«Некоторые аспекты работы концертмейстера над произведениями для струнных народных инструментов в сопровождении фортепиано».
Принципиальное значение в работе концертмейстера над произведениями для струнных народных инструментов в сопровождении фортепиано имеет осмысление авторских штрихов и динамических указаний. Несомненна их взаимосвязь, обусловленная характером музыкального развития, тембровой окраской звучания.
В процессе ансамблевой игры перед концертмейстером постоянно возникают вопросы штрихового соответствия, воплощения точно дифференцированной динамики, выбора оптимальной метро-ритмической пульсации. В игре концертмейстера творческая инициатива должна сочетаться с контролем за качеством ансамбля, использованием богатого спектра выразительных возможностей фортепиано.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nekotorye_aspekty_raboty_kontsertmeystera.doc | 31 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Некоторые аспекты работы концертмейстера
над произведениями для струнных народных инструментов
в сопровождении фортепиано
Современный исполнительский арсенал балалаечника включает широкое применение аккордов, двойных нот, гитарных приемов. Тем не менее, основной ошибкой пианистов в ансамбле с балалаечниками остаётся слишком громкое звучание фортепиано. Трудной задачей для пианистов-концертмейстеров при исполнении балалаечных аккомпанементов становится необходимость сдерживать силу звука, не подавляя эмоций. Тихая фортепианная игра не означает игру, лишенную смысла, напротив, это — очень ясное понимание и выражение логики музыкального развития ансамблевого сочинения.
Аккомпанируя солисту-балалаечнику, пианист знакомится с необычной для него терминологией, новыми штрихами. Для достижения оптимального звукового баланса концертмейстеру необходимо учитывать, что удар вверх при бряцании — основном приеме игры на балалайке — звучит несколько глуше, чем удар вниз.
При переходе солиста к приему vibrato, отличающемуся красивым, но слабым звуком, концертмейстер может использовать пальцевое legato с острым и легким прикосновением.
Не следует забывать, что в нижнем регистре pizzicato балалайки приобретает матовую, но относительно медленно затухающую звучность. В верхнем регистре pizzicato балалайки звучит звонко, но менее продолжительное время.
Концертмейстер также должен учитывать ударный характер звукоизвлечения на фортепиано, наличие максимума динамической силы звука в момент его взятия. Поэтому даже малейшее опережение пианистом солиста-балалаечника становится явным.
В произведениях для домры и фортепиано значительная роль отводится поиску правильной «степени нюанса», выверенного баланса звучания двух инструментов. Создание оправданной, продуманной во всех деталях динамики — необходимое условие выразительной, технически грамотной совместной игры. Особое внимание концертмейстера в ансамбле с домристом должно фиксироваться на достижении «общего дыхания» в зависимости от протяжённости тремоло солиста. Для этого необходимо использовать разнообразные приёмы артикуляции и возможности педализации.
Таким образом, принципиальное значение в работе концертмейстера над произведениями для струнных народных инструментов в сопровождении фортепиано имеет глубокое осмысление авторских штрихов и динамических указаний. Несомненна их теснейшая взаимосвязь, обусловленная характером музыкального развития, тембровой окраской звучания.
В процессе ансамблевой игры перед концертмейстером постоянно возникают вопросы штрихового соответствия, воплощения точно дифференцированной динамики, выбора оптимальной метро-ритмической пульсации. В игре концертмейстера творческая инициатива должна сочетаться с контролем за качеством ансамбля, использованием богатого спектра выразительных возможностей фортепиано.