«Система двигательно – моторного тренажа, как один из методов совершенствования исполнительской техники домриста».

Прудникова Елена Николаевна

 Целью данной работы является выявление особенностей педагогических технологий направленных на развитие свободы игрового аппарата музыканта исполнителя. 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Областное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств им. Г Струве»

Методический доклад на тему:

«Система двигательно – моторного тренажа, как один из методов совершенствования исполнительской техники домриста».

Выполнила:

Прудникова  Елена Николаевна,

преподаватель по классу гитары

г. Железногорск

2024г.

Система двигательно – моторного тренажа, как один из методов совершенствования исполнительской техники домриста. (Слайд №1)

Введение.

Одним из успешных факторов для достижения результата в исполнительской  деятельности является полное владение всеми техническими возможностями инструмента. Для успешной исполнительской деятельности я изучила много накопленного материала и попыталась определить наиболее актуальные, приемлемые и эффективные педагогические принципы, направленные на решение задач формирование технического мастерства домриста.

Таким образом, целью данной работы является выявление особенностей педагогических технологий направленных на развитие свободы игрового аппарата музыканта исполнителя. (Слайд №2) Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- изучить специальную литературу по данной проблеме;

- рассмотреть ряд вопросов по совершенствованию исполнительской техники.

При выполнении данной работы я использовала следующие методы: изучение и анализ специальной литературы, анализ личного опыта, метод наблюдения. (Слайд №3)

Техническая сторона исполнителя на домре зависит во многом от физиологии человека. А также от возможностей наилучшего приспособления игрового аппарата к конструктивным особенностям инструмента и способам игры на нем. Я считаю, что работа над овладением и совершенствованием исполнительской техники всегда должна строиться на решении музыкальных задач – достижения выразительного и разнообразного звука, нужной динамики, штрихов, быстроты и четкости в выполнении пассажа и др.

Домристу, как и каждому музыканту, поставившему перед собой цель научиться «хорошо» играть, необходимо совершенствовать технику исполнения. При этом нельзя ограничиваться игрой художественных произведений. Нужно каждый день играть гаммы, арпеджио, а также специальные упражнения и этюды, которые по своему строению являются хорошим материалом для укрепления пальцев, выработке беглости, привития правильных аппликатурных навыков, а также для развития техники правой руки и координации движений обеих рук.

 Основная часть.

Воплощение музыкального воображения исполнителя окажется неосуществленным,

если одновременно с воспитанием идейно – художественного начала не будет развиваться

его техника. Ведь, в конечном счете, именно посредством технических навыков музыкально-образные представления исполнителя воплощаются в реальное звучание.

Необходимо совершенствовать исполнительский аппарат, достигать высокой культуры игровых движений. Такая задача - одна из сложнейших проблем музыкальной педагогики.

Педагогу приходится формировать у своего ученика тончайшую, по своим внутренним  импульсам, систему двигательно-моторного треножа.

Существуют различные мнения, каким путем целесообразнее овладеть необходимыми приемами игры на инструменте, достичь пальцевой беглости и так далее.

Некоторые музыканты считали, что можно обойтись без подобного материала (упражнений, гамм, этюдов) и все технические трудности преодолевать в пьесах. В результате художественная музыкальная литература стала превращаться в технический материал, что не могло, конечно, не отразиться на исполнительской стороне.

Другие музыканты, наоборот, чрезмерно увлекаясь упражнениями, сводили работу над ними к чисто механическому, бездумному проигрыванию, считая данный процесс чисто физиологическим. В какой-то мере к этому предрасполагала специфичность игры на музыкальных инструментах, требующая в начале известного абстрагирования от художественных задач и концентрации внимания ученика на овладении целым рядом специфических движений.

Но ошибочность тех и других была впоследствии раскрыта. Была определенна роль сознания в работе над техникой.

История исполнительства на домре сравнительно молода и поэтому методической литературы для этого инструмента еще очень мало. В вопросе о значении игры гамм и упражнений можно опереться на положение современной педагогики. Однако, какими должны быть упражнения, на каком этапе обучения. В каком количестве их надо играть - в этой области среди домристов единого мнения нет.

В педагогической практике на всех стадиях обучения домриста – от детской музыкальной школы до ВУЗа разработана система двигательно-моторного тренажа. Она по праву может быть определенна, как подлинная энциклопедия совершенствования художественно-технического мастерства исполнителя.

Поэтому изучение некоторых аспектов данной системы я и поставили своей задачей.

Прежде всего, о беглости пальцев, о способах достижения кратчайшим путем их активности. С этой целью я использую простейшие упражнения из трех нот, на основе которых создана целая система треножа, полезная не только для приобретения важнейших двигательных навыков, но и для развития моторики в целом.

Эта система включает в себя и приведенный ниже перечень упражнений, основанных на том, что три последовательных нот (например:  ми, фа, соль) располагаются в различном интервальном соотношении. (Слайд №4)

Пример 1: полтона + тон

Пример 2: тон + полтона

Пример 3: полтона + полтона

Пример 4: полтона  + полтора тона

Пример 5: тон + тон

Пример 6: полтора тона + полтона

Рассмотрим на примере 1 различные варианты предлагаемой работы. Ее ведут следующим образом:

1.Предложенную в примере 1 последовательность звуков играют вверх и вниз,      причем различными ритмическими фигурациями. (Слайд №5)

          2.Используют различные аппликатурные варианты.

3.Применяют многочисленные динамические варианты. (Слайд №6)

          4.Исполняют в различных темпах (от медленного до предельно быстрого).

Каждое упражнение рекомендуется играть от шести до восьми раз. Примеры 5 и 6 особенно полезны для развития и укрепления третьего и четвертого пальцев, как правило, самых слабых.

Специальной, хорошо систематизированной работе над развитием моторики исполнителя инструменталиста придавал большое значение профессор Киевской консерватории М.М. Гелис. (Слайд №7)

В классе М.М. Гелиса, например, широко применялась работа над гаммообразными последовательностями из четырех нот (тетрахордами).

Такие тетрахорды можно строить таким образом:

Пример 1: тон + тон + полтона

Пример 2: тон + полтора тона + тон

Пример 3: полтора тона + тон + тон

Пример 4: тон + тон + тон

Пример 5: полтона + полтона + полтона

Пример 6: полтона + полтора тона + полтона

При работе над тетрахордами в первую очередь нужно обращать внимание на следующее: (Слайд №8)

1.Начинать игру можно от любого звука. С той позиции, в которой пальцы свободно и непринужденно располагаются на ладах (4,3 позиции).

2.Необходимо научиться исполнять их непринужденно и быстро, как в восходящем, так и в нисходящем порядке.

3.При игре 4 и 6 примеров снизу вверх, пальцы с грифа не снимать.

4.Научиться соединять одноименные тетрахорды в разных позициях, спокойно перенести руку и сыграть этот же тетрахорд в другой позиции. Играть сначала медленно. Потом быстро.

5.Научиться соединять разноименные тетрахорды (сначала в одной, затем различных позициях). (Слайд №9)

6.Переход из позиции в позицию, постепенно ускоряя.

7.Следить за тем, чтобы в местах соединения полутонов пальцы становились плотнее друг к другу.

8.Научиться соединять тетрахорды на разных струнах.

9.Разнообразить динамику тетрахордов. За счет этого исполнитель может выработать единое ощущение нажима на струну и чувства объема возможностей всего инструмента, при контрастной динамике и филировке. (Слайд №10)

Такие упражнения исключительно полезны для развития и координации взаимодействия пальцев, ощущения грифа. Исполнитель должен научиться играть все тетрахорды легко и непринужденно в быстром темпе.

Помимо тетрахордов широко используются довольно распространенные упражнения Г. Шрадика.  Предлагаемая система тренировок заимствована из пособия Г. Шрадика «Школа скрипичной техники». Это пособие признано лучшим для технического развития не только скрипачами, но и другими исполнителями на струнных инструментах, и в первую очередь домристами. ( Слайд №11) Упражнения Г. Шрадика подобраны и изложены в такой строгой последовательности и так методически обоснованно, что тщательное изучение их гарантирует успех в техническом развитии.

Все предлагаемые упражнения развивают технику и укрепляют технику левой руки.

Огромное значение в совершенствовании исполнительского мастерства домриста придается смене позиций.

По этому поводу Леопольд Семенович Ауэр – выдающийся скрипач, педагог – говорил: «Игра только в одной позиции – вещь настолько элементарная, что с трудом может оправдать употребление термина «техника» в наиболее распространенном смысле этого слова. Я начинаю рассмотрение техники левой руки лишь с переменой позиции…». [2, с. 59]

Для вдумчивой систематической работы над скачками полезно играть соединения тетрахордов в разных позициях. В этой работе можно применять любые из тетрахордов. (Слайд №12)

Игра гамм и арпеджио не требует от музыканта решения высокохудожественных задач, в связи, с чем позволяет сосредоточить его внимание на более узких, но не менее важных проблемах. При работе над гаммами отрабатываются двигательно-игровые навыки, взаимодействие всех частей рук, координация движений, развивается физическая выносливость.

А также гаммы и арпеджио важный и нужный тренировочный материал для формирования двигательно - моторного тренажа домриста. (Слайд №13)

Нельзя сказать, что, занимаясь гаммами, все станут виртуозами – это во многом зависит от индивидуальных способностей домриста. Но играть их необходимо, причем осмысленно. Формальная работа бесполезна и даже может  принести вред. Внимание исполнителя должно быть направленно на мышечную свободу, ловкость, легкость, упругость, экономичность движений, на умение сочетать в работе различные динамику, штрихи, ритмику.

Одним из важных элементов работы над гаммами является применение сочетания различных метроритмических группировок. Учащиеся развивает при этом чувство ритма, пространственные представления скорости движения групп, преодолевает ряд сопутствующих сложностей. В методической литературе для домры элементарные группировки в виде дуолей, триолей, квартолей встречаются, а более сложные сочетания не практикуются.

Гаммы и арпеджио по структуре очень полезный материал и для отработки всевозможных приемов игры и различных штрихов. А игра различными штрихами позволит отточить кратчайшие движения и в правой руке. Чем короче движения, тем больше их можно успеть сделать на каждой ноте, а следовательно тем лучше будет тремолирование.

Немалую роль при этом играют и мышцы правой руки. Если они плохо натренированы, недостаточно энергичны, то и удар будет получаться слабым, вялым, с большим замахам (подготовкой к удару), а не  коротким с четкой атакой. Как видим, короткие движения в правой руке также весьма важны для совершенствования исполнительской техники. (Слайд № 14)

В работе над гаммами и арпеджио необходимо отрабатывать четкие и быстрые переходы при смене позиций. Большинство музыкальных построений выходит за пределы диапазона одной позиции. Поэтому необходимо уметь незаметно делать переходы из одной позицию в другую. А чтобы научится этому, нужно приучить левую руку к определенным движениям. (Слайд №15)

Вот почему профессионалы-исполнители, педагоги отводят большое значение аппликатуре, как средству, обеспечивающему решению технических задач и направленное на создание художественного образа.

Заключение.

Я изучила  и проанализировала много литературы. В результате этого и на основе личного опыта, наблюдения за работой других специальностей приходим к выводам. Оптимальными педагогическими принципами формирования технического  мастерства домриста являются: (Слайд №16)

- необходимость добиваться от игровых движений таких качеств, как экономичность, активность и максимальная чувствительность;

- навык самоконтроля, который избавит обучающегося от неконтролируемого напряжения мышц;

- развития творческого начала, что придаст ученику уверенность, которая в свою очередь является психологической и физической, способствующей более активному продвижению в освоении технического мастерства.

Следование этим принципам позволит музыкантам исполнителям решать технические проблемы и добиваться высоких профессиональных результатов.

Список используемой литературы.

  1.  «Вопросы методики и теории исполнительства на русских народных инструментах» Сборник статей, вып. 2. Собрание, общая и научная редакция Л.Т. Бендерского. Свердловск, 1990г.
  2. Ауэр Л.С. «Моя школа игры на скрипке» М-Музыка, 1965г.
  3. Климов Е.Т. «Совершенствование игры на 3-х струнной домре» Музыка, М., 1972г.
  4.  Либерман М., Берлянчик М. «Культура звука скрипача» Музыка, М., 1985г.
  5. «Методика обучения игре на народных инструментах» Составитель П. Говорошко, Музыка, Л., 1975г.
  6. Ставицкий З. «Начальное обучение игре на домре» Музыка Л., 1984г.
  7. Назаров И. «Основы музыкально-исполнительской техники и методы ее совершенствования» М., 1969г.
  8. Запарожец А.В. «Работа по психологии движения».
  9. Степанов Н.И. «Учить быстро, играть выразительно» Народник, Ж., 1999г.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Система двигательно – моторного тренажа как один из методов совершенствования исполнительской техники домриста. Прудникова Елена Николаевна преподаватель ОБОУ ДО «ДШИ им. Г. Струве » г. Железногорск Курская область

Слайд 2

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: - изучить специальную литературу по данной проблеме; - рассмотреть ряд вопросов по совершенствованию исполнительской техники. Цель данной работы – выявить особенности педагогических технологий направленных на развитие свободы игрового аппарата музыканта исполнителя.

Слайд 3

При выполнении данной работы я использовала следующие методы Изучение и анализ специальной литературы Анализ личного опыта Метод наблюдения

Слайд 4

Пример 1 : полтона + тон Пример 2: тон + полтона Пример 3: полтона + полтона Пример 4: полтона + полтора тона Пример 5: тон + тон Пример 6: полтора тона + полтона Упражнения из трех нот, на основе которых создана целая система треножа

Слайд 5

1. Предложенную в примере 1 последовательность звуков играют вверх и вниз, причем различными ритмическими фигурациями. 2. Используют различные аппликатурные варианты.

Слайд 6

3. Применяют многочисленные динамические варианты. 4. Исполняют в различных темпах (от медленного до предельно быстрого). Каждое упражнение рекомендуется играть от шести до восьми раз.

Слайд 7

Пример 1: тон + тон + полтона Пример 2: тон + полтора + тон Пример 3: полтора + тон + тон Пример 4: тон + тон + тон Примен 5: полтона + полтона + полтона Пример 6: полтона + полтора тона + полтона Гаммообразные последовательности из четырех нот (тетрахорды).

Слайд 8

4. Научиться соединять одноименные тетрахорды в разных позициях, спокойно перенести руку и сыграть этот же тетрахорд в другой позиции. Играть сначала медленно. Потом быстро. 1. Начинать игру можно от любого звука. С той позиции, в которой пальцы свободно и непринужденно располагаются на ладах (4,3 позиции). 2. Необходимо научиться исполнять их непринужденно и быстро, как в восходящем, так и в нисходящем порядке. 3. При игре 4 и 6 примеров снизу вверх, пальцы с грифа не снимать.

Слайд 9

5. Научиться соединять разноименные тетрахорды (сначала в одной, затем различных позициях) 6. Переход из позиции в позицию, постепенно ускоряя. 7. Следить за тем, чтобы в местах соединения полутонов пальцы становились плотнее друг к другу. 8. Научиться соединять тетрахорды на разных струнах.

Слайд 10

9. Разнообразить динамику тетрахордов.

Слайд 11

Помимо тетрахордов широко используются довольно распространенные упражнения Г. Шрадика Предлагаемая система тренировок заимствована из пособия Г. Шрадика «Школа скрипичной техники». Все предлагаемые упражнения развивают технику и укрепляют технику левой руки.

Слайд 12

Огромное значение в совершенствовании исполнительского мастерства домриста придается смене позиций.

Слайд 13

Гаммы и арпеджио - важный и нужный тренировочный материал для формирования двигательно - моторного тренажа домриста.

Слайд 15

В работе над гаммами и арпеджио необходимо отрабатывать четкие и быстрые переходы при смене позиций.

Слайд 16

Оптимальными педагогическими принципами формирования технического мастерства домриста являются: - необходимость добиваться от игровых движений таких качеств, как экономичность, активность и максимальная чувствительность; - навык самоконтроля, который избавит обучающегося от неконтролируемого напряжения мышц; - развития творческого начала, что придаст ученику уверенность, которая в свою очередь является психологической и физической, способствующей более активному продвижению в освоении технического мастерства.

Слайд 17

Список используемой литературы . «Вопросы методики и теории исполнительства на русских народных инструментах» Сборник статей, вып . 2. Собрание, общая и научная редакция Л.Т. Бендерского. Свердловск, 1990г. Ауэр Л.С. «Моя школа игры на скрипке» М-Музыка, 1965г. Климов Е.Т. «Совершенствование игры на 3-х струнной домре» Музыка, М., 1972г. Либерман М., Берлянчик М. «Культура звука скрипача» Музыка, М., 1985г. «Методика обучения игре на народных инструментах» Составитель П. Говорошко , Музыка, Л., 1975г. Ставицкий З. «Начальное обучение игре на домре» Музыка Л., 1984г. Назаров И. «Основы музыкально-исполнительской техники и методы ее совершенствования» М., 1969г. Запарожец А.В. «Работа по психологии движения». Степанов Н.И. «Учить быстро, играть выразительно» Народник, Ж., 1999г.