Специфика работы иллюстратора в классе аккомпанимента.
Профессия «концертмейстер – иллюстратор» в наше время очень распространена и требует высокого музыкального мастерства и художественной культуры. На современном этапе развития профессионального музыкального образования, значительно возросли требования, как в области педагогики музыкального образования, так и в области профессионализма концертмейстеров музыкальных учреждений дополнительного образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
spetsifika_raboty_illyustratora_v_klasse_akkompanimenta.docx | 17.09 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Специфика работы иллюстратора в классе аккомпанимента.
Профессия «концертмейстер – иллюстратор» в наше время очень распространена и требует высокого музыкального мастерства и художественной культуры. На современном этапе развития профессионального музыкального образования, значительно возросли требования, как в области педагогики музыкального образования, так и в области профессионализма концертмейстеров музыкальных учреждений дополнительного образования.
Мастерство концертмейстера – иллюстратора глубоко специфично. Его труд способствует созданию на каждом уроке единого художественного ансамбля, в котором соединены наставления педагога, творческое начало ученика, личная инициатива и грамотность концертмейстера. Большое значение для эффективности учебного процесса имеет характер общения педагога и иллюстратора, так как от этого зависит не только музыкальное продвижение ученика, но и воспитание его как человека.
Цель моей концертмейстерской деятельности - способствовать успешному усвоению учащимися образовательных программ, эстетическому воспитанию детей и подростков; работая в тандеме с преподавателями и учащимися, участвовать в исполнительских конкурсах, подготавливать детей к поступлению в средние и высшие профильные учебные заведения.
Работа иллюстратора включает в себя умение контролировать качество исполнения учениками их партий, знание специфики и причин возникновения трудностей в исполнении музыкального произведения. Таким образом, в деятельности иллюстратора объединяются творческие, педагогические и психологические функции. Концертмейстеру приходится приспосабливать свое мастерство и видение музыки к способностям и исполнительской манере учащегося. Еще труднее, но необходимо при этом сохранить свой индивидуальный облик.
В современных условиях психологическая компетентность концертмейстера важна не меньше, чем его исполнительские и педагогические способности, навыки чтения с листа и транспонирования. В некоторых ситуациях, складывающихся в процессе ответственных концертов, конкурсных выступлений, концертмейстер в полном смысле выполняет функции психолога, который умеет снять излишнее напряжение солиста, негативный фон перед выходом на сцену, способен найти точную яркую ассоциативную подсказку для артистического настроя. Концертмейстер, всегда находясь рядом, помогает пережить неудачи, разъяснить их причины, тем самым предотвращая в дальнейшем проявления сценического волнения, страха перед повторением ошибок.
Важность такой помощи трудно переоценить, особенно при работе с детьми, имеющими неокрепшую психику и подверженными различным влияниям окружающего мира. Как доказывает жизнь, наличие в команде профессионального психолога существенно влияет на спортивные достижения; шахматисты мирового уровня не мыслят свою деятельность без такой психологической помощи, которую в ансамбле часто оказывает пианист. Не менее ответственны, на первый взгляд мало заметные психологические функции концертмейстера в обычном учебном процессе. Можно предположить, что вопросам психологической компетентности, имеющим в данной профессии особо важное значение, должно уделяться специальное внимание при обучении, опирающееся на конкретные рекомендации методической литературы.
Специфика работы концертмейстера в школе искусств состоит в том, что ему приходится быть «универсальным» музыкантом. Рассмотрим, какие знания и навыки необходимы концертмейстеру:
1. В первую очередь, умение читать с листа свою партию любой сложности, понимать художественный замысел произведения, видеть и представлять партию аккомпанимента, заранее улавливая индивидуальное своеобразие его трактовки и всеми исполнительскими средствами содействовать наиболее яркому его выражению.
2. Владение навыками игры в ансамбле.
3. Умение транспонировать музыкальные произведения.
4. Знание основных фортепианных штрихов и способов звукоизвлечений, нюансировки. Быть особенно чутким в ансамбле, чтобы уметь быстро компенсировать, где это необходимо, темп, настроение, характер музыкального произведения.
5.Владеть хорошими навыками чтения с листа. Концертмейстеру необходимо накопить большой музыкальный репертуар, чтобы почувствовать музыку различных стилей.
12. Специфика игры концертмейстера состоит также в том, что он должен найти смысл и удовольствие в том, чтобы быть не солистом, а одним из участников музыкального ансамбля, причем, участником не первого, а второго плана. Концертмейстеру же приходится приспосабливать свое видение музыки к исполнительской манере учащегося.
Важная деталь в работе иллюстратора – умение найти контакт с учеником, вовремя подбодрить его взглядом или улыбкой. Без этого процесс создания ансамбля, совместного творчества и музыкального развития будущего специалиста просто невозможен. Ученику нужно проникнуться пониманием того, что и в учебном процессе партии иллюстратора принадлежит огромная роль, которая требует обмена мыслями и идеями. Цель будет достигнута, если оба музыканта станут в художественном смысле равноправными участниками единого ансамбля. Хороший ансамбль концертмейстера и ученика является залогом успешного выступления.
Мобильность, быстрота и активность реакции очень важны для профессиональной деятельности концертмейстера. В случае, если ученик на концерте или экзамене перепутал музыкальный текст не переставая играть свою партию, вовремя подхватить его и благополучно довести произведение до конца. Опытный концертмейстер всегда может снять неконтролируемое волнение и нервное напряжение ребёнка перед выступлением. Творческое вдохновение передается ребёнку и помогает ему обрести уверенность, психологическую, а за ней и мышечную свободу.
Навыки чтения с листа, выразительного исполнения, качественный звук — все это те задачи, которые требуют постоянной, кропотливой работы концертмейстера над собой.
Для педагога по классу аккомпанимента, концертмейстер – правая рука и первый помощник, музыкальный единомышленник. Для ученика концертмейстер — это помощник, наставник и педагог. Конечно, право на такую роль может иметь не каждый из концертмейстеров, оно завоевывается знаниями, постоянным трудом и ответственностью в достижении нужного художественного результата в процессе учебно-воспитательной работы с будущими молодыми специалистами.