Методические аспекты репетиционной работы с детским хоровым коллективом.
Выступления хора должны предусматриваться планом и являться итогом работы за определённый период. Преподаватель хорового класса должен составлять репертуарный план работы. Степень трудности репертуара должна зависеть от состава и продвинутости хора.
В профессиональной деятельности руководителя детского хорового коллектива особое место занимает репетиционная работа.
Репетиция – это учебное занятие дирижера хора по изучению произведений и художественному воспитанию коллектива, форма подготовки программы концерта как процесс постепенного воплощения исполнительского замысла, определяемого содержанием произведения.
Скачать:
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Методические аспекты репетиционной работы с детским хоровым коллективом
Хоровое исполнительство - один из наиболее сложных и значимых видов музыкальной деятельности. Учебный предмет «Хоровой класс» является предметом обязательной части, занимает особое место в развитии музыканта-инструменталиста. В детской музыкальной школе, где учащиеся сочетают хоровое пение с обучением игре на одном из музыкальных инструментов, хоровой класс служит одним из важнейших факторов развития слуха, музыкальности детей, помогает формированию интонационных навыков.
При организации хоровых занятий учащиеся делятся на младший (2-4 классы) и старший (5-8 классы) хоры. Дети 1-го класса обучаются отдельно, в связи со спецификой задач начального обучения.
Занятия по хоровому пению проходят 1 раз в неделю, продолжительностью 40 минут в младшем хоре и 60 минут в старшем.
Выступления хора должны предусматриваться планом и являться итогом работы за определённый период. Преподаватель хорового класса должен составлять репертуарный план работы. Степень трудности репертуара должна зависеть от состава и продвинутости хора.
В профессиональной деятельности руководителя детского хорового коллектива особое место занимает репетиционная работа.
Репетиция – это учебное занятие дирижера хора по изучению произведений и художественному воспитанию коллектива, форма подготовки программы концерта как процесс постепенного воплощения исполнительского замысла, определяемого содержанием произведения. Работу над вокально-хоровыми произведениями можно условно разделить на несколько этапов:
-знакомство с произведением и его авторами;
-разбор и разучивание вокальной партии (определение тональности, размера, сольфеджирование, работа над чистотой интонацией, над сложными мелодическими оборотами и интервалами, над точностью ритмического рисунка), пение со словами;
-работа над звукообразованием, дикцией и артикуляцией;
-определение формы произведения, определение смысловой и динамической кульминаций;
-работа над строем и ансамблем;
-достижение художественно-образного сценического исполнения.
Творчество невозможно без дисциплины, которая зависит, прежде всего от руководителя хора, от его личной организованности, четкости и целесообразности требований. Занятия детского хора должны начинаться в точно установленное время. Каждое занятие начинается с распевания, в которое обязательно включаются упражнения на дыхание, звукообразование, а также артикуляционные и речевые упражнения.
При первом знакомстве с сочинением следует рассказать о его содержании и характере, сообщить краткие сведения о композиторе и авторе литературного текста, можно кратко остановится на тех или иных вокально-хоровых сложностях, которые придётся преодолевать хору в процессе его разучивания. Главное – заинтересовать учащихся новой работой.
Далее учащимся предлагается разбор вокальной партии по нотам. Определяется тональность, озвучиваются знаки при ключе и размер. После настройки в тональности и просчитывания «пустого такта» следует сольфеджирование. Важно останавливать внимание учащихся на интервалах, длительностях, ритмическом рисунке, встречных знаках, что поспособствует учащимся легче освоить нотный текст. Лучше всего петь, не опираясь на поддержку инструмента, а интонировать по слуху, лишь периодически проверяя чистоту интонации на инструменте. Такой подход содействует овладению навыком чистого интонирования.
Следующий момент — пение со словами. Здесь также, останавливаясь на фразах и предложениях, работая по нескольким тактам, определяются и прорабатываются точные распевы на слогах, форшлаги и мелизмы, если таковые встречаются, просматриваются и выполняются штрихи legato, staccato, non legato, акценты, ферматы, указанные композитором. Можно пропеть всю вокальную партию произведения со словами сначала по частям, а затем от начала до конца, добиваясь правильности и чистоты исполнения мелодии и словесного текста.
В основе звукообразования лежат: связное пение (легато), активная (но не форсированная) подача звука, выработка высокого, головного звучания наряду с использованием смешанного и грудного регистра.
В задачу хормейстера входит умелое смешение и использование как головного, так и грудного регистров у детей. Важно добиться ровного звучания во всем диапазоне детского голоса.
При этом надо обязательно следить за звуком, чтобы он не был крикливым, форсированным. В работе над качеством звука часто применяется принцип контрастного сопоставления: некрасивому, крикливому, pезкому звуку противопоставляется звук красивый, нежный, мягкий округлый, звонкий, тембристый.
Условиями грамотного звукообразования являются правильно открытый рот, свободно опускающаяся челюсть, активные губы, чётко артикулирующие каждый звук. Первое требование – воспитание напевного, протяжного звучания голоса. Детям необходимо объяснить, что петь – значит тянуть звук, то есть протяжно исполнять каждый гласный звук. Обратить внимание учащихся на особенности звучания гласных звуков в пении: для того чтобы пение было красивым и правильным, необходимо округлённо и мягко исполнять все гласные звуки: ма – мэ – ми – мо – му. При пении разных гласных следить, чтобы звук тянулся ровно, без толчков.
Надо научить ребёнка сохранять одинаковую степень вокальности на всех гласных. При пении с закрытым ртом нужно следить, чтобы зубы не сжимались. Губы сомкнуты мягко, звук направлять «не в себя», а к передним стенкам зубов.
В работе над звукообразованием важно укреплять и развивать певческий диапазон детей. Однако делать это нужно крайне осторожно, чтобы не навредить. Расширению диапазона способствуют небольшие упражнения, которые каждый раз поются в более высокой тональности (применяется при распевании). Певческий звук, возникающий вследствие смыкания и размыкания голосовых связок, неразрывно связан с певческим дыханием. Основное требование художественного вокального исполнения – правильный красивый певческий звук.
Вокальная дикция, то есть четкое и ясное произношение слов во время пения, имеет свои особенности по сравнению с речью. Отчетливое произношение слов не должно мешать плавности звукового потока, поэтому согласные в пении произносятся по возможности быстрее, с тем чтобы дольше прозвучал гласный звук.
Педагогу необходимо помнить и довести до сведения ученика следующие важные правила:
-согласные, которыми заканчиваются слог или слово, должны относиться к следующему слогу или слову, например: «Там где» поётся «та – мгде» ;
-одинаковые гласные, встречающиеся в конце одного и начале другого слова поются раздельно.
Дикция зависит от органов артикуляции – нижней челюсти, губ, языка, мягкого нёба, глотки. Для развития гибкости и подвижности артикуляционного аппарата используются различные скороговорки.
Форма – основа музыкального сочинения, создание художественного образа.
С первых занятий учащиеся хора учатся находить в прослушанной музыке повторность, изменчивость, ощущать строение фраз и предложений, слышать вершины и кульминации, чувствовать потребность определённой законченности музыкального отрезка или, наоборот, его незавершённости.
Почему-то большая часть музыкальной литературы для детей, созданная современными отечественными композиторами, написана в куплетной форме. Видимо, считается, что такие сочинения легче исполнить неопытным певцам – запомнили мелодию одного куплета, а дальше осталось только подставить другие слова. Может быть, выучить такие произведения и легче, но исполнить – гораздо сложнее. Ведь куплетность может быстро надоесть детям.
Если обратиться к первым детским песням, созданным русскими композиторами А. Лядовым, Ц. Кюи, А. Аренским, В. Калинниковым,
А. Гречаниновым, - среди них трудно найти произведения в простой куплетной форме. Выразительная мелодия, развёрнутая, красочная фортепианная партия, яркие, образные тексты, динамично выстроенная форма отличают эти ценнейшие образцы детской музыки.
Работа над чистотой и точностью интонирования в пении – одно из условий сохранения строя. Чистоте интонации способствует чёткое осознание чувства «лада». Воспитать ладовое восприятие можно через освоение понятий «мажор» и «минор», включение в распевки различных звукорядов, главных ступеней лада, пение a`capрella.
Понятие «ансамбль» - это единство, уравновешенность в тексте, мелодии, ритме, динамике; поэтому для хорового исполнения необходимы единообразие и согласованность в характере звукообразования, дыхания. Необходимо научить поющих прислушиваться к звучащим рядом голосам.
При выучивании сложных эпизодов произведения рекомендуется ряд приемов, наиболее часто использующихся в репетиционной работе:
- пропевание трудных мест в замедленном темпе;
- произвольные остановки на отдельных звуках того или на отдельных аккордах;
- ритмическое дробление длительностей на более мелкие;
- изменение вокального штриха;
- утрированное, скандированное произнесение текста;
- использование вспомогательного технического материала.
Самая трудная и главная часть работы по воспитанию детского хора как художественного коллектива это создание музыкально-художественной образной целостности произведения. Главными её составляющими являются раскрытие содержания, нахождение соответствующих звуковых красок и создание целостной формы произведения и звук должен приводиться в соответствие с содержанием произведения.
Руководителю хора следует помнить, что педагогические аспекты в работе над репертуаром не следует отрывать от художественно-выразительного начала. На любом этапе работы над произведением хормейстер должен ясно и чётко формулировать задачи, стоящие перед хором. Нельзя повторять с хором отдельный эпизод или произведение в целом, не объяснив коллективу, какие цели и задачи решаются в процессе этого повторения.
Заключительный этап (впевание произведения) - это процесс прочного закрепления вокально-хоровых навыков и приёмов, приобретённых за время разучивания произведения. Здесь чрезвычайно важен момент готовности к концертному исполнению. Через форму впевания стадия выучивания произведения смыкается с исполнительским процессом. На этой стадии видны все недостатки, недоработки. Нередко можно вернуться к доучиванию, чтобы снова выверить звучность, исправить неудавшиеся элементы.
Когда впевание произведения заканчивается, наступает период генеральных репетиций, или, прогоны. Они обычно производятся в обстановке, близкой к концертной. На прогонах необходимо пропевать выученное произведение так, как бы оно звучало в концертном исполнении, т.е. устойчиво в вокально-техническом отношении, эмоционально выверено, понятно для слушателей. На прогонах хористы должны исполнять произведение только стоя.
Концертное исполнение – самый ответственный момент в работе над произведением, это - итог работы над ним. Хоровой коллектив выступает теперь как создатель художественных ценностей, как просветитель и воспитатель художественного вкуса слушателя.
Предварительный просмотр:
Методические аспекты репетиционной работы с детским хоровым коллективом
Хоровое исполнительство - один из наиболее сложных и значимых видов музыкальной деятельности. Учебный предмет «Хоровой класс» является предметом обязательной части, занимает особое место в развитии музыканта-инструменталиста. В детской музыкальной школе, где учащиеся сочетают хоровое пение с обучением игре на одном из музыкальных инструментов, хоровой класс служит одним из важнейших факторов развития слуха, музыкальности детей, помогает формированию интонационных навыков.
При организации хоровых занятий учащиеся делятся на младший (2-4 классы) и старший (5-8 классы) хоры. Дети 1-го класса обучаются отдельно, в связи со спецификой задач начального обучения.
Занятия по хоровому пению проходят 1 раз в неделю, продолжительностью 40 минут в младшем хоре и 60 минут в старшем.
Выступления хора должны предусматриваться планом и являться итогом работы за определённый период. Преподаватель хорового класса должен составлять репертуарный план работы. Степень трудности репертуара должна зависеть от состава и продвинутости хора.
В профессиональной деятельности руководителя детского хорового коллектива особое место занимает репетиционная работа.
Репетиция – это учебное занятие дирижера хора по изучению произведений и художественному воспитанию коллектива, форма подготовки программы концерта как процесс постепенного воплощения исполнительского замысла, определяемого содержанием произведения. Работу над вокально-хоровыми произведениями можно условно разделить на несколько этапов:
-знакомство с произведением и его авторами;
-разбор и разучивание вокальной партии (определение тональности, размера, сольфеджирование, работа над чистотой интонацией, над сложными мелодическими оборотами и интервалами, над точностью ритмического рисунка), пение со словами;
-работа над звукообразованием, дикцией и артикуляцией;
-определение формы произведения, определение смысловой и динамической кульминаций;
-работа над строем и ансамблем;
-достижение художественно-образного сценического исполнения.
Творчество невозможно без дисциплины, которая зависит, прежде всего от руководителя хора, от его личной организованности, четкости и целесообразности требований. Занятия детского хора должны начинаться в точно установленное время. Каждое занятие начинается с распевания, в которое обязательно включаются упражнения на дыхание, звукообразование, а также артикуляционные и речевые упражнения.
При первом знакомстве с сочинением следует рассказать о его содержании и характере, сообщить краткие сведения о композиторе и авторе литературного текста, можно кратко остановится на тех или иных вокально-хоровых сложностях, которые придётся преодолевать хору в процессе его разучивания. Главное – заинтересовать учащихся новой работой.
Далее учащимся предлагается разбор вокальной партии по нотам. Определяется тональность, озвучиваются знаки при ключе и размер. После настройки в тональности и просчитывания «пустого такта» следует сольфеджирование. Важно останавливать внимание учащихся на интервалах, длительностях, ритмическом рисунке, встречных знаках, что поспособствует учащимся легче освоить нотный текст. Лучше всего петь, не опираясь на поддержку инструмента, а интонировать по слуху, лишь периодически проверяя чистоту интонации на инструменте. Такой подход содействует овладению навыком чистого интонирования.
Следующий момент — пение со словами. Здесь также, останавливаясь на фразах и предложениях, работая по нескольким тактам, определяются и прорабатываются точные распевы на слогах, форшлаги и мелизмы, если таковые встречаются, просматриваются и выполняются штрихи legato, staccato, non legato, акценты, ферматы, указанные композитором. Можно пропеть всю вокальную партию произведения со словами сначала по частям, а затем от начала до конца, добиваясь правильности и чистоты исполнения мелодии и словесного текста.
В основе звукообразования лежат: связное пение (легато), активная (но не форсированная) подача звука, выработка высокого, головного звучания наряду с использованием смешанного и грудного регистра.
В задачу хормейстера входит умелое смешение и использование как головного, так и грудного регистров у детей. Важно добиться ровного звучания во всем диапазоне детского голоса.
При этом надо обязательно следить за звуком, чтобы он не был крикливым, форсированным. В работе над качеством звука часто применяется принцип контрастного сопоставления: некрасивому, крикливому, pезкому звуку противопоставляется звук красивый, нежный, мягкий округлый, звонкий, тембристый.
Условиями грамотного звукообразования являются правильно открытый рот, свободно опускающаяся челюсть, активные губы, чётко артикулирующие каждый звук. Первое требование – воспитание напевного, протяжного звучания голоса. Детям необходимо объяснить, что петь – значит тянуть звук, то есть протяжно исполнять каждый гласный звук. Обратить внимание учащихся на особенности звучания гласных звуков в пении: для того чтобы пение было красивым и правильным, необходимо округлённо и мягко исполнять все гласные звуки: ма – мэ – ми – мо – му. При пении разных гласных следить, чтобы звук тянулся ровно, без толчков.
Надо научить ребёнка сохранять одинаковую степень вокальности на всех гласных. При пении с закрытым ртом нужно следить, чтобы зубы не сжимались. Губы сомкнуты мягко, звук направлять «не в себя», а к передним стенкам зубов.
В работе над звукообразованием важно укреплять и развивать певческий диапазон детей. Однако делать это нужно крайне осторожно, чтобы не навредить. Расширению диапазона способствуют небольшие упражнения, которые каждый раз поются в более высокой тональности (применяется при распевании). Певческий звук, возникающий вследствие смыкания и размыкания голосовых связок, неразрывно связан с певческим дыханием. Основное требование художественного вокального исполнения – правильный красивый певческий звук.
Вокальная дикция, то есть четкое и ясное произношение слов во время пения, имеет свои особенности по сравнению с речью. Отчетливое произношение слов не должно мешать плавности звукового потока, поэтому согласные в пении произносятся по возможности быстрее, с тем чтобы дольше прозвучал гласный звук.
Педагогу необходимо помнить и довести до сведения ученика следующие важные правила:
-согласные, которыми заканчиваются слог или слово, должны относиться к следующему слогу или слову, например: «Там где» поётся «та – мгде» ;
-одинаковые гласные, встречающиеся в конце одного и начале другого слова поются раздельно.
Дикция зависит от органов артикуляции – нижней челюсти, губ, языка, мягкого нёба, глотки. Для развития гибкости и подвижности артикуляционного аппарата используются различные скороговорки.
Форма – основа музыкального сочинения, создание художественного образа.
С первых занятий учащиеся хора учатся находить в прослушанной музыке повторность, изменчивость, ощущать строение фраз и предложений, слышать вершины и кульминации, чувствовать потребность определённой законченности музыкального отрезка или, наоборот, его незавершённости.
Почему-то большая часть музыкальной литературы для детей, созданная современными отечественными композиторами, написана в куплетной форме. Видимо, считается, что такие сочинения легче исполнить неопытным певцам – запомнили мелодию одного куплета, а дальше осталось только подставить другие слова. Может быть, выучить такие произведения и легче, но исполнить – гораздо сложнее. Ведь куплетность может быстро надоесть детям.
Если обратиться к первым детским песням, созданным русскими композиторами А. Лядовым, Ц. Кюи, А. Аренским, В. Калинниковым,
А. Гречаниновым, - среди них трудно найти произведения в простой куплетной форме. Выразительная мелодия, развёрнутая, красочная фортепианная партия, яркие, образные тексты, динамично выстроенная форма отличают эти ценнейшие образцы детской музыки.
Работа над чистотой и точностью интонирования в пении – одно из условий сохранения строя. Чистоте интонации способствует чёткое осознание чувства «лада». Воспитать ладовое восприятие можно через освоение понятий «мажор» и «минор», включение в распевки различных звукорядов, главных ступеней лада, пение a`capрella.
Понятие «ансамбль» - это единство, уравновешенность в тексте, мелодии, ритме, динамике; поэтому для хорового исполнения необходимы единообразие и согласованность в характере звукообразования, дыхания. Необходимо научить поющих прислушиваться к звучащим рядом голосам.
При выучивании сложных эпизодов произведения рекомендуется ряд приемов, наиболее часто использующихся в репетиционной работе:
- пропевание трудных мест в замедленном темпе;
- произвольные остановки на отдельных звуках того или на отдельных аккордах;
- ритмическое дробление длительностей на более мелкие;
- изменение вокального штриха;
- утрированное, скандированное произнесение текста;
- использование вспомогательного технического материала.
Самая трудная и главная часть работы по воспитанию детского хора как художественного коллектива это создание музыкально-художественной образной целостности произведения. Главными её составляющими являются раскрытие содержания, нахождение соответствующих звуковых красок и создание целостной формы произведения и звук должен приводиться в соответствие с содержанием произведения.
Руководителю хора следует помнить, что педагогические аспекты в работе над репертуаром не следует отрывать от художественно-выразительного начала. На любом этапе работы над произведением хормейстер должен ясно и чётко формулировать задачи, стоящие перед хором. Нельзя повторять с хором отдельный эпизод или произведение в целом, не объяснив коллективу, какие цели и задачи решаются в процессе этого повторения.
Заключительный этап (впевание произведения) - это процесс прочного закрепления вокально-хоровых навыков и приёмов, приобретённых за время разучивания произведения. Здесь чрезвычайно важен момент готовности к концертному исполнению. Через форму впевания стадия выучивания произведения смыкается с исполнительским процессом. На этой стадии видны все недостатки, недоработки. Нередко можно вернуться к доучиванию, чтобы снова выверить звучность, исправить неудавшиеся элементы.
Когда впевание произведения заканчивается, наступает период генеральных репетиций, или, прогоны. Они обычно производятся в обстановке, близкой к концертной. На прогонах необходимо пропевать выученное произведение так, как бы оно звучало в концертном исполнении, т.е. устойчиво в вокально-техническом отношении, эмоционально выверено, понятно для слушателей. На прогонах хористы должны исполнять произведение только стоя.
Концертное исполнение – самый ответственный момент в работе над произведением, это - итог работы над ним. Хоровой коллектив выступает теперь как создатель художественных ценностей, как просветитель и воспитатель художественного вкуса слушателя.
Предварительный просмотр:
Методические аспекты репетиционной работы с детским хоровым коллективом
Хоровое исполнительство - один из наиболее сложных и значимых видов музыкальной деятельности. Учебный предмет «Хоровой класс» является предметом обязательной части, занимает особое место в развитии музыканта-инструменталиста. В детской музыкальной школе, где учащиеся сочетают хоровое пение с обучением игре на одном из музыкальных инструментов, хоровой класс служит одним из важнейших факторов развития слуха, музыкальности детей, помогает формированию интонационных навыков.
При организации хоровых занятий учащиеся делятся на младший (2-4 классы) и старший (5-8 классы) хоры. Дети 1-го класса обучаются отдельно, в связи со спецификой задач начального обучения.
Занятия по хоровому пению проходят 1 раз в неделю, продолжительностью 40 минут в младшем хоре и 60 минут в старшем.
Выступления хора должны предусматриваться планом и являться итогом работы за определённый период. Преподаватель хорового класса должен составлять репертуарный план работы. Степень трудности репертуара должна зависеть от состава и продвинутости хора.
В профессиональной деятельности руководителя детского хорового коллектива особое место занимает репетиционная работа.
Репетиция – это учебное занятие дирижера хора по изучению произведений и художественному воспитанию коллектива, форма подготовки программы концерта как процесс постепенного воплощения исполнительского замысла, определяемого содержанием произведения. Работу над вокально-хоровыми произведениями можно условно разделить на несколько этапов:
-знакомство с произведением и его авторами;
-разбор и разучивание вокальной партии (определение тональности, размера, сольфеджирование, работа над чистотой интонацией, над сложными мелодическими оборотами и интервалами, над точностью ритмического рисунка), пение со словами;
-работа над звукообразованием, дикцией и артикуляцией;
-определение формы произведения, определение смысловой и динамической кульминаций;
-работа над строем и ансамблем;
-достижение художественно-образного сценического исполнения.
Творчество невозможно без дисциплины, которая зависит, прежде всего от руководителя хора, от его личной организованности, четкости и целесообразности требований. Занятия детского хора должны начинаться в точно установленное время. Каждое занятие начинается с распевания, в которое обязательно включаются упражнения на дыхание, звукообразование, а также артикуляционные и речевые упражнения.
При первом знакомстве с сочинением следует рассказать о его содержании и характере, сообщить краткие сведения о композиторе и авторе литературного текста, можно кратко остановится на тех или иных вокально-хоровых сложностях, которые придётся преодолевать хору в процессе его разучивания. Главное – заинтересовать учащихся новой работой.
Далее учащимся предлагается разбор вокальной партии по нотам. Определяется тональность, озвучиваются знаки при ключе и размер. После настройки в тональности и просчитывания «пустого такта» следует сольфеджирование. Важно останавливать внимание учащихся на интервалах, длительностях, ритмическом рисунке, встречных знаках, что поспособствует учащимся легче освоить нотный текст. Лучше всего петь, не опираясь на поддержку инструмента, а интонировать по слуху, лишь периодически проверяя чистоту интонации на инструменте. Такой подход содействует овладению навыком чистого интонирования.
Следующий момент — пение со словами. Здесь также, останавливаясь на фразах и предложениях, работая по нескольким тактам, определяются и прорабатываются точные распевы на слогах, форшлаги и мелизмы, если таковые встречаются, просматриваются и выполняются штрихи legato, staccato, non legato, акценты, ферматы, указанные композитором. Можно пропеть всю вокальную партию произведения со словами сначала по частям, а затем от начала до конца, добиваясь правильности и чистоты исполнения мелодии и словесного текста.
В основе звукообразования лежат: связное пение (легато), активная (но не форсированная) подача звука, выработка высокого, головного звучания наряду с использованием смешанного и грудного регистра.
В задачу хормейстера входит умелое смешение и использование как головного, так и грудного регистров у детей. Важно добиться ровного звучания во всем диапазоне детского голоса.
При этом надо обязательно следить за звуком, чтобы он не был крикливым, форсированным. В работе над качеством звука часто применяется принцип контрастного сопоставления: некрасивому, крикливому, pезкому звуку противопоставляется звук красивый, нежный, мягкий округлый, звонкий, тембристый.
Условиями грамотного звукообразования являются правильно открытый рот, свободно опускающаяся челюсть, активные губы, чётко артикулирующие каждый звук. Первое требование – воспитание напевного, протяжного звучания голоса. Детям необходимо объяснить, что петь – значит тянуть звук, то есть протяжно исполнять каждый гласный звук. Обратить внимание учащихся на особенности звучания гласных звуков в пении: для того чтобы пение было красивым и правильным, необходимо округлённо и мягко исполнять все гласные звуки: ма – мэ – ми – мо – му. При пении разных гласных следить, чтобы звук тянулся ровно, без толчков.
Надо научить ребёнка сохранять одинаковую степень вокальности на всех гласных. При пении с закрытым ртом нужно следить, чтобы зубы не сжимались. Губы сомкнуты мягко, звук направлять «не в себя», а к передним стенкам зубов.
В работе над звукообразованием важно укреплять и развивать певческий диапазон детей. Однако делать это нужно крайне осторожно, чтобы не навредить. Расширению диапазона способствуют небольшие упражнения, которые каждый раз поются в более высокой тональности (применяется при распевании). Певческий звук, возникающий вследствие смыкания и размыкания голосовых связок, неразрывно связан с певческим дыханием. Основное требование художественного вокального исполнения – правильный красивый певческий звук.
Вокальная дикция, то есть четкое и ясное произношение слов во время пения, имеет свои особенности по сравнению с речью. Отчетливое произношение слов не должно мешать плавности звукового потока, поэтому согласные в пении произносятся по возможности быстрее, с тем чтобы дольше прозвучал гласный звук.
Педагогу необходимо помнить и довести до сведения ученика следующие важные правила:
-согласные, которыми заканчиваются слог или слово, должны относиться к следующему слогу или слову, например: «Там где» поётся «та – мгде» ;
-одинаковые гласные, встречающиеся в конце одного и начале другого слова поются раздельно.
Дикция зависит от органов артикуляции – нижней челюсти, губ, языка, мягкого нёба, глотки. Для развития гибкости и подвижности артикуляционного аппарата используются различные скороговорки.
Форма – основа музыкального сочинения, создание художественного образа.
С первых занятий учащиеся хора учатся находить в прослушанной музыке повторность, изменчивость, ощущать строение фраз и предложений, слышать вершины и кульминации, чувствовать потребность определённой законченности музыкального отрезка или, наоборот, его незавершённости.
Почему-то большая часть музыкальной литературы для детей, созданная современными отечественными композиторами, написана в куплетной форме. Видимо, считается, что такие сочинения легче исполнить неопытным певцам – запомнили мелодию одного куплета, а дальше осталось только подставить другие слова. Может быть, выучить такие произведения и легче, но исполнить – гораздо сложнее. Ведь куплетность может быстро надоесть детям.
Если обратиться к первым детским песням, созданным русскими композиторами А. Лядовым, Ц. Кюи, А. Аренским, В. Калинниковым,
А. Гречаниновым, - среди них трудно найти произведения в простой куплетной форме. Выразительная мелодия, развёрнутая, красочная фортепианная партия, яркие, образные тексты, динамично выстроенная форма отличают эти ценнейшие образцы детской музыки.
Работа над чистотой и точностью интонирования в пении – одно из условий сохранения строя. Чистоте интонации способствует чёткое осознание чувства «лада». Воспитать ладовое восприятие можно через освоение понятий «мажор» и «минор», включение в распевки различных звукорядов, главных ступеней лада, пение a`capрella.
Понятие «ансамбль» - это единство, уравновешенность в тексте, мелодии, ритме, динамике; поэтому для хорового исполнения необходимы единообразие и согласованность в характере звукообразования, дыхания. Необходимо научить поющих прислушиваться к звучащим рядом голосам.
При выучивании сложных эпизодов произведения рекомендуется ряд приемов, наиболее часто использующихся в репетиционной работе:
- пропевание трудных мест в замедленном темпе;
- произвольные остановки на отдельных звуках того или на отдельных аккордах;
- ритмическое дробление длительностей на более мелкие;
- изменение вокального штриха;
- утрированное, скандированное произнесение текста;
- использование вспомогательного технического материала.
Самая трудная и главная часть работы по воспитанию детского хора как художественного коллектива это создание музыкально-художественной образной целостности произведения. Главными её составляющими являются раскрытие содержания, нахождение соответствующих звуковых красок и создание целостной формы произведения и звук должен приводиться в соответствие с содержанием произведения.
Руководителю хора следует помнить, что педагогические аспекты в работе над репертуаром не следует отрывать от художественно-выразительного начала. На любом этапе работы над произведением хормейстер должен ясно и чётко формулировать задачи, стоящие перед хором. Нельзя повторять с хором отдельный эпизод или произведение в целом, не объяснив коллективу, какие цели и задачи решаются в процессе этого повторения.
Заключительный этап (впевание произведения) - это процесс прочного закрепления вокально-хоровых навыков и приёмов, приобретённых за время разучивания произведения. Здесь чрезвычайно важен момент готовности к концертному исполнению. Через форму впевания стадия выучивания произведения смыкается с исполнительским процессом. На этой стадии видны все недостатки, недоработки. Нередко можно вернуться к доучиванию, чтобы снова выверить звучность, исправить неудавшиеся элементы.
Когда впевание произведения заканчивается, наступает период генеральных репетиций, или, прогоны. Они обычно производятся в обстановке, близкой к концертной. На прогонах необходимо пропевать выученное произведение так, как бы оно звучало в концертном исполнении, т.е. устойчиво в вокально-техническом отношении, эмоционально выверено, понятно для слушателей. На прогонах хористы должны исполнять произведение только стоя.
Концертное исполнение – самый ответственный момент в работе над произведением, это - итог работы над ним. Хоровой коллектив выступает теперь как создатель художественных ценностей, как просветитель и воспитатель художественного вкуса слушателя.