Психотерапевтическое воздействие музыки на человека

Разработка

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon конспект53 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Музыка – феноменальное явление. Её взаимоотношения с человеком удивительны. Мелодичные звуки вершат чудеса – в человеке пробуждается, преобразуется душа, меняются состояние, настроение.   Древнегреческие рукописи гласят: "Музыкальное воспитание — самое мощное оружие, поскольку ритм и гармония проникают в самые сокровенные глубины человеческой души".  Свойство музыки влиять на состояние человека применяется сейчас в терапевтических сеансах, рекламе, кино и т.д.  

Еще в глубокой древности было известно, что музыка способна оказывать эффективное лечебное или болезнетворное воздействие на человеческий организм и психику. Пифагор, которого называют “первым музыкотерапевтом”, создал целую методику такой терапии и успешно применял её. А в парфянском царстве (III в. до н. э.) был выстроен специальный музыкально-медицинский центр. Аристотель считал музыку средством лечения тела и очищения души. Выдающийся врач Авиценна уже тысячу лет тому назад исцелял музыкой нервнобольных.  

В Китае уже много веков назад музыка использовалась достаточно широко, древне-китайские подходы к диагностике и лечению включали в себя физические воздействия (иглоукалывания и прижигания), в том числе и музыки на биологически активные точки. Музыка была неотъемлемой составной частью всей жизни китайцев. Принципы пяти звуков (пентатоника) согласовывались с пятью типами интонирования в китайском языке, с загадочными законами природы, с пятью плотными органами человека и его пятью чувствами. Музыка, инструмент и даже нота подбирались согласно энергетическому состоянию меридианов человека, а также согласно времени года и энергии дня. Соблюдение этих правил давало порой фантастические результаты воздействия, об этом свидетельствуют предания о Конфуции, который регулярно слушал прекрасную музыку.  

  В Средние века одной из самых страшных считалась казнь “под колоколом”, когда приговоренного помещали под большой колокол и ударяли в него. Ещё одним пугающим примером использования звуковых, точнее, ритмических колебаний была широко известная казнь с использованием капающей на голову или рядом воды.  

  Музыка и, в особенности, ритм широко использовались при проведении обрядов и иных культовых действий. Достаточно ярким примером этому может служить шаманская практика, известная у разных народов мира. Специально подобранные и отшлифованные опытом поколений ритмичные удары шаманского бубна способствовали вхождению в особые состояния сознания как самого шамана, так и зрителей-участников.                                                                                                                     

  Современные исследования в области музыкотерапии развиваются по нескольким  направлениям и изучаются в работах психологов и физиологов. Первые научные работы, исследующие механизм воздействия музыки на человека, появились в конце XIX -начале XX века. В работах В. М. Бехтерева, И.М. Догеля, И.Р.Тарханова и других ученых содержатся данные о благотворном влиянии музыки на ЦНС, дыхание, кровообращение, газообмен. Во второй половине XX века интерес к музыкальной терапии и механизму ее воздействия существенно возрос. По-видимому, это можно объяснить научно-техническим прогрессом, позволившим изучать физиологические реакции, возникающие в организме в ответ на музыкально-терапевтическое воздействие, на новом более высоком уровне. Физиологическое воздействие музыки на человека основано на том, что нервная система, а с ней и мускулатура обладают способностью усвоения ритма. Специальные физиологические исследования выявили влияние музыки на различные системы человека. Рядом исследований было показано, что восприятие музыки ускоряет сердечные сокращения. Обнаружено усиливающее действие музыкальных раздражителей на пульс, дыхание в зависимости от высоты, силы, звука и тембра. Частота дыхательных движений и сердцебиений изменялась в зависимости от темпа, тональности музыкального произведения. Кроме того, доказано, что занятия музыкой делают человека умнее. 
Регулярные занятия музыкой изменяют анатомию и функции головного мозга и могут быть использованы в качестве эффективной терапии для улучшения когнитивных навыков. 
Это действенный, абсолютно безопасный и беспроигрышный способ улучшить мышление, приобрести друзей и повысить эрудицию, говорят американские медики. 
 Учёные находят всё больше доказательств, что музыканты имеют структурно и функционально отличный мозг, чем люди, никогда не занимавшиеся музыкой. В частности, у музыкантов чаще используются области мозга, важные для обработки информации. Даже тот, кто только начинает учиться игре на музыкальном инструменте, сразу испытывает изменения в нейрофизиологии головного мозга, говорят психотерапевты. Неврологи предлагают использовать музыку в нейропсихологической терапии – например, для улучшения языковых навыков, памяти или настроения. Области мозга, участвующие в обработке музыкальной информации, также необходимы и для выполнения других задач: музыка обладает сильным влиянием на пластичность мозга и познавательные способности. Иными словами, занятия музыкой действительно могут сделать человека умнее, поскольку музыкальная практика укрепляет память и упрощает изучение языков. 
 Медики Университета Джорджтауна /США/ рассмотрели мозговую деятельность в слуховой коре обезьян и обнаружили, что нейроны животных настроены на определённые частоты и гармонические звуки. Исследователи полагают, что понимание нейронных механизмов, заложенных во врождённом восприятии музыки, станет основой создания терапии для пациентов с тяжелыми нарушениями работы мозга. Занятия музыкой – это мощный инструмент для улучшения памяти, социального поведения и умственных способностей, уверены врачи
 Интересно, что караоке полезно для здоровья сердца.
Оказалось, что пение в караоке очень положительно сказывается на здоровье, сообщили японские исследователи. Ученые провели исследование о влиянии караоке на организм человека, в котором приняли участие 19 тыс. человек обоих полов в возрасте от 40 до 69 лет. Оказалось, что пение в караоке в душевной компании  способно значительно снизить и даже предотвратить возникновение сердечно - сосудистых заболеваний. В том числе способствует снижению риска возникновения сердечного приступа, утверждают специалисты. Эксперты заметили, что немалую роль играет социальная активность. Поэтому такое времяпровождение улучшает самочувствие, поднимает настроение и выводит из депрессии

  Пение защищает женщин от гипертонии. 
Американские ученые уверены, что женщины, увлекающиеся вокалом, реже страдают от повышенного артериального давления. Впервые о подобной взаимосвязи задумались специалисты Американского колледжа ревматологов, занимавшиеся лечением 76-летней дамы, перенесшей тяжелую гипертензию перед назначенной ей операцией по замене коленного сустава, давление которой не удавалось снизить даже посредством агрессивного фармакологического вмешательства. Давление пришло в норму только после того, как дама пропела несколько своих любимых песен, после чего ученые и решили исследовать данную взаимосвязь более подробно. Как поясняет профессор Гарвардской медицинской школы, расположенной в Бостоне, Нина Ниу, приятная мелодия, по всей видимости, нейтрализует повышенную тревожность и стресс.
Заболевания вроде астмы, бронхита и эмфиземы можно победить с помощью уроков пения. Как показало исследование, пение способно не только улучшить дыхание, но и повысить качество жизни в целом. Суть в том, что во время уроков пения людей учат, как расслаблять мышцы живота. Сторонники метода, получившего название "Singing For Breathing" (дословно: "Пение для дыхания"), рассказывают о пациентке с фиброзом легких (когда в легких происходит рубцевание). Женщину направили на уроки пения в Королевский госпиталь Бромптон в Лондоне. Там она принимала участие в занятиях по постановке дыхания, которые значительно облегчили течение заболевания. Доктор Николас Хопкинсон констатирует: пациенты позитивно оценивают групповые занятия по пению. У техник пения и методик физиотерапии много общего. В частности, при болезнях легких люди не могут подстроить режим дыхания таким образом, чтобы в организм поступало достаточное количество кислорода. Поэтому иногда они начинают делать короткие вдохи. На занятиях же их учат, как дышать глубоко. Это достигается за счет "дыхания животом" (мышцы живота позволяют глубоко вдохнуть и без проблем выдохнуть воздух). В результате ритм дыхания становится более медленным. А тренировки на растяжку убирают напряжение.

  Уроки музыки развивают у детей красивую и грамотную речь. Чтобы ребенок успешно учил иностранные языки, не надо заставлять его зубрить грамматику. Надо отдать его в музыкальную школу. К таким выводам пришли ученые из Франции и Португалии после совместного исследования, результаты которого потрясли научный мир. Музыкальное образование должно быть не дополнительным, а обязательным, говорят когнитивные психологи. В течение 9 месяцев ученые наблюдали за тем, как уроки музыки и живописи влияют на развитие детей. В эксперименте участвовали 32 ребенка в возрасте 8-9 лет. Никто из ребят до этого не занимался музыкой. Детей протестировали неврологи, психологи и педагоги на предмет умения читать, моторики речи, поведенческих особенностей и развития головного мозга. 
 Перед авторами стояли задачи: 1) можно ли говорить о врожденной предрасположенности к музыке, или это результат образования, 2) улучшает ли музыкальное образование когнитивные способности мозга, в частности чтение и построение речи. Детей разделили на две группы. Одним стали преподавать музыку, других обучать живописи. После 6 месяцев повторили тестирование. Результаты превзошли ожидания. Оказалось, что даже через такой короткий промежуток времени юные музыканты обогнали живописцев по многим параметрам. Они показали лучшие результаты по чтению, они смогли преодолеть скованность в речи. Изменение биоритмов мозга доказывало влияние уроков музыки на нервные процессы. Кроме того, у всех музыкантов улучшилось поведение, они стали внимательнее к тому, что говорили взрослые, и не воспринимали их слова в штыки. 
 Связь музыкальности и речи интересовала ученых давно. После изобретения позитронно-эмиссионного томографа было сделано открытие, которое сейчас уже считается неопровержимым фактом. Мозг профессиональных музыкантов содержит больше нервных клеток серого вещества. Сканирование коры головного мозга показало у большинства обследованных значительно превышенные размеры левой височной извилины planum temporale. А planum temporale совпадает с теми областями коры мозга, которые отвечают за распознавание, восприятие и построение членораздельной речи - это зона Вернике и зона Брока. 
По мнению аналитиков Science, остаются непонятными причины возникновения такого рода структурных изменений мозга, ведь известно, что височная доля мозга формируется в течение 29-31-й недели внутриутробной жизни. Тогда можно было бы говорить о генетически запрограммированной музыкальности. Безусловно, перинатальные факторы играют важную роль в ее развитии. Но тот факт, что окончательно кора головного мозга человека формируется после рождения, дает все основания утверждать, что музыкальное воспитание в раннем детстве, еще в младенческий период, оказывает существенное влияние на формирование функциональных свойств коры мозга. 
 Ученым ясно - мозг музыкантов работает лучше. Исследователям из Университета Вандербилта (США) удалось установить, что у музыкантов чаще, чем у других людей бывают задействованы оба полушария одновременно, и у них они одинаково активны. В целом IQ у любителей нот выше, их мозг быстрее обрабатывает информацию. Одинаковое развитие обоих полушарий мозга объясняется тем, что на музыкальных инструментах играют двумя руками, и поэтому нейронные сигналы распределяются равномерно. Музыканты полнее используют творческий потенциал, отпущенный им природой.

Также, проведены тысячи экспериментов на растениях и животных доказывающих влияние звука на живой организм. Мимоза и петуния от мажорных мелодий растут гораздо быстрее и расцветают на две недели раньше положенного срока. Под воздействием классической музыки коровы дают больше молока. У собак породы Пинчер кровяное давление в зависимости от мелодии может меняться на 70 мм ртутного столба. Тесто поднимается в несколько раз быстрее и становится пышнее и вкуснее от музыки Моцарта. В Японии провели эксперимент, в котором участвовали 120 кормящих матерей. Одна половина из них слушала классическую музыку, вторая – популярную. В первой группе количество молока у женщин увеличилось на 20%, во второй группе – уменьшилось на половину.  

    Скрипка – лечит душу, помогает самопознанию, вызывает сострадание, очень благотворно действует на меланхоликов;  



·        Орган – приводит ум в порядок, гармонизирует энергопоток позвоночника, это- проводник между космосом и землей;  



·        Пианино – воздействует на почки, мочевой пузырь, очищает щитовидную железу  



·        Барабан – восстанавливает ритм сердца, стимулирует кровеносную систему  



·        Флейта – очищает бронхолегочную систему, лечит несчастную любовь, снимает раздраженность и озлобленность  



·        Баян, аккордеон – активизирует работу брюшной полости  



·        Арфа и струнные инструменты гармонизируют работу сердца, лечат истерию, кровяное давление  



·        Саксофон – активизирует сексуальную энергию, половую систему  



·        Кларнет, флейта-пикколо – подавляет уныние, улучшает кровообращение  



·        Контрабас, виолончель, 
гитара – воздействуют на сердце и тонкую кишку, лечат почки  



•     Цимбалы – уравновешивает печень  



•     Балалайка – лечит органы пищеварения  



·        Труба – лечит радикулит.  



Мало того, своя «специализация» есть и у каждого композитора.  



·        Музыка Чайковского, Таривердиева и Пахмутовой избавляет от неврозов и раздражительности.  



·        «Вальс цветов» Чайковского хорошо влияет на больных язвой желудка.  



·        «Утро» Грига, романс «Вечерний звон, мотив песни»Русское поле», «
Времена года» Чайковского рекомендуют для профилактики утомляемости.  



·        Творческий импульс стимулируют «Марш» из кинофильма «Цирк» Дунаевского, «Болеро» Равеля, «Танец с саблями» Хачатуряна  



·        Нормализует кровяное давление и сердечную деятельность «Свадебный марш» Мендельсона.  



·        Снимает головную боль «Полонез» Огинского, нормализует сон и работу мозга сюита «Пер Гюнт» Грига.  



·        Соната №7 Бетховена излечивает от гастрита.  



·        Музыка Моцарта способствует развитию умственных способностей у детей.  



·        Успокаивает нервы, снимает стресс Соната соль минор Баха, Соната №3 соч.4 Шопена, 1 концерт 1 ч.Рахманинова, Ноктюрн ми бемоль мажор соч.9 Шопена, 7 симф.2 ч.Шуберта, « 
Времена года» Чайковского, Ноктюрн №3 Листа, 25 симф.2 ч.Моцарта, Вальс №2 Шопена.  



·        Духовные песнопения, музыка Баха, Вивальди, Моцарта, 2 концерт  Рахманинова изменяют структуру обычной воды и она приобретает целебные свойства.  



·        «Ave Maria» Шуберта, «Лунная соната»  Бетховена, «Лебедь» Сен-Санса, «Метель» Свиридова вместе с гипнозом и иглоукалыванием излечивают от алкоголизма и курения  

 

Музыка является хранительницей Гармонии, Единства и Красоты. 

Наполняя 
окружающий мир прекрасной музыкой, мы храним себя и нашу Землю 
от разрушения, ибо ее звуки, проникающие всюду, делают нас добрее, мягче и 
совершенней.