Конспект откоытого занятия "В лёгком жанре..."
Занятие для музыкантов-аккордеонистов, способствующее более свободному владению инструментом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytoe_zanyatie_pod_fonogrammu_akkordeon.docx | 34.83 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
План-конспект занятия
по специальности
в классе аккордеона муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Центр детского творчества» Арзгирского района Ставропольского края
на тему «В лёгком жанре… »
Разработала: Стрикачева Е.В.,педагог высшей квалификационной категории
Село Арзгир, 2023
Тема занятия. «В лёгком жанре…»
Дата проведения. 01.12.2023 г.
Состав учебной группы 3 учащихся: 2 мальчика, 1 девочка; 10 лет.
Цель учебного занятия. Создание условия для развития музыкальных и познавательных способностей - достижение ритмически, динамически, агогически правильного исполнения произведений под фонограмму
Задачи.
- Обучающая: показать процесс обучения игре под фонограмму в нескольких этапах.
- Развивающая: развитие внимания, музыкального слуха при игре под фонограмму; показать точность в темпе, ритме, штрихе, динамике, агогике.
- Воспитательная: воспитание самостоятельности, чувства ответственности, исполнительской дисциплины.
Форма учебного занятия: путешествие (комбинированное занятие).
Фома организации работы: индивидуально-групповая.
Образовательные технологии. Применение современных технологий в обучении аккордеонистов (игра под фонограмму).
Технические средства: ноутбук, музыкальный центр, CD-диски, USB- носители, метроном, 3 аккордеона «Берёзка»..
Наглядные пособия: фото эстрадных исполнителей на баяне, аккордеоне (П. Дранга, дуэт «Баян-mix», «Любаня», аккордеонный дуэт «Иллюзия»).
Музыкальный материал: видеоматериал лучших образцов эстрадной музыки (исполнение под фонограмму).
План занятия:
I. Вступление - 4 минуты:
- «Хочу играть как П. Дранга». Показ аудио, видеоматериалов: исполнение на баяне, аккордеоне под фонограмму.
- Беседа с ребятами.
Метод: информационно-рецептивный
II. Новый материал- 31 минута:
1.Три этапа обучения игре под фонограмму:
- этап первый – обучение игре в ансамбле с педагогом (простые партии)
- этап второй – игра под фонограмму (соло)
-этап третий – игра под фонограмму унисон, игра в ансамбле (сложнее материал)
2. Беседа с ребятами
-Физминутка- 1 минута.
3. Ритм - главная основа в исполнении под фонограмму
III. Подведение итогов - 4 минуты:
- Беседа «Для чего нужно играть под фонограмму?»
- Рефлексия: оценивание своего исполнения и партнёров, анализ неточностей, рекомендации.
- Домашнее задание.
Ход занятия:
В последнее время возрос интерес к эстрадной, популярной музыке исполняемой на академических инструментах (скрипка, баян, аккордеон, ансамбли различных составов) под фонограмму. Баян и аккордеон раскрылись с новой стороны, о чём свидетельствуют выступления П. Дранги, дуэта «Баян – mix» и т. д. Это послужило популяризации инструментов. Интерес со стороны детей и родителей объясняется тем, что они приходят в музыкальную школу в класс баяна, аккордеона, чтобы играть «как Дранга».
- Показ видеоматериалов (П. Дранга, дуэт «Баян – mix» , шоу – дуэт « Баян-позитив», дуэт аккордеонистов «Иллюзия»).
2. Беседа с детьми после видео просмотра:
- Почему исполнение под фонограмму звучит ярче, сочнее?
Предполагаемый ответ: Любая пьеса превращается в яркий концертный номер, игра на инструменте в сопровождении собственного эстрадного оркестра.
- Почему исполнение под фонограмму современно?
Предполагаемый ответ: В наше современное время с экранов телевизоров мы слышим, в основном, только эстрадное исполнение, отсюда следует, что слушателю это знакомо и легче воспринимается.
II. Новый материал
Процесс обучения игре под фонограмму состоит из нескольких этапов. Сейчас мы рассмотрим каждый этап по отдельности:
Первый этап – обучение игре в ансамбле с педагогом (репертуар составляют простые песенки, даже на одной ноте).
Наиболее серьезной проблемой в ансамблевой игре, в том числе и в игре под фонограмму, считается синхронность звучания, то есть точное совпадение во времени сильных и слабых долей такта, всех длительностей участников ансамбля. Как правило, в коллективе исполнитель первой партии кивком головы показывает начало пьесы, замедление, снятия аккорда, окончание произведения. При игре под фонограмму от ученика требуется предельная концентрация внимания, так как нужно точно совпадать с записанным сопровождением. Нужно контролировать игру, не допуская расхождения с фонограммой.
Такой вид работы позволяет развивать самостоятельность, так как есть возможность разучивать произведение и дома, а не только в классе с педагогом.
Примером вышеизложенного материала могут служить пьесы Р. Бажилина из альбома пьес для начальных классов ДМШ «Учимся играть на аккордеоне» - «Солнечный дождик», «Радуга», «На лужайке», «Солнечный зайчик», «Автомобиль».
Одним из важных компонентов при игре является метроритм. Именно он позволяет играть ученику синхронно с записью. При нарушении метроритма рушится все исполнение. Также метроритм способствует техническому развитию ученика.
- РНП «Во поле берёза стояла» - исп. Головко Никита, 2 класс (игра с педагогом)
- М.Качурбина «Мишка с куклой» - исп. Салий Лёша, 2 класс (игра с педагогом)
Второй этап - игра под фонограмму (соло), репертуар усложняется.
1.Репертуар на этом этапе различен. В последние годы появился подходящий репертуар (Р. Бажилин «Учимся играть на аккордеоне» часть 2; А. Шустов «Пьесы и вариации для аккордеона (баяна)»; В. Ушенин «Играем с оркестром» концертный репертуар для баяна (аккордеона) в сопровождении виртуального оркестра). Такой репертуар, несомненно, дополняет, расширяет содержание музыкального образования, способствует активизации учебного процесса. Играя под такой аккомпанемент, юный музыкант уже на начальном этапе, сможет ощутить себя маленьким артистом, и это будет стимулировать его занятия на инструменте.
Примерный репертуар:
- Р. н. п. «Как под горкой» обр. А. Шустова – исп. Салий Лёша, 2 класс
- Р. Бажилин «Петрушка» - исп. Головко Никита, 2 класс
Во время исполнения, перед учеником поставить определенные задачи:
- точность в темпе, ритме
- штрихи должны соответствовать характеру произведения
- динамические оттенки не должны конфликтовать с фонограммой, а должны быть выразительны.
2. После проигранных произведений поговорить с ребятами, под какие фонограммы они играли, и как их разделяют:
-фонограммы, которые несут только гармоническую функцию (Кочанте «Belle», Д. Пономарёва «Лим-по-по», Карпов «Дорожная»)
-фонограммы, с элементами темы (П. Оливейра «Мелодия из к/ф «Генералы песчаных карьеров», Цветков «Золушка»)
-фонограммы с контрапунктом («Песня из таинственного сада» из реп. Гр «Secret Garden»)
- фонограммы со второй партией (Р. Бажилин «Зонтики», «После дождя»)
- развитые фонограммы (А. Новосёлов «Петушиная полька», «Румба» обр. Г. Лохина)
Третий этап – обучение игре под фонограмму унисоном или ансамблем (унисон – сложная, интересная и незаслуженно забытая форма обучения на баяне, аккордеоне, когда несколько инструментов играют одну и ту же мелодию).
- Исполнение под «плюс», на примере пьесы А. Новосёлова «Петушиная полька». Обратить внимание на длинное вступление, точно его просчитать. Выполнить все динамические оттенки, они должны соответствовать динамике в фонограмме.
При игре в ансамбле каждый участник может учить свою партию одновременно с партнером и по мере продвижения работать над отдельными частями произведения.
Разучивая произведение с фонограммой, нужно уже знать текст¸ играть в нужном темпе, с динамическими оттенками штрихами.
В изложении важен темп. Именно верно выбранный темп способствует точной передаче характера музыки. Ученик должен четко представлять, в каком темпе он сможет сыграть, попадать в нужный темп, контролировать свою игру, не допуская расхождения с партнером в ансамбле и с фонограммой.
Примером служит пьеса «Румба» в обработке Г. Лохина, сыгранное в разных темпах.
Физминутка: упражнения для глаз, упражнения с подъёмом и разведением рук.
2. Беседа с учащимися:
- в каком темпе были выполнены все требования (штрихи, динамика, агогика, чистота исполнения).
3. Ритмическая основа очень важна при игре под фонограмму, а тем более в ансамбле.
Пример: Произведение Романа Бажилина «Автомобиль»
-проследить, чтобы партия ученика была сыграна ритмически точно, для этого можно использовать речевые слоги, на ритмический рисунок восьмая-четверть-восьмая-четверть :подставить слоги ав-то-мо-биль. Это поможет ребенку сыграть эту синкопу.
III. Закрепление . Подведение итогов.
- Беседа с ребятами: «Для чего нужно играть под фонограмму?»
Предположительный ответ:
Игра под фонограмму значительно расширяет музыкальный кругозор учеников, развивает умение слушать и слышать записанный аккомпанемент. Такой вид исполнения вовлекает ученика в активную форму музицирования. Ведь исполняя самые простые мелодии, дети приобщаются к творческому процессу. Играть под фонограмму следует на протяжении всего времени обучения в школе.
Игра под фонограмму воспитывает у исполнителя ряд ценных профессиональных качеств: ритмическая дисциплина, ощущение темпа, способствует развитию музыкальности, исполнительской выразительности, слуха.
Такой способ исполнения доставляет ученикам истинное удовольствие и приносит неоспоримую пользу, раскрепощает его, снимает зажатость, страх публичных выступлений.
Любому преподавателю важно увлечь маленьких музыкантов, ведь играя под фонограмму, он ощущает себя настоящим артистом, играющим в сопровождении целого коллектива.
Такой вид работы, расширяет творческие способности, помогает закладывать основы для слухового внимания, развития гармонического слуха, способствует ритмической дисциплине, развивает самостоятельность.
Анализ занятия:
Результат занятия показал, что поставленные цели и задачи достигнуты, так как содержание занятия было направленно на достижение правильного исполнение под фонограмму. Задачи, поставленные педагогом выполнены.
Для решения поставленных задач использовались следующие приемы и методы работы:
- четкость и ясность поставленных задач перед учащимися
- разнообразный музыкальный материал, способствующий развитию творческих способностей ребенка.
- создание образного ряда (образные сравнения, ассоциации)
- активизация слухового контроля
- развитие мышления (игра в ансамбле)
- подача теоретических понятий в контексте музыкального образа.
- самоанализ учащимися исполняемых произведений.
Используемая литература:
- Игнатьев В. «Я музыкантом стать хочу» 1ч., Л.,1986 г.
- Бажилин Р. «Учимся играть на аккордеоне» 2ч., - М.,2006 г.
- В. Ушенин «Играем с оркестром» концертный репертуар для баяна (аккордеона) в сопровождении виртуального оркестра) 2011 г.
- А. Шустов «Пьесы и вариации для аккордеона (баяна)» 2011 г.
Самоанализ занятия «В лёгком жанре..».
- Общие сведения:
∙учащиеся с хорошими музыкальными данными, второй год обучения, одного возраста -10 лет, обладают познавательными способностями, настроены на активную концертную и конкурсную деятельность;
∙ материально-техническое обеспечение занятия полностью соответствуеттребованиям и плану занятия;
- Тема учебного занятия: «В лёгком жанре…»
∙ занятие ансамблем с использованием фонограммы имеет особое место в учебном курсе- позаоляет развивать музыкальные способности;
∙ занятие в ансамбле и игра под фонограмму заинтересовывает детей и для них не заметен переход «о простого к сложному»;
3. Цель занятия: Создание условия для развития музыкальных и познавательных способностей - достижение ритмически, динамически, агогически правильного исполнения произведений под фонограмму.
Задачи.
Обучающая: показать процесс обучения игре под фонограмму в нескольких этапах.
Развивающая: развитие внимания, музыкального слуха при игре под фонограмму; показать точность в темпе, ритме, штрихе, динамике, агогике.
Воспитательная: воспитание самостоятельности, чувства ответственности, исполнительской дисциплины.
4. Содержание учебного занятия:
∙ на занятии были созданы условия для развития навыков ансамблевой игры и игры под фонограмму;
∙ дидактические материалы полностью соответствовали цели и задачам;
∙ учебный материал подобран соответственно возрасту детей, их музыкальному кругозору;
∙ дети с интересом слушали и обсуждали услышанное, проявляли фантазию и стремились к совершенствованию навыков.
5. Тип учебного занятия:
∙ комбинированное занятие-соревнование соответствует возрасту детей.
- Структура учебного занятия:
Этап «Вступление» позволил настроить ребят на рабочий и в то же время творческий лад.
Этап « Новый материал» научил детей новым навыкам, слушание музыки, игра в ансамбле, беседа позволили сплотить детей для достижения цели занятия. Этапы изучения нового материала построены на основе создания проблемных ситуаций, которые стимулировали самостоятельность мышления и творческую активность учащихся, так же использовался логический метод в исторической последовательности.
-Физминутка всегда нравится детям и позволяет не потерять концентрацию на занятии. За счет смены видов деятельности, с разным уровнем нагрузки было обеспечено рациональное использование времени.
Этап «Подведение итогов» -самый важный: осуждени, анализ деятельности направляет детей на новые достижения, закрепление полученных знаний. Домашнее задание было дано дифференцировано. Все этапы занятия взаимосвязаны, логически последовательны. Соблюдена организация начала занятия и конца.
- Методы обучения:
- словесные
- наглядные
- практические
- информационно-коммуникативные
- методы готовых знаний (словесно-догматический, репродуктивный, объяснительно-иллюстративный)
- исследовательские методы (проблемный, поисковый, эвристический)
- методы приобретения ЗУН
- методы повторения
- методы закрепления
- методы контроля
- методы самостоятельной работы
- методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности;
- методы стимулирования и мотивации учебной деятельности;
- методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности.
Методы соответствуют цели и задачам занятия.
8.Работа детей в группе и индивидуально организована педагогом на оптимальном уровне, определяется объём учебного материала соответственно возрасту и способностям ребёнка.
∙ На занятии создана доброжелательная атмосфера, дети помогали и поддерживали друг друга, старались выполнять всё правильно.
9. Учащиеся организованы, активны на протяжении всего занятия, сосредоточены, творчески применяют знания и умения; к педагогу относятся как к партнёру на некоторых этапах занятия.
10. По результатам занятия можно сказать следующее: запланированный объём выполнен, цель достигнута, выбранные методы позволили эффективно провести все этапы занятия, сформировать и закрепить умения и навыки. Следует использовать такие формы работы, накапливать различный дидактический материал.