"Старинный инструмент — волынка"
Составитель: Туманник Т.
Руководитель: Нечитайлова Р.В.
В данной работе автор ставит своей целью рассказать о разнообразных видах волынок, распространённых в Западной, Южной и Восточной Европе, а также представить красочные иллюстрации (свободные ресурсы Интернет).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
volynka_doc.doc | 192.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Старинный инструмент — волынка
Раздел: Искусствоведение
Составитель: Туманик Татьяна Артемьевна
Руководитель: Нечитайлова Римма Викторовна
Старинный инструмент – волынка
История волынки насчитывает не одну тысячу лет. Самый древний из этих инструментов датирован 3000 годом до н. э. и был найден при раскопках в шумерском городе Уре в Месопотамии. Была известна волынка и в античные времена. Мы знаем, что на ней умел играть римский император Нерон, под её звуки шли в бой легионеры. Волынка получила распространение по всей Европе, главным образом среди кельтских племён, и стала неотъемлемой частью музыкальных культур многих народов.
Обычная волынка состоит из воздушного резервуара (меха) из зашитой наглухо козьей или телячьей шкуры в виде бурдюка. Сверху бурдюк снабжён трубкой, в которую музыкант дует, чтобы наполнить мех воздухом, снизу же находятся от одной до трёх игральных язычковых трубок, служащих для полифонического звучания. Одна такая трубка, которая называется чантер, используется для наигрывания мелодии, одна, две или три другие – бурдоны – басовые, строящиеся в тонику и доминанту гаммы, в которой играется мелодия. В чантер обычно вставляется трость – небольшая металлическая трубка, также входящая в состав многих музыкальных инструментов, например, гобоя.
Некоторые волынки надуваются не ртом, а мехом для нагнетания воздуха, приводящемся в движение правой рукой. К таким волынкам относится прежде всего ирландская.
В данной работе автор ставит своей целью рассказать о разнообразных видах волынок, распространённых в Западной, Южной и Восточной Европе, а также представить красочные иллюстрации (свободные ресурсы Интернет).
Западная Европа
Шотландия.
Пожалуй, самой известной в мире волынкой является шотландская. Для многих людей волынка – исключительно шотландский музыкальный инструмент. Действительно, в Шотландии она более популярна, чем в некоторых других странах, да и прославилась там гораздо больше... Более того, именно волынка является неофициальным символом Шотландии.
Мнения учёных о происхождении собственно шотландской волынки расходятся. Одни полагают, что на север острова Великобритании её завезли викинги приблизительно в 8-10 веках, другие же считают, что это сделали римляне ещё в начале нашей эры. Не исключено также, что жившие в этих землях кельты играли на волынке задолго до прихода иноземных завоевателей.
В Средние века волынка применялась в Шотландии как функциональный инструмент. В кланах шотландских горцев была особая почётная должность – клановый волынщик. Он должен был обеспечивать музыкальное сопровождение на всех проводимых своим кланом церемониях, поднимать дух воинов на поле брани. Именно в это время у горцев впервые появляются соревнования среди волынщиков.
Поначалу шотландские волынщики играли протяжные мелодии с трудно уловимой формой, позже появились маршевые и танцевальные формы.
В 19 веке в Англии были сформированы полки шотландских горцев, которые вместе с армией империи участвовали в завоевательных походах. Конечно, свой инструмент шотландцы всюду возили с собой, постепенно знакомя с ней другие народы.
И вот, во второй половине 20 века, шотландская волынка получила мировое признание и обрела огромную популярность. Оркестры волынщиков стали создаваться уже не только в Великобритании, но и в других странах от Канады до Японии.
Что же касается строения шотландской волынки, то в первую очередь надо отметить, что существуют две её разновидности – большая и малая, почти копия своей «старшей сестры». Большая шотландская волынка за свою историю претерпела много серьёзных изменений, а окончательный её вариант, появившийся в 17 веке, имеет си бемоль мажорный чантер и три бурдона. Кстати, одними из самых важных особенностей волынки являются громкость звучания, пронзительный тембр и непрерывное сопровождение основной мелодии бурдонным тоном.
Ирландия.
Из всех волынок ирландская – самая сложная и совершенная. Её оснащённый двойной тростью чантер имеет диапазон в две октавы и оснащён клапанами, позволяющими играть полутона. Музыкант может извлекать из ирландской волынки даже семь звуков одновременно.
Древнейшая ирландская волынка была крестьянским инструментом и во многом походила на шотландскую. Постепенно она развивается, и к 17 веку обретает популярность и в высших слоях общества, позже становится ведущим инструментом во многих жанрах ирландской музыки. В конце 18 века, после изобретения чантера с клапанами и регуляторов, она постепенно принимает тот вид, в котором дошла до наших дней.
Сегодня ирландская волынка используется не только как инструмент для игры народной музыки. Она весьма популярна на родине и, благодаря различным усовершенствованиям и мастерству музыкантов проникла во многие музыкальные стили.
Французская волынка musette (мюзет, мюзетта) появилась в 18 веке и была весьма популярным придворным инструментом. Также она была задействована в армии, где очень быстро благодаря своему пронзительному звучанию вытеснила рожок и барабан. В 19 – начале 20 веков именно во Франции создаются первые волыночные оркестры.
Мюзетта имеет много камерных разновидностей. Но, как правило, она состоит из одного-двух чантеров (основного и дополнительного), и трёх бурдонов.
Шведская волынка известна с 14 века. Несмотря на то, что она, судя по всему, была распространена ещё среди викингов, к концу 19 столетия утратила свою популярность. Однако сегодня традиции игры на волынке в Швеции постепенно возрождаются.
У шведской волынки пронзительный, но тихий звук, похожий на звук гармошки; она близка по строению волынкам Восточной Европы. «Сэкпипа» (так называют её на родине) не отличается особой сложностью, имеет один бурдон и один чантер.
Восточная и Центральная Европа
Западнославянские государства, Венгрия и Германия.
Чешская и польская волынки, duda и koza, очень похожи и почти не различаются по строению. Они имеют цилиндрический чантер с одинарной тростью и один басовый бурдон, заканчивающиеся рогом и латунным раструбом. Воздушный резервуар большой, наружу мехом.
Волынки такого вида, правда, под несколько другими названиями, распространены в Словакии, Германии и Венгрии. Своему появлению в Германии волынка обязана славянскому племени лужичан, издревле живших на немецких землях.
В Чехии волынка несколько популярнее, чем в остальных западнославянских странах. Здесь она в почёте, довольно широко известна, а с её именем даже связаны некоторые древние легенды. В маленьком городке Стоканице регулярно раз в два года в августе проводятся фестивали волынщиков, на который съезжаются музыканты со всей Чехии.
Литва.
В Литве волынка (Labanora Duda) известна с 16 века, хотя скорее всего появилась в Прибалтике гораздо раньше. До начала 20 века она была распространена преимущественно среди простых слоёв населения – крестьян и нищих. Своё название она получила от литовской области Лабанорас, где в старину изготавливались самые лучшие волынки.
Литовская волынка имеет один, реже два бурдона, чантер с 5 – 8 клапанами и вдувную трубку. Раньше волынка играла соло или в ансамбле со скрипкой или цимбалами для инструментальных наигрышей или современных песнях.
Сегодня модифицированная Labanora Duda включена в ансамбль народных литовских инструментов.
Эстония.
Эстонская волынка (torupill), скорее всего, имеет шведские корни. По крайней мере, найденная на территории Эстонии древняя волынка по строению имеет сходство с волынками викингов – она была изготовлена из тюленьего желудка. Приобретать популярность torupill начал с 16 века прежде всего в крестьянской среде.
Обычно мех эстонской волынки делается из козьей кожи или (реже) из телячьего желудка. Torupill имеет чантер с 5 – 6 клапанами и одинарной тростью, один, два или три бурдона и трубку для нагнетания воздуха.
Эстонцы не забывают свой древний инструмент, гордятся им. Звуки волынки torupill можно услышать не только на прибалтийских хуторах, но и в эстонских колониях по всему свету.
Румыния и Молдавия.
Румынская и молдавская волынки называются чимпой (chimpoi). Они известны примерно с 9 – 10 веков. Раньше волынка здесь использовалась как сольный и ансамблевый инструмент, однако к сегодняшнему дню стала довольно редкой и встречается в основном в сельской местности.
Мех румынской волынки изготавливается из овечьей или козьей шкуры. Чантер имеет 7 –8 клапанов, единственный бурдон состоит из трёх раздвижных колен.
Надо заметить, что в 12 – 14 веках на Западной Руси (Волыни) получила распространение именно волынка румынского типа. Кстати, само слово «волынка» происходит от названия этой области Руси.
Болгария.
В Болгарии, а также на всём Балканском полуострове от Греции до Албании, Сербии и Хорватии распространена волынка «гайда». Она очень похожа на своих западнославянских соседей, однако имеет несколько отличий. В Сербии и Черногории есть и весьма оригинальная разновидность гайды – волынка, состоящая только из меха, чантера и трости и не имеющая бурдонов.
Три бурдона и чантер болгарской волынки часто изготавливаются из древесины сливы, причём чантер бывает цилиндрической и конической формы. Гайда имеет очень большой мех, что позволяет музыканту не только играть, но и петь довольно долгое время.
Гайда имеет восточное, арабское происхождение, а по некоторым данным стала известна южным славянам с 14 века.
Россия.
Волынка – также и русский народный инструмент, называлась она так же, как в Польше и Чехии – «дуда». Восточным славянам она известна с незапамятных времён, в Средние века на ней играли скоморохи. Волынка вошла во многие русские народные поговорки – о мастере на все руки говорят «И швец, и жнец, и на дуде игрец», когда хотим поторопить кого-то – «Не тяни свою волынку!»…
Русская волынка состоит из меха, изготовленного из желчного пузыря телёнка или кожи, одного – трёх бурдонов и чантера с клапанами и с одинарной тростью.
Волынка есть не только у русских, но также у чувашей («Шабр») и марийцев («Шувыр»). Эти волынки часто играют в ансамблях с другими инструментами, аккомпанируя танцорам и певцам.
Южная Европа
Испания.
Испанская волынка «гайта» (la gaita) происходит из области Галисии, её ближайшая родственница – астурийская волынка – родом из Астурии. Различаются они в высоте настройки, а по строению весьма схожи.
Волынки были особенно широко распространены в Испании и Португалии в Средние века, о чём говорят прежде всего письменные источники и изображения той эпохи.
Гайта – наиболее лёгкая в освоении и самая удобная для камерного исполнения волынка. Она, пожалуй, сочетает в себе лучшие качества шотландских и восточноевропейских волынок. Испанская волынка обычно имеет конической формы чантер с семью клапанами и двойной тростью, и также один или два басовых бурдона с одинарными тростями.
Италия.
Итальянская волынка зампонья (zampogna) родом из Южной Италии и Сицилии. Первые упоминания о ней относятся к 14 веку, первые изображения – к 17. Зампонья была распространена прежде всего среди пастухов, перегонявших стада с одного места на другое, что, по-видимому, способствовало её быстрой популяризации не только в Италии, но и в других странах – ведь именно звуки итальянской волынки вдохновляли на сочинение великих музыкальных произведений композиторов Генделя и Баха.
Зампонья чем-то очень похожа на музыкальные инструменты античности, сохранила черты средневековых волынок. По строению она весьма необычна и даже уникальна – от её меха отходит фактически флейта с двумя чантерами разной длины.
Зампонья на забыта до сих пор – на ней играют не только на народных праздниках, но и при исполнении современных песен и танцев.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, волынка – древний музыкальный инструмент, навсегда вошедший в культуры практически всех европейских народов. За свою долгую историю она претерпела множество изменений, но всё же её можно безошибочно отличить от других инструментов. Все волынки, несмотря на различия, во многом схожи между собой.
Волынки, конечно, распространены не только в Европе. Большим уважением они пользуются на Кавказе, в некоторых арабских странах. Сегодня самым крупным производителем волынок является Пакистан.
В Средние века звуки волынки объединяли, казалось бы, совсем непохожие друг на друга народы – чехов и итальянцев, шотландцев и румын. Сегодня волынка, пережив в некоторых государствах кратковременный упадок, постепенно возрождается – проводятся фестивали волынщиков, открываются школы, фирмы по производству и починке волынок.
Модифицированная волынка используется во многих музыкальных стилях, что вполне подтверждает её современность. Позади этого инструмента – многовековая история, но впереди – большое будущее, ведь с каждым годом он становится всё более популярным и востребованным. Волынка совсем не «старится» - наоборот, она будет оставаться современной ещё очень долгое время.