1.1 - Методическая разработка сценария музыкально-поэтической композиции (концерта), посвященная 150-летию со дня рождения С. В. Рахманинова. авторы: Муралева М.Г., Ларина Т.А.
- «Рахманинов был создан из стали и золота: сталь в его руках, золото – в сердце».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1.1-metodicheskaya_razrabotka-_literaturno-muzykalnaya_kompozitsiya-s.rahmaninova.docx | 463.81 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
ГБУ ДО Дворец детского (юношеского) творчества Московского района
Музыкальный отдел
Методическая разработка сценария
музыкально-поэтической композиции (концерта), посвященная 150-летию со дня рождения
С. В. Рахманинова
Составители:
педагог дополнительного образования,
Ларина Татьяна Альбертовна
концертмейстер,
Муралева Мария Геннадьевна.
Санкт-Петербург 2024
Пояснительная записка
Данная методическая разработка сценария музыкально-поэтической композиции (концерта) посвящена русскому великому композитору Сергею Васильевичу Рахманинову, предназначена для широкого круга слушателей, для педагогов и учащихся специального и дополнительного образования, для любителей и профессионалов. В концерте - композиции представлены наиболее значимые в вокальном творчестве композитора произведения, и стихи А. Фета, М. Лермонтова, Ф. Тютчева, М. Цветаевой, А. Майкова, И. Никитина, В. Мартовицкого. Процесс подготовки к данному мероприятию должен быть тщательно-продуман, и в плане организации, и в подборе музыкального и литературного материала. Концерт предполагает, как камерный зал с хорошей акустикой и роялем, так и большой зал.
Цель: приобщение слушателей к высокохудожественным образцам музыкального и литературного творчества через популяризацию значимого события юбилейной даты русского композитора С.В. Рахманинова.
Задачи:
- Обогатить внутренний духовный мир слушателей;
- Познакомить с новой важной информацией о композиторе, и с пронизывающими стихами русских поэтов.
- Способствовать созданию дружеской и теплой атмосферы между исполнителями и зрителями.
Ожидаемый результат: Оставить у слушателей в душе самые приятные впечатления, дать некий толчок к раздумью, ведь часто после концертов классической музыки, люди пересматривают многое в своей душе, ищут, интересуются, меняются. Произведения Сергея Рахманинова не могут оставить человека равнодушным, ведь в них чувствуется большая открытая душа, человечность, они раскрывают глубокий душевный мир человека, а в сочетании с пронзительными стихами русских поэтов – эффект погружения в прекрасный мир искусства музыки и поэзии утраивается.
В этом году в России отмечают 150-летие со дня рождения Сергея Васильевича Рахманинова, гениального композитора, пианиста и дирижёра XX века - символу русской музыки во всем мире.
Сергей Рахманинов один из самых знаменитых русских композиторов, а его великолепные романсы являются особенным достоинством творческого наследия, отличающиеся глубоким душевным содержанием, интимностью и изысканностью музыкальных средств. Он достиг признания не только у соотечественников, но и во всем мире, а эмигрировав из страны, продолжал помогать Родине через благотворительные концерты.
«Я - русский композитор, и моя родина наложила отпечаток на мой характер и мои взгляды. Моя музыка - это плод моего характера, и потому это русская музыка». Сергей Васильевич Рахманинов
- Звучит романс «Фонтан», ст. Ф. Тютчева
Пылающий костёр страстей людских – всё ярче;
и воздух раскалён, и всем нам стало жарче.
Но где же тот предел, тот рубикон последний?
Сгореть в своих страстях, - таков ли наш удел?
Состав нас мчит земной, он с ядерным зарядом!
По жизни нам с тобой идти бы с ним не рядом.
Он скорость набирал, как новичок несмелый,
раскочегарился, - летит, как угорелый!
Охапками страстей питаем жерло топки.
Огонь не погасить!.. В смятении жмём на кнопки!..
Не рано ли хотим себя мы уничтожить,
не дав Природе шанс весь род людской умножить?
Ведь грешный человек, грехи приумножая,
куёт войны топор, готовя душу к раю...
Творений всех венцом был Человек, конечно,
но стал, в конце концов, «венец» не безупречным.
- Звучат романсы:
- «Сирень», ст. Е. Бекетовой
- «Они отвечали», ст. В. Гюго, перевод Л. Мея
А. Майков
«Поле зыблется цветами»
Поле зыблется цветами…
в небе льются света волны…
Вешних жаворонков пенья
Голубые бездны полны.
Взор мой тонет в блеске полдня…
Не видать певцов за светом…
Так надежды молодые
тешат сердце мне приветом…
И откуда раздаются
Голоса их, я не знаю…
Но, им внемля, взоры к небу, Улыбаясь, обращаю.
- Звучат романсы:
- «У моего окна», ст. Г. Галиной
- «Здесь хорошо», ст. Г. Галиной
И. Никитин
«Утро»
Звёзды меркнут и гаснут. В огне облака.
Белый пар по лугам расстилается.
По зеркальной воде, по кудрям лозняка
от зари алый свет разливается.
Дремлет чуткий камыш.
Тишь — безлюдье вокруг.
Чуть приметна тропинка росистая.
Куст заденешь плечом — на лицо тебе вдруг
с листьев брызнет роса серебристая.
Потянул ветерок, воду морщит-рябит.
Пронеслись утки с шумом и скрылися.
Далеко-далеко колокольчик звенит.
Рыбаки в шалаше пробудилися,
Сняли сети с шестов, вёсла к лодкам несут…
а восток всё горит-разгорается.
Птички солнышка ждут, птички песни поют,
И стоит себе лес, улыбается.
Вот и солнце встаёт, из-за пашен блестит,
За морями ночлег свой покинуло,
На поля, на луга, на макушки ракит
Золотыми потоками хлынуло.
Едет пахарь с сохой, едет — песню поёт;
По плечу молодцу всё тяжёлое…
Не боли ты, душа! отдохни от забот!
Здравствуй, солнце да утро весёлое!
- Звучат романсы:
- «Островок», ст. К. Бальмонта
- «Ветер перелетный», ст. К. Бальмонта
Однажды, находясь на гребне творческой волны, Сергей Васильевич вспомнил про свой «Вокализ», с момента сочинения которого прошло почти три года. Композитор решается показать свою композицию Антонине Васильевне Неждановой (1915 г.), прослушав, оперная дива сразу задала вопрос, почему у такой восхитительной музыки нет слов? Рахманинов убедительно ответил, что с чудесным голосом певицы и её вокальным мастерством мелодия не нуждается в словах. Впоследствии Сергей Васильевич не один раз наведывался к Неждановой для того, чтобы внести поправки в вокальную партию, выбрать удобную для исполнения тональность, расставить дыхание и нюансы. «Вокализ» композитор посвящает Неждановой, и она впервые исполняет его 25 января 1916 года в сопровождении оркестра С.А. Кусевицкого. В знак благодарности Рахманинов подарил певице рукописный экземпляр, который она бережно хранила в своей библиотеке. «Вокализ» был написан за два года до того, как композитор навсегда покинул Россию, звучит он словно покаяние и прощание с горячо любимой Родиной.
- Звучит «Вокализ»
М. Ю. Лермонтов
«Молитва»
В минуту жизни трудную теснится ль в сердце грусть,
Одну молитву чудную твержу я наизусть.
Есть сила благодатная в созвучьи слов живых,
И дышит непонятная, святая прелесть в них.
С души как бремя скатится,
Сомненье далеко — и верится, и плачется,
И так легко, легко…
- Звучит романс «Молитва», ст. А. Плещеева
А. Фет
Заря прощается с землею, ложится пар на дне долин,
Смотрю на лес, покрытый мглою, и на огни его вершин.
Как незаметно потухают лучи и гаснут под конец!
С какою негой в них купают деревья пышный свой венец!
И все таинственней, безмерней их тень растет, растет, как сон;
Как тонко по заре вечерней их легкий очерк вознесен!
Как будто, чуя жизнь двойную и ей овеяны вдвойне, —
И землю чувствуют родную, и в небо просятся оне.
- Звучат романсы:
- «Полюбила я на печаль свою», ст. А. Плещеева
- «Уж ты, Нива моя», ст. А. К Толстой
«Отличительными качествами Сергея Васильевича являлись доброта и отзывчивость к страданиям и нуждам других, большей частью неизвестных ему людей. Мало кто знает, как велика была его помощь ещё прежде, в России, и в особенности здесь, за рубежом, оставшимся «там» и живущим «здесь», то есть рассеянным по всему миру русским людям. Он был очень скромен и совершенно не переносил шумихи и рекламы. Несмотря на кажущуюся неприступность и суровость, он был очень прост и естествен в обращении и доступен всякому, кто действительно нуждался в его помощи или совете». Из воспоминаний сестры Софьи Катиной
М. Цветаева
«Дорожкою простонародною…»
Дорожкою простонародною,
Смиренною, богоугодною,
Идем — свободные, немодные,
Душой и телом — благородные.
Сбылися древние пророчества:
Где вы — Величества? Высочества?
Мать с дочерью идем — две странницы.
Чернь черная навстречу чванится.
Быть может — вздох от нас останется,
А может — Бог на нас оглянется…
Пусть будет — как Ему захочется:
Мы не Величества, Высочества.
Так, скромные, богоугодные,
Душой и телом — благородные,
Дорожкою простонародною —
Так, доченька, к себе на родину:
В страну Мечты и Одиночества —
Где мы — Величества, Высочества.
- Звучат романсы:
- «Маргаритки», ст. И. Северянин
- «Крысолов», ст. В.Брюсов
- «Ночью в саду у меня», ст. А.Блока
Ф. Тютчев «Молчит сомнительно Восток...»
Молчит сомнительно Восток,
Повсюду чуткое молчанье…
Что это? Сон иль ожиданье,
И близок день или далек?
Чуть-чуть белеет темя гор,
Еще в тумане лес и долы,
Спят города и дремлют селы,
Но к небу подымите взор…
Смотрите: полоса видна,
И, словно скрытной страстью рдея,
Она все ярче, все живее —
Вся разгорается она —
Еще минута — и во всей
Неизмеримости эфирной
Раздастся благовест всемирный
Победных солнечных лучей.
- Звучат романсы:
- «Не пой, красавица при мне...», ст. А.С. Пушкина 1893 г.
- «Я жду тебя», ст. М. Давидовой 1896 г.