Тонкости работы концертмейстера в классе скрипки

Надежда Андреевна Панфилова

В данной статье собраны и проанализированы основные проблемы работы концертмейстера в классе скрипки. Статья дает понятие о принципах работы со струнно-смычковыми инструментами, а так же даются рекомендации по решению проблем, возникающих в ходе работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tonkosti_raboty_kontsertmeystera_so_skripachami.docx28.4 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Тонкости работы концертмейстера со скрипачами.

Основная задача концертмейстера в классе скрипки заключается в том, чтобы совместно с преподавателем помочь ученику овладеть произведением, подготовить его к концертному выступлению. Есть некоторые обязательные требования, которым должен соответствовать концертмейстер скрипичного класса: наличие музыкальной одаренности, владение навыками игры в ансамбле, артистизм, фантазия, развитые образные слуховые представления, эрудированность в вопросах музыкальных стилей, музыкальной формы, скорость реакции, гибкость, знание основ скрипичного искусства, понимание исполнительской специфики струнных инструментов. Помимо всего вышеперечисленного концертмейстер должен обладать ясным мышлением, крепкими нервами и хорошей интуицией. А вот умение транспонировать полезно, но не жизненно необходимо, как в вокальном или духовом классах.

Всю работу концертмейстера в классе скрипки можно разделить на четыре основных компонента:

  1. Работа концертмейстера с педагогом и учеником (на уроке);
  2. Работа концертмейстера с учеником;
  3. Работа концертмейстера с педагогом;
  4. Самостоятельная работа концертмейстера.

Рассмотрим эти компоненты подробнее.

  1. Педагог-ученик-концертмейстер.

Педагог в данном случае выполняет активную функцию, ведёт урок, а концертмейстер вникает в творческий замысел коллеги, параллельно выгрываясь в текст и отмечая важнейшие опорные точки композиции. Одна из важнейших составляющих начального этапа освоения произведения для концертмейстера – помочь ребёнку разучить его партию. Поэтому в начале работы над произведением пианисту придется совмещать подыгрывание партии скрипки с собственной партией аккомпанемента. Необходимо помнить, что скрипка – инструмент с нефиксированным интонационным строем, поэтому помощь рояля (по возможности хорошо настроенного) очень велика.

Педагог и концертмейстер должны грамотно выстраивать цель каждого урока в зависимости от возраста ребенка, степени его одаренности, накопленного опыта. Необходимо ставить заведомо выполнимые задачи, развивая ребенка планомерно, тем самым программируя на успех.

2) Концертмейстер-ученик.

Иногда концертмейстеру по ряду причин приходится оставаться с учащимся или ансамблем тет-а-тет. В таком случае работа пианиста не должна сводиться к многократному повторению произведения. Концертмейстер берёт на себя активную педагогическую роль: вместе с учащимися проучивает текст, трудные места, выстраивает агогику, отождествляет штрихи, выверяет темпы. Если это разбор, концертмейстер помогает выучить партию, делая акцент на ритмическую четкость и интонационную точность.

В течение учебного года приходится работать с детьми разного возраста и уровня подготовки. С учащимися младших классов концертмейстер прослушивает и стучит ритм, пропевает голосом, играет пиццикато, затем смычком. С ребятами постарше, которые уже накопили достаточный слуховой опыт, можно поработать над стилистикой и осознанным созданием художественного образа.

Пианист в силу наличия своих сугубо пианистических знаний не всегда может указать учащемуся на специфические скрипичные ошибки – это работа педагога. Но он вполне в состоянии помочь ученику настроить инструмент в начале занятия, подсказать направление смычка, исправить интонационные и ритмические ошибки, подсказать мелизматику, объяснить ее особенности на примере данного произведения, если потребуется, рассказать об эпохе и истории создания произведения, дать обзорное представление о композиторе.

Отработка сценической синхронности действий.

Ансамбль – это единый организм. Проученная, слаженная игра воспринимается слушателем как нечто неразделимое. Но мы должны и внешне помочь этой целостности. Хорошо, хотя и необязательно, если ансамбль (в т.ч. Концертмейстер) будет одет в схожую по стилю и цвету одежду. Также очень важны выход на сцену и уход, одновременный поклон до и после выступления. Внешние атрибуты всегда производят хорошее впечатление при условии качественного исполнения.

Отработка совместного начала при отсутствии вступления, как показывает практика, в первые два года обучения – камень преткновения для многих детей. Наша, концертмейстерская, задача: давать ауфтакт (кивок головы, короткий вздох, жест, движение корпуса, даже мимика – здесь может работать что угодно, лишь бы ученик понимал вас буквально с полувздоха)  и научить давать ауфтакт – коротким легким поднятием грифа скрипки.

Успех солиста во многом зависит от мастерства ансамблевой техники концертмейстера, под которой понимается:

  • Неразрывность и взаимодействие партий солиста и аккомпанемента. Солист и пианист должны быть частями единого музыкального целого. В хорошем творческом союзе концертмейстер никогда не будет находиться на втором плане, это будет обоюдная творческая работа.
  • Целостное музыкальное видение всего произведения: формы и партитуры,  что отличает концертмейстера от пианиста-солиста и является спецификой его профессии.
  • Умение дублировать сольную мелодию фортепианной партией. Это требует изменения фактуры и крайне важно при работе с детьми в ДМШ.
  • Синхронность исполнения - ритмическая, темповая, динамическая, интонационная, штриховая. Синхронным должно быть вступление, заключение, снятие звука.
  • Единство фразировки - умение вести фразу к кульминации и поддерживать интонации солиста.
  • Звуковой баланс, то есть правильное соотношение в звучании (соизмерять звучность фортепиано с возможностями солирующего инструмента и художественным замыслом).

3) Концертмейстер-педагог.

Педагог с концертмейстером всегда найдут время для совместной работы. Это и методическая работа – совместное создание рабочих, экспериментальных программ, планирование открытых уроков; и инновационная деятельность – поиски нового,актуального репертуара, создание интересных, ярких переложений и, как следствие, ярких концертных номеров. Совместное чтение с листа найденных композиций, планирование и обсуждение концертной деятельности учащихся. Приветствуется совместная концертная деятельность  коллег, участие в профессиональных конкурсах. Это обоюдно обогащает музыкантов, повышает их исполнительский и общекультурный уровень, учит взаимному доверию и создает заражающую творческую атмосферу в процессе занятий с детьми.

4) Концертмейстер.

Концертмейстер должен постоянно совершенствовать свой исполнительский уровень. Без этого попросту трудно и неинтересно работать. Концертмейстер – это не солист, который может умело и без запинки исполнить сольную программу, на нем груз ответственности – начинающий музыкант, требующий повышенного внимания, помощи, мощной эмоциональной поддержки, ведения за собой. Поэтому самостоятельные занятия пианиста за инструментом, будь то проучивание концертного репертуара скрипачей, чтение с листа или работа над собственной концертной программой, чрезвычайно важны. Чтобы оставаться в форме, необходимо продолжать работать над техникой, прикосновением, искусством построения музыкальной фразы. Оставаясь один, пианист ищет образ, продумывает исполнительский план, оттачивает детали, выгрывается в текст. Репертуар в скрипичном классе достаточно объемен и разнообразен, поэтому часто концертмейстеру приходится играть какие-то произведения только на уроке, много читать с листа. Всё это будет делаться легко и с ходу при условии регулярных самостоятельных занятий.

Вот несколько самых основных моментов, на которые следует обратить внимание концертмейстеру при работе над музыкальным произведением:

  • Стилевое прочтение (прочтение эпохи), то есть грамотная интерпретация партии фортепиано и всей партитуры в зависимости от стиля произведения;
  • Опираться на жанровую принадлежность произведения, форму и ее драматургию;
  • Важность пульса как объединяющего начала;
  • В темпе исходить из мелких нот и возможностей солирующего инструмента;
  • Тембр и способы звукоизвлечения должны соответствовать стилю и солирующему инструменту;
  • Педализация всегда должна соотноситься со стилем и эпохой;
  • Возможность изменения деталей;
  • Органичное взаимодействие с солистом;
  • Выбор редакции наиболее близкой исполнителям.

Методическая работа концертмейстера заключается в постоянном самоанализе, слуховом контроле, записи собственных концертных выступлений, чтении специальной литературы, знакомствах с опытом коллег, обобщении и распространении собственного опыта, посещении концертов, слушании музыки в исполнении различных инструментов. Хорошо воспитывает музыкальное ухо прослушивание симфонического оркестра. Создание собственных аранжировок и переложений формирует интерес учащихся к музицированию, концертной деятельности, а концертмейстера стимулирует к неустанной творческой работе и желанию анализировать свою деятельность.