Программа факультатива для детей 9-14 лет
Духовно-нравственное воспитание на уроках музыки и во внеурочной деятельности имеет огромное значение, так как речь идет о судьбе настоящего и будущих поколений, наши молодые современники должны не только обладать должным объемом знаний, но и стать зрелыми духовно и интеллектуально. Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа факультатива для детей | 360.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Аннотация.
Духовно-нравственное воспитание на уроках музыки и во внеурочной деятельности имеет огромное значение, так как речь идет о судьбе настоящего и будущих поколений, наши молодые современники должны не только обладать должным объемом знаний, но и стать зрелыми духовно и интеллектуально. Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования. Школа – единственный социальный институт, через который проходят все граждане России. Ребенок школьного возраста наиболее восприимчив к духовно-нравственному развитию и воспитанию. А вот недостатки этого развития и воспитания трудно восполнить в последующие годы.
Автор разработки факультатива надеется, что представленные материалы будут способствовать расширению знаний об исторических событиях, людях и фактах, мотивировать учителей музыки, преподавателей музыкальных школ и педагогов дополнительного образования, учащихся к активной деятельности по духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения.
Пояснительная записка.
Направленность факультатива «Покровский хоровой собор» по содержанию является художественно-эстетической; по функциональному назначению – общекультурной, форме организации – кружковой, по форме реализации – 17 часов.
Новизна программы факультатива состоит в том, что изучение традиционного русского духовного пения представлено как средство для формирования определенных качеств личности обучающихся. Используемые в программе методы и формы организации учебного процесса ориентированы не только на овладение певческими навыками и изучение конкретного репертуара, сколько на достижение определенного воспитательного эффекта.
Актуальность программы факультатива обусловлена тем, чтобы сформировался и окреп устойчивый интерес общества к жизни Русской Православной Церкви как носительницы традиционной духовности, а значит, и к ее культурно-историческому наследию, частью которого является духовное пение. Под духовным пением мы понимаем как традиционное богослужебное пение Русской Православной Церкви, так и внебогослужебные. В программу факультатива включены духовные песнопения и произведения современных авторов, что позволяет создать условия для развития музыкальных способностей каждого учащегося с учетом его индивидуальных особенностей и склонностей, развить мотивацию к познанию и музыкальному творчеству, создать на занятиях условия для эмоционального становления учащихся.
В Федеральном Государственном Стандарте второго поколения, в послании Президента Российской Федерации было подчеркнуто: «Духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности – это такой же важный фактор развития, как политическая стабильность. Именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь учащихся. Отношение к школе как единственному социальному институту, через который проходят все граждане России, является индикатором ценностей и морально – нравственного состояния общества и государства» - цитата из ФГОС второго поколения.
Педагогическая целесообразность программы факультатива объясняется ее соответствием запросам учащихся и их родителей. Это выражается в самих особенностях изучаемого предмета и его духовной религиозной основе. Приобщение ребенка к духовному пению (к пению церковных песнопений в частности) может вызвать определенные изменения в его интересах, в душевной жизни.
Для осуществления педагогической сообразности разработка программы осуществлялась с учетом следующих принципов обучения:
- принципа культурособразности, позволяющего отбирать материал, методы и формы обучения, соответствующие заявленным в программе факультатива целям и задачам, вводя ребенка в традиционную русскую духовную культуру;
- принципа ситуационности обучения, позволяющего, во-первых, использовать все возникающие в процессе работы ситуации как средство «вызвать мотивацию и обеспечить деятельность ученика в направлении познания образовательных объектов и решения связанных с ними проблем», во-вторых, оказать «педагогическую помощь (содействие) в преодолении учащимися затруднений», обеспечить «личное разрешение ребенком созданного образовательного затруднения»;
- принципа развития, предполагающего освоение материала технически, эмоционально, интеллектуально несколько более сложного, чем тот, который доступен учащемуся на его актуальном уровне знаний, умений и навыков.
При обучении духовному пению необходимо, чтобы родители ясно представляли себе духовную, религиозную основу предлагаемого в программе факультатива содержания; чтобы для них те изменения интересах, в душевной жизни ребенка, о которых мы говорили выше, были ожидаемы и желательны. Особую роль в реализации данной программы играет сам педагог, его профессиональная компетентность и личностные качества. Серьезными шагами на пути достижения поставленных целей могут стать организация и проведение детских праздников, благотворительных выступлений, участие в фестивалях и конкурсах, что также подразумевает значительную долю участия родителей.
Целью данной программы факультатива является воспитать участника детского духовно-певческого коллектива, способного к сотрудничеству с другими детьми, сформировать личность ребенка в соответствии с духовно-нравственными идеалами Православия как основы традиционной духовности.
Для достижения этой цели необходимо решение следующих задач:
- сформировать правильное представление о особенностях духовного пения, о роли и значении богослужебного пения в жизни Церкви;
- развить у детей творческие способности;
- помочь учащимися овладеть высоким уровнем культуры взаимоотношений;
- сформировать необходимые для участника хора волевые качества: внимание, терпение, дисциплинированность.
- обучить навыкам вокально-хорового пения;
- освоить предлагаемый репертуар.
Отличительные особенности. Часть репертуара может быть предложена как педагогом, так и учащимися. Причем песнопениям могут быть посвящены одно, два и более занятий в зависимости от интереса детей. На части материала отрабатываются те или иные певческие навыки, а некоторые песнопения предназначены для прослушивания в целях накопления слушательского опыта.
Духовное пение несет в себе значительный образовательный потенциал, как в плане содержания, так и в плане выражения. С точки зрения содержания в изучаемом материале выделяются два блока песнопений. Это, во-первых, молитвословия (тропари, кондаки, стихиры праздников, молитвы, неизменяемые песнопения православного богослужения), изучение которых позволит непосредственно прикоснуться к богослужебно-молитвенной жизни человека в Церкви. Второй блок – это народные и современные песни, которые обращены к душевному пласту человеческой жизни и в силу этого призваны пробудить в человеке чувства прекрасного к природе, душевной близости и сопереживания людям. Содержательное своеобразие певческого материала позволит ввести учащихся в мир духовной жизни. С другой стороны, работа над ансамблем в хоре даст возможность ощутить ответственность каждого за общее дело и всех за одного, необходимость проявлять терпение и внимательность к педагогу и к товарищам, одним словом, попытаться самому осуществить христианское отношение к делу, к людям и к Богу.
Программа факультатива предназначена для обучения духовному пению детей в возрасте 10-14 лет.
Учащиеся овладевают технической стороной пения, знаниями о внешних особенностях духовного пения и их значении для богослужебного церковного круга, знакомятся с основой церковных праздников и их морально-нравственным значением.
Основными формами занятий являются:
- по количеству детей – групповые и индивидуальные занятия, занятия в подгруппах (ансамблях).
- взаимодействия педагога и обучающихся – кружковые занятия, концертные выступления на праздниках, благотворительных акциях; участие в конкурсах духовной музыки, фестивалях, хоровых соборах.
- по дидактической цели – как правило, комбинированные формы занятий, состоящие из теоретической и практической части, причем практическая часть значительно преобладает; контрольные занятия, на которых проверяется уровень знаний умений и навыков у обучающихся.
Ожидаемые результаты освоения программы.
К концу обучения учащиеся должны:
- овладеть начальными навыками певческого дыхания, чистого интонирования несложных мелодий в унисон, петь на два голоса;
- уметь петь наизусть и по нотам весь предлагаемый репертуар;
- иметь представление об интонационном, ритмическом, позиционном, дикционном ансамблях, о роли дирижера, о внешних особенностях духовного пения, знать событийную основу церковных праздников и их морально-нравственное значение;
- соблюдать правила поведения в хоре, подчиняться указаниям дирижера в процессе пения.
Способы проверки результатов освоения программы.
Особым способом проверки результатов освоения программы следует считать участие в фестивалях, конкурсах, другие публичные выступления.
Тематический план и вокальный материал
Покровского хорового собора
Название темы | Количество часов | ||
Пение и молитвы. Праздники православной церкви. Богослужебные песнопения | 7ч | ||
1 | Тропарь Покрова, гл 4. | a capella | 2ч |
2 | Богородице Дево | a capella | 2ч |
3 | Кант Божией Матери. Греческого распева | a capella | 3ч |
Русские народные песни | 4ч | ||
4 | Пойду ль я, выйду ль я | a capella с инструментальным вкраплением | 2ч |
5 | Милый мой хоровод | a capella с инструментальным вкраплением | 1ч |
6 | Ах, вы сени | a capella с инструментальным вкраплением | 1ч |
Композиторские сочинения | 6ч | ||
7 | «Мама» В. Гаврилин | с инструментальным сопровождением | 2ч |
8 | «Хор девушек» М. П. Мусоргский | с инструментальным сопровождением | 2ч |
9 | «Ангел» Л. Марченко | с инструментальным сопровождением | 1ч |
10 | «Песня о доброте» Т. Мухамедшиной | с инструментальным сопровождением | 1ч |
Программное содержание.
Теоретическая часть.
Тема 1. Своеобразие духовного православного пения.
Пение и молитва. Ангельское пение и особое происхождение некоторых песнопений. Пение в храме. Виды богослужений и их значение. Жанры богослужебных песнопений. Неизменяемые песнопения православного богослужения.
Тема 2. Праздники православной церкви. Покров пресвятой Богородицы.
Тема 3. Богослужебные песнопения.
Элементы певческого дыхания и их особенности: спокойный, бесшумный и одновременно активный, энергичный вдох «животом»; короткая задержка; плавный, равномерный, экономный, длительный выдох. Цепное дыхание. Дыхание как элемент выразительности пения.
Тема 4. Русские народные песни.
Звукообразование и звуковедение. Ансамбль.
Высокая позиция звука на всех звуках диапазона. Единообразие в манере произнесения звуков и одновременная ясная их артикуляция. Одинаковая сила пения, одновременное усиливание и ослабление звучания. Одинаковая пульсация метрической доли. Точный унисон, чистое интонирование мелодии. Мягкая атака звука.
Тема 5. Композиторские сочинения.
Динамические оттенки. Плавное легато. Темп как средство выразительности. «Крупное» и «мелкое» слово. Выделение главное слова во фразе и ударного слога в слове.
Тема 6. Праздники православной Церкви.
Понятие церковного праздника, его отличие от нецерковного праздника. Пасха Христова – начало и конец богослужебного круга. «Неделя» (воскресенье) – еженедельная пасха. Рождество Богородицы. Воздвижение Креста Господня. Введение во храм Пресвятой Богородицы. Рождество Христово. Богоявление (Крещение) Господне. Сретение. Благовещение.
Практическая часть: изучаемый репертуар.
- Тропарь Покрова, гл 4. Смысл песнопения и его место в богослужении. Ритмический, интонационный, позиционный, дикционный ансамбли. Праздничный характер песнопения.
- Богородице Дево. История песнопения, место в богослужении. Интонационный, дикционный, ритмический, позиционный ансамбли. Легато. Цепное дыхание. Распев.
- Кант Божией Матери. Греческого распева Дикционный, ритмический ансамбли. Цепное дыхание. Легато.
- Пойду ль я, выйду ль я. Дикционный, ритмический ансамбли. Цепное дыхание. Легато.
- Милый мой хоровод Дикционный, ритмический ансамбли. Цепное дыхание. Легато. Мягкая атака звука. Распев.
- Ах, вы сени. Дикционный, ритмический ансамбли. Цепное дыхание. Легато.
- «Мама» В. Гаврилин. Дикционный, ритмический ансамбли. Цепное дыхание. Легато. Мягкая атака звука. Распев.
- Величание. История песнопения. Движение мелодии, пульсация, дикция. Легато.
«Песня о доброте» Т. Мухамедшиной Праздничный характер песнопения. Работа над исполнением в различных темпах.
- «Хор девушек» М. П. Мусоргский Легато. Интонационный, гармонический ансамбли.
Информационно-методическое обеспечение.
- Карточки обучающихся и нотный материал – тексты изучаемых песнопений и песен.
- Фонограммы - минусовки:
- «Мама» В. Гаврилин
- «Ангел» Л. Марченко
- «Песня о доброте» Т. Мухамедшиной
- Православные святыни Волгограда. Видеофильм
Список литературы.
- Зеньковский В.В. Проблемы воспитания в свете православной антропологии. М.: «Школа-Пресс», 1996.
- П.Г. Чесноков Хор и управление им.
- А. Бандина, В.Попов, Л.Тихеева. Школа хорового пения. М., «Музыка», 1973.
- Г.П. Стулова. Хоровой класс (теория и практика вокальной работы в детском хоре). М., «Просвещение», 1988.
Сборники песен и песнопений.
- Обиход церковного пения. Под ред. Лапаева. М., 1995.
- Слово жизни. Духовные стихи и песнопения. СТЛ, 1996.
- Семена благие. Сб. песен. СПБ., 2003.
- Богданова Е. Пасха красная: песни для детей. М.; 2006.
Теоретическая часть. Праздники православной церкви. Покров пресвятой Богородицы.
Знаменитая православная святыня икона «Покров Пресвятой Богородицы» значение которой для христианского мира невозможно переоценить. Великая Заступница за людей перед Богом никогда не оставляет нуждающихся, просящих о помощи уже более двух тысяч лет.
Истинное величие и уникальность образа заключается в том, что Пресвятая Богородица – единственный человек, когда-то живший в мире среди обычных людей, который смиренно, кротко прошел свой нелегкий путь и получил право неустанно обращаться к Господу с просьбами о спасении грешных. Появление Пречистой Божьей Матери было предопределенным, предсказанным событием. Ветхозаветная Библия содержит повествования о том, как проходили детские и отроческие годы девочки, которой суждено было стать Матерью Господа. Божественное провидение вело ее по жизни к исполнению Великой Миссии.
Явление Покрова Пресвятой Богородицы Андрею Юродивому.
X век был неспокойным временем истории Византийской империи. Государство нередко подвергалось нападениям со стороны варварских народов. Во время одного из таких набегов враги подошли к стенам Константинополя. Все горожане собрались вместе, заполнили христианский храм Пресвятой Богоматери во Влахернах, вознося молитвы к образу Богородицы, слезно просили защитить город от разрушения и поругания.
Среди всех на всенощной коленопреклоненно слезно молился отрок Андрей. Под конец службы он увидел свечение, в котором явилась Богоматерь, окруженная святыми и ангелами. Пречистая Дева выслушала молитву, затем сняла омофор со своей головы и покрыла им всех молящихся, которые были в церкви. Даже не видевшие светлый лик люди в этот момент ощутили необыкновенную радость и благодать. Таким образом, Богородица защитила христиан, скрыла их от вражеских посяганий. Вскоре после чудесного видения неприятельское войско отступило. С того времени Христианская Церковь почитает икону Покрова Пресвятой Богородицы.
Святая Дева по воздуху прошла через Царские врата. Рядом с ней были Иоанн Богослов, Иоанн Предтеча. Святые поддерживали Божию Матерь с обеих сторон. Здесь же находились многие другие святые в белых одеждах. Одни шли перед Богородицей, другие следовали за нею. Все пели духовные песнопения. Перед алтарем возле амвона процессия остановилась. Царица Небесная сняла сияющий омофор, протянула руки, раскинув его над молящимися в храме людьми. Затем Великая Заступница со святыми удалилась, оставив людям благодать.
Празднование Покрова Пресвятой Заступницы.
Чудесное спасение Константинополя Покровом Пресвятой Божией Матери стало причиной для появления великого православного праздника. Русская Православная Церковь традиционно отмечает его 1 (14) октября, начиная с 1164 года. Наш народ издревле любит праздник Покрова – он является днем первого крещения русских людей. Посвященные святому событию храмы возводятся зодчими уже почти девять веков.
Икона Покров Пресвятой Богородицы в доме православных.
Пречистая Богородица – главная защитница людей. Она помогает справляться с проблемами, преодолеть трудности и невзгоды. Перед иконой следует искренне молиться, чтобы слова шли от самого сердца. Богоматерь приходит на помощь людям, которые уже потеряли надежду, отчаялись. Заступница облегчает страдания, помогает очистить душу.
О чем молить Пресвятую Богородицу.
Обращаться верующим к иконе Покров Богоматери можно для помощи в трудных ситуациях, защиты от неприятных внешних воздействий, злых людей, обид. В молитве православные просят укрыть их Покровом защиты, заступиться перед Божьим Сыном, защитить от гнева Всевышнего. Богородица поможет даже грешникам, которые искренне раскаялись, даст силы справиться с вредными привычками, избежать тяжелых последствий, необдуманных поступков.
Особая помощь дается тем, кто прилежно молится. Обращение к Заступнице в праздник Покрова Пресвятой Божией Матери дарует защиту на целый следующий год.
Отдельные храмы и монастыри.
Покровский монастырь, Владимирская область, город Суздаль
Покровский монастырь, Московская область, город Хотьково
Покровский женский монастырь, Киев