Методическая разработка на тему: «Подготовка к выступлению в творческом показе» для студентов специальностей «Театральное творчество» и «Организация и постановка театрализованных представлений и праздников»

Балюк Анастасия Дмитриевна

Данная методическая разработка создана для студентов «Театральное творчество» и «Организация и постановка театрализованных представлений», с целью подготовки к выступлению в творческом показе по дисциплине «вокал».

Для студентов – это одна из интереснейших дисциплин. Благодаря этой дисциплине у студентов развиваются воображение и фантазия, расширяется кругозор, формируется эстетический вкус, устраняются внутренние зажимы, обретается внутренняя свобода. Так же формируются вокальные артистические навыки.

Каждый семестр завершается творческим показом, для демонстрации приобретённых навыков. Творческий показ включает в себя исполнение каждым студентом одной песни. Подготовка к нему условно можно поделить на три этапа: подбор репертуара, разбор и разучивание песни, создание художественного образа. При ответственном подходе к каждому из этапов, успешное выступление и положительная оценка гарантированы.

Творческий показ – важная часть образовательного процесса. Выступление в творческом показе – это ответственный момент для каждого студента, конечный результат проделанной работы.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Методическая разработка560.1 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ГБПОУ «Новгородский областной колледж искусств им. С.В. Рахманинова»

УТВЕРЖДАЮ

Директор колледжа

_________________С.С. Алексеева

«__» __________ 2023 г.

Методическая разработка

на тему:

«Подготовка к выступлению в творческом показе»

для студентов специальностей «Театральное творчество» и

«Организация и постановка театрализованных представлений и праздников»

Разработала:

Преподаватель Балюк А.Д.

Великий Новгород

2023 г.

Принята на заседании

предметной (цикловой) комиссии

Протокол № ___  от ___.___.2022 г.

Председатель предметной (цикловой) комиссии

Полищук О.В.

   (подпись)                                                             (расшифровка)

Заместитель директора по учебной

и организационно-методической работе:

(подпись)

(расшифровка)

Содержание

  1. Пояснительная записка……………………………………………………3
  2. Первый этап: подбор репертуара…………………………………………4
  3. Второй этап: разбор и разучивание песни……………………………….5
  4. Третий этап: создание художественного образа………………………...7
  5. Примерный репертуар……………………………………………………..9

Пояснительная записка

Данная методическая разработка создана для студентов «Театральное творчество» и «Организация и постановка театрализованных представлений», с целью подготовки к выступлению в творческом показе по дисциплине «вокал».

Для студентов – это одна из интереснейших дисциплин. Благодаря этой дисциплине у студентов развиваются воображение и фантазия, расширяется кругозор, формируется эстетический вкус, устраняются внутренние зажимы, обретается внутренняя свобода. Так же формируются вокальные артистические навыки.

Каждый семестр завершается творческим показом, для демонстрации приобретённых навыков. Творческий показ включает в себя исполнение каждым студентом одной песни. Подготовка к нему условно можно поделить на три этапа: подбор репертуара, разбор и разучивание песни, создание художественного образа. При ответственном подходе к каждому из этапов, успешное выступление и положительная оценка гарантированы.

Творческий показ – важная часть образовательного процесса. Выступление в творческом показе – это ответственный момент для каждого студента, конечный результат проделанной работы.

Подбор репертуара

В каждом семестре студентам даётся тема, в зависимости от которой они начинают поиск вокального репертуара. Это очень сложный этап. Песню для исполнения нужно подбирать в соответствии с вокальными данными студента. Ведь нужно понимать, что мы имеем дело со студентами не вокального отделения. На отделения «Театральное творчество» и «Организация и постановка театрализованных представлений и праздников» поступают как очень музыкальные дети, так и дети с плохо развитыми вокальными данными. И, отталкиваясь от этого, нужно понимать, что кому-то можно дать более сложную вокальную вещь, а кому-то такую, где можно в большей степени проявить свои актёрские способности.

Материалом для репертуара служит вся советская эстрада, начиная с 20-х годов прошлого столетия и заканчивая 1991 годом. Но, конечно, это очень широкий круг для поисков, поэтому мы стараемся его сужать за счёт темы. Темы бывают следующие. Например, когда у студентов только начинается дисциплина «вокал», мы берём детские песни из советских мультфильмов и фильмов. В следующем семестре это могут быть уже песни из фильмов повзрослее, где самая частая тема – это, конечно, любовь. Если на курсе одни девушки, можно сделать квартирник-девичник. Где квартирник – это яркое явление 80-х годов, что уже подразумевает советский репертуар, ну а девичник – значит, девушки будут делиться через песни волнующими их проблемами. Если творческий показ проходит в декабре, в конце семестра, темой показа может служить новый год, и сделать показ в стиле популярной советской передачи «Голубой огонёк». Темой показа может стать юбилей какого-либо знаменитого советского композитора, поэта или певца. И т.д.

Разбор и разучивание песни

Этот этап самый кропотливый. После того, как студент выбрал песню для будущего показа, начинается её разбор и разучивание.

Каждое произведение рождается с замысла. Замысел – «замышлять», нечто задуманное, замысленное как цель работы, деятельности (Д.Н. Ушков). Это некая модель будущего произведения. Основными компонентами замысла являются тема, идея, материал, композиционный план.

  1. Тема – область или круг вопросов, на которые направлена авторская мысль. Это то, О ЧЁМ хочет сказать автор.
  2. Идея – активная мысль автора, то, ради чего создаётся произведение. Это то, ЧТО хочет сказать автор.
  3. Материал – это то, ИЗ ЧЕГО построено произведение – конкретные выразительные средства, жанровые характеристики, относящиеся к данной теме.
  4. Композиционный план – это последовательность всех действий в определенном порядке. Каждая песня – это небольшое драматургически законченное произведение. А значит, в ней есть экспозиция, завязка, развитие, кульминация и развязка. О композиции драматургического представления ребята знают из курса «Теория драматургии». И свои знания переносят на свой номер.

Все эти составляющие компоненты замысла неразрывно связаны между собой. Единого номера не будет при отсутствии хотя бы одного из компонентов.

        После того, как песня разобрана, начинается её разучивание. Студент учит слова, мелодию, ритм. В процессе разучивания осваиваются приёмы выразительного исполнения для создания музыкального образа. Отдельно прорабатываются наиболее сложные места, поэтапно разучиваются мелодические линии песни, от простого к сложному. Работа над фразой и чистотой интонации. После того, как песня разучена, начинается процесс впевания. Процесс «впевания» помогает певцам осознать артистическую свободу, готовность к выступлению.

Создание художественного образа

Как известно, суть музыкально-исполнительской деятельности состоит в том, чтобы творчески «прочесть» художественное произведение, раскрыть в своём исполнении то эмоционально-смысловое содержание, которое было заложено в него автором. Характер песни, её эмоциональный смысл должны быть переданы максимально точно и убедительно: надо создать запоминающийся, эмоционально яркий музыкальный образ. В то же время творческим исполнение становится только в том случае, если в него привнесён собственный, пусть небольшой, но индивидуальный опыт понимания и переживания музыки, что придаёт интерпретации особую неповторимость и убедительность.

Нужно понимать, что образ создаётся не после, а одновременно с разбором и разучиванием песни. Образ появляется в нашем воображении уже на этапе замысла, о котором мы говорили выше. В словаре Д.Н. Ушакова понятию «образ» даётся прекрасное определение – это «художественное отражение идей и чувств в звуке, слове, красках и т.п.». Сценический образ – это не только костюм, как очень часто думают студенты в начале своего обучения. Это совокупность таких составляющих, как мимика, жест, пластика, элементы танца, эмоции, голосовые выразительные средства и т.д. Так же в создании образа важен сценический реквизит, грим (декоративный и характерный), и, конечно, костюм.

Творческий процесс создания художественного образа идет от живого созерцания, ощущений, чувственно-конкретных образов к абстракции и обобщению. Отличие заключается в том, что становление художественного образа на всех этапах музыкального исполнительства связано с чувствами, эмоциями. Следует также отметить многозначность художественного образа над ним, что дает возможность создавать различные исполнительские трактовки.

Важнейшая задача исполнителя – выявление самых существенных черт художественного образа. Они должны быть раскрыты в полной мере, и притом настолько естественно, в такой убедительной форме, чтобы слушатель принял их и проникся.

Примерный репертуар

Песни из советских мультфильмов

«Дорогою добра» (М. Минков, Ю. Энтин)

«Песня Синеглазки» (М. Минков, Ю. Энтин)

«Большой кошачий секрет» (С. Никитин, Ю. Мориц)

«Песня о волшебном цветке» (Ю. Чичков, М. Пляцковский)

«Песня Чебурашки» (В.Шаинский, Э. Успенский)

«Песня Дюдюки»,(И.Егиков, В. Антонов)

«Песня царевны Забавы» (М. Дунаевский, Ю. Энтин)

«В синем море в белой пене» (Р. Амирханян, Р. Саакянц)

«Песенка летающих лошадей» (Т. и С. Никитин, Ю. Мориц)

«Песня рыбы-пилы» (Ю. Энтин, Г. Гладков)

«Песня сорняков»(А, Варламов, Л. Позднеев)

«Песня Фунтика» (В. Львовский. В. Шульжик)

«Песня Лисы Патрикеевны»(А. Двоскин. Н. Абрамова)

«Кто такие птички»(А. Журбин, Б. Заходер»

«Расскажи, Снегурочка, где была» (Г. Гладков,Ю.Энтин)

«Песенка Водяного»(М. Дунаевский, Ю. Энтин)

«Песня Бременских музыкантов» (Г. Гладков, Ю. Энтин)

 «Песня королевской охраны» (Г. Гладков, Ю. Энтин)

«Какой чудесный день» (А. Флярковский, Е. Карганова)

Песни из советских кинофильмов

«Ах, какая жалость»(Г.Гладков, Ю.Ким)

«Звенит январская вьюга»(А. Зацепина, Л. Дербенева)

«Журавль по небу летит»(В. Дашкевич, Ю.Ким)

«Ты всё поймешь»(М. Дунаевский, Л. Дербенев)

«Позвони мне, позвони»(М. Дунаевский, Р. Рождественский)

«Быть может счастье рядом»(В. Рубашевский, В.Шленский)

«Куплеты шансонетки»(Я. Френкель, Р. Рождественский)

«Ведьма речка»(Е. Крылатов, Л. Дербенев) 

«Полосатая жизнь»(А.Зацепин, Л.Дербенёв)

«Песенка о несостоявшихся надеждах»(И. Шварц, Б.Окуджава) 

«Остров невезения»(А. Зацепина, Л.Дербенёва)

«Говорят, а ты не верь»(Е.Крылатов, Л. Дербенёв)

«Танго Снежной Королевы»(М. Минков, В.Коростылев)

«Песня Пьеро»(А. Рыбников, Б. Окуджава)

«Песня влюблённой ведьмы»(Е. Крылатов, Б. Ахмадуллина)

«Песня черепахи Тортиллы»(А. Рыбников, Б. Окуджава)

«Брадобрей»(М. Дунаевский, Н. Олев)

«Леди Совершенство»(М. Дунаевский, Н. Олев)

«Куплеты администратора»(Г. Гладкова, Ю. Михайлова)