Открытый урок на тему "Комплексный подход в работе с начинающими в фортепианном классе ДШИ"
О работе с детьми, в частности начинающими, выдающийся пианист и педагог искусства фортепианной игры Г.Г.Нейгауз сказал следующее: " учитель игры на любом инструменте должен быть прежде всего учителем музыки, то есть её разъяснителем и толкователем. Особенно это необходимо на низших ступенях развития учащегося: тут уже совершенно необходим комплексный метод преподавания, то есть учитель должен не только довести до ученика так называемое "содержание" произведения, не только заразить его поэтическим образом, но и дать ему подробнейший анализ формы, структуры в целом и в деталях,гармонии, мелодии, полифонии,фортепианной фактуры, короче, он должен быть и историком музыки, и теоретиком, и учителем сольфеджио,гармонии, контрапункта и игры на фортепиано..." В своей профессиональной деятельности я пытаюсь ориентироваться на столь высокую планку, заданную Г.Г.Нейгаузом,..в данной работе освещён мой опыт в этом направлении педагогической мысли.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Комплексный подход в работе с начинающими в фортепианном классе ДШИ | 954.11 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ УРОКА
Преподаватель Золотова Лариса Константиновна Дата урока: 21.12.2019г Предмет: Музыкальный инструмент (фортепиано) |
Тема урока: «Комплексный подход в работе с начинающими в фортепианном классе ДШИ» |
Сведения об учащихся: Филиппова Алиса 1 кл.; Тюкова Милана 2 кл |
Цель урока: Развитие музыкального мышления учащихся в процессе комплексного метода обучения. |
Задачи урока: обучающие: - приобщение к классической музыке - формирование способности применения полученных теоретических знаний на практике - закрепление умения слушать и слышать себя в процессе исполнения развивающие: - формирование общего кругозора воспитательные: - развитие эстетического вкуса - развитие концентрации внимания, усидчивости, воли здоровьесберегающие: - снятие мышечных зажимов, - правильная организация пианистического аппарата |
Методы и приемы: - наблюдение - беседа - прослушивание произведения Форма урока: индивидуальная Тип урока: комбинированный Продолжительность урока: 45 минут |
Учебные пособия:
Черни-Гермер.I тетрадь.Этюды.
Металлиди Ж.,Перцовская А. Сольфеджио. Мы играем, сочиняем и поём. -«Композитор»Санкт-Петербург,1998
Юдовина – Гальперина Т.Б.За роялем без слёз или я –детский педагог. -Санкт-Петербург, «Союз художников»,2012
Смирнова Т.И. Учебное пособие ALLEGRO. Фортепиано. Интенсивный курс. Тетрадь0. Мои первые песенки. Москва, 2008
Богино К.Г. Игры-задачи для начинающих музыкантов.- М: Музыка, 1974
Дидактический материал: Карточки «Волшебные зверята – интервалы», «Ритмическое остинато», «Нотная графика – интервалы, аккорды», Технические средства обучения, инструменты: 2 фортепиано
Этапы урока | Содержание этапа, формы, методы работы | Цели этапа |
I. Введение. | Сообщение темы урока и постановка учебной задачи | Раскрыть перед аудиторией актуальность темы урока |
II. Разминка – пятиминутка. | Упражнения выполняет Алиса 1.Применить игровой момент. Как можно быстрее найти на клавиатуре названный звук, интервал, звукоряд, в названной октаве, регистре. 2.Слуховой анализ. Суметь быстро определить на слух сыгранный интервал, трезвучие. 3.Дидактическая игра «Волшебные зверята» | Включение ученика в работу. Снятие психологического зажима. Формирование теоретического багажа знаний. Проверка способности мгновенного применения теоретических сведений на практике. Развитие звуковысотного и гармонического слуха. |
III. Развитие игровых навыков | Упражнения выполняет Алиса 1.Упражнения «Яблонька» «Озеро» «Поливаем огород» 2.Шлепки по крышке инструмента. -варьирование громкости -варьирование темпа -варьирование направления рук 3. Упражнения К.Г.Богино: - «дятел здоровается» 2 уровня громкости -«танец на пять хлопков» 3 уровня громкости -«труженик и левша за работой» (залигованные длительности) -«левша устаёт» (несовпадение в двух партиях сильных долей) - игра вслепую «три чёрные клавиши» - «воздушные ватки» - игра вслепую «поиск белой клавиши» | Ощущение мышц спины, целостность и проводимость игрового аппарата, мышечная свобода. Осанка. Умение владеть живым весом руки, воспитание предощущения в руках. Координация, согласованность движений рук, внимание к мгновенному изменению «живой массы» руки, владение весом, ритмическое воспитание. Раскрепощение игрового аппарата, свободная ориентация на клавиатуре, чувство двигательной свободы, преодоления скованности. Тактильное освоение клавиатуры, налаживание контакта подушечки пальца с клавиатурой |
IV. Освоение нотной грамоты и развитие навыков чтения с листа | 1.Дидактическая игра «Зверята заблудились» Карточки с интервалами предварительно вытащить из кассы и перемешать. Далее предоставить Алисе возможность отправить карточки с интервалами в соответствующую коробочку.Прежде чем это сделать, ученица по нотной записи должна опознать интервал, спеть его и сыграть на инструменте. 2.Дидактическая игра «Успей отгадать» Показать карточку и убрать, ученицы опознают интервал (аккорд) по его нотному изображению и играют его. Алиса тренирует знание интервалов, Милана – знание аккордов. 3.Аппликатурное упражнение №7 предлагается выполнить Милане в мажорных тональностях до 5 знаков, двумя руками в зеркальном виде. | Освоение горизонтальной и вертикальной графики. Восприятие текста структурными единицами (интервалами в гармоническом и мелодическом расположении) Тренировка знания нот и отработка двигательной реакции на данный интервал, аккорд Воспитание быстрой и точной реакции на ритмические и аппликатурные обозначения. |
V. Ритмическое воспитание | Ритмические остинато в ансамбле с педагогом с использованием системы карточек. Исполняет Алиса. Размер 2/4 (А. Жилинскис. Латышская народная полька) Размер 3/4 (Ф. Шуберт. Немецкий танец) | Концентрация внимания ученицы на ритмических соотношениях. Накопление ритмоформул в слуховой, зрительной и двигательной памяти. |
VI. Развитие музыкального слуха | 1.Подбор по слуху чешской нар. песенки на основе трезвучия «Три синички» от белых клавиш до и ре в мажоре и миноре. (Алиса) 2. Подбор аккомпанемента к песенке «Три синички» с использованием ТSD в тональности До мажор – до минор, Ре мажор – ре минор. Пение под собственный аккомпанемент (Алиса) 3.Транспонирование этюдов №3,4 из сборника К. Черни – Г. Гермера из тональности До мажор в Ля, Ми, Си мажор. (Милана) | Развитие музыкального слуха, музыкального мышления |
VII. Формулировка домашнего задания | 1.Найти в нотах примеры с использованием интервала секунды, сексты, септимы. Сыграть их, послушать, спеть и определить они малые или большие. (Алиса и Милана) 2.Упр. «Озеро», «Яблонька, «Поливаем огород» (Алиса и Милана) 3.Упр.-шлепки по крышке инструмента (Алиса и Милана) 4.Упражнения К. Богино (Алиса) -«труженик и левша за работой» (залигованные длительности) -«левша устаёт» (несовпадение в двух партиях сильных долей) 5. Ритмические остинато с использованием системы карточек. (Алиса, Милана) Многократно прохлопывать ритмоформулы слогами, под метроном по принципу «от постого к сложному» Размер 2/4 (А. Жилинскис. Латышская народная полька) 6.Транспонировать песенку «Три синички» в Ре мажор и ре минор. Подобрать аккомпанемент. (Алиса) Транспонировать этюды №3,4 из сборника К. Черни – Г. Гермера из тональности До мажор в Фа диез мажор. (Милана) | Освоение горизонтальной и вертикальной графики. Восприятие текста структурными единицами (интервалами в гармоническом и мелодическом расположении) Добиться ощущения поддержки рук мышцами спины. Добиться полной «отпущенности» рук. Работа над координацией движений, научиться выполнять от начала до конца без поправок. Закрепить в слуховой, зрительной, двигательной памяти ритмоформулы. Развитие музыкального мышления, музыкального слуха, ощущения взаимосвязи между слуховыми представлениями и ориентировкой на клавиатуре. |
Приложение к конспекту
I. Введение.
Фортепианный педагог Е.Калантарова характеризует начальный этап в обучении музыке следующим образом: «Начальное обучение юных пианистов – удивительно живой, творческий и очень индивидуальный процесс. В этот период дети впервые знакомятся с музыкой, учатся её понимать, формируется их вкус, музыкальные представления. И с самого начала занятий важно вызвать у детей интерес к музыке, постараться сделать так, чтобы ученик полюбил музыку». Да, безусловно, интерес к занятиям – это то, что лежит «во главе угла». Как сделать так, чтобы у ученика не пропало желание заниматься, как выстроить систему обучения, чтобы задания не были однообразными и скучными? На мой взгляд, комплексный метод в воспитании пианиста наилучшим образом способствует проявлению и полноценному развитию необходимых пианистических качеств ученика, поддержания его интереса к занятиям.
Я выделила для себя 6 основных направлений:
- Организация игровых навыков
- Освоение нотной грамоты и развитие навыков чтения с листа
- Ритмическое воспитание
- Развитие музыкального слуха
- Развитие творческих способностей
- Формирование теоретического багажа знаний
Каждое направление обучающей системы не может существовать в отрыве друг от друга, направления взаимосвязаны, тесно сотрудничают между собой, и тем самым наилучшим образом способствуют развитию мышления юного музыканта. Конечно, комплексное развитие юного пианиста требует от педагога большой отдачи душевных и физических сил, систематического планирования предстоящей работы. Всё это связано с тем, что необходимо одновременно, попутно решать широкий спектр задач нескольких направлений.
Высказывание Генриха Густавовича Нейгауза является прямым подтверждением вышесказанного: «учитель игры на любом инструменте должен быть прежде всего учителем музыки, то есть её разъяснителем и толкователем. Особенно это необходимо на низших ступенях развития учащегося: тут уже совершенно неизбежен комплексный метод преподавания, то есть учитель должен не только довести до ученика так называемое «содержание» произведения, не только заразить его поэтическим образом, но и дать ему подробнейший анализ формы, структуры в целом и в деталях, гармонии, мелодии, полифонии, фортепианной фактуры, короче, он должен быть одновременно и историком музыки, и теоретиком, учителем сольфеджио, гармонии, контрапункта и игры на фортепиано.»
II. Формирование теоретического багажа знаний. Разминка – пятиминутка.
На мой взгляд, педагог должен на всём этапе обучения закладывать по кирпичикам фундамент музыкального мышления ученика, его словарь музыкального языка. В этот словарь необходимо включать знания по теории, гармонии музыки. Даже самых маленьких надо научить обращать внимание на такие вещи, как форма, изменение тональности, интервалы, аккорды, кадансы, кульминация и т.д.
Я стараюсь начинать каждый урок с «пятиминутки». «Пятиминутка» состоит из двух этапов. Первый направлен на закрепление теоретических сведений и умение ориентироваться на клавиатуре, а второй – на развитие слуха. Материал «пятиминутки» всегда включает пройденный материал и элемент нового. Новый материал вводится малыми порциями. Материал прочно усваивается методом многократных повторений, поэтому очень важно не пропускать этот важный этап работы. Детям нравится такое занятие, так как всегда в нём присутствует элемент игры, некий азарт, спортивный интерес, ведь задания надо выполнить как можно быстрее. Если участвует несколько детей, то «пятиминутки» проходят ещё эфективнее. Задания таковы:
1.Уметь на скорость найти:
- на начальном этапе:
Отдельные клавиши,октавы, интервалы, трихорды, тетрахорды, пентахорды(восходящие и нисходящие), диезы, бемоли, тон, полутон, трезвучия (4 вида), «линейки» и «окошки» в скрипичном и басовом ключе, добавочные линейки, пограничник «до», «король фа», «королева соль», «советники ми и соль»
- на последующих этапах:
Отдельные клавиши в определённой октаве и определённым пальцем, исполнить заданный звукоряд от заданной ноты вверх или вниз, определить мажорный он или минорный, а затем изменить его с помощью повышения или понижения III ступени, то же касается интервалов:например, из большой сексты сделать малую, из малой секунды сделать большую и т.д.
2.Слуховой анализ:
Интервалы (консонансы и диссонансы), 4 вида трезвучия, восходящее или нисходящее движение звукорядов и др.
Дидактическая игра «Волшебные зверята»
С самых первых шагов обучения я знакомлю ученика с каждым интервалом, сосредотачивая его слуховое внимание на том, как характер данного сказочного персонажа воплощается в звучании на фортепиано. Стараюсь сопроводить исполнение ярким красочным эмоционально насыщенным комментарием, заострить внимание ученика на наиболее характерных сторонах звучания интервала:
- его благозвучие, неблагозвучие
- зависимость окраски звучания от регистра (верхний –прозрачность, хрупкость, лёгкость; нижний- твёрдость, жёсткость, тяжеловесность).
Играю интервалы в гармоническом и мелодическом виде, совместно с учеником находим интервалы в ранее выученных песенках, слушаем и поём их. Каждому интервалу соответствует наглядный, доступный образ. Мой выбор остановился на реальных животных и сказочных зверушках. Я заимствовала их из сказочных историй известных педагогов Т. Б. Юдовиной –Гальпериной и В.В. Кирюшина. Выбор образа неслучаен – он эмоционально соответствует звучанию интервала, его настроению. Образ каждого интервала запечатлён на сделанных мною карточках.
Прима чистая (ч.1)- весёлая добрая птичка, летает по лесу и поёт песенки.
Секунда малая (м.2) Секунда большая (б.2) - зверьки с двумя колючими иголками, вредные, так и норовят кого-нибудь уколоть, м.2 –девочка, б.2 –мальчик.
Терция большая (б.3)- весёлый, добрый, отважный, пушистый зверёк. Терция малая (м.3)- грустный пушистый зверёк, когда – то злой волшебник Диссонанс его обидел.
Кварта чистая (ч.4) - черепаха, ворчливая, сердитая, с твёрдым жёстким панцирем.
Квинта чистая (ч.5)- медуза прозрачная, с серебристой чешуёй.
Секста большая (б.6)- мама – олениха, разумная, благородная, счастливая. Секста малая (м.6)- сынок оленихи, оленёнок, слишком слабый чтобы прыгать и бегать по лесу как мама, и поэтому немного грустный.
Септима большая (б.7) молодой семиглавый дракон Септим, очень скорый, вспыльчивый, огнедышащий и всегда чем-то недовольный. Септима малая (м.7) папа дракон Септим, уже слабенький, старенький и поэтому не такой энергичный и стремительный как его сын.
Октава чистая (ч.8)- жирафа, очень глупая и наивная, любой может её одурачить.
Тритоны - неряшливые, лохматые звери - хулиганы с крокодильими зубами.
Условия игры: Ученик стоит спиной к инструменту и лицом к столу, на котором перед ним разложены карточки с изображением зверят – интервалов. Учитель играет интервал, ученик определяет его по слуху, берёт соответствующую карточку, показывает педагогу, называет вслух интервал. Далее педагог предлагает его сыграть и спеть.
III. Развитие игровых навыков
1.Важно с самого начала обучения дать понять ученику, что его рука работает не «от плеча», а из «корпуса». Основную нагрузку при этом несут самые сильные и выносливые мышцы плеча, спины, груди, плечевого пояса. Эти мышцы играют важную роль в работе пианиста, они удерживают руку на нужном уровне, направляют её. Поддержка мышц спины – одно из главных условий неутомляемости аппарата. Если у детей работают мышцы спины – возникает полная «проводимость»: спина –плечи -локоть –ладонь – пальцы.
В процессе организации игровых движений ученика необходимо стремиться к формированию игрового аппарата в его целостности. Об этом говорит К.Мартинсен :«Важно ощущение пальцев, всегда играющих исходя из чувства целостности всей руки. Инструмент под пальцами, отключенными от всех остальных частей руки звучит сухо, мелодия и ритм лишены внутренней интенсивности…. Важно помнить основной закон фортепианной техники: никогда отдельная часть тела не должна действовать изолированно, без связи со всем мышечным игровым аппаратом»
Упражнение «Яблонька»
Главным ощущением правильности осанки ученика должно быть ощущение «стержня», проходящего вдоль спины. В этом состоит смысл упражнения. Упражнение выполняется за инструментом. Я прошу ученика представить будто его спина - это ствол дерева, прямой, крепкий, устойчивый. Его руки - это ветки дерева, они растут от самого ствола (от спины), ветки наполнены живым древесным соком, они могут под действием ветра покачиваться из стороны в сторону или под действием силы тяжести клониться к земле. Пальцы ученика – это листья, они лёгкие, подвижные и невесомые. Я прошу ученика «выпрямить ствол» (сесть прямо, немного прогнув поясницу), «покачать веточками», подержать их перед собой над клавиатурой и представить что на них «появились яблочки», они созрели, и веткам становится всё тяжелее и тяжелее их удерживать. Этот момент очень важен, он даёт рукам ощущение наполняемости весом и пониманием того, что если «ствол» - спина не будет крепким и устойчивым, то руки –«ветки» бы давно упали… Таким образом, когда ученик будет извлекать звуки, его внимание не будет сосредотачиваться лишь на мелких движениях пальцев, он научится использовать крупные мышцы спины.
Упражнение «Озеро»
Это упражнение я заимствовала из опыта Т.Б. Юдовиной – Гальпериной.
(Юдовина – Гальперина Т.Б.За роялем без слёз или я –детский педагог. -Санкт-Петербург, «Союз художников»,2012,с.184)
Рассказываю ученику, что у него где-то в спине – озеро и вода стекает из этого озера по рукам: предплечьям, локтям, кистям в наши дома до самых кончиков пальцев, до подушечек, и эта вода даёт струнам напиться.
Упражнение «Поливаем огород»
«Земля на нашем воображаемом огороде давно не поливалась, она потрескалась….. как же она хочет напиться, давай мы её напитаем!» - такими словами я предваряю упражнение. Мы представляем что каждая отдельная октава - это отдельная грядка. Например, на территории большой октавы растёт тыква, малой – помидоры, первой – морковь, и мы, двигаясь по клавиатуре, «поливаем» те или иные овощи. Звук «идёт» из спины, точнее из лопатки, через руки – «шланги» к клавишам и струнам. «Поливаем» – это значит, сосредотачиваемся на внутреннем ощущении слияния пальца с клавишей, ощущении переливания веса - «воды» из руки – «шланга» до самого «корешка растения» - струны.
Цель упражнений К.Богино -
осознанное управление и улучшение качества руки, развитие умения пользоваться различными градациями веса руки. Исполнительский процесс на начальном этапе представлен в самом простейшем виде: рука ребёнка выполняет движения вверх и вниз, заканчивая движение вниз хлопком по столу. Я заменяю слово «хлопок» словом «шлепок», что позволяет ученику лучше ощутить свободное падение тяжёлой руки на поверхность стола или крышки инструмента, по выражению Карла Мартинсена «достигнуть высшей степени «отпущенности» мышечного аппарата»
«Дятел здоровается»
- развитие координации поочерёдных движений обеих рук; два уровня громкости хлопков:
«Танец на пять хлопков»
-три уровня громкости:
«Маленькая рука –маленькая стрелка, большая рука – большая стрелка» - так доступно можно детям объяснить.
Варьирование трёх основных относительных громкостей требует в первую очередь внимания к мгновенному изменению «живой массы» руки во время исполнения, умения владеть весом.
«Труженик и Левша за работой»
-хлопки двумя руками вместе, знакомство с понятием «залигованные» длительности:
«Левша устаёт»
- несовпадение в двух партиях сильных долей:
«Три чёрные клавиши»
Сидя или стоя за инструментом и закрыв глаза, участник игры пальцами правой руки находит группу из трёх чёрных клавиш на краю клавиатуры, а затем, медленно и равномерно передвигая руку, кончиками пальцев ощупью находит такие же группы по всей клавиатуре, подсчитывая вслух их количество. Исполните это задание и левой рукой.
«Воздушные ватки»
На белых клавишах первой и второй октавы, около трёх чёрных нот, напротив живота ученика лежат два комочка ваты. Слева и справа от ученика открытые шкатулочки. Ученик следит за осанкой и опорой на сидение стула и на ноги. Вначале без звука, с закрытыми глазами ученик нащупывает «воздушные ватки» и бережно, плавным движением переносит их в шкатулочки, затем возвращает их на клавиатуру и только тогда открывает глаза. Если ватка скомкана – значит есть какие-то мышечные спазмы.
Затем ученик берёт «воздушные ватки» со звуком. Это первое прикосновение к клавише. С помощью учителя (он поддерживает свод ладони) ребёнок погружает подушечки третьих пальцев в чёрные клавиши, возле которых на белых клавишах лежат «воздушные ватки». Если звук пролучился красивым, учитель незаметно берёт педаль и держит её. Ученик погружается в пространство звучания и естесственным движением свободных рук мягко берёт « воздушные ватки» и переносит их в шкатулочки. Дугообразным движением рук он «дотягивает звуковую ниточку» к шкатулочке. Если звук некрасивый, учитель обрывает педаль. В самый раз попытаться снова.
«Поиск одной белой клавиши»
Научитесь, закрыв глаза, находить клавишу нужным пальцем по команде учителя. Учитель называет руку, палец и клавишу, а ученик находит нужную клавишу и нажимает её.
Например:
-Правая рука: третьим пальцем – ре.
-Левая рука: первым пальцем – фа.
-Правая рука:пятым пальцем – до.
Учитель даёт команду поочерёдно то для левой руки, то для правой. Меняйтесь ролями учителя и ученика. Проигрывает тот, кто слишком долго ищет нужную клавишу. Попытайтесь найти нужные клавиши в нижней левой, средней и верхней частях клавиатуры.
Когда ищете клавишу, старайтесь сначала найти группу из двух или трёх чёрных клавиш, тогда вы быстрее выполните задание.
IV. Освоение нотной грамоты и развитие навыков чтения с листа
Обучая детей нотной грамоте, чтению нот с листа преподаватель должен учитывать требование чтения нот целостными структурами.
Ускоренное чтение предполагает доведённое до автоматизма знание горизонтальных (гаммы, арпеджио…) и вертикальных (интервалы, аккорды с обращениями..) звуковых «формул».
Я использую в работе дидактические игры, которые позволяют успешно справляться с усвоением нотной графики интервалов. Игры проводятся с участием специальных, мною подготовленных карточек. Игры с карточками позволяют ученику быстрее освоить нотную грамоту и ускорить процесс чтения нот с листа, так как учат воспринимать текст группами нот, а также значительно облегчают запоминание текста.
Дидактическая игра «Скорее по домам!» Ученику предлагается выбрать из любого кармашка карточку с нотным изображением интервала – «и отправить его домой», в свой домик. То есть положить карточку в соответствующую коробочку. Ученик по нотной записи должен опознать интервал. С каждым разом это надо делать быстрее.
Третьим и немаловажным звеном цепи «вижу-слышу-играю» является мгновенная двигательная реакция на нотный символ. Уверенная ориентировка рук на клавиатуре без дополнительного контроля зрением является важным моментом в работе. Аппликатурная реакция на интервалы и аккорды отрабатывается при помощи системы карточек и игр с ними.
Дидактическая игра «Успей отгадать»
Метод использования таков. На каждой карточке записан один аккорд.. Карточка показывается ученику и через 2-3 секунды убирается. За это время ученик зрительно и на слух «опознаёт» аккорд, мысленно представляет соответствующую аппликатурную позицию, а затем, когда карточка убрана, воспроизводит на инструменте то, что он представил в уме.
В своей работе я использую специальные аппликатурные упражнения, полезные для воспитания быстрой и точной реакции на ритмические и аппликатурные обозначения. (Толкунова Е.В.Начальные уроки игры на фортепиано: Учебное пособие для детей дошкольного возраста.- М: Музыка, 2008)
V. Ритмическое воспитание
Мощное средство воспитания воспроизведение ритма -ритмическое остинато в ансамбле с педагогом
На первых порах ребёнок осваивает ритмо-формулы с помощью хлопков в ладоши и притопов, далее может сопровождать ими игру педагога, тем самым становясь непосредственным участником фортепианного ансамбля. В простейшем варианте ребёнок отмечает только начало каждой метрической доли, позже он исполняет несложные ритмические фигуры, которые выдерживаются на протяжении всей пьесы - остинато
Размер 2/4 :
Размер 3/4 :
Важно учитывать следующее:
- соблюдение принципа от простого к сложному. Новые элементы должны включаться строго последовательно, постепенно и малыми дозами, чтобы в каждом следующем примере появлялась только одна из пяти представленных трудностей, начинать следует с наиболее крупных длительностей, потом вводить более мелкие длительности, паузы, синкопы.
- соблюдать требование многократной отработки каждой ритмо-фигуры, доведения её до крайней степени автоматизма, закрепления в двигательной и слуховой памяти. Благодаря многократному исполнению одной и той же фигуры на протяжении целой пьесы, остинатная форма данного упражнения помогает ребёнку прочно усвоить данную ритмоформулу в неразрывном единстве с её графическим изображением.
- использование ритмо- остинато на опережение. Упражнения на ритмические остинато не прекращаются и тогда, когда ученик начинает играть по нотам на рояле. Эти упражнения постоянно опережают по своей ритмической трудности исполняемые фортепианные пьесы и служат как бы лабораторией для накопления в слуховой, зрительной и двигательной памяти новых и новых ритмических формул
Данный вид деятельности проходит с участием системы карточек, часть некоторых из них:
Размер 2/4 (А. Жилинскис. Латышская народная полька)
- Ж.Металлиди, А. Перцовская. Сольфеджио. Мы играем, сочиняем и поём. -«Композитор»Санкт-Петербург,1998
Размер 3/4 (Ф. Шуберт. Немецкий танец)
VI. Развитие музыкального слуха
Видные представители фортепианной педагогики подчёркивают важность для начинающего умения транспонировать и играть по слуху. Л.А. Баренбойм высказывается следующим образом: «Огромное значение в фортепианном обучении должно отдаваться подбору по слуху и транспонированию, способствующим не только развитию звуковысотного слуха, но и умению связывать слуховые представления с расположением клавиш на клавиатуре».
Транспонирование требует не только развитого музыкального слуха и памяти, представления и слышания интервалов между звуками мелодии, но и умения свободно находить клавиши. Без твёрдого знания тональностей и количества знаков в гаммах невозможно научиться ни грамотно разбирать текст, ни читать с листа, ни транспонировать.
Подбор аккомпанемента к мелодии и пение под свой собственный аккомпанемент – ещё одно важное условие развития слуха учащегося.О важности понимания учеником роли аккомпанемента Л.А. Баренбойм высказывается так: «Ребёнок должен быть подведён к тому, чтобы на основе собственного опыта понять – пережить выразительный смысл сопровождения, суметь проявить известную чуткость, и , следуя за ведущей мелодической линией, сообразовываться с её интонационными особенностями, динамикой, агогикой. Такова одна из причин, в силу которой умению аккомпанировать надо учиться как некой самостоятельной задаче».