Особенности психолого – педагогического общения в подготовительном классе с учащимися фортепианного отделения ДШИ.
В своём методическом докладе «Особенности психолого – педагогического общения в подготовительном классе учащимися фортепианного отделения» я акцентировала внимание насколько важно взаимодействие педагога – музыканта и ученика уже в самом начале обучения. Только в определённом контакте с учащимися дошкольного возраста можно достичь результатов для дальнейшего обучения музыкальному искусству.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
period_doshkolnogo_vozrasta_5_2.docx | 23.4 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Особенности психолого – педагогического общения в подготовительном классе с учащимися фортепианного отделения ДШИ.
В настоящее время в связи с изменениями социальных и экономических условий жизни общества очень остро встает проблема психологического здоровья детей, их эмоционального комфорта и благополучия. По данным Всемирной организации здравоохранения, большая часть заболеваний человека (55 %) вызваны стрессовыми состояниями. Одной из основных составляющих здоровья человека является его душевное благополучие.
В своём методическом докладе «Особенности психолого – педагогического общения в подготовительном классе учащимися фортепианного отделения» я акцентировала внимание насколько важно взаимодействие педагога – музыканта и ученика уже в самом начале обучения. Только в определённом контакте с учащимися дошкольного возраста можно достичь результатов для дальнейшего обучения музыкальному искусству.
Педагогическое общение – это целенаправленное, специально – организованное взаимодействие педагога и учащихся, включающее обмен информацией и действиями, а так же установления взаимопонимания между ними. В ходе этого взаимодействия осуществляется познание мира и самих себя, овладения определенными умениями и навыками, усвоения опыта эмоционально – ценностных отношений к себе и окружающему миру.
На своей практике я убедилась, что подготовительный класс просто необходим ребёнку перед поступлением на предпрофессиональную программу в Детскую школу искусств. И если у родителей есть возможность отдать ребёнка в подготовительный класс, то я настоятельно рекомендую ею воспользоваться. С уверенностью могу сказать – готовить детей к школе обязательно нужно, это поможет в дальнейшем не только в обучении, но значительно облегчит адаптационный период ребёнка в первом классе.
Одна из важнейших задач подготовительного класса в ДШИ – обеспечение психологического комфорта учащегося, от этого в дальнейшем будет зависеть результативность педагогической деятельности, сформированность знаний, умений и навыков у детей, способствующих дальнейшему успешному обучению. Ключевая роль в создании психологического комфорта учащегося в подготовительном классе принадлежит педагогу. Взаимоотношения педагога и учащегося в образовательном процессе являются важным условием для успешного решения задач обучения и воспитания, является непременным условием его психического и личностного развития. Педагог выступает для ребенка дошкольного возраста многосторонним, авторитетным источником знаний и опыта.
Дошкольный возраст - период становления фундаментальных качеств личности человека, возраст когда в психике ребѐнка появляются новые образования. Этот период очень важен в развитии психологического здоровья ребёнка. Именно в это время начинает формироваться психика, закладываются основы нравственности, поведения в обществе.
Возрастные особенности дошкольного возраста 6 – 7 лет:
Развитие личности:
- формируется рефлексия, т. е. осознание своего социального «я» и возникновение на этой основе внутренних позиций;
- в качестве важнейшего новообразования в развитии психической и личностной сферы ребенка данного возраста является соподчинение мотивов. Осознание мотива «я должен», «я смогу» постепенно начинает преобладать над мотивом «я хочу»;
- ребёнок 6 – 7 летнего возраста стремится к самоутверждению в таких видах деятельности, которые подлежат общественной оценке и охватывают различные сферы;
- появляется устойчивость самооценки;
- появляется внутренний план действий (способность действовать в уме);
- усвоение нравственных норм (формируется сочувствие, забота и активное отношение к окружающим событиям).
Развитие психических процессов:
- внимание - увеличивается устойчивость (25 – 30 минут), развивается способность к его распределению и переключаемости, наблюдается переход от непроизвольного внимания к произвольному (контролируемое сознанием);
- память – появляются элементы произвольного запоминания; произвольная память проявляется в ситуациях, когда ребенок самостоятельно ставит цель - запомнить и вспомнить;
- воображение – активизации функции творческого воображения самостоятельно создание новых образов, включённое в процесс творческой деятельности;
- мышление – наглядно – образное, формируется словесно – логическое; появляется умение устанавливать причинно – следственные связи и находить решение проблемных ситуаций;
- речь – развивается связная речь, становится богаче лексика, совершенствуется звуковая сторона речи, развивается интонационная выразительность.
Какими личностными качествами должен обладать педагог – музыкант в Детской школе искусств:
- любовь к детям;
- профессиональное мышление и самосознание;
- высокой концентрацией;
- самообладание;
- умение заинтересовать;
- умение импровизировать;
- целеустремленность;
- умение слушать и налаживать контакт;
- умение сопереживать и сочувствовать;
- выдержка;
- требовательность;
- внимательность;
- воспитанность, тактичность;
- справедливость;
- внешний вид.
Главная задача педагога – уметь найти подход к каждому учащемуся, добиться контакта с ним и прежде всего доверия к себе. Основной трудностью педагогической работы является то, что ребёнок практически всегда стремится к самостоятельности и независимости. Вместе с тем ищет опоры в личности самого педагога.
И. Гофман «Начало – дело такой огромной важности, что тут хорошо только самое лучшее… Отзвук детских впечатлений, связанный с миром музыкальных звуков, неотъемлем от образа педагога. От того, кто будет первым учителем, зависит музыкальная судьба ребенка. Впечатления музыкального детства сохранятся в памяти навсегда. Ошибки педагога, дефекты преподавания, особенно на раннем, первоначальном этапе обучения музыке, могут нанести непоправимый ущерб ученику».
Педагог – музыкант может обладать целым комплексом личностных качеств, но самое главное из всех прежде всего любовь к детям. Композитор Гретри по этому поводу писал: «Без дара снискать любовь ученика все остальные таланты педагога окажутся бесполезными». Лишь когда ученик «заражается» настоящей и безграничной любовью к своему педагогу, можно надеяться на успех в творчестве.
Неотъемлемое качество педагога это доброта и доверительные отношения с учащимися, в подготовительном классе это очень важно. Это качество особенно важно уже при первом знакомстве с потенциальными учащимися, когда интерес и внимание к личности педагога особенно сильны. Нельзя начинать урок, если не создана атмосфера душевного комфорта. Это важно не только для ученика, но и для учителя, который чувствует себя настоящим психотерапевтом, освобождая ребенка от отрицательных эмоций, облегчая возникшие у него проблемы.
Каждый урок начинается с оценки настроения ребёнка, необходимо уловить душевное состояние, успокоить, поднять эмоциональный настрой, если это необходимо. Очень важно подобрать правильный тон общения – с одним можно разговаривать лишь тихо и ласково, с другим необходимо использовать все богатство эмоционально окрашенной речи. Некоторые дети лучше всего реагируют на сдержанность, «дистанционность». В любом случае самое главное соблюдать чувство такта в общении и уважение к ученику.
Педагог всегда должен находится в творческом поиске. Работа с детьми дошкольного возраста это практически всегда импровизация. Импровизационная форма занятий требует от учителя эмоциональной гибкости, интуиции и артистичности. Каждый ученик – это особый мир. Приходится искать особые подходы, приемы, методы обучения прежде всего потому, что у детей разные темпераменты, характеры, способности. Все, чему мы хотим научить, следует не диктовать, а совместно заново открывать вместе с учеником.
Основная форма урока в подготовительном классе проходит в игровой форме. Здесь очень важно такое качество как умение импровизировать. Педагог должен пребывать в творческом состоянии духа, потому что каждый урок — это маленький спектакль. Весь учебный материал, данный в игровой форме, легче воспринимается, увлекает и вызывает желание самому сделать что – то, запомнить и повторить. Переключение внимания ребенка с одной игры на другую – непременный момент в занятиях.
Можно выделить несколько правил взаимоотношений педагога и учащегося:
- любите детей;
- будьте добры и внимательны;
- пойте с детьми и для детей;
- сопереживайте вместе с детьми, разделяйте с ними не только радость;
- сохраняйте внутреннюю убежденность, что каждый ребёнок уникален по – своему;
- вселяйте в детей веру в себя, свои силы и способности.
В завершении хочется сказать, что деятельность педагога – музыканта очень сложна. Хороший педагог должен стремится к усовершенствованию своих знаний, педагогическому мастерству, привить детям с самого детства любовь к музыке и подготовить их к возможности доставлять через музыку радость себе и окружающим.
Отрадно отметить для себя, что мне удается в своей профессии искусно сочетать роль не только педагога, но и роль друга, помощника, наставника и быть примером для подражания моим ученикам.
ЛИТЕРАТУРЫ
1.Артоболевская А.Д. Первая встреча с музыкой: Учебное пособие. М.: Российское музыкальное издательство, 1996
2.Барсукова С.А. «Пора играть, малыш!»
3.Ведерникова И. «Первые шаги маленького пианиста»
4.Ветлугина Н. Музыкальный букварь. - М., Музыка, 1987
5.Геталова О., Визная И. «В музыку с радостью»(для детей 4-6 лет).Изд. «Композитор- СПб», 2009
6.Донченко Т. Раз, два, три, четыре, пять! Начинаю я играть! : первые уроки маленького пиниста. – Изд. 3-е,стер. - Ростов н/Д: Феникс, 2014.
7.Королькова И.С. Крохе- музыканту. Нотная азбука для самых маленьких. Части I,II. Ростов н/Д : изд –во «Феникс», 2004
8.Лещинская И. Малыш за роялем. - М.: Кифара, 1994
9.Металлиди Ж. «Дом с колокольчиком». Изд. «Композитор», СПб, 1994
10.Милич Б. Фортепиано 1, кл. Кифара, 2006
11.Музыкальный альбом для фортепиано, вып. 1.Составитель А. Руббах. М., 1972
12.Музыкальная азбука для самых маленьких: Учебно-метод. пособие. Сост. Н.Н.Горошко. Ростов - н/Д: Феникс, 2007
13.Новый музыкальный букварь для самых маленьких: Учебно- меодическое пособие / Иванова О.,Кузнецова И. - Ростов н/Д: Феникс, 2006.
14.Новая школа игры на фортепиано / авт.-сост. Г.Г.Цыганова, И.С. Королькова. – Изд.12-е. - Ростов- н/Д: Феникс, 2011.
15.Путешествие в мир музыки: Уч. пособие/сост. О.В.Бахлацкая. М.: Советский композитор, 1990
16.Сборник фортепианных пьес, этюдов и ансамблей, ч. 1. Составитель С.Ляховицкая, Л.Баренбойм. М., 1962
17.Фортепианная игра, 1,2 кл. ДМШ: Учеб. пособие/ сост. В.Натансон, Л.Рощина. М.: Музыка, 1988
18.Фортепиано. Репертуарная серия. Первые шаги. Сборник для начинающих. Сост. С.И.Голованова. – Часть 1. Упражнения, этюды, пьесы. – М.: «Крипто-логос», 1996.
19.Хрестоматия для ф-но, 1 кл. ДМШ: Учебник /сост. А.Бакулов, К.Сорокин. М.: Музыка, 1989
20.Школа игры на ф-но: Учебник/ сост. А.Николаев, В.Натансон. М.: Музыка, 2011
Список рекомендуемой методической литературы
- Алексеев А. Методика обучения игре на ф-но. 3-е изд. М., Музыка, 1978
- Артоболевская А.Д. Первая встреча с музыкой: Учебное пособие. М.: Российское музыкальное издательство, 1996(вступительная статья)
3. Баренбойм Л. "Путь к музицированию". 2-е изд. М, Советский композитор,1973
4. Корто А. "О фортепианном искусстве". М., Музыка, 1965
5. Гофман И. "Фортепианная игра: ответы на вопросы о фортепианной игре". М., Музыка, 1961
6. Коган Г. "Работа пианиста". М., Классика-XXI, 2004
7. Маккиннон Л. "Игра наизусть", Ленинград, Музыка, 1967
8. Метнер Н. "Повседневная работа пианиста и композитора", М., Музыка, 2011
9. Нейгауз Г. "Об искусстве фортепианной игры", 5 изд. М., Музыка, 1987
10. Смирнова Т. " Беседы о музыкальной педагогике и о многом другом". М., 1997
11. Цыпин Г. "Обучение игре на фортепиано". М., Просвещение, 1974
12. Шуман Р. "Жизненные правила для музыканта"