«Организация и подготовка детей к записи песен в студии звукозаписи»
Из реального опыта работы по записи песень с детьми в студии звукозаписи.
Скачать:
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Гузель Хоснетдинова Заслуженный работник культуры РТ, педагог дополнительного образования
МБУ ДО «Центр детского творчества» Алексеевского района Республики Татарстан
«Организация и подготовка детей к записи песен в студии звукозаписи»
Человеческий голос-удивительный музыкальный инструмент, и мы наделены им с рождения. Формирование основ музыкальной культуры необходимо прививать с ранних лет, потому что отсутствие музыкальных впечатлений в детстве с трудом восполнимо впоследствии. Развитие музыкальных способностей формируют эмоциональную сферу ребёнка, пробуждают умственную активность мозга, помогают избавляться от стрессов. Песенное творчество помогает устранить или смягчить непоседливость, замкнутость ребёнка, повышают самооценку и уверенность в себе. Именно в период детства важно направить творческий потенциал приобщить к песенному искусству.
Конечно не все могут быть певцами и тем более выдающимися, но самая главная цель- приобщения к творчеству -это всеобщее развитие гармоничной личности. В результате песенного исполнения такие дети умеют легко общаться, контактировать с окружающими людьми, правильно выражать свои мысли, эмоции. могут быстро адаптироваться в сложных ситуациях и находить правильное решение. Они позитивны и креативны, легко социализируются в обществе, подтягиваются в учебе. В процессе обучения и работы над песнями приходится много учить литературных текстов из репертуара, которые и формируют нравственные качества будущей личности, развивают память, мышление. У них формируются- волевой характер, лидерские качества, а волевой и пробивной лидер - нигде не пропадет и везде состоится как личность. Песня -это профессиональная работа не только поэта и композитора, но и работа исполнителя- певца, аранжировщика минусовой фонограммы и звукорежиссера, который записал эту песню.
Для меня поющий ребенок-это прежде всего- целеустремлённый, творческий, обладающий изначально от природы красивым тембром с чистой вокальной интонацией и хорошей дикцией.
Из многолетнего опыта знаю, что одаренных детей немало. А что делать если у ребёнка нет изначально таких способностей, но имеет огромное желание реализоваться в музыкальном, песенном творчестве. Но бывает и когда у ребёнка отличные данные, но он не горит песенным творчеством, да и такое бывает.
Конечно, одарённость это- дар, подарок от Всевышнего и передан генетически. Практически любой здоровый ребёнок, при условии создания благоприятных условий, может показать неплохой результат. Что значит создать благоприятные условия? Наверное-это прежде всего желание самого ребёнка, поддержка родителей и профессионализм педагога. При старании, трудолюбии, терпении, его целеустремлённости и конечно амбиций в самом хорошем смысле этого слова - помогут добиться неплохих результатов в песенном творчестве. Но каким бы одарённым и талантливым ребёнок ни был необходимо дать хотя бы элементарные базовые музыкальные знания — это общая музыкальная грамота, сольфеджио, умение петь по нотам. Постановка певческого дыхания играет ключевую роль для исполнителя, который должен знать и понимать, что процесс пения — процесс активного, целенаправленного дыхания. Пение вокализов, гамм по полутонам вверх и вниз, пение интервалов-все это способствует чистой вокальной интонации. Работа над вокализацией гласных- (округление), работа над чёткостью согласных звуков-все это воплотится в красивое звучание голоса исполнителя. Чёткость ритма и дикции, умение петь на улыбке, владение техническими приёмами исполнения без сомнения уберут зажатость голоса и приведут к вокально- грамотному исполнению песни.
Вокально-тренировочные упражнения -это и есть-постановка певческого голоса, постановка певческого дыхания, дикции и артикуляции. Самая сложная ситуация для педагога -это отсутствие вокальной интонации и плохое чувство ритма. При первом прослушивании я слышу. что в гамме у него интонируют две-три ноты и невольно представляю каких совместных усилий надо приложить. И тут начинается пошаговая, индивидуальная, кропотливая работа.
Запись голоса юных исполнителей в студии звукозаписи-это огромный труд руководителя и исполнителя, а также требующая больших материальных затрат, которые никогда не окупятся материально. Я сторонник того. чтобы детские записанные песни, предлагаемые в качестве репертуара, исполнялись только детьми! Невыносимо слушать предлагаемый в качестве детского репертуара песни, которые записаны старым, дряблым от вибраций женским голосом. Песни, написанные для детей, должны исполняться детьми!
Меня недоумевают суждения того, что можно записать по словам, фразам и предложениям и опытный звукорежиссёр, высокотехнологичная компьютерная программа все выстроит, но дикцию, настроение, душевную энергетику, характер исполняемого произведения и улыбку -никакая программа не сделает иначе в конечном счете будет выглядеть так, словно поет бездушный робот. Исходя из своего опыта, хотелось дать мои личные рекомендации.
Опытный звукорежиссёр, профессиональная студия звукозаписи знает свою работу, без сомнения сделает конечный продукт, но вам надо подготовить следующее:
1. Юный вокалист задолго до записи должен исполнять эту песню на концертах.
2. Приезжать в студию уже распетым или же там распеться.
3. Текст песен надо выучить наизусть, потому что все эмоции будут уходить на подглядывание слов, вместо того, чтобы выразить характер песни, настроение и думать о чем поешь.
4. Отработать дикцию во всех предложениях и фразах, особенно «вылетают» окончания согласных в словах. Трудно произносимые слова перед записью необходимо тщательно проработать по слогам отдельно, постепенно увеличивая темп слогам. Все слова, которые заканчиваются согласными надо слегка - «утрировать», то есть выделить. Звукорежиссёр конечно, может постараться, будет как бы эти места выделять во время сведения, но это займёт много времени и соответственно денег.
5. Исполнять песню надо всегда на улыбке. Улыбка передаёт хорошее настроение. Даже грустные песни надо петь на улыбке, чтобы звучание не было темным, тусклым, тяжёлым, а также дикция будет четкой .
6. Подготовить ребёнка к записи психологически. Педагогу надо быть доброжелательным и успокоить ребенка, потому что, всегда делается несколько дублей. Создайте тёплую доверительную атмосферу, никогда не повышайте голос и не позволяйте звукорежиссёру кричать на ребенка и грубить. Дети начинают плакать и дальше не смогут сосредоточиться на работе. Петь надо учить на занятиях, а не в студии!
7. Проработать художественную составляющую. Продумать заранее и показать какое слово хотите выделить в предложении, где проставить эмоциональный акцент. Никакая звукозаписывающая программа за исполнителя это не сделает.
Желательно довести художественную и эмоциональную мысль в песенном предложении на одном дыхании и как бы « подниматься» интонационно вверх по лестнице.
8. Сделайте копию текста песни и ноты и отдайте звукорежиссёру. При записи и сведении голоса ему они очень понадобятся.
9. Объясните заранее ребёнку, что минусовая фонограмма будет звучать в наушниках и свой голос он там не услышит. Даже интонационно безупречно чисто поющий ребёнок не сможет чисто спеть, съедет с тональности, потому что это трудно и непривычно для начинающего исполнителя. Мне иногда приходилось слегка приоткрывать наушники, чтобы они могли слышать свой голос.
10. При сведении голоса ваше присутствие обязательно и надо находиться рядом со звукорежиссёром, потому что это вам решать некоторые творческие нюансы, которые могут возникнуть в процессе сведения.
11. Все студии коммерческие и не надо опаздывать. Опоздание идёт за ваш счёт. Время-это деньги!
12. Кушайте за 1-2 часа до записи. Ребёнок не должен думать о еде, но и переедать точно не надо.
13. Иметь с собой питьевую воду, потому что в студии всегда хочется пить.
Актуальность и востребованность записанных плюсовых фонограмм:
1. Для записи профессионального видео.
2. Для участия юных певцов в записи музыкальных программ на телевидении.
3. Исполнениее на некоторых уличных шоу- концертах рекомендуют петь под плюсовую фонограмму. Исполнение под свою плюсовую фонограмму требует тех же эмоций и соответственно надо уметь профессионально это показать. Это не конкурс и тут другие цели и задачи (я противник плюсовок, но на улице это иногда необходимо).
4. Пройдя несколько туров певческого конкурса, где вы без сомнения пели живым голосом, (иначе вас и не допустят),то на гала- концерте, где ведется видеосъемка «плюсовая» фонограмма будет актуальна.
Из всего хочется подвести итог. Воспитание юных исполнителей - это ответственное занятие, поэтому и самому педагогу надо быть в высочайшей профессиональной форме. Необходимо постоянно быть в курсе новейших информационных музыкальных разработок. Немыслимо огромные возможности у искусственного интеллекта, который открывает новые пути для креативности и самовыражения. Мы уже слушаем, как искусственный интеллект сочиняет любую песенку, находит голоса и соединяет с минусовой фонограммой.
Необходимо двигаться вперед и не останавливаться на достигнутом.
В процессе обучения прослушивать выдающихся исполнителей, которые являются образцом в вокальном творчестве, настоящими мастерами вокала.
По какой бы вы вокальной методике не обучали - вокально-тренировочные упражнения являются обязательными, базовыми, именно они осуществляют постановку голоса, чистую вокальную интонацию и постановку певческого дыхания. Теория и практика вокала должны быть увлекательны.
Старайтесь делать небольшие итоги, записав песню юного певца в студии звукозаписи, потому, что это готовый «продукт» и вашей работы и творческое достижение и приобретённый опыт вашего ученика.
Профессионально сделанная работа не потеряет свою актуальность, выдержит любое время.
Предназначение педагога - это всегда эксперимент, работа над собой, творческий поиск, помощь в обучении и в развитии одарённости детей!