Сапронова И.В. музыкальный руководитель МБДОУ Детский сад №12 Опыт использования музыкального материала по формированию духовно-нравственных ценностей у дошкольников на основе взаимодействия музыкального руководителя и инструктора по физической культуре.

РМО музыкальных руководителей Ярцевского района Смоленской области

Опыт использования музыкального материала по формированию духовно-нравственных ценностей у дошкольников на основе взаимодействия музыкального руководителя и инструктора по физической культуре. Совместная проектная деятельность.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №12

города Ярцева Смоленской области

Опыт использования музыкального материала по формированию духовно-нравственных ценностей у дошкольников на основе взаимодействия музыкального руководителя и инструктора по физической культуре

Совместная проектная деятельность

Подготовила:

музыкальный руководитель

высшей категории

Сапронова Ирина Викторовна

г. Ярцево

2024 год

«Любовь к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу... Постепенно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к родной стране - к ее истории, её прошлому и настоящему, а затем и ко всему человечеству, человеческой культуре...»

Д. С. Лихачев

            В настоящее время в российском обществе появился новый социальный тип личности: образованные, независимые, уверенные в себе люди с яркой индивидуальностью. Однако, в то же время, наблюдается явный «дефицит нравственности», как у отдельных индивидов, так и во всём обществе в целом. Материальные интересы часто превалируют над духовными. Одним из характерных проявлений такой духовной опустошенности и низкой человеческой культуры является резкое падение роли и значения патриотизма как одной из основных духовных ценностей нашего народа.

Исходя из всего вышеперечисленного, появилась острая необходимость включить задачу духовно-нравственного и патриотического воспитания во все виды детской деятельности и искать новые, наиболее эффективные инновационные формы и методы её реализации.

Понимая значимость поставленной задачи, в нашем ДОУ была создана творческая группа в составе музыкального руководителя, инструктора по физической культуре и воспитателей групп старшего дошкольного возраста, которые уже много лет успешно реализуют в своей деятельности задачи духовно-нравственного воспитания. Коллективно нами был выбран проектный метод, как наиболее отвечающий поставленной задаче, и позволяющий максимально обеспечить взаимодействие взрослого и ребёнка, включая семью. В совместной деятельности и общении наиболее ярко и глубоко раскрываются и формируются общечеловеческие нравственные качества личности, происходит непосредственное, не навязанное сверху, приобщение к традициям и обычаям национальной культуры, выстраиваются доверительные эмоционально-действенные отношения между взрослыми и детьми, возникает чувство уважения и сопричастности к родному дому, городу, стране, семье, истории и духовным ценностям. Проектная деятельность позволяет охватить все образовательные области, задействовать все соответствующие возрасту детей формы работы и, конечно же, включить разнообразный музыкальный материал и здоровьесберегающие технологии. Именно сочетание слова, музыки и движения воспринималось взрослыми и детьми как наиболее интересное и результативное действие.

Сегодня я хочу представить вам три итоговых мероприятия проектной деятельности по теме "Духовно-нравственное и патриотическое воспитание": "Ярцево - наша малая Родина", "Наша Родина - Россия" и "Тебе, родная Армия»"

        Работая над проектом «Ярцево - наша малая Родина» передо мной встала задача отыскать и познакомить детей с музыкальными произведениями смоленских композиторов и местным фольклором. Дети с большим удивлением и интересом слушали песни о Смоленщине, сравнивали мелодии уже знакомых им народных песен с местными их вариантами. Это знакомство превратилось в своеобразную "музыкальную лабораторию",  где мы вместе с ребятами отбирали понравившийся музыкальный материал для итогового мероприятия проекта -  квест-игры "Ярцево - наша малая Родина".  Особенно трогательно и трепетно дети отнеслись к прослушиванию "Гимна города Смоленска" в исполнении Евгения Нестеренко. Величественная гордая музыка вызвала массу эмоций. Ребята с гордостью и восхищением говорили о себе: "я - смолянин", "я - ярцевчанин".         

        Параллельно с прослушиванием музыкального материала, дети знакомились с народными играми Смоленской области. Инструктор физической культуры очень творчески и с любовью подобрала и совместила движения с народной музыкой. Симбиоз музыки и движения позволил детям перенестись в историческое прошлое города Ярцево и Смоленщины, погрузиться в атмосферу разных памятных мест города, ощутить себя коренными жителями Смоленской области. Красочная и содержательная презентация с фотографиями и музыкой, костюмированные сценки также способствовали максимальному восприятию довольно сложного для дошкольников материала.

Родители тоже принимали активное участие в проекте и посетили вместе с детьми памятные места нашего города, помогли с изготовлением костюмов и атрибутов, приняли активное участие в фотовыставке.

        Второй совместный с инструктором по физической культуре проект назывался "Россия - Родина моя" и итоговое мероприятие "Наша Родина - Россия" было организовано в форме спортивной игры. Дети знакомились с государственными символами России, географическим положением и границей России на карте, процедурой выборов президента и, конечно, с главной песней страны - Государственным гимном России. Моей главной задачей, как музыкального руководителя, стало сделать максимально доступным и понятным прослушивание и исполнение Государственного гимна. В рамках проекта мною было разработано и проведено доминантное занятие "Гимн России", где дети узнали об истории его создания, авторах, содержании и значении слов, ситуациях, когда он исполняется и правилах поведения при его исполнении. Для создания атмосферы праздника и более детального знакомства с официальными государственными традициями использовалась песни в исполнении Л. Лещенко, И. Кобзона, М. Бернеса. Детям очень понравились музыкальные произведения Советской России, которые сейчас незаслуженно забыты.

Третий проект "Есть такая профессия - Родину защищать" был завершен 22 февраля 2023 года совместным тематическим спортивно-музыкальным праздником "Тебе, родная Армия!". В рамках этого проекта дети познакомились с песнями, которые были написаны в годы возникновения Красной Армии, в период Великой Отечественной войны и продолжают пополнять патриотический музыкальный материал и по настоящее время. Песни "Эх, тачанка-ростовчанка", "Красная Армия всех сильней", "Марш танкистов", "Нам песня строить и жить помогает" вызвали неподдельный интерес детей и желание их слушать и подпевать. Инструктор по физической культуре очень бережно и скрупулезно отобрала и разучила с детьми игры довоенного времени, времён коллективизации и современной России. Дошкольники, благодаря удачному сочетанию музыку и движений, смогли как на "машине времени" перенестись в разные исторические моменты, на практике побыть "комбайнёрами", "танкистами", "кавалеристами" и бойцами спецназа. Яркий и запоминающийся музыкальный репертуар сделал праздник интересным не только детям, но и их родителям. Многие семьи после этого с большим интересом посетили исторический музей города Ярцево, парк "Патриот" в Кубинке и другие героические места города и области. Ребята с удовольствием использовали разученные игры в свободной деятельности и просили ещё раз послушать понравившиеся музыкальные произведения.

Таким образом, подводя итоги проведенных мероприятий, я убедилась, что проектная деятельность, особенно во взаимодействии музыкального руководителя и инструктора по физической культуре, значительно повышает самостоятельную активность детей, развивает творческое мышление, умение пользоваться разными знаниями, умениями и навыками, побуждает искать информацию об интересующем предмете, а также предоставляет возможность для активного привлечения и участия родителей.

На протяжении всего периода работы над проектом у педагогов наблюдается повышение мотивации и интереса к профессиональной деятельности, самообразованию. Мы становимся равными партнерами дошкольников, что отвечает современным принципам образования, вместе с ними раскрываемся с совершенно неожиданных сторон, творим, экспериментируем, создаём.

Выводы:

  • особенностью проектного метода является то, что в ходе его реализации в воспитательный процесс включены все образовательные области и обеспечивается максимальное взаимодействие взрослых и детей в лице воспитателей, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре и родителей;
  • взрослыми создаются различные игровые ситуации, побуждающие детей самостоятельно мыслить, находить и решать элементарные познавательные проблемы, воплощать идеи на практике, что стимулируют их активность и инициативность;
  • эффективность проектной деятельности обусловлена особым взаимопроникновением разных разделов образовательной программы друг в друга; решая поставленные задачи, музыкальный руководитель и инструктор по физической культуре особенно тесно сотрудничают в рамках подготовки и реализации проектов;
  • в познавательной ООД и свободном творчестве воспитатели знакомят дошкольников с большим количеством нового и интересного материала, который не включен непосредственно в образовательную программу, что значительно расширяет кругозор и словарный запас детей;
  • родители принимают активное участие в проектной деятельности, помогая изготавливать атрибуты, выполняя просьбы и поручения, проводя экскурсии и беседы с ребёнком, что делает их активными участниками проекта и соответственно оказывает положительное влияние на воспитание детей личным примером и совместной деятельностью
  • «проектный» поиск, подбор и использование музыкального материала способствует дальнейшему совершенствованию художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста в современной системе образования;
  • оптимальное выверенное сочетание музыки и физической активности благоприятно отражается на сохранении и укреплении физического и психического здоровья дошкольников, позволяет регулировать двигательную и умственную нагрузку;
  • интеграция образовательных областей дает возможность всесторонне развивать ребёнка и при этом приносит радость и удовлетворение от деятельности и её результатов, позволяет выразить эмоции и реализовать свои интересы в приемлемой и доступной форме.

И, в заключении, хочется сказать, что дошкольное детство является именно тем самым  благоприятным периодом открытости различным социально-нравственным, духовным и педагогическим воздействиям и готовности к их принятию, когда все педагоги детского сада могут заложить у детей то зерно патриотизма, которое в дальнейшей жизни уже взрослого человека будет твёрдой основой гражданственности, морали, воспитанности и любви к Родине. И развить это чувство, сформировать его в полной мере в душе каждого ребенка – это первостепенная наша задача.