Евстафьева А.С. музыкальный руководитель МБДОУ "Детский сад №14" "Народные праздники как средство формирования духовно-нравственных ценностей дошкольников"
Евстафьева А.С.
"Народные праздники
как средство формирования
духовно-нравственных ценностей дошкольников"
Скачать:
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №14 «Дружба» г. Ярцево Смоленской области
Народные праздники
как средство формирования
духовно-нравственных ценностей дошкольников
Подготовила:
музыкальный руководитель
Евстафьева А.С.
г. Ярцево, 2024
Важную роль в духовно-нравственном воспитании дошкольников играют народные праздники и развлечения. Именно праздник, являясь частью национальной культуры, помогает в наиболее успешном и глубоком ее освоении. Праздник – это, прежде всего, радость, красочность, творчество, новые яркие впечатления.
Для формирования личности дошкольника народный праздник имеет значение в нескольких аспектах:
· народные праздники знакомят детей с народными традициями и историей русского народа, своеобразием быта, обычаев, костюма, взаимоотношений между взрослыми и детьми;
· народные праздники связаны с воспитанием уважения к нравственным ценностям: честности, добросовестности, доброте и милосердии, великодушии, справедливости и др.;
· методически грамотное проведение народных праздников формирует праздничную культуру детей дошкольного возраста.
Народные праздники всегда являлись неотъемлемой частью духовной культуры народа, его жизни. Невозможно найти периода в истории человечества, в котором бы не существовало праздника.
В жизни каждого народа праздник играет: коммуникативную, регулятивную, компенсаторную, эмоционально-психологическую, идеологическую, нравственно - воспитательную роль.
Главной целью нравственного воспитания дошкольников на основе народных обрядов и праздников является приобретение детьми нравственного опыта, наследование духовного достояния русского народа, достижение культуры межличностных и межнациональных отношений.
В чем воспитательная направленность народного праздника? Воспитательная направленность народных праздников для ребенка дошкольного возраста состоит в том, что они духовно обогащают ребенка, расширяют его представление об истории и традициях русского народа, позволяют овладеть элементами праздничной культуры русского народа.
Художественно-музыкальная составляющая праздника выражается в том, что он является прекрасным средством для музыкального и речевого развития дошкольников, ее коммуникативной функции, т.к. использование в празднике элементов фольклора как народной мудрости, активизирует музыкальный и словарный запас детей, позволяет услышать красоту родной музыки, родного языка.
Народный праздник - это синтез практически всех видов искусств: литературы, музыки, живописи. Вот почему приобщение детей дошкольного возраста к народным традициям целесообразнее проводить именно в форме праздника. При этом важно не только дать детям новые знания, но и организовать непосредственное их участие в исполнении обрядов, пении народных песен, инсценировках.
Огромный воспитательный потенциал на ребенка дошкольного возраста оказывает и праздничная атмосфера народного праздника, в ходе которой дети получают представление о народном танце, русском костюме, народных промыслах, тем самым приобщаясь к истокам этнической культуры.
Таким образом, народный праздник как элемент народной культуры позволяет решать одну из главных задач, стоящих перед дошкольными образовательными учреждениями - формирование нравственной культуры, которое невозможно осуществить, не усваивая культурно - исторический опыт народа.
Подготовка к народному празднику начинается на музыкальных занятиях, на которых мы знакомим детей с различными видами народного музыкального фольклора. Это детские колядки, игровые попевки, колыбельные, шуточные песни, заклички, игры, хороводы, потешки, которые используются в различных обрядовых праздниках.
Фольклорный материал отражает различные виды музыкальной деятельности:
- пение народных песен;
- слушание народной музыки;
- народная хореография (танцы, хороводы)
- музыкально – фольклорные игры;
- игра на народных музыкальных инструментах.
Надо заметить, что с помощью народных песен с успехом решаются основные задачи пения - чистое выразительное интонирование, правильное, естественное дыхание; протяженное, гибкое и подвижное звуковедение; отчетливая выразительная дикция; единая манера пения и говора.
Чтобы научить детей чисто интонировать используются простые русские народные детские песенки и прибаутки. На их основе применяются разные методические приемы: пение в полголоса; пение закрытым ртом (мм); вокализируя мелодию (на а-а, по строчкам, по фразам (первую фразу поем вслух, вторую – «про себя», по рядам; пение без сопровождения (a’capella). Такие задания активизируют у детей внимание, они лучше слышат себя, что положительно сказывается на умении интонационно точно передавать мелодию.
Развивать активное восприятие музыки, формировать эмоциональную отзывчивость, накапливать фольклорный багаж помогает детям слушание народной музыки.
Дети знакомятся с русскими народными песнями в исполнении различных исполнителей народной песни. На основе слушания народных песен необходимо проводить с детьми познавательные беседы о народном творчестве, праздниках, обрядах, так как песни эти неразрывно связаны с бытом, трудом и жизнью крестьян.
В процессе слушания детям прививается интерес и к русским народным инструментальным произведениям. Лучше всего предлагать произведения контрастного характера, например, веселую «Камаринскую» и спокойную «Во поле береза стояла», «Светит месяц» и «Ходила младешенька по борочку». Так, дети вникают в музыкальный образ, учатся сравнивать и анализировать характер произведения. При прослушивании музыки должны обязательно использоваться иллюстрации, репродукции картин русских художников. Так же в процессе слушания необходимо знакомить детей со звучанием русских народных инструментов: гусли, гармонь, баян, балалайка, домра, рожок, свистулька, трещотки, а также рассказывать об истории их происхождения.
Широко используется русская народная музыка в обучении детей народным танцам и хороводам. Работа по обучению детей танцам, должна быть организована так, чтобы она соответствовала трём важным условиям:
- быть лёгкой для детей и педагога;
- быть интересной для них;
- быть систематической формой обучения;
Русская народная музыка в большинстве случаев отвечает этим требованиям. Мелодии её просты, логичны, в них ярко выражена фразировка. Всё это помогает детям лучше понимать музыкальную речь, развивает у них чувство формы музыкального произведения.
Народные игры способствуют воспитанию сознательной дисциплины, воли, настойчивости в преодолении трудностей, приучают детей быть честными и правдивыми. Народная игра имеет игровой зачин – считалку. Она помогает распределению ролей, служит самоорганизации детей.
Через игру воспитывается чувство ответственности перед коллективом, умение действовать сообща. Вместе с тем, спонтанность игры, отсутствие дидактических задач делает игры интересными для детей. Становясь участником игры, ребёнок сталкивается с необходимостью согласовывать действия с другими детьми, подчиняться правилам в игре.
Игра на музыкальных инструментах – это один из видов детской исполнительской деятельности, которая чрезвычайно привлекает дошкольников. Дети проявляют большой интерес к игре на народных музыкальных инструментах: ложках, бубнах, трещотках, колокольчиках, свистульках и др. инструментах. Многим игра на музыкальных инструментах помогает передать свои чувства, внутренний мир, обогащает музыкальные впечатления, а так же оказывает ничем незаменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, ребенок становится чутким к красоте в искусстве и жизни.
Разученные на музыкальных занятиях песни, танцы, импровизации на музыкальных инструментах, инсценировки становятся близкими и доступными ребенку дошкольного возраста, они включаются в праздники.
В нашем детском саду стало уже доброй традицией празднование Дня народного единства в подготовительных к школе группах в стиле народной осенней ярмарки. Ребята разучивают к празднику фольклорные песни, хороводы, танцы с народными атрибутами, инсценировки. Например, песни: «К нам гости пришли!», «Золотая ярмарка», «Русская сторонка» и т.д.; танцы и хороводы: «Танец с платками», «Ложкари», «Кадриль», «Земелюшка-чернозем» и т.д.; инсценировки: «Во саду ли, в огороде», «Где ты был, Иванушка», и т.д.; оркестр шумовых народных инструментов; народные игры: «Плетень», «Золотые ворота», «Заря-заряница» и другие.
Обязательным элементом праздника является использование народного костюма. Все дети переодеваются в народные костюмы. Не малую роль играет и оформление музыкального зала. Элементы народного стиля обязательно присутствуют в оформлении центральной стены. Тем самым происходит погружение в атмосферу народной культуры.