Влияние педагога – музыканта дополнительного образования на взаимодействие родителей и учащихся в детской школе искусств.
Работа семьи и педагога – музыканта, концертмейстера по воспитанию ребёнка и формированию у него любви к музыкальным занятиям одинаково сложна и интересна. «Хорошие родители важнее хороших педагогов», - говорил Г. Г. Нейгауз, имея в виду, что самые лучшие педагоги будут бессильны, если родители равнодушны к музыке и музыкальному воспитанию своих детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shadrina_nyu_vliyanie_pedagoga_-_muzykanta.doc | 41 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Влияние педагога – музыканта дополнительного образования на взаимодействие родителей и учащихся в детской школе искусств.
2024 год Указом Президента Российской Федерации от 22.11.2023 N 875 объявлен Годом семьи. Семья является источником любви, понимания и поддержки, учит детей быть добрыми, честными и справедливыми. Гуманистическая направленность современного дополнительного образования предполагает сотрудничество с семьями воспитанников. Работа с родителями занимает немаловажное место в воспитании и успешном обучении детей в ДШИ. Тема взаимодействия педагога и родителя в дополнительном образовании является важной и значимой. Семья закладывает основной фундамент в процессе воспитания ребёнка. Поэтому насколько эффективно выстроена взаимосвязь педагога с родителями учащегося, настолько будет и эффективен процесс обучения и воспитания в детской школе искусств.
Работа семьи и педагога – музыканта, концертмейстера по воспитанию ребёнка и формированию у него любви к музыкальным занятиям одинаково сложна и интересна. «Хорошие родители важнее хороших педагогов», - говорил Г. Г. Нейгауз, имея в виду, что самые лучшие педагоги будут бессильны, если родители равнодушны к музыке и музыкальному воспитанию своих детей.
Взаимодействие преподавателя – музыканта с родителями учащегося основывается на организации учебно – воспитательного и музыкально – образовательного процесса путём повышения их активности в формировании культурно – эстетической личности ребёнка, объединении усилий в творческом воспитании детей, необходимо создать единое воспитательно – образовательное пространство «детская школа искусств – семья».
Задачи:
- повышение педагогической культуры родителей, пополнение знаний об обучении по дополнительной предпрофессиональной образовательной программе в области музыкального искусства «Фортепиано»;
- содействие сплочению родительского коллектива, вовлечение в образовательный процесс;
- продвижение опыта успешного образовательного воспитания, определение единых требований семьи и дополнительного образования к воспитаннику;
- вовлечение родителей в творческую жизнь своего ребенка.
К сожалению, всё чаще мы наблюдаем дефицит внимания родителей к своим детям. Родители могут искренне любить ребенка, но при этом не уделять ему достаточно внимания. Причины разные: изнуряющая работа, командировки, домашние дела, забота о младших членах семьи, напряженная учеба. Для ребенка такая ситуация очень опасна: неудовлетворенная потребность во внимании родителей порождает у него негативные представления о самом себе и окружающих и мире в целом.
Из моих наблюдений на примере моего класса и класса А. Н. Шадрина, где я являюсь концертмейстером, можно выделить несколько типов родителей учащихся :
Из 24 человек:
Позитивно ориентированные – 18 человек, родители, которые стремятся к пониманию и объективной оценке, готовы выслушать различные точки зрения, отдают себе отчёт в незнании некоторых вещей. Гибко перестраиваются.
Общение с такой категорией родителей — самое приятное. Если возникают недоразумения, то они принимают различные способы их разрешения, сотрудничают или идут на компромисс.
Творческие родители – 2 человека, склонны к игре и импровизации, действуют часто не по правилам педагога, ориентированы на новые впечатления. Спонтанны в своём поведении и независимы в суждениях. Такие родители могут видеть в событиях то, что не замечают другие. У них есть стремление действовать, а не только размышлять.
Равнодушные – 4 человека, свою роль видят только в том, чтобы привести ребенка на занятия. Интересуются достижениями детей только с инициативы педагога.
Цель педагога – музыканта найти подход к каждому типу родителей.
Для решения данной задачи на музыкальном отделении используются следующие формы работы с родителями и учащимися детской школы искусств:
- Индивидуальные уроки - при желании, родитель может посетить урок своего ребёнка, тем самым показать свой интерес к процессу обучения, ведь ребенку так важно понять, что его самым близким людям интересно то, что и ему. Умение вовремя поддержать, похвалить за успехи, помочь в преодолении трудностей – это и есть каждодневная забота родителей. Присутствие родителей на уроке я считаю важным на любом этапе обучения. В своей практике такую форму работы применяю достаточно часто, независимо от возраста учащегося, так как участие родителя в процессе обучения положительно влияет на качество и результат исполнительской деятельности ученика и их взаимодействие в семье.
- Отчетные концерты, академические концерты, тематические вечера – они важны и нужны для приобщения родителей к концертной жизни их детей. Такие мероприятия дают возможность проявить себя учащимся, показать, чему они успели научиться, как усовершенствовали свое мастерство в исполнении. На таких концертах традицией стало наше исполнение с Антоном Николаевичем какого – либо произведения. Своим примером мы можем продемонстрировать, что такое увлеченность музыкой и любовь к своему инструменту. Для родителей это важно, в дальнейшем мотивирует их к обучению своих детей и поступлению их в профессиональные учебные заведения. Отрадно отметить, что посещаемость концеров практически всегда достигает 100%. Редкий случай, когда кто – то из родителей не может посетить такие мероприятия. Помимо концертов в ДШИ для укрепления семейных взаимоотношений родителей и учащихся планируются городские мероприятия: посещение концертов, мастер – классов, фестивалей, конкурсов. Не так давно, мы с ученицей 2го класса Балюра Ксенией и её мамой Лидией Владимировной посетили Сургутский музыкальный колледж, брали мастер – класс у Пилецкой Ольги Дмитриевны. С огромным интересом теперь уже родители интересуются, когда будет следующий мастер – класс, потому как понимают значимость данного мероприятия для развития своего ребёнка.
Конкурсы – это совместное сопереживание родителя и учащегося. Кто, если не родители поддержат в самый ответственный момент?
- Родительские собрания –На них обсуждаются и принимаются решения по наиболее важным вопросам организации, обучения и отчета педагога об усвоении учащимися образовательной программы.
- Индивидуальные беседы, консультации – для меня это актуальная форма работы. направлена на установление тесного контакта родителя и педагога для решения образовательных и воспитательных задач. Это может быть как поиск путей решения проблемных вопросов (поступление, текущая успеваемость, поведение), так и возможность проанализировать творческий или личностный рост учащегося.
Все эти формы работы помогают укрепить плодотворное сотрудничество педагогов и родителей, расширить сферу общения с собственными детьми, повысить качество не только собственного образа жизни ,но и ребёнка. Путём дополнительного образования сделать свою жизнь более содержательной, эмоциональной и творческой. В наше время это особенно важно.