Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Музыкальный калейдоскоп»

Рудакова Инна Владимировна

Программа разработана для детей среднего звена общеобразовательной школы, с целью более глубокого погружения в музыкальную культуру

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzykalnyy_kaleydoskop.docx29.86 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Андрейковская средняя общеобразовательная школа»

Вяземского района Смоленской области

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая

программа художественной направленности

«Музыкальный калейдоскоп»

Возраст обучающихся: 10-15 лет

Срок реализации: 1 год

                                                                               

                                                                                                   

                                                                                    Рудакова И.В., педагог

                                                                                          дополнительного образования

 2020/2021 учебный год

Согласовано

на заседании методического совета

МБОУ «Андрейковская СОШ»,

протокол от 29.08.2020 №3

Принято

на заседании педагогического совета

МБОУ «Андрейковская СОШ»,

протокол от 30.08.2020 № 8

Утверждено

приказом директора

МБОУ «Андрейковская СОШ»

от 30.08.2020 № 226/01-10

Пояснительная записка

Программа разработана на основе образовательной программы дополнительного образования МБОУ «Андрейковская СОШ» Вяземского района Смоленской области

Направленность программы «Музыкальная мозаика» по содержанию является художественно – эстетической, общекультурной.  

Актуальность программы обусловлена потребностью общества в развитии нравственных, эстетических качеств личности человека. Именно средствами музыкальной деятельности  возможно  формирование социально активной творческой личности, способной понимать общечеловеческие ценности, гордиться достижениями отечественной культуры и искусства, способной к творческому труду, сочинительству, фантазированию.

Педагогическая целесообразность данной программы для  школьников обусловлена их возрастными особенностями: разносторонними интересами, любознательностью, увлеченностью, инициативностью. Данная программа призвана расширить творческий потенциал ребенка, обогатить словарный запас, сформировать нравственно - эстетические чувства, т.к. именно в школе закладывается фундамент творческой личности, закрепляются нравственные нормы поведения в обществе, формируется духовность.

Цель программы: формирование фундамента музыкальной культуры учащихся как части их общей и духовной культуры, расширение кругозора.

Задачи: 

 Обучающие 

  • обучить детей вокальным навыкам и навыкам игры на музыкальных инструментах
  • углубить знания детей в области музыки: классической, народной, эстрадной;
  • ознакомить детей с элементами музыкальной грамоты;
  • расширить кругозор детей.

Воспитательные

  • совершенствование художественного вкуса учащихся, воспитание их нравственных и эстетических чувств;
  • привитие навыков сценического поведения;
  • воспитание устойчивого интереса к музыке, музыкальному искусству своего народа и других народов мира;
  • формирование  чувства прекрасного на основе классического и современного музыкального материала.

Развивающие

  • развитие самостоятельности, ответственности, инициативности и умения импровизировать;
  • развитие волевых качеств;
  • развитие чувства взаимопомощи и взаимовыручки, умения работать в команде;
  • развитие творческих способностей  школьников;
  • развитие потребности в самостоятельном общении с высокохудожественной музыкой и музыкальном самообразовании.

Программа разработана с учётом возрастных особенностей учащихся, их интеллектуального развития на основе дифференцированного и индивидуального подхода.

Программа раскрывает содержание занятий, состоит из теоретической и практической частей:

  • теоретическая часть включает в себя изучение основ музыкальной грамоты, биографий композиторов, знакомство с музыкальным наследием нашей Родины и всего мира;
  • практическая часть включает освоение вокального и инструментального материала, участие в концертных программах.

Срок реализации программы: 1 год

     В объединение «Музыкальный калейдоскоп» принимаются обучающиеся  в возрасте 10-15 лет, имеющие различный уровень развития музыкальных способностей.

Объём программы и интенсивность занятий:

Занятия проходят 2 раза в неделю по 1 часу (68 часов).

          Формы и методы занятий:

Беседа, на которой излагаются теоретические сведения, которые иллюстрируются поэтическими и музыкальными примерами, наглядными пособиями, презентациями, видеоматериалами.

Практические занятия, где дети осваивают музыкальную грамоту, разучивают песни композиторов-классиков, современных композиторов.

Занятие-постановка, репетиция – отрабатываются концертные номера, развиваются актерские способности детей.

Выездное занятие – посещение выставок, музеев, концертов, праздников, конкурсов, фестивалей.

На занятиях по сольному пению используются следующие методы обучения:

  • наглядно-слуховой;
  • наглядно-зрительный;
  •  репродуктивный.

     

Условия для реализации программы

Техническое и материальное обеспечение: помещение для занятий, музыкальный центр, компьютер, микрофоны, музыкальные инструменты.

 Методическое обеспечение: разработки сценариев, фонотека, видеотека, методическая литература.

Ожидаемые результаты освоения программы

Обучение музыке в учебной деятельности обеспечивает личностное, социальное, познавательное, коммуникативное развитие учащихся. У школьников обогащается эмоционально – духовная сфера, формируются ценностные ориентации, умение решать художественно – творческие задачи; воспитывается художественный вкус, развивается воображение, образное и ассоциативное мышление, стремление принимать участие в социально значимой деятельности, в художественных проектах школы, культурных событиях региона и др.

В результате освоения содержания программы происходит гармонизация интеллектуального и эмоционального развития личности обучающегося, формируется целостное представление о мире, развивается образное восприятие и через эстетическое переживание и освоение способов творческого самовыражения осуществляется познание и самопознание.

Предметными результатами занятий являются:

  • овладение практическими умениями и навыками вокального творчества;
  • овладение основами музыкальной культуры на материале искусства родного края.

Метапредметными результатами являются:

  • овладение способами решения поискового и творческого характера;
  • культурно – познавательная, коммуникативная и социально – эстетическая компетентности;
  • приобретение опыта в вокально – творческой деятельности.

Личностными результатами занятий являются:

  • формирование эстетических потребностей, ценностей;
  • развитие эстетических чувств и художественного вкуса;
  • развитие потребностей опыта творческой деятельности в вокальном виде искусства;
  • бережное заинтересованное отношение к культурным традициям и искусству родного края, нации, этнической общности.
  • позитивная самооценка своих способностей.

Учебно-тематический план

№ п/п

Название раздела

Количество часов

Формы контроля

теория

практика

всего

1.

Введение.

1

1

Первичная диагностика, собеседование

2.

В мире загадочных звуков

2

2

4

Педагогическое наблюдение, беседа

3.

Гигиена голоса

1

1

2

Педагогическое наблюдение, беседа

4.

Сценическое движение

1

5

6

Педагогическое наблюдение, рекомендации походу занятий

5.

Основы музыкальной грамоты.

3

2

5

Педагогическое наблюдение, беседа

6.

Вокальная работа.

1

24

25

Педагогическое наблюдение, рекомендации походу занятий

7.

Музыкальные инструменты.

3

7

10

Педагогическое наблюдение, создание шумового оркестра

8.

Разучивание песен под «живой » аккомпанемент (гитара,пианино, синтезатор)

8

8

Педагогическое наблюдение, проверка знания текста и мелодии

9.

Подготовка к выступлениям

6

6

Участие в концертных программах

10.

Итоговое занятие

1

1

Внутрикружковая встреча с элементами рефлексии.

16

52

68

Содержание разделов программы.

Раздел 1. Вводное занятие.

Организационные вопросы. Знакомство с программой обучения. Правила поведения на занятиях.

Раздел 2. В мире загадочных звуков. Знакомство со свойствами музыкальных звуков: высотой, длительностью, динамикой. Различие между шумовыми и музыкальными звуками. Знакомство с особенностями собственного голоса: тембром, силой, подвижностью.

Раздел 3. Гигиена голоса. Изучение правил экологичного пользования собственным голосом. Соблюдение определённой диеты(нельзя употреблять газированные напитки, семечки, мороженное др.накануне выступления).

 Знакомство с правилами дыхательной гимнастики по системе А.Н Стрельниковой.

Раздел 4. Сценическое движение. Знакомство с песенными играми. Дети в процессе занятий знакомятся с выразительными возможностями собственного тела, лица. Получают представление о том, что такое пантомима, телесная импровизация. Учатся выражать собственные эмоции и содержание музыкального произведения при помощи движений,  поз, мимики. Дети имеют возможность в доброжелательной обстановке проявить двигательную фантазию и раскрепоститься телесно.

Раздел 5. Основы музыкальной грамоты. Дети узнают, что такое сольфеджио, какими знаками записывается музыка. Узнают о специфических особенностях музыкального звука. Учатся читать нотную запись.

Раздел 6. Вокальная работа. Посещая занятия данного раздела, обучающиеся научатся  петь, соблюдая все правила грамотного вокализирования. Занятия вокалом включают в себя работу над чистотой музыкальной интонации, дикцией и певческим дыханием. Дети учатся выразительно и эмоционально исполнять песни. Кроме того, дети знакомятся с образцами классической и эстрадно-джазовой  вокальной музыки

Раздел 7.  Музыкальные инструменты. Дети знакомятся с различными видами музыкальных инструментов: шумовыми, ударными, струнными, клавишными, духовыми и т.д. Пытаются музицировать с помощью самодельных примарных инструментов. Также знакомятся со способами игры на акустических инструментах (гитара, скрипка, пианино, металлофон). Кроме того, учащиеся знакомятся с образцами классической и эстрадно-джазовой  инструментальной  музыки

Раздел 8.  Разучивание песен под «живой » аккомпанемент (гитара,пианино, синтезатор).  Обучающиеся разучивают песни в сопровождении музыкальных инструментов. В качестве аккомпаниаторов могут выступать дети , владеющие навыками игры на каком-либо инструменте.

Раздел 9. Подготовка к выступлениям. Дети готовятся к выступлениям в школе и за её стенами.

Раздел 10. Итоговое занятие. Проходит в форме капустника или внутрикружкового концерта. Дети делятся впечатлениями о проделанной за год работе. Повторяют весь пройденный материал.

Календарный учебный график

Год обучения

Дата начала обучения по программе

Дата окончания обучения по программе

Всего учебных недель

Количество учебных часов

Режим занятий

1 год

1 сентября

31 мая

34

68

1 час 2 раза в неделю

Литература

  1. Т.Е.Вендрова «Пусть музыка звучит» - Москва "Просвещение" - 1990
  2. В.Б.Григорович, З.М.Андреева «Слово о музыке» - М.: Просвещение, 1990
  3. В.Емельянов «Развитие голоса» - Санкт-Петербург - 2000
  4. Т.А.Затямина «Современный урок музыки» - Москва "Глобус" - 2010
  5. Д.Б.Кабалевский «Как рассказывать детям о музыке?» - Москва "Просвещение" - 1999
  6. М.Щетинин «Дыхательная гимнастика» А.Н.Стрельниковой - Москва "Метафора" - 2005
  7. Е.И.Юдина «Первые уроки музыки и творчества» - Москва "Аквариум" – 1999
  8. Детская энциклопедия «Я познаю мир. Музыка» М. АСТ «Астрель. Люкс», 2005
  9. М. А. Михайлова «Игры и упражнения для музыкального развития ребенка», пособие для родителей и педагогов. Ярославль, «Академия развития», 2006
  10. Н.Б. Улашенко «Нестандартные уроки музыки», Волгоград, изд. «Корифей», 2006
  11. О.Д. Ушакова «Великие композиторы», справочник школьника, С-Петербург. «Литера», 2005
  12. Г. Цыферов «Тайна запечного сверчка», сказки о музыкантах