Особенности использования духовной музыки как средства эстетического воспитания младших школьников.

Включая духовную музыку в содержание учебно-воспитательного процесса, мы обретаем возможность открыть детям все то нравственное и духовное богатство, которое в ней заложено.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РУССКОЙ ДУХОВНОЙ МУЗЫКИ КАК СРЕДСТВА ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.                                                  Демократизация общества способствует тому, что в настоящее время стало реальным и, главное, востребованным возрождение огромного пласта,  русской культуры - духовной музыки. Религиозная духовная культура - составная часть жизни народа, в ней по-своему воплотились черты его характера, психологии, особенности быта, запечаталась история, выразилась особая возвышенная сторона жизни общества.

В области духовной музыки множество уникальных произведении, истинных шедевров, созданных как известными композиторами Д. Бортнянским, М.Березовским, П.Чесноковым, П.Чайковским,  С.Рахманиновым, А.Гречаниновым, и др., так и безымянными авторами. Их произведения стали достоянием русской культуры. В них с убедительностью и высокохудожественным мастерством воспеваются такие общечеловеческие ценности как Мудрость, Добро, красота. Так же использование  духовной музыки - в школе позволит дать детям наиболее полное представление о русской культуре, познакомить учащихся с ее  многообразием и неповторимыми национальными чертами, возникшими под влиянием христианства. Кроме того, позволит по- новому взглянуть на творчестве русских композиторов, лучше понять их светские музыкальные произведения, в которых встречаются  образы, связанные с областью религиозного.

      Духовная музыка-это музыка церковного культа. Она является частью богослужения и выполняет в нем определенную функцию. В ее основе лежит строго канонический текст молитв или псалмов. Православная музыка - всегда хоровая и исполняется, а капелла на старославянском языке. Ее отличает особый музыкальный язык, главными качествами которого является величественная простота, смиренно возвышенное спокойствие, мудрое бесстрастие. Духовная музыка характеризуется строго и ясно очерченной мелодией, таким же строгим,  спокойным, четко организованным ритмом, благозвучным  аккордовыми вертикалями,  в которых сливаются все голоса хора.

       Возможны различные варианты ознакомления учащихся с духовной музыкой: факультативные занятия, введение в основной урок музыки или на внеклассных мероприятиях. Из многочисленных жанров, которыми представлена русская духовная музыка, для ознакомления в начальных классах можно предложить тропари, кондаки, величания, стихиры, отдельные фрагменты из литургий, всенощных и духовных концертов.

       Наиболее доступными для восприятия  младших школьников являются небольшие по объёму, содержащие яркий образ церковные песнопения, такие как тропари и кондаки. Любое из этих песнопений, возможно, использовать при знакомстве с христианскими праздниками. Например, на занятиях, посвященных главному  христианскому празднику-пасхе,  в качестве музыкального материала могут быть использованы тропари или стихиры пасхи. В этих песнопениях  изложен не только христианский, но и общечеловеческий смысл праздника. При знакомстве со стихирами пасхи следует обратить внимание учащихся на преобладание в напеве хорового речитатива с небольшими распевами, помогающими яснее и четче донести смысл слов.  Подобного рода песнопения посвящались не только церковным праздникам, но и русским святым, событиям церковной и государственной  жизни. Знакомство со стихирами, тропарями, кондаками и величаниями, посвященными Сергею Радонежскому, Дмитрию Донскому, Александру Невскому, княгине Ольге    и другим русским государственным деятелям ,поможет раскрыть новые грани их образа и отношения к ним народа.

      Знакомя детей с духовной музыкой, важно показать ее взаимодействие с классической  и народной музыкой. Так, мы обращаем внимание детей на влияние русской распевности,  мелодичности, в духовных концертах Д.Бортянского, во «Всенощном бдении»  С.Рахманинова, в  «Литургии Иоанна Златоуста» П.Чайковского и других культовых произведениях русских композиторов.

      Включая духовную музыку в содержание учебно-воспитательного процесса, мы обретаем возможность открыть детям все то нравственное и духовное богатство, которое в ней заложено.