Дополнительная предпрофессиональная программа в области музыкального искусства «Духовые и ударные инструменты» для учащихся 1 класса
Программа учебного предмета «Специальность» по виду инструмента «Саксофон», далее - «Специальность (саксофон)», разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной образовательной программе в области музыкального искусства «Духовые и ударные инструменты».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_dlya_1kl_fgt_shadrin_a.n.doc | 143.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
«Детская школа искусств»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (РАБОЧАЯ) ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ
МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА
«Духовые и ударные инструменты»
ПРОГРАММА по учебному предмету
ПО.01.УП.01. СПЕЦИАЛЬНОСТЬ
Срок обучения - 8 лет
Срок реализации программы – 1 год
для учащихся _1_ класса
Нефтеюганск 2023 г.
«Рассмотрено» Педагогическим советом МБУ ДО «ДШИ» «30» августа 2023г Протокол №1 | «Утверждаю» Директор МБУ ДО «ДШИ» __________Н.Н. Любимова «31» августа 2023г Приказ № 412 |
Разработчик – преподаватель отделения духовых и ударных инструментов Шадрин Антон Николаевич
Структура программы учебного предмета
- Пояснительная записка
- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;
- Срок реализации учебного предмета;
- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного
учреждения на реализацию учебного предмета;
- Форма проведения учебных аудиторных занятий;
- Цели и задачи учебного предмета;
- Обоснование структуры программы учебного предмета;
- Методы обучения;
- Описание материально-технических условий реализации учебного предмета;
- Содержание учебного предмета
- Сведения о затратах учебного времени;
- Годовые требования для 1го класса;
- Планируемые результаты
- Формы и методы контроля, система оценок
- Аттестация; цели, виды, формы, содержание;
- Критерии оценки;
- Методическое обеспечение учебного процесса
- Методические рекомендации педагогическим работникам;
- Методические рекомендации по организации самостоятельной работы;
- Списки рекомендуемой нотной и методической литературы
- Учебная литература;
- Учебно-методическая литература;
- Методическая литература.
I. Пояснительная записка
1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе
Программа учебного предмета «Специальность» по виду инструмента «Саксофон», далее - «Специальность (саксофон)», разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной образовательной программе в области музыкального искусства «Духовые и ударные инструменты».
Учебный предмет «Специальность (саксофон)» направлен на приобретение учащихся знаний, умений и навыков игры на саксофоне, получение ими художественного образования, а также на эстетическое воспитание и духовно-нравственное развитие ученика.
Выявление одаренных детей в раннем возрасте позволяет целенаправленно развивать их профессиональные и личные качества, необходимые для продолжения профессионального обучения. Программа рассчитана на выработку у учащихся навыков творческой деятельности, умения планировать свою домашнюю работу, навыков осуществления самостоятельного контроля за своей учебной деятельностью, умения давать объективную оценку своему труду, формирования навыков взаимодействия с преподавателем.
2. Срок реализации учебного предмета «Специальность. Саксофон»
Срок освоения программы «Специальность (саксофон)» для детей, поступивших в ДШИ в первый класс в возрасте с шести лет шести месяцев до девяти лет, составляет 8 лет с 1 по 8 класс.
При реализации программы «Духовые и ударные инструменты» со сроком обучения 8 лет продолжительность учебного года в первом классе составляет 39 недель. Продолжительность учебных занятий в первом классе составляет 32 недели.
В учебном году предусматриваются каникулы в объеме не менее 4 недель, в первом классе для учащихся по образовательной программе со сроком обучения 8 лет устанавливаются дополнительные недельные каникулы. Летние каникулы устанавливаются в объеме 13 недель. Осенние, зимние, весенние каникулы проводятся в сроки, установленные при реализации основных образовательных программ начального общего и основного общего образования.
3. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета «Специальность (саксофон)»
Таблица 1
Срок реализации 1 год | 1 класс |
Максимальная учебная нагрузка (в часах) | 136 |
Количество часов на аудиторные занятия | 64 |
Количество часов на внеаудиторные занятия (самостоятельную работу) | 64 |
Консультационные часы | 6 |
4. Форма проведения учебных аудиторных занятий: индивидуальная, рекомендуемая продолжительность урока - 40 минут,
перемена 10 минут. При введении в учреждении ограничительных мероприятий продолжительность урока – 30 минут, перемена 20 минут.
Индивидуальная форма позволяет преподавателю лучше узнать ученика, его музыкальные возможности, способности, эмоционально-психологические особенности.
5. Цель и задачи учебного предмета «Специальность (саксофон)»
Цель:
- развитие музыкально-творческих способностей учащегося, на основе приобретенных им знаний, умений и навыков, позволяющих воспринимать, осваивать и исполнять на саксофоне произведения различных жанров и форм в соответствии с ФГТ;
Задачи:
Обучающие:
- освоение учащимися музыкальной грамоты, необходимой для владения инструментом в пределах программы учебного предмета;
- овладение учащимися основными исполнительскими навыками игры на саксофоне/кларнете, позволяющими грамотно исполнять музыкальное произведение как сольно, так и в ансамбле;
- обучение навыкам самостоятельной работы с музыкальным материалом и чтению нот с листа;
Развивающие:
- развитие интереса к классической музыке и музыкальному творчеству;
- развитие музыкальных способностей: слуха, ритма, памяти, музыкальности и артистизма;
Воспитательные:
- приобретение учащимися опыта творческой деятельности и публичных выступлений;
- формирование у наиболее одаренных выпускников мотивации к продолжению профессионального обучения в образовательных учреждениях среднего профессионального образования.
6. Обоснование структуры программы учебного предмета «Специальность (саксофон)».
Программа содержит необходимые для организации занятий параметры:
- сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;
- распределение учебного материала на год обучения;
- описание дидактических единиц учебного предмета;
- планируемые результаты;
- формы и методы контроля, система оценок;
- методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствие с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».
7. Методы обучения:
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:
- словесный (рассказ, беседа, объяснение);
- метод упражнений и повторений (выработка игровых навыков ученика, работа над художественно-образной сферой произведения);
- метод показа (показ педагогом игровых движений, исполнение педагогом пьес с использованием многообразных вариантов показа);
- объяснительно-иллюстративный (педагог играет произведение ученика и попутно объясняет);
- репродуктивный метод (повторение учеником игровых приемов по образцу преподавателя);
- метод проблемного изложения (педагог ставит и сам решает проблему, показывая при этом ученику разные пути и варианты решения);
- частично-поисковый (ученик участвует в поисках решения поставленной задачи).
Выбор методов зависит от возраста и индивидуальных особенностей учащегося.
8. Описание материально - технических условий реализации учебного предмета.
Не должно иметь, а имеет соответствует
Материально-техническая база образовательного учреждения соответствует санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.
Учебные аудитории для занятий по учебному предмету «Специальность» имеют площадь не менее 9 кв.м., наличие фортепиано, пюпитра. В образовательном учреждении созданы условия для содержания, своевременного обслуживания и ремонта музыкальных инструментов. Образовательное учреждение обеспечивает наличие инструментов.
Первый этап - начальный период– 1 класс, возраст 6,6 – 9 лет – учащиеся играют на инструментах блок-флейта, саксофон.
II. Содержания учебного предмета программы «Специальность (саксофон)»
Содержания учебного предмета «Специальность (саксофон)» обеспечивает целостное художественно-эстетическое развитие личности и приобретение в процессе освоения образовательной программы музыкально-исполнительских и теоретических знаний, умений и навыков.
1. Сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета «Специальность (саксофон)», на максимальную, самостоятельную нагрузку обучающихся и аудиторные занятия:
Таблица 2
Класс | 1 |
Продолжительность учебных занятий в неделях | 32 |
Количество часов на аудиторные занятия в неделю | 2 |
Общее количество часов на аудиторные занятия | 64 |
Количество часов на внеаудиторные занятия в неделю | 2 |
Общее количество часов на внеаудиторные (самостоятельные) занятия в год | 64 |
Максимальное количество часов занятий в неделю | 4 |
Консультационные часы | 6 |
Общее максимальное количество часов на год | 136 |
Учебный материал распределяется на один год обучения. Имеет свои дидактические задачи, и объем времени, данное время направлено на освоения учебного материала.
Виды внеаудиторной работы:
- самостоятельные занятия по подготовке учебной программы;
- подготовка к контрольным урокам, зачетам и экзаменам;
- подготовка к концертным выступлениям;
- посещение учреждений культуры (филармоний, театров, концертных залов, музеев)
- участие учащихся в творческих мероприятиях и культурно- просветительской деятельности.
Годовые требования для 1 класса
Специальность. Саксофон 2 часа в неделю
Самостоятельная работа не менее 2- х часов в неделю
Консультации 6 часов в год
Учащийся: Мякишев Эдуард
Значение «донотного» периода в работе с начинающими, опора на слуховые представления. Активное слушание музыки (игра педагога, домашнее прослушивание музыки по желанию ученика) с последующим эмоциональным откликом ученика (в виде рисунка, рассказа).
Первые уроки должны быть посвящены усвоению приемов правильной постановки дыхания, способов извлечения звука, изучению аппликатуры и умению правильно держать инструмент. Необходимо также с самого начала ознакомить учащегося с устройством инструмента и научить бережно обращаться с ним.
В течение первого года обучения особое внимание должно быть обращено на усвоение учащимися всех правил рациональной постановки. Неверные навыки, приобретенные в начальный период обучения, особенно устойчивы и часто служат серьезным препятствием для дальнейшего музыкального образования учащегося. В педагогической работе следует руководствоваться принципами постепенности и последовательности.
С первых уроков учащиеся должны внимательно изучать доступные им художественные произведения, точно прочитывать авторский текст, анализировать технические трудности, вслушиваться в свое исполнение, постоянно следить за качеством звука, интонации. Большое значение в процессе обучения занимает правильный выбор репертуара. Не рекомендуется включать в индивидуальный план учащегося произведения, превышающие его художественно-технические возможности. Работа над такими произведениями приносит большой вред.
Индивидуальные планы составляются таким образом, чтобы в них были представлены произведения композиторов разных эпох, стилей и направлений. При работе над произведением следует органически связывать его художественную и техническую стороны.
Работе над техникой необходимо уделить особое внимание. Одним из элементов техники является работа над звуком - его ровностью, устойчивостью, качеством, тембром, интонационной чистотой, динамикой, филировкой. При звукоизвлечении должно быть исключено излишнее мышечное напряжение. Развитию техники в узком смысле слова (беглости, четкости, ровности и т.д.) способствует систематическая работа над упражнениями, гаммами и этюдами. В работе над гаммами, упражнениями, этюдами рекомендуется применять различные штриховые, динамические и ритмические способы проработки. Но вся работа над пальцевой техникой должна быть предельно осмысленной, лишенной механического проигрывания. Она является лишь средством, а не самоцелью и неизменно подчинена художественным задачам.
Важной целью образовательного процесса является формирование и развитие художественного вкуса учащегося. Регулярные занятия с концертмейстером формируют вкус учащегося, помогают ему освоить навыки ансамблевой игры, понять содержание, стиль, форму изучаемого произведения, приобрести навыки чистого интонирования и распределения исполнительского дыхания, точной нюансировки и осмысления каждой музыкальной фразы. Очень важно с первых шагов сформировать у учащегося навыки самостоятельной домашней работы. Для этого педагог дает ученику более легкие, чем изучаемые по программе данного класса, произведения для самостоятельного изучения.
Самостоятельная работа ученика по разучиванию произведений и по чтению нот с листа регулярно проверяется педагогом. Важную роль играет правильная организация домашних занятий. Педагогу следует помогать учащимся в составлении расписания занятий с учетом времени, необходимого для приготовления заданий по специальности, общеобразовательным и музыкально-теоретическим предметам. Очень важно научить ученика рационально использовать время, отведенное для самостоятельных домашних занятий. В процессе занятий большое внимание должно быть уделено формированию навыков игры в коллективе. Для этого в классе следует знакомить учащихся с ансамблевой игрой (дуэты, трио и т.д.). Следует поощрять выступления учащихся в концертах на различных площадках: общеобразовательных школ, интернатах, концертных залах города. Такие выступления воспитывают у учащихся исполнительскую свободу, умение держать себя на сцене, артистичность.
За учебный год должен познакомится с инструментом, основами и особенностями дыхания при игре на блокфлейте, звукоизвлечения, артикуляции. Мажорные гаммы в тональностях с одним знаком. Трезвучия в медленном темпе. Легкие упражнения и пьесы.
учащийся должен пройти 12 - 18 песен;
-5 этюдов;
-5-7 небольших пьес различного характера.
- 10 - 12 этюдов (по нотам);
- 8-10 пьес.
Примеры программ переводного зачета:
В.А. Моцарт Аллегретто
Рус.нар.пес. Во поле березка стояла
Д.Кабалевский Маленькая полька
* * *
Ф.Шуберт Вальс
И. Дунаевский Мишка с куклой
Д. Кабалевский Наш край
III. Планируемые результаты
Данная программа отражает разнообразие репертуара, академическую направленность учебного предмета «Специальность (саксофон)», а также возможность индивидуального подхода к каждому ученику. Содержание программы направлено на обеспечение художественно-эстетического развития личности и приобретения ею художественно-исполнительских знаний, умений и навыков.
Реализация программы обеспечивает:
- наличие у учащегося интереса к музыкальному искусству, самостоятельному музыкальному исполнительству;
- сформированный комплекс исполнительских знаний, умений и
навыков, позволяющий использовать многообразные возможности саксофона для достижения наиболее убедительной интерпретации авторского текста, самостоятельно накапливать репертуар из музыкальных произведений различных эпох, стилей, направлений, жанров и форм;
- знание репертуара для саксофона, включающего произведения разных стилей и жанров (полифонические произведения, сонаты, концерты, пьесы, этюды, инструментальные миниатюры) в соответствии с программными требованиями;
- знание художественно-исполнительских возможностей саксофона;
- знание профессиональной терминологии;
- наличие умений по чтению с листа несложных музыкальных произведений;
- навыки слухового контроля, умение управлять процессом исполнения музыкального произведения;
- навыки по использованию музыкально-исполнительских средств выразительности, выполнению анализа исполняемых произведений, владения различными видами техники исполнительства, использования художественно оправданных технических приемов;
- наличие творческой инициативы, сформированных представлений о методике разучивания музыкальных произведений и приемах работы над исполнительскими трудностями.
IV. Формы и методы контроля, система оценок
Аттестация: цели, виды, форма, содержание Основными видами контроля успеваемости являются:
- текущий контроль успеваемости учащихся
- промежуточная аттестация
Каждый вид контроля имеет свои цели, задачи, формы.
Текущий контроль направлен на поддержание учебной дисциплины, выявление отношения к предмету, на ответственную организацию домашних занятий, имеет воспитательные цели, может носить стимулирующий характер. Текущий контроль осуществляется регулярно преподавателем, оценки выставляются в журнал и дневник учащегося. При оценивании учитывается:
- отношение ученика к занятиям, его старания и прилежность;
- качество выполнения предложенных заданий;
- инициативность и проявление самостоятельности как на уроке, так и
во время домашней работы;
темпы продвижения.
На основании результатов текущего контроля выводятся четверные оценки.
Особой формой текущего контроля является контрольный урок, который проводится преподавателем, ведущим предмет.
Промежуточная аттестация определяет успешность развития учащегося и степень освоения им учебных задач на определенном этапе.
Формами промежуточной аттестации являются:
- контрольные уроки, проводимые с приглашением комиссии;
- технические зачеты - проводимые раза в год, в конце 3 четверти со 2 по 9 классы, результат оценивается по пятибалльной системе.
- академический концерт и переводной зачет - выступление учащихся в конце первого и второго полугодия, на котором за год исполняется 4 разных по жанру и форме произведения. Выступления учеников обсуждаются комиссией под председательством заведующего отделом (или назначенного им преподавателя), оцениваются по пятибалльной системе;
- прослушивание - исполнение выпускной или конкурсной программы, проводимые 3 раза в год в выпускном классе и перед конкурсами для участников конкурса, оцениваются словесной характеристикой, при этом кратко отмечаются достигнутые учеником успехи и имеющиеся недостатки.
При оценивании обязательным является методическое обсуждение, которое должно носить рекомендательный, аналитический характер, отмечать степень освоения учебного материала, активность, перспективы и темп развития ученика.
Участие в конкурсах приравнивается к выступлению на академических концертах и зачетах. Переводной экзамен является обязательным для всех.
Переводной зачет проводится в конце каждого учебного года, определяет качество освоения учебного материала, уровень соответствия с учебными задачами года. По завершении переводного зачета допускается его пересдача до конца учебного года, если учащийся получил неудовлетворительную оценку.
Критерии оценки
Таблица 4
5 («отлично») | технически качественное и художественно осмысленное исполнение, отвечающее всем требованиям на данном этапе обучения |
4 («хорошо») | оценка отражает грамотное исполнение, с небольшими недочетами (как в техническом плане, так и в художественном) |
3 («удовлетворительно») | исполнение с большим количеством недочетов, а именно: недоученный текст, слабая техническая подготовка, малохудожественная игра, отсутствие свободы игрового аппарата и т.д. |
2 («неудовлетворительно») | комплекс недостатков, являющийся следствием отсутствия домашних занятий, а также плохой посещаемости аудиторных занятий |
«зачет» (без оценки) | отражает достаточный уровень подготовки и исполнения на данном этапе обучения |
Согласно ФГТ, данная система оценки качества исполнения является основной. В зависимости от сложившихся педагогических традиций и с учетом целесообразности оценка качества исполнения может быть дополнена системой «+» и «-», что даст возможность более конкретно отметить выступление учащегося.
V. Методическое обеспечение образовательного процесса
1. Методические рекомендации педагогическим работникам
В работе с учащимся преподаватель должен следовать принципам последовательности, постепенности, доступности, наглядности в освоении материала.
Весь процесс обучения должен быть построен от простого к сложному и учитывать индивидуальные особенности ученика: физические данные, уровень развития музыкальных способностей.
Необходимым условием для успешного обучения на саксофоне является формирование у ученика уже на начальном этапе правильной постановки губ, рук, корпуса, исполнительского дыхания.
Развитию техники в узком смысле слова (беглости, четкости, ровности и т.д.) способствует систематическая работа над упражнениями, гаммами и этюдами. При освоении гамм, упражнений, этюдов и другого вспомогательного материала рекомендуется применение различных вариантов - штриховых, динамических, ритмических и т. д.
Работа над качеством звука, интонацией, ритмическим рисунком, динамикой - важнейшими средствами музыкальной выразительности -должна последовательно проводиться на протяжении всех лет обучения и быть предметом постоянного внимания педагога.
При работе над техникой необходимо давать четкие индивидуальные задания и регулярно проверять их выполнение.
В учебной работе также следует использовать переложения произведений, написанных для других инструментов или для голоса. Рекомендуются переложения, в которых сохранен замысел автора и широко использованы характерные особенности саксофона.
В работе над музыкальными произведениями необходимо прослеживать связь между художественной и технической сторонами изучаемого произведения.
2. Рекомендации по организации самостоятельной работы учащихся:
1. Самостоятельные занятия должны быть регулярными и систематическими.
Периодичность занятий - каждый день.
Количество часов самостоятельных занятий в неделю: от двух до четырех.
Объем самостоятельной работы определяется с учетом минимальных затрат на подготовку домашнего задания с учетом параллельного освоения детьми программы основного общего образования, а также с учетом сложившихся педагогических традиций в учебном заведении и методической целесообразности.
4. Ученик должен быть физически здоров. Занятия при повышенной
температуре опасны для здоровья и нецелесообразны, так как результат
занятий всегда будет отрицательным.
5. Индивидуальная домашняя работа может проходить в несколько приемов и должна строиться в соответствии с рекомендациями преподавателя по специальности. Ученик должен уйти с урока с ясным представлением, над чем ему работать дома. Задачи должны быть кратко и ясно сформулированы в дневнике.
Содержанием домашних заданий могут быть:
упражнения для развития звука (выдержанные ноты);
работа над развитием техники (гаммы, упражнения, этюды);
• работа над художественным материалом (пьесы или произведение
крупной формы);
• чтение с листа.
Периодически следует проводить уроки, контролирующие ход домашней работы ученика.
Для успешной реализации программы «Специальность (саксофон)» ученик должен быть обеспечен доступом к библиотечным фондам, а также аудио- и видеотекам, сформированным по программам учебных предметов.
VI. Списки рекомендуемой нотной и методической литературы
Список нотной литературы:
- Кискачи А. Школа для начинающих. Ч. I. М., 2007
- Пушечников И. Школа игры на блокфлейте. М., 2004
- Хрестоматия для блокфлейты. / Составитель И. Оленчик. М., 2002
- Андреев Е. Пособие по первоначальному обучению игре на саксофоне.- Изд. Военно-дирижерского факультета при Мос. гос. консерватории , 1973
- Киша С. Пьесы для саксофона (альта, тенора) и фортепиано, 1-й сборник.-Варшава, 1964; 2-й сборник.-Варшава, 1965
- Кртишка С. Школа игры на саксофоне.- Прага: Супрафон, 1981
- Михайлов Л. Школа игры на саксофоне.-М.,1975
- Ривчун А. Сорок этюдов для саксофона.-М., 1968
- Ривчун А. Сто пятьдесят упражнений для саксофона-М., 1960
- Ривчун А. Школа игры на саксофоне. Ч. 1.-М., 1965
- Ривчун А. Школа игры на саксофоне. Ч. 2.-М., 1966
- Сборник классических пьес для саксофона / Сост. А. Ривчун.-М., 1963
- Сборник пьес для саксофона и фортепиано / Сост. Б. Диков.-Изд. военно-дирижерского факультета при Мос. гос. консерватории, 1972
- Списак М. Этюды для ансамблевой игры. Тетр. 1. Краков, 1970
- Списак М. Этюды для ансамблевой игры. Тетр. 2. Краков, 1971
- Хежда Т. Школа игры на саксофоне-Краков , 1976
- Херар П. Школа игры на саксофоне .-Будапешт, 1963
- Хрестоматия для саксофона-альта / Сост. Б. Прорвич.-М., 1978
- Хрестоматия для саксофона-баритона / Сост. Б. Прорвич.-М., 1980
- Хрестоматия для саксофона. 1-3 классы ДМШ / Сост. М. Шапошникова.-М., 1985
- Хрестоматия для саксофона. Ч. 1. Тетр. 1. / Сост. М. Шапошникова – изд. военно-дириж. факультета Мос. гос. консерватории, 1986
- Хрестоматия педагогического репертуара для саксофона-альта: Пьесы и ансамбли. 4, 5 год обучения / Сост.-ред. М. Шапошникова.- М.,1987
- Шапошникова М. Гаммы, этюды, упражнения. 1-3 годы обучения.-М., 1986
Список методической литературы:
- Апатский В.Н. О совершенствовании методов музыкально-исполнительской
подготовки./ Исполнительство на духовых инструментах. История и методика.
Киев, 1986. С.24-39; 1983. Вып. 4. С. 6-19 - Апатский В.Н. Опыт экспериментального исследования дыхания и
амбушюра духовика. /Методика обучения игре на духовых инструментах.
Вып. 4.М., 1976. С.11-31. - Арчажникова Л.Г. Проблема взаимосвязи музыкально-слуховых
представлений и музыкально-двигательных навыков. Автореф. канд.
искусствоведения. М., 1971 - Асафьев Б. Музыкальная форма как процесс. Т. 1, 2. 2-е изд. Л., 1971.
- Барановский П., Юцевич Е. Звуковысотный анализ свободного
мелодического строя. Киев, 1956 - Волков Н.В. Проблемы и методы эффективного обучения музыканта-
духовика / Проблемы педагогической подготовки студентов в контексте
среднего и высшего музыкального образования. Материалы научно-
практической конференции. М., 1997. С 45-47. - Волков Н.В. Проблемы развития творческого мышления музыканта-духовика/. Наука, искусство, образование на пороге третьего тысячелетия. Тезисы доклада на II международном конгрессе. Волгоград, 6-8 апреля 2000. С. 140-142.
- Володин А. Роль гармонического спектра в восприятии высоты и тембра
звука/. Музыкальное искусство и наука. Вып. 1. М., 1970. С. 11-38
- Володин А. Вопросы исполнительства на духовых инструментах. Сб. тр.
Л., 1987. С.96. - Гарбузов Н. Зонная природа тембрового слуха. М., 1956
- Григорьев В. Некоторые проблемы специфики игрового движения
музыканта-исполнителя /Вопросы музыкальной педагогики. Вып. 7, М.,
1986. С. 65-81 - Грищенко Л.А. Психология восприятия внимания, памяти. Екатеринбург,
1994 - Диков Б. О дыхании при игре на духовых инструментах. М.,1956
- Евтихиев П.Н., Карцева Г.А. Психолого-педагогические основы работы
учащегося над музыкально-исполнительским образом / Музыкальное
воспитание: опыт, проблемы, перспективы. Сборник трудов. Тамбов, 1994.
С.43-54. - Зис А.Я. Исполнительство на духовых инструментах (история и
методика). Киев, 1986 - Исполнительство на духовых инструментах и вопросы музыкальной
педагогики. Сборник трудов. Вып. 45. М., 1979 - Комплексный подход к проблемам музыкального образования. Сборник
трудов. М., 1986 - Логинова Л.Н. О слуховой деятельности музыканта-исполнителя.
Теоретические проблемы. М., 1998 - Маркова Е.Н. Интонационность музыкального искусства. Киев, 1990
- Материалы Всесоюзного семинара исполнителей на духовых
инструментах. М., 1988
- Работа над чистотой строя на духовых инструментах (методические
рекомендации ). Минск, 1982 - Рагс Ю. Интонирование мелодии в связи с некоторыми ее элементами.
/Труды кафедры теории музыки. Московская государственная консерватория
имени П.И. Чайковского. М., 1960. Вып. 1. С. 338-355. - Совершенствование методики обучения игре на духовых инструментах
(методические рекомендации). Минск, 1982 - Современное исполнительство на духовых и ударных инструментах.
Сборник трудов. Вып. 103, М., 1990 - Теория и практика игры на духовых инструментах. Сборник статей.
Киев, 1989 - Усов Ю.А. История отечественного исполнительства на духовых
инструментах. М., 1986 - Федотов А.А. Методика обучения игре на духовых инструментах. М.,
1975