликатуру необходимо пересмотреть. Надо помнить, что аппликатура, удобная в медленном темпе, может оказаться неприемлемой в быстром. Обозначать пальцы необходимо там, где возникает неясность и приучать ученика самостоятельно подыскивать нужную аппликатуру, но для этого он должен знать основные аппликатурные принципы, руководствуясь задачами художественной выразительности:
- по возможности надо стремиться к естественной последовательности пальцев;
- следующие друг за другом клавиши обычно нажимаются поочередно каждым пальцем;
- пропуск одной клавиши - это пропуск пальца (в дальнейшей работе от этой закономерности иногда приходится отказываться);
- в секвенциях одинаковые группы надо играть теми же пальцами. ( Это способствует большей быстроте и прочности запоминания);
- иногда приходится играть первым и пятым пальцами на черных клавишах. При некоторой привычке это не будет казаться неудобным, особенно если немного подвинуть руку вглубь клавиатуры.
Изменение авторского распределения рук возможно в том случае, если это ведет к более совершенному разрешению художественной задачи. Оно недопустимо, когда в целях достижения чисто пианистического удобства авторский замысел хотя бы в незначительной мере искажается. Было бы неправильно во многих произведениях с широким фигурационным изложением партии левой руки передавать ее частично в правую руку, так как при этом утрачивается впечатление широты, которое призвано создать сопровождение. Все же некоторые изменения авторского распределения рук оказываются вполне оправданными.
Для активности пальцев важно усилить звуковой контроль за качеством звучания, направить внимание ученика на то, чтобы каждый звук был ясным, округлым, насыщенным.
Недостаток четкости исполнения вызывается неправильным положением пальцев. Надо следить, чтобы они не прогибались в суставах и оставались закругленными. Следить, чтобы не вдавливать «косточки», так как это лишает палец должной опоры.
Запоминается всё, что было в первый раз. Поэтому важно, чтобы ребёнок запомнил свои первые занятия на фортепиано, как что-то очень привлекательное, приятное, эмоционально яркое и артикуляционно-удобное. Он должен справляться сразу со всем или со многим, чему его учат. У него должно получаться. Потом будет труд, упорный труд - по мере таланта. Но вначале ребенок должен восхититься.
Путь пианиста труден тем, что начинается с детства. Здесь не обойтись без регулярных и продолжительных упражнений.
Период освоения первоначальных навыков составляет примерно три – четыре месяца обучения. На этом этапе работы с начинающими используются песни, пьески, этюды, мало отличающиеся друг от друга в фактурном отношении и по всем методическим задачам. Темпы исполнения медленные, умеренные.
Следующий этап занимает приблизительно второе полугодие первого года обучения, иногда первую половину второго года обучения. Здесь технические задачи приобретают большую определённость, используется разнообразная фактура, темп исполнения немного подвижнее. Ученик знакомится с гаммами, аккордами, арпеджио.
Далее происходит уже четкая дифференциация технического материала, освоение методов работы над ним. С каждым последующим годом используется всё более сложная фактура, увеличиваются темпы исполнения.
В четвёртом классе ученик должен владеть основными типами техники: пятипальцевыми поступенными последованиями, гаммообразными и арпеджированными, гармоническими фигурациями (изложенными длинными пассажами или в беспрерывном движении), аккордами, репетициями и так далее.
Заключение
Техника - понятие широкое. Оно включает в себя все, чем должен обладать пианист, стремящийся к содержательному исполнению.
Теоретический анализ научно-методической и психолого-педагогической литературы по теме позволяет сделать вывод: когда говорят о фортепианной технике, то имеют в виду, ту сумму умений, навыков, приемов игры на фортепиано, при помощи которых пианист добивается нужного художественного звукового результата. Демонстрация скорости, силы или выносливости вне достижения художественной цели не доставит слушателям подлинного эстетического удовлетворения.
Развитие техники на начальном этапе обучения требует от педагога особого внимания и умелого планирования. Данные материалы могут быть полезными для начинающих педагогов и для преподавателей со стажем, так как всегда полезно дополнить свою педагогическую копилку. Итак, в процессе исследования надо отметить, что тема настолько неисчерпаема, что можно продолжать ее в будущем по мере появления новых методически полезных материалов.
Литература
1.Алексеев А.Д. Методика обучения игре на фортепиано.- М.,«Музыка»,1978.
2. Алексеев А. Д. История фортепианного искусства. – М., 1988.
3.Артоболевская А.Д. Первая встреча с музыкой. - М.,1989.
4.Баренбойм Л. А. Перунова Н. Путь к музыке. Ленинград, «Советский композитор», 1988.
5.Бочкарев Л.Л. Психология музыкальной деятельности - М., 1978.
6. Шмидт - Шкловская А.А. Воспитание пианистических навыков, Ленинград «Музыка», 1985г.
7.Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка – М., 1978.
8.Гнесина Е. Ф. Подготовительные упражнения к различным видам фортепианной техники. «Композитор. Санкт – Петербург» 2010.
9.Гофман И. Фортепианная игра. Ответы на вопросы по фортепианной игре. М., Классика ХХ1, 2002.
10.Калачева С.В. Стих и ритм. – М., 1978.
11.Кончаловская Н. Нотная азбука. - М., 1997.
12. Лонг М. Фортепиано – школа упражнений. «Музгиз» , 1963.
13. Мартинсен К. А. Методика индивидуального преподавания игры на фортепиано. М., «Музыка» 1977
15.Милич Б. Воспитание ученика-пианиста – К., 1997.
16.Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры. - М.,1982.
17. Николаев А.А. Некоторые вопросы развития фортепианной техники. М., «Музыка» 1965.
18.Печковская М.П. Букварь музыкальной грамоты – М.,1996.
19. Симонова Т. Скороговорки для фортепиано 50 упражнений для беглости пальцев «Композитор» Санкт – Петербург, 2005.
20.Смирнова Т.И. Allegro, фортепиано, интенсивный курс. Методические рекомендации, изд-во ЦСДК., М.,1999.
21.Тимакин Е.М. Воспитание пианиста, М., Советский композитор, 1989.
22. Фейнберг С. Е. Пианизм как искусство. Издание второе дополненное. - М.,1969.
23. Финкельштейн Э. Маленький словарь маленького музыканта.
Санкт – Петербург «Композитор» 1995.