Развитие музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе пения

Волчкова Наталья Владимировна

Статья будет интересна музыкальным руководителям глубоко занимающихся проблемой развития певческих способностей детей старшего дошкольного образа.В статье представлены упражнения адаптированные для дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc52.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Развитие музыкальных способностей

детей старшего дошкольного возраста в процессе пения

Волчкова Наталья Владимировна

МБДОУ Детский сад № 1. г. Феодосия

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (2013), с одной стороны, значительно расширил круг задач музыкального образования и развития ребенка в период дошкольного детства:

– задачи, связанные с вхождением ребенка и мир музыки;

– задачи развития музыкальной эрудиции и культуры дошкольников, ценностного отношения к музыке как виду искусства;

– задачи, направленные на развитие опыта восприятия детьми музыкальных произведений, сопереживания музыкальным образам, настроениям и чувствам;

– задачи развития у детей звукового сенсорного и интонационного опыта [1].

Музыка выступает как один из возможных языков ознакомления детей с окружающим миром, и, самое главное, миром человека, его эмоций, переживаний и чувств.

С другой стороны, окружающая детей действительность не дает реального приобщения детей к хорошей песне и музыкальным произведениям. С экранов телевизоров, приемников звучат такие мелодии, которые будоражат и расшатывают психику ребенка, провоцируют детские неврозы. Данное противоречие стало актуальным для организации в нашем детском саду проекта «Учимся петь красиво» со старшими дошкольниками по развитию у детей музыкальных способностей в процессе певческой деятельности.

Особый акцент в проекте «Учимся петь красиво» сделан на использовании песни, как средства для гармоничного развития личности ребенка, формирования у детей основ музыкальной культуры, приобщения детей к миру прекрасного. В пении успешно развивается весь комплекс музыкальных способностей: эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма. В процессе пения активизируются интеллектуальные способности детей, и улучшается речь.

Целевая группа проекта:

– дети старшего дошкольного возраста (5-7 лет);

– музыкальный руководитель;

– воспитатели;

– родители (законные представители);

– социальные партнеры.

Рассмотрим содержание проекта.

В современном мире с большой остротой обнаруживается проблема эмоциональной глухоты людей по отношению друг к другу, ведущая к социальной отчужденности. Корни этого явления во многом закладываются в раннем детстве: мамы и бабушки все реже поют песни своим детям и внукам. С раннего детства дети оставлены на попечение компьютера, телевизора, музыкального центра. Стремясь к ускоренному интеллектуальному развитию детей, родители и воспитатели детских садов добиваются навыков быстрого чтения, счета, выполнения мышечных операций, а эмоциональная сфера детей, свойственная их возрасту, не получает должной подпитки и совершенствования.

Одной из интересных, доступных и любимых разновидностей музыкальной деятельности для детей всегда являлось пение, так как каждый человек с самого рождения обладает готовым «музыкальным инструментом» – голосом. Через пение дети осуществляют огромный рывок в эмоциональном, музыкальном и познавательном развитии.

Учитывая актуальность развития музыкальных способностей дошкольников, был разработан проект «Учимся петь красиво».

Цель проекта: развитие певческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в процессе музыкальной деятельности.

Срок реализации проекта: 1 год.

Данный проект делится на несколько этапов.

I этап – подготовительный, включает решение ряда задач.

1. Создание развивающей предметно-пространственной среды для развития певческих способностей детей.

2. Повышение квалификации педагогов дошкольной образовательной организации по художественно-эстетическому развитию дошкольников (музыкальная деятельность) средствами корпоративного обучения (творческая мастерская, консультационный пункт, семинар-практикум, мастер-класс и другие формы работы).

3. Формирование педагогической грамотности у родителей (законных представителей) по развитию певческих способностей у детей; приобщение к конкурсному движению.

II этап – основной, решает следующие задачи.

1. Продолжать развивать у дошкольников устойчивый интерес и любовь к пению; закреплять у детей представления о вокальной музыке, о структуре песни, о некоторых способах звукоизвлечения (легато, стаккато, пунктирный ритм и других).

2. Развивать музыкальные способности детей: ладовое чувство, чувство ритма, музыкально-слуховые представления.

3. Побуждать старших дошкольников на осознанное использование в пении музыкально-сенсорного опыта:

– различать движение мелодии: вверх, вниз, плавно, скачками;

– исполнять более сложные длительности и ритмические рисунки: ноты с точкой, пунктирный ритм и другие;

– свободно пользоваться в пении красотой различных динамических оттенков;

– следить за темповыми изменениями;

– использовать разную тембровую окраску голоса для передачи необходимых нюансов содержания песни.

4. Совершенствовать у детей певческие умения, способствующие выразительному пению:

- продолжать формировать у детей правильную певческую установку;

– организовать у старших дошкольников правильное певческое дыхание: брать дыхание перед началом песни и между фразами, удерживая его до конца фразы, не нарушая целостного восприятия песни, не разрывая слова;

– развивать у детей дикцию и артикуляцию;

– вырабатывать у дошкольников точность интонирования мелодии;

– формировать у детей основы правильного звукообразования;

– совершенствовать умение детей эмоционально и выразительно исполнять песню.

5. Развивать образное мышление дошкольников, эмоциональную отзывчивость во время слушания и исполнения песен.

III этап – заключительный. Задача, решаемая на данном этапе: развивать творческие способности детей, приобщая их к песенным импровизациям, инсценированию игровых песен; участию в музыкальных конкурсах.

Рассмотрим результаты проекта.

1. Дети проявляют интерес к пению; стремление к самовыражению посредством песенного творчества (пение соло, ансамблем, участие в импровизациях, участие в инсценировании песен).

2. Дети понимают, осознают, разбираются в средствах музыкальной и внемузыкальной выразительности, различают части музыкального произведения (вступление, заключение, запев, припев).

3. У детей развиты различные музыкальные творческие способности: ладовое чувство, чувство ритма, музыкально-слуховые певческие представления.

4. Дети осознанно и самостоятельно используют в пении средства выразительности (музыкальной и внемузыкальной) для передачи в своем исполнительстве особенностей музыкальных образов песни:

– различают движение мелодии: вверх, вниз, плавно, скачками;

– исполняют более сложные длительности и ритмические рисунки: ноты с точкой, пунктирный ритм и другие;

– свободно пользуются в пении красотой различных динамических оттенков;

– отмечают темповые изменения;

– используют разную тембровую окраску голоса для передачи необходимых нюансов содержания песни.

5. У детей сформированы певческие умения:

– поют естественным, голосом, владеют приемами звуковедения, правильно используют своё дыхание (берут дыхание перед началом песни и между фразами, удерживая его до конца фразы);

– при исполнении мелодии, точно ее интонируют, исполняют ритмически верно, вовремя начинают и заканчивают пение, правильно вступают, умеют петь по фразам, слушать паузы, правильно выполнять музыкальные ударения;

– четко и ясно произносят слова – артикулируют при исполнении;

– бережно относятся к своему голосу, правильно его используют;

– исполняют песни в повседневной жизни в детском саду, семье, участвуют в музыкальных конкурсах

6. У детей развито целостное восприятие песни: дети получают эстетическое удовольствие при восприятии и исполнении прекрасной песни, чувствуют ее характер и настроение; осознают специфику музыкальных образов песни, их взаимодействие и развитие; сравнивают образы, обобщают их по какому-либо признаку.

7. Дети проявляет творчество в выразительном исполнении песен различной тематики и характера. Импровизируют мелодии на заданный литературно-поэтический текст.

В ходе работы над проектом были разработаны комплексы упражнений для выработки у детей основных элементов пения на основе фонопедического метода Виктора Вадимовича Емельянова, адаптированных для детей дошкольного возраста. Комплексы включают: упражнения на дыхание, артикуляционную гимнастику, фонопедические упражнения, песенки-распевки.

Данный проект прошел апробацию на базе АНО ДО «Планета детства «Лада» детского сада № 72 «Подсолнушек» городского округа Тольятти в 2019-2020 учебном году. Система работы, методические материалы и песенный материал для работы с детьми выстроены на основе современных подходов к организации детской деятельности и обобщены в дополнительной общеобразовательной программе – дополнительной общеразвивающей программе художественной направленности «Развитие музыкальных способностей в певческой деятельности с элементами сольфеджио «Золотая нотка» для детей 5-6 лет» [2].

Список литературы

1. Гилязетдинова Г. Н. Цели и задачи музыкального воспитания в ДОУ по ФГОС ДО. URL: https://nsportal.ru/user/560719/page/zadachi-muzykalnogo-obrazovaniya-detey (дата обращения: 16.04.2021).

2. Суворова Л. В. Золотая нотка : Программа дополнительного образования по развитию музыкальных способностей детей дошкольного возраста в процессе певческой деятельности. Ульяновск : издатель Качалин Александр Васильевич, 2013. 268 с.