Дополнительная образовательная программа в области "Музыкальное искусство"
Программа имеет общеразвивающую направленность, расчитана на воспитание, обучение и музыкальное развитие учащегося.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_fortepiano_1_god.doc | 124 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Ханты - Мансийский автономный округ - Югра
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
«Детская школа искусств
Дополнительная общеразвивающая образовательная программа в области музыкального искусства
«Фортепиано»
для учащихся 1 класса
отделения фортепиано
Срок обучения 1 год (9 месяцев)
Составитель:
Преподаватель
Военушкина Н.А.
г. Нефтеюганск
2023г
Структура программы учебного предмета
I. Пояснительная записка
- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе
- Срок реализации учебного предмета
- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательной организации на реализацию учебного предмета
- Сведения о затратах учебного времени
- Форма проведения учебных аудиторных занятий
- Цели и задачи учебного предмета
- Структура программы учебного предмета
- Методы обучения
- Содержание учебного предмета
- Учебно-тематический план
- Годовые требования
- Требования к уровню подготовки учащихся
- Требования к уровню подготовки на различных этапах обучения
- Формы и методы контроля, система оценок
- Аттестация: цели, виды, форма, содержание
- Критерии оценки
- Методическое обеспечение учебного процесса
- Список учебной и методической литературы
- Список рекомендуемой учебной литературы
- Список рекомендуемой методической литературы
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Характеристика учебного процесса, его место
и роль в образовательном процессе
Программа учебного предмета «Основы музыкального исполнительства Фортепиано» разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 №191-01-39/06-ГИ, а также с учетом многолетнего педагогического опыта в области исполнительства на фортепиано в детских школах искусств. И так же в соответствии с Федеральными государственными требованиями к структуре основной образовательной программы дошкольного образования.
Обучение игре на фортепиано занимает особое место в музыкальном образовании ребенка. «Игра на фортепиано - движение пальцев; исполнение на фортепиано - движение души. Обычно мы слышим только первое» (А. Рубинштейн). Познание мира на основе формирования собственного опыта деятельности в области музыкального искусства позволяет раскрыть творческие способности ребенка, помогает развить его эстетические чувства. При этом освоение фортепианной техники не требует от начинающего пианиста значительных усилий, во многом обучение представляется ему как новая интересная игра. Обширный и разнообразный фортепианный репертуар включает музыку различных стилей и эпох, в том числе, классическую, популярную, джазовую.
Данная программа предполагает обучение основам игры на фортепиано для дальнейшего обучения на отделении фортепиано ДШИ.
Программа имеет общеразвивающую направленность, и рассчитана на воспитание, обучение и музыкальное развитие учащегося.
Предлагаемая программа рассчитана на один год обучения.
Эффективным способом музыкального развития детей является игра в ансамбле, в том числе, с педагогом, позволяющая совместными усилиями создавать художественно-осмысленные трактовки произведений. Игра в ансамбле развивает умение слушать друг друга, гармонический слух, формирует ритмичные и синхронные навыки игры. Ансамблевое музицирование доставляет большое удовольствие ученикам и позволяет им уже на первом этапе обучения почувствовать себя музыкантами. А позитивные эмоции всегда являются серьезным стимулом в индивидуальных занятиях музыкой.
Занятия ансамблевым музицированием развивают музыкальное мышление, расширяют музыкальный кругозор учащихся, готовят их к восприятию музыкальных произведений в концертном зале, театре, формируют коммуникативные навыки.
Срок реализации учебного предмета
При реализации программы учебного предмета «Основы музыкального исполнительства. Фортепиано» со сроком обучения один год, продолжительность учебных занятий одного года обучения составляет 34 недель в год.
Сведения о затратах учебного времени
Вид учебной работы, нагрузки, аттестации | Затраты учебного времени | Всего часов | |
Годы обучения | 1-й год | ||
Полугодия | I полугодие | II полугодие | 34 |
Количество недель | 16 | 18 | |
Аудиторные занятия | 32 | 36 | 34 |
Самостоятельная работа | 32 | 36 | 68 |
Максимальная учебная нагрузка | 64 | 76 | 140 |
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательной организации на реализацию учебного предмета
Общая трудоемкость учебного предмета «Основы музыкального исполнительства. Фортепиано» при сроке обучения один год составляет 34 часа, при нагрузке 1 час в неделю.
Форма проведения учебных занятий
Занятия проводятся в индивидуальной форме, что позволяют преподавателю построить процесс обучения в соответствии с принципами дифференцированного и индивидуального подходов.
Цель и задачи учебного предмета
Целью учебного предмета является обеспечение развития творческих способностей и индивидуальности учащегося, овладение знаниями и представлениями о фортепианном исполнительстве, формирование практических умений и навыков игры на фортепиано, устойчивого интереса к самостоятельной деятельности в области музыкального искусства.
Задачи учебного предмета
- создание условий для художественного образования, эстетического воспитания, духовно-нравственного развития учащегося;
- формирование у учащегося эстетических взглядов, нравственных установок и потребности общения с духовными ценностями, произведениями искусства;
- воспитание активного слушателя, зрителя, участника творческой самодеятельности.
- приобретение учащимся начальных базовых знаний, умений и навыков игры на фортепиано, позволяющих исполнять музыкальные произведения в соответствии с учетом возрастных особенностей;
- приобретение знаний основ музыкальной грамоты, основных средств выразительности, используемых в музыкальном искусстве, наиболее употребляемой музыкальной терминологии;
- воспитание культуры сольного и ансамблевого музицирования на инструменте, стремления к практическому использованию приобретенных знаний, умений и навыков игры на фортепиано;
- взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития.
Структура программы
Программа содержит следующие разделы:
- сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;
- распределение учебного материала по годам обучения;
- описание дидактических единиц учебного предмета;
- требования к уровню подготовки учащихся;
- формы и методы контроля, система оценок, итоговая аттестация;
- методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».
Методы обучения
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:
- словесный (объяснение, беседа, рассказ);
- наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);
- практический (освоение приемов игры на инструменте);
- эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления).
II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Годовые требования
Учебная программа по предмету «Основы музыкального исполнительства. Фортепиано» рассчитана на 1 год. В распределении учебного материала учтен принцип систематического и последовательного обучения. Последовательность в обучении поможет учащимся применять полученные знания и умения в изучении нового материала. Формирование у учащегося умений и навыков происходит постепенно: от первого знакомства с инструментом и нотной грамотой до самостоятельного разбора и исполнения музыкального произведения.
Содержание учебного предмета соответствует направленности общеразвивающей программы на приобщение учащегося к любительскому музицированию.
Годовые требования содержат несколько вариантов примерных исполнительских программ, разработанных с учетом индивидуальных и возрастных возможностей, интересов учащегося.
С учетом возрастных возможностей может разрабатываться и использоваться более высокий уровень сложности программных требований.
Учебно – методический план:
Учащийся должен знать, слышать и видеть в нотах:
- регистры и названия октав;
- интервалы: секунду, терцию, квинту, октаву;
- движение мелодии (поступенное, скачкообразное, на месте – вверх и вниз);
- нотную грамоту (название и написание нот в скрипичном и басовом ключах; знаки альтерации – диез, бемоль, бекар);
- простые размеры, длительности и паузы (учащиеся решают несложные ритмические задачи, учатся считать, расставлять тактовые черточки, одновременно учатся играть по нотам со счетом вслух);
- основные динамические оттенки, штрихи (non legato, legato, staccato) и музыкальные термины, их обозначающие;
- фразировку (умение слушать окончания фраз, выстраивать мелодию с помощью словесных текстов).
Кроме этого, учащийся учится читать с листа и транспонировать простые попевки («Во саду ли», «Не летай соловей», «Во поле береза…»), подбирать знакомые мелодии, например: «Кузнечик», «Песенка Львенка и Черепахи».
Игра в ансамбле способствует формированию и развитию звуковых и технических навыков игры на фортепиано, воспитанию образного мышления, любви и желания музицировать. Самые простые мелодии ребенку интереснее играть в ансамбле, нежели одному.
Усложнение задач и повышение требований должно коснуться: сформированности игрового аппарата; количества и качества технических навыков.
Одновременно с изучением основ нотной грамоты происходит формирование аппликатурных принципов (изучение гамм). Гаммы изучаются сначала мажорные, затем минорные с симметричной аппликатурой, аккорды с обращениями, хроматическая гамма. Большое внимание уделяется правильности посадки, формированию свободного аппарата.
К окончанию года у учащегося должно быть сформировано ясное слуховое и мышечное представление об основных способах звукоизвлечения, стремление к осмысленному приобретению навыков в этом направлении, стремление контролировать полученный звуковой результат. Учащийся должны исполнять музыкальные произведения с большей выразительностью, в полном соответствии с их художественными и техническими задачами.
Необходимо воспитывать у учащегося умение слушать живое исполнение музыки, посещать классические концерты, развивать слух и эстетический вкус.
За год учащийся должен изучить 15-20 мелких произведений. В репертуаре предполагаются пьесы разного характера: народные песни, танцевальные пьесы, этюды, ансамбли.
В конце 2 полугодия на выпускном концерте учащиеся исполняют 2 разнохарактерные пьесы (можно в ансамбле с педагогом).
Оценки за работу в классе и дома, а также по результатам публичных выступлений, могут выставляться педагогом по четвертям.
Примерные репертуарные списки
Этюды
Этюды из сборников: Е.Гнесина . "Фортепианная азбука", "Маленькие этюды для начинающих", К.Черни . «Этюды».
Пьесы
Пьесы из сборников: А.Д.Артоболевская «Первая встреча с музыкой»; Барсукова С.А. «Азбука игры на фортепиано»; Геталова-Визная «В музыку – с радостью»; Б.Милич «Фортепиано 1 класс»; А.Николаев, В.Натансон. «Школа игры на фортепиано».
Ансамбли
Пьесы из сборников: «Ансамбли для начинающих» под редакцией Демченко Г; Барсукова С.А. «Сборник ансамблей для фортепиано»; С.Ляховицкая, Л.Баренбойм. «Сборник фортепианных пьес, этюдов и ансамблей, ч. 1».
Примеры программ:
Вариант 1
1). А.Д.Артоболевская «Вальс собачек» (ансамбль);
2). И.Королькова «Помощница».
Вариант 2
1). Украинская народная песня «Казачок» (ансамбль);
2). К.Лоншамп-Друшкевич. «Полька»
Вариант 3
1). Русская народная песня «Коровущка».
2). И. Беркович. Этюд
III. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩЕГОСЯ
Результатом освоения программы по учебному предмету «Музыкальный инструмент Фортепиано» является приобретение учащимся следующих знаний, умений и навыков:
- навыков исполнения музыкальных произведений (сольное исполнение, ансамблевое исполнение);
- умений использовать выразительные средства для создания художественного образа;
- умений самостоятельно разучивать музыкальные произведения различных жанров и стилей;
- знаний основ музыкальной грамоты;
- знаний основных средств выразительности, используемых в музыкальном искусстве;
- знаний наиболее употребляемой музыкальной терминологии;
- навыков публичных выступлений;
- навыков общения со слушательской аудиторией в условиях музыкально-просветительской деятельности образовательной организации.
IV. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ. КРИТЕРИИ ОЦЕНОК
На классном или школьном концерте для родителей учащийся должен продемонстрировать знания, умения и навыки в соответствии с программными требованиями.
Критерии оценки
Основным критерием оценок учащегося, осваивающего общеразвивающую программу, является грамотное исполнение авторского текста, художественная выразительность, владение техническими приемами игры на инструменте.
При оценивании учащегося, осваивающегося общеразвивающую программу, следует учитывать:
- формирование устойчивого интереса к музыкальному искусству, к занятиям музыкой;
- наличие исполнительской культуры, развитие музыкального мышления;
- овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-исполнительской деятельности: сольном, ансамблевом исполнительстве;
- степень продвижения учащегося, успешность личностных достижений.
V. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
Методические рекомендации преподавателям
Реализация данной программы учебного предмета позволяет: перейти на обучение по предпрофессиональной программе, продолжить самостоятельные занятия, приобщиться к любительскому сольному и ансамблевому музицированию.
Важнейшие педагогические принципы постепенности и последовательности в изучении материала требуют от преподавателя применения различных подходов к учащимся, учитывающих оценку их интеллектуальных, физических, музыкальных и эмоциональных данных, уровень подготовки.
Достичь более высоких результатов в обучении и развитии творческих способностей учащихся, полнее учитывать индивидуальные возможности и личностные особенности ребенка позволяют следующие методы дифференциации и индивидуализации:
- разработка педагогом заданий различной трудности и объема;
- разная мера помощи преподавателя учащимся при выполнении учебных заданий;
- вариативность темпа освоения учебного материала;
- индивидуальные и дифференцированные домашние задания.
VI. СПИСКИ РЕКОМЕНДУЕМОЙ УЧЕБНОЙ И МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Список рекомендуемой учебной литературы
Артоболевская А.Д. Первая встреча с музыкой: Учебное пособие. М.: Российское музыкальное издательство, 1996
Ведерникова И. «Первые шаги маленького пианиста»
Ветлугина Н. Музыкальный букварь. - М., Музыка, 1987
Милич Б. Фортепиано 1, кл. Кифара, 2006
Музыкальный альбом для фортепиано, вып. 1.Составитель А. Руббах. М., 1972
Новая школа игры на фортепиано / авт.-сост. Г.Г.Цыганова, И.С. Королькова. – Изд.12-е. - Ростов- н/Д: Феникс, 2011.
Путешествие в мир музыки: Уч. пособие/сост. О.В.Бахлацкая. М.: Советский композитор, 1990
Сборник фортепианных пьес, этюдов и ансамблей, ч. 1. Составитель С.Ляховицкая, Л.Баренбойм. М., 1962
Фортепианная игра, 1,2 кл. ДМШ: Учеб. пособие/ сост. В.Натансон, Л.Рощина. М.: Музыка, 1988
Фортепиано. Репертуарная серия. Первые шаги. Сборник для начинающих. Сост. С.И.Голованова. – Часть 1. Упражнения, этюды, пьесы. – М.: «Крипто-логос», 1996.
Хрестоматия для ф-но, 1 кл. ДМШ: Учебник /сост. А.Бакулов, К.Сорокин. М.: Музыка, 1989
Школа игры на ф-но: Учебник/ сост. А.Николаев, В.Натансон. М.: Музыка, 2011
Геталова-Визная «В музыку – с радостью».
- Список рекомендуемой методической литературы
1. Алексеев А. Методика обучения игре на ф-но. 3-е изд. М., Музыка, 1978
2. Асафьев Б. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. М.-Л., 1965
3. Баренбойм Л. "Путь к музицированию". 2-е изд. М, Советский композитор,1973
4. Корто А. "О фортепианном искусстве". М., Музыка, 1965
5. "Выдающиеся пианисты-педагоги о фортепианном исполнительстве". М., Музыка, 1966
6. Гофман И. "Фортепианная игра: ответы на вопросы о фортепианной игре". М., Музыка, 1961
7. Коган Г. "Работа пианиста". М., Классика-XXI, 2004
8. Маккиннон Л. "Игра наизусть", Ленинград, Музыка, 1967
9. Метнер Н. "Повседневная работа пианиста и композитора", М., Музыка, 2011
10. Нейгауз Г. "Об искусстве фортепианной игры", 5 изд. М., Музыка, 1987
11. Петрушин В. "Музыкальная психология". М., Эльга, 2008
12. Смирнова Т. " Беседы о музыкальной педагогике и о многом другом". М., 1997
13. Цыпин Г. "Обучение игре на фортепиано". М., Просвещение, 1974
14. Шуман Р. "О музыке и о музыкантах". Собрание статей. Т. 1. М., Музыка, 1975
15. Шуман Р. "Жизненные правила для музыканта"