Методическая разработка открытого занятия «Работа над дикцией и артикуляцией на занятиях вокала с одаренными детьми направленной на раннюю профориентацию»

Назарова Елена Александровна

Тема: «Работа над дикцией и артикуляцией на занятиях вокала с одаренными детьми направленной на раннюю профориентацию»

 

Место в образовательной программе: соответствует 1 году обучения

Психологические условия на учебном занятии: утверждение атмосферы радости и доброжелательности.

 

Форма учебного занятия. Комбинированное занятие.

Форма организации работы. Индивидуальная, групповая, индивидуально-групповая.

Оборудование и материалы.

- учебный кабинет

- фортепиано

- микрофоны, стойки под микрофоны

- ноутбук

-мультимедийная установка

Структура учебного занятия (этапы).

Организационный момент.

Вводная часть.

Приветствие. Введение в тему.

Основной этап.

Теория. Практика. Учебно-тренировочные упражнения. Физкульт - минутка.

Заключительный этап.

Подведение итогов. Рефлексия. Домашнее задание.

Содержательные блоки учебного занятия.

1. Введение в тему: «Работа над дикцией и артикуляцией».

Артикуляция как важнейшее условие работы над вокальным произведением.

2. Основной этап:

- Дыхательная гимнастика по А. Н. Стрельниковой 

- Артикуляционная гимнастика. 

- Вокальные упражнения 

- Работа с терминами

- Работа над дикцией и артикуляцией в вокальных произведениях 

3. Заключительный этап

- Подведение итогов 

- Задача: вспомнить содержание учебного занятия, повторить и закрепить основные понятия, поблагодарить. Домашнее задание.

Значение содержательных блоков. Их выполнение систематизирует знания обучащихся. Заключительный этап (домашнее задание) мотивирует и развивает самостоятельную деятельность обучащющихся.

Планируемый результат занятия

Хорошее усвоение материала и правильное применение полученных знаний на практике.

Умение эмоционально - выразительно, на хорошем певческом дыхании и с хорошей дикцией исполнять вокальные композиции.

Методы обучения.

Словесный, наглядный, поисково-исследовательский, практический

(беседа, исполнение учебно-тренировочного материала, демонстрация упражнений, повторение и исполнение песен).

Цель: развитие основ певческой дикции и артикуляции, способствующих повышению уровня вокального исполнительства.

Задачи:

Образовательные

- обучение правильному певческому дыханию

- обучение правильному произношению скороговорок

- обучение выразительному исполнению музыкально - тренировочного материала и вокального произведения через певческую артикуляцию, дикцию.

Развивающие

- развитие музыкальных и творческих способностей обучающегося

- развитие эстетической культуры сценического вокального исполнения, вокальной индивидуальности, умения донести слово до слушателя

- развитие и раскрепощение артикуляционного аппарата

Воспитательные

- раскрытие смыслового содержания исполняемого произведения воплощение в песне волнующих чувств и мыслей

- формирование творческого самовыражения, интереса к индивидуальным формам вокального исполнения, сольному пению, концертным выступлениям.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования Дом детского творчества Петродворцового района Санкт-Петербурга «Ораниенбаум»

198412, Санкт-Петербург, г. Ломоносов, ул. Александровская, дом 38, литер А тел.:/факс: 8(812) 4225088  

Методическая разработка

открытого занятия


«Работа над дикцией и артикуляцией на занятиях вокала с одаренными детьми направленной на раннюю профориентацию»





                                                             Авторы:

Назарова Елена Александровна,

    педагог дополнительного образования

Глазунова Елена Николаевна,

методист

Санкт-Петербург
2023

Тема: «Работа над дикцией и артикуляцией на занятиях вокала с одаренными детьми направленной на раннюю профориентацию»

Место в образовательной программе: соответствует 1 году обучения

Психологические условия на учебном занятии: утверждение атмосферы радости и доброжелательности.

Форма учебного занятия. Комбинированное занятие.

Форма организации работы. Индивидуальная, групповая, индивидуально-групповая.

Оборудование и материалы.

- учебный кабинет

- фортепиано

- микрофоны, стойки под микрофоны

- ноутбук

-мультимедийная установка

Структура учебного занятия (этапы).

Организационный момент.

Вводная часть.

Приветствие. Введение в тему.

Основной этап.

Теория. Практика. Учебно-тренировочные упражнения. Физкульт - минутка.

Заключительный этап.

Подведение итогов. Рефлексия. Домашнее задание.

Содержательные блоки учебного занятия.

1. Введение в тему: «Работа над дикцией и артикуляцией».

Артикуляция как важнейшее условие работы над вокальным произведением.

2. Основной этап:

- Дыхательная гимнастика по А. Н. Стрельниковой 

- Артикуляционная гимнастика. 

- Вокальные упражнения 

- Работа с терминами

- Работа над дикцией и артикуляцией в вокальных произведениях 

3. Заключительный этап

- Подведение итогов 

- Задача: вспомнить содержание учебного занятия, повторить и закрепить основные понятия, поблагодарить. Домашнее задание.

Значение содержательных блоков. Их выполнение систематизирует знания обучащихся. Заключительный этап (домашнее задание) мотивирует и развивает самостоятельную деятельность обучащющихся.

Планируемый результат занятия

Хорошее усвоение материала и правильное применение полученных знаний на практике.

Умение эмоционально - выразительно, на хорошем певческом дыхании и с хорошей дикцией исполнять вокальные композиции.

Методы обучения.

Словесный, наглядный, поисково-исследовательский, практический

(беседа, исполнение учебно-тренировочного материала, демонстрация упражнений, повторение и исполнение песен).

Цель: развитие основ певческой дикции и артикуляции, способствующих повышению уровня вокального исполнительства.

Задачи:

Образовательные

- обучение правильному певческому дыханию

- обучение правильному произношению скороговорок

- обучение выразительному исполнению музыкально - тренировочного материала и вокального произведения через певческую артикуляцию, дикцию.

Развивающие

- развитие музыкальных и творческих способностей обучающегося

- развитие эстетической культуры сценического вокального исполнения, вокальной индивидуальности, умения донести слово до слушателя

- развитие и раскрепощение артикуляционного аппарата

Воспитательные

- раскрытие смыслового содержания исполняемого произведения воплощение в песне волнующих чувств и мыслей

- формирование творческого самовыражения, интереса к индивидуальным формам вокального исполнения, сольному пению, концертным выступлениям.

  1. Организационный момент

П: Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас на занятии по вокалу.

Проверка готовности к занятию:

П: Сегодня вам предстоит петь песни, распеваться, вспомнить музыкальные термины, работать над дыханием и многое другое, а для того чтобы нам приступить к работе вам необходимо ответить на несколько вопросов.

- Мы готовы к   работе на занятии?

- У нас хорошее настроение?

- Мы будем стараться?  (краткая беседа с обучающимися об эмоциональном состоянии, создание атмосферы радости и уверенности посредством дружеской улыбки педагога, ободряющей голосовой интонации).

  1. Вводная часть. Введение в тему.

(П – преподаватель, О – обучающиеся)

П: Ребята, на каждом уроке мы учимся правильно и красиво петь, работаем над голосом, пытаемся научиться им владеть. А что такое голос?

О: Предполагаемый ответ: голос – это наш инструмент(слайд №2)

П: А чтобы наш инструмент красиво звучал, что нужно сделать?

О: Настроить его, разогреть голосовой аппарат, а значит – распеться.

П: Правильно. Голос – это музыкальный инструмент. Правильно его настроить – значит правильно петь. Ребята, а как вы думаете, что является наиболее важным в пении?

О: Правильное дыхание, чистая интонация, правильное звукообразование.

П: Верно, это всё очень важно в пении. А без чего смысл и содержание вокального произведения мы не сможем донести до зрителей? Без чего наше пение окажется бессмысленным?

О: Без чёткой дикции и слов.

  1. Основной этап. Сообщение темы, постановка цели.

П: Совершенно верно!

Наше слово, обращенное к аудитории либо в речи, либо в пении, должно быть четким по произношению, выразительным и достаточно громким, чтобы слышали в последнем ряду зрительного зала. Необходима хорошая дикция, то есть четкое, ясное произношение, (пропевание) всех звуков и слов текста.

Сегодня на занятии мы будем работать над четким и правильным произношением слов при исполнении песни, над дикцией и артикуляцией.

Тема нашего сегодняшнего занятия. «Работа над дикцией и артикуляцией». (слайд №3)

Итак, начнем. Я предлагаю начать наше занятие с дыхательной гимнастики. Выполняем элементы дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой. 

Дикция – это чёткое, ясное, разборчивое произношение (пропевание) всех звуков текста. Зависит она от активности губ и языка, правильного дыхания и артикуляции в целом. Человек с хорошей дикцией экономно расходует воздух, у него отсутствуют посторонние дополнительные звуки. (слайд №4)

П:  А от чего она зависит? (слайд №5)(органы артикуляции)

О: (Ответы детей)

П:  Зависит она от активности речевого аппарата, губ и языка, правильного дыхания и артикуляции в целом.

П: Как осуществляется формирование звуков, речи? Какие органы участвуют в формировании звуков?

О: (Ответы детей) щёки, губы,  язык, челюсти, мягкое и твёрдое нёбо, глотка, гортань.
П:  Верно, всё это называется артикуляционным аппаратом. К нему относятся губы, язык, челюсти, гортань с голосовыми связками, зубы.

(слайд №6) (строение артикуляционного аппарата)

Работа органов артикуляционного аппарата направлена на создание гласных и согласных звуков.

Попробуйте (без участия губ или языка) произнести «Бык-тупогуп, тупогубенький бычок» (обучающиеся пробуют).

Видите, ничего не получается. Какой же вывод мы можем сделать?

П: Все органы артикуляционного аппарата должны работать активно.

Работа артикуляционного аппарата (АА) для достижения хорошей дикции называется артикуляцией. Правильная работа АА позволяет сделать звучание голоса красивым(слайд №7)

Для этого необходимо не зажимать нижнюю челюсть, а свободно ее опускать, язык должен быть мягким, свободным, мягкое нёбо – «на зевке», гортань опущена. Можно представить, что во рту лежит горячая картошка, либо маленькая слива. Чтобы добиться хороших результатов, научится красиво говорить и петь, надо работать над усовершенствованием артикуляционного аппарата, разрабатывать его технические возможности.

Для этого необходимо делать артикуляционную гимнастику.

Артикуляционная гимнастика 

Первое условие работы артикуляционного аппарата - естественность и активность. Нам помогут простейшие упражнения:

Упражнения на артикуляцию (слайд №8)

На слайде подробная артикуляционная гимнастика, которую проводят дети по очереди.

П: А последнее упражнение проведу я сама. Упражнение «Птичий двор», которое тренирует «опору дыхания», губы, язык, направленность звука. Без остановки призываем всех животных: Уть-уть-уть, Цып-цып-цып, Гуль-гуль-гуль, Кис-кис-кис.

Очень хороши для тренировки скороговорки.

П: Скороговорки применяются для разогрева артикуляционного аппарата и активизации певческой дикции. Читать скороговорки будем сначала медленно, постепенно убыстряя, по мере успешного совершенствования. Следим за ритмичностью произношения. Не забываем про темп и дикцию.

Рекомендации: в скороговорке отрабатывается правильное произношение согласных, также происходит работа над раскрепощением речевого аппарата. Если текст скороговорки звучит чётко, то можно сдвинуть темп произношения. (слайд №9)

Водовоз вез воду

Из - под водопровода.

От топота копыт пыль по полю летит

Три сороки тараторки тараторили на горке

Шла Саша по шоссе и сосала сушку

 

П: Для более активной работы нашего речевого аппарата мы сомкнем передние зубы, делая тем самым преграду для произношения слов, произносим скороговорку ещё раз. В данном случае все органы речевого аппарата начинают работать более активно.

П: Молодцы. У вас хорошо получилается, вы все справились с артикуляционной гимнастикой.

Теперь приступим к вокальным упражнениям.

П: Ребята, а как вы думаете, для чего нужны вокальные упражнения, может и без них можно обойтись? Ведь мы с вами правильно подышали, сделали артикуляционную гимнастику, проговорили скороговорки и т.д.

О: Нельзя… мы должны разогреть наши связки…

П:  Разогреваться и распеваться нужно обязательно, ведь голос надо настроить. Упражнения помогают голосовым связкам крепнуть. Необходимо подготовить голосовой аппарат к правильному пению.

Обращаю внимание на правильное произношение и пропевание звуков, точное воспроизведение интонационного и ритмического рисунка.

Вокальные упражнения.

1.Звук «М» (мычание) - тянем, словно «резиновый», направляем не «в себя», а к передним стенкам зубов. Губы мягко сомкнуты. Это упражнение помогает ощутить «опору дыхания»

2. «Трель губами» - при исполнении этого упражнения необходимо помнить о плавном переходе из нижнего регистра в верхний. Также необходимо следить за голосоведением, не забывать о том.

3. Поем гласные И, Е, А, О, У. Следим за ровностью звука (соединять «вливать» одну гласную в другую, не толкая звук), чистой интонацией, правильно формируя (округляя) гласные (закрепляем навыки вдоха и выдоха, выравнивая гласные на одной ноте). Работают диафрагма и губы. (Кантиленное пение. Кантилена - непрерывно льющийся звук, когда последующий звук является продолжением предыдущего, как бы «выливается» из него).

П: Молодцы. После того как мы подготовили наш голосовой аппарат к работе, приступим к работе над музыкальными произведениями и закрепим ранее изученный материал, а именно песни «Детство это я и ты», «Родина моя – Россия», «Кружится планета», «Россия, Русь» и «Мир на планете».

П: Ребята мы с вами уже изучили все вокальные, дикционные, артикуляционные моменты в этих песнях. Сегодня я хочу, чтобы вы сами проговорили все трудные места в песнях и поставили перед собой задачи, которые необходимо выполнить при пении музыкальных произведений.

О: Обучающиеся ставят перед выступлением задачи, для правильного воспроизведения певческого материала. Дети приглашаются группами к микрофонам для исполнения песен.

После исполнения необходимо провести анализ и самоанализ проделанной работы. Каждая группа оценивает выступление своих коллег.

  1. Заключительный этап

Подведение итогов

П: Подведём итоги нашего занятия. Ребята, как вы думаете, удалось ли вам справиться с заданиями на нашем занятии? Давайте вспомним тему нашего занятия и задачи, которые стояли перед нами.

О: (обучающиеся анализирует свою работу на занятии).

П: Сегодня мы большое внимание уделили развитию речевого аппарата, артикуляции, дикции. Работали над согласными и гласными звуками в упражнениях, скороговорках, работали над дыханием, звуковедением.

Что же такое дикция в целом? Что такое артикуляция?

Домашнее задание

1. Чтение скороговорок.

2. Выполнение упражнений на дыхание.

3. Перед зеркалом выразительно проговаривать текст песни с хорошей дикцией.

Спасибо за работу на занятии. До встречи на следующем занятии!

Информационные источники

  1. Бархатова И. Б. « Постановка голоса эстрадного вокалиста». Метод диагностики проблем. Тюмень, РИЦ ТГАКИСТ. 2013 г.
  2. Уникальная система постановки дыхания и голоса. О.Ю. Ермолаев-Томин, ЗАО»Центрполиграф», Курск 2008г.
  3. Дмитриев Л. Б. « Основы вокальной методики» - Москва, Музыка.1968 г.
  4. Егорычева М. И. «Упражнения для развития вокальной техники». Киев. 1980 г.
  5. Емельянов В. В. «Развитие голоса. Координация и тренинг».Спб.1996 г.
  6. Стулова Г. Н. «Развитие детского голоса в процессе обучения пению». «Прометей». 1992 г.