Рабочая программа на 2023-2024 уч.год к дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программе «Вокальное пение» (3 год обучения)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
005_rabochaya_programma-vokal-3_god_obucheniya_1_gr.docx | 61.95 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Отдел образования, молодёжной политики, спорта и туризма
администрации Каменского муниципального района Воронежской области
муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Центр развития творчества детей и юношества»
Каменского муниципального района Воронежской области
Рекомендовано решением Утверждаю
методического совета МБУДО "ЦРТДиЮ" Директор МБУДО "ЦРТДиЮ"
Протокол №_____ от_____.2023 __________Цымбал Д.А.
Приказ №____ от____._______ .2023 г.
Рабочая программа на 2023-2024 уч.год
к дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программе
«Вокальное пение»
Форма реализации программы - очная
Год обучения - третий
Номер группы-1
Возраст обучающихся - 7-16 лет
Составитель:
Касьянов Игорь Владимирович
педагог дополнительного образования
МБУДО "ЦРТДиЮ"
Ф.И.О. автора дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы: Касьянов Игорь Владимирович
Ф.И.О. педагога, реализующего дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы: Касьянов Игорь Владимирович
Председатель методического совета: Мелашенко Людмила Васильевна
Пояснительная записка
Данная рабочая программа разработана на основе дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы «Вокальное пение» , разработанной в 2017 году. Последняя корректировка программы произведена в 2020 году. Обучение строится на основе авторских разработок, Кульковой Н.П., Судоргиной Е.Н.
Направленность – Художественная.
Вид – Модифицированная.
Уровень дополнительной образовательной общеразвивающей программы – базовый
Цели и задачи программы
ЦЕЛЬ: Расширение теоретических знаний обучающихся и формирование у них устойчивых практических умений и навыков исполнительского мастерства. Создание условий для формирования у обучающихся устойчивых навыков сценического исполнительского мастерства.
ЗАДАЧИ:
Обучающие:
- изучение музыкальной грамоты на основе формирования умений и навыков исполнения музыкальных упражнений;
- формирование у обучающихся устойчивых знаний, умений и навыков владения своим голосом;
- усовершенствование приёмов исполнительского мастерства и вокального искусства.
Развивающие:
- развитие самостоятельности и умения рационально организовывать свою деятельность в процессе изучения музыкального материала;
- развитие самостоятельности и умения рационально организовывать свою деятельность в процессе исполнения песенного материала;
- развитие коммуникативных качеств личности для более ответственного и осознанного поведения на сцене;
- развитие логического и пространственного мышления, воображения, памяти.
Воспитательные:
- освоение новых активных формы пропаганды музыкального искусства;
-воспитание у обучающихся дисциплинированность и ответственность в процессе концертной деятельности.
Особенности обучения в 2023-2024 учебном году по дополнительной образовательной (общеразвивающей) программы «Вокальное пение»:
Отличительная особенность данной программы в том, что при разучивании песенного материала, кроме разучивания музыки и текста обучающиеся самостоятельно выполняют творческие задания. Происходит обыгрывание текста или инсценирование песни. Это развивает физическую активность, творческие и интеллектуальные способности, фантазию, образность мышления. Для более полного усвоения программы, образовательная деятельность сочетается с воспитательными мероприятиями. По сравнению с 1 и 2 годом обучения расширен раздел программы "Сценическое мастерство", в результате чего обучающийся должен стать художником, создающим сценический образ, перевоплощаясь на сцене. Его действия выражены в слове, пении, мимике, жесте, пластике, танце. Обучающийся объединения "Вокальное пение" третьего года обучения должен владеть собой как средством для создания сценического образа, знающего основные законы сценического искусства, умеющего пользоваться своим внутренним аппаратом и, безусловно, владеющего всеми музыкальными средствами: правильным, осмысленным пением, выразительностью, музыкальностью, пластикой, подчиненными сквозному действию и управляемыми сверхзадачей музыкально-сценического образа.
Форма проведения промежуточной и итоговой аттестации:
-Мониторинг исходного состояния учебных, базовых, ключевых и общих компетенций обучающихся 3 года обучения.
-Текущий мониторинг
-Промежуточная аттестация (уровень освоения общеобразовательной (общеразвивающей) программы дополнительного образования и личностный рост) проводится в декабре третьего года обучения
-Итоговая аттестация для обучающихся 3 года обучения проводится в мае.
Предполагаемые результаты и способы их проверки
Диагностический инструментарий
Диагностика эффективности реализации образовательной программы позволяет выявлять динамику развития творческих способностей детей.
Предлагаемые методические рекомендации диагностики вокальных способностей детей представляют собой систему игровых тестов, направленных на изучение структурных компонентов музыкальности: звуковысотного, темпо-метроритмического, тембрового, динамического, гармонического (ладового), формообразующего чувства; эмоциональной отзывчивости на музыку как главного компонента музыкальности, а также когнитивного, операционального и мотивационного компонентов музыкально-эстетических вкусов детей.
Практические диагностические тесты:
- Диагностика чувства темпа и метроритма. Игра-тест на выявление уровня развития чувства метра "Настоящий музыкант".
- Тест - игра на изучение чувства ритма "Ладошки"
3. Диагностика чувства тембра. Тест - игра "Тембровые прятки".
4. Диагностика динамического чувства.
Тест - игра "Мы поедем в "Громко-тихо"
5. Диагностика эмоциональной отзывчивости на музыку.
Тест "Музыкальная палитра"
Формы контроля.
- групповой;
- индивидуальный;
- фронтальный;
- аттестация обучающихся.
Приёмы контроля
-Педагогические наблюдения.
-Открытые занятия с последующим обсуждением.
-Итоговые занятия.
-Концертные выступления.
-Конкурсы, фестивали, смотры.
- Игровые задания.
-Тестирование
К концу 3-го года обучения дети должны знать:
- Правила пения в связи с начинающимся мутационным периодом.
- Музыкальную грамоту, в объеме пройденного материала.
- Краткую историю вокального жанра.
- Основные элементы техники овладения певческим голосом.
должны уметь:
- Пользоваться мягкой атакой, как основным способом Звукообразования.
- Использовать прием твердой атаки в качестве изобразительного приема.
- Уметь петь чисто, звонко, ровным по качеству звуком на всем диапазоне, напевно.
- Уметь вокально точно исполнить мелкие длительности в песнях умеренно быстрого темпа.
- Петь в ансамбле на 2-3 голоса.
- Ясно и четко произносить трудные буквенные сочетания.
- Уметь петь на одном дыхании продолжительные фразы, равномерно распределяя дыхание.
- Овладеть фразировкой.
- Уметь выразительно, осмысленно петь песни разного характера.
Особенности организации образовательной деятельности:
Количество учебных часов: 144 часа ( по 4 часа в неделю согласно расписанию)
Занятия проводятся:
3 год обучения: 2 раза в неделю по 2 часа; (час академический)
Формы проведения занятий:
- общие занятия (ведется теоретическая работа, закрепление пройденного материала, воспитательные беседы);
- групповые (ведется практическая работа над хоровыми партиями);
- по подгруппам (ведется практическая работа над упражнениями, репертуаром);
- индивидуальные (ведется работа с солистами);
- сводные занятия (ведется репетиционная работа в концертном варианте над репертуаром, программой, обсуждаются организационные моменты).
Типы планируемых занятий:
- - изучение нового материала;
- - формирование умений и навыков;
- -закрепления ранее приобретённых знаний умений и навыков;
- - практическая работа;
- - самостоятельная работа;
- - комбинированное занятие;
- - повторно-обобщающее занятие;
- - вводное занятие – занятие, которое проводится в начале образовательного периода с целью ознакомления с предстоящими видами и тематикой обучения;
- Каждое занятие строится по схеме:
- – дыхательная гимнастика;
- – речевые упражнения;
- – распевание;
- – работа над произведением;
- - концертная постановка номера;
- – анализ занятия;
- – задание на дом.
Календарно – тематический план на 2020-2021 учебный год, объединение «Вокальное пение»
3 год обучения 1 группа
№ | Дата 1 группа | Дата 2 группа | Тема занятия | теория | практика | Форма занятия | Средства контроля | ||||||||||
1 | Вводное занятие. Правила техники безопасности. | 2 | - | беседа | Наблюдение педагога | ||||||||||||
Слушание музыки (6 часов) | |||||||||||||||||
2 | Слушание музыки. Камерная музыка. Арии. | 2 | - | Беседа | Наблюдение педагога | ||||||||||||
3 | Слушание музыки. Опера. Оперетта. | 2 | - | Беседа | Наблюдение педагога | ||||||||||||
4 | Слушание музыки. Мюзикл. | 2 | - | Беседа | Наблюдение педагога | ||||||||||||
Основы музыкальной грамоты (6 часов) | |||||||||||||||||
5 | Основы музыкальной грамоты. Понятия о затакте, фразе, куплете, динамических оттенках. Звуки, нотный стан. | 2 | - | Лекция-беседа | Наблюдение педагога | ||||||||||||
6 | Основы музыкальной грамоты. Скрипичный и басовый ключи. | - | 2 | Практическое занятие | Наблюдение педагога | ||||||||||||
7 | Основы музыкальной грамоты. Навыки нотного письма. Тон, полутон. Ритмические длительности, размеры, паузы. | 2 | Практическое занятие | Наблюдение педагога | |||||||||||||
Учебно-тренировочный материал (42 часа) | |||||||||||||||||
8 | Учебно-тренировочный материал. Выполнение упражнений на формирование певческого голоса, звукообразования, мягкой атаки, на гибкость и подвижность мягкого неба, звонкости, полетности, вибрато, ровности и разборчивости, тембра, интонирования, дикции, диапазона, артикуляции, дыхания, музыкального слуха, ритма, красоты звучания голоса, импровизации. | - | 2 | Лекция-беседа | Наблюдение педагога | ||||||||||||
9 | Учебно-тренировочный материал. Выполнение упражнений на формирование певческого голоса, звукообразования, мягкой атаки, на гибкость и подвижность мягкого неба, звонкости, полетности, вибрато, ровности и разборчивости, тембра, интонирования, дикции, диапазона, артикуляции, дыхания, музыкального слуха, ритма, красоты звучания голоса, импровизации. | - | 2 | Лекция-беседа | Наблюдение педагога | ||||||||||||
10 | Учебно-тренировочный материал. Выполнение упражнений на формирование певческого голоса, звукообразования, мягкой атаки, на гибкость и подвижность мягкого неба, звонкости, полетности, вибрато, ровности и разборчивости, тембра, интонирования, дикции, диапазона, артикуляции, дыхания, музыкального слуха, ритма, красоты звучания голоса, импровизации. | 2 | Лекция-беседа | Наблюдение педагога | |||||||||||||
11 | Учебно-тренировочный материал. Выполнение упражнений на формирование певческого голоса, звукообразования, мягкой атаки, на гибкость и подвижность мягкого неба, звонкости, полетности, вибрато, ровности и разборчивости, тембра, интонирования, дикции, диапазона, артикуляции, дыхания, музыкального слуха, ритма, красоты звучания голоса, импровизации. | - | 2 | Практическое занятие | Наблюдение педагога | ||||||||||||
12 | Учебно-тренировочный материал. Выполнение упражнений на формирование певческого голоса, звукообразования, мягкой атаки, на гибкость и подвижность мягкого неба, звонкости, полетности, вибрато, ровности и разборчивости, тембра, интонирования, дикции, диапазона, артикуляции, дыхания, музыкального слуха, ритма, красоты звучания голоса, импровизации. | - | 2 | Практическое занятие | Наблюдение педагога | ||||||||||||
13 | Учебно-тренировочный материал. Выполнение упражнений на формирование певческого голоса, звукообразования, мягкой атаки, на гибкость и подвижность мягкого неба, звонкости, полетности, вибрато, ровности и разборчивости, тембра, интонирования, дикции, диапазона, артикуляции, дыхания, музыкального слуха, ритма, красоты звучания голоса, импровизации. | - | 2 | Практическое занятие | Наблюдение педагога | ||||||||||||
14 | Учебно-тренировочный материал. Выполнение упражнений на формирование певческого голоса, звукообразования, мягкой атаки, на гибкость и подвижность мягкого неба, звонкости, полетности, вибрато, ровности и разборчивости, тембра, интонирования, дикции, диапазона, артикуляции, дыхания, музыкального слуха, ритма, красоты звучания голоса, импровизации. | - | 2 | Практическое занятие | Наблюдение педагога | ||||||||||||
15 | Учебно-тренировочный материал. Выполнение упражнений на формирование певческого голоса, звукообразования, мягкой атаки, на гибкость и подвижность мягкого неба, звонкости, полетности, вибрато, ровности и разборчивости, тембра, интонирования, дикции, диапазона, артикуляции, дыхания, музыкального слуха, ритма, красоты звучания голоса, импровизации. | - | 2 | Практическое занятие | Наблюдение педагога | ||||||||||||
16 | Учебно-тренировочный материал. Выполнение упражнений на формирование певческого голоса, звукообразования, мягкой атаки, на гибкость и подвижность мягкого неба, звонкости, полетности, вибрато, ровности и разборчивости, тембра, интонирования, дикции, диапазона, артикуляции, дыхания, музыкального слуха, ритма, красоты звучания голоса, импровизации. | - | 2 | Практическое занятие | Наблюдение педагога | ||||||||||||
17 | Учебно-тренировочный материал. Выполнение упражнений на формирование певческого голоса, звукообразования, мягкой атаки, на гибкость и подвижность мягкого неба, звонкости, полетности, вибрато, ровности и разборчивости, тембра, интонирования, дикции, диапазона, артикуляции, дыхания, музыкального слуха, ритма, красоты звучания голоса, импровизации. | - | 2 | Практическое занятие | Наблюдение педагога | ||||||||||||
18 | Учебно-тренировочный материал. Выполнение упражнений на формирование певческого голоса, звукообразования, мягкой атаки, на гибкость и подвижность мягкого неба, звонкости, полетности, вибрато, ровности и разборчивости, тембра, интонирования, дикции, диапазона, артикуляции, дыхания, музыкального слуха, ритма, красоты звучания голоса, импровизации. | - | 2 | Практическое занятие | Наблюдение педагога | ||||||||||||
19 | Учебно-тренировочный материал. Выполнение упражнений на формирование певческого голоса, звукообразования, мягкой атаки, на гибкость и подвижность мягкого неба, звонкости, полетности, вибрато, ровности и разборчивости, тембра, интонирования, дикции, диапазона, артикуляции, дыхания, музыкального слуха, ритма, красоты звучания голоса, импровизации. | - | 2 | Практическое занятие | Наблюдение педагога | ||||||||||||
20 | Учебно-тренировочный материал. Выполнение упражнений на формирование певческого голоса, звукообразования, мягкой атаки, на гибкость и подвижность мягкого неба, звонкости, полетности, вибрато, ровности и разборчивости, тембра, интонирования, дикции, диапазона, артикуляции, дыхания, музыкального слуха, ритма, красоты звучания голоса, импровизации. | - | 2 | Практическое занятие | Наблюдение педагога | ||||||||||||
21 | Учебно-тренировочный материал. Выполнение упражнений на формирование певческого голоса, звукообразования, мягкой атаки, на гибкость и подвижность мягкого неба, звонкости, полетности, вибрато, ровности и разборчивости, тембра, интонирования, дикции, диапазона, артикуляции, дыхания, музыкального слуха, ритма, красоты звучания голоса, импровизации. | - | 2 | Практическое занятие | Наблюдение педагога | ||||||||||||
22 | Учебно-тренировочный материал. Выполнение упражнений на формирование певческого голоса, звукообразования, мягкой атаки, на гибкость и подвижность мягкого неба, звонкости, полетности, вибрато, ровности и разборчивости, тембра, интонирования, дикции, диапазона, артикуляции, дыхания, музыкального слуха, ритма, красоты звучания голоса, импровизации. | - | 2 | Практическое занятие | Наблюдение педагога | ||||||||||||
23 | Учебно-тренировочный материал. Выполнение упражнений на формирование певческого голоса, звукообразования, мягкой атаки, на гибкость и подвижность мягкого неба, звонкости, полетности, вибрато, ровности и разборчивости, тембра, интонирования, дикции, диапазона, артикуляции, дыхания, музыкального слуха, ритма, красоты звучания голоса, импровизации. | - | 2 | Практическое занятие | Наблюдение педагога | ||||||||||||
24 | Учебно-тренировочный материал. Выполнение упражнений на формирование певческого голоса, звукообразования, мягкой атаки, на гибкость и подвижность мягкого неба, звонкости, полетности, вибрато, ровности и разборчивости, тембра, интонирования, дикции, диапазона, артикуляции, дыхания, музыкального слуха, ритма, красоты звучания голоса, импровизации. | - | 2 | Практическое занятие | Наблюдение педагога | ||||||||||||
25 | Учебно-тренировочный материал. Выполнение упражнений на формирование певческого голоса, звукообразования, мягкой атаки, на гибкость и подвижность мягкого неба, звонкости, полетности, вибрато, ровности и разборчивости, тембра, интонирования, дикции, диапазона, артикуляции, дыхания, музыкального слуха, ритма, красоты звучания голоса, импровизации. | - | 2 | Практическое занятие | Наблюдение педагога | ||||||||||||
26 | Учебно-тренировочный материал. Выполнение упражнений на формирование певческого голоса, звукообразования, мягкой атаки, на гибкость и подвижность мягкого неба, звонкости, полетности, вибрато, ровности и разборчивости, тембра, интонирования, дикции, диапазона, артикуляции, дыхания, музыкального слуха, ритма, красоты звучания голоса, импровизации. | - | 2 | Практическое занятие. | Наблюдение педагога | ||||||||||||
27 | Учебно-тренировочный материал. Выполнение упражнений на формирование певческого голоса, звукообразования, мягкой атаки, на гибкость и подвижность мягкого неба, звонкости, полетности, вибрато, ровности и разборчивости, тембра, интонирования, дикции, диапазона, артикуляции, дыхания, музыкального слуха, ритма, красоты звучания голоса, импровизации. | - | 2 | Практическое занятие. | Наблюдение педагога | ||||||||||||
28 | Учебно-тренировочный материал. Выполнение упражнений на формирование певческого голоса, звукообразования, мягкой атаки, на гибкость и подвижность мягкого неба, звонкости, полетности, вибрато, ровности и разборчивости, тембра, интонирования, дикции, диапазона, артикуляции, дыхания, музыкального слуха, ритма, красоты звучания голоса, импровизации. | - | 2 | Практическое занятие. | Наблюдение педагога | ||||||||||||
Сценическое мастерство (30 часов) | |||||||||||||||||
29 | Сценическое мастерство. Развитие мимики и жестов. Упражнения на развитие, внимания и реакции, на воображение и отношение друг к другу, на память физических действий, на развитие мимики и жестов, снятие зажимов, сценических способностей, творческих возможностей, сценической хореографии. | - | 2 | Практическое занятие | Наблюдение педагога | ||||||||||||
30 | Сценическое мастерство. Развитие мимики и жестов. Упражнения на развитие, внимания и реакции, на воображение и отношение друг к другу, на память физических действий, на развитие мимики и жестов, снятие зажимов, сценических способностей, творческих возможностей, сценической хореографии. | - | 2 | Практическое занятие | Наблюдение педагога | ||||||||||||
31 | Сценическое мастерство. Развитие мимики и жестов. Упражнения на развитие, внимания и реакции, на воображение и отношение друг к другу, на память физических действий, на развитие мимики и жестов, снятие зажимов, сценических способностей, творческих возможностей, сценической хореографии. | - | 2 | Практическое занятие | Наблюдение педагога | ||||||||||||
32 | Сценическое мастерство. Развитие мимики и жестов. Упражнения на развитие, внимания и реакции, на воображение и отношение друг к другу, на память физических действий, на развитие мимики и жестов, снятие зажимов, сценических способностей, творческих возможностей, сценической хореографии. | - | 2 | Практическое занятие | |||||||||||||
33 | Сценическое мастерство. Развитие мимики и жестов. Упражнения на развитие, внимания и реакции, на воображение и отношение друг к другу, на память физических действий, на развитие мимики и жестов, снятие зажимов, сценических способностей, творческих возможностей, сценической хореографии. | - | 2 | Практическое занятие | Наблюдение педагога | ||||||||||||
34 | Промежуточная аттестация | - | 2 | Практическое занятие | Наблюдение педагога | ||||||||||||
35 | Сценическое мастерство. Развитие мимики и жестов. Упражнения на развитие, внимания и реакции, на воображение и отношение друг к другу, на память физических действий, на развитие мимики и жестов, снятие зажимов, сценических способностей, творческих возможностей, сценической хореографии. | - | 2 | Практическое занятие | Наблюдение педагога | ||||||||||||
36 | Сценическое мастерство. Развитие мимики и жестов. Упражнения на развитие, внимания и реакции, на воображение и отношение друг к другу, на память физических действий, на развитие мимики и жестов, снятие зажимов, сценических способностей, творческих возможностей, сценической хореографии. | - | 2 | Практическое занятие | Наблюдение педагога | ||||||||||||
37 | Сценическое мастерство. Развитие мимики и жестов. Упражнения на развитие, внимания и реакции, на воображение и отношение друг к другу, на память физических действий, на развитие мимики и жестов, снятие зажимов, сценических способностей, творческих возможностей, сценической хореографии. | - | 2 | Практическое занятие | Наблюдение педагога | ||||||||||||
38 | Сценическое мастерство. Развитие мимики и жестов. Упражнения на развитие, внимания и реакции, на воображение и отношение друг к другу, на память физических действий, на развитие мимики и жестов, снятие зажимов, сценических способностей, творческих возможностей, сценической хореографии. | - | 2 | Практическое занятие | Наблюдение педагога | ||||||||||||
39 | Сценическое мастерство. Развитие мимики и жестов. Упражнения на развитие, внимания и реакции, на воображение и отношение друг к другу, на память физических действий, на развитие мимики и жестов, снятие зажимов, сценических способностей, творческих возможностей, сценической хореографии. | - | 2 | Практическое занятие | Наблюдение педагога | ||||||||||||
40 | Сценическое мастерство. Развитие мимики и жестов. Упражнения на развитие, внимания и реакции, на воображение и отношение друг к другу, на память физических действий, на развитие мимики и жестов, снятие зажимов, сценических способностей, творческих возможностей, сценической хореографии. | - | 2 | Практическое занятие | Наблюдение педагога | ||||||||||||
41 | Сценическое мастерство. Развитие мимики и жестов. Упражнения на развитие, внимания и реакции, на воображение и отношение друг к другу, на память физических действий, на развитие мимики и жестов, снятие зажимов, сценических способностей, творческих возможностей, сценической хореографии. | - | 2 | Практическое занятие | Наблюдение педагога | ||||||||||||
42 | Сценическое мастерство. Развитие мимики и жестов. Упражнения на развитие, внимания и реакции, на воображение и отношение друг к другу, на память физических действий, на развитие мимики и жестов, снятие зажимов, сценических способностей, творческих возможностей, сценической хореографии. | - | 2 | Практическое занятие | Наблюдение педагога | ||||||||||||
43 | Сценическое мастерство. Развитие мимики и жестов. Упражнения на развитие, внимания и реакции, на воображение и отношение друг к другу, на память физических действий, на развитие мимики и жестов, снятие зажимов, сценических способностей, творческих возможностей, сценической хореографии. | - | 2 | Практическое занятие | Наблюдение педагога | ||||||||||||
44 | Сценическое мастерство. Развитие мимики и жестов. Упражнения на развитие, внимания и реакции, на воображение и отношение друг к другу, на память физических действий, на развитие мимики и жестов, снятие зажимов, сценических способностей, творческих возможностей, сценической хореографии. | - | 2 | Практическое занятие | Наблюдение педагога | ||||||||||||
Пение произведений (36 часов) | |||||||||||||||||
45 | Пение произведений. Определить характер песни, темп, размер, ритм. Строение песни (форма): вступление, куплеты, припевы, проигрыши, окончание. Знакомство с мелодией (по слуху и по нотам). Изучение слов. Разучивание мелодии по фразам и предложениям. Работа над интонированием и дыханием. Работа над дикцией. Отработка певческих навыков. Работа над музыкальным слухом. Правильное исполнение произведения. Отработка навыков пения. | - | 2 | Практическое занятие | Наблюдение педагога | ||||||||||||
46 | Пение произведений. Определить характер песни, темп, размер, ритм. Строение песни (форма): вступление, куплеты, припевы, проигрыши, окончание. Знакомство с мелодией (по слуху и по нотам). Изучение слов. Разучивание мелодии по фразам и предложениям. Работа над интонированием и дыханием. Работа над дикцией. Отработка певческих навыков. Работа над музыкальным слухом. Правильное исполнение произведения. Отработка навыков пения. | - | 2 | Практическое занятие | Наблюдение педагога | ||||||||||||
47 | Пение произведений. Определить характер песни, темп, размер, ритм. Строение песни (форма): вступление, куплеты, припевы, проигрыши, окончание. Знакомство с мелодией (по слуху и по нотам). Изучение слов. Разучивание мелодии по фразам и предложениям. Работа над интонированием и дыханием. Работа над дикцией. Отработка певческих навыков. Работа над музыкальным слухом. Правильное исполнение произведения. Отработка навыков пения. | - | 2 | Практическое занятие | Наблюдение педагога | ||||||||||||
48 | Пение произведений. Определить характер песни, темп, размер, ритм. Строение песни (форма): вступление, куплеты, припевы, проигрыши, окончание. Знакомство с мелодией (по слуху и по нотам). Изучение слов. Разучивание мелодии по фразам и предложениям. Работа над интонированием и дыханием. Работа над дикцией. Отработка певческих навыков. Работа над музыкальным слухом. Правильное исполнение произведения. Отработка навыков пения. | - | 2 | Практическое занятие | Наблюдение педагога | ||||||||||||
49 | Пение произведений. Определить характер песни, темп, размер, ритм. Строение песни (форма): вступление, куплеты, припевы, проигрыши, окончание. Знакомство с мелодией (по слуху и по нотам). Изучение слов. Разучивание мелодии по фразам и предложениям. Работа над интонированием и дыханием. Работа над дикцией. Отработка певческих навыков. Работа над музыкальным слухом. Правильное исполнение произведения. Отработка навыков пения. | - | 2 | Практическое занятие | Наблюдение педагога | ||||||||||||
50 | Пение произведений. Определить характер песни, темп, размер, ритм. Строение песни (форма): вступление, куплеты, припевы, проигрыши, окончание. Знакомство с мелодией (по слуху и по нотам). Изучение слов. Разучивание мелодии по фразам и предложениям. Работа над интонированием и дыханием. Работа над дикцией. Отработка певческих навыков. Работа над музыкальным слухом. Правильное исполнение произведения. Отработка навыков пения. | - | 2 | Практическое занятие | Наблюдение педагога | ||||||||||||
51 | Пение произведений. Определить характер песни, темп, размер, ритм. Строение песни (форма): вступление, куплеты, припевы, проигрыши, окончание. Знакомство с мелодией (по слуху и по нотам). Изучение слов. Разучивание мелодии по фразам и предложениям. Работа над интонированием и дыханием. Работа над дикцией. Отработка певческих навыков. Работа над музыкальным слухом. Правильное исполнение произведения. Отработка навыков пения. | - | 2 | Практическое занятие | Наблюдение педагога | ||||||||||||
52 | Пение произведений. Определить характер песни, темп, размер, ритм. Строение песни (форма): вступление, куплеты, припевы, проигрыши, окончание. Знакомство с мелодией (по слуху и по нотам). Изучение слов. Разучивание мелодии по фразам и предложениям. Работа над интонированием и дыханием. Работа над дикцией. Отработка певческих навыков. Работа над музыкальным слухом. Правильное исполнение произведения. Отработка навыков пения. | - | 2 | Практическое занятие | Наблюдение педагога | ||||||||||||
53 | Пение произведений. Определить характер песни, темп, размер, ритм. Строение песни (форма): вступление, куплеты, припевы, проигрыши, окончание. Знакомство с мелодией (по слуху и по нотам). Изучение слов. Разучивание мелодии по фразам и предложениям. Работа над интонированием и дыханием. Работа над дикцией. Отработка певческих навыков. Работа над музыкальным слухом. Правильное исполнение произведения. Отработка навыков пения. | - | 2 | Практическое занятие | Наблюдение педагога | ||||||||||||
54 | Пение произведений. Определить характер песни, темп, размер, ритм. Строение песни (форма): вступление, куплеты, припевы, проигрыши, окончание. Знакомство с мелодией (по слуху и по нотам). Изучение слов. Разучивание мелодии по фразам и предложениям. Работа над интонированием и дыханием. Работа над дикцией. Отработка певческих навыков. Работа над музыкальным слухом. Правильное исполнение произведения. Отработка навыков пения. | - | 2 | Практическое занятие | Наблюдение педагога | ||||||||||||
55 | Пение произведений. Определить характер песни, темп, размер, ритм. Строение песни (форма): вступление, куплеты, припевы, проигрыши, окончание. Знакомство с мелодией (по слуху и по нотам). Изучение слов. Разучивание мелодии по фразам и предложениям. Работа над интонированием и дыханием. Работа над дикцией. Отработка певческих навыков. Работа над музыкальным слухом. Правильное исполнение произведения. Отработка навыков пения. | - | 2 | Практическое занятие | Наблюдение педагога | ||||||||||||
56 | Пение произведений. Определить характер песни, темп, размер, ритм. Строение песни (форма): вступление, куплеты, припевы, проигрыши, окончание. Знакомство с мелодией (по слуху и по нотам). Изучение слов. Разучивание мелодии по фразам и предложениям. Работа над интонированием и дыханием. Работа над дикцией. Отработка певческих навыков. Работа над музыкальным слухом. Правильное исполнение произведения. Отработка навыков пения. | - | 2 | Практическое занятие | Наблюдение педагога | ||||||||||||
57 | Пение произведений. Определить характер песни, темп, размер, ритм. Строение песни (форма): вступление, куплеты, припевы, проигрыши, окончание. Знакомство с мелодией (по слуху и по нотам). Изучение слов. Разучивание мелодии по фразам и предложениям. Работа над интонированием и дыханием. Работа над дикцией. Отработка певческих навыков. Работа над музыкальным слухом. Правильное исполнение произведения. Отработка навыков пения. | - | 2 | Практическое занятие | Наблюдение педагога | ||||||||||||
58 | Пение произведений. Определить характер песни, темп, размер, ритм. Строение песни (форма): вступление, куплеты, припевы, проигрыши, окончание. Знакомство с мелодией (по слуху и по нотам). Изучение слов. Разучивание мелодии по фразам и предложениям. Работа над интонированием и дыханием. Работа над дикцией. Отработка певческих навыков. Работа над музыкальным слухом. Правильное исполнение произведения. Отработка навыков пения. | - | 2 | Практическое занятие | Наблюдение педагога | ||||||||||||
59 | Пение произведений. Определить характер песни, темп, размер, ритм. Строение песни (форма): вступление, куплеты, припевы, проигрыши, окончание. Знакомство с мелодией (по слуху и по нотам). Изучение слов. Разучивание мелодии по фразам и предложениям. Работа над интонированием и дыханием. Работа над дикцией. Отработка певческих навыков. Работа над музыкальным слухом. Правильное исполнение произведения. Отработка навыков пения. | - | 2 | Практическое занятие | Наблюдение педагога | ||||||||||||
60 | Пение произведений. Определить характер песни, темп, размер, ритм. Строение песни (форма): вступление, куплеты, припевы, проигрыши, окончание. Знакомство с мелодией (по слуху и по нотам). Изучение слов. Разучивание мелодии по фразам и предложениям. Работа над интонированием и дыханием. Работа над дикцией. Отработка певческих навыков. Работа над музыкальным слухом. Правильное исполнение произведения. Отработка навыков пения. | - | 2 | Практическое занятие | Наблюдение педагога | ||||||||||||
61 | Пение произведений. Определить характер песни, темп, размер, ритм. Строение песни (форма): вступление, куплеты, припевы, проигрыши, окончание. Знакомство с мелодией (по слуху и по нотам). Изучение слов. Разучивание мелодии по фразам и предложениям. Работа над интонированием и дыханием. Работа над дикцией. Отработка певческих навыков. Работа над музыкальным слухом. Правильное исполнение произведения. Отработка навыков пения. | - | 2 | Практическое занятие | Наблюдение педагога | ||||||||||||
62 | Пение произведений. Определить характер песни, темп, размер, ритм. Строение песни (форма): вступление, куплеты, припевы, проигрыши, окончание. Знакомство с мелодией (по слуху и по нотам). Изучение слов. Разучивание мелодии по фразам и предложениям. Работа над интонированием и дыханием. Работа над дикцией. Отработка певческих навыков. Работа над музыкальным слухом. Правильное исполнение произведения. Отработка навыков пения. | - | 2 | Практическое занятие | Наблюдение педагога | ||||||||||||
Творческая деятельность (18 часов) | |||||||||||||||||
63 | Творческая деятельность. Что такое творческая деятельность | 2 | - | Практическое занятие | Наблюдение педагога | ||||||||||||
64 | Творческая деятельность. Импровизация. Виды импровизаций. Певческие мелодии. Импровизация певческих мелодий. Ритмические импровизации. Динамика. Мелодия в музыкальном образе. Слушание музыки. | - | 2 | Практическое занятие | Наблюдение педагога | ||||||||||||
65 | Творческая деятельность. Импровизация. Виды импровизаций. Певческие мелодии. Импровизация певческих мелодий. Ритмические импровизации. Динамика. Мелодия в музыкальном образе. Слушание музыки. | - | 2 | Практическое занятие | Наблюдение педагога | ||||||||||||
66 | Творческая деятельность. Импровизация. Виды импровизаций. Певческие мелодии. Импровизация певческих мелодий. Ритмические импровизации. Динамика. Мелодия в музыкальном образе. Слушание музыки. | - | 2 | Практическое занятие | Наблюдение педагога | ||||||||||||
67 | Творческая деятельность. Импровизация. Виды импровизаций. Певческие мелодии. Импровизация певческих мелодий. Ритмические импровизации. Динамика. Мелодия в музыкальном образе. Слушание музыки. | - | 2 | Практическое занятие | Наблюдение педагога | ||||||||||||
68 | Творческая деятельность. Импровизация. Виды импровизаций. Певческие мелодии. Импровизация певческих мелодий. Ритмические импровизации. Динамика. Мелодия в музыкальном образе. Слушание музыки. | - | 2 | Практическое занятие | Наблюдение педагога | ||||||||||||
69 | Творческая деятельность. Импровизация. Виды импровизаций. Певческие мелодии. Импровизация певческих мелодий. Ритмические импровизации. Динамика. Мелодия в музыкальном образе. Слушание музыки. | - | 2 | Практическое занятие | Наблюдение педагога | ||||||||||||
70 | Творческая деятельность. Импровизация. Виды импровизаций. Певческие мелодии. Импровизация певческих мелодий. Ритмические импровизации. Динамика. Мелодия в музыкальном образе. Слушание музыки. | - | 2 | Практическое занятие | Наблюдение педагога | ||||||||||||
71 | Итоговая аттестация. | - | 2 | Практическое занятие | выступление | ||||||||||||
72 | Творческая деятельность. Импровизация. Виды импровизаций. Певческие мелодии. Импровизация певческих мелодий. Ритмические импровизации. Динамика. Мелодия в музыкальном образе. Слушание музыки. | - | 2 | Практическое занятие | Наблюдение педагога | ||||||||||||
ВСЕГО | 144 | 12 | 132 |
УЧЕБНО МЕТОДИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
УМК дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы «Вокальное пение». Программно-методический материал к общеобразовательной (общеразвивающей) программе «Вокальное пение» представлен в виде учебно-методического комплекса: : методическая и учебная литература для педагога и обучающихся, аудиозаписи, видеотека, учебные пособия, методические разработки (разработки игр, бесед, творческих заданий, карточек, тестов).
Приемы и методы используемые на занятиях вального пения:
- Эмоциональный настрой – использование музыкальных произведений,
- Практические – упражнения, игр методы,
- Словесные методы – рассказы, беседы, словесные приемы – объяснение, пояснение, пед. оценка.
- Наглядные методы и приемы – наблюдения, показ образца исполнения, показ способов выполнения вокальных упражнений и др.
Используемые методы:
– позволяют развивать специальные умения и навыки, подготавливающие приемы развития голоса, относящиеся к звукообразованию, артикуляции, дыханию, выразительности исполнения;
– дают возможность развития слуха, формирование слухового восприятия и вокально-слуховых представлений;
– формируют эмоционально – положительное отношение к самому процессу исполнения музыкальных произведений;
– способствуют более эффективному развитию воображения, восприятия и, как следствие, познавательных способностей.
Условия реализации программы:
Для успешной реализации программы требуется следующее:
1. Наличие специального кабинета (кабинет музыки).
2. Наличие репетиционного зала (сцена).
3. Фортепиано, синтезатор.
4. Музыкальный центр, компьютер, принтер.
5. Записи фонограмм в режиме «+» и «-».
6. Электроаппаратура.
7. Зеркало.
8. Нотный материал, подборка репертуара.
9. Записи аудио, видео, формат CD, MP3.
10. Записи выступлений, концертов.
Список литературы.
Список литературы, используемый педагогом.
1. Дмитриева Л.Б. Основы вокальной методики .М.,1968.
2. Багадуров В. А. Орлова И. Д., Сергеев АЛ. Начальные приемы развития детского голоса М., 1968.
3. Емельянов В.В. Фонопедический метод развития голоса.
4. Вендерова Я. Воспитание музыкой. М.: Просвещение. 1991.
5. Горюнова Л. Развитие художественно-образного мышления детей
на уроках музыки. //Музыка в школе. 1991. № 1.
6. ГотсдинерА.Л. Музыкальная психология. М: Просвещение, 1993.
7. Добровольская Н Я., Орлова Н Д «Что надо знать учителю о
детском голосе.» М., 1972.
8. Кабамвский Д. Как рассказывать детям о музыке. М.:
Просвещение, 1989.
9. Сет Риггс. Петь как говорить(американская методика).
10. Пекерская. Вокальный букварь(Интернет).
11. Белоброва Е. Техника эстрадного вокала (Интернет).
12. Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей. —
Ярославль: Академия развития, 1996.
1З. Морозов В.П. Тайны вокальной речи. М-Л., 1967.
14.Клипп О.Я. Обучение эстрадному пению на муз. факультетах
педагогических вузов. Диссертация к.п.н. -13.00.02 -М.,2003г.-120 < 16. 16. 15. Попова Т.В. О музыкальных жанрах. М.: Знание, 1981.
16. Переверзев Н.К. Проблемы музыкального интонирования .М.1976 17.Терентьева Н.А. Музыка. Музыкально-эстетическое воспитание 1 — 4 классы. М.: Просвещение. 1994,
18.Терентьева Н.А. Художественно-творческое развитие младших школьников на уроках музыки в процессе целостного восприятия различных видов искусства. —М.: Прометей, 1990.
19.Юдина Е.И. Мой первый учебник по музыке и творчеству/Азбука музыкально-творческого саморазвития. —М.: Аквариум, 1997.
20. Радынова О. Музыкальное развитие детей: В 2 ч. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1997. Ч. 1.– 608 с.: нот.
21. Радынова О. Музыкальное развитие детей: В 2 ч. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1997. Ч. 2. – 400 с.: нот.
22. Разумовская О.К. Зарубежные композиторы. Биографии, викторины, кроссворды / О.К.Разумовская. –М.: Айрис-пресс, 2008. – 176с. – (Методика).
23. Разумовская О.К. Русские композиторы. Биографии, викторины, кроссворды / О.К.Разумовская. –М.: Айрис-пресс, 2008. – 176с. – (Методика).
24. Финкельштейн Э.И. Музыка от А до Я. – М.: Изд-во «Советский композитор», 1991. – 191с.: ил.
25. Хит – 2003. Лучшие песни года. Часть 1. – М.: «Современная музыка», 2004г. – 128с.
26. Хит – 2003. Лучшие песни года. Часть 2. – М.: «Современная музыка», 2004г. – 128с.
Список рекомендуемой литературы для детей и родителей.
1. Ивановский Ю.А. Азбука юного музыканта. Основы музыкальной грамоты, - М.Вербо, 2001 г.
2.Ветлугина Н.А. Музыкальный букварь, - М.Музыка, 1986 г. 3.Васина — Гроссман В.А. Первая книжка о музыке.- М.Музыка, 1988 г.
3.Кабалевский Д.Б. Про трех китов и про многое другое. М., 1976 4.Калмыков Б.В. ФридкинГ.А. Сольфеджио, Ч. 1 6..Перунова Н.Н. Музыкальная азбука. М.Советский композитор
5. Зимина А. Н. Основы музыкального воспитания и развития детей. Учеб. для студ. высш. учеб. зав. – М.: Гуманит. изд.центр ВЛАДОС, 2000. – 304 с.
6.Радынова О.П. «Музыкальные шедевры». Авторская программа и методические рекомендации. – М.: «Издательство ГНОМ и Д».
7. Володин Н. Энциклопедия для детей. — М., 1998
8. Гусин, Вайнкоп Хоровой словарь. — М., 1993.
9. Кошмина И.В. Духовная музыка России и Запада. — Т., 2003.
10. Мировая художественная культура в школе для 8 -11 классов.
11. Старинные и современные романсы.- М., 2003.