Формирование у учащихся навыков самостоятельной работы над музыкальным произведением
В работе дается теоретический анализ проблемы, пути и способы развития самостоятельности учащихся и методические рекомендации, позволяющие комплексно и эффективно подойти к решению вопроса, касающегося формирования у учащихся навыков самостоятельной работы над музыкальным произведением.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie.docx | 513.23 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Формирование у учащихся навыков
самостоятельной работы над музыкальным
произведением
Методические рекомендации
Введение
Одной из важнейших задач обучения игре на фортепиано является формирование у учащихся навыков самостоятельной работы, развитие творческой инициативы.
Основной формой такого обучения является урок. На уроке педагог дает необходимые знания и навыки, направляет развитие ученика, дает импульс для его последующего развития и роста.
В процессе обучения у учащихся накапливается определенная сумма знаний, умений и навыков: развивается слух, чувство ритма, обогащается музыкальная память, вырабатывается ориентация на клавиатуре, закрепляются игровые навыки, развивается творческое мышление. Качество приобретенных навыков зависит не только от развития способностей человека, но и от его умения работать самостоятельно. Поэтому, одна из главных задач обучения игре на фортепиано – научить учащихся работать, наполнить смыслом процесс разучивания музыкального произведения.
В работе дается теоретический анализ проблемы, пути и способы развития самостоятельности учащихся и методические рекомендации, позволяющие комплексно и эффективно подойти к решению вопроса, касающегося формирования у учащихся навыков самостоятельной работы над музыкальным произведением.
1. Пути и способы развития самостоятельности учащихся
Пути и способы развития самостоятельности учащихся различны. Длительное время следует показывать ученику, как надо работать над произведением, прививать необходимые навыки исполнения, следить за тем, как он занимается, отмечать каждый положительный момент его работы.
Основным принципом в работе над музыкальным произведением является внимательное проигрывание нотного текста, тщательное вслушивание в свою игру и последовательное устранение всех имеющихся недостатков.
Успешная работа над музыкальным произведением возможна в том случае, если учащийся имеет представление к чему надо стремиться.
1.1. Особенности работы на начальном этапе обучения музыки
На начальном этапе обучения, педагог работает над развитием музыкального слуха, ритма, памяти, старается пробудить музыкальность. Этому способствует «донотный» период обучения игры на фортепиано, направленный на развитие музыкальных способностей учащегося.
Содержанием работы является подбор знакомых мелодий по слуху, транспонирование, игра мелодических оборотов от разных звуков, слушание музыки в исполнении педагога и в записи, изучение клавиатуры: деление на регистры, октавы, владение первоначальным навыкам звукоизвлечения.
В работе рекомендуется использовать большое количество разнообразных детских и народных песен. Для подбора лучше использовать мелодии с поэтическим текстом для правильного определения метроритма и строения музыкальной фразы.
Развитие восприятия музыки и формирование музыкально-слуховых представлений являются важнейшими методами обучения игры на фортепиано. Необходимо регулярно знакомить учащихся с различными музыкальными произведениями, обогащать запас музыкальных впечатлений, формировать слушательскую культуру.
2. Некоторые аспекты восприятия нотного текста
В процессе работы учащийся неизбежно сталкивается с проблемой восприятия нотного текста. Главная задача обучения заключается в том, чтобы как можно быстрее перейти от разрозненного процесса складывания отдельных звуков к слитному процессу исполнения. В условиях связного и цельного исполнения формируется художественно-музыкальная задача, которая определяет пути дальнейшего развития. Точное следование метроритму, игра без ошибок и остановок должны быть целью первого этапа в разучивании произведения.
Рекомендуется давать задание на большое количество знаков, привыкнув к которым на начальном этапе обучения учащийся не будет бояться тональностей с четырьмя и более знаками (Е.Гнесина «Этюд», С.Майкапар «Детская пьеса», Ан.Александров «Новогодняя полька»).
Развивая навыки разбора и разучивания пьес, следует добиваться того, чтобы ученик воспринимал нотный текст сразу группами по 2-3-4 ноты в зависимости от того как они укладываются в мотивы, такты или слова.
Для начала рекомендуется использовать произведения, имеющие горизонтальное развитие мелодической линии (С.Ляховицкая «Дразнилка», Укр.н.п. «Ой ти, дiвчино» и т.д.).
Переходя к разучиванию пьес двумя руками, рекомендуется выбирать такие произведения, в которых партия одной руки была предельно проста и не требовала бы особого переключения внимания (И.Филипп «Колыбельная», Е.Гнесина «Песня», р.н.п. «Я на горку шла» и т.д.).
Затем следует играть пьесы на поочередное распределение внимания на обе руки (А. Эшпай «Перепелочка», К.Черни «Этюд», Арман «Пьеса»). Начиная с этих примеров, групповые представления охватывают не только горизонтальное, но и вертикальное строение музыки.
3. Формирование навыков самостоятельности
учащихся. Способы работы
В целях активизации слуха и мышления, рекомендуются следующие способы работы.
Ученик должен хорошо знать и уметь играть любую мелодию. Учитель пишет нетрудное сопровождение для левой руки. Задача ученика состоит в том, что он должен соединить обе руки, играя мелодию без нот, а сопровождение по нотам. Сопровождение может быть любым – аккордовым, одноголосным или с переносом руки в разные регистры. Для развития координации движения полезно поменять руки, можно вводить элементы полифонии.
Другой вариант – мелодию петь голосом, а сопровождение играть двумя руками. Такая работа активизирует слух, заставляет осмыслить взаимодействие элементов музыки, развивает концентрацию внимания, способствует координации движений.
4. Работа над структурным и гармоническим
восприятием нотного текста
Предпосылкой структурного восприятия музыкального текста является умение быстро определять синтаксическое строение музыкальной речи, деление мелодии на фразировочные лиги, цезуры. Для формирования групповых представлений восприятия нотного текста, можно предложить упражнения на чередование различных последовательностей.
Упражнения следует играть в разных тональностях, в разных темпах, в хроматической последовательности. Такая тренировка облегчит в дальнейшем разучивание многих построений в более сложных произведениях.
Навык быстрого охвата по вертикали вырабатывается следующим образом. Берется пьеса аккордового склада, аккордовая последовательность исполняется в форме быстрой гармонической фигурации. И наоборот, текст, изложенный в виде гармонической фигурации, играется аккордами, как бы «сжимается». Таким способом вырабатывается умение быстро определять гармоническую логику арпеджированного текста.
При систематическом и непрерывном развитии учащийся постепенно научится осмысливать незнакомую и более сложную структуру, увидит в ней не случайные сочетания звуков, а закономерное развитие музыкальной ткани.
Развивая «групповое восприятие» текста нужно помнить о том, что группы формируются не произвольно, а в соответствии с мелодической и гармонической структурой музыки. Добиваясь в короткий срок непрерывного и связного исполнения важно помнить о том, что это не механическое сложения звуков, а органическое слияние их в мотивы, фразы, сопровождаемые живым пульсом и дыханием.
5. Навык чтения с листа
Параллельно следует развивать навыки непрерывного чтения нот. В начале обучения рекомендуется играть легкие пьесы в четыре руки. В дальнейшем в репертуар по чтению нот вводятся двуручные пьесы.
В начале процесс чтения с листа протекает медленно и напряженно вследствие того, что внимание ученика перегружено, а слух пассивен, так как звук он воспринимает только после его нажатия. В дальнейшем, зрительное восприятие ассоциируется у него со звуковысотным. Ученик, видя ноту, начинает «слышать» ее раньше, чем извлекает звук, а нотный знак ассоциируется с соответствующей клавишей.
Трудности, с которыми сталкивается учащийся при чтении с листа можно разделить на три основных вида:
- ученик не обладает развитым внутренним слухом, имеет слабые музыкальные данные, поэтому не в состоянии заметить свои ошибки;
- ученик невнимателен, в связи с отсутствием опыта чтения с листа;
- учащийся не обладает достаточной свободой в ориентировке на клавиатуре.
При чтении с листа важно развить у учащегося навык перенесения нот с нотного стана на клавиатуру. Предпосылкой формирования такого навыка является игра «в слепую», игра на «скрытой» клавиатуре. В начале работы необходимо разграничить функции глаз и рук, взгляд должен быть направлен только на нотный стан. Развитию этого навыка способствует ряд упражнений.
Упражнения по развитию навыка чтения с листа:
- необходимо хорошо запомнить и уметь мысленно представлять, как выглядят две группы черных клавиш, составляющих октаву;
- не глядя на руки, находить белые клавиши, окаймляющие группу черных, а затем клавиши, расположенные между ними, «слепым» ориентиром прорабатывать различные интервалы и аккорды;
- выучить гамму в одну октаву на legato, затем играть ее разными штрихами, не глядя на руки;
- каждой рукой отдельно играть короткие попевки, гармонические интервалы или аккорды в разных октавах.
Воспитание навыков хорошего разбора и чтения с листа должно быть всегда в центре внимания педагога. Важно воспитать у учащегося осмысленное отношение к тексту, приучать видеть не только все обозначения, но и слышать в них музыкальное содержание. Для этого учащимся необходимо предварительно ознакомиться с пьесой: просмотреть нотный текст, определить размер, лад, строение музыкального произведения, распределение голосов между руками. Перед разбором желательно проиграть соответствующую гамму. Во время исполнения стараться, по возможности, охватить вниманием как можно большой отрезок нотного текста, зрительно «смотреть вперед». Необходимо уметь распределять свое внимание на несколько объектов. При разборе одной только мелодии нужно уметь сосредоточиться не только на звуковысотной стороне исполнения, но и на метроритме, аппликатуре, фразировке, характере звукоизвлечения. Важно воспитать комплексное восприятие всех элементов музыкальной ткани.
6. Формирование аппликатурных навыков исполнения
Одним из условий быстрого чтения нот, является формирование аппликатурных навыков исполнения. Аппликатурная техника, доведенная до автоматизма, помогает выбрать наилучший вариант в определенной игровой ситуации. Удобная аппликатура помогает быстрее преодолеть технические трудности, развить пальцевую беглость.
Параллельно с мелодическими аппликатурными упражнениями в одной позиции необходимо работать над формированием аппликатурных навыков на вертикальные комплексы – аккорды, интервалы.
Д. Кабалевский
В работе необходимо руководствоваться следующими аппликатурными принципами:
- следить за собранным положением руки,
- стремиться к естественной последовательности пальцев (через ноту – через палец),
- в секвенционных построениях играть одинаковые группы одними и теми же пальцами.
Ф. Кулау Сонатина соч. 55 № 1
Недостаточное внимание к аппликатуре свидетельствует о том, что учащиеся недооценивают ее роли. Чтобы приучить фиксировать внимание ученика на этой стороне исполнения, полезно давать ему самостоятельные задания по расстановке пальцев в новых, неизвестных им сочинениях.
7. Развитие технических навыков
Формирование навыков самостоятельной работы над музыкальным произведением невозможно без рациональной организации движений и развития технических навыков. Важным и эффективным средством является работа над гаммами, этюдами и упражнениями. Они дают возможность в наиболее концентрированном виде работать над основными фактурными формулами, приемами, дают знание ладотональной системы.
Игра гамм требует плавного, певучего звучания. Для этого необходимо выполнять следующие условия:
- пальцы располагать ближе к черным клавишам;
- не преувеличивать артикуляцию пальцев;
- играть объединяющим движением руки;
- плавно подкладывать 1-й палец.
Упражнения на развитие подвижности 1-го пальца:
Часто встречающиеся у учеников погрешности происходят из-за того, что они не думают наперед, не умеют предвидеть события. Чтобы воспитать такую «предусмотрительность» Г.Г. Нейгауз предлагает учить гамму следующим способом:
Упражнения рекомендуется играть в различных октавах. Это способствует координации движений, развивает свободу в ориентировке на клавиатуре, освежает внимание.
Очень хорошо помогают мелизмы, которые способствуют быстрому развитию мелкой пальцевой техники.
Упражнения рекомендуется играть от разных звуков, сохраняя принцип последовательности – от простого к сложному. Особое внимание следует обратить на развитие подвижности 4 и 5 пальцев. В такой работе важна точность заданий и систематичность ее проверки. Важно направить внимание учащегося на то, чтобы выучить заданное, преодолеть трудности, добиться хорошего звучания в определенном темпе.
Учащийся не должен ограничиваться эпизодическим проигрыванием упражнений, необходимо осознанно и целенаправленно работать над развитием техники.
Заключение
Самостоятельная работа учащегося направлена на развитие его инициативы и мышления. Она определяется всем комплексом индивидуальных данных ученика и условием его занятий.
Начиная с элементарных заданий: разбор группами, непрерывное чтение с листа, формирование аппликатурных навыков, совершенствование навыков быстрого и осмысленного разучивания текста, педагог одновременно развивает ученика музыкально и технически. Это выражается в растущей способности слышать исполняемую музыку во всем ее разнообразии, многопланово, в умении координировать сочетание всех ее составляющих элементов.
В работе над музыкальным произведением, выяснив характер трудности, учащийся должен найти наиболее рациональный путь для ее преодоления. Наиболее сложные построения вычленять на отдельные элементы, работать над ними, а затем объединять в единое целое. Для преодоления различных трудностей и закрепления достигнутого, необходимо многократно проигрывать как отдельные построения, так и сочинение в целом.
Важно отчетливо представлять цель занятий. На разных этапах обучения содержание цели может меняться: от простейшего представления мелодии, характера сопровождения, до осознания выразительного смысла исполняемой музыки, поисков соответствующих звуковых красок.
Постепенно учащийся приучается к постоянному слуховому контролю, у него формируется интерес к самостоятельным занятиям музыкой, вдумчивой осмысленной работе над музыкальным произведением.
Любовь к процессу работы над музыкальным произведением формируется методом показа, беседами об исполняемой музыке и ее авторе. Педагог может простимулировать интерес учащегося, предлагая ему самостоятельно выучить понравившееся несложное произведение без его помощи.
Необходимо в то же время помнить, что достижения учащимся даже высокого уровня самостоятельности не может позволить педагогу ослабить руководство над всей работой. Он всегда остается учителем, ведущим занятия в определенном продуманном направлении, в формах, необходимых данному ученику.