План-конспект занятия по вокалу «Вокально-исполнительская работа в ансамбле»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan-konspekt_zanyatiya_po_vokalu_vokalno-ispolnitelskaya_rabota_v_ansamble.docx | 40.09 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
"Центр развития творчества детей и юношества"
Каменского муниципального района Воронежской области
План-конспект занятия по вокалу
«Вокально-исполнительская работа
в ансамбле»
Исполнитель: Касьянов Игорь Владимирович, педагог дополнительного образования
п.Каменка, 2024 г.
Цель: Педагогическая поддержка обучения и развития творческих способностей обучающихся через вокально-хоровую и музыкально-игровую деятельность.
Задачи:
Обучающие:
- формирование у обучающихся исполнительских вокально-хоровых умений и навыков (имеются в виду устойчивое певческого дыхание на опоре, ровность звучания на протяжении всего диапазона голоса, точное интонирование, певучесть, напевность голоса, четкая и ясная дикция, правильное артикулирование);
- обучать звуковедению, фразировке, звукообразованию;
- обучать правильному дыханию, фразировке;
Развивающие:
- развивать индивидуальные, творческие способности обучающихся;
- развивать эстетический и художественный вкус;
- развивать музыкальный слух, артистизм;
- развивать интерес и любовь к музыкальному искусству (к эстрадной, народной песне, классической музыке);
Воспитательные:
- воспитывать общую и музыкальную культуру обучающихся;
-прививать навыки дисциплинированности, организованности, трудолюбия, самостоятельности, коммуникативности;
- обучать (учить) организации свободного времени как условия профилактики асоциального поведения;
- преемственность при оказании помощи в воспитании начинающих исполнителей, более старшими и опытными певцами;
Коррекционные:
- коррекция эмоционально волевой сферы.
Основная идея урока – через активную музыкально-творческую деятельность сформировать у обучающихся устойчивый интерес к пению.
Направленность: художественная
Методы вокального обучения:
-концентрический метод;
-фонетический метод;
-объяснительно-иллюстративный;
-метод показа;
-метод мысленного или внутреннего пения;
-метод сравнительного анализа; наглядный метод;
-словесный метод;
-метод повторения.
Принципы работы:
- Принцип добровольности
- Принцип опоры на интерес
- Принцип личностного подхода
- Принцип доступности материала
- Принцип последовательности (изложение материала, как практического, так и теоретического характера должно иметь логическую последовательность).
- Принцип взаимоуважения (не допускать превосходства одних членов объединения над другими. Каждый обучающийся талантлив по-своему, и это требует внимания и уважения).
- Принцип постепенности и последовательности в овладении мастерством пения, от простого к сложному.
- Принцип успешности.
- Принцип соразмерности нагрузки уровню и состоянию здоровья.
- Сохранение здоровья обучающихся.
- Принцип творческого развития.
Оборудование: синтезатор, музыкальный центр, микрофон, фонограммы минус, плюсовое исполнение композиций «Два орла», «Широка страна моя родная», «Ангел мира», раздаточный материал – слова песен.
Этапы и хронометраж занятия:
I.Организационный этап. Музыкальное приветствие Поверка готовности к занятию.
Правильная певческая позиция – 5 мин.
II.Подготовительный этап:
-дыхательная гимнастика, гимнастика артикуляционного
аппарата, фонетические упражнения, вокально – интонационные упражнения — 15 мин.
- Этап усвоения новых знаний:
- разучивание джазовой импровизации «Си-джем блюз»– 5 мин
IV.Основной этап: 15 минут
- работа над репертуаром (работа над звукообразованием, звуковедением, над чистотой интонации, над выразительным пением, над двухголосьем).
- Пропевание песен в сопровождении композиций «Два орла», «Широка страна моя родная», «Ангел мира», синтезатор и a capella
- Работа с солистами
- Пропевание песен под фонограмму «минус»
- Рефлексивный этап: «Мы прощаемся, друзья»– 1 мин
- Заключительный этап: задание на дом, сообщение о следующем занятии — 4 мин.
Содержание учебного занятия:
- Организационный этап :
- встреча обучающихся;
- проверка присутствующих;
- Правильная певческая позиция: стоять прямо, грудь свободна, плечи развернуты и опущены вниз, хороший упор на обе ноги, руки свободные. Голову держать прямо. Сильный подъем головы ведет к напряжению передних мышц шеи и сковывает гортань. Лицо должно быть свободно от гримас. Улыбка на лице создаёт ощущение приподнятости, необходимое для занятия.
Подготовительные упражнения.
- Подготовительный этап: Перед началом пения подготовим свой голосовой аппарат. Каждое занятие начинаем с артикуляционной и дыхательной гимнастики, интонационно – фонетических упражнений. Что относится к артикуляционному аппарату? (язык, губы, твердое и мягкое небо, нижняя челюсть.)
Артикуляционная гимнастика
Гимнастика языка
—Четыре раза слегка прикусите зубами кончик языка. Высовывайте язык до отказа, слегка прикусывая последовательно кончик языка.
—Покусайте язык попеременно правыми и левыми боковыми зубами, как бы жуя его.
—Сделайте языком круговое движение между губами и зубами с закрытым ртом. То же в противоположном направлении.
- Упритесь языком в верхнюю губу, нижнюю губу, в правую щеку, в левую щеку, пытаясь как бы проткнуть их насквозь.
Гимнастика губ:
-Покусайте нижнюю губу, верхнюю губу, втяните щеки и закусите боковыми зубами их внутреннюю поверхность.
Интонационно-фонетические упражнения.
- Исходное положение: рот открыт максимально движениями челюсти вперед-вниз. Упражнение состоит в сильном, активном
произнесении согласных звуков в следующей последовательности: Ш, С, Ф, К, Т. П, Б, Д, Г. В, З, Ж. Каждый звук произносится четыре раза.
2. Последовательность гласных: А, Э, И, О, У.
3. Исходное положение такое же, как и в 1 упражнении. Основным элементом упражнения является скользящая восходящая и нисходящая интонация с резким переходом из грудного в фальцетный регистр и из фальцетного — в грудной с характерным переломом голоса. У~у, у~о, о~а.
Скороговорка «Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа» в различных позициях (четкое произношение, «злюки», «горячий чай», закрытым ртом).
Упражнения на дыхание.
- С чего начинается процесс пения? (с вдоха)
- Куда направляем воздух при вдохе (в живот). Корпус свободный, плечи опущены.
- Надуваем воздушный шар (вдох носом, закрепили дыхание, выдох на ССС, воздух выходит, шарик остается.) Короткий вдох в живот, короткий выдох на «кыш», «тишь».
- Езда на мотоцикле (руки вытянуты вперед, вдох — кисти противоход, закрепка, выдох на РРРРРРР).
- Ноги на ширине плеч, руки на уровне плеч, согнуты в локте параллельно друг другу. Локти соединяем вдох, локти в стороны, закрепка, корпус вниз. Выдох на «Ха».
- Упражнение на активизацию работы передней стенки живота на звуки «к», и «г».
Внимание педагога должно быть направлено:
- свободу мышц
- правильность осанки;
- активную работу мышц дыхательно-голосовой опоры;
- умение сделать вдох и целесообразно распределить выдох;
- работу резонаторной системы;
- общая внятность речи;
- ритмическая точность.
Вокально-интонационные упражнения.
Цели вокально-интонационных упражнений:
- сформировать навык выдерживать тон на одной высоте одинаковым по громкости или с различными нюансами, что тренирует певческое дыхание
- формировать правильную артикуляцию того или иного гласного звука
- добиться определенности в атаке звука
- уточнить интонацию в момент атаки звука
- выстроить унисон
Разогрев голосового аппарата
Все упражнения исполняются по восходящей и нисходящей хроматической секвенции ( в диапазоне лям— фа2 )
1. Пение с закрытым ртом способствует выравниванию тембрового звучания, слуховой настройки. Упражнение поётся со слегка разомкнутыми зубами (рот закрыт), высоким небом, ощущением звука в верхнем резонаторе, на сонорный согласный звук «М». При ощущается легкая вибрация и легкое щекотание губ.
2. Сглаживание регистров. ( Вибрация губ, затем РРРР)
Следить за свободой губ и ровным наполненным звуком при переходе к головному регистру. Чем медленнее скорость вибрации, тем лучше.
3.Отработка мягкой, но точной атаки звука. Этому будет способствовать исполнение упражнения на легато на одной ноте.
4. Упражнение, основанное на звуках трезвучия. Опора на дыхание.
Цель: расширение звукового диапазона с целью выравнивания регистрового звучания голосов и на активизацию работы передней стенки живота.
Упражнение на развитие подвижности голоса и работа над дикцией.
Следить за четким произношением слогов, толчкообразной работой диафрагмы, гортань остается в среднем положении и не поднимается за звуком. Кончик языка касается двух верхних передних зубов.
Этап усвоения новых знаний – разучивание джазовой импровизации
«Си-джем-блюз»
Этапы работы:
- Речевая декламация. Предложить обучающимся продекламировать первую строчку всем вместе. Разделить ансамбль на две группы, вторая группа теперь — вместо педагога.
- Освоив исполнение ритмического рисунка можно приступить к пению.
Для начала мелодию пропеть всем вместе с педагогом:
Довести до чистого унисона a-cappella. После того как выучена мелодия, обучающийся исполняет 1-голос, а педагог – 2-й.
Затем разделить обучающихся на 2 группы. Все петь a-cappella, в динамике р, слушать друг друга, вертикаль. Напоминать обучающимся: «Сначала слушаю, потом пою». Обращать внимание на точные вступления голосов, умение держать темп от начала до конца.
Основная часть.
1 этап. Работа над репертуаром. Работа над песнями.
Пропевание песен под фортепиано с сопровождением и a capella. Работа над чистотой интонации, четкого произношения слов, окончаний, над правильным звуковедением, над унисоном.
В песне «Широка страна моя родная» сложный пунктирный ритм, важно чтобы каждый из обучающихся его усвоил. Одновременное снятие и вступление голосов по руке педагога. Согласные звуки произносят легко, четко, ясно и энергично. Обратить внимание на пропевание узких гласных, избегать плоского звука. Нужно приучать обучающихся ясно произносить согласные в конце слов, следить над четким произношением согласных в середине слов в быстром темпе.
Особое внимание уделяется работе над двухголосием в песне
«Ангел мира» чистого интонирования. Главная задача научить обучающихся слушать друг друга, слышать оба голоса, а не только свой. Сначала отдельно отрабатывается каждая партия, потом соединяются голоса.
2 этап. Работа с солистами в песне «Два орла». В данной песне присутствуют сольные эпизоды. Большое внимание уделяется работе над интонацией и работе над звукообразованием, так как у каждого обучающегося свой тембр голоса и свои недостатки. Это касается гласных «А» и «Е».
Условием грамотного звукообразования являются правильно открытый рот, свободно опускающаяся челюсть, активные губы, четко артикулирующие каждый звук. На начальном этапе, в основном, следует обращать внимание на то, чтобы учащийся вдыхал правильно, распределяя выдох до конца слова или небольшой фразы, не брал дыхание в середине слова.
Массаж лица
— Пройдите по всему лицу поколачивающим массажем кончиками согнутых пальцев. Удары должны быть достаточно сильными, чтобы лицо
«загорелось».
— Помассируйте пальцами челюстно-височные суставы. Сделайте нижней челюстью круговое движение вперед-вниз.: Сделайте нижней челюстью круговое движение вперед-вправо-назад-влево-вперед .
- Рефлексивный этап: «Мы прощаемся, друзья»- пропевание в хорошем, эмоциональном состоянии
VI. Заключительный этап: задание на дом, сообщение о следующем занятии
Список используемой литературы
Андреева В.А. Строение голосового аппарата и принципы его деятельности в певческом процессе. Методическая разработка.-Жирновск, 1989.
Гонтаренко Н.Б. Сольное пение. Секреты вокального мастерства. — Ростов-на-Дону, 2006
Данилова Р.К. Воспитание голоса начинающего певца. Методическая разработка. Самара, 1997
Дмитриев Л.Б. Основы вокальной педагогики. М.,1968.
Емельянов В. Развитие голоса. Координация и тренинг С-П, 2003
Ерохина И.А. Работа с начинающими певцами. Методическая разработка. - Самара, 1999
И.Исаева «Эстрадное пение. Экспресс курс развития вокальных способностей»
Огородников Д.Е. Музыкально-певческое воспитание детей в общеобразовательной школе.- М.: Музыка, 1972
Романова Л. В. Школа эстрадного вокала. — СПб: Издательство «Лань»; Издательство «ПЛАНЕТА МУЗЫКИ» 2007.
Стулова Г.П. Теория и практика работы с детским хором. Москва 2002
Сэт Риггс Как стать звездой. -М, 2004.
Юдин С.П. формирование голоса певца.-М.:Музыка,1989.