Дополнительная предпрофессиональная программа в области музыкального искусства «Духовые и ударные инструменты» для учащихся 1 класса

Шадрин Антон Николаевич

Программа учебного предмета «Специальность» по виду инструмента «Саксофон», далее - «Специальность (саксофон)», разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной образовательной программе в области музыкального искусства «Духовые и ударные инструменты».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_dlya_1kl_fgt_shadrin_a.n.doc143.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение

 дополнительного образования

«Детская школа искусств»

        

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (РАБОЧАЯ) ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ

МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА

 «Духовые и ударные инструменты»

ПРОГРАММА по учебному предмету

ПО.01.УП.01. СПЕЦИАЛЬНОСТЬ

Срок обучения - 8 лет

Срок реализации программы – 1 год

для учащихся _1_ класса

        

              Нефтеюганск   2023 г.

                                               

«Рассмотрено»

Педагогическим советом

МБУ ДО «ДШИ»

«30»  августа 2023г

Протокол №1

«Утверждаю»

Директор МБУ ДО «ДШИ»

                  __________Н.Н. Любимова

                  «31»  августа 2023г

                  Приказ № 412 

Разработчик – преподаватель отделения духовых и ударных инструментов Шадрин Антон Николаевич

Структура программы учебного предмета

  1. Пояснительная записка

- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;

- Срок реализации учебного предмета;

- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного

   учреждения на реализацию учебного предмета;

- Форма проведения учебных аудиторных занятий;

- Цели и задачи учебного предмета;

- Обоснование структуры программы учебного предмета;

- Методы обучения;

- Описание материально-технических условий реализации учебного предмета;

  1. Содержание учебного предмета

      - Сведения о затратах учебного времени;

      - Годовые требования для 1го класса;

  1. Планируемые результаты

  1. Формы и методы контроля, система оценок

  - Аттестация; цели, виды, формы, содержание;

  - Критерии оценки;

  1. Методическое обеспечение учебного процесса

       - Методические рекомендации педагогическим работникам;

       - Методические рекомендации по организации самостоятельной работы;

  1. Списки рекомендуемой нотной и методической литературы

   

        - Учебная литература;

        - Учебно-методическая литература;

        - Методическая литература.

I.       Пояснительная записка

1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе

Программа учебного предмета «Специальность» по виду инструмента «Саксофон», далее - «Специальность (саксофон)», разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной образовательной программе в области музыкального искусства «Духовые и ударные инструменты».

Учебный предмет «Специальность (саксофон)» направлен на приобретение учащихся знаний, умений и навыков игры на саксофоне, получение ими художественного образования, а также на эстетическое воспитание и духовно-нравственное развитие ученика.

Выявление одаренных детей в раннем возрасте позволяет целенаправленно развивать их профессиональные и личные качества, необходимые для продолжения профессионального обучения. Программа рассчитана на выработку у учащихся навыков творческой деятельности, умения планировать свою домашнюю работу, навыков осуществления самостоятельного контроля за своей учебной деятельностью, умения давать объективную оценку своему труду, формирования навыков взаимодействия с преподавателем.

2. Срок реализации учебного предмета «Специальность. Саксофон»

Срок освоения программы «Специальность (саксофон)» для детей, поступивших в ДШИ в первый класс в возрасте с шести лет шести месяцев до девяти лет, составляет 8 лет с 1 по 8 класс.      

При реализации программы «Духовые и ударные инструменты» со сроком обучения 8 лет продолжительность учебного года в первом классе составляет 39 недель. Продолжительность учебных занятий в первом классе составляет 32 недели.

В учебном году предусматриваются каникулы в объеме не менее 4 недель, в первом классе для учащихся по образовательной программе со сроком обучения 8 лет устанавливаются дополнительные недельные каникулы. Летние каникулы устанавливаются в объеме 13 недель. Осенние, зимние, весенние каникулы проводятся в сроки, установленные при реализации основных образовательных программ начального общего и основного общего образования.

3. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета «Специальность (саксофон)»

                                                                                                  Таблица 1

Срок реализации 1 год

1 класс

Максимальная учебная нагрузка  (в часах)

136

Количество часов  на аудиторные занятия

64

Количество часов на внеаудиторные занятия (самостоятельную работу)

64

Консультационные часы

6

4. Форма проведения учебных аудиторных занятий: индивидуальная, рекомендуемая продолжительность урока - 40 минут,

перемена 10 минут. При введении в учреждении ограничительных мероприятий продолжительность урока – 30 минут, перемена 20 минут.

Индивидуальная форма позволяет преподавателю лучше узнать ученика, его музыкальные возможности, способности, эмоционально-психологические особенности.

5. Цель и задачи учебного предмета «Специальность (саксофон)»

Цель:

  • развитие музыкально-творческих способностей учащегося, на основе приобретенных им знаний, умений и навыков, позволяющих воспринимать, осваивать и исполнять на саксофоне произведения различных жанров и форм в соответствии с ФГТ;

Задачи:

Обучающие:

- освоение учащимися музыкальной грамоты, необходимой для владения инструментом в пределах программы учебного предмета;

- овладение учащимися основными исполнительскими навыками игры на саксофоне/кларнете, позволяющими грамотно исполнять музыкальное произведение как сольно, так и в ансамбле;

- обучение навыкам самостоятельной работы с музыкальным материалом и чтению нот с листа;

Развивающие: 

- развитие интереса к классической музыке и музыкальному творчеству;

- развитие музыкальных способностей: слуха, ритма, памяти, музыкальности и артистизма;

Воспитательные:

- приобретение учащимися опыта творческой деятельности и публичных выступлений;

- формирование у наиболее одаренных выпускников мотивации к продолжению профессионального обучения в образовательных учреждениях среднего профессионального образования.

6. Обоснование структуры программы учебного предмета «Специальность (саксофон)».

Программа содержит необходимые для организации занятий параметры:

  • сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;
  • распределение учебного материала на год обучения;
  • описание дидактических единиц учебного предмета;
  • планируемые результаты;
  • формы и методы контроля, система оценок;
  • методическое обеспечение учебного процесса.

В соответствие с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».

7. Методы обучения:

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

  • словесный (рассказ, беседа, объяснение);
  • метод упражнений и повторений (выработка игровых навыков ученика, работа над художественно-образной сферой произведения);
  • метод показа (показ педагогом игровых движений, исполнение педагогом пьес с использованием многообразных вариантов показа);
  • объяснительно-иллюстративный (педагог играет произведение ученика и попутно объясняет);
  • репродуктивный метод (повторение учеником игровых приемов по образцу преподавателя);
  • метод проблемного изложения (педагог ставит и сам решает проблему, показывая при этом ученику разные пути и варианты решения);
  • частично-поисковый (ученик участвует в поисках решения поставленной задачи).

Выбор методов зависит от возраста и индивидуальных особенностей учащегося.

8. Описание материально - технических условий реализации учебного предмета.

Не должно иметь, а имеет соответствует

Материально-техническая база образовательного учреждения соответствует санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.

Учебные аудитории для занятий по учебному предмету «Специальность» имеют площадь не менее 9 кв.м., наличие фортепиано, пюпитра. В образовательном учреждении созданы условия для содержания, своевременного обслуживания и ремонта музыкальных инструментов. Образовательное учреждение обеспечивает наличие инструментов.     

Первый этап - начальный период– 1 класс, возраст 6,6 – 9 лет – учащиеся играют на инструментах блок-флейта, саксофон.

II.  Содержания учебного предмета программы «Специальность (саксофон)»

         Содержания учебного предмета «Специальность (саксофон)» обеспечивает целостное художественно-эстетическое развитие личности и приобретение в процессе освоения образовательной программы музыкально-исполнительских и теоретических знаний, умений и навыков.

1. Сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета «Специальность (саксофон)», на максимальную, самостоятельную нагрузку обучающихся и аудиторные занятия:

                                                                                            Таблица 2

Класс

1

Продолжительность учебных занятий в неделях

32

Количество часов на аудиторные занятия в неделю

2

Общее количество часов на аудиторные занятия

64

Количество часов на внеаудиторные занятия в неделю

2

Общее количество часов на внеаудиторные (самостоятельные) занятия в год

64

Максимальное количество часов занятий в неделю

4

Консультационные часы

6

Общее максимальное количество часов на год

136

Учебный материал распределяется на один год обучения. Имеет свои дидактические задачи, и объем времени, данное время направлено на освоения учебного материала.

Виды внеаудиторной работы:

- самостоятельные занятия по подготовке учебной программы;

- подготовка к контрольным урокам, зачетам и экзаменам;

- подготовка к концертным выступлениям;

- посещение учреждений культуры (филармоний, театров, концертных залов, музеев)

- участие учащихся в творческих мероприятиях и культурно- просветительской деятельности.

                           Годовые требования для 1 класса

Специальность. Саксофон    2 часа в неделю

Самостоятельная работа        не менее 2- х часов в неделю

Консультации                        6 часов в год

Учащийся: Мякишев Эдуард

Значение «донотного» периода в работе с начинающими, опора на слуховые представления. Активное слушание музыки (игра педагога, домашнее прослушивание музыки по желанию ученика) с последующим эмоциональным откликом ученика (в виде рисунка, рассказа).

Первые уроки должны быть посвящены усвоению приемов правильной постановки дыхания, способов извлечения звука, изучению аппликатуры и умению правильно держать инструмент. Необходимо также с самого начала ознакомить учащегося с устройством инструмента и научить бережно обращаться с ним.

В течение первого года обучения особое внимание должно быть обращено на усвоение учащимися всех правил рациональной постановки. Неверные навыки, приобретенные в начальный период обучения, особенно устойчивы и часто служат серьезным препятствием для дальнейшего музыкального образования учащегося. В педагогической работе следует руководствоваться принципами постепенности и последовательности.

С первых уроков учащиеся должны внимательно изучать доступные им художественные произведения, точно прочитывать авторский текст, анализировать технические трудности, вслушиваться в свое исполнение, постоянно следить за качеством звука, интонации. Большое значение в процессе обучения занимает правильный выбор репертуара. Не рекомендуется включать в индивидуальный план учащегося произведения, превышающие его художественно-технические возможности. Работа над такими произведениями приносит большой вред.

 Индивидуальные планы составляются таким образом, чтобы в них были представлены произведения композиторов разных эпох, стилей и направлений. При работе над произведением следует органически связывать его художественную и техническую стороны.

Работе над техникой необходимо уделить особое внимание. Одним из элементов техники является работа над звуком - его ровностью, устойчивостью, качеством, тембром, интонационной чистотой, динамикой, филировкой. При звукоизвлечении должно быть исключено излишнее мышечное напряжение. Развитию техники в узком смысле слова (беглости, четкости, ровности и т.д.) способствует систематическая работа над упражнениями, гаммами и этюдами. В работе над гаммами, упражнениями, этюдами рекомендуется применять различные штриховые, динамические и ритмические способы проработки. Но вся работа над пальцевой техникой должна быть предельно осмысленной, лишенной механического проигрывания. Она является лишь средством, а не самоцелью и неизменно подчинена художественным задачам.

Важной целью образовательного процесса является формирование и развитие художественного вкуса учащегося. Регулярные занятия с концертмейстером формируют вкус учащегося, помогают ему освоить навыки ансамблевой игры, понять содержание, стиль, форму изучаемого произведения, приобрести навыки чистого интонирования и распределения исполнительского дыхания, точной нюансировки и осмысления каждой музыкальной фразы. Очень важно с первых шагов сформировать у учащегося навыки самостоятельной домашней работы. Для этого педагог дает ученику более легкие, чем изучаемые по программе данного класса, произведения для самостоятельного изучения.

Самостоятельная работа ученика по разучиванию произведений и по чтению нот с листа регулярно проверяется педагогом. Важную роль играет правильная организация домашних занятий. Педагогу следует помогать учащимся в составлении расписания занятий с учетом времени, необходимого для приготовления заданий по специальности, общеобразовательным и музыкально-теоретическим предметам. Очень важно научить ученика рационально использовать время, отведенное для самостоятельных домашних занятий. В процессе занятий большое внимание должно быть уделено формированию навыков игры в коллективе. Для этого в классе следует знакомить учащихся с ансамблевой игрой (дуэты, трио и т.д.). Следует поощрять выступления учащихся в концертах на различных площадках: общеобразовательных школ, интернатах, концертных залах города. Такие выступления воспитывают у учащихся исполнительскую свободу, умение держать себя на сцене, артистичность.

За учебный год должен познакомится с инструментом, основами и особенностями дыхания при игре на блокфлейте, звукоизвлечения, артикуляции. Мажорные гаммы в тональностях с одним знаком. Трезвучия в медленном темпе. Легкие упражнения и пьесы.

 учащийся должен пройти 12 - 18 песен;

 -5 этюдов;

-5-7 небольших пьес различного характера.

- 10 - 12 этюдов (по нотам);

 - 8-10 пьес.

Примеры программ переводного зачета:

В.А. Моцарт Аллегретто

Рус.нар.пес. Во поле березка стояла

Д.Кабалевский Маленькая полька

* * *

Ф.Шуберт Вальс

И. Дунаевский Мишка с куклой

Д. Кабалевский Наш край

III. Планируемые результаты

Данная программа отражает разнообразие репертуара, академическую направленность учебного предмета «Специальность (саксофон)», а также возможность индивидуального подхода к каждому ученику. Содержание программы направлено на обеспечение художественно-эстетического развития личности и приобретения ею художественно-исполнительских знаний, умений и навыков.

Реализация программы обеспечивает:

- наличие   у   учащегося   интереса   к   музыкальному   искусству, самостоятельному музыкальному исполнительству;

- сформированный   комплекс   исполнительских   знаний, умений   и
навыков, позволяющий использовать многообразные возможности саксофона для достижения наиболее убедительной интерпретации авторского текста, самостоятельно   накапливать   репертуар   из   музыкальных   произведений различных эпох, стилей, направлений, жанров и форм;

- знание репертуара для саксофона, включающего произведения разных стилей и жанров (полифонические произведения, сонаты, концерты, пьесы, этюды, инструментальные миниатюры) в соответствии с программными требованиями;

- знание художественно-исполнительских возможностей саксофона;

- знание профессиональной терминологии;

-  наличие   умений   по   чтению   с   листа   несложных   музыкальных произведений;

-        навыки слухового контроля, умение управлять процессом исполнения музыкального произведения;

-        навыки   по   использованию   музыкально-исполнительских   средств выразительности, выполнению анализа исполняемых произведений, владения различными видами техники исполнительства, использования художественно оправданных технических приемов;

-        наличие творческой инициативы, сформированных представлений о методике разучивания музыкальных произведений и приемах работы над исполнительскими трудностями.

IV.   Формы и методы контроля, система оценок

     Аттестация: цели, виды, форма, содержание Основными видами контроля успеваемости являются:

- текущий контроль успеваемости учащихся

- промежуточная аттестация

Каждый вид контроля имеет свои цели, задачи, формы.

Текущий контроль направлен на поддержание учебной дисциплины, выявление отношения к предмету, на ответственную организацию домашних занятий, имеет воспитательные цели, может носить стимулирующий характер. Текущий контроль осуществляется регулярно преподавателем, оценки выставляются в журнал и дневник учащегося. При оценивании учитывается:

- отношение ученика к занятиям, его старания и прилежность;

- качество выполнения предложенных заданий;

- инициативность и проявление самостоятельности как на уроке, так и
во время домашней работы;

темпы продвижения.

На основании результатов текущего контроля выводятся четверные оценки.

Особой формой текущего контроля является контрольный урок, который проводится преподавателем, ведущим предмет.

Промежуточная аттестация определяет успешность развития учащегося и степень освоения им учебных задач на определенном этапе.

Формами промежуточной аттестации являются:

- контрольные уроки, проводимые с приглашением комиссии;

-  технические зачеты - проводимые раза в год, в конце 3 четверти со 2 по 9 классы, результат оценивается по пятибалльной системе.

- академический концерт и переводной зачет - выступление учащихся в конце первого и второго полугодия, на котором за год исполняется 4 разных по жанру и форме произведения. Выступления учеников обсуждаются комиссией под председательством заведующего отделом (или назначенного им преподавателя), оцениваются по пятибалльной системе;

- прослушивание - исполнение выпускной или конкурсной программы, проводимые 3 раза в год в выпускном классе и перед конкурсами для участников конкурса, оцениваются словесной характеристикой, при этом кратко отмечаются достигнутые учеником успехи и имеющиеся недостатки.

При оценивании обязательным является методическое обсуждение, которое должно носить рекомендательный, аналитический характер, отмечать степень освоения учебного материала, активность, перспективы и темп развития ученика.

Участие в конкурсах приравнивается к выступлению на академических концертах и зачетах. Переводной экзамен является обязательным для всех.

Переводной зачет проводится в конце каждого учебного года, определяет качество освоения учебного материала, уровень соответствия с учебными задачами года. По завершении переводного зачета допускается его пересдача до конца учебного года, если учащийся получил неудовлетворительную оценку.

Критерии оценки

Таблица 4

5 («отлично»)

технически качественное и художественно осмысленное исполнение, отвечающее всем требованиям на данном этапе обучения

4 («хорошо»)

оценка отражает грамотное исполнение, с небольшими недочетами (как в техническом плане, так и в художественном)

3 («удовлетворительно»)

исполнение с большим количеством недочетов, а именно: недоученный текст, слабая техническая подготовка, малохудожественная игра, отсутствие свободы игрового аппарата и т.д.

2 («неудовлетворительно»)

комплекс недостатков, являющийся следствием отсутствия домашних занятий, а также плохой посещаемости аудиторных занятий

«зачет» (без оценки)

отражает достаточный уровень подготовки и исполнения на данном этапе обучения

Согласно ФГТ, данная система оценки качества исполнения является основной. В зависимости от сложившихся педагогических традиций и с учетом целесообразности оценка качества исполнения может быть дополнена системой «+» и «-», что даст возможность более конкретно отметить выступление учащегося.

V.       Методическое обеспечение образовательного процесса

1. Методические рекомендации педагогическим работникам

В работе с учащимся преподаватель должен следовать принципам последовательности, постепенности, доступности, наглядности в освоении материала.

Весь процесс обучения должен быть построен от простого к сложному и учитывать индивидуальные особенности ученика: физические данные, уровень развития музыкальных способностей.

Необходимым условием для успешного обучения на саксофоне является формирование у ученика уже на начальном этапе правильной постановки губ, рук, корпуса, исполнительского дыхания.

Развитию техники в узком смысле слова (беглости, четкости, ровности и т.д.) способствует систематическая работа над упражнениями, гаммами и этюдами. При освоении гамм, упражнений, этюдов и другого вспомогательного материала рекомендуется применение различных вариантов - штриховых, динамических, ритмических и т. д.

Работа над качеством звука, интонацией, ритмическим рисунком, динамикой - важнейшими средствами музыкальной выразительности -должна последовательно проводиться на протяжении всех лет обучения и быть предметом постоянного внимания педагога.

При работе над техникой необходимо давать четкие индивидуальные задания и регулярно проверять их выполнение.

В учебной работе также следует использовать переложения произведений, написанных для других инструментов или для голоса. Рекомендуются переложения, в которых сохранен замысел автора и широко использованы характерные особенности саксофона.

В работе над музыкальными произведениями необходимо прослеживать связь между художественной и технической сторонами изучаемого произведения.

2. Рекомендации по организации самостоятельной работы      учащихся:

1.        Самостоятельные   занятия   должны    быть     регулярными     и систематическими.

Периодичность занятий - каждый день.

Количество часов самостоятельных занятий в неделю: от двух до четырех.

Объем самостоятельной работы определяется с учетом минимальных затрат на подготовку домашнего задания с учетом параллельного освоения детьми программы основного общего образования, а также с учетом сложившихся педагогических традиций в учебном заведении и методической целесообразности.

4.        Ученик должен быть физически здоров. Занятия при повышенной
температуре опасны для здоровья и нецелесообразны, так как результат
занятий всегда будет отрицательным.

5.  Индивидуальная домашняя работа может проходить в несколько приемов и должна строиться в соответствии с рекомендациями преподавателя по специальности. Ученик должен уйти с урока с ясным представлением, над чем ему работать дома. Задачи должны быть кратко и ясно сформулированы в дневнике.

Содержанием домашних заданий могут быть:

упражнения для развития звука (выдержанные ноты);

работа над развитием техники (гаммы, упражнения, этюды);

•        работа над художественным материалом (пьесы или произведение
крупной формы);

•        чтение с листа.

 Периодически следует проводить уроки, контролирующие ход домашней работы ученика.

Для успешной реализации программы «Специальность (саксофон)» ученик должен быть обеспечен доступом к библиотечным фондам, а также аудио- и видеотекам, сформированным по программам учебных предметов.

 

VI.   Списки рекомендуемой нотной и методической литературы

Список нотной литературы:

  1. Кискачи А. Школа для начинающих. Ч. I.  М., 2007
  2. Пушечников И. Школа игры на блокфлейте. М., 2004
  3. Хрестоматия для блокфлейты. / Составитель И. Оленчик. М., 2002
  4. Андреев Е. Пособие по первоначальному обучению игре на саксофоне.- Изд. Военно-дирижерского факультета при Мос. гос. консерватории , 1973  
  5. Киша С. Пьесы для саксофона (альта, тенора) и фортепиано, 1-й сборник.-Варшава, 1964; 2-й сборник.-Варшава, 1965
  6. Кртишка С. Школа игры на саксофоне.- Прага: Супрафон, 1981
  7. Михайлов Л. Школа игры на саксофоне.-М.,1975
  8. Ривчун А. Сорок этюдов для саксофона.-М., 1968
  9. Ривчун А. Сто пятьдесят упражнений для саксофона-М., 1960
  10.  Ривчун А. Школа игры на саксофоне. Ч. 1.-М., 1965
  11.  Ривчун А. Школа игры на саксофоне. Ч. 2.-М., 1966
  12.  Сборник классических пьес для саксофона / Сост. А. Ривчун.-М., 1963
  13. Сборник пьес для саксофона и фортепиано / Сост. Б. Диков.-Изд. военно-дирижерского факультета при Мос. гос. консерватории, 1972
  14.  Списак М. Этюды для ансамблевой игры. Тетр. 1. Краков, 1970
  15.  Списак М. Этюды для ансамблевой игры. Тетр. 2. Краков, 1971
  16. Хежда Т. Школа игры на саксофоне-Краков , 1976
  17.  Херар П. Школа игры на саксофоне .-Будапешт, 1963
  18.  Хрестоматия для саксофона-альта / Сост. Б. Прорвич.-М., 1978
  19.  Хрестоматия для саксофона-баритона / Сост. Б. Прорвич.-М., 1980
  20.  Хрестоматия для саксофона. 1-3 классы ДМШ / Сост. М. Шапошникова.-М., 1985
  21.  Хрестоматия для саксофона. Ч. 1. Тетр. 1. / Сост. М. Шапошникова – изд. военно-дириж. факультета Мос. гос. консерватории, 1986
  22.  Хрестоматия педагогического репертуара для саксофона-альта: Пьесы и ансамбли. 4, 5 год обучения / Сост.-ред. М. Шапошникова.- М.,1987
  23.  Шапошникова М. Гаммы, этюды, упражнения. 1-3 годы обучения.-М., 1986

Список методической литературы:

  1. Апатский В.Н. О совершенствовании методов музыкально-исполнительской
    подготовки./ Исполнительство на духовых инструментах. История и методика.
    Киев, 1986. С.24-39; 1983. Вып. 4. С. 6-19
  2. Апатский   В.Н.   Опыт   экспериментального   исследования   дыхания   и
    амбушюра духовика. /Методика обучения игре на духовых инструментах.
    Вып. 4.М., 1976. С.11-31.
  3. Арчажникова      Л.Г.      Проблема      взаимосвязи      музыкально-слуховых
    представлений    и    музыкально-двигательных    навыков.    Автореф.    канд.
    искусствоведения. М., 1971
  4. Асафьев Б. Музыкальная форма как процесс. Т. 1, 2. 2-е изд. Л., 1971.
  5. Барановский    П.,    Юцевич    Е.    Звуковысотный    анализ    свободного
    мелодического строя. Киев, 1956
  6. Волков Н.В.  Проблемы и методы эффективного обучения музыканта-
    духовика   /   Проблемы   педагогической   подготовки   студентов   в   контексте
    среднего    и   высшего    музыкального    образования.    Материалы    научно-
    практической конференции. М., 1997. С 45-47.
  7. Волков  Н.В.  Проблемы развития творческого  мышления музыканта-духовика/. Наука, искусство, образование на пороге третьего тысячелетия. Тезисы доклада на II международном конгрессе. Волгоград, 6-8 апреля 2000. С. 140-142.
  8. Володин А. Роль гармонического спектра в восприятии высоты и тембра
    звука/. Музыкальное искусство и наука. Вып. 1. М., 1970. С. 11-38
  1. Володин А. Вопросы исполнительства на духовых инструментах. Сб. тр.
    Л., 1987. С.96.
  2. Гарбузов Н. Зонная природа тембрового слуха. М., 1956
  3. Григорьев   В.   Некоторые   проблемы   специфики   игрового   движения
    музыканта-исполнителя /Вопросы  музыкальной  педагогики.  Вып.   7,  М.,
    1986. С. 65-81
  4. Грищенко Л.А. Психология восприятия внимания, памяти. Екатеринбург,
    1994
  5. Диков Б. О дыхании при игре на духовых инструментах. М.,1956
  6. Евтихиев П.Н., Карцева Г.А. Психолого-педагогические основы работы
    учащегося   над   музыкально-исполнительским    образом   /   Музыкальное
    воспитание: опыт, проблемы, перспективы. Сборник трудов. Тамбов, 1994.
    С.43-54.
  7. Зис   А.Я.   Исполнительство   на   духовых   инструментах   (история   и
    методика). Киев, 1986
  8. Исполнительство  на духовых инструментах и вопросы  музыкальной
    педагогики. Сборник трудов. Вып. 45. М., 1979
  9. Комплексный подход к проблемам музыкального образования. Сборник
    трудов. М., 1986
  10. Логинова    Л.Н.    О    слуховой    деятельности    музыканта-исполнителя.
    Теоретические проблемы. М., 1998
  11. Маркова Е.Н. Интонационность музыкального искусства. Киев, 1990
  12. Материалы     Всесоюзного     семинара     исполнителей     на     духовых
    инструментах. М., 1988
  1. Работа  над  чистотой  строя  на  духовых  инструментах  (методические
    рекомендации ). Минск, 1982
  2. Рагс Ю. Интонирование мелодии в связи с некоторыми ее элементами.
    /Труды кафедры теории музыки. Московская государственная консерватория
    имени П.И. Чайковского. М., 1960. Вып. 1. С. 338-355.
  3. Совершенствование методики обучения игре на духовых инструментах
    (методические рекомендации). Минск, 1982
  4. Современное исполнительство на духовых и ударных инструментах.
    Сборник трудов. Вып. 103, М., 1990
  5. Теория и практика игры на духовых инструментах.  Сборник статей.
    Киев, 1989
  6. Усов   Ю.А.    История    отечественного   исполнительства   на   духовых
    инструментах. М., 1986
  7. Федотов А.А. Методика обучения игре на духовых инструментах. М.,
    1975