Особенности работы концертмейстера, владеющего навыками игры на электронных клавишных инструментах

Меркулова Софья Александровна

Преимущества, сложности, работа с разными специалистами, работа в ансамбле

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Особенности работы концертмейстера,
владеющего навыками игры на электронных клавишных инструментах

  1. Преимущества
  2. Сложности
  3. Работа с разными специалистами (дуэт)
  4. Работа в ансамбле (три и более участников)
  5. Заключение

1. Концертмейстер ДМШ/ДШИ, владеющий навыками игры на электронных клавишных инструментах, имеет гораздо больший диапазон вариативности аккомпанемента, а также ряд других преимуществ.

Мобильность. Клавишный синтезатор имеет небольшой вес, его с легкостью можно перемещать и в пределах одного помещения, и брать с собой на выездные выступления. Цифровое фортепиано тоже гораздо более мобильно, чем акустический инструмент.

Звуковая палитра. Стандартный клавишный синтезатор, применяемый в обучении, имеет не менее 500 тембров и 200 стилей авто-аккомпанемента, позволяя разнообразить звучание инструмента практически до уровня симфонического, джазового или эстрадного оркестра. У цифрового фортепиано не менее 30 тембров, в том числе, несколько вариантов имитации звучания роялей и пианино.

Транспонирование. Навык транспонирования партитуры концертмейстер совершенствует в течение всего срока своей работы. В сложных тональностях можно сохранить всю глубину фактуры аккомпанемента, все нюансы, если воспользоваться функцией «транспонирование».

Динамическое соотношение. Возможность регулировать громкость звучания не только силой прикосновения к клавиатуре, но и аппаратным способом, делает работу концертмейстера и солиста более комфортной. Во время игры с ансамблем, оркестром, часто требуется подстройка уровня громкости в соответствии с фактурой исполняемых произведений.

Регулируемая высота подставки. За синтезатором можно играть как сидя (классический вариант), так и стоя. Педалью sustain пользоваться удобно в обоих случаях. Вариант, когда исполнитель-клавишник играет стоя, более сценичный, позволяет ярче проявить артистизм.

Современность. Дети поколения с 2000 года, с младенчества умеют управлять довольно сложной техникой, не боятся менять настройки в современных приборах. Они с легкостью осваивают смартфоны, спортивные устройства, планшеты, музыкальные плееры и др. Клавишные синтезаторы, цифровые фортепиано вызывают у учеников неподдельный интерес и желание научиться играть на них, используя все возможные функции.

2. Кроме перечисленных выше преимуществ, существуют и некоторые сложности в эксплуатации и методике обучения игре на электронных клавишных инструментах.

Зависимость от электроснабжения. Для штатной эксплуатации электрических приборов, которыми являются ЭКИ, к электроснабжению предъявляются особые требования, в том числе, и по безопасности. Если синтезатор, либо цифровое фортепиано, принимает участие в выездном концерте (например, в неприспособленном помещении, или на открытом воздухе), то нужно уделить большое внимание безопасному подключению. Существуют модели синтезаторов, которые могут работать от мобильных элементов питания (батарейки, аккумуляторы).

Зависимость от оборудования. Во время выступлений на различных концертных площадках звук ЭКИ во многом зависит от качества аудио-аппаратуры и работы звукооператора.

Тип клавиатуры. В зависимости от модели цифрового фортепиано, синтезатора, у клавиатуры может быть разный тип подвески: пружинный, либо полновзвешенный. Разный ход клавиш, их форма, тугой/легкий механизм – все это может создать дополнительные неудобства для исполнителя.

Аранжировка. Одна из самых сложных, и наиболее увлекательная часть работы: найти нужный/подходящий тембр (набор тембров) и стиль авто-аккомпанемента. Знать правила инструментовки, сочетания голосов, рабочий диапазон инструментов. Выполнить анализ музыкальной формы для определения мест смены тембров и ритмических вставок.

3. При работе с солистами востребованы разнообразные знания, умения и навыки концертмейстера.

Вокалисты ценят возможность легко транспонировать тональность произведения, а при работе с микрофоном очень удобно микшировать голос и цифровой инструмент через аппаратуру звукооператора. В современном электропиано не менее 30 тембров (а в синтезаторе более 200), то есть, практически все инструменты, на которых учатся дети в школах искусств. И концертмейстер, используя функцию «split», может поддержать мелодию ученика тем же тембром инструмента, на котором тот играет, либо оттенить его созвучным подголоском.

Нередко помогает в работе функция ритм-секции авто-аккомпанемента, которая используется для организации и контроля метроритма. Ритмические сбивки можно применять для более четкого обозначения границ формы. Очень полезен встроенный метроном.

Полноценное применение авто-аккомпанемента хорошо звучит в пьесах определенных жанров – джаз, эстрада, популярная музыка.

4. Ансамбль клавишных инструментов. Работа в инструментальной группе, оркестре.

Возможность смены тембра у клавишного синтезатора, цифрового фортепиано очень востребована в ансамблях разных составов. Нередко возникает ситуация, когда необходимо звучание редкого инструмента, либо нет солиста, играющего на нем, либо соло очень кратковременное. В этих случаях концертмейстер-клавишник незаменим. В классических оркестрах часто используется цифровой клавишный инструмент для имитации челесты, органа, арфы.

Отдельной строкой хочется выделить работу концертмейстера-иллюстратора хоровых коллективов. Редко есть возможность разместить на сцене и несколько десятков участников хора, и сопровождающий оркестр, либо инструментальный ансамбль. Используя ранее описанные возможности клавишных инструментов, концертмейстер может сделать аккомпанемент более богатым, насыщенным. Если исполняются вокально-хоровые партии из опер, то звучание аккомпанемента приблизится к аутентичному.

Ансамбль клавишных синтезаторов – относительно новая номинация, позволяющая двум-трем участникам воспроизвести практически полноценную оркестровую партитуру.

5. Заключение.

В современных условиях стремительно развивающихся технологий профессиональный концертмейстер обязан владеть навыками игры и уметь управлять основными функциями цифровых клавишных инструментов. Это необходимо как в педагогической, так и в концертной деятельности.

Автор – Меркулова Софья Александровна

2024г.