Урок с начинающим пианистом (игры, упражнения, пьесы)

Надежда Андреевна Панфилова

Работа с начинающими – это работа с детьми, которые только пришли в музыкальную школу и впервые сели за инструмент. Цель данного урока состоит в том, чтобы организовать ребенка, установить для него правильные посадку, движения, отношение к инструменту.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_s_nachinayushchim_pianistom.docx20.2 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное Казенное Образовательное Учреждение

Дополнительного Образования

«Курчатовская районная ДШИ»

План-конспект открытого урока по предмету «Фортепиано»

Тема: «Урок с начинающим пианистом (игры, упражнения, пьесы)»

Подготовила: преподаватель фортепиано

Панфилова Надежда Андреевна

Пос. Иванино

2020 г.

План.

  1. Цель урока.
  2. Планируемые задачи урока.
  3. Вид и форма урока.
  4. Оборудование.
  5. Ход урока.

  1. Цель урока.

Работа с начинающими – это работа с детьми, которые только пришли в музыкальную школу и впервые сели за инструмент. Цель данного урока состоит в том, чтобы организовать ребенка, установить для него правильные посадку, движения, отношение к инструменту.

Цели урока можно разделить на обучающие, воспитательные и развивающие.

К обучающим целям можно отнести:

  • Посадку за инструментом;
  • Положение рук на клавиатуре;
  • Знакомство с нотами.

Воспитательные цели включают в себя воспитание трудолюбия и усердия, эстетического вкуса и дисциплинированности, а также уважения к старшим.

Развивающие цели включают в себя развитие коммуникационных навыков, фантазии и воображения, умения ставить вопросы и отвечать на них.

  1. Планируемые задачи урока.

К концу урока ребенок должен освоить начальные навыки ориентирования на клавиатуре инструмента, научиться правильно извлекать звук, а также освоить основные игры и упражнения, которые помогут ему еще лучше ориентироваться и контролировать свою игру на инструменте.

  1. Вид и форма урока.

Урок смешанный, так как необходимо усвоить достаточно большой объем знаний. Сюда включаются и беседы, и практические упражнения, и игры, а также минутка отдыха или зарядка.

  1. Оборудование.

Для работы с начинающими учениками используются карточки с нотами. Могут использоваться картинки, а также различные нотные азбуки для более яркого и полноценного понимания ребенком основ фортепианной игры.

  1. Ход урока.

Первый урок с маленькими учениками я всегда начинаю с открытия крышки инструмента, чтобы ребенок увидел, как фортепиано устроено изнутри. Это им очень интересно, а также дает более полное понимание механизма извлечения звука.

Следующим шагом идет знакомство с клавиатурой. Тут вполне уместно, чтобы ребенок сам поиграл на клавишах вверху и внизу, поселил там каких-либо животных. Это влечет за собой игру «Вверх-вниз». Ребенок закрывает глаза, а учитель водит то одной рукой, то другой по клавиатуре и спрашивает, вверх или вниз идет рука. Правши часто путаются в левой руке, а левши наоборот – в правой. Постепенно координация налаживается, и детям не составляет проблемы понять, куда идет тот или иной пассаж.

Знакомство с черными клавишами начинается с определения закономерности их расположения на клавиатуре (2-3). И тут же - снова игра. Ребенок закрывает глаза, а учитель кладет то одну, то другую руку на черные клавиши. Ученик должен почувствовать, сколько клавиш у него под пальцами. Еще можно вернуться к игре «Вверх-вниз», но добавить туда, по каким клавишам, черным или белым, рука движется в ту или иную сторону.

Эти игры прекрасно развивают осязательные ощущения клавиатуры, хорошо способствуют умению играть, не глядя на клавиатуру.

Вспомнив, кто живет вверху, а кто внизу, объяснить ребенку расположение ноты «До» не составляет проблемы. Мы называем ее «Додик-пограничник». На карточке с нотой «До» обращаем внимание, что она как будто в шляпе. Увидев карточку, ребенок начинает задавать вопросы. Если же нет, его надо подтолкнуть к тому, чтобы он сам увидел нотный стан, скрипичный ключ. Сказка про домик и ключ, которым он открывается – старый и проверенный способ объяснить маленькому музыканту начальные теоретические понятия. В дальнейшем, в зависимости от ребенка, добавляем 2-3 карточки за урок. Когда ребенок познакомился хотя бы с несколькими нотами, можно уже играть с карточками: перемешать их, затем ребенок достает по одной и показывает их на клавиатуре фортепиано. Эта игра называется «Шифровальщик». Она является прекрасным способом объяснить ребенку, насколько трудна и интересна работа музыканта: перевод непонятных значков на линеечках в прекрасную музыку.

Изучая ноты, ребенок должен играть их сам. Соответственно, здесь начинается работа над формированием правильной руки. Первое, что мы делаем – это «подковываем лошадку»: ставим каждый пальчик на карандаш. Это помогает и при игре: при словах «На подковки» ребенок тут же понимает, что от него хотят. А первые пальчики мы «причесываем», как гриву у лошадки, чтобы они не торчали в стороны. Пальчик нажимает клавишу, а остальные спокойно стоят рядом на соседних клавишах. С дыханием пока работа не ведется. Это тот навык, который появится при работе над конкретными произведениями. Гораздо важнее, мне кажется, научить ребенка правильно, до дна нажимать клавишу сначала одним пальцем.

Параллельно с изучением нот можно учить с ребенком песенки для каждой ноты: Дом здесь наш стоит, Река тече5 и т.д. Это способствует развитию чувства ритма. Можно потом подключать игру в слова: просить, чтобы он сыграл свое имя с остановкой на ударном слоге или какие-то другие слова (школа, мама, музыка, конфета и т.д.)

Еще один действенный способ освоения ритма – работа с ритмическими фигурами, на которые проговариваются слова: четвертная – «стоп», две восьмые – «шагом», четыре шестнадцатые – «побежали» и триоль – «мальчики» («девочки»). Интересная и полезная игра, когда учитель хлопает ритм, а ребенок пытается понять, что сказал ему учитель. Так же можно и наоборот. Эта игра очень хорошо помогает ребенку осваивать различные ритмические фигуры.

Кратко можно остановиться на игре гамм. Начинается все с расходящегося до мажора. Одинаковые смены пальцев обычно не вызывают затруднений. Но обычно сразу по освоении гаммы мы начинаем играть с детьми: левая рука прыгает (стаккато), а правая идет (легато) и наоборот. В прямом движении я разучиваю с детьми гамму в терцию. Во-первых, руки у них ближе, поэтому удобнее следить за ними. Во-вторых, дети фактически уже играют две гаммы. Потом идет разучивание того же до мажора в сексту. При игре в терцию и сексту всегда играем разными штрихами. Данный способ очень хорошо развивает координацию рук. И практически с первых уроков разучиваем с детьми хроматическую гамму. Играть ее надо либо от ре, либо от соль# в расходящемся виде. Помимо координации игра хроматической гаммы способствует правильной постановке пальцев на клавиатуре.

Все упражнения записываются в дневник. Конечно, поначалу родители должны помогать маленькому музыканту при играх. Упражнения необходимо проделывать каждый день, так как именно от качества освоения этих игр и упражнений во многом зависит, как ребенок будет играть дальше.