Первоначальный этап работы над вокальным произведением на уроках Татарского сольного пения
работа над татарскими вокальными произведеними в городских школах
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pervonachalnyy_etap_raboty.docx | 18.48 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Хисамова Резеда Мансуровна
Первоначальный этап работы над вокальным произведением на уроках татарского вокала
Мы с вами живем в прекрасной многонациональной Республике Татарстан. В Республике два Государственных языка. Но, к сожалению, время диктует свои правила и большинство детей говорит на русском языке. Поэтому у них, как и преподавателей татарского вокала возникают определенные сложности с изучением татарских песен.
На сегодняшний день возрождение национальной культуры –один из актуальных вопросов, поставленных социумом перед педагогами дополнительного образования. Как известно, в последние годы в нашей стране произошли общественно-политические, экономические, социальные преобразования, сменились ценностные ориентации. Несмотря на общественную значимость национальной музыки в воспитании детей, большинство учащихся, особенно городских школ, воспринимают татарскую народную музыку, как некую ЭКЗОТИКУ. Для большинства учащихся это:
*непонятный речевой диалект
*чуждая эстетика звукоизвлечения
Все это нередко вызывает у ребят реакцию неприятия, так как у современных детей сформировался стереотип музыкального мышления на восприятие массовой музыкальной культуры.
Современная образовательная система предлагает в школах программу «Музыка», в основе которой лежит знакомство и изучение таких жанров как: опера, рок-опера, мюзикл, оперетта и другие жанры. Песенный репертуар в программы не включен, нет единого маркера для формирования певческих навыков и, зачастую, оставляет желать лучшего. Сегодня стоит острая проблема сохранения и бережного отношения к народной культуре, татарской песне, не извращая традиций, не выдавая ее за экзотику.
Приобщение к национальной культуре, народной песне должно проходить (так у нас в школе и проходят) средствами родной разговорной речи через:
-изучение Устного народного творчества
-общения в группе, с педагогами, с родителями
-Общение в форме диалога, что способствует развитию навыков общения на родном языке.
Фонематика татарского языка во многом отлична от русской. В ней присутствуют звуки, которые непривычны для русского произношения, например:
Ә
Ү
Җ
Ң,
Ү
Һ
Ө
В классе татарского вокала очень важно уделить большое внимание работе над дикцией и артикуляцией для точной передачи смысла текста песни . Особенность работы конкретно в моем классе явлется то, что не все обучающиеся владеют татарским языком, что требует повышенного внимания со стороны педагога
Начало работы над песней в классе Татарского вокала.
- ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ ПРОСЛУШИВАНИЕ ПЕСНИ
(Исполнение педагогом песни с концертмейстером, либо прослушивание песни в записи)
- Работа над литературным текстом :
- Чтение текста в медленном темпе
- Разбор и перевод трудновыговариваемых слов
- Перевод текста песни (куплета)
- Работа над произношеием (подписываем в тексте как правильно произносить слова)
- Читаем шепотом текст песни в ритме песни.
- Творческая работа
-читаем текст песни
в роли строгого Начальника
(Учителя, волшебника, Бабушки).
- Сольфеджирование песни
- Работа над фразировкой
Татарские мелодии зачастую обладают широкой распевной мелодикой, поэтому их исполнение необходимо предварять серьезной работой певческого дыхания . Для этого в классе выполняется комплекс упражнений на проотяженность певческого дыхания .
УПРАЖНЕНИЯ:
-ШИНА ( имитируем Надувание шины)
-ВЬЮГА ( имитация зимней вьюги, метели)
-ПАРОВОЗИК (Чух-чух-чух.непрерывный ход транспорта)
-Дрель ( БОЛЬШАЯ и малая ) РЫЧИМ Р_Р_Р-
-ЗМЕЯ (шипим Ш_Ш_Ш_Ш)
-ЛОШАДКА (бодрая,уставшая, уходяща вдаль) цокаем
Песни родной земли стоят в ряду самых ярких и значительных явлений в художественном наследии народов Республики. Их притягательная сила в искренности, глубине и совершенстве поэтических образов, в жизненной энергии музыкальных ритмов.Народная манера пения наряду с языком –важнейшее составлющее этнической культуры. Они передают дух нации, чувства и переживания людей. Именно родная культура должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом порождающим личность. И моя задача, как педагога-привить ученику любовь к родному языку и сохранению традиций татарского народа