Психолого-педагогические условия изучения музыки Р. Щедрина с учащимися старших классов на уроках фортепиано
Выполнила: Манина А.В.
Скачать:
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Манина А.В.
Научный руководитель – Т.Н. Серегина, г. Барнаул
Психолого-педагогические условия изучения музыки Р. Щедрина с учащимися старших классов на уроках фортепиано
Основополагающим фактором применения любого учебного материала является определение психолого-педагогических условий, в которых осуществляется процесс обучения.
Под психолого-педагогическими условиями понимаются обстоятельства, от которых зависит развитие детей, обстановка, в которой происходит развитие учащихся. В связи с этим представляется необходимым рассмотреть:
- особенности урока фортепиано;
- возрастные особенности детей.
Основа преподавания фортепиано – индивидуальное обучение в классе. Это позволяет преподавателям не только научить ребенка играть на инструменте, но и развить художественное мышление, научить понимать музыку, наслаждаться ею; воспитать у ученика качества, необходимые для овладения данным видом искусства, а также осуществлять непосредственное влияние на своего воспитанника, сочетать в своей работе воспитание – выявление и развитие лучших задатков ученика, и обучение, т.е. передачу ученику знаний, умений, приемов исполнительской работы.
Музыкальная культура школьников на занятиях по фортепиано формируется в процессе активной исполнительской деятельности, которая не ограничивается собственно занятиям на инструменте, но дополняется слушанием музыки, которую учитель исполняет, пением, музыкально-ритмичными движениями. В процессе этой деятельности школьники узнают музыкальные произведения, учатся понимать и исполнять их, усваивают знания, приобретают умения и навыки, необходимые для эмоционально-осознанного восприятия и выразительного исполнения. Музыка как вид искусства является одновременно и объектом изучения, и средством обучения и воспитания.
Урок фортепиано характеризуется сложной структурой, «размытостью» этапов, и сильным развивающим влиянием на личность. На таких уроках нередко изучение нового материала органически объединяется с его
закреплением, повторением ранее пройденного и проводится не только в форме изложений и объяснения учителя, но и в форме самостоятельной работы учащихся. Такое обучение связывается с самостоятельностью учеников, систематическим применением ими своих знаний, умений и навыков на практике, непрерывным повторением этих знаний, умений, навыков в новых связях и сочетаниях.
Особое значение и смысл приобретает требование строго дифференцированного подхода к учащимся, так как музыкальные проявления каждого ребенка абсолютно индивидуальны. Только хорошо зная ученика и учитывая его готовность к уроку, можно добиться познавательной активности, которая позволит провести занятия с пользой и вызовет у него эстетическую реакцию. Индивидуальные занятия дают возможность приспосабливать темп обучения, конкретное содержание и методику занятий к возможностям ученика, к особенностям его познавательной деятельности. На индивидуальных занятиях всегда есть возможность добиться высокой активности ученика, ясно видеть трудности усвоения, на ходу исправить и даже предупредить ошибки.
Тонус урока должен быть бодрым, оживленным, эмоционально наполненным. Здесь необходима не только активность, заинтересованность педагога в занятиях с каждым ребенком, важно добиться активности самого ученика, сделать для него даже самые сложные задачи преодолимыми, сделать это преодоление желанным для ребенка результатом, а путь достижения этого результата интересным и увлекательным. В этих условиях возрастает роль импровизационности и педагогической интуиции.
Доминантой обучения в старших классах становится развитие творческих способностей юного исполнителя. На этом этапе совершенствуются музыкально-слуховые и исполнительские навыки, возрастает роль самостоятельной работы.
Учет возрастных особенностей - это один из основополагающих педагогических принципов, так как, опираясь на него, учитель распределяет
нагрузку, устанавливает содержательное поле, обосновывает объемы занятости различными видами деятельности и т.д. Этот принцип, также, обуславливает выбор форм и методов учебно-воспитательной деятельности на уроке. Возрастной подход в воспитании основан на использовании закономерностей развития личности (физиологических, психологических, социальных), а также социально-психологических особенностей групп воспитуемых, обусловленных их возрастным составом.
Преподавателям, работающими с детьми старшего школьного возраста, приходится постоянно учитывать особенности этого сложного периода развития, определяемого иногда как «переходный» и «трудный». Подросток - это быстро развивающийся человек. Основное содержание этого периода - переход от детства к взрослости. В этот период происходят существенные изменения, характеризующие переход самосознания на качественно новый уровень. Главное психологическое приобретение юности - открытие своего внутреннего мира. У него формируется полная структура самосознания. Это проявляется в стремлении быть самим собой, в осознании жизненных планов и перспектив, в осознании уровня притязаний, в развитии личностной рефлексии, в профессиональной ориентации. В подростковом возрасте «закладываются основы, и намечается общее направление в формировании моральных и социальных установок личности». Мечты о будущем занимают центральное место в переживаниях подростка. Юношеская самооценка отличается повышенным оптимистическим взглядом на себя и свои возможности. Возникает стремление к доверительности в общении с взрослыми и при этом возможно даже самораскрытие. Для ранней юности типична идеализация дружбы и проявления душевной близости со сверстниками другого пола. При этом они стремятся оградить свой личный мир чувств и отношений от бесцеремонного вторжения.
Особенно важно иметь в виду, что в этом возрасте для успешного учения требуются перестройка познавательной деятельности, новые способы усвоения знаний, известная самостоятельность. Проявляется склонность
учащихся к тем видам работы, в которых нужно уметь мысленно охватить значительный материал, аргументировать суждения, сделать выводы.
Развивается творческая активность. Она приобретает форму самостоятельного формулирования проблем и исследовательских познавательных задач. Это выражается в появлении стойких личностных интересов к той или иной области знания и практики. Так развивающаяся исследовательская активность подростка выступает как предпосылка эффективности усвоения нового, условие творческого преобразования знаний и саморазвития учащегося, а также как психологическое условие эффективности системы обучения и воспитания. Творческая активность составляет предпосылку и условие личностного роста, открытия самого себя.
Подросток стремится к постижению общечеловеческих проблем. Ему свойственны жажда знаний, поиски истины. Он начинает составлять для себя собственные нравственно-этические и эстетические критерии красоты, истины, добра, справедливости, думает он и о целях жизни, о ее радостях, начинает замечать и невзгоды. Он стремится утвердиться, подкрепить свои прогнозы приобретенными знаниями. Поэтому этот возраст благоприятен для процесса сотворчества, основанного на обязательном субъективном отношении к предмету деятельности. Субъективность же - обязательное условие постижения эмоционально-эстетической сущности музыкальных образов. Субъективность подростка обусловлена особенностями его духовного мира, уровнем общего и музыкального развития.
Необычайно важно учитывать перечисленные особенности психологического развития детей этого возраста в организации их учебно-познавательной деятельности, а также в классе фортепиано следует максимально использовать возможности индивидуального подхода в обучении.
Индивидуальный характер урока дает возможность выбирать методы, соответствующие возрасту, интересам, способностям и характеру определенного ученика. Но это не значит, что урок не должен иметь какой-то
своей схемы, своей основной структуры. Как и всякий другой процесс обучения, преподавание игры на инструменте является целенаправленным и поэтому должно планироваться и быть направленным к достижениям определенной цели. Урок по специальности нельзя спланировать во всех деталях и по минутам, потому что процесс творческих индивидуальных занятий вносит коррективы в ход его проведения. Но все же предусмотренныи план во всех случаях является тем стержнем, на котором будет держаться организация урока.
Индивидуальное обучение на уроках фортепиано дает возможность приспосабливать методику занятий к возможностям ученика, к способностям его познавательной деятельности. Воздействие преподавателя в таких условиях значительно возрастает. Вот почему воспитательный эффект индивидуальных уроков, как правило выше. На них всегда можно добиться высокой познавательной активности ученика, ясно увидеть трудности усвоения, на ходу исправить и даже предупредить ошибки [17].
Внешняя сторона индивидуального обучения музыке — развитие творческих способностей учащихся. Сам процесс игры на фортепиано является той деятельностью, в которой способности не только проявляются, но формируются и существуют в динамике [6, с. 112].
В.В. Крюкова справедливо считает, что «музыкальная культура школьников на занятиях по фортепиано формируется в процессе активной исполнительской деятельности, которая не ограничивается собственно занятиями на инструменте, но дополняется слушанием музыки, которую учитель исполняет, пением, музыкально-ритмичными движениями. В процессе этой деятельности школьники узнают музыкальные произведения, учатся понимать и исполнять их, усваивают знания, приобретают умения и навыки, необходимые для эмоционально-осознанного восприятия и выразительного исполнения» [17, с. 24]. Музыка как вид искусства является одновременно и объектом изучения, и средством обучения и воспитания.
Л.С. Выготский определил задачу педагога в умении сделаться организатором той среды, которая является единственным воспитательным фактором. Не столь важно научить ребенка определенным знаниям и умениям — важнее воспитать в нем желание и умение приобретать знания, пользоваться ими, выделяя главное, адаптируя его в своей деятельности. «Там, где он (педагог) просто излагает готовое, он перестает быть учителем» [8, с. 360]. В задачу педагога входит постоянно подпитывать интерес и мотивацию учащихся, используя для этого соответствующие методы и приемы, учитывая его потребности и возможности как личности.
Исходным моментом педагогического процесса в классе фортепиано является работа над музыкальным произведением. Чем шире диапазон слуховых впечатлений и теоретических сведений ученика, тем высшего уровня исполнительских возможностей он достигает. Одна из главных предпосылок успешного освоения музыкального материала — осознанное содержание изучаемого произведения. В основе понимания этого содержания — понимание музыкальной речи, ее структуры, средств выражения. Так же как вербальная, музыкальная речь строится из определенных элементов — фраз, предложений, а потому изучение ее основ подобно изучению основ литературного языка. Воплощение смысла произведения происходит посредством использования ее элементов: звуковысотная кривая речи находит свое реальное звуковое воплощение при помощи изменения высоты мелодической линии, ее динамики, тембра — во времени. Ритмическая сторона интонации проявляется как в общей длительности элементов речи, в темпе, так и в соотношении длительностей звуков этих элементов между воспринимаются и осознаются только смысл, эмоциональный подтекст, образ, личность говорящего.
Великие педагоги призывали учитывать в воспитании природу ребенка, особенности его восприятия и мышления. Психология и педагогика располагают сегодня болышим материалом по изучению возрастных особенностей детей. Планируя учебную деятельность над пьесами из «Тетради для юношества» Р. К. Щедрина в классе фортепиано, педагог в первую очередь должен учитывать психофизиологические особенности учащихся средних классов.
Возраст, по определению Л.С. Выготского, — это относительно замкнутый цикл развития, имеющий свою структуру и динамику. Он рассматривал психологический возраст как новый тип строения личности и деятельности. Ученый характеризовал его с позиций тех психических и социальных изменений, которые впервые возникают на данной возрастной ступени и которые в самом главном и основном определяют сознание ребенка, его отношение к среде, его внутреннюю и внешнюю жизнь, весь ход его развития в данный момент [9.165
М.В. Ермолаева отмечает, что понятие возрастных особенностей, возрастных границ не имеет абсолютного значения — границы возраста подвижны, изменчивы, имеют конкретно-исторический характер и не совпадают в различных социально-экономических условиях развития личности. В настоящее время в психологии выделяют следующие периоды возрастного развития: младший школьный возраст (от 6-10 лет); средний возраст (от 10-15 лет); старший школьный возраст или ранняя юность (от 15-21 года) [29, с. 24]. В условиях музыкальной школы к среднему школьному
возрасту относятся учащиеся третьих, четвертых и пятых классов. Рассмотрим этот возрастной период более подробно.
В.В. Давыдов выделяет такие характерные черты у учащихся среднего школьного возраста как: легкость пробуждения энергии, повышенная активность, расположенность к расходованию сил, к импровизациям. В этом возрасте учащиеся проявляют усердие в занятиях чаще всего ради отметок и не упускают возможности получить отметку получше, проявляя своего рода практицизм. Они обнаруживают быструю переключаемость и не нуждаются в раскачке. Но все же познавательная умственная деятельность в этом возрасте еще не становится чем-то самодовлеющим, наблюдается нетерпеливость учащихся в мыслительной деятельности. Они нуждаются в быстром темпе урока, с трудом переносят паузы, не склонны задерживаться на трудных моментах [20, с. 51].
М.В. Ермолаева, изучая особенности среднего школьного возраста, относит его к числу переходных и критических периодов онтогенеза. Этот особый статус связан с изменением социальной ситуации развития подростков — их стремлением приобщиться к миру взрослых, ориентацией поведения на нормы и ценности этого мира. В связи с этим характерным для подростка является чувство «взрослости», а также развитие самосознания и самооценки, интереса к себе как к личности, к своим возможностям и способностям. Переоценка своих возросших возможностей определяет стремление подростков к известной независимости и самостоятельности, болезненное самолюбие и обидчивость. Этот сложный период представляет собой переходную стадию между детством и юностью.
Л.С. Выготский считал, что все психологические функции человека на каждой ступени развития, в том числе и в подростковом возрасте, действуют не бессистемно, не автоматически и не случайно, а в определенной системе, направляемые конкретными, отложившимися в личности стремлениями, влечениями и интересами. В подростковом возрасте имеет место период разрушения и отмирания старых интересов и период созревания новой биологическои основы, на которой впоследствии развиваются новые интересы [9, с. 190].
В подростковом возрасте происходят существенные сдвиги в мыслительной деятельности. Мышление становится более систематизированным, последовательным, зрелым. Улучшается способность к абстрактному мышлению, изменяется соотношение между конкретно-образным мышлением и абстрактным в пользу последнего. Мышление подростка приобретает новую черту — критичность. Подросток не опирается слепо на авторитет учителя, он стремится иметь свое мнение, склонен к спорам и возражениям.
По мнению В.С. Мухиной, подросток действует в логике рассуждения. Он начинает ориентироваться на потенциально возможное, а не на обязательно очевидное, учится прекрасно рефлексировать свои умственные действия и операции [28, с.458].
Учитывая особенности переходного возраста, педагогу следует обращать внимание и на развитие у учащихся психических познавательных процессов: ощущений и восприятия, памяти, внимания, воображения.
М.В. Ермолаева отмечает, что развитие психики и познавательной деятельности учащихся средних классов связаны с развитием их нервной системы. Возрастает роль сознания, улучшается контроль коры головного мозга над инстинктами и эмоциями, развиваются элементы волевых процессов. Однако процессы возбуждения все еще преобладают над процессами торможения, поэтому для подростков характерна повышенная возбудимость. Отмечается также функциональное развитие мозга и, в частности, его аналитико-синтетические функции. Повышенная умственная активность проявляется в непосредственной любознательности, составляющей как бы первоисточник будущей исследовательской мысли (29, с.98).
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алексеев, А.Д. История фортепианного искусства / А.Д. Алексеев – М. : Музыка, 1982. – Ч. 3. – 286 с.
2. Алексеев, А.Д. Методика обучения игре на фортепиано / А.Д. Алексеев. – М. : Музыка, 1978. -288 с.
3. Асафьев, Б.В. Русская музыка о детях и для детей / Б.В. Асафьев // Избранные труды. Т. 4. – М. : Изд-во Академии Наук СССР, 1955. – С. 97-109.
4. Григорьев Л.М. К изучению творчества Р.К. Щедрина / Л.М. Григорьев, Я.М. Платек // Советская музыка. – 1983. - №1.- С. 8-28.
5. Дымова, И.Г. Щедрин Родион Константинович / И.Г. Дымова // Русские композиторы: история отечественной музыки в биографиях творцов / сост. Л.А. Серебрякова. – Челябинск: Урал LTD, 2001. – C. 418-425.
6. Комиссинский, В.Г. О драматургических принципах творчества Р. Щедрина / В.Г. Комиссинский. – М. : Советский композитор, 1978. – 192 с.
7. Куликова, И.В. «Тетрадь для юношества» Р. Щедрина и особенности интерпретации ее автором / И.В. Куликова // Современные проблемы музыкально-исполнительского искусства. Сборник научных трудов. – М., 1988, С. 104-113.
8. Лихачёва, И.В. 24 прелюдии и фуги Р. Щедрина / И.В. Лихачёва. – М. : Музыка, 1975. – 112 с.
9. Любомудрова, Н.А. Методика обучения игре на фортепиано / Н.А. Любомудрова. – М. : Музыка, 1982. – 143 с.
10. Мальцер, И.В. Р.Щедрин. Тетрадь для юношества: метод. рекоменд. / И.В. Мальцер. – Свердловск : Свердловское управление культуры. 1985. – 24 с.
11. Мартинсен, К.А. Методика индивидуального преподавания игры на фортепиано / К.А. Мартинсен. – М. : Классика-XXI, 2003. – 142 c.
12. Попов, И.Е. Три основных произведения Р. Щедрина / И.Е. Попов // Музыкальная жизнь. – 1982. - № 13. – С. 13
13. Рогожина, Н.Н. Сюита из балета Р. Щедрина «Конек-горбунок» / Н.Н. Рогожина – М. : Советский композитор, 1960. – 30 с.
14. Родион Щедрин. Материалы к творческой биографии : Сборник рецензий, исследований и материалов. – М. : МГК им. П.И. Чайковского, 2007. – 488 с.
15. Ромалинова, Д.Г. Полифонический цикл Р. Щедрина / Д.Г. Ромадинова. – М. : Советский композитор, 1980. – 227 с.
16. Савшинский, С.И. Работа пианиста над музыкальным произведением / С.И. Савшинский. – М. : Классика-XXI, 2004/ - 192 c/
17. Тараканов, М.Е. Творчество Родиона Щедрина / М.Е. Тараканов. – М. : Сов. композитор, 1980 – 329 с.
18. Холопова В.Н. Путь по центру. Композитор Р. Щедрин / В.Н. Холопова. М. : Композитор 2000. – 320 с.