Рабочая программа на 2023-2024 уч.год к дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программе "Эстрадный вокал" (1 год обучения)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
002_rabochaya_programma-estradnyy_vokal-1_god_obucheniya_1_gr.docx | 73.19 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Отдел образования, молодёжной политики, спорта и туризма
администрации Каменского муниципального района Воронежской области
муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Центр развития творчества детей и юношества»
Каменского муниципального района Воронежской области
Рекомендовано решением Утверждаю
методического совета МБУДО "ЦРТДиЮ" Директор МБУДО "ЦРТДиЮ"
Протокол №_____ от_____.2023 __________Цымбал Д.А.
Приказ №____ от____._______ .2023 г.
Рабочая программа на 2023-2024 уч.год
к дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программе
«Эстрадный вокал»
Форма реализации программы - очная
Год обучения - первый
Номер группы-1-2
Возраст обучающихся - 7-14 лет
Составитель:
Касьянов Игорь Владимирович
педагог дополнительного образования
МБУДО "ЦРТДиЮ"
Ф.И.О. автора дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы: Касьянов Игорь Владимирович
Ф.И.О. педагога, реализующего дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы: Касьянов Игорь Владимирович
Председатель методического совета: Мелашенко Людмила Васильевна
Пояснительная записка
Данная рабочая программа разработана на основе дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы «Эстрадный вокал» , разработанной в 2023 году. Обучение строится на основе авторских разработок К. Орфа, В. Шереметьева, В. Емельянова
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Эстрадный вокал» реализуется в соответствии с художественной направленностью дополнительного образования и ориентирована на обучение детей эстрадному вокалу.
Программа разработана с учетом Федерального закона «Об образовании в Российской федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012 п. 9 ст.2; п.1 ст.12; п.5 ст. 12; п.3,6 ст. 28, 13, 17; часть 3ст 34, Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р), Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 “Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам”
Направленность – Художественная.
Вид – Модифицированная.
Уровень дополнительной образовательной общеразвивающей программы – базовый
Цели и задачи программы
Цель программы: развитие музыкальных способностей и эмоциональной сферы обучающихся посредством эстрадного вокала.
Задачи:
Обучающие:
- овладеть вокально-певческими навыками;
- овладеть навыками сценического мастерства;
- научить работать с микрофоном.
- способствовать формированию эстетического вкуса, познавательного интереса.
Развивающие:
- развивать творческий потенциал обучающихся;
- развивать основные музыкальные способности;
- развивать вокальные данные;
- развивать эмоциональную восприимчивость, образное мышление, творческое воображение;
- развивать артистические способности;
- развивать культуру исполнения и художественный вкус.
Воспитательные:
- воспитывать трудолюбие, чувство товарищества, чувство личной ответственности;
- воспитывать нравственные гуманистические нормы жизни и поведения;
- воспитывать позитивное отношение к музыкальному искусству;
- воспитывать чувство патриотизма;
- воспитывать личность, обладающую чувством собственного достоинства и толерантным сознанием.
Здоровьесберегающие:
- оказывать положительное эмоциональное влияние на ребенка посредством музыки,
- укреплять голосовой аппарат,
- развивать речь.
«Эстрадный вокал»:
Отличительные особенности программы заключаются в том, что настоящая программа дополнена специфическими упражнениями, приемами, характерными для эстрадного вокала, которые позволяют научиться красиво и грамотно петь. При этом детское объединение посещают обучающиеся не только разного возраста, но и имеющие разные стартовые способности. В данных условиях программа «Эстрадный вокал» - это механизм, который определяет содержание обучения вокалу, методы работы педагога по формированию и развитию вокальных умений и навыков, приемы воспитания вокалистов. Занятия вокалом – это форма продуктивной деятельности. Вокал, как деятельность, в программе рассматривается как средство развития музыкальных способностей и эмоциональной сферы обучающихся.
Форма проведения промежуточной и итоговой аттестации:
-Мониторинг исходного состояния учебных, базовых, ключевых и общих компетенций обучающихся 1 года обучения.
-Текущий мониторинг
-Промежуточная аттестация (уровень освоения общеобразовательной (общеразвивающей) программы дополнительного образования и личностный рост) проводится в декабре и в мае первого года обучения
Предполагаемые результаты и способы их проверки
Диагностический инструментарий
Диагностика эффективности реализации образовательной программы позволяет выявлять динамику развития творческих способностей обучающихся.
Предлагаемые методические рекомендации диагностики вокальных способностей детей представляют собой систему игровых тестов, направленных на изучение структурных компонентов музыкальности: звуковысотного, темпо-метроритмического, тембрового, динамического, гармонического (ладового), формообразующего чувства; эмоциональной отзывчивости на музыку как главного компонента музыкальности, а также когнитивного, операционального и мотивационного компонентов музыкально-эстетических вкусов детей.
Практические диагностические тесты:
- Диагностика чувства темпа и метроритма. Игра-тест на выявление уровня развития чувства метра "Настоящий музыкант".
- Тест - игра на изучение чувства ритма "Ладошки"
3. Диагностика чувства тембра. Тест - игра "Тембровые прятки".
4. Диагностика динамического чувства.
Тест - игра "Мы поедем в "Громко-тихо"
5. Диагностика эмоциональной отзывчивости на музыку.
Тест "Музыкальная палитра"
Формы контроля.
- групповой;
- индивидуальный;
- фронтальный;
- аттестация обучающихся.
Приёмы контроля
-Педагогические наблюдения.
-Открытые занятия с последующим обсуждением.
-Итоговые занятия.
-Концертные выступления.
-Конкурсы, фестивали, смотры.
- Игровые задания.
-Тестирование
К концу 1-го года обучения обучающиеся должны:
Знать:
- знать правила охраны голоса
- первоначальные навыки поведения на эстраде, основные стили.
- вокально-музыкальную терминологию.
Уметь:
- исполнять переходные ноты, сглаживать регистры,
- исполнять паузы между звуками без смены дыхания (staccato),
- следить за чистотой интонации в пределах сексты,
- выравнивать звучание по всему диапазону,
- чувствовать движение мелодии и кульминацию в исполняемых произведениях,
- выполнять простейшие исполнительские задачи,
- исполнять вокализ,
- уметь чисто и слаженно петь двухголосные песни и упражнения
- петь с сопровождением и без него
- уметь при содействии руководителя сделать исполнительский анализ песни
- уметь разбираться в замысле песни, её содержании и грамотно и красиво исполнять её
- овладеть умением фразировать, вокально полноценно исполнять мелкие длительности в песнях быстрого темпа, ясно и чётко произносить трудные буквосочетания, сложные тексты.
Особенности организации образовательной деятельности:
Количество учебных часов: 144 часа ( по 4 часа в неделю согласно расписанию)
Занятия проводятся:
2 год обучения: 2 раза в неделю по 2 часа; (час академический)
Формы проведения занятий:
- общие занятия (ведется теоретическая работа, закрепление пройденного материала, воспитательные беседы);
- групповые (ведется практическая работа над хоровыми партиями);
- по подгруппам (ведется практическая работа над упражнениями, репертуаром);
- индивидуальные (ведется работа с солистами);
- сводные занятия (ведется репетиционная работа в концертном варианте над репертуаром, программой, обсуждаются организационные моменты).
Типы планируемых занятий:
- - изучение нового материала;
- - формирование умений и навыков;
- -закрепления ранее приобретённых знаний умений и навыков;
- - практическая работа;
- - самостоятельная работа;
- - комбинированное занятие;
- - повторно-обобщающее занятие;
- - вводное занятие – занятие, которое проводится в начале образовательного периода с целью ознакомления с предстоящими видами и тематикой обучения;
- Каждое занятие строится по схеме:
- – дыхательная гимнастика;
- – речевые упражнения;
- – распевание;
- – работа над произведением;
- - концертная постановка номера;
- – анализ занятия;
- – задание на дом.
Учебно-тематический план первого года обучения.
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | ||
Теория | Практика | Всего | ||
1 | Вводное занятие. | 1 | 1 | 2 |
2 | Постановка голоса: | 9 | 41 | 50 |
Работа над дыханием и певческой атакой | 3 | 11 | 14 | |
Упражнения на сглаживание регистров | 7 | 7 | ||
Вокально-технический тренаж | 1 | 16 | 17 | |
Освоение форм звуковедения (легато, нон легато, стаккато) | 3 | 7 | 10 | |
Тезаурус | 2 | 2 | ||
3 | Приёмы импровизации. Пение учебно-тренировочного материала. Индивидуальная вокальная работа. | 4 | 9 | 13 |
4 | Работа с микрофоном. Пение учебно-тренировочного материала. | 12 | 12 | |
5 | Речитатив. Приёмы исполнения. Индивидуальная вокальная работа. | 4 | 11 | 15 |
6 | Сценический имидж. Пение учебно-тренировочного материала. Индивидуальная вокальная работа. | 14 | 14 | |
7 | Вокальный ансамбль. Пение учебно-тренировочного материала | 2 | 12 | 14 |
8 | Развитие музыкального слуха: - пение а, капелла для развития внутреннего слуха, - исполнение скачков на широкие интервалы (квинта, секста, септима) - несложные вокализы | 2 | 12 | 14 |
9 | Аттестация | 4 | 4 | |
10 | Концертная и досуговая деятельность | 6 | 6 | |
Всего: | 22 | 122 | 144 |
Календарно – тематический план на 2023-2024 учебный год, объединение «Эстрадный вокал»
1 год обучения 1-2 группы
№ | Дата 1 группа | Дата 2 группа | Тема занятия | теория | практика | Форма занятия | Средства контроля |
Вводное занятие. - инструктаж по ТБ, - задачи и план работы на год, - прослушивание и диагностическое обследование | 1 | 1 | беседа | Наблюдение педагога | |||
Постановка голоса. Работа над дыханием и певческой атакой: -правила формирования гласных звуков | 2 | беседа | Наблюдение педагога | ||||
Постановка голоса. Работа над дыханием и певческой атакой: - звуковедение - динамика звука | 1 | 1 | Беседа Практическое занятие | Наблюдение педагога | |||
Постановка голоса. Работа над дыханием и певческой атакой: - динамика звука | 2 | Практическое занятие | Наблюдение педагога | ||||
Постановка голоса. Работа над дыханием и певческой атакой: - индивидуальная работа по расширению диапазона, выравниванию звучности, - работа над атакой звука (мягкой, придыхательной и твердой) | 2 | Практическое занятие | Наблюдение педагога | ||||
Постановка голоса. Работа над дыханием и певческой атакой: - индивидуальная работа по расширению диапазона, выравниванию звучности, - работа над атакой звука (мягкой, придыхательной и твердой) | 2 | Практическое занятие | Наблюдение педагога | ||||
Постановка голоса. Работа над дыханием и певческой атакой: - четкое произношение согласных и правильное формирование гласных звуков, - работа над организацией дыхания, связанного с ощущением опоры | 2 | Практическое занятие | Наблюдение педагога | ||||
Постановка голоса. Работа над дыханием и певческой атакой: - четкое произношение согласных и правильное формирование гласных звуков, - работа над организацией дыхания, связанного с ощущением опоры | 2 | Практическое занятие | Наблюдение педагога | ||||
Упражнения на сглаживание регистров | 2 | Практическое занятие | Наблюдение педагога | ||||
Упражнения на сглаживание регистров | 2 | ||||||
Упражнения на сглаживание регистров | 2 | ||||||
Упражнения на сглаживание регистров Вокально-технический тренаж. Понятие вокально-технического тренажа
| 1 | 1 | Беседа Практическое занятие | Наблюдение педагога | |||
Вокально-технический тренаж | 2 | Практическое занятие | Наблюдение педагога | ||||
Вокально-технический тренаж | 2 | Практическое занятие | Наблюдение педагога | ||||
Вокально-технический тренаж | 2 | Практическое занятие | Наблюдение педагога | ||||
Вокально-технический тренаж | 2 | Практическое занятие | Наблюдение педагога | ||||
Вокально-технический тренаж | 2 | Практическое занятие | Наблюдение педагога | ||||
Вокально-технический тренаж | 2 | Практическое занятие | Наблюдение педагога | ||||
Вокально-технический тренаж | 2 | Практическое занятие | Наблюдение педагога | ||||
Вокально-технический тренаж | 2 | Практическое занятие | Наблюдение педагога | ||||
Освоение форм звуковедения (легато, нон легато, стаккато): Понятия "Легато", "Нон легато", "Стаккато" | 2 | Беседа | Наблюдение педагога | ||||
Освоение форм звуковедения (легато, нон легато, стаккато): Понятия "Легато", "Нон легато", "Стаккато" Интонирование. Типы звуковедения: 1еgаtо и non 1еgаtо. Понятие кантиленного пения. Пение staccato. Слуховой контроль звукообразованием. | 1 | 1 | Беседа Практическое занятие | Наблюдение педагога | |||
Освоение форм звуковедения (легато, нон легато, стаккато). Интонирование. Типы звуковедения: 1еgаtо и non 1еgаtо. Понятие кантиленного пения. Пение staccato. Слуховой контроль звукообразованием. | 2 | Практическое занятие | Наблюдение педагога | ||||
Освоение форм звуковедения (легато, нон легато, стаккато). Интонирование. Типы звуковедения: 1еgаtо и non 1еgаtо. Понятие кантиленного пения. Пение staccato. Слуховой контроль звукообразованием. | 2 | Практическое занятие | Наблюдение педагога | ||||
Освоение форм звуковедения (легато, нон легато, стаккато). Интонирование. Типы звуковедения: 1еgаtо и non 1еgаtо. Понятие кантиленного пения. Пение staccato. Слуховой контроль звукообразованием. | 2 | Практическое занятие | Наблюдение педагога | ||||
Тезаурус | 2 | Беседа | Наблюдение педагога | ||||
Приёмы импровизации. Импровизация на занятиях вокального ансамбля. | 2 | Беседа | Наблюдение педагога | ||||
Приёмы импровизации. Импровизация на занятиях вокального ансамбля | 2 | Беседа | Наблюдение педагога | ||||
Приёмы импровизации. Пение учебно-тренировочного материала. Индивидуальная вокальная работа: - импровизации на стихотворения диалогической структуры - импровизация на эмоционально-образную ситуацию. - импровизация на определённое настроение (спеть весёлую мелодию, спеть грустную мелодию, спеть задумчивую песенку) - импровизация в заданном ладу: cпеть мелодию в мажоре или миноре. - импровизация мелодии на заданный ритм. | 2 | Практическое занятие | Наблюдение педагога | ||||
Приёмы импровизации. Пение учебно-тренировочного материала. Индивидуальная вокальная работа: - импровизации на стихотворения диалогической структуры - импровизация на эмоционально-образную ситуацию. - импровизация на определённое настроение (спеть весёлую мелодию, спеть грустную мелодию, спеть задумчивую песенку) - импровизация в заданном ладу: cпеть мелодию в мажоре или миноре. - импровизация мелодии на заданный ритм. | 2 | Практическое занятие | Наблюдение педагога | ||||
Приёмы импровизации. Пение учебно-тренировочного материала. Индивидуальная вокальная работа: - импровизации на стихотворения диалогической структуры - импровизация на эмоционально-образную ситуацию. - импровизация на определённое настроение (спеть весёлую мелодию, спеть грустную мелодию, спеть задумчивую песенку) - импровизация в заданном ладу: cпеть мелодию в мажоре или миноре. - импровизация мелодии на заданный ритм. | 2 | Практическое занятие | Наблюдение педагога | ||||
Приёмы импровизации. Пение учебно-тренировочного материала. Индивидуальная вокальная работа: - импровизации на стихотворения диалогической структуры - импровизация на эмоционально-образную ситуацию. - импровизация на определённое настроение (спеть весёлую мелодию, спеть грустную мелодию, спеть задумчивую песенку) - импровизация в заданном ладу: cпеть мелодию в мажоре или миноре. - импровизация мелодии на заданный ритм. | 2 | Практическое занятие | Наблюдение педагога | ||||
Приёмы импровизации. Пение учебно-тренировочного материала. Индивидуальная вокальная работа. Работа с микрофоном. Пение учебно-тренировочного материала - импровизации на стихотворения диалогической структуры - импровизация на эмоционально-образную ситуацию. - импровизация на определённое настроение (спеть весёлую мелодию, спеть грустную мелодию, спеть задумчивую песенку) - импровизация в заданном ладу: cпеть мелодию в мажоре или миноре. - импровизация мелодии на заданный ритм. - передвижение с микрофоном по сцене. | 2 | Практическое занятие | Наблюдение педагога | ||||
Промежуточная аттестация | 2 | Практическое занятие | Наблюдение педагога | ||||
Работа с микрофоном. Пение учебно-тренировочного материала: - приёмы работы с микрофонами: у стойки, положение «микрофон в руке», «со сменой рук» - совершенствование работы владения микрофоном: у стойки, положение «микрофон в руке», «со сменой рук»; - индивидуальная работа с обучающимися по формированию технических умений и навыков работы с микрофоном (положение в руке, направление, приближение и удаление), - пение учебно-тренировочного материала, направленного на формирование вокальных навыков в жанре эстрадного пения (чистота интонирования, унисона, дикции), - разучивание песенного репертуара. | 2 | Практическое занятие | Наблюдение педагога | ||||
Работа с микрофоном. Пение учебно-тренировочного материала. - приёмы работы с микрофонами: у стойки, положение «микрофон в руке», «со сменой рук» - совершенствование работы владения микрофоном: у стойки, положение «микрофон в руке», «со сменой рук»; - индивидуальная работа с обучающимися по формированию технических умений и навыков работы с микрофоном (положение в руке, направление, приближение и удаление), - пение учебно-тренировочного материала, направленного на формирование вокальных навыков в жанре эстрадного пения (чистота интонирования, унисона, дикции), - разучивание песенного репертуара. | 2 | Практическое занятие | Наблюдение педагога | ||||
Работа с микрофоном. Пение учебно-тренировочного материала. - приёмы работы с микрофонами: у стойки, положение «микрофон в руке», «со сменой рук» - совершенствование работы владения микрофоном: у стойки, положение «микрофон в руке», «со сменой рук»; - индивидуальная работа с обучающимися по формированию технических умений и навыков работы с микрофоном (положение в руке, направление, приближение и удаление), - пение учебно-тренировочного материала, направленного на формирование вокальных навыков в жанре эстрадного пения (чистота интонирования, унисона, дикции), - разучивание песенного репертуара. | 2 | Практическое занятие | Наблюдение педагога | ||||
Работа с микрофоном. Пение учебно-тренировочного материала. - приёмы работы с микрофонами: у стойки, положение «микрофон в руке», «со сменой рук» - совершенствование работы владения микрофоном: у стойки, положение «микрофон в руке», «со сменой рук»; - индивидуальная работа с обучающимися по формированию технических умений и навыков работы с микрофоном (положение в руке, направление, приближение и удаление), - пение учебно-тренировочного материала, направленного на формирование вокальных навыков в жанре эстрадного пения (чистота интонирования, унисона, дикции), - разучивание песенного репертуара. | 2 | Практическое занятие | Наблюдение педагога | ||||
Работа с микрофоном. Пение учебно-тренировочного материала. - приёмы работы с микрофонами: у стойки, положение «микрофон в руке», «со сменой рук» - совершенствование работы владения микрофоном: у стойки, положение «микрофон в руке», «со сменой рук»; - индивидуальная работа с обучающимися по формированию технических умений и навыков работы с микрофоном (положение в руке, направление, приближение и удаление), - пение учебно-тренировочного материала, направленного на формирование вокальных навыков в жанре эстрадного пения (чистота интонирования, унисона, дикции), - разучивание песенного репертуара. | 2 | Практическое занятие | Наблюдение педагога | ||||
Работа с микрофоном. Пение учебно-тренировочного материала. - приёмы работы с микрофонами: у стойки, положение «микрофон в руке», «со сменой рук» - совершенствование работы владения микрофоном: у стойки, положение «микрофон в руке», «со сменой рук»; - индивидуальная работа с обучающимися по формированию технических умений и навыков работы с микрофоном (положение в руке, направление, приближение и удаление), - пение учебно-тренировочного материала, направленного на формирование вокальных навыков в жанре эстрадного пения (чистота интонирования, унисона, дикции), - разучивание песенного репертуара. Речитатив. Приёмы исполнения. - знакомство с понятием речитатив и выразительными особенностями этого приёма исполнения, - формирование представлений о роли солиста в музыкальных композициях в стиле РЭП, | 1 | 1 | Практическое занятие. Беседа | Наблюдение педагога | |||
Речитатив. Приёмы исполнения. - знакомство с понятием речитатив и выразительными особенностями этого приёма исполнения, - формирование представлений о роли солиста в музыкальных композициях в стиле РЭП, Речитатив. Приёмы исполнения. Индивидуальная вокальная работа. - индивидуальная работа с обучающимися по разучиванию музыкальных композиций в стиле РЭП. | 1 | 1 | Практическое занятие. Беседа | Наблюдение педагога | |||
Речитатив. Приёмы исполнения. - знакомство с понятием речитатив и выразительными особенностями этого приёма исполнения, - формирование представлений о роли солиста в музыкальных композициях в стиле РЭП | 2 | Беседа | Наблюдение педагога | ||||
Речитатив. Приёмы исполнения. Индивидуальная вокальная работа. - индивидуальная работа с обучающимися по разучиванию музыкальных композиций в стиле РЭП. | 2 | Практическое занятие | Наблюдение педагога | ||||
Речитатив. Приёмы исполнения. Индивидуальная вокальная работа. - индивидуальная работа с обучающимися по разучиванию музыкальных композиций в стиле РЭП. | 2 | Практическое занятие | Наблюдение педагога | ||||
Речитатив. Приёмы исполнения. Индивидуальная вокальная работа. - индивидуальная работа с обучающимися по разучиванию музыкальных композиций в стиле РЭП. | 2 | Практическое занятие | Наблюдение педагога | ||||
Речитатив. Приёмы исполнения. Индивидуальная вокальная работа. - индивидуальная работа с обучающимися по разучиванию музыкальных композиций в стиле РЭП. | 2 | Практическое занятие | Наблюдение педагога | ||||
Речитатив. Приёмы исполнения. Индивидуальная вокальная работа. - индивидуальная работа с обучающимися по разучиванию музыкальных композиций в стиле РЭП. | 2 | Практическое занятие | Наблюдение педагога | ||||
Сценический имидж. Пение учебно-тренировочного материала. Индивидуальная вокальная работа. - манера исполнения, вокал, костюм, пластика, поведение на сцене, общение со зрителем - продолжение работы по «сценическому имиджу», - овладение культура эстрадного мастерства, - работа с хореографом, - индивидуальный подбор песенного материала, - индивидуальная работа с обучающимися по составлению исполнительского плана песни, - введение тренировочных занятий по формированию навыков сценического мастерства (манера исполнения, вокал, костюм, пластика, поведение на сцене, общение со зрителем), - индивидуальная работа с обучающимися по созданию сценического образа исполняемых песен. | 2 | Практическое занятие | Наблюдение педагога | ||||
Сценический имидж. Пение учебно-тренировочного материала. Индивидуальная вокальная работа. - манера исполнения, вокал, костюм, пластика, поведение на сцене, общение со зрителем - продолжение работы по «сценическому имиджу», - овладение культура эстрадного мастерства, - работа с хореографом, - индивидуальный подбор песенного материала, - индивидуальная работа с обучающимися по составлению исполнительского плана песни, - введение тренировочных занятий по формированию навыков сценического мастерства (манера исполнения, вокал, костюм, пластика, поведение на сцене, общение со зрителем), - индивидуальная работа с обучающимися по созданию сценического образа исполняемых песен. | 2 | Практическое занятие | Наблюдение педагога | ||||
Сценический имидж. Пение учебно-тренировочного материала. Индивидуальная вокальная работа. - манера исполнения, вокал, костюм, пластика, поведение на сцене, общение со зрителем - продолжение работы по «сценическому имиджу», - овладение культура эстрадного мастерства, - работа с хореографом, - индивидуальный подбор песенного материала, - индивидуальная работа с обучающимися по составлению исполнительского плана песни, - введение тренировочных занятий по формированию навыков сценического мастерства (манера исполнения, вокал, костюм, пластика, поведение на сцене, общение со зрителем), - индивидуальная работа с обучающимися по созданию сценического образа исполняемых песен. | 2 | Практическое занятие | Наблюдение педагога | ||||
Сценический имидж. Пение учебно-тренировочного материала. Индивидуальная вокальная работа. - манера исполнения, вокал, костюм, пластика, поведение на сцене, общение со зрителем - продолжение работы по «сценическому имиджу», - овладение культура эстрадного мастерства, - работа с хореографом, - индивидуальный подбор песенного материала, - индивидуальная работа с обучающимися по составлению исполнительского плана песни, - введение тренировочных занятий по формированию навыков сценического мастерства (манера исполнения, вокал, костюм, пластика, поведение на сцене, общение со зрителем), - индивидуальная работа с обучающимися по созданию сценического образа исполняемых песен. | 2 | Практическое занятие | Наблюдение педагога | ||||
Сценический имидж. Пение учебно-тренировочного материала. Индивидуальная вокальная работа. - манера исполнения, вокал, костюм, пластика, поведение на сцене, общение со зрителем - продолжение работы по «сценическому имиджу», - овладение культура эстрадного мастерства, - работа с хореографом, - индивидуальный подбор песенного материала, - индивидуальная работа с обучающимися по составлению исполнительского плана песни, - введение тренировочных занятий по формированию навыков сценического мастерства (манера исполнения, вокал, костюм, пластика, поведение на сцене, общение со зрителем), - индивидуальная работа с обучающимися по созданию сценического образа исполняемых песен. | 2 | Практическое занятие | Наблюдение педагога | ||||
Сценический имидж. Пение учебно-тренировочного материала. Индивидуальная вокальная работа. - манера исполнения, вокал, костюм, пластика, поведение на сцене, общение со зрителем - продолжение работы по «сценическому имиджу», - овладение культура эстрадного мастерства, - работа с хореографом, - индивидуальный подбор песенного материала, - индивидуальная работа с обучающимися по составлению исполнительского плана песни, - введение тренировочных занятий по формированию навыков сценического мастерства (манера исполнения, вокал, костюм, пластика, поведение на сцене, общение со зрителем), - индивидуальная работа с обучающимися по созданию сценического образа исполняемых песен. | 2 | Практическое занятие | Наблюдение педагога | ||||
Сценический имидж. Пение учебно-тренировочного материала. Индивидуальная вокальная работа. - манера исполнения, вокал, костюм, пластика, поведение на сцене, общение со зрителем - продолжение работы по «сценическому имиджу», - овладение культура эстрадного мастерства, - работа с хореографом, - индивидуальный подбор песенного материала, - индивидуальная работа с обучающимися по составлению исполнительского плана песни, - введение тренировочных занятий по формированию навыков сценического мастерства (манера исполнения, вокал, костюм, пластика, поведение на сцене, общение со зрителем), - индивидуальная работа с обучающимися по созданию сценического образа исполняемых песен. | 2 | Практическое занятие. | Наблюдение педагога | ||||
Вокальный ансамбль. - беседы о разучиваемых произведениях, - слушание записей примеров вокального ансамбля в рамках жанра эстрадного пения (раскрытие содержания музыки и текста, её актуальности, музыкально – выразительных средств). | 2 | Беседа | Наблюдение педагога | ||||
Вокальный ансамбль. Пение учебно-тренировочного материала | 2 | Практическое занятие. Беседа | Наблюдение педагога | ||||
Вокальный ансамбль. Пение учебно-тренировочного материала | 2 | Практическое занятие | Наблюдение педагога | ||||
Вокальный ансамбль. Пение учебно-тренировочного материала | 2 | Практическое занятие | Наблюдение педагога | ||||
Вокальный ансамбль. Пение учебно-тренировочного материала | 2 | Практическое занятие | Наблюдение педагога | ||||
Вокальный ансамбль. Пение учебно-тренировочного материала | 2 | Практическое занятие | Наблюдение педагога | ||||
Вокальный ансамбль. Пение учебно-тренировочного материала | 2 | Практическое занятие | Наблюдение педагога | ||||
Развитие музыкального слуха: -ладовое интонирование -скачки в музыке | 2 | Беседа | Наблюдение педагога | ||||
Развитие музыкального слуха: - пение а, капелла для развития внутреннего слуха, - исполнение скачков на широкие интервалы (квинта, секста, септима) - несложные вокализы | 2 | Практическое занятие. | Наблюдение педагога | ||||
Развитие музыкального слуха: - пение а, капелла для развития внутреннего слуха, - исполнение скачков на широкие интервалы (квинта, секста, септима) - несложные вокализы | 2 | Практическое занятие | Наблюдение педагога | ||||
Развитие музыкального слуха: - пение а, капелла для развития внутреннего слуха, - исполнение скачков на широкие интервалы (квинта, секста, септима) - несложные вокализы | 2 | Практическое занятие | Наблюдение педагога | ||||
Развитие музыкального слуха: - пение а, капелла для развития внутреннего слуха, - исполнение скачков на широкие интервалы (квинта, секста, септима) - несложные вокализы | 2 | Практическое занятие | Наблюдение педагога | ||||
Развитие музыкального слуха: - пение а, капелла для развития внутреннего слуха, - исполнение скачков на широкие интервалы (квинта, секста, септима) - несложные вокализы | 2 | Практическое занятие | Наблюдение педагога | ||||
Развитие музыкального слуха: - пение а, капелла для развития внутреннего слуха, - исполнение скачков на широкие интервалы (квинта, секста, септима) - несложные вокализы | 2 | Практическое занятие | Наблюдение педагога | ||||
Концертная и досуговая деятельность | 2 | Практическое занятие | Наблюдение педагога | ||||
Концертная и досуговая деятельность | 2 | Практическое занятие | Наблюдение педагога | ||||
Концертная и досуговая деятельность | 2 | Практическое занятие | Наблюдение педагога | ||||
Аттестация | 2 | Практическое занятие | Наблюдение педагога | ||||
Итого | 22 | 122 | 144 |
УЧЕБНО МЕТОДИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
УМК дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы «Эстрадный вокал». Программно-методический материал к общеобразовательной (общеразвивающей) программе «Эстрадный вокал» представлен в виде учебно-методического комплекса: : методическая и учебная литература для педагога и обучающихся, аудиозаписи, видеотека, учебные пособия, методические разработки (разработки игр, бесед, творческих заданий, карточек, тестов).
Приемы и методы используемые на занятиях вального пения:
- Эмоциональный настрой – использование музыкальных произведений,
- Практические – упражнения, игр методы,
- Словесные методы – рассказы, беседы, словесные приемы – объяснение, пояснение, пед. оценка.
- Наглядные методы и приемы – наблюдения, показ образца исполнения, показ способов выполнения вокальных упражнений и др.
Используемые методы:
– позволяют развивать специальные умения и навыки, подготавливающие приемы развития голоса, относящиеся к звукообразованию, артикуляции, дыханию, выразительности исполнения;
– дают возможность развития слуха, формирование слухового восприятия и вокально-слуховых представлений;
– формируют эмоционально – положительное отношение к самому процессу исполнения музыкальных произведений;
– способствуют более эффективному развитию воображения, восприятия и, как следствие, познавательных способностей.
Условия реализации программы:
Для учебных занятий необходимо наличие:
1.Специального кабинета (оформление, стол педагога, посадочные места и парты для детей, т.к. программа предусматривает изучения теории и чередование пения стоя и сидя);
2.Синтезатора;
3.Ученической доски;
4.Аудиоаппаратуры (музыкальный центр);
5.Микрофонов и стоек для них;
6.Компьютера;
7.Нотных изданий;
8.Записей аудио, видео в формате МР-З для слушания и анализа музыки, записи фонограмм в режиме + и -
Список литературы.
Список нормативных документов:
1.Концепция развития дополнительного образования детей- (утв. Распоряжением Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р).
2.Концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов на 2015 - 2020 годы (Утверждена Президентом Российской Федерации Д.А. Медведевым 3 апреля 2012 г. № Пр. – 827).
3.Методические рекомендации по проектированию ДООП, письмо Минобрнауки РФ от 18.11.2015г. №09-3242.
4.Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утв. Приказом Министерства просвещения РФ от 09.11.2018г. №196).
5.Постановление администрации Каменского муниципального района №63 от 15.02.2019 г. "Об утверждении положения о персонифицированном финансировании в системе дополнительного образования детей в Каменском муниципальном районе".
6. Постановление администрации Каменского муниципального района №83 от 06.03.2019 г. "Об утверждении программы персонифицированного финансирования дополнительного образования детей Каменского муниципального района Воронежской области".
7.Постановление администрации Каменского муниципального района от 20.11.2019 №349 "О внесении изменений в постановление администрации Каменского муниципального района от 06.03.2019 г. №83 "Об утверждении программы персонифицированного финансирования дополнительного образования детей Каменского муниципального района Воронежской области.
8.Постановление администрации Каменского муниципального района от 20.11.2019 №350 "Об утверждении нормативной стоимости дополнительных общеразвивающих программ на 1 обучающегося (по направлениям) в рамках программы персонифицированного финансирования в системе дополнительного образования детей на территории Каменского муниципального района Воронежской области.
9.Приказ Минтруда России от 05.05.2018 N 298н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог дополнительного образования детей и взрослых" (Зарегистрировано в Минюсте России 28.08.2018 N 52016).
10.Приказ Департамента образования науки и молодежной политики Воронежской области №1194 от 14.10.2015г. «Об утверждении модельных дополнительных общеразвивающих программ и прил. №1 к данному приказ.
11.Санитарно - эпидемиологические правила и нормативы 2.4.4.3172-14 «Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ от 04.07.2014 № 41).
12.Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в- РФ» п. 9 ст.2; п.1 ст.12; п.5 ст. 12; п.3,6 ст. 28, 13, 17; часть 3ст 34.
Список литературы
Список нормативных документов:
1. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р)
2. Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 “Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам”
3. Приказ Департамента образования науки и молодежной политики Воронежской области №1194 от 14.10.2015г. «Об утверждении модельных дополнительных общеразвивающих программ и прил. №1 к данному приказу».
4. Приказ Минтруда России от 05.05.2018 N 298н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» (Зарегистрировано в Минюсте России 28.08.2018 N 52016).
5. Постановление администрации Каменского муниципального района №63 от 15.02.2019г. «Об утверждении положения о персонифицированном финансировании в системе дополнительного образования детей в Каменском муниципальном районе».
6. Постановление администрации Каменского муниципального района №83 от 06.03.2019г. «Об утверждении программы персонифицированного финансирования дополнительного образования детей Каменского муниципального района Воронежской области».
7. Постановление администрации Каменского муниципального района от 20.11.2019 №349 «О внесении изменений в постановление администрации Каменского муниципального района» от 06.03.2019 г. №83 «Об утверждении программы персонифицированного финансирования дополнительного образования детей Каменского муниципального района Воронежской области».
8. Постановление администрации Каменского муниципального района от 20.11.2019 №350 «Об утверждении нормативной стоимости дополнительных общеразвивающих программ на 1 обучающегося (по направлениям) в рамках программы персонифицированного финансирования в системе дополнительного образования детей на территории Каменского муниципального района Воронежской области».
9. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р г. Москва «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года».
10.«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», которые утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 №28
11. Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» п. 9 ст. 2; п. 1 ст. 12; п. 5 ст. 12; п. 3, 6 ст. 28, 13, 17; часть 3 ст. 34.
Список литературы, используемой педагогом:
1.Анисимов В.П. Методы диагностики музыкальных способностей. – М.: Музыка, 2007.
2. Апраксина О.А. Методика развития детского голоса. М.: МГПИ,1983.
3. Битус А.Ф., Битус С.В. Певческая азбука ребѐнка - Минск: ТетраСистемс, 2007.
4. Вейс П. Ступеньки музыкальной грамотности. Хоровое сольфеджио - СПб: Лань, 1997.
5. Гонтаренко Н.Б. «Сольное пение. Секреты вокального мастерства». «Феникс», 2007
6. Дмитриев Л. Основа вокальной методики - М., 1968.
7. Дмитриев Л. Голосовой аппарат певца – М.: Музгиз.1964.
8. Дубровская Е.А. Ступеньки музыкального развития - М.: Просвещение, 2006.
9. Егоров А. Гигиена певца и ее физиологические основы – М.: Музгиз.1962.
10. Емельянов В.В. Развитие голоса. Координация и тренаж – СПб, 1996.
11. Исаева И. Эстрадное пение – М.: Владос, 2005.
12. Кидл Мэри. «Сценический костюм». –М.: «Арт-родник», 2004.
13. Коллиер Д.Л. «Становление джаза». –М.: 1984.
14. Крючков А.С. «Работа со звуком». – М,: АСТ «Техникс», 2003.
15. Луканин В. Обучение и воспитание молодого певца – Л.: Музыка 1977.
16. Малахов Современные дыхательные методики – Донецк, 2003.
17. Морозов В. Вокальный слух и голос - М., 1965.
18. Морозов В. Тайны вокальной речи – Л.: Наука.1967.
19. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество - М.: Академия, 2004.
20. Огородников Д. Е. Музыкально-певческое воспитание детей в общеобразовательной школе: Методическое пособие. - Л.: Музыка, 1972.
21. Рокитянская Т.А. Воспитание звуком - Ярославль: Академия развития, 2002.
22. Рыбкина Т.В., Шеверева Т.Г. Как сказать мяу. Музыкально-речевые игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста - М.: Классика-XXI, 2005.
23. Риггз С. Пойте как звезды. / Сост и ред. Дж. Д. Карателло . – СПб.: Питер, 2007.
24. Струве Г.А, Хоровое сольфеджио: Методическое пособие для детских хоровых студий и коллективов. М, 1988.
25. Струве Г. Ступеньки музыкальной грамотности. Хоровое сольфеджио - СПб: Лань, 1997.
26. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей (4-е изд.) - М.: 2002.
27. Учите детей петь. Песни и упражнения для развития голоса у детей 6-7 лет/ Сост. Орлова Т.М., Бекина С.И. - М.: Просвещение, 1988.
28. Шацкая В. Н. Детский голос. - М., Педагогика, 1970.
29. Щетинин М. Дыхательная гимнастика Стрельниковой – М., ФИС, 2000
Список рекомендуемой литературы для обучающихся и родителей:
1.Вайнкоп Ю., Гусин И. Краткий биографический словарь копмозиторов. – Л.: Музыка, 1987.
2.Галацкая В. Музыкальная литература зарубежных стран. Вып.1.– М.: Музыка, 1978.
3.Михеева Л. Музыкальный словарь в рассказах. – М.: Сов.композитор, 1986.
4.Сохор А. О массовой музыке. – Л., 1980.
5.Троицкий А. Феномен «диско». – 1977.
6.Штейнпресс Б.С., Ямпольский И.М. Энциклопедический словарь. – М.: Советская энциклопедия, 1976.
7.Я познаю мир: Детская энциклопедия: Музыка / Авт.-сост. А. С. Кленов; Под общ. ред. О. Г. Хинн. — М., 1998.
8.Кабалевский Д. Б. Про трех китов и про многое другое. Книжка о музыке. — 3-е изд. — М., 1976.
9.Музыкальные этюды. Сб. муз. номеров/Сост. Яблочков А.Г.-Рига.: «Пятки», 1987.
10.Речитатив. Интернет. http://www.toke-cha.ru, www.hip-hop.ru.
11.Пьянков В. «Песни и хоры для детей». - М,: «Владос», 2003.
12.Рэп-школа. Интернет. http://www.rap.uz/rus/info/rap-school/history/
13.Аркадьев П. Четверо из Ливерпуля. – Клуб и самодеятельность, 1980.
14.Кабалевский Д. Б. Как рассказывать детям о музыке? — 3-е изд., испр. — М., 1989.
15.Николаенко Н.Н. Психология творчества СПб.: Речь, 2005
Репертуарные сборники
1.«Всё в порядке». Шуточные детские песни в сопровождении фортепиано.М. 1978г.
2.«Гусельки». Песни и стихи для младшего школьного возраста. Выпуск 14. М.1978г.
3.«Детям нужен мир». М. 1982г.
4.«Дружат дети всей земли». М. 1981г.
5.Жаворонушки». Русские народные песни, прибаутки, скороговорки, считалки, сказки, игры. (Запись, нотация и сост. Т. Науменко). М. 1975г.
6.«За плетнём плетень». Русские народные песни и хороводы». Составитель и обработка В. Агафонникова. М. 1977г.
7.«Здравствуй песня». Выпуск 20. М. 1976г.
8.«Мальчишки – девчонки». Составитель Е. Клянова. Л. 1977г; вып. 2. Л. 1978г.
9.«Мама дорогая» Составитель Е. Кузьминова М. 1978г.
10.«Пойте с нами». Песни для детей младшего школьного возраста. М. 1976г.
11.Ахмедов В. «Что это такое?». М. 1997г.
12.Бойко Р.Г. «Весёлое утро». М. 1977г.
13.Бойко Р.Г. «Детские песни без сопровождения». М. 1974г.
14.Бойко Р.Г. «Песни для детей». М. 1982г.
15.Бьется в тесной печурке огонь: песни, рожденные Великой Отечественной /
сост. Г. А. Егорова. – М.: Профиздат, 1995. – 48 с.
16.Вогино И. Г. «Игры – задачи». М. 1983г.
17.Волков В. И. «Гори, гори ясно». Песни для детей младшего возраста. М. 1980г.
18.Елецкий, Э. В. Лучше нет родного края. – Волгоград, 2005. – 40 с.
19.Жаворонушки. – Вып. 1–4/ сост. Г. М. Науменко. – М.: Сов. композитор, 1986.–68
20.Кабалевский Д. Б. «Песни для детей и юношества». М. 1977, 1978г.
21.Кабалевский Д.Б. «Прекрасное пробуждает доброе». М. 1976г.
22.Ладов А. «Детские песни для голоса с фортепиано» М. 1978г Магиденко М.
23.Назарова Т. Б. Песни для детей. М. 1973г.
24.Народные песни. Обработка и переложение А. Юрлова. М. 1977г.
25.Ножкин, М. И. Люблю тебя, Россия! – М.: Музыка, 1986. – 62 с.
26.Песенные узоры. Русские народные песни, игры для детей школьного возраста / сост. Н. Сорокин. – Вып. 1–3. – М.: Музыка, 1986–1989. – 86
Современные нотные пособия.
1.«Жили – были Трали - Вали» М.Е.Полякова Челябинск «Урал LTD» 1997г.
2.«Песни для дошкольников и млад. школьников! Москва «Айрис Пресс» 2007г.
3.«Необычные песенки для дошкольного и младшего школьного возраста» С.В.Крупа-Шушарина Ростов - на -Дону «Феникс» 2006г.
4.«Музыкально-игровой материал для дошкольников и младших школьников» Н.Н.Алпарова В.А.Николаев Ростов – на – Дону «Феликс» 2009г.
5.«Мы играли в паповоз» Ярославль Академия развития «Холдинг» 2003г.
6.«Ладушки». Программа музыкального воспитания для дошк. мл. школьного возраста изд. «Композитор» Санкт-Петербург. 2012г.
7.«Зимушка-Зима» Песни, пьесы и танцы для дошк. мл .школ. изд. «Композитор» Санкт-Петербург 2012г.
8.«Три мюзикла для детей» Муз. В.Бровко. изд. «Композитор» Санкт-Петербург 2012г.
9. «Крошка Ру.» Мюзиклы для детей. Учебно- методическое пособие. Изд. «Композитор» Санкт –Петербург 2009г.
10.«Музыкальные праздники для дош . мл. шк.» Учебно –методическое пособие» И.А.Кутузова А.А.Кудрявцева изд. «Просвещение» Москва 2005г.
11.Миловская «Распевание на уроках пения» изд. «Музыка»1977г.
12.«На родимой стороне» популярные народные песни Ярославль2004г.
13.«Танцы ,игры, упр. для красивого движения» Ярославль 2004г.
14.« Музыкальная грамота в картинках» Г.П.Шалаева изд. «Эксмо» Москва 2006г.
15.«Лучшие попевки и песенки для муз. развития малышей» Е.В.Горбина Ярославль 2007г.
16.«Как у наших у ворот» И.Каплунова, И.Новоскольцова пособие для муз. руководителей изд. «Композитор» Санкт –Петербург 2003г.
17.«Развивающие музыкальные игры» И.Асамова М.Давыдова Москва 2007г.
18.«Эстрадное пение» Экспресс курс Москва 2006г.
19.«В лунном сиянье». Романсы изд. «Композитор» Санкт-Петербург 2011г.
20.«Песни, игры, танцы, шутки для моей малютки» изд. «Современный композитор» 1990г
21.«Музыкальный букварь» Ветлугина изд. «Музыка» Москва 1986г.
22.«Забавное сольфеджио! Л. Абелян. Москва 1985г
Интернет - ресурсы:
http://notes.tarakanov.net – нотная библиотека Б. Тараканова;
http://notonly.ru – нотный архив;
http://propianino.ru/katalog-not - каталог нот;
http://www.notomania.ru – нотный архив;
http://www.melodyforever.ru – ноты современных песен для фортепиано;
http://sheets-piano.ru – нотный архив;
http://x-minus.org – сайт минусовых аранжировок песен;
http://vkmonline.com/minusovki - сайт минусовых аранжировок песен;
http://minusovki.mytracklist.com - сайт минусовых аранжировок песен;
http://mp3ostrov.me – сайт минусовых аранжировок песен;
http://tourkids.ru – информация о фестивалях детской эстрадной песни;
http://www.det-fond.ru – сайт о фестивалях детского творчества;
http://xn--80adimcr2bip.xn--p1ai – Фестивали РФ;
http://rus-festival.ru – фонд развития творчества детей и молодёжи «Улыбка»
https://nsportal.ru/kasyanov-igor-vladimirovich - сайт педагога дополнительного образования МБУДО "ЦРТДиЮ" Касьянова Игоря Владимировича