Открытый урок "Работа над интонацией в репертуаре младших и старших классов ДШИ"
Всё многообразие чувств и эмоций человека находит своё воплощение в музыкальном искусстве посредством такого уникального явления как интонация. Отсюда следует, что музыкальное искусство всецело интонационное, а владение искусством интонирования, то есть передачи интонаций, или осмысленного выразительного произношения - необходимое качество любого музыканта. Безусловно, воспитание пианиста, мыслящего всецело интонационно, - первостепенная задача каждого педагога фортепианного класса. В данной работе представлени опыт работы преполавателя фортепиано и концертмейстера ДШИ г.Лобня Золотовой Л.К.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
o.u.04.04.24g_konspekt.docx | 44.04 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ УРОКА
Преподаватель: Золотова Лариса Константиновна Дата урока: 04.04.2024г | ||
Тема урока: Работа над интонацией в репертуаре младших и старших классов ДШИ | ||
Фамилия, имя учащегося: Пархоменко Евдокия 1кл Тюкова Милана 6кл | ||
Музыкальный репертуар: 1. И. Пахельбель. Гавот 2. А. Н. Черепнин. Цикл «Багатели» оп.5 Багатель №10 c-moll | ||
Учебные пособия: Кременштейн Б. Воспитание самостоятельности учащегося. – М., 2003. МалинковскаяА.В. Фортепианно-исполнительское интонирование. – М., 1990. Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры. – М., 1961. Интернет – ресурсы: https://nnovcons.ru/files/Dis/ar_ruban.pdf https://www.gramota.net/materials/3/2016/11-1/30.html https://cheloveknauka.com/fortepiannye-kontserty-a-n-cherepnina-cherty-stily | ||
Цель урока: Воспитание интонационного мышления учащихся. | ||
Задачи урока: Образовательные: продолжение знакомства со стилевыми особенностями музыки эпохи барокко и русской музыки XX века
Развивающие:
Воспитательные:
| ||
Этапы урока | Содержание этапа, формы, методы работы | Цели этапа |
Вступление И. Пахельбель. Гавот Прослушивание пьесы в исполнении ученицы 1класса Пархоменко Евдокии. Детальная интонационная проработка мелодического голоса. Формулировка домашнего задания А.Черепнин. Багатель №10 из цикла «Багатели» оп.5 Прослушивание пьесы в исполнении учащейся 6 кл Тюковой Миланы Фонический уровень интонирования музыкальной ткани Синтаксический уровень интонирования музыкальной ткани
Композиционный уровень интонирования музыкальной ткани
Формулировка домашнего задания |
1.Анализ качества исполнения учеником и преподавателем. 2.Художественный образ и художественные задачи. Гавот – старинный французский придворный танец, грациозный, изящный, исполняется в умеренном темпе. 3. Тщательная двигательная и слуховая проработка интонации каждого звукового сочленения: - Понимание зависимости артикуляции от длительностей: длинные звуки интонировать весомее чем короткие. Двигательная проработка большого движения руки от спины с участием запястья «до дна» клавиатуры в моменты акцентов на сильные и относительно сильные доли такта - Гибкое интонирование окончания фраз. - Исполнение репетиции. Добиваться собранности пальцев в кисти, ловкости пальцев при передаче звука от одного пальца к другому. - Интонирование больших скачков с пониманием роли сильной и слабой доли. - Исполнение мотивов из трёх звуков под одной лигой. Интонировать мотив с помощью объединяющего движения руки с участием запястья и локтя. Научиться интонировать мотив сохраняя наполненность звука. Для этого необходимо переводить свободный вес руки из пальца в палец и контролировать слухом певучесть и плавность звуковой линии. Укрепление пальцев, в силу природы не способных «пропеть мелодию» достаточно выпукло и ярко. Использование метода подтекстовки даёт два положительных эффекта: создаёт образную атмосферу старинного торжественного бала и помогает интонировать мелодию в необходимой для данной пьесы динамике. 4.Интонирование более крупных построений - фраз Научиться «нанизывать» ранее проработанные интонационные звуковые сочленения на единый стержень развития. Стремиться вести длинную мелодическую линию, преодолевая дробность, членение фразы на мотивы. Достижение выразительного исполнения, интонационно насыщенного и обусловленного тщательно продуманным исполнительским планом. Интонирование мелодии с учётом выразительных возможностей гармонической поддержки, ощущения напряжения (доминанта) и разрешения (тоника). Закрепить двигательные навыки и слуховые представления об интонировании, полученные на уроке, путём многократного повторения сначала мелких созвучий, а потом крупных. 1.Анализ качества исполнения учеником и преподавателем. 2.Творческий облик композитора. Характеристика стиля. Художественный образ произведения. Художественные и интонационные задачи. Важно понимать, что интонирование данного произведения основывается не на мелодической интонационной выразительности как в первой пьесе. Здесь первостепенную роль играет метроритм, в основе которого лежит интонационное зерно - ритмоячейка из трёх звуков: двух восьмых и четверти. Эта ямбическая (затактовая) ритмическая фигура является интонационным ядром всей пьесы. Интонирование данной ритмоформулы придаёт пьесе напористый, стремительный, энергичный и немного скерцозный характер. 3. Мышление восьмыми. Медленный темп. Игра под метроном. Длительности более весомые, озвученные, протяжённые по времени. -Интонирование мотивов. Интонирование фраз на основе понимания ямбической природы составляющих их мотивов. - Умение через паузы «вести» длинную мелодическую фразу. - Игра аккордовых вертикалей. Каждое созвучие брать подготовленными кончиками пальцев «хватательным» движением к себе, при снятии звука не отрывать руку от клавиатуры, играть максимально близко к клавишам, исключая лишние движения. - Игра переходов - стыковки фраз, требует особого внимания. Игра с мышечной и слуховой «подготовкой». - Террасообразная динамика ( по аналогии с динамикой И.С.Баха)Не делать в пределах фразы крещендо и диминуэндо, стараясь с первой ноты «включить» новый регистр и удержаться в нем. Мышление четвертями. Конструирование – интонирование муз.ткани на более крупном уровне мышления. Мышление крупными синтаксическими блоками. - Динамически-контрастная фразировка фраз - Интонирование аккордовых вертикалей как основы построения фразы. Нанизывание их на единый стержень сквозного развития -Момент стыковки фраз, частей требует ещё большей воли, пальцевые «хватательный движения» ещё более активизируются. Мышление потактовое. Быстрый темп. Игра под метроном. Преобразование артикуляции с учётом нового темпа: меньше времени на «подготовку», более чуткие пальцы и более тонкие ощущения в них. - Техника скачков. Преодоления недостатка интонирования: недослушивание окончания фразы и преждевременный переход в новую позицию. - Сжатие-кодирование. Интонирование вертикалей. Преодоление дробности. Вертикали играют роль несущей конструкции. Мысль работает на собирание вертикалей на единый стержень развития. -Техника игры аккордов на стаккато в быстром темпе. Слышание «временных промежутков» между аккордами, их унификация. -Следует добиваться отчётливого представления конструктивных граней произведения, тонально-гармонической схемы, пласта с вершиной-кульминацией, целостного звукового объёма какого-либо построения. Внимательно и осознанно интонировать музыкальную ткань, опираясь на слуховые и двигательные ощущения, полученные на уроке. Научиться использовать в работе три уровня реализации музыкальной ткани. | Обоснование важности и значимости темы в учебно-педагогическом процессе Выявление уровня сформированности музыкальных представлений Формирование образных ассоциаций с миром старинной средневековой музыкальной культуры. Закрепление в мышечной и слуховой памяти интонации, которая ассоциируется с поклоном, реверансом в танце. Формирование слухового идеала. Закрепление в мышечной памяти игровых движений. Развитие интонационного мелодического и гармонического слуха, способности «предслышать» звуковую картину и «прелощущать» её в руке и кончиках пальцев Выявление уровня сформированности музыкальных представлений Осознание художественного образа пьесы, идейного содержания. Формирование игровых и слуховых ощущений на микроуровне, формирование предельной концентрации внимания и воли, «предслышания» и «предощущения». Предельная осознанность во взятии каждого звука. Возможность услышать гармоническое строение фактуры, умение «готовить» гармоническую вертикаль, предельная собранность и стройность созвучий. Обеспечение двигательной возможности исполнять пьесу в очень быстром темпе на последующих этапах. Понимание структуры каждой фразы, предложения, интонационная пластичность обработки каждой фразы. Понять логику движения – развития –смены гармонии, ощутить « индивидуальную «окраску» каждого аккорда в системе гармонических тяготений и разрешений Главная задача данного уровня – добиться быстрого и устойчивого темпа в условиях постоянной метроритмической пульсации Умение ловко и целенаправленно исполнять скачки Добиться ровности, точности и звучания аккордов. Дифференцированное слышание фактуры произведения |
Конспект урока ( подробный)
I часть
Обоснование важности и значимости темы в учебно-педагогическом процессе.
Тема урока «Работа над интонацией в репертуаре младших и старших классов ДШИ». Прежде чем приступить непосредственно к самому уроку мне бы хотелось сказать несколько слов, чтобы полнее осветить значимость выбранной мною темы.
Роль интонации и интонирования
Среди различных видов искусства самым сильным средством воздействия на человека является Музыка. Музыкальный язык универсален, символичен и понятен всем.
Конечно, каждый человек понимает его по-своему в силу объективных причин. Почему же музыка доступна каждому? Потому что разговаривает она на языке чувств, ведь когда мы радуемся, плачем или страдаем, мы понимаем чувства другого без переводчика.
Всё многообразие чувств и эмоций человека находит своё непосредственное воплощение в музыкальном искусстве посредством такого уникального явления как интонация. Таким образом, музыкальное искусство всецело интонационное, а владение искусством интонирования, то есть передачи интонаций, или осмысленного выразительного произношения - необходимое качество любого музыканта. Наша первостепенная педагогическая задача –воспитание музыканта мыслящего всецело интонационно.
Сегодня мне бы хотелось подчеркнуть такую важную мысль, что мало хотеть интонировать, важно знать как это делать. А это уже сложная аналитическая работа. Для меня интонировать – значит думать, мыслить, «конструировать» музыкальную ткань осмысленно, исключая случайность и беспорядочность. Интонирование – чётко организованный процесс, в основе которого лежит продуманный исполнительский план в соответствии со стилистикой и художественными предпочтениями того или иного композитора.
Мне бы хотелось взглянуть на проблему интонирования с двух сторон: с традиционной точки зрения и более специфической, редко затрагиваемой музыкантами.
Интонирование – это осмысленный процесс звуковой реализации музыки.
Интонирование в узком смысле
Традиционно представления о выразительном интонировании прежде всего связаны с мастерством исполнения мелодии, кантилены.
Это нам привычно. Под интонированием в таком общепринятом смысле принято считать осмысленно-выразительное исполнение ведущего мелодического голоса посредством мотивно-фразировочного её членения и артикуляционной, динамической, агогической, тембровой дифференциации звуков, их соотнесения и соподчинения.
Работа с Пархоменко Евдокией. Интонирование мелодического голоса.
II часть
Интонирование в широком смысле
Но ведь фортепиано не одноголосный инструмент! Но ведь существует огромный пласт музыки, в которой преобладает пианизм совершенно другого рода. А как быть с интонированием в произведениях, в основе которых лежит не мелодический, а гармонически – красочный, ритмический, фактурныйтематизм??
Что в такой музыке нет интонирования?
Где-то в глубине сознания исполнителей, видимо, живёт убеждение, что, элементы фактуры, будучи хорошо усвоены по отдельности, объединятся так или иначе, сами собой. Но это заблуждение.
Традиционное понимание фортепианного интонирования лишь частично отвечает на вопрос о том, как, подчиняясь каким закономерностям отдельные средства выразительности ( агогика, туше, динамика, артикуляция) взаимодействуют между собой и каким образом исполнителю следует организовывать данное взаимодействие.
Как опытный дирижёр, хорошо знающий голоса или партии инструментов, немало работает над их гармоничным сочетанием в группах, во всей партитуре, выстраивая звучание в единое целое, точно так же и исполнителю необходимо продумывать использование средств и приёмов своего искусства комплексно, в определённой системе.
Интонирование в более широком смысле – это осознанный процесс созидания музыкальной ткани при условии взаимодействия всех средств выразительности в соответствии с чётко продуманным планом на основе тщательного изучения стиля композитора и художественного образа сочинения.
Роль масштабов интонирования в работе над произведением.
Ведущие методисты подчёркивают тот факт, что интонирование не должно быть прочно зафиксированной схемой, штампом. Мастерство интонирования подразумевает постоянное изучение, поиск, воображение, включение новых методов работы. В этом и состоит творчество музыканта.
А. В. Малинковская так пишет в своей книге: «Умение видеть один и тот же объект по-разному – вблизи и вдали, анфас и в профиль, фронтально и в перспективе – необходимо художнику, скульптору, архитектору. Люди искусства, говоря каждый о своём деле, сходятся в одном: чтобы сохранить целостное представление произведения, необходимо менять масштабы и чередовать объекты восприятия. То же можно сказать и о музыке.» «Обойти планету Земля пешком по экватору, а затем увидеть её из космоса. Представить, глядя на плафон Сикстинской капеллы, как расписывал его Микеланджело, вися под ним с кистью на расстоянии длины руки.»
Альфред Корто так говорит о важности смены ракурсов и масштабов :«Интерпретатор в поисках художественной правды – как бы авиатор, озирающий местность с высоты полёта, и одновременно странник, пешеход, видящий мельчайшие детали и особенности местности. В работе над произведением интерпретатор должен проделать три действия. Сначала подняться ввысь, чтобы увидеть местность, её рельеф, общие контуры, затем спуститься и исколесить вдоль и поперёк местность, чтобы всё увидеть, почувствовать и запомнить, и, наконец, вновь подняться ввысь, чтобы воплощая общую картину, выполнить мельчайшие характерные особенности сочинения.»
Таким образом, чтобы интонировать, постичь «художественную правду сочинения» необходимо менять масштабы и чередовать объекты восприятия.
Масштабы интонирования ( формования, конструирования муз.ткани) возможно менять благодаря двум факторам:
1.В природе существует определённая концентричность отношений, встроенность меньших величин в большие, – есть универсальная закономерность разного рода систем. (Например: дни составляют недели, недели – месяцы, месяцы – годы). Иерархичность отношений можно наблюдать в сфере метроритма (кратность ритмических единиц: шестнадцатые в восьмых, восьмые в четвертях и т.д.)
Понимание иерархичности масштабно-временных структур даёт возможность преподавателю и учащемуся обобщённо и целостно взглянуть на интонационные процессы в музыке, что поможет организовать и средства исполнения. Подобно тому как секунды текут в минутах, минуты – в часах и т.д., музыкальный поток течёт на нескольких масштабно- временных уровнях одновременно и непрерывно. Знание того, как протекает процесс музыкального формообразования на разных масшабно- временных уровнях весьма полезно в организации средств исполнения.
2. Темп – механизм, благодаря которому мы переводим стрелки с одного уровня на другой.
Три уровня звуковой реализации важны для нас с двух сторон:
Во- первых позволяют глубже ощутить суть произведения, помогают организовать средства выразительности;
Во- вторых выступают в роли рабочего метода.
А.Н.Черепнин. Багатель №10
Интонирование на трёх уровнях как рабочий метод работы над художественным образом произведения, над недостатками исполнения в техническом плане.
Взаимодействие всех средств выразительности основано на понимании стилистики А.Н.Черепнина и образном содержании произведения. Отсюда понимание артикуляции, метроритма…
Облик композитора. Черты стиля.
Л.К. – Что ты знаешь о композиторе Черепнине?
Милана –
Александр Николаевич Черепнин родился в самом начале «20 –го века Петербурге, в семье известного композитора, дирижёра и преподавателя Петербургской консерватории Николая Черепнина. Александр Николаевич прожил длинную, плодотворную и интересную жизнь , 70 лет он заявлял о себе как композитор, пианист, педагог, общественный деятель, дирижёр.
Л.К. – А почему имя Черепнина в нашей стране малоизвестно и мы практически не знаем ничего о нем?
Милана –
Александр Николаевич после известных событий в нашей стране покинул Россию в 1921 году и поэтому жил и работал в других странах: Франции, Китае, Японии, США. Там и по сей день имя Александра Черепнина до сих популярно: произведения композитора активно включают в свой репертуар европейские, китайские и американские исполнители. К большому сожалению, в нашей стране значительная часть обширного фортепианного наследия А. Черепнина до сих пор не изучена и практически не освоена концертирующими пианистами.
Л.К. – Какие интересные факты ты знаешь о его жизни?
Милана –
1.Александр Николаевич очень любил фортепиано, начал писать музыку для него в 13 лет, и писал её до самой своей смерти.
2. Композитор писал сонаты, токкаты, баллады, но предпочтение отдавал маленьким пьесам – миниатюрам. Миниатюры он объединял под общим названием и так возникали циклы миниатюр. Всего он написал 26 циклов.
3. Черепнин дружил и очень уважал Сергея Прокофьева. Их дружба завязалась в Петербургской консерватории на уроках дирижирования, которые его отец, преподаватель, давал еще юному Прокофьеву. Этих двух композиторов объединяет :
- Главенствующее значение ритма
- Энергия движения, моторика
- Использование диссонансов
- Любовь к ярким контрастам
- Чёткость и ясность в построении формы
Л.К. Ты сказала о важных чертах стиля Черепнина, а каковы основные образы его музыки?
Милана-
Его музыка имеет : -энергичный
-напористый
-жизнеутверждающий
-оптимистический
-светлый характер
Л.К. Милана, а какие произведения Александра Николаевича ты слушала
Помимо цикла Багатели?
Милана ---------------------------------
Л.К. Расскажи, пожалуйста, как и когда появился цикл Багатели оп.5?
Милана –
Молодой Александр Николаевич продолжал обучение в Парижской консерватории, к тому времени им было написано уже более двухсот миниатюр, они казались ему неуклюжими, детскими, наивными, но он показал их своему профессору, а тот без его ведома отобрал 10 пьес и издал их без ведома автора под названием «Багатели». И «Багатели» принесли композитору известность. Сам Черепнин был смущен успехом, но с возрастом принял их.
Стилистика А.Н.Черепнина
Чтобы иметь представление как интонировать Багатель мы должны понимать художественные предпочтения композитора, его стиль. Художественные вкусы композитора менялись в течение жизни. Но поскольку Багатель написана молодым композитором, нас интересует его ранний период творчества.
Молодой Черепнин проповедовал так называемый «примитивизм стиля». Он решительно встал на сторону тех, кто призывал к отказу от излишней чувственности, эмоциональности психологизированности позднего романтизма (А.Скрябин, С.Рахманинов), утонченности, изысканности импрессионизма (К.Дебюсси, М.Равель) и провозглашали "возврат к простоте и ясности". Таковыми были композиторы французской «шестёрки» и С.Прокофьев.
«В отличие от моих коллег по консерватории,
я видел будущее музыки в упрощении, в ясности, а не в усложнении…»
«В те дни я боролся с импрессионизмом и, не
понимая гениальности Дебюсси, называл его музыку ―отрывочной и бесформенной»
Поэтому музыке Черепнина присущи следующие черты:
- ударно –мануальный пианизм
- беспедальная трактовка инструмента
- первостепенная роль метроритма
- внимание к артикуляционной стороне исполнения, требование предельной чёткости и внятности произношения
- лаконичность, схематичность формы
- прозрачность фактуры
- максимальная ясность восприятия
Ученица не держит единый темп, то ускоряет, то замедляет, «комкает» окончания предложений.
Как работаем?
- Вычленяем звуковой пласт с кульминацией в конце.
- Играем под метроном.
- Игра скачков на 3-х уровнях
- Игра ямбической ритмоформулы на 3 –х уровнях
- Игра вертикалей на 3-х уровнях
- Интонирование фразы с ощущением точки в конце. Фиксация слухом снятия звука вовремя, не раньше. Как минуты текут одновременно в часах, так ямбические затактовые мотивы «текут» внутри фразы и наполняют её интонационным смыслом. Постоянное стремление интонировать музыкальную ткань затактом создаёт стремительный, устремлённый , напористый, энергичный характер миниатюры.
«Ноты, которые я беру, не лучше, чем у многих других пианистов. Паузы между нотами – вот где таится искусство!» Артур Шнабель.
«Всякая работа над звуком есть работа над техникой и всякая работа над техникой есть работа над звуком» Г.Нейгауз.
А поскольку работа над интонацией подразумевает работу над звуком, то можно перефразировать слова Нейгауза так : «Всякая работа над интонацией есть работа над техникой, и всякая работа над техникой есть работа над интонацией».
Приложение к конспекту.
Подтекстовка
Гавот И.Пахельбель
Как прекрасен сказочный бал!
Грациозно дамы танцуют.
Как прекрасен сказочный бал!
Кавалеры смело танцуют.
В зале флейты звонко звучат
Исполняют они гавот.
В зале скрипки нежно звучат
Исполняют они гавот.
Французский вальс. Т.Остен
1.Милая мамочка
Как красиво мы танцуем вместе.
Милая мамочка
Я люблю тебя.
2.Милая мамочка, милая мамочка,
Милая мамочка, милая ты!
3.Милая мамочка
Как красиво мы танцуем вместе.
Милая мамочка
Я люблю тебя.
Характеристика пьесы Багатель
Образ пьесы светлый, жизнерадостный, скерцозный, стремительный, энергичный. Чтобы эта пьеса не превратилась просто в хроматический этюд необходимо проделать массу детальной проработки метроритма, динамических градаций, вопросов артикуляции. Очень быстрый темп предъявляет требование предельной концентрации внимания, мгновенного переключения с одной темы на другую, координации рук, владение техникой игры скачков, аккордов, гамм, тонких пальцевых ощущений. Необходимо приобрести процессуальную энергию – движущую силу, которая подразумевает под собой умение «Предслышания» и «Предощущения».
Интонационное ядро данной пьесы – ритмоформула ямбического строения, именно она придаёт музыке стремительный энергичный характер.
Задачи.
Работа над пьесой требует детальной проработки следующих моментов:
метроритм
- унификация ямбического мотива во всех вариантах,
- игра вертикалей – несущие конструкции формы
- техника игры скачков
- слышание пауз, их унификация (Шнабель)
- Выразительное значение ямба - Интонирование ямба. Понимание затакта. Его унификация.
динамика
- тонкие градации динамики
- тембр (вертикали в разной динамике, как террасообразная динамика Баха)
- звуковые пласты с вершиной-кульминацией
артикуляция
- координация движений, «предощущение», беззвучная подготовка
- тонкие ощущения в пальцах на трёх уровнях интонирования разные
- «хватательные» пальцевые движения
- скрытый голос в аккордах
Недостатки
Не держит единый темп.
Что делать?
1.Игра под метроном на трёх уровнях
2. Игра гармонических вертикалей. Понимание их роли – они держат единый темп.
3. Скачки ловкие и вовремя.
4. Дослушивать окончание фраз. Ощущение точки.
5. Не «съедать» временные промежутки. Понимать соотношение восьмые – четверть. Унификация промежутков.
Скачки. Не попадает.
Что делать?
- Тренировать на трёх уровнях
- Упражнение на беззвучный мгновенный перенос руки
- Многократно тренировать.
Кульминации неяркие, нет ощущения сквозного развития и понимания роли кульминации.
Что делать?
- Держат чисто технические проблемы. Нет свободы
- Тренировать на трёх уровнях.
- Приспособить своё тело. Найти оптимальное использование свободного веса руки.
Фонический уровень интонирования.
На фоническом уровне мы закладываем двигательный фундамент , мы знаем что нам надо в итоге играть очень быстро (Presto), поэтому наша задача состоит в том, чтобы создать ещё на начальном этапе предпосылки для игры в быстром темпе. Все движения должны быть осознанны и продуманны. Играем и контролируем всё что мы делаем. Уровень мотивов, «хватательных подготовленных» пальцев, контроля взятия и снятия каждого звука. Огромная сила воли и концентрация внимания ученика. Мышление восьмыми. Игра под метроном.
Синтаксический уровень интонирования.
Наиболее продолжительная и основная часть работы происходит на этом уровне.
Это уровень фразы, предложения. Мышление четвертями. Игра под метроном.
Композиционный уровень интонирования.
Понимание ключевых моментов развития – кульминаций. Игра - кодирование гармонических вертикалей. Роль «предслышания» и «предощущения». Мышление потактовое. Игра под метроном. Дослушивание окончаний фраз.