Особенности использования духовной музыки как средства эстетического воспитания младших школьников.
Включая духовную музыку в содержание учебно-воспитательного процесса, мы обретаем возможность открыть детям все то нравственное и духовное богатство, которое в ней заложено.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Влияние духовной музыки на развитие младших школьников | 18.73 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РУССКОЙ ДУХОВНОЙ МУЗЫКИ КАК СРЕДСТВА ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ. Демократизация общества способствует тому, что в настоящее время стало реальным и, главное, востребованным возрождение огромного пласта, русской культуры - духовной музыки. Религиозная духовная культура - составная часть жизни народа, в ней по-своему воплотились черты его характера, психологии, особенности быта, запечаталась история, выразилась особая возвышенная сторона жизни общества.
В области духовной музыки множество уникальных произведении, истинных шедевров, созданных как известными композиторами Д. Бортнянским, М.Березовским, П.Чесноковым, П.Чайковским, С.Рахманиновым, А.Гречаниновым, и др., так и безымянными авторами. Их произведения стали достоянием русской культуры. В них с убедительностью и высокохудожественным мастерством воспеваются такие общечеловеческие ценности как Мудрость, Добро, красота. Так же использование духовной музыки - в школе позволит дать детям наиболее полное представление о русской культуре, познакомить учащихся с ее многообразием и неповторимыми национальными чертами, возникшими под влиянием христианства. Кроме того, позволит по- новому взглянуть на творчестве русских композиторов, лучше понять их светские музыкальные произведения, в которых встречаются образы, связанные с областью религиозного.
Духовная музыка-это музыка церковного культа. Она является частью богослужения и выполняет в нем определенную функцию. В ее основе лежит строго канонический текст молитв или псалмов. Православная музыка - всегда хоровая и исполняется, а капелла на старославянском языке. Ее отличает особый музыкальный язык, главными качествами которого является величественная простота, смиренно возвышенное спокойствие, мудрое бесстрастие. Духовная музыка характеризуется строго и ясно очерченной мелодией, таким же строгим, спокойным, четко организованным ритмом, благозвучным аккордовыми вертикалями, в которых сливаются все голоса хора.
Возможны различные варианты ознакомления учащихся с духовной музыкой: факультативные занятия, введение в основной урок музыки или на внеклассных мероприятиях. Из многочисленных жанров, которыми представлена русская духовная музыка, для ознакомления в начальных классах можно предложить тропари, кондаки, величания, стихиры, отдельные фрагменты из литургий, всенощных и духовных концертов.
Наиболее доступными для восприятия младших школьников являются небольшие по объёму, содержащие яркий образ церковные песнопения, такие как тропари и кондаки. Любое из этих песнопений, возможно, использовать при знакомстве с христианскими праздниками. Например, на занятиях, посвященных главному христианскому празднику-пасхе, в качестве музыкального материала могут быть использованы тропари или стихиры пасхи. В этих песнопениях изложен не только христианский, но и общечеловеческий смысл праздника. При знакомстве со стихирами пасхи следует обратить внимание учащихся на преобладание в напеве хорового речитатива с небольшими распевами, помогающими яснее и четче донести смысл слов. Подобного рода песнопения посвящались не только церковным праздникам, но и русским святым, событиям церковной и государственной жизни. Знакомство со стихирами, тропарями, кондаками и величаниями, посвященными Сергею Радонежскому, Дмитрию Донскому, Александру Невскому, княгине Ольге и другим русским государственным деятелям ,поможет раскрыть новые грани их образа и отношения к ним народа.
Знакомя детей с духовной музыкой, важно показать ее взаимодействие с классической и народной музыкой. Так, мы обращаем внимание детей на влияние русской распевности, мелодичности, в духовных концертах Д.Бортянского, во «Всенощном бдении» С.Рахманинова, в «Литургии Иоанна Златоуста» П.Чайковского и других культовых произведениях русских композиторов.
Включая духовную музыку в содержание учебно-воспитательного процесса, мы обретаем возможность открыть детям все то нравственное и духовное богатство, которое в ней заложено.