Конспект откоытого занятия "В лёгком жанре..."

Стрикачева Елена Викторовна

Занятие для музыкантов-аккордеонистов, способствующее более свободному владению инструментом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie_pod_fonogrammu_akkordeon.docx34.83 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

План-конспект  занятия

по специальности

в классе аккордеона муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Центр детского творчества» Арзгирского района Ставропольского края

на тему «В лёгком жанре… »

                                                Разработала: Стрикачева Е.В.,педагог высшей квалификационной категории

                                                

                                                                           

        

Село Арзгир, 2023

Тема занятия. «В лёгком жанре…»

Дата проведения. 01.12.2023 г.

Состав учебной группы 3 учащихся: 2 мальчика, 1 девочка; 10 лет.

Цель учебного занятия. Создание условия для развития музыкальных и познавательных способностей - достижение ритмически, динамически, агогически правильного исполнения произведений под фонограмму

Задачи. 

  1. Обучающая: показать процесс обучения игре под фонограмму в нескольких этапах.
  2. Развивающая: развитие внимания, музыкального слуха при игре под фонограмму; показать точность в темпе, ритме, штрихе, динамике, агогике.
  3. Воспитательная: воспитание самостоятельности, чувства ответственности, исполнительской дисциплины.

Форма учебного занятия: путешествие (комбинированное занятие).

Фома организации работы: индивидуально-групповая.

Образовательные технологии. Применение современных технологий в обучении аккордеонистов  (игра под фонограмму).

Технические средства: ноутбук, музыкальный центр, CD-диски, USB- носители, метроном, 3 аккордеона «Берёзка»..

Наглядные пособия: фото эстрадных  исполнителей на баяне, аккордеоне (П. Дранга, дуэт «Баян-mix», «Любаня», аккордеонный дуэт «Иллюзия»).

Музыкальный материал: видеоматериал лучших образцов эстрадной  музыки (исполнение под фонограмму).

План занятия:

I. Вступление - 4 минуты:

  1. «Хочу играть как П. Дранга». Показ аудио, видеоматериалов: исполнение на баяне, аккордеоне под фонограмму.
  2.  Беседа с ребятами.

          Метод: информационно-рецептивный

II.  Новый материал- 31 минута:

   1.Три этапа обучения игре под фонограмму:

- этап первый – обучение игре в ансамбле с педагогом (простые партии)

- этап второй – игра под фонограмму (соло)

-этап третий – игра под фонограмму унисон, игра в ансамбле (сложнее материал)

    2. Беседа с ребятами

-Физминутка- 1 минута.

            3. Ритм - главная основа в исполнении под фонограмму

III.  Подведение итогов - 4 минуты:

  1. Беседа «Для чего нужно играть под фонограмму?»
  2. Рефлексия: оценивание своего исполнения и партнёров, анализ неточностей, рекомендации.
  3. Домашнее задание.

 Ход занятия:

В последнее время возрос интерес к эстрадной, популярной музыке исполняемой на академических инструментах (скрипка, баян, аккордеон,  ансамбли различных составов) под фонограмму. Баян и аккордеон  раскрылись с новой стороны, о чём свидетельствуют выступления П. Дранги, дуэта «Баян – mix»  и т. д. Это послужило популяризации инструментов. Интерес со стороны детей и родителей объясняется тем, что они приходят в музыкальную школу в класс баяна, аккордеона, чтобы играть «как Дранга».

- Показ видеоматериалов (П. Дранга, дуэт «Баян – mix» , шоу – дуэт « Баян-позитив», дуэт аккордеонистов «Иллюзия»).

2. Беседа с детьми после видео просмотра:

-   Почему исполнение под фонограмму звучит  ярче, сочнее?

Предполагаемый ответ: Любая пьеса превращается в яркий концертный номер, игра на инструменте в сопровождении собственного эстрадного оркестра.

- Почему исполнение под фонограмму современно?

Предполагаемый ответ: В наше современное время с экранов телевизоров мы слышим, в основном, только эстрадное исполнение, отсюда следует, что слушателю это знакомо и легче воспринимается.

   II.  Новый материал

Процесс обучения игре под фонограмму состоит из нескольких этапов. Сейчас мы рассмотрим каждый этап по отдельности:

Первый этап – обучение игре в ансамбле с педагогом (репертуар составляют простые песенки, даже на одной ноте).

Наиболее серьезной проблемой в ансамблевой игре, в том числе и в игре под фонограмму, считается синхронность звучания, то есть точное совпадение во времени сильных и слабых долей такта, всех длительностей участников ансамбля. Как правило, в коллективе исполнитель первой партии кивком головы показывает начало пьесы, замедление, снятия аккорда, окончание произведения. При игре под фонограмму от ученика требуется предельная концентрация внимания, так как нужно точно совпадать с записанным сопровождением. Нужно контролировать игру, не допуская расхождения с фонограммой.

Такой вид работы позволяет развивать самостоятельность, так как есть возможность разучивать произведение и дома, а не только в классе с педагогом.

Примером вышеизложенного материала могут служить пьесы Р. Бажилина из альбома пьес для начальных классов ДМШ «Учимся играть на аккордеоне» - «Солнечный дождик», «Радуга», «На лужайке», «Солнечный зайчик», «Автомобиль».

Одним из важных компонентов при игре является метроритм. Именно он позволяет играть ученику синхронно  с записью. При нарушении метроритма рушится все исполнение. Также метроритм способствует техническому развитию ученика.

  1. РНП «Во поле берёза стояла» - исп. Головко Никита, 2 класс (игра с педагогом)
  2. М.Качурбина «Мишка с куклой» - исп. Салий Лёша, 2 класс (игра с педагогом)

Второй этап -  игра под фонограмму (соло), репертуар усложняется.

1.Репертуар на этом этапе различен. В последние годы появился подходящий репертуар  (Р. Бажилин «Учимся играть на аккордеоне» часть 2; А. Шустов «Пьесы и вариации для аккордеона (баяна)»; В. Ушенин «Играем с оркестром» концертный репертуар для баяна (аккордеона) в сопровождении виртуального оркестра). Такой репертуар,  несомненно, дополняет, расширяет содержание музыкального образования, способствует активизации учебного процесса. Играя под такой аккомпанемент, юный музыкант уже на начальном этапе, сможет ощутить себя маленьким артистом, и это будет  стимулировать его занятия на инструменте.

Примерный репертуар:

  1. Р. н. п. «Как под горкой» обр. А. Шустова – исп. Салий Лёша, 2 класс
  2. Р. Бажилин «Петрушка» - исп. Головко Никита, 2 класс

Во время исполнения, перед учеником поставить определенные задачи:

- точность  в темпе, ритме

- штрихи должны соответствовать характеру произведения

- динамические оттенки не должны конфликтовать с фонограммой, а должны быть выразительны.

2. После проигранных произведений поговорить с ребятами,  под какие фонограммы они играли, и как их разделяют:

-фонограммы, которые несут только гармоническую функцию (Кочанте «Belle», Д. Пономарёва «Лим-по-по», Карпов «Дорожная»)

-фонограммы, с элементами темы (П. Оливейра «Мелодия из к/ф «Генералы песчаных карьеров», Цветков «Золушка»)

-фонограммы с контрапунктом («Песня из таинственного сада» из реп. Гр «Secret Garden»)

- фонограммы со второй партией (Р. Бажилин «Зонтики», «После дождя»)

- развитые  фонограммы (А. Новосёлов «Петушиная полька», «Румба» обр. Г. Лохина)

Третий этап – обучение игре под фонограмму унисоном или ансамблем (унисон – сложная, интересная и незаслуженно забытая форма обучения на баяне, аккордеоне, когда несколько инструментов играют одну и ту же мелодию).

  1. Исполнение под «плюс», на примере пьесы А. Новосёлова «Петушиная полька». Обратить внимание на длинное вступление, точно его просчитать. Выполнить все динамические оттенки, они должны соответствовать динамике в фонограмме.

При игре в ансамбле каждый участник может учить свою партию одновременно с партнером и по мере продвижения работать над отдельными частями произведения.

Разучивая произведение с фонограммой, нужно уже знать текст¸ играть  в нужном темпе, с динамическими оттенками штрихами.

В изложении важен темп. Именно верно выбранный темп способствует точной передаче характера музыки. Ученик должен четко представлять,  в каком темпе он сможет сыграть, попадать в нужный темп, контролировать свою игру, не допуская расхождения с партнером в ансамбле и с фонограммой.

Примером служит пьеса «Румба» в обработке Г. Лохина, сыгранное в разных темпах.

Физминутка: упражнения для глаз, упражнения с подъёмом и разведением рук.

2. Беседа с учащимися:

- в каком  темпе были выполнены все требования (штрихи, динамика, агогика, чистота исполнения).

3. Ритмическая основа очень важна  при игре под фонограмму, а тем более в ансамбле.

Пример: Произведение Романа Бажилина «Автомобиль»

-проследить, чтобы партия ученика была  сыграна ритмически точно, для этого можно использовать речевые слоги, на ритмический рисунок восьмая-четверть-восьмая-четверть :подставить слоги ав-то-мо-биль. Это поможет ребенку сыграть эту синкопу.

III.  Закрепление . Подведение итогов.

  1. Беседа с ребятами: «Для чего  нужно играть под фонограмму?»

Предположительный ответ:

Игра под фонограмму значительно расширяет музыкальный кругозор учеников, развивает умение слушать и слышать записанный аккомпанемент. Такой вид исполнения вовлекает ученика в активную форму музицирования. Ведь исполняя самые простые  мелодии, дети приобщаются к творческому процессу. Играть под фонограмму следует на протяжении всего времени обучения в школе.

Игра под фонограмму воспитывает у исполнителя ряд ценных профессиональных качеств: ритмическая дисциплина, ощущение темпа, способствует развитию музыкальности, исполнительской выразительности, слуха.

Такой способ исполнения доставляет ученикам истинное удовольствие и приносит неоспоримую пользу, раскрепощает его, снимает зажатость, страх публичных выступлений.

Любому преподавателю важно увлечь маленьких музыкантов, ведь играя под фонограмму, он ощущает себя настоящим артистом, играющим в сопровождении целого коллектива.

Такой вид работы, расширяет творческие способности, помогает закладывать основы для слухового внимания, развития гармонического слуха, способствует ритмической дисциплине, развивает самостоятельность.

Анализ занятия:

Результат занятия показал, что поставленные цели и задачи достигнуты, так как содержание занятия было направленно на достижение правильного исполнение под фонограмму. Задачи, поставленные педагогом выполнены.

Для решения поставленных задач использовались следующие приемы и методы работы:

- четкость и ясность поставленных задач перед учащимися

- разнообразный музыкальный материал, способствующий развитию творческих способностей ребенка.

- создание образного ряда (образные сравнения, ассоциации)

- активизация слухового контроля

- развитие мышления (игра в ансамбле)

- подача теоретических понятий в контексте музыкального образа.

- самоанализ учащимися исполняемых произведений.

Используемая литература:

  1. Игнатьев В. «Я музыкантом стать хочу» 1ч., Л.,1986 г.
  2. Бажилин Р. «Учимся играть на аккордеоне» 2ч., - М.,2006 г.
  3. В. Ушенин «Играем с оркестром» концертный репертуар для баяна (аккордеона) в сопровождении виртуального оркестра) 2011 г.
  4. А. Шустов «Пьесы и вариации для аккордеона (баяна)» 2011 г.

Самоанализ занятия «В лёгком жанре..».

  1. Общие сведения:

учащиеся с хорошими музыкальными данными, второй год обучения, одного возраста -10 лет, обладают познавательными способностями, настроены на активную концертную и конкурсную деятельность;

  материально-техническое обеспечение занятия полностью соответствуеттребованиям и плану занятия;

  1. Тема учебного занятия: «В лёгком жанре…»

 занятие ансамблем с использованием фонограммы  имеет особое место  в учебном курсе- позаоляет развивать музыкальные способности;

 занятие в ансамбле и игра под фонограмму заинтересовывает детей и для них не заметен переход «о простого к сложному»;

3. Цель занятия: Создание условия для развития музыкальных и познавательных способностей - достижение ритмически, динамически, агогически правильного исполнения произведений под фонограмму.

Задачи. 

Обучающая: показать процесс обучения игре под фонограмму в нескольких этапах.

Развивающая: развитие внимания, музыкального слуха при игре под фонограмму; показать точность в темпе, ритме, штрихе, динамике, агогике.

Воспитательная: воспитание самостоятельности, чувства ответственности, исполнительской дисциплины.

4. Содержание учебного занятия:

 на занятии были созданы условия для развития навыков ансамблевой игры и игры под фонограмму;

 дидактические материалы полностью соответствовали цели и задачам;

 учебный материал подобран соответственно возрасту детей, их музыкальному кругозору;

 дети с интересом слушали и обсуждали услышанное, проявляли фантазию и стремились к совершенствованию навыков.

 5. Тип учебного занятия:

  комбинированное занятие-соревнование соответствует возрасту детей.

  1. Структура учебного занятия:

Этап «Вступление» позволил настроить ребят на рабочий и в то же время творческий лад.

Этап « Новый материал» научил детей новым навыкам, слушание музыки, игра в ансамбле, беседа позволили сплотить детей для достижения цели занятия. Этапы изучения нового материала построены на основе создания проблемных ситуаций, которые стимулировали самостоятельность мышления и творческую активность учащихся, так же использовался логический метод в исторической последовательности.

-Физминутка всегда нравится детям и позволяет не  потерять концентрацию на занятии. За счет смены видов деятельности, с разным уровнем нагрузки было обеспечено рациональное использование времени.

Этап «Подведение итогов» -самый важный: осуждени, анализ деятельности направляет  детей на новые достижения, закрепление полученных знаний.  Домашнее задание было дано дифференцировано. Все этапы занятия взаимосвязаны, логически последовательны. Соблюдена организация начала занятия и конца.

  1. Методы обучения:    
  • словесные
  • наглядные
  • практические
  • информационно-коммуникативные
  • методы готовых знаний (словесно-догматический, репродуктивный, объяснительно-иллюстративный)
  • исследовательские  методы (проблемный, поисковый, эвристический)
  • методы приобретения ЗУН
  • методы повторения
  • методы закрепления
  • методы контроля
  • методы самостоятельной работы
  • методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности;
  • методы стимулирования и мотивации учебной деятельности;
  • методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности.

Методы соответствуют  цели и задачам занятия.

8.Работа детей в группе и индивидуально организована педагогом на оптимальном уровне, определяется объём учебного материала соответственно возрасту и способностям ребёнка.

 На занятии создана доброжелательная атмосфера, дети помогали и поддерживали друг друга, старались выполнять всё правильно.

9. Учащиеся организованы, активны на протяжении всего занятия, сосредоточены, творчески применяют знания и умения; к педагогу относятся как к партнёру на некоторых этапах занятия.

10. По результатам занятия можно сказать следующее: запланированный объём выполнен, цель достигнута, выбранные методы позволили эффективно провести все этапы занятия, сформировать и закрепить  умения и навыки. Следует использовать такие формы работы, накапливать различный дидактический материал.