Работа над основными штрихами со скрипачом в младших классах
УНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
СИМФЕРОПОЛЬСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ГОРОДСКОЙ ОКРУГ СИМФЕРОПОЛЬ
Методическая разработка открытого урока
на тему:
« Работа над основными штрихами со скрипачом в младших классах »
Подготовила:
Преподаватель
по классу скрипки
Ибрагимова ИИ.
Концертмейстер
Аединова Н.Р.
г. Симферополь 2024г..
План-конспект урока
Дата «14» мая 2024г.
Группа/ класс учащийся 2 класса Тимошевская Вера. учебный предмет «Специальность, скрипка» |
Отдел/отделение оркестровое |
Преподаватель: Ибрагимова Инара Иззетовна |
Тема занятия: «Работа над основными штрихами со скрипачом в младших классах»
|
Цель: формирование координационных навыков в работе над штрихами.
· |
Задачи: образовательная – Формировать навыки исполнения штрихов деташе ; мартле; легато;комбинированные штрихи , мартле, стаккато . Добиваться чистой интонации и слухового контроля (проигрывание партии скрипки на фортепиано). Выработать у учащихся умен четко использовать штрихи в этюдах и пьесах. Продолжать закреплять основы развития гармонического слуха с участием концертмейстера , дублирование партии солиста (для чистой интонации) .
воспитательная –
Воспитывать эмоциональную отзывчивость на музыку, содержания текста; Воспитывать интерес к классической музыке. Воспитывать желание исполнять пьесы в самостоятельной деятельности. Воспитывать любовь к музыке, потребности в общении с искусством.
развивающая – Продолжение формирования точного исполнения штрихов. Продолжение развития гармонического слуха, с участием концертмейстера. Развитие музыкальной восприимчивости , т .е. умения слышать и слушать, умения анализировать,сопоставлять. Расширение музыкального кругозора учащихся через репертуар ( произведения классиков, современных композиторов,народных обработок.)
|
Тип занятия: Формирование умений и навыков .
|
Вид занятия: Смешанный (беседа , практическая работа) |
Форма организации: индивидуальная |
Оборудование/ дидактический материал: Скрипка, фортепиано, пюпитр, нотный материал.
|
Планируемые образовательные результаты: воспитанник приобретет навык технического исполнения штрихов и хорошей артикуляции в звукоизвлечении..
|
|
Получит возможность научиться: Исполнять на публике произведение с различными штрихами, а так же владеть свободным корпусом .
|
|
План урока
1. Организационная часть
2. Актуализация опорных знаний
3. Изучение теоретических сведений
4. Практическая часть
5. Анализ понимания нового материала
6. Повторение и закрепление нового материала
7. Рефлексия. Подведение итогов
ХОД УРОКА:
1. Организационная часть. Приветствие. Представление учащегося. Проверка готовности к уроку – ноты, дневник, настройка инструмента, разминка .
2. Сообщение темы и цели занятия. Введение в предлагаемый образовательный материал или информацию. Мотивация. Преподаватель даёт сведения о основных штрихов при исполнении в гамме , этюде и пьесе. Формирование координационных навыков в работе над штрихами .
3. Актуализация опорных знаний. ( Проверка домашнего задания) Проигрывание гаммы С-dur с прорабатыванием отдельных штрихов, встречающихся в этюде ,а так же в пьесе , игра арпеджио. Проверка и оценивание качества выполнения домашнего задания. Учащийся исполняет наизусть с аккомпанементом П.И.Чайковский из «Детского альбома» «Старинная французская песня». С.М. Майкапар «Марш».
4.Теоретическая часть. Понятие о штрихе Деташе (detache) - один из наиболее часто применяющихся штрихов. Означает раздельное движение смычка, в котором смене направления способствуют почти незаметные паузы.
Легато ( legato) . Незаметное, связное соединение нескольких нот на один смычок является главной задачей этого штриха.
Мартле (martele – бить молотком). Штрих представляет собой острый звук с паузой, равной ему по длительности.
Стакатто (staccato). Штрих, при котором ряд раздельно артикулированных и акцентированных звуков исполняется на один смычок ( вниз или вверх).
Преподаватель, сопровождая показом, объясняет каждый штрих.
5. Практическая часть. П.И.Чайковский из «Детского альбома» «Старинная французская песня» Охарактеризовать музыку, как грустную напевную. Сделать анализ тональности, ключевых знаков, размера, встречающиеся знаков,длительности, штрихи.
Сольфеджирование – фрагмента пьесы, количество музыкальных фраз и предложений, их схожесть и различия. Штрихи: деташе и легато.
Важнейшим условием хорошего легато является рациональное использование всего смычка, его частей и отрезков. При исполнении короткого деташе в верхней половине смычка используется мягкое кистевое движение.
Исполнение мелодии в умеренном темпе по фразам, соблюдая штрихи и нужное распределение силы звука на смычок. Главная необходимость чистого интонирования, слухового самоконтроля со стороныучащейся, быстрого реагирования и исправления фальши, путем передвижения пальцев в нужном направлении.
Пьесы играется в подвижном темпе с концертмейстером .
С.М.Майкапар «Марш» Прослушание учащейся - пьесы с аккомпанементом в его исполнении, после чего просит охарактеризовать услышанную музыку.Даёт рекомендаций по исполнению данного произведения. Определяется характер произведения Форма пьесы. Шутливый, весёлый, задорный характер марша создаётся композитором с помощью контрастной динамики, акцентов, отрывистого звучания. Средняя часть звучит смело, решительно, ярко. Осуществляется совместный анализ: тональности, ключевых знаков, размера, длительностей, приемов игры, штрихов, динамики, фразировки. Сразу обсуждаются наиболее сложные такты, где и как будет распределяться смычок. Легато исполняемом по две ноты на одной струне, где нужно точно делить смычок на равные части, при этом пальцы левой руки следует ставить мягко (но вместе и четко) . При исполнении мартле - во время паузы рука, освобожденная от напряжения, должна быть подготовлена к последующему акценту. Пальцы заранее ставятся и снимаются во время звуковой паузы, что позволяет исполнять штрих без призвуков.
6.Анализ понимания нового материала (Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи)
В процессе беседы учащийся обращает внимание на различие характера частей произведения. Совместно с преподавателем он находит трудные в техническом отношении места, которые требуют детального прорабатывания дома, уточняя при этом способы работы.
7.Закрепление нового материала (Обобщение и систематизация знаний)
Проигрывание двух разнохарактерных пьес с аккомпанементом без остановок. Преподаватель напоминает о необходимости в процессе исполнения быстро переключаться с одного образа на другой, посредством смены штрихов, динамических оттенков. Даётся краткое заключение: что удалось, а что нет.
8. Рефлексия. Подведение совместной работы учащегося, преподавателя и концертмейстера. Преподаватель благодарит учащегося за работу на уроке, записывает в дневник домашнее задание. Предложено найти, посмотреть и послушать записи изучаемого произведения в различных исполнениях.
9. Домашнее задание: при работе над штрихами следить за постановкой
игрового аппарата - особенно на смычке, плотным звуком, не забывать
контролировать чистоту интонирования. Работать над текстом по фразам,
добиваясь правильного распределения смычка.
Педагог благодарит ученицу за продуктивную работу на уроке.
Список используемой литературы
1. Вопросы музыкальной педагогики/ ред. Руденко В., вып.2. М.,
«Музыка», 1980
1. Гарлицкий М. Шаг за шагом. М., «Советский композитор», 1989
2. Григорян А. Начальная школа игры на скрипке. М., «Советский композитор», 1989
3. Как учить игре на скрипке в музыкальной школе. М.,
«Классика - ХХІ век», 2006
1. Марков А. Система скрипичной игры. М., «Музыка», 1997
2. Мищенко Г.» Методика обучения игры на скрипке» С-Пб 2009
3. Родионов К. Начальные уроки игры на скрипке. М., «Музыка»,
1984
8.Захарьина Т.» Скрипичный букварь».Музгиз» 1962
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно