Сценарий концерта "Это лечебное слово - МУЗЫКА"

Батюта Елена Алексеевна

Концерт посвящен лечебному воздействию музыки на организм человека, известному человечеству на протяжении столений. Много интересной информации о популярной в современном мире музыкотерапии и о древних способах излечения от различных недугов с помощью звуков разных музыкальных инструментов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл eto_lechebnoe_slovo_-_muzyka.docx46.75 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Сафоновская детская школа искусств»

ОТКРЫТОЕ  ОТДЕЛЕНЧЕСКОЕ  

МЕРОПРИЯТИЕ:

«ЭТО ЛЕЧЕБНОЕ СЛОВО -  МУЗЫКА»

Ведущая и автор сценария –

преподаватель БАТЮТА Е. А.

май  2024г.

г. Сафоново, Смоленская обл.

Направленность:  в основе – здоровьесберегающая  технология.

Цель проведения:

 - формирование у слушателя четкого понимания, что обучение музыке способствует, прежде всего, правильному, гармоничному формированию юной личности.

Задачи:

а.) познавательные: углубление музыкальных познаний в области музыковедения и музыкотерапии;

б.) развивающие: научить детей использовать «правильную» музыку для своего развития и улучшения здоровья.

в.) воспитательные: воспитывать у детей умение слушать музыку и  эмоционально откликаться на неё.


Целевая аудитория:  участники образовательного процесса, родители и все

любители музыкального искусства города.

Место проведения: концертный зал МБУДО «САФОНОВСКАЯ ДШИ»

Ведущая и автор сценария:  Батюта Е.А.

Оформление видео-ряда: Фролова Н.А.

Сценарий концерта 

«Это лечебное слово – МУЗЫКА!»

(Слайд 1  – заставка)

Ведущий:

Добрый день, дорогие друзья!

    (Слайд 2)   Сегодня у нас с вами необычная встреча, на которой нам предстоит понять, ни много, ни мало,  предназначение музыки в жизни человека и  сделать вывод – для чего человечество так тесно на протяжении веков идет рука об руку с музыкой,  и почему она играет такую важную роль в нашей жизни. Возможно, правы те, кто уверен, что музыка не только развлекает и делает нашу жизнь разнообразнее, но и лечит нас и делает гармоничнее и совершеннее.

    (Слайд 3)   Представьте, что наш концертный зал на время концерта стал залом психологической разгрузки, которые сейчас так модны, и мы находимся с вами  на сеансе музыкотерапии.

Итак, начинаем сеанс. Для начала послушаем немного приятной музыки, а затем погрузимся в теорию и историю.

(Слайд 4)   

  1. И. Штраус «Анна-полька» (исп. Казакова Саша и Василевская Таисия, преп. Сергеенкова И.С.)

(Слайд 5)   Известно, что музыка появилась еще на заре человечества, а это произошло почти 2,8 млн. лет назад. 

(Слайд  6) – изображение древней дудочки, свистка или флейты)

Первым музыкальным инструментом в истории стал человеческий голос. Звуки, издаваемые человеком, стали складываться в первые незатейливые мелодии. Изначально музыка играла роль бытового плана, она помогала усмирить животное или, в некоторых случаях, другого человека; она сопровождала ритуалы племени. Вскоре люди смогли создать первый прототип музыкального инструмента — флейты, которая больше напоминала свисток или дудочку с несколькими отверстиями для пальцев. Древний инструмент смогли обнаружить на раскопках в Германии. Археологи установили, что флейта принадлежит периоду в 35-40 тысяч лет до нашей эры. 

Как только музыку стали фиксировать на носителях вроде пергамента или глиняных дощечек, произошла своего рода музыкальная реформа. 

(Слайд 8)

Первый источник, содержащий в себе музыкальное произведение, датируется 2000 годом до нашей эры. Это древняя мелодия, зафиксированная на клинописной дощечке шумеров в Месопотамии. Древний Египет, Древняя Греция, Древняя Индия, Древний Китай и другие народности оставили после себя огромное количество музыкальных памятников: записи старинных народных песен, разнообразие инструментов, имена мастеров музыки.

(Слайд  9):

  1. И. Кореневская «Танец» (исп. Ананьева Настя, преп. Козлова Н.А.)

(Слайд  10): Наш русский народ тоже не мог  на протяжении своей длинной истории жить без музыки: в минуты праздников - веселой и безудержной, в минуты грусти, тоски или уныния – лирической, протяжной, напевной. В русской музыке, русских песнях и романсах  отражена вся душа нашего народа.

(слайд 11):  

О, русский романс, восхищаюсь тобой

За то, что красив ты и светел,

За то, что на все, что случилось с тобой

Ты просто и ясно ответил.

За то, что умна твоя старая грусть

И я перед нею немею,

За то, что я знаю тебя наизусть

И лучше сказать не умею!

(слайд 12-13-14):  

  1. А. Варламов «Красный сарафан», переложение романса для ф.-п. ансамбля в 4 руки (исп. Захарова Алена и Тимошенко Диана, преп. Батюта Е,А.)

Влияние музыки на организм человека

(слайд 15):

Вопрос влияния музыки на организм человека актуален ещё с древних времён. Уже тогда было понятно и известно, что при помощи музыки можно вызвать радость или грусть, снять боль и даже излечить от серьёзных болезней.  Этот способ восстановления  и лечения музыкой в современном мире называется музыкотерапией.

Музыкотерапия – это психотерапевтический метод, основанный на целительном воздействии музыкальной мелодии на психику человека, где музыка используется как лечебное средство.

Кто научил кружиться Вас
В весёлом танце?
Это не танго и не вальс
В привычном глянце.
Это феерия цветов
И сочных красок.
Не танцевал здесь так никто
Ещё ни разу.
Как сновиденье наяву,
Всё расцветает.
В смятенье нежном я плыву
И таю, таю.

(слайд 16):

  1. В. Коровицын. «Элегический вальс» (исп. Гусева Катя, преп. Новикова Л.Н.)

Музыкотерапия и детский организм

(слайд 17):

Музыкальная деятельность оказывает положительное влияние на различные системы детского организма. Она всегда эмоциональна, поэтому  активизирует умственное развитие ребенка. Как писал В.А. Сухомлинский – «источник способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли». И это верно. При игре на музыкальном инструменте задействуются движения кисти и пальцев – так называемая мелкая моторика. Психологи развитие мелкой моторики связывают с развитием речи у ребенка. Помимо речи тренировка пальцев влияет на развитие умственной активности, логического мышления, памяти, зрительного и слухового восприятия ребенка, формируют у него умение концентрировать свое внимание.   Знакомство с нотной грамотой приводит к развитию логического мышления, наподобие математики.

Между прочим, в Европе в период средневековья музыка наряду с геометрией и астрономией входила в число точных наук. Постоянная тренировка чтения нот (сольфеджио), а также игра по нотам тренирует мышление, вырабатывая умение сосредоточиться и концентрировать внимание.

(слайд 18):

Когда ребята уже в первом классе начинают играть 2-мя руками одновременно, очень хорошо развивается навык координации между руками. Каждая рука при этом учится выполнять именно свою задачу, ведь  в одной руке может быть штрих легато (плавная игра), а в другой – стаккато (отрывистая игра).

(Слайд 19-20):

  1.  С. Геллер Этюд до минор (исп. Груздова Марина, преп. Батюта Е.А.)

(Слайд 21):  

Музыка учит ребенка не только видеть, но и воспроизводить увиденное, не только слышать, но и представлять то, что слышишь. Следовательно, она хорошо развивает воображение, а также все виды восприятия и все виды памяти.

Дети, обучающиеся музыке, обычно обнаруживают способности и тягу к другим видам искусства потому, что музыка развивает эмоции, улучшает личностные качества.

Таким образом, игра на музыкальном инструменте развивает:

Память,

 речь,

 логическое и образное мышление,

внимание,

Координацию движений,

Эмоциональность (эмпатию),

Творческое мышление и воображение,

Слуховое и зрительное восприятие,

Интеллект,

Трудолюбие.

Терпение,

Аккуратность,

 Волю.

Все эти качества, безусловно, нужны человеку в жизни для многих видов деятельности.

Продолжим разговор о музыкотерапии, а я тем временем приглашаю на сцену группу старшего хора п/у Полуэктовой И.М.

История возникновения музыкотерапии уходит в далекое прошлое…

(Слайд 22):  

В Древнем Египте хоровым пением лечили бессонницу и снимали боль. Врачи древнего Китая и вовсе выписывали музыкальные мелодии в качестве рецепта, полагая, что музыка способна излечить любую болезнь. Древнегреческий ученый Платон  писал в своих трудах: «Музыка воодушевляет весь мир, снабжает душу крыльями, способствует полету воображения; музыка придает жизнь и веселье всему существующему. Ее можно назвать воплощением всего прекрасного и всего возвышенного».

(слайд 23: изображение церковного хора):

Все религии мира обязательно использовали музыку и пение хором в своих обрядах и службах, как мощное средство (в хорошем смысле) воздействия на души людей, мощную настройку «душевного камертона».

Нет на свете лучше инструмента –

Голоса, что музыкой живет.

Нет для сердца лучшего момента,

Если хор возвышенно поет.

Будто бы звучат органа трубы –

Тело так людей напряжено,

О святом о чем-то шепчут губы.

Что с молитвою сопряжено.

Вознесется голос, в небе тая,

Словно это ангелы поют.

И летает звук, не улетая,

Да и сам ты будто бы не тут!

(слайд 24):

  1. И.Бах-Гуно «Аве, Мария» (исп. группа старшего общего хора п/у Полуэктовой И.М., концертмейстер Батюта Е.А.)

(слайд 25):

Давайте взглянем в окно и вспомним, что на дворе – весна – пора, когда просыпается природа, сигнализируя нам об обновлении и возрождении всего лучшего, самого чистого и самого замечательного…

Продолжим и мы наше лечение и обновление с помощью музыки:

(слайд 26-27):

  1.  В. Купревич. «Весенний эскиз» (исп. Кожекина Даша, преп. Сергеенкова И.С.)

(слайд 29-30):                    Нет больше снежной белизны,

Вослед морозам и метелям

Несется музыка весны:

Журчат ручьи, звенят капели!

Пускай не будет ей конца,

Задорней, громче пойте птицы,

Чтоб все оттаяли сердца

И расцвели в улыбках лица!

Станислав Горст

  1. Р. Глиэр. «В полях» (исп. Сергеенкова Мария, преп. Егорова С.В.)

(слайд 30-31-32 - картины природы)

(слайд 33):                    

С самого рождения человека окружают различные музыкальные звуки. Музыка сопровождает нас тесно. Без нее не было бы радио и телевидения, концертов, балета, оперы и оперетты. Без нее сложно представить любое мероприятие в нашей жизни, даже спортивное. Странно и смешно бы выглядели детские фильмы и сказки без музыки, правда ребята? Музыка -  это вся наша жизнь! При этом многие совершено не задумываются о влиянии музыки на организм человека, воспринимая ее как что-то само собой разумеющееся. Между тем, различные мелодии служат своеобразным камертоном для организма, способным настроить его на самоисцеление.

Без музыки нам жизнь скучна.

Ничем не радует она,

Когда мелодий нет вокруг.

Ведь музыка – твой лучший друг!

Вся жизнь – мелодия и ты,

Находишь в ней свои мечты.

Легко по жизни нам идти

Легко по жизни нам идти

С хорошей музыкой в пути!

Татьяна Крылова

(слайд 34):

  1.  А. Спадевеккиа «Добрый жук» из кинофильма «Золушка» (исп. Мингалиева Ксюша и Платовская Настя, преп. Батюта Е.А.)

(слайд 35):

 Библия гласит о том, что  царь Давид, играя на арфе, исцелял царя Саула (своего отца) от приступов меланхолии и душевного расстройства. Пифагор указывал на огромную роль вибраций собственного голоса. Если больной не мог издавать звуки по какой-то причине, Пифагор в таких случаях прикладывал к его груди трубу и через нее заставлял звучать и вибрировать тело больного. Пифагор, Аристотель и Платон указывали в своих трудах на профилактическую и лечебную силу воздействия музыки. Они считали, что музыка устанавливает порядок во всей Вселенной, в том числе, нарушенную гармонию в человеческом теле. Нам нет причины им не верить. Они были мудрецами.

(слайд 36):

(слайд 37-39):

  1. С. Рахманинов «Мелодия» (исп. Жукова Аня, преп. Егорова С.В.)

 (слайд 40):

Было замечено, что музыка, прежде всего ее основные компоненты – мелодия и ритм, - изменяют настроение человека, перестраивают его эмоциональное состояние. Демокрит отмечал целительное воздействие звучания отдельных музыкальных инструментов, советуя слушать флейту для излечения смертельных заболеваний. Древнегреческий целитель и отец медицины Гиппократ  использовал в своей медицинской практике воздействие музыки на больных. Еще один величайший врачеватель древности Авиценна называл мелодию «не лекарственным» способом лечения болезней, наряду с диетой, запахами (аромататерапией) и смехом, называя музыку «сильнейшим средством профилактики нервно-психических расстройств.

(Слайд 41):

  1. А. Шмидт. «Джазовая инвенция» (исп. Кожекина Даша, преп. Сергеенкова И.С.)

(Слайд 42):

Эскулап, по преданию, лечил радикулит громкими звуками трубы. Однажды он своей музыкой вернул безумному человеку благоразумие. К музыке, как к спасительнице, обращались ветхозаветный музыкант Имхотеп и египетский жрец Шебут-Мут. В 3 веке до н. э. в Парфянском царстве был даже выстроен специальный музыкально-медицинский центр. Там музыкой лечили от тоски и душевных переживаний. Шаманы и целители в древние времена могли определить, какого тона или ритма не хватает человеку для исцеления. Именно поэтому лечение словами, музыкой и голосовым пением было очень эффективным. В 16 веке музыка впервые стала применяться во время хирургических операций, расслабляя, снимая боль и отвлекая больного. В настоящее время некоторые из этих знаний восстановлены и используются при лечении различных заболеваний психотерапевтами.

(Слайд 43):

По черно – белым клавишам рояля

Мелодию настойчиво ища,

Как бабочка, блистательно порхает,

По клавишам стучит твоя душа.

Сплетая звуки в тонкие аккорды.

Пытаясь выразить смятенье своих чувств.

Перебирает друг за другом ноты,

Но, неожиданно, находит только грусть.

По черно – белым клавишам рояля

Играешь, выражая чувств фонтан.

Со временем потом душа узнает –

Как из фонтана создан океан.

(Слайд 44):

  1. К. Сантана. «Ты – все для меня» (исп. Груздова Марина, преп. Батюта Е.А.)

(Слайд 45): аэробика или танцы

Музыка  способна повышать или снижать уровень кровяного давления, воздействовать на глубину дыхания, ритм сердечных сокращений и практически на все процессы жизнедеятельности. Доказано, что музыка улучшает производительность труда, помогает справиться со стрессом. Для многих музыка становится щитом против внешних звуков.

Если у вас монотонный труд, музыка поможет не перегружать мозг и зарядиться энергией. И, конечно же, прослушивание музыки помогает улучшить настроение и скрасить рабочие часы.

Музыка, как никакой другой фактор помогает человеку преодолевать жизненные трудности. Она способна создать, улучшить или поддержать его настроение, а также зарядить на весь день энергией или расслабить в конце рабочего дня. Утром предпочтительнее слушать бодрящие и ритмичные мотивы, которые заставят вас окончательно проснуться и настроиться на достижение новых целей. И такое произведение мы сейчас с вами услышим.

(Слайд 46-47):

  1. М. Мошковский. Этюд (исп. Жукова Анна, преп. Егорова С.В.)

(Слайд 48): колыбельная мамы на ночь

Для  прослушивания вечером больше подходят спокойные мелодии, способствующие расслаблению, отдыху, или как говорят, релаксу, способствующие саморегуляции организма. Спокойная музыка перед сном - прекрасное средство от бессонницы.

(Слайд 49):

  1. Р. Глиэр «Прелюдия» (исп. Казаков Тимур, преп. Егорова С.В.) 

(Слайд 50-51):

(Слайд 52):

Классическая музыка (т. е. музыка Глюка, Гайдна, Моцарта, Бетховена) написана в ритме работы сердца (60-70 ударов в минуту) и поэтому благотворно влияет на основные функции всего организма. Некоторые произведения классиков, музыкальные фразы, проникая в мозг, успокаивают возбужденные нервные центры, снимают состояние стресса, боль, способствуют росту растений, улучшению процессов обмена в организме.

(Слайд 53-54):

  1. Г.Ф. Гендель. Аллеманда из Английской сюиты соль минор (исп. Гусева Катя, преп. Новикова Л.Н.)

(Слайд 55):

Музыка - одна из самых вдохновенных форм искусства. Своим ритмом, мелодией, гармонией, динамикой, разнообразием звуковых сочетаний и колоритов музыка передает бесконечную гамму чувств и настроений. Её сила заключается в том, что, минуя разум, она проникает прямо в душу, в подсознание и создает настроение человека.

Звените, колокольчики, звените

Вы музыкой своей плените всех

Дарите свежесть, красоту дарите

Пусть радует всех серебристый смех!

(Слайд 56):

  1. Е. Юрьев Романс «В лунном сиянье» (исп. Полуэктова И.М., аккомпанируют - Груздова Злата (ложки) и  Груздова Марина (фортепиано, преп. Батюта Е.А.) 

(Слайд 57):

Музыкотерапия - одно из наиболее интересных и пока малоисследованных направлений нетрадиционной медицины, которое в 2003 году признано, между прочим,  официальной медициной.  В Англии в 1961 года  разработали первую программу музыкотерапии, а сейчас там существуют целые центры музыкотерапии. В Германии в 1985 году основали целый институт музыкотерапии.  В  Мюнхене, например, к лечению больных лекарствами добавляют ежедневные прослушивания музыки определенных композиторов (в зависимости от заболевания). Во Франции в Национальном институте переливания крови во время операций звучит музыка, подобранная в строгом соответствии с ее физиологическим действием на организм. Сегодня музыкальную терапию применяют практически во всех странах Западной Европы. Американские музыко-терапевты разработали обширные каталоги лечебных музыкальных произведений, включающие в себя музыку самых разных жанров и стилей, но соответствующим образом разделенную по направленности воздействия.

Хочется сказать несколько слов о том, как различные музыкальные инструменты воздействуют на человека.

(слайд 58):

Так орган обладает комплексным воздействием на организм в целом. Люди после службы, сопровождаемой органом, выходят из собора в приподнятом настроении с улучшением общего состояния.

(слайд 59-60):

Саксофон  и кларнет – наибольший эффект дает при болезнях печени и нарушениях кровообращения, флейта или другие духовые инструменты – при болезнях бронхо-легочной системы. 

(слайд 61):

Фортепиано помогает при заболеваниях почек.

(Слайд62-63):

Скрипка и виолончель благотворно действуют на сердце.

(Слайд 64):

А вот скрипичная музыка в сопровождении фортепиано незаменима для центральной нервной системы. Поэтому музыка для успокоения нервов дает больший эффект при ее исполнении именно на этих инструментах.

(Слайд 65-69): танцуют танго

  1. К. Гардель. «Танго» (исп. ансамбль «Гармония»)

Заключение

(Слайд 70):

Музыка - это столь прекрасное, будоражащее, восхитительное, превосходное, изысканное и неоднозначное искусство, что описать её воздействие на психику человека не представляется возможным в полной мере. Многие учёные продолжают изучать её влияние на человеческую психику, а также пользу или вред различных музыкальных пристрастий человека.

(Слайд 72-73):

  1. А. Гилок Танго «Шампанское» (исп. фортепианный квартет «Аккорд»

(Слайд 74):

Я рада, что мы с вами провели вместе этот час музыкотерапии. Уверена, что все мы стали чуточку добрее, благожелательнее, подкованнее, а значит – совершеннее и здоровее!

(Слайд 75):

Я желаю вам крепкого здоровья! Благодарю всех за внимание и приглашаю всех участников концерта на сцену для совместного фото!

Источники

1.https://knowledge.allbest.ru/psychology/2c0a65625b2ad79a4c43b89421206c26_0.html реферат "Музыкотерапия как средство оздоровления детей"

2.https://knowledge.allbest.ru/psychology/2c0b65625a3ad68a5c43b88521306d27_0.htmlВлияние музыки на организм человека

3. http://vita-jizn.net/sdorovje/muzyikoterapiya

4. https://bestlavka.ru/muzykoterapiya-vliyanie-muzyki-na-organizm-cheloveka/

5.https://otherreferats.allbest.ru/psychology/00161509_0.html#textМузыкотерапия как метод, использующий музыку в качестве средства психологической коррекции

6. http://www.altermed.ru/articles. php? cid=4163/ Музыкотерапия

7. http://www.yugzone.ru/articles/music_t. htm/ Владимир Элькин "Человек и мелодия" (феномены музыкотерапии мелодическими шедеврами)

8. http://psi. webzone.ru/st/150500. htm/ Психологический словарь

9.  http://lukanova-lana.ru

Список литературы

1.Бурно М.Е. Практическое руководство по терапии творческим самовыражением. М., 2002, с.214.

2.Ворожцова О.А. Музыка и игра в детской психотерапии. Изд-во Института Психотерапии. М., 2004, с.90.

3.Выготский Л.С. Психология искусства. Минск, 1998, с.356.

4.Музыкотерапия в музыкальном образовании: Материалы первой всероссийской научно-практической конференции/ Под ред. А.С. Клюева. СПб., 2008, с.254.

5.Назайкинский Е.О. Психология музыкального восприятия. М.: Музыка, 1974, с.378.