классный час: "Знакомое и не знакомое слово "Этюд". Поговорим и поиграем"
Разговор идет о происхождении слова "Этюд" не только в музыке, но и в живописи, и на театральных подмостках; о том, зачем музыканты играют Этюды, что дает их разучивание.Дается небольшой экскурс в историю этого жанра, знакомимся с композиторами, писавшими этюды, слушаем этюды в исполнении учащихся класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
znakomoe_i_ne_znakomoe_slovo_etyud._pogovorim_i_poigraem.docx | 20.83 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования « Сафоновская детская школа искусств»
Классный час на тему:
«Знакомое и не знакомое слово – ЭТЮД.
Поговорим и поиграем»
Подготовка и проведение:
преподаватель Батюта Е.А.
г. Сафоново,
февраль 2024г.
ЦЕЛЬ:
- расширить кругозор учащихся;
- познакомить с особенностями исполнения жанра «Этюд»;
- познакомить с композиторами, чьи этюды успешно используются преподавателями в учебной программе на уроках фортепиано;
ЗАДАЧИ:
- обозначить важность изучения этюдов;
- провести маленькое «соревнование» по игре этюдов «Кто быстрее!»
Продолжительность классного часа - 45 минут
Форма проведения: беседа по теме, игра учащимися этюдов, видео-слайды и видео - материал исполнения этюдов известными мастерами.
Используемая технология: проблемного обучения
поставлена задача научиться играть этюды бегло, не бояться быстрых темпов.
Знакомое и незнакомое слово «Этюд».
Поговорим и поиграем.
Слайд 1 (заставка)
Ведущий:
- Добрый вечер, дорогие ребята! Тема нашего классного часа сегодня - «Знакомое и не знакомое слово ЭТЮД. Поговорим и поиграем».
Все вы неоднократно слышали слово «этюд». Начиная с 1-го класса все вы их играете. В ваших дневниках преподаватели постоянно пишут «Работать над этюдом! Выучить этюд!» Что же означает слово «Этюд»?
Слово «этюд» в переводе с французского языка означает «обучение» или «исследование». Чему же может научить исполнение этюдов в музыкальной школе? Давайте разбираться….
Послушайте этюд в исполнении учащейся 2 класса Ксюши.
Звучит исполнит Этюд Ф Лекуппе ля минор.
Слайд 2. Жанр «Этюд» встречается во многих видах творчества - в живописи, театре, литературе и музыке.
В музыке Этюд – инструментальная пьеса, как правило, небольшого объема, основанная на частом применении какого-либо трудного приема исполнения и предназначенная для усовершенствования техники исполнителя. Этюды пишутся, как правило, на оттачивание какого-либо вида техники - гаммообразных пассажей, арпеджио, октав или других интервалов. В одном этюде, например, может быть много триолей или синкоп, залигованных нот или, напротив, стаккато и он написан для того, чтобы музыкант смог отточить свое мастерство.
Существуют этюды для пения у хоровиков (вокализы) и для всех инструментов (у инструменталистов).
Этюдам придается музыкальное содержание и форма. В эпоху преобладания полифонии писались этюды для развития полифонической (многоголосной) техники. Назывались они инвенции или токкаты. Есть еще этюды, предназначенные не для развития техники, а для развития мелодической фразировки. Их отличает бОльшая мелодичность, да и называются они «мелодическими».
А сейчас нам свой этюд исполнит учащаяся 3 класса Настя.
И.Беркович. Маленький этюд на тему Паганини ля минор
На театральных подмостках слово «Этюд» означает короткую сценку на заданную тему, исполненную актерами.
Слайд 3. Этюд в живописи.
Слово Этюд используется, между прочим, и в изобразительном искусстве. Это произведение, которое обыкновенно выполняется с натуры и может представлять собой пейзаж, натюрморт, портрет или другой жанр изобразительного искусства, основанный на отображении реальной действительности. Зачастую этюдом называют рисунок, который служит одним из вариантов будущего законченного произведения. Поэтому серьезный художник, как правило, делает несколько этюдов к одному крупному произведению.
Слайд 4. Рисунок должен быть точен по масштабу и пропорциям отдельных элементов, но без лишней детализации картины. Этюд выполняется на бумаге или непосредственно на холсте карандашем, углем или краской. К мастерам этюдной живописи можно отнести Левитана, Шишкина, Саврасова. Упражнение, повышающее мастерство написания пейзажей, также называется этюдом. Этюдная живопись способствует развитию глазомера, придает твердость руке художника.
Слайды 5, 6. Когда зритель смотрит на прекрасную завершенную картину, он, как правило, не думает, какой долгий и упорный труд предшествовал ее созданию. Никто не знает, сколько подготовительных этюдов и набросков было выполнено во время работы над картиной. Никто не знает, сколько горечи, сомнений и разочарований приходится испытать художнику на пути к картине.
Точно так же огромный труд предстоит и любому музыканту, даже такому маленькому, как вы, на пути изучения этюдов и доведения их до совершенства.
Слайд 7. История жанра этюда в музыке восходит к 18 веку. Изначально произведения были исключительно учебными упражнениями, популярность которых возросла, когда фортепиано стало любимым инструментом для домашнего музицирования в Европе.
Расцвет этюда как музыкальной формы приходится на вторую половину 19 и начало 20 века.
Слайд 8. Огромную роль в развитии музыкального этюда сыграл австрийский пианист и композитор Карл Черни. Он считался в Вене одним из лучших преподавателей игры на фортепиано. Знаменит он созданием огромного количества этюдов для фортепиано. Его этюды исключительно целенаправленные, они призваны помочь в овладении безотказной пианистической техникой.
Слушаем этюд в исполнении ученика 4 класса Дениса.
К. Черни. Этюд до минор под редакцией Гермера.
Каждый год в нашей школе проходит школьный конкурс этюдов «Юный виртуоз», где вы, ребята, друг перед другом демонстрируете свое мастерство – кто лучше, кто техничнее, кто быстрее.
Сейчас перед нами выступит учащаяся 5 класса Алена со своим этюдом.
Г. Бертини Этюд до мажор, соч. 29, №8.
Слайд 9, 10. Многие пианисты-педагоги задумывались над развитием технических навыков своих учеников. Этюды Берковича, Беренса, Лака, Жилинского, Гнесиной часто звучат в программе наших ребят.
Сейчас перед вами выступит учащаяся 6 класса Диана.
А Лемба. Этюд фа мажор.
В завершении нашего вечера хочется сказать, что Этюд – пожалуй, лучший способ для оттачивания отдельных элементов игры: во-первых, играть его не так скучно, как гаммы или другие упражнения, ведь в нем всегда присутствует музыка и музыкальные задачи, а во-вторых, музыканты могут на нем комплексно проработать самые разные техники.
Хочется пожелать вам, ребята, чтобы вы не относились к изучению этюдов, как к чему-то нудному и не интересному, ведь теперь вы понимаете, для чего они пишутся композиторами, что это своего рода тренажер, и что без этюдов мы с вами не разовьем технику игры, не научимся играть бегло и технично другую музыку.
Послушаем этюд в исполнении учащейся 8 класса Марины.
С. Геллер Этюд до минор, соч. 46, № 26.
Хочу пожелать вам, юным музыкантам, большого терпения, силы воли и покорения новых творческих вершин.
Слайд 11. В заключение нашей встречи слушаем «Революционный этюд» Ф.Шопена в исполнении известного пианиста Е. Кисина.
Спасибо за внимание! До новых встреч!