Специфика работы концертмейстера с учащимися детских школ искусств в классе и на сцене.
Данная статья содержит рекомендации по работе концертмейстера в классе вокала в детских школах искусств. Разделение процесса работы на отдельные этапы поможет более осознанно подходить к работе над практически любым произведением. Подробный разбор работы концертмейстера на каждом этапе содержит конкретные советы и установки, позволяющие учесть все тонкости работы пианиста в классе вокала.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
spetsifika_raboty_kontsertmeystera_s_uchashchimisya_dshi.docx | 25.87 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Специфика работы концертмейстера с учащимися детских школ искусств в классе и на сцене.
Работа концертмейстера над программой состоит из двух компонентов: это рабочий процесс и непосредственно концертное исполнение. Данные этапы я разберу на примере работы над программным произведением с вокалистом.
Работа над произведением в целом подразумевает формирование целостного музыкального представления того, что нужно исполнить. Например, основу любого вокального произведения составляет художественный текст. Следовательно, начинать работу следует с вдумчивого, грамотного прочтения литературной основы с точными закономерными ударениями и паузами. Надлежит выявить принципы ритмической основы текста, его фонетики, ритмического строя как отдельных фраз, так и произведения в целом. Главной целью при этом является формирование музыкально-слуховых представлений при визуальном осмотре нотного текста.
Мастерство концертмейстера во многом обуславливается именно его способностями, включающими опыт визуального прочтения партитуры, равно как и от умения зрительно находить и выделять ее особенности. Именно это мы и называем внутренним слухом.
Для формирования полноценного представления о произведении следует сыграть партитуру всего произведения, то есть собрать на фортепиано все три строки, включая партию солиста. При этом вполне можно поступиться некоторыми тонкостями фактуры во имя формирования общего замысла произведения. Партитуру лучше проиграть несколько раз, чтобы ученик мог точно и правильно почувствовать идею, основную мысль композитора, а также образ, направление развития, кульминационную вершину. В данный момент немаловажно зацепить и увлечь ребенка музыкой, поэтическим текстом и, соответственно, возможностями их вокального воплощения.
Следующая, вторая ступень работы над произведением (собственная работа концертмейстера над партией аккомпанемента) содержит в себе разучивание нотного текста, проработку сложных мест, использование всевозможных пианистических приемов, исполнение мелизмов, выразительность и яркость динамики и т.п. Если имеется фортепианное вступление и (или) заключение, совершенно необходимо понять его художественный строй и тематическую связь со всем произведением. При этом необходимо учитывать в эти моменты отсутствие звучания голоса и представить эти части в качестве сольных.
Еще одна сторона в исполнительской деятельности концертмейстера, нуждающаяся в повышенном внимании, это мелодические ходы басового голоса. В силу того, что басовый голос расположен в нижнем регистре, он по большей части уходит от сознательного понимания. При этом именно качество звучания баса, ясность и четкость его мелодического движения обуславливает характер и качество общего звучания.
Третья ступень, работа с солистом, предусматривает безупречное владение фортепианной партией, сочетание музыкально-исполнительских действий, знание партии партнера. Изучая с учащимися произведение, концертмейстер также должен следить и отмечать выполнение солистом всех указаний педагога, а также контролировать точность воспроизведения мелодической линии и ритмического рисунка, обращать внимание на четкость дикции, осмысленную фразировку и уместную расстановку дыхания. Отсюда следует, что концертмейстер должен знать основы вокальной постановки – особенности певческого не поверхностного дыхания, правильная артикуляция и т.д. Так же нужно двигаться к логичным точкам опоры, вести их к наиболее важным в смысловом отношении нотам и словам.
В течение работы с вокалистом концертмейстеру необходимо помнить, что от правильно подысканной им звучности порой обуславливается и звучание сольной партии. К примеру, грубый, стучащий звук аккомпанемента приводит к форсированию звука солистом, но, напротив, мягкое «пение» фортепиано вырабатывает у певца правильное звуковедение, оберегая его от «крика». Зачастую проблемой для начинающего вокалиста, при том одной из самых серьезных, становится ритмическая основа исполнения. Часто вокалист приблизительно поет сложные места, так сказать «на слух». Тогда концертмейстеру наравне с педагогом необходимо отучать певца от небрежного отношения к ритму и ошибочного исполнения ритмического рисунка. Необходимо фиксировать внимание на художественном значении того, что написано в нотах. Очень часто для освоения ритмической стороны исполнения необходимо продирижировать как отдельные места партии, так и произведение целиком. Это помогает прочувствовать и осознать сильную долю такта, услышать и понять основной пульс произведения, добиться ритмической ровности.
Практически наравне с педагогом концертмейстер помогает ученику освоить правильное распределение звука на протяжении всего произведения. Довольно часто вокалисты считают, что чем громче они поют, тем глубже и красочнее звучит их голос. Задача концертмейстера подсказывать ученику, что, изменяя силу и окраску звука, слушая не только себя, но и инструмент, ему аккомпанирующий, можно добиться гораздо большей выразительность, а также сберечь голос. Следует объяснять ученику, как правильно, постепенно готовить кульминацию произведения, не растрачивая силы на более мелкие смысловые акценты.
Не следует забывать, что словесные и музыкальные опоры могут не совпадать. Например, в тех случаях, когда произведение исполняется в переводе. Соответственно, в работе над текстом надо почувствовать основное настроение произведения, а вот в работе над фразировкой исходить из смысла и характера музыки.
Наконец, после повседневной работы и разучиванием приходит время подготовки самого концертного выступления. Именно на этом этапе происходит окончательное создание музыкального исполнительского образа. Здесь очень важно пробудить у ученика воображение, фантазию, помочь ему проникнуть в образное содержание произведения, применять выразительные возможности слова, не только хорошо произнесенного, но и «окрашенного» настроением всего произведения.
Литература.
- Люблинский А. Теория и практика аккомпанемента. – СПб.: Музыка, 1972.
- Самарцева Т. Методические рекомендации по концертмейстерской работе в дополнительном образовании ГОУ ВПО «Оренбургский государственный педагогический университет».
- «Я - концертмейстер» – методическое пособие для концертмейстеров ДМШ и ДШИ. Издательство «Союз художников», СПб, 2014.