1.1 - Методическая разработка сценария музыкально-поэтической композиции (концерта), посвященная 150-летию со дня рождения С. В. Рахманинова. авторы: Муралева М.Г., Ларина Т.А.

Ларина Татьяна Альбертовна
  1. «Рахманинов был создан из стали и золота: сталь в его руках, золото – в сердце».

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ГБУ ДО Дворец детского (юношеского) творчества Московского района

Музыкальный отдел

Методическая разработка сценария

музыкально-поэтической композиции (концерта), посвященная 150-летию со дня рождения

С. В. Рахманинова

Составители:

        педагог дополнительного образования,

Ларина Татьяна Альбертовна

концертмейстер,

Муралева Мария Геннадьевна.

Picture background

                                                  Санкт-Петербург 2024

Пояснительная записка

Данная методическая разработка сценария музыкально-поэтической композиции (концерта) посвящена русскому великому композитору Сергею Васильевичу Рахманинову, предназначена для широкого круга слушателей, для педагогов и учащихся специального и дополнительного образования, для любителей и профессионалов. В концерте - композиции представлены наиболее значимые в вокальном творчестве композитора произведения, и стихи А. Фета, М. Лермонтова, Ф. Тютчева, М. Цветаевой, А. Майкова, И. Никитина, В. Мартовицкого. Процесс подготовки к данному мероприятию должен быть тщательно-продуман, и в плане организации, и в подборе музыкального и литературного материала. Концерт предполагает, как камерный зал с хорошей акустикой и роялем, так и большой зал.

Цель: приобщение слушателей к высокохудожественным образцам музыкального и литературного творчества через популяризацию значимого события юбилейной даты русского композитора С.В. Рахманинова.

Задачи:

  • Обогатить внутренний духовный мир слушателей;
  • Познакомить с новой важной информацией о композиторе, и с пронизывающими стихами русских поэтов.
  • Способствовать созданию дружеской и теплой атмосферы между исполнителями и зрителями.

Ожидаемый результат: Оставить у слушателей в душе самые приятные впечатления, дать некий толчок к раздумью, ведь часто после концертов классической музыки, люди пересматривают многое в своей душе, ищут, интересуются, меняются.  Произведения Сергея Рахманинова не могут оставить человека равнодушным, ведь в них чувствуется большая открытая душа, человечность, они раскрывают глубокий душевный мир человека, а в сочетании с пронзительными стихами русских поэтов – эффект погружения в прекрасный мир искусства музыки и поэзии утраивается.

В этом году в России отмечают 150-летие со дня рождения Сергея Васильевича Рахманинова, гениального композитора, пианиста и дирижёра XX века - символу русской музыки во всем мире.

Сергей Рахманинов один из самых знаменитых русских композиторов, а его великолепные романсы являются особенным достоинством творческого наследия, отличающиеся глубоким душевным содержанием, интимностью и изысканностью музыкальных средств. Он достиг признания не только у соотечественников, но и во всем мире, а эмигрировав из страны, продолжал помогать Родине через благотворительные концерты.

«Я - русский композитор, и моя родина наложила отпечаток на мой характер и мои взгляды. Моя музыка - это плод моего характера, и потому это русская музыка».  Сергей Васильевич Рахманинов

  • Звучит романс «Фонтан», ст. Ф. Тютчева

Владимир Мартовицкий

Пылающий костёр страстей людских – всё ярче;

и воздух раскалён, и всем нам стало жарче.
Но где же тот предел, тот рубикон последний?

Сгореть в своих страстях, - таков ли наш удел?

Состав нас мчит земной, он с ядерным зарядом!
По жизни нам с тобой идти бы с ним не рядом.
Он скорость набирал, как новичок несмелый,
раскочегарился, - летит, как угорелый!

Охапками страстей питаем жерло топки.
Огонь не погасить!.. В смятении жмём на кнопки!..
Не рано ли хотим себя мы уничтожить,
не дав Природе шанс весь род людской умножить?
Ведь грешный человек, грехи приумножая,
куёт войны топор, готовя душу к раю...

Творений всех венцом был Человек, конечно,
но стал, в конце концов, «венец» не безупречным.

  • Звучат романсы:

  • «Сирень», ст. Е. Бекетовой  
  • «Они отвечали», ст. В. Гюго, перевод Л. Мея

А. Майков

«Поле зыблется цветами»

Поле зыблется цветами…
в небе льются света волны…
Вешних жаворонков пенья
Голубые бездны полны.

Взор мой тонет в блеске полдня…
Не видать певцов за светом…
Так надежды молодые
тешат сердце мне приветом…

И откуда раздаются        
Голоса их, я не знаю…
Но, им внемля, взоры к небу,                                                                          Улыбаясь, обращаю.

  • Звучат романсы:

  •  «У моего окна», ст. Г. Галиной
  • «Здесь хорошо», ст. Г. Галиной

И. Никитин

«Утро»

Звёзды меркнут и гаснут. В огне облака.
Белый пар по лугам расстилается.
По зеркальной воде, по кудрям лозняка
от зари алый свет разливается.

Дремлет чуткий камыш.
Тишь — безлюдье вокруг.

Чуть приметна тропинка росистая.
Куст заденешь плечом — на лицо тебе вдруг
с листьев брызнет роса серебристая.
Потянул ветерок, воду морщит-рябит.
Пронеслись утки с шумом и скрылися.
Далеко-далеко колокольчик звенит.


Рыбаки в шалаше пробудилися,

Сняли сети с шестов, вёсла к лодкам несут…
а восток всё горит-разгорается.
Птички солнышка ждут, птички песни поют,

И стоит себе лес, улыбается.
Вот и солнце встаёт, из-за пашен блестит,

За морями ночлег свой покинуло,

На поля, на луга, на макушки ракит
Золотыми потоками хлынуло.


Едет пахарь с сохой, едет — песню поёт;

По плечу молодцу всё тяжёлое…
Не боли ты, душа! отдохни от забот!

Здравствуй, солнце да утро весёлое!

  • Звучат романсы:

  • «Островок», ст. К. Бальмонта
  • «Ветер перелетный», ст. К. Бальмонта  

Однажды, находясь на гребне творческой волны, Сергей Васильевич вспомнил про свой «Вокализ», с момента сочинения которого прошло почти три года. Композитор решается показать свою композицию Антонине Васильевне Неждановой (1915 г.), прослушав, оперная дива сразу задала вопрос, почему у такой восхитительной музыки нет слов? Рахманинов убедительно ответил, что с чудесным голосом певицы и её вокальным мастерством мелодия не нуждается в словах. Впоследствии Сергей Васильевич не один раз наведывался к Неждановой для того, чтобы внести поправки в вокальную партию, выбрать удобную для исполнения тональность, расставить дыхание и нюансы. «Вокализ» композитор посвящает Неждановой, и она впервые исполняет его 25 января 1916 года в сопровождении оркестра С.А. Кусевицкого.  В знак благодарности Рахманинов подарил певице рукописный экземпляр, который она бережно хранила в своей библиотеке. «Вокализ» был написан за два года до того, как композитор навсегда покинул Россию, звучит он словно покаяние и прощание с горячо любимой Родиной.

  • Звучит «Вокализ»

М. Ю. Лермонтов

«Молитва»

В минуту жизни трудную теснится ль в сердце грусть,

Одну молитву чудную твержу я наизусть.

Есть сила благодатная в созвучьи слов живых,

И дышит непонятная, святая прелесть в них.

С души как бремя скатится,

Сомненье далеко — и верится, и плачется,

И так легко, легко…

  • Звучит романс «Молитва», ст. А. Плещеева

А. Фет

Заря прощается с землею, ложится пар на дне долин,

Смотрю на лес, покрытый мглою, и на огни его вершин.

Как незаметно потухают лучи и гаснут под конец!

С какою негой в них купают деревья пышный свой венец!

И все таинственней, безмерней их тень растет, растет, как сон;

Как тонко по заре вечерней их легкий очерк вознесен!

Как будто, чуя жизнь двойную и ей овеяны вдвойне, —
И землю чувствуют родную, и в небо просятся оне.

  • Звучат романсы:

  • «Полюбила я на печаль свою», ст. А. Плещеева
  •  «Уж ты, Нива моя», ст. А. К Толстой

«Отличительными качествами Сергея Васильевича являлись доброта и отзывчивость к страданиям и нуждам других, большей частью неизвестных ему людей. Мало кто знает, как велика была его помощь ещё прежде, в России, и в особенности здесь, за рубежом, оставшимся «там» и живущим «здесь», то есть рассеянным по всему миру русским людям. Он был очень скромен и совершенно не переносил шумихи и рекламы. Несмотря на кажущуюся неприступность и суровость, он был очень прост и естествен в обращении и доступен всякому, кто действительно нуждался в его помощи или совете».  Из воспоминаний сестры Софьи Катиной

М. Цветаева

«Дорожкою простонародною…»

Дорожкою простонародною,

Смиренною, богоугодною,

Идем — свободные, немодные,

Душой и телом — благородные.

Сбылися древние пророчества:

Где вы — Величества? Высочества?

Мать с дочерью идем — две странницы.
Чернь черная навстречу чванится.

Быть может — вздох от нас останется,

А может — Бог на нас оглянется…

Пусть будет — как Ему захочется:

Мы не Величества, Высочества.

Так, скромные, богоугодные,

Душой и телом — благородные,

Дорожкою простонародною —
Так, доченька, к себе на родину:

В страну Мечты и Одиночества —
Где мы — Величества, Высочества.

  • Звучат романсы:

  • «Маргаритки», ст. И. Северянин
  • «Крысолов», ст. В.Брюсов
  • «Ночью в саду у меня», ст. А.Блока

C:\Users\winds\Desktop\Маша (работа личное)\надо доделать\Не подтверждено 470676.~

Ф. Тютчев «Молчит сомнительно Восток...»

Молчит сомнительно Восток,

Повсюду чуткое молчанье…
Что это? Сон иль ожиданье,

И близок день или далек?

Чуть-чуть белеет темя гор,
Еще в тумане лес и долы,
Спят города и дремлют селы,
Но к небу подымите взор…
Смотрите: полоса видна,
И, словно скрытной страстью рдея,
Она все ярче, все живее —
Вся разгорается она —
Еще минута — и во всей
Неизмеримости эфирной
Раздастся благовест всемирный
Победных солнечных лучей.

  • Звучат романсы:

  • «Не пой, красавица при мне...», ст. А.С. Пушкина 1893 г.
  • «Я жду тебя», ст. М. Давидовой     1896 г.

C:\Users\winds\Desktop\Маша (работа личное)\надо доделать\Apx5tJPQngg.jpg