Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Музыкальный калейдоскоп»
Программа разработана для детей среднего звена общеобразовательной школы, с целью более глубокого погружения в музыкальную культуру
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
muzykalnyy_kaleydoskop.docx | 29.86 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Андрейковская средняя общеобразовательная школа»
Вяземского района Смоленской области
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа художественной направленности
«Музыкальный калейдоскоп»
Возраст обучающихся: 10-15 лет
Срок реализации: 1 год
Рудакова И.В., педагог
дополнительного образования
2020/2021 учебный год
Согласовано на заседании методического совета МБОУ «Андрейковская СОШ», протокол от 29.08.2020 №3 | Принято на заседании педагогического совета МБОУ «Андрейковская СОШ», протокол от 30.08.2020 № 8 | Утверждено приказом директора МБОУ «Андрейковская СОШ» от 30.08.2020 № 226/01-10 |
Пояснительная записка
Программа разработана на основе образовательной программы дополнительного образования МБОУ «Андрейковская СОШ» Вяземского района Смоленской области
Направленность программы «Музыкальная мозаика» по содержанию является художественно – эстетической, общекультурной.
Актуальность программы обусловлена потребностью общества в развитии нравственных, эстетических качеств личности человека. Именно средствами музыкальной деятельности возможно формирование социально активной творческой личности, способной понимать общечеловеческие ценности, гордиться достижениями отечественной культуры и искусства, способной к творческому труду, сочинительству, фантазированию.
Педагогическая целесообразность данной программы для школьников обусловлена их возрастными особенностями: разносторонними интересами, любознательностью, увлеченностью, инициативностью. Данная программа призвана расширить творческий потенциал ребенка, обогатить словарный запас, сформировать нравственно - эстетические чувства, т.к. именно в школе закладывается фундамент творческой личности, закрепляются нравственные нормы поведения в обществе, формируется духовность.
Цель программы: формирование фундамента музыкальной культуры учащихся как части их общей и духовной культуры, расширение кругозора.
Задачи:
Обучающие
- обучить детей вокальным навыкам и навыкам игры на музыкальных инструментах
- углубить знания детей в области музыки: классической, народной, эстрадной;
- ознакомить детей с элементами музыкальной грамоты;
- расширить кругозор детей.
Воспитательные
- совершенствование художественного вкуса учащихся, воспитание их нравственных и эстетических чувств;
- привитие навыков сценического поведения;
- воспитание устойчивого интереса к музыке, музыкальному искусству своего народа и других народов мира;
- формирование чувства прекрасного на основе классического и современного музыкального материала.
Развивающие
- развитие самостоятельности, ответственности, инициативности и умения импровизировать;
- развитие волевых качеств;
- развитие чувства взаимопомощи и взаимовыручки, умения работать в команде;
- развитие творческих способностей школьников;
- развитие потребности в самостоятельном общении с высокохудожественной музыкой и музыкальном самообразовании.
Программа разработана с учётом возрастных особенностей учащихся, их интеллектуального развития на основе дифференцированного и индивидуального подхода.
Программа раскрывает содержание занятий, состоит из теоретической и практической частей:
- теоретическая часть включает в себя изучение основ музыкальной грамоты, биографий композиторов, знакомство с музыкальным наследием нашей Родины и всего мира;
- практическая часть включает освоение вокального и инструментального материала, участие в концертных программах.
Срок реализации программы: 1 год
В объединение «Музыкальный калейдоскоп» принимаются обучающиеся в возрасте 10-15 лет, имеющие различный уровень развития музыкальных способностей.
Объём программы и интенсивность занятий:
Занятия проходят 2 раза в неделю по 1 часу (68 часов).
Формы и методы занятий:
Беседа, на которой излагаются теоретические сведения, которые иллюстрируются поэтическими и музыкальными примерами, наглядными пособиями, презентациями, видеоматериалами.
Практические занятия, где дети осваивают музыкальную грамоту, разучивают песни композиторов-классиков, современных композиторов.
Занятие-постановка, репетиция – отрабатываются концертные номера, развиваются актерские способности детей.
Выездное занятие – посещение выставок, музеев, концертов, праздников, конкурсов, фестивалей.
На занятиях по сольному пению используются следующие методы обучения:
- наглядно-слуховой;
- наглядно-зрительный;
- репродуктивный.
Условия для реализации программы
Техническое и материальное обеспечение: помещение для занятий, музыкальный центр, компьютер, микрофоны, музыкальные инструменты.
Методическое обеспечение: разработки сценариев, фонотека, видеотека, методическая литература.
Ожидаемые результаты освоения программы
Обучение музыке в учебной деятельности обеспечивает личностное, социальное, познавательное, коммуникативное развитие учащихся. У школьников обогащается эмоционально – духовная сфера, формируются ценностные ориентации, умение решать художественно – творческие задачи; воспитывается художественный вкус, развивается воображение, образное и ассоциативное мышление, стремление принимать участие в социально значимой деятельности, в художественных проектах школы, культурных событиях региона и др.
В результате освоения содержания программы происходит гармонизация интеллектуального и эмоционального развития личности обучающегося, формируется целостное представление о мире, развивается образное восприятие и через эстетическое переживание и освоение способов творческого самовыражения осуществляется познание и самопознание.
Предметными результатами занятий являются:
- овладение практическими умениями и навыками вокального творчества;
- овладение основами музыкальной культуры на материале искусства родного края.
Метапредметными результатами являются:
- овладение способами решения поискового и творческого характера;
- культурно – познавательная, коммуникативная и социально – эстетическая компетентности;
- приобретение опыта в вокально – творческой деятельности.
Личностными результатами занятий являются:
- формирование эстетических потребностей, ценностей;
- развитие эстетических чувств и художественного вкуса;
- развитие потребностей опыта творческой деятельности в вокальном виде искусства;
- бережное заинтересованное отношение к культурным традициям и искусству родного края, нации, этнической общности.
- позитивная самооценка своих способностей.
Учебно-тематический план
№ п/п | Название раздела | Количество часов | Формы контроля | ||
теория | практика | всего | |||
1. | Введение. | 1 | 1 | Первичная диагностика, собеседование | |
2. | В мире загадочных звуков | 2 | 2 | 4 | Педагогическое наблюдение, беседа |
3. | Гигиена голоса | 1 | 1 | 2 | Педагогическое наблюдение, беседа |
4. | Сценическое движение | 1 | 5 | 6 | Педагогическое наблюдение, рекомендации походу занятий |
5. | Основы музыкальной грамоты. | 3 | 2 | 5 | Педагогическое наблюдение, беседа |
6. | Вокальная работа. | 1 | 24 | 25 | Педагогическое наблюдение, рекомендации походу занятий |
7. | Музыкальные инструменты. | 3 | 7 | 10 | Педагогическое наблюдение, создание шумового оркестра |
8. | Разучивание песен под «живой » аккомпанемент (гитара,пианино, синтезатор) | 8 | 8 | Педагогическое наблюдение, проверка знания текста и мелодии | |
9. | Подготовка к выступлениям | 6 | 6 | Участие в концертных программах | |
10. | Итоговое занятие | 1 | 1 | Внутрикружковая встреча с элементами рефлексии. | |
16 | 52 | 68 |
Содержание разделов программы.
Раздел 1. Вводное занятие.
Организационные вопросы. Знакомство с программой обучения. Правила поведения на занятиях.
Раздел 2. В мире загадочных звуков. Знакомство со свойствами музыкальных звуков: высотой, длительностью, динамикой. Различие между шумовыми и музыкальными звуками. Знакомство с особенностями собственного голоса: тембром, силой, подвижностью.
Раздел 3. Гигиена голоса. Изучение правил экологичного пользования собственным голосом. Соблюдение определённой диеты(нельзя употреблять газированные напитки, семечки, мороженное др.накануне выступления).
Знакомство с правилами дыхательной гимнастики по системе А.Н Стрельниковой.
Раздел 4. Сценическое движение. Знакомство с песенными играми. Дети в процессе занятий знакомятся с выразительными возможностями собственного тела, лица. Получают представление о том, что такое пантомима, телесная импровизация. Учатся выражать собственные эмоции и содержание музыкального произведения при помощи движений, поз, мимики. Дети имеют возможность в доброжелательной обстановке проявить двигательную фантазию и раскрепоститься телесно.
Раздел 5. Основы музыкальной грамоты. Дети узнают, что такое сольфеджио, какими знаками записывается музыка. Узнают о специфических особенностях музыкального звука. Учатся читать нотную запись.
Раздел 6. Вокальная работа. Посещая занятия данного раздела, обучающиеся научатся петь, соблюдая все правила грамотного вокализирования. Занятия вокалом включают в себя работу над чистотой музыкальной интонации, дикцией и певческим дыханием. Дети учатся выразительно и эмоционально исполнять песни. Кроме того, дети знакомятся с образцами классической и эстрадно-джазовой вокальной музыки
Раздел 7. Музыкальные инструменты. Дети знакомятся с различными видами музыкальных инструментов: шумовыми, ударными, струнными, клавишными, духовыми и т.д. Пытаются музицировать с помощью самодельных примарных инструментов. Также знакомятся со способами игры на акустических инструментах (гитара, скрипка, пианино, металлофон). Кроме того, учащиеся знакомятся с образцами классической и эстрадно-джазовой инструментальной музыки
Раздел 8. Разучивание песен под «живой » аккомпанемент (гитара,пианино, синтезатор). Обучающиеся разучивают песни в сопровождении музыкальных инструментов. В качестве аккомпаниаторов могут выступать дети , владеющие навыками игры на каком-либо инструменте.
Раздел 9. Подготовка к выступлениям. Дети готовятся к выступлениям в школе и за её стенами.
Раздел 10. Итоговое занятие. Проходит в форме капустника или внутрикружкового концерта. Дети делятся впечатлениями о проделанной за год работе. Повторяют весь пройденный материал.
Календарный учебный график
Год обучения | Дата начала обучения по программе | Дата окончания обучения по программе | Всего учебных недель | Количество учебных часов | Режим занятий |
1 год | 1 сентября | 31 мая | 34 | 68 | 1 час 2 раза в неделю |
Литература
- Т.Е.Вендрова «Пусть музыка звучит» - Москва "Просвещение" - 1990
- В.Б.Григорович, З.М.Андреева «Слово о музыке» - М.: Просвещение, 1990
- В.Емельянов «Развитие голоса» - Санкт-Петербург - 2000
- Т.А.Затямина «Современный урок музыки» - Москва "Глобус" - 2010
- Д.Б.Кабалевский «Как рассказывать детям о музыке?» - Москва "Просвещение" - 1999
- М.Щетинин «Дыхательная гимнастика» А.Н.Стрельниковой - Москва "Метафора" - 2005
- Е.И.Юдина «Первые уроки музыки и творчества» - Москва "Аквариум" – 1999
- Детская энциклопедия «Я познаю мир. Музыка» М. АСТ «Астрель. Люкс», 2005
- М. А. Михайлова «Игры и упражнения для музыкального развития ребенка», пособие для родителей и педагогов. Ярославль, «Академия развития», 2006
- Н.Б. Улашенко «Нестандартные уроки музыки», Волгоград, изд. «Корифей», 2006
- О.Д. Ушакова «Великие композиторы», справочник школьника, С-Петербург. «Литера», 2005
- Г. Цыферов «Тайна запечного сверчка», сказки о музыкантах