Методическая разработка «Начальное обучение фортепиано»
Современный мир – это мир быстрых изменений и активного развития новых технологий. Меняется все, в том числе и музыкальное искусство. Современная молодежь воспитывается на новых веяниях и направлениях поп-музыки и имеет совершенно другие музыкальные вкусы и пристрастия.
В этих условиях преподавателям детских школ искусств или музыкальных школ приходится тяжело. Не каждый сможет интересоваться и успевать следить за появлением нового в музыке. А именно это может помочь стать ближе к ребенку и найти с ним общий язык.
Конечно же обучение игре на любом инструменте, в том числе и на фортепиано, будет опираться на устоявшиеся традиции классического музыкального образования. Но современный мир требует включения и новых, инновационных методов в систему музыкального образования. Эти два направления должны органично дополнять друг друга, что более полно и всесторонне раскроет потенциал учащихся и сформирует музыкальную личность ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_nachalnoe_obuchenie.docx | 45.48 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
Детская школа искусств им. Г. Кукуевицкого
г. Сургут
Методическая разработка
«Начальное обучение фортепиано»
Составитель:
концертмейстер МБОУДО ДШИ им. Г. Кукуевицкого
Близнюк Гузель Мансафовна
2024
Содержание
- Введение
- Проблемы современного обучения фортепиано
- Первые шаги в обучении
- Разучивание песен и слуховой подбор мелодии
- Организация игрового аппарата
- Заключение
- Список литературы
Введение
Современный мир – это мир быстрых изменений и активного развития новых технологий. Меняется все, в том числе и музыкальное искусство. Современная молодежь воспитывается на новых веяниях и направлениях поп-музыки и имеет совершенно другие музыкальные вкусы и пристрастия.
В этих условиях преподавателям детских школ искусств или музыкальных школ приходится тяжело. Не каждый сможет интересоваться и успевать следить за появлением нового в музыке. А именно это может помочь стать ближе к ребенку и найти с ним общий язык.
Конечно же обучение игре на любом инструменте, в том числе и на фортепиано, будет опираться на устоявшиеся традиции классического музыкального образования. Но современный мир требует включения и новых, инновационных методов в систему музыкального образования. Эти два направления должны органично дополнять друг друга, что более полно и всесторонне раскроет потенциал учащихся и сформирует музыкальную личность ребенка.
Проблемы современного обучения фортепиано
Обучение игре на фортепиано – одно из самых старейших систем в истории музыкального образования и самое консервативное направление в педагогике. Методы и приемы работы преподавателя фортепиано в детских музыкальных школах и школах искусств, несомненно в своей основе, опираются на традиционное воспитание и развитие музыкальных задатков и способностей детей. Но в современном мире, где у учащихся много соблазнов – цифровое и развлекательное пространство сети Интернет, огромный выбор различных кружков и секций, необходимо к традиционным методам внедрять и новые, которые бы смогли не просто заинтересовать ребенка, а увлечь его исполнительством на фортепиано на долгие годы.
Конечно, при обучении на любом инструменте, в том числе и на фортепиано, учащиеся получают новые знания и умения, развивают свою исполнительскую инициативу, и за счет всех этих компонентов активно формируют свои музыкальные способности в целом. Поэтому необходимо вводить в свою практику инновационные методы работы с детьми, которые еще больше помогут открыть творческий потенциал, а также лучше раскроют индивидуальность учащегося, как прекрасного исполнителя и высоконравственного человека.
Самое важное в педагогической работе в современном мире – это то, что преподавателю фортепиано просто необходимо учитывать социальные тенденции и появляющиеся новые музыкальные направления и стили. Знакомясь с ними, педагог не только познает новое в музыкальном мире, но и саморазвивается. Именно это поможет, узнав музыкальные предпочтения и пристрастия ученика, выстроить более близкий контакт с ребёнком на уроках, а также выстроить более подходящий репертуар для исполнения.
Учитывая, что современные дети крайне неусидчивы, а тем более нетерпеливы, преподавателю необходимо самому быть более терпимым и спокойным, опираться на методы убеждения. Иначе можно сразу потерять ученика в своем классе.
В современном музыкальном образовании сложилась такая ситуация, что преподавателям детских музыкальных школ или школ искусств приходится обучать детей самого различного уровня подготовки (от одарённых до малоспособных). Большинство детей вообще не имеют к моменту поступления в музыкальную школу никакого уровня развития музыкальных способностей.
У многих отсутствует склонность постигать новое и нет стремления учиться. Но такой ребенок приходит в школу обучаться игре на фортепиано, или вернее сказать его приводит родитель, и преподавателю приходится обучать его, независимо от его индивидуального уровня музыкальных данных. Требования программ несут в себе сведения, что в процессе обучения каждый обучающийся должен получить необходимые навыки и знания. При этом важной задачей педагога является поиск новых методов и технологий, отвечающих интересам детей и эффективно влияющих на формирование их музыкальных знаний, умений и навыков.
Не следует предъявлять детям на первоначальном этапе обучения завышенные требования, касающиеся посадки и постановки рук. Нужно все делать ненавязчиво: незаметно поправить руку или спину, не акцентируя внимания словами, тем более резкими. Необходимо учитывать здесь прежде всего, что не все дети спокойные и податливы, большая часть детей – это нервозные и легковозбудимые дети.
Необходимо учитывать при обучении на инструменте и тот фактор, что многие дети сейчас просто не имеют хорошую физическую подготовку. По статистике, у основной массы детей заметно заметное ухудшение здоровья. И зачастую преподаватели сталкиваются на индивидуальных уроках с тем, что у ученика есть определенные проблемы опорно-двигательного аппарата. А здоровый исполнительский аппарат особенно важен для любого музыканта. Для таких учащихся изучение и исполнение классических и достаточно сложных программ при стандартном подходе будет просто невыполнимым. Это даст детям только разочарование и негативное отношение к музыке до конца жизни.
В своей работе преподавателю по фортепиано также не нужно изначально завышать критерии оценки и завышенные требования в исполнении выбранного фортепианного репертуара. Нужно всегда помнить, что лучше легче выбрать пьесу, но сыграть ее качественнее, чем сложное и с огромным количеством ошибок, помарок и недоученности или неотработанности того или иного материала в произведении.
Если обобщить особенности работы преподавателя в классе фортепиано в современном начальном музыкальном образовании, то методика обучения в большей мере сейчас ориентирована на гармоничное воспитание и развитие личности учащегося в процессе общения с музыкой и в тесном с ней союзе.
Первые шаги в обучении
Содержание урока зависит от многих факторов. Здесь имеет значение возраст ребёнка, степень его подготовленности, его личные качества - талантлив он или малоспособен, старателен или ленив, а так же от темперамента учителя и его стиля работы. И в то же время в каждом уроке есть определённые стабильные компоненты, применяются отработанные приёмы, прошедшие проверку в деятельности многих поколений педагогов-пианистов. Если говорить в общем, то урок состоит из нескольких блоков. Это проверка домашнего задания, работа над программой непосредственно на уроке, творческие задания к следующему уроку.
Что же должны сделать мы, преподаватели, для того, чтобы нашим ученикам было на уроках комфортно и интересно; чтобы вместе с нами они с радостью и удовольствием достигали высоких результатов в обучении игре на фортепиано; чтобы после окончания школы инструмент звучал в их доме не потому, что нужно готовиться к академическому концерту, а потому, что это интересно. За вторым роялем в фортепианном классе сидит, как известно, педагог, и дистанция, разделяющая учителя и ученика, получает зримое выражение. Но едва начинается работа над музыкальным произведением, эта дистанция резко сокращается. В совместных поисках и размышлениях постигается нотный текст, открывается смысл гармонизации, формируется фраза. Педагог и ученик вместе опробуют тончайшие оттенки звуковой палитры, колдуют над педалью, ищут подходящую аппликатуру, решают технические задачи. Педагог сидит за вторым роялем, а за первым, сменяя друг друга, ученики, каждый из которых представляет для преподавателя свою, особую проблему. Что должен уметь преподаватель? Каким ему следует быть? По словам Г. Нейгауза, он должен быть учителем музыки, то есть «разъяснителем и толкователем», и учителем игры на фортепиано, способным обучить непростому пианистическому «ремеслу». А ещё, по выражению А.Казеллы, - «учителем жизни», которому доверено воспитание формирующейся личности. Только в триединстве этих ипостасей деятельность педагога-музыканта бывает по-настоящему плодотворной.
Центр образовательного процесса – ребёнок, и задача педагога специального фортепиано – предоставить ему самые широкие возможности для успешного освоения музыкального инструмента.
Педагог призван решать следующие задачи:
-обеспечивать условия для сохранения и совершенствования традиций отечественной фортепианной педагогической школы;
-использовать вариативный подход в целях адаптации учебных программ к способностям и возможностям каждого учащегося;
-создать условия для обеспечения индивидуального подхода к каждому учащемуся в рамках образовательного процесса обучения игре на фортепиано.
Подавляющее большинство детей занимаются музыкой в плане общего музыкального образования, и лишь незначительная часть из них поступает после окончания школы в музыкальные колледжи. Учитывая это, обучение надо направить так, чтобы предоставить возможность детям с самыми различными музыкальными данными, занимаясь по индивидуальным планам, приобщаться к музыкальной культуре.
Форма индивидуальных занятий в классе фортепиано создает педагогу необходимые условия для внимательного всестороннего обучения и воспитания каждого ребёнка, объективной оценки его возможностей (с учётом эмоционального, общего и физического развития, строения рук и приспособляемости к инструменту, музыкальной памяти и т.д.)
За время обучения преподаватель должен сформировать удобный исполнительский игровой аппарат, развить навыки чтения с листа, дать знания по элементарной теории музыки, научить самостоятельно разучивать и грамотно, выразительно исполнять на фортепиано произведения из репертуарашкол искусств, также развить навыки подбора по слуху, транспонирования и игры в ансамбле.
Одной из важнейших задач педагогов по классу фортепиано является ранняя профессиональная ориентация учащихся. Создание реальных условий эффективного развития и обучения детей, обладающих способностями для дальнейшего получения профессионального образования в области музыкального искусства.
Неподготовленность детей к деятельности в сфере музыкального искусства, отсутствие гармонично развивающей ребёнка звуковой окружающей среды, перегрузки в общеобразовательной школе усиливают неоднородность контингента учащихся школ искусств по уровню способностей, сформированных вкусов и потребностей, усложняют процесс освоения учебной программы. В связи со сложным экономическим положением, с низким уровнем зарплаты родителей учащихся, многие из них не имеют дома музыкального инструмента фортепиано, что также очень усложняет учебный процесс, не позволяет осваивать учебный музыкальный материал в должном объёме.
Обучение игре на фортепиано-процесс творческий. Успешный результат занятий во многом зависит не только от желания и интереса ребёнка, но и от умения педагога найти правильный подход. Часто приходиться слышать от родителей: «А есть ли у моего ребенка слух?», «Каковы музыкальные способности у ребёнка, и может ли он заниматься на фортепиано?»
Обучение игре на фортепиано возможно для каждого ребенка, но пытаться «вырастить» профессионального музыканта из каждого ребёнка не нужно. А увидеть есть ли у ребёнка музыкальные способности можно лишь в процессе обучения, более того, именно в процессе обучения происходит и развитие музыкальных способностей. Занятия музыкой необходимы каждому ребёнку, они помогают его общему развитию, помогают развить чувство прекрасного. Обучение музыке улучшает характер детей и благотворно воздействует на их психологическое состояние.
Принято считать, что обучение детей музыке следует начинать с пяти-шести лет. Но существует и другое мнение: музыкальное воспитание следует начинать с внутриутробного периода. Это подготовительный, пассивный этап обучения музыке. Родителям, желающие воспитать всесторонне развитого ребёнка, необходимо начинать его воспитание ещё с внутриутробного периода. Слушать спокойную и мелодичную музыку, заниматься живописью, ходить в музеи, посещать театр.
У детей младшего возраста внимание неустойчивое. Но они с интересом относятся ко всему новому, неожиданному. Поэтому занятия с малышами должны проходить в радостной, эмоционально-живой атмосфере. «Больше сказки, больше фантазии, рассказывать и показывать, колдовать вокруг музыки» - слова замечательного педагога А.Д.Артоболевской. Для того чтобы не просто развивать интерес к музыке у детей, но и заинтересовать их этим процессом, необходимо придумывать различные творческие задания, позволяющие ребёнку, применить свои знания и способности в области музыкального творчества. Это может быть: выразительное произнесение слов разучиваемой песни, пение, подбор мелодии по слуху, показ иллюстраций….
Задача педагога: научить понимать и переживать музыку различного характера - весёлую, грустную, танцевальную…Традиционный подход к выучиванию (зазубриванию) названий семи звуков по порядку архаичен. Так же распространено обучение нотам на пятилинейном нотоносце, без добавочных линеек и только в скрипичном ключе. Мне же кажется, что знакомство с нотами должно начинаться не на нотоносце и не на бумаге, а только на клавиатуре, чтобы научить ребёнка самостоятельно ориентироваться в «нотно-клавиатурном лабиринте». Отношение к обучению нотной грамоте как к механическому зазубриванию нот, вне осмысленности лишь притупляет восприятие и приводит к тому, что дети не хотят учить ноты, зубрить их и механически повторять, тем более дома, в отсутствие педагога. Главное: учить так, чтобы ребёнок как бы и не подозревал о том, что его учат. Огромную помощь при ознакомлении их
с нотной грамотой оказывает работа с карточками, заранее изготовленными дома.
Путь к успеху начинается с подготовки педагога к уроку. Для педагога урок начинается задолго до того, как он встретится в классе с учеником. Одна из важных его забот - выбор программы. Дело ответственное. Помимо того, что программа должна отвечать требованиям, принятым в данном учебном заведении, её следует подбирать так, чтобы, исходя из индивидуальных качеств ученика, она максимально способствовала его развитию. Включаемые в неё произведения должны быть ученикам по силам. Вспоминаем ещё один завет Шумана: «Старайся играть хорошо и выразительно лёгкие сочинения; это лучше, чем трудные исполнять посредственно».
Чтобы предлагаемая программа пришлась учащемуся по душе, надо обязательно учесть его желания. Обдумывая репертуар, лучше намечать не одну, а несколько однотипных пьес, оставляя ученику свободу выбора.
Подобрать программу - это ещё полдела, преподавателю надо самому освоить её. Освоить - это значит самому основательно поразмышлять над текстом: над особенностями структуры произведения, его ладогармонического языка, ритмической организации, над средствами исполнительской выразительности. Это значит так же прикинуть, где ученик может встретить трудные места и чем ему можно будет помочь. Итак, педагог должен выбрать учебный материал, проиграть его, проанализировать и отредактировать, то есть: обнаружить возможные опечатки, которые часто встречаются в новых изданиях; уточнить обозначение артикуляции в старых изданиях, дополнить аппликатурную цифровку; упростить звуковую ткань для маленькой руки (убрать один из звуков аккорда). Исправление в нотах на ходу, во время игры, приучает ученика к небрежному отношению к нотному тексту при первом разборе.
Освоить программу - это значит также уметь самому её играть. Задумаемся в этой связи над выражением «педагогический репертуар». В отличие от концертного, педагогический репертуар - это золотой запас, который музыкант накапливает, чтобы затем использовать его на той специфической концертной площадке, какой является классный кабинет, перед ответственейшей публикой - своими учениками. Помимо показа музыки на рояле, в распоряжении педагога имеются и другие средства, и способы воздействия на ученика при работе на уроке над программой. Выразительным жестом, мимикой можно без лишних слов сдвинуть темп, продлить паузу, предвосхитить акцент, сделать более ярким crescendo, короче говоря, управлять исполнением ученика по ходу игры. Можно не прерывая исполнение подыграть или подпеть несколько нот, «подстучать» ритм, подправить движение руки.
Ещё одним мощным средством воздействия на ученика является СЛОВО. Какой же должна быть речь педагога? Грамотной, лаконичной, ясной и – яркой, не книжной, не сухой. По мере того, как ученик знакомится с музыкально-теоретическими понятиями, объяснения педагога всё более насыщаются специальной терминологией. Надо уметь найти те слова, которые способны определить характер произведения, дать представление об окраске звука. При этом надо помнить, что урок - не монолог педагога. Урок должен быть диалогом. Конечно, диалог между учителем и учеником постоянно ведётся на языке музыки, но «разговора» двух роялей недостаточно, нужен ещё обмен мыслями, чувствами, соображениями по поводу и в связи с изучаемыми произведениями. Умение говорить о музыке помогает постичь её непростой язык. Натан Перельман замечает: «Одно лишь верно найденное слово-экстракт способно, растворившись, придать желательный характер исполняемому, например: тревожно, ликуя, печально, торжествуя, застенчиво, гордо и т. д.». Меткое слово способно выразить и сущность технического приёма, передать характер движения, навести на нужные мышечные ощущения.Вспомним выражения «палец прорастает сквозь клавишу», «играть по тесту», «проколоть клавишу пальцем» и т.д. Идущий от удачно найденного выражения посыл даёт подчас больше, чем показ за инструментом. Спорным вопросом при подготовке педагога к уроку является необходимость планирования занятий с каждым учеником. Я думаю, что ни у кого не возникнет возражений по поводуподготовки уроков с начинающими. Не продумав заранее план урока с малышами, совершенно невозможно провести его плодотворно. Каждое секундное замешательство учителя вызывает бурю эмоций, множество вопросов и совершенно отключает детей от самого урока. Планирование учебного содержания урока необходимо проводить по двум линиям: с одной стороны, по линии расширения знаний и обогащения навыков ученика, а с другой стороны - по линии помощи в работе над репертуаром. Арсений Петрович Щапов советует в первую очередь думать не о работе ученика над «основным материалом», то есть тем, который готовится к академическому концерту, - а о работе над «вспомогательным материалом»: сюда относятся различные упражнения, пьесы, которые могут быть пройдены эскизно. С целью развития реакции ученика на различное музыкальное содержание, или просто с целью расширения его музыкального кругозора: сюда относятся также игра в ансамбле, игра с листа, игра по слуху, транспонирование.
Изучая нотную грамоту, можно играть в игру «Угадай ноту»: ученик с помощью карточек с нотами, называет и играет звуки на инструменте в разных октавах. Это способствует развитию координации, музыкального слуха, зрительной памяти. В изучении нот очень помогает система А.Д.Артоболевской. Ученик запоминает короткие стихи: «ми соль си ре фа» - на линеечках сидят; «ре фа ля до ми» - те в окошечки глядят и т. д. Сначала в скрипичном, затем в басовом ключе делаем карточки для нот. Прикасаясь к клавишам кончиками пальцев - играем в учителя ( большой палец) и учеников ( остальные пальцы)… Как определить момент, когда ребёнок может перейти к игре на фортепиано?
Это когда ребёнок:
-свободно ориентируется на клавиатуре;
-нотный текст, который ребёнок читает глазами, озвучен внутренним слухом;
-слух его развит, натренирован;
-освоил ряд двигательных и дыхательных упражнений, необходимых для того, чтобы привести в нужный тонус мышцы пианистического аппарата, снять «зажимы» и спазмы, которые могут помешать игре.
И главное - ребенок хочет играть.
«Нужно заставить забыть, что у рояля есть молоточки» (Клод Дебюсси)
Перед прикосновением к клавишам, ребёнок знакомится с инструментом. Мы поднимаем крышку у фортепиано, заглядываем внутрь. Видим толстые и тонкие струны, молоточки.
Мы сегодня увидали городок внутри рояля.
Целый город костяной - молотки стоят горой.
Блещут струны жаром солнца. Всюду мягкие суконца.
Что ни улица - струна в этом городе видна.
Мандельштам «Миньон»
Конечно, дети спрашивают о педалях, зачем они нужны.
«Любите педаль, исследуйте её, учите педаль, учите с педалью! Учитесь наслаивать и отслаивать педаль. Педаль - звуковое облако, и говорить о ней хочется как об облаке: слоистая, перистая, обволакивающая, нависающая, грозовая, плывущая, мрачная, лёгкая, светлая!» Натан Перельман.
С первых уроков играем простые песенки и упражнения для пальцев: 1, 2, 3 звука. Например. Изображаем «кукушку». Ученик играет два звука через ноту поочерёдно каждой рукой 3-м пальцем в разных октавах или «киску» 3-м и 2-м пальцем с использованием чёрной клавиши. «Пальчики идут в гости» - 3,2,1 пальцы вверх и вниз каждой рукой в разных октавах. В игре 4-м и 5-м использую песенку – упражнение «Дразнилка» из сборника Артоболевской.
В игре детей часто чувствуется скованность, внутреннее напряжение, многие поднимают плечи, напрягают мышцы лица, если вовремя не обратить внимания – это станет основой неправильной игры. Многие дети любят играть по краю клавиш, обычно это недостаток низкой посадки дома. Преодолеть эти трудности помогают упражнения, индивидуальный подход, контроль педагога, самоконтроль. Можно привлечь родителей, бабушек….
Учить детей играть на фортепиано – это всё равно, что учить малыша ходить. Только что родившийся младенец не может сразу пойти. Вначале он задирает ножки, потом ползает, потом держится за что – нибудь и начинает стоять на неустойчивых ногах, а заботливая мама поддерживает его, помогая сохранить равновесие. И, в конце концов, как-то незаметно малыш делает свои первые осторожные шаги, а потом - с каждым днём, с каждым месяцем ходит всё
увереннее.
Детским пальцам тоже нужно дать время, чтобы они научились играть, а вначале им требуется всего лишь помощь.
Дети во время игры пристально смотрят на свои пальцы и на клавиатуру и перестают слушать себя. Фиксируя внимание на клавиатуре, ребёнок перестаёт слушать себя. Если же прикрыть крышку рояля так, чтобы руки свободно могли играть, происходит чудо – он весь уходит вслух, его внимание полностью переключается с рук, и тут же выпрямляется спина, появляется полная проводимость. Больше использовать «игру вслепую». Необходимо с каждым ребёнком найти наиболее удобное положение руки, не забывая о том, что ребёнок растет, и это положение постоянно меняется. Лучше всего не говорить с ним о самой руке, а обратить внимание на звукоизвлечение.
Многие великие музыканты рекомендуют начинать игру на фортепиано с легато, потому что фортепиано – легатный инструмент, рекомендуется высокое поднятие пальцев.
Можно начинать обучение с трёх штрихов – стаккато, нон легато и портаменто. Прикосновение к клавишам при том или ином виде игры абсолютно разное! Малыш начинает играть штрихи стаккато и нон легато только третьим пальцем. Можно играть по чёрным клавишам от нижнего к верхнему регистру и обратно, читая строки Пушкина: «Ветер по морю гуляет, и кораблик подгоняет…». После игры на чёрных клавишах можно начинать играть на белых. Такие упражнения помогают полнее ощутить клавиатуру, почувствовать поддержку нижних мышц спины и поясницы, дают возможность ладони обрести эластичность и рессорность. Очень важно следить за тем, чтобы соприкосновение «подушечки» пальца с клавишей произошло ещё до выполнения стаккато, за осанкой, за качеством звука и за тем, чтобы незанятые пальцы не напрягались. Желательно игратьотдельными руками сначала третьим пальцем правой, потом – левой руки. Лучше исполнять пьесы, в которых мелодия равномерно распределена между обеими руками и охватывает оба нотных стана (пьесы из сборника Милича для начинающих). Либо играть третьими пальцами обеих рук одновременно на нотах – близнецах (в унисон). Игра двумя руками только третьими пальцами занимает довольно продолжительный период. Ребёнок учится согласованности движений рук. Чем прочнее закрепится навык согласованной игры двумя руками, тем проще и легче будет впоследствии овладеть игрой другими пальцами и решать все последующие задачи.
Вначале обучения, важно не только научить малыша играть, но и познакомить его с музыкальным миром, заинтересовать, понять, о чём музыка говорит, вложить как можно больше музыкальных впечатлений. Дети 1-го класса очень любят пьесу Галынина «Зайчик». В этом небольшом произведении сочетаются множество пианистических навыков: игра стаккато, аккордами, быстрая смена рук. Дети не замечают этих трудностей, они увлечены образом прыгающего зайчика. Лиса нападает. Зайчик вырывается, и убегает. Смена образа (заяц-лиса) определяет штрихи, динамику. Яркий пример такой образной пьесы - «Медведь» Г. Галынина. Она помогает при изучении басового ключа. Играя пьесу Рубаха «Воробей», где мы изображаем воробья и кошку, впервые знакомимся со штрихом стаккато. Пьеса А. Гедике «Ригодон» - не только танец, но уже и простейшая полифония. Мы представляем праздничный бал. Сначала танцуют все гости, а в середине - принц и принцесса, разговаривают друг с другом, «соединяются» (момент кульминации-аккорд), продолжая танец с придворными. Тот же образ можно использовать в вальсе из балета «Спящая красавица» Чайковского. В сборнике Артоболевской «Первая встреча с музыкой» к Менуэту Л. Моцарта, есть замечательные стихи. С первых уроков, когда дети слышат его в исполнении педагога, проникаются любовью, стараются запомнить слова, хотят в дальнейшем играть.
Помимо упражнений, развития слуха, ритма, пианистических навыков, важно уделять внимание чтению пьес с листа и подбору песен на слух. Это могут быть простые песенки, хорошо знакомые ребёнку. Например, «Песенка про ёлочку», «Песенка про кузнечика». Большой интерес представляет сборник Т. Камаевой и А. Камаева «Чтение с листа. Игровой курс». Игровой курс разделён на две части. Первая состоит из заданий, которыеснимут психологический зажим у ребёнка перед незнакомым текстом и сделают занятие увлекательным. Каждое задание сопровождается графой для оценки, которую преподаватель ставит для дополнительного поощрения учащегося. Задания усложняются постепенно. Внимание ребёнка активизируется на отдельных элементах нотного текста - ключевые знаки, аппликатура, динамика, темп и т.д. Текст в основном обращён к учащемуся. У детей появляется интерес к игре на инструменте. Преподаватель должен использовать все имеющиеся возможности для того, чтобы привить своим ученикам любовь к чтению с листа в домашней работе.
Свои первые выступления на концертах малышу всегда легче даются, если с ним рядом его педагог, поэтому хорошо включать в репертуар ансамбли. Это ещё важно и потому, что ученик начинает слушать совместную игру, пытаясь подстроиться или взять инициативу, охватывая больший звуковой объём, в нотном тексте следит за своей партией и партией партнёра. С учащимися младших классов нужно стараться проходить большое количество произведений и не требовать добиваться всего сразу. Накопление репертуара – центральная задача педагога.
Знакомство.
Необходимо сразу познакомиться с учеником, с уровнем его развития, с его интересами. Выяснить, каков уровень его музыкальных способностей: слух, ритм, память, эмоциональная отзывчивость на музыку.
Разучивание песен и слуховой подбор мелодии.
На первом уроке нужно выучить песню, которую ученик не знает. Ребят нужно учить петь. Следует обращать внимание на чистоту интонаций, на выразительность исполнения (ребенок должен представлять, о чем он поет), на дыхание во время пения. Как только он выучит песню, нужно пробовать петь от разных нот, с аккомпанементом и без него.
Затем следует дать ученику представление о регистрах, об отношении звуков по высоте. На ближайшем уроке нужно перейти к анализу мелодии. Педагог играет медленно, а ученик жестом показывает, в какую сторону идет звук. Ученик должен уметь слышать широкие и тесные интервалы. Хорошим вариантом является: ученик поет про себя мелодию и показывает жестом направление звука (это не у всех получается).
На первых уроках надо ознакомить ученика с названиями клавиш, с клавиатурой в целом, с делением ее на октавы. Следует начинать с объяснения нотной записи. Научить отсчитывать линейки правильно. Затем объяснить значение ключа СОЛЬ. Первая нота, которую ученик выучит – это «соль» первой октавы, отсюда и идти дальше. Как добиться, чтобы ученик активно участвовал в разучивании нот? Необходимо объяснить, как вести себя за инструментом и связывать это с показом сразу же на инструменте.
Сначала выучиваем только те ноты, которые пишутся на линейках: Ми-Соль-Си-Ре-Фа – на линеечках сидят (методика А.Артоболевской). Затем – ноты между линейками. Уже в первых пьесах ученик должен анализировать мелодию. Нужно, чтобы он воспринимал запись как единую линию. Необходимо, чтобы ученик постоянно смотрел в ноты!
Басовый ключ надо показать сразу же, как только усвоены ноты в скрипичном ключе (когда ученик свободно начинает играть в скрипичном ключе).
Ритм должен быть связан с мелодией. Сначала следует обратить внимание ученика на то, что в мелодии бывают длинные и короткие звуки. Затем просим равномерно прохлопать, играя четвертные и половинные ноты. Ученик должен уловить, сколько ударов приходится на эти ноты. Затем рассказываем, что нотка, на которую приходятся два хлопка – это половинная, а один – четвертная.
Объясняем деление на такты, и что каждый такт начинается со счета «раз». Когда ученик понял основы ритмической записи, каждое произведение, которое он разучивает, нужно прохлопать. При разборе ученик должен считать вслух, однако, как только мы убедились, что он хорошо разобрался в этом, следует прекратить считать вслух (чем раньше, тем лучше). Ритмическую запись пауз следует объяснить, как и ритмическую запись нот. При прохлопывании пьес на паузы руки нужно разнимать. Необходимо, чтобы ученик правильно называл размер. Чуть позже необходимо дать понятие альтерации.
Организация игрового аппарата
Организация игрового аппарата ученика происходит на материале упражнений нон-легато. Очень важно следить за посадкой ребенка. Это нужно объяснить на первом уроке. Сидеть нужно собранно, но непринужденно. Корпус должен быть немного наклонен к инструменту, плечи расправлены, не сутулиться, не поднимать плечи.
Высота сидения определяется положением локтя, который должен быть на уровне клавиатуры или немного выше. Должен быть наклон от локтя до кончиков пальцев. Локоть не следует прижимать к туловищу, это вызывает скованность. Отводить локоть на большое расстояние не следует. Посадка должна быть естественной. Корпус должен быть потенциально гибким. Нужно объяснить ученику, что такое свободная рука. Состояние пианиста должно быть свободно-активным. Самое первое упражнение заключается обычно в извлечении одного звука и снятии руки с клавиши на колено. Представим это упражнение поэтапно:
1) исходное положение – ученик сидит за фортепиано, кисть руки с немного подобранными пальцами, свободно и мягко лежит на колене;
2) рука спокойно и медленно поднимается (от плеча) до клавиатуры и выше над клавишами, при этом кисть
немного наклонена вниз и несколько пассивна;
3) рука начинает свободно опускаться, кисть по сравнению с запястьем немного приподнимается, пальцы принимают более округлую форму, и рука опускается тем или иным пальцем на клавишу. Опора руки – играющий палец. Неиграющие пальцы, тоже закругленные, немного приподняты над клавишами или касаются их;
4) палец погружен в клавишу, стоит на ней «подушечкой» (ее верхней частью), не прогибается в суставе, но и не давит на клавишу. Устойчивость пальца подчеркивается положением пястных косточек, которые должны быть несколько выпуклыми (не следует допускать их прогибания). Ученик вслушивается в звук, потом мягко, не отрывая сразу палец от клавиши, но и не «прилипая» к ней, слегка поднимает сначала запястье, затем и всю руку (от плеча) при несколько пассивно «висящей» кисти, и вновь опускает руку на колено.
Упражнение повторяется от разных звуков, оно должно иметь целостный характер – это должно быть единое действие, в котором все фазы плавно переходят одна в другую. Нужно поставить перед учеником задачу и не только техническую, но и звуковую.
Следующим этапом работы с начинающими можно назвать знакомство с термином и приемом игры «легато».
Освоение элементарных навыков легато методически верно начинать с игры двумя пальцами. Ученик добивается умения свободно переходить с пальца на палец, опуская клавишу без давления, но хорошо ощущая ее, постепенно увеличивая легато до пяти звуков.
При этом особенно важно, чтобы в руке не было т.н. «статичности», т.е. чтобы рука при эластичной кисти двигалась вместе с пальцами в направлении музыкального рисунка. Увеличение линии легато требует небольшого движения кисти к четвертому-пятому пальцам, которое необходимо ученику показать.
Постепенно в репертуар ученика включаются более сложные технические и музыкальные задачи: длинные линии легато, мелодия со смешанным штрихом легато и нон-легато и т.п.
Увереннее становятся движения ученика на инструменте, намечается пальцевая беглость и ловкость, темп исполнения становится подвижнее. Параллельно с упражнениями необходимо проходить несложные пьесы, этюды из различных сборников, примерно следующей трудности: народные песни «Кукушечка», «На горе, горе», Л.Моцарт «Волынка», А.Гедике «Этюд» из соч. 36 и т.п.
Уже на этой ступени работы следует включить в исполнение основные динамические оттенки и фразировочные моменты, предварительно объясняя ребенку значение их как элементов, придающих музыке сходство с интонациями человеческой речи, и , кроме того, исполнению характеров (живой, тревожный, веселый и т.д.).
Особое внимание следует уделять методике проведения урока и организации домашней работы ученика. Эффективность урока зависит от весьма многих условий: способности ученика, степени его восприимчивости, репертуара, возраста и т.д. В проведении занятий с младшими учениками надо учитывать их быструю утомляемость. Поэтому с начинающими нельзя долго останавливаться на одном и том же материале. Урок должен быть разнообразным, в него необходимо включать игровые моменты, можно делать небольшие перерывы (музыкальные).
Объяснение педагога, его язык должны быть образными. В течение первых месяцев обучения ученик на каждом уроке получает новые музыкальные сведения. Нужно, чтобы весь учебный материал вводился последовательно, чтобы не было пробелов. Недопустима торопливость. Чтобы учебный материал усваивался хорошо, нужно давать несколько примеров одинаковой трудности. Особое значение имеет ансамблевое исполнение, т.е. в четыре руки.
Новый материал рекомендуется объяснять в начале урока. На свежее внимание. Необходимо конкретизировать домашнее задание ученику и требовать точного его исполнения. Одна их главных педагогических задач – научить ученика правильно и грамотно работать дома.
Наряду с этим необходимо постоянно развивать чувство самоконтроля у учащихся при игре. Педагог направляет внимание ученика на звучание, нюансы исполняемого произведения, слуховой контроль своего исполнения. Этот навык, воспитанный с самого начала музыкального пути ребенка, развиваясь, будет превращаться в целый ряд ценных
и необходимых качеств для пианиста, таких как, внимание, активность, творческая инициатива и сосредоточенность, умение выявлять и исправлять свои недостатки, самостоятельно работать и т.п.
Заключение
Современная музыкальная педагогика и методика стремится разносторонне воспитать и развить из учащихся творческую и активную личность, которая сможет успешно реализовать себя в не только в музыке. Но и в любом другом виде деятельности.
Для развития навыков грамотного и качественного исполнения учащимися музыкальных произведений на фортепиано, хорошего музыкального слуха, памяти целесообразно преподавателю специального инструмента фортепиано сочетать в своей педагогической практике традиционные (консервативные) и инновационные (новые) методы и приемы работы.
На первоначальном этапе обучения, очень важно устойчиво поддерживать интерес к обучению, к творчеству посредством саморазвития преподавателя и тесной связи с социальными изменениями и новизной в музыкальном сообществе. Этого возможно достичь за счет применения разных методов обучения, игровых форм обучения, усиления творческой и комфортной психологической атмосферы на занятиях в классе фортепиано.
На современном этапе развития образования к преподавателям предъявляются особенно высокие требования в плане знаний психологии детей и применения современных информационно-коммуникативных технических средств. Это объясняется большой эффективностью личностно-ориентированного подхода к обучению к любому учащемуся разного уровня подготовки.
Список литературы
- Артоболевская А.Д. «Первая встреча с музыкой». Учебное пособие.
- Выготский Л.С. «Игра и ее роль в психическом развитии ребенка».
- Грохотов С.В. «Как научить играть на рояле». – М.: издательский дом «Классика – XXI», 2005г.
- Дралова Е.К. Освоение музыкального произведения в классе фортепиано: основные этапы и методы работы.
- Мартинсен К.А. Методика индивидуального преподавания игры на фортепиано. - М.: Классика - XXI, 2002.
- Самохвалова В. Е. Использование современных средств обучения на уроках фортепиано.
- Шмидт-Шкловская А.А. «О воспитании пианистических навыков»/А. Шмидт-Шкловская. - 2-е изд. - JI.: Музыка, Ленинградское отделение, 1985г.
- Юдовина-Гальперина Т. «За роялем без слез, или Я - детский педагог». СПб, Изд-во «Союз художников», 1996г.