«Проблемы сценического волнения и способы его преодоления среди обучающихся класса духовых инструментов».

Шадрин Антон Николаевич

К числу вопросов, которые имеют, порой, решающее значение для успеха исполнительской деятельности, относится проблемы сценического волнения. Каждый музыкант с момента поступления в музыкальную школу проходит испытание сценой: академические концерты, отчётные концерты отделения, конкурсы и фестивали, выпускной экзамен.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл volnenie_shadrin.docx15.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«Проблемы сценического волнения и способы его преодоления среди обучающихся класса духовых инструментов».

К числу вопросов, которые имеют, порой, решающее значение для успеха исполнительской деятельности, относится проблемы сценического волнения. Каждый музыкант с момента поступления в музыкальную школу проходит испытание сценой: академические концерты, отчётные концерты отделения, конкурсы и фестивали, выпускной экзамен.

Из педагогической практики известно, что все учащиеся, за редким исключением, ощущают, так называемое, сценическое волнение. У каждого учащегося оно проявляется по-разному. Реакция зависит от личности человека.

Существует пять основных типов реакции на стрессовую ситуацию:

Напряжённый тип. В стрессовой ситуации сковывается, кусает губы, сжимает руки.

Трусливый тип. В стрессовой ситуации впадает в панику. Испытывает сильное чувство страха. Проявляет комплекс реакции по принципу “убежать – замереть – упасть”. В крайних случаях пытается спрятаться, полностью “уйти в себя”, закрывает глаза, затаивает дыхание.  Исполнитель начинает суетиться, ошибаться, механически повторять одно и то же место в произведении. Иногда даже покидает сцену или прекращает играть, оставаясь на месте. Важно понять причины такого поведения. 

Тормозной тип. Движения замедляются, реакции притупляются. Человек как бы находится в ситуации “замедленной съёмки”. Учащийся данного типа требует "встряски". Для продуктивной деятельности ему необходим хороший "запас прочности" знаний и навыков. В этом случае исполнитель становится достаточно уверенным на сцене.

Агрессивный тип. В стрессовой ситуации человек теряет контроль над собой. Проявляет агрессию, “нападая” на всех и всё.

Прогрессивный тип. Представителей этого типа принято называть “экстремалами”. В стрессовой ситуации у них улучшаются показатели деятельности, появляется “боевой задор”. Стресс становится толчком для мобилизации эмоциональной силы и творческого подъёма.

Чувство волнения может быть вызвано ощущением собственной неполноценности, неуверенности в себе, недооценки своих возможностей. Это чувство появляется от внутреннего разлада с собой, а разлад часто возникает от случившегося ранее провала, или имеет более глубокие корни. Это может быть разница между самооценкой и мнением других людей.

Комплекс неполноценности развивается уже в детские годы, из-за неправильного обращения с ребенком родителей и педагогов. Нельзя постоянно говорить ребенку, что он глуп, неуклюж, неловок, развивать в нём чувство неполноценности. Если педагог будет подчеркивать постоянно неспособность ученика, то успехов можно не ждать.

Излишняя похвала тоже опасна, так как малейшая неудача становиться для ребенка жестокой травмой. Ребенок сначала сверх меры напрягается, а потом теряет веру в себя.

Каковы методы работы по снижению концертного волнения.

Работа по снижению концертного волнения должна вестись преподавателем с учётом индивидуальности ученика: его темперамента, типичной реакции в стрессовых условиях, уровня личностной тревожности. Однако наиболее общие рекомендации актуальны для каждого музыканта.

1. Рациональный подбор репертуара.

2. Формирование стабильности в концертном выступлении за счет добросовестной предварительной подготовки

3. Организация домашней работы учащегося.

4. Отработка комплекса сценических ритуалов (выход на сцену, поклон, начало и завершение выступления, уход со сцены)

5. Предварительное многократное обыгрывание подготовленного материала в различной обстановке.

6. Предварительное изучение акустических возможностей сцены.

7. Удобная комфортная одежда на сцене.

Вышеуказанные способы и меры способствуют формированию положительного отношения учащихся к музыкально-сценической деятельности, что уже само по себе является барьером для стрессовых ситуаций.

Преподаватель прекрасно знает, что можно ждать от своего ученика. Он должен внушить тому уверенность, что доволен его игрой, что все будет хорошо, что он в него верит.

Критиковать игру ученика перед самым концертом не следует, но и обещать идеального выступления не стоит. Выступая, ученик должен верить в себя, в свое исполнение. После концерта, необходимо проанализировать выступление и доработать всё, что не получилось.