Конспект занятия по вокалу.Образы в музыкальном спектакле.знакомство с оперой "Снегурочка"

Павлюкова Ольга Валерьевна

Цель: Привлечь внимание обучающихся к музыкальному спектаклю – опере; Знакомство с творчеством Николая Андреевича Римского-Корсакова.

Задачи занятия:

Обучающие: Побудить обучающихся к творчеству на основе совокупного восприятия художественных и музыкальных образов; уметь определять и сравнивать характер, настроение и средства выразительности в музыкальном произведении.

Развивающие: Развивать умение анализировать музыкальное произведение; развивать певческие навыки и музыкальный слух; развивать интерес к предмету вокал.

Воспитывающие: Воспитывать интерес к музыке; приобщать обучающихся к основам музыкального искусства, воспитывать чувство прекрасного; формировать эстетический вкус.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_po_vokalu.snegurochkadocx.docx25.61 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                  Конспект занятия по вокалу

Программа «Весёлое путешествие в мир творчества»

Третий год обучени

Занятие по вокалу №37

Раздел: «Образы в музыкальном спектакле»

Тема: Опера «Снегурочка» знакомство с творчеством русского композитора Николая Андреевича Римского-Корсакова

Методы: наблюдение, образное сравнение, беседа, прослушивание

Технологии: здоровьесберегающие, ИКТ

Цель: Привлечь внимание обучающихся к музыкальному спектаклю – опере; Знакомство с творчеством Николая Андреевича Римского-Корсакова.

Задачи занятия:

Обучающие: Побудить обучающихся к творчеству на основе совокупного восприятия художественных и музыкальных образов; уметь определять и сравнивать характер, настроение и средства выразительности в музыкальном произведении.

Развивающие: Развивать умение анализировать музыкальное произведение; развивать певческие навыки и музыкальный слух; развивать интерес к предмету вокал.

Воспитывающие: Воспитывать интерес к музыке; приобщать обучающихся к основам музыкального искусства, воспитывать чувство прекрасного; формировать эстетический вкус.

Оборудование:

Экран, видеопроектор, ноутбук; наглядный материал (картины презентации, термины, понятия);

Структура урока:

1. Организационный момент, активизация внимания.

2. Актуализация знаний

3. Открытие новых знаний.

4. Физкультминутка.

5. Открытие новых знаний (продолжение)

6. Подведение итогов урока.

7. Рефлексия.

 

Ход урока:

Организационный момент: Музыкальное приветствие.

П: - Здравствуйте ребята!

Д: - Здравствуйте!

 Ребята, сегодня у нас необычное занятие, давайте представим, что находимся  в театре.

п.: Ребята, кто из вас был в театре?

Д.: ответы.

п.: А в музыкальном театре?

Д.: ответы.

Как вы думаете, что можно посмотреть и послушать в детском музыкальном театре?

  • В музыкальном театре можно посмотреть и послушать оперу, балет, спектакль и т.д.
  • Что больше всего вам нравиться смотреть и слушать?
  • Сказку.
  • Конечно, раз музыкальный театр детский, то очень часто основу музыкальных произведений составляет сказка или сказочный сюжет.
  • Скажите, пожалуйста, а кто является героями сказок? Приведите примеры.
  • Ответы
  • Сказочными героями могут быть гномы, волшебники, феи, колдуны, богатыри и животные.
  • И сегодня к нам на урок пришла героиня одной замечательной сказки.

Появляется Снегурочка (исполняет песню) https://chudesenka.ru/2507-pesnya-snegurochki.html

Ребята, вы меня, конечно, узнали, ведь совсем недавно я была у вас на новогоднем празднике. Пришла я к вам из русской народной сказки, которую вы знаете с детства, но сегодня я предлагаю познакомиться с музыкальной сказкой, с оперой русского композитора Николая Андреевича Римского-Корсакова «Снегурочка»

П.: Среди всех русских композиторов никто так не любил природу, никто так хорошо не знал и не чувствовал её, никто не умел так изумительно передать её красоту в музыке, как Николай Андреевич Римский-Корсаков.

Еще мальчиком, полюбив море, Римский – Корсаков поступает учиться в Морской корпус, по окончании которого совершает кругосветное плавание, ставшее источником творческой фантазии на долгие годы.

Римский – Корсаков создатель 15 опер (9 написаны на сказочный сюжет) очень разнообразных по содержанию: «Садко», «Сказка о царе Салтане», «Кащей бессмертный», «Золотой петушок», «Снегурочка», «Царская невеста» и др.

Что же такое ОПЕРА?

Опера — жанр музыкально-драматического искусства, в котором содержание воплощается средствами музыкальной драматургии, главным образом посредством вокальной музыки. В опере слиты в единое целое поэзия и драматическое искусство, вокальная и инструментальная музыка, мимика, танцы, живопись, декорации и костюмы.

Сам автор оперы вспоминал о ней так: «Не было для меня на свете лучшего сюжета, чем «Снегурочка». Ни одно сочинение не давалось мне с такой легкостью и скоростью, как «Снегурочка». Всего два с половиной месяца потребовалось композитору для написания этой оперы.

«Это именно весенняя сказка – со своей красотой, поэзией весны, всей теплотой, всем благоуханием» - писал об опере композитор А.П.Бородин.

Сюжет сказки такой все события происходят в Берендеевом царстве.

Слайды №1: природа, Берендеева слобода, Мать – весна.

В глухих, дремучих лесах скрывает Дед Мороз свою дочку Снегурочку, родившуюся от союза Тепла и Холода, дочку Деда Мороза и Весны – Красны. Оберегает отец Снегурочку от Ярилы – Солнца. Но вот однажды весенним утром в слободке берендеев появилась юная красавица, нежная и хрупкая Снегурочка. Её давно манили люди, людские песни, которые пел молодой пастух Лель. Она не понимала, но хотела понять, что движет людьми. Уговорив родителей, Весну и Мороза, Снегурочка выходит к людям и видит народный праздник «Масленицу». Издревле на Руси праздновали этот праздник, он дошёл и до наших дней. Сжигая соломенное чучело люди провожали зиму, а с ней все беды, болезни, всё плохое. Пекли блины-символ солнца. В славянской мифологии бог солнца

Ярило, народ обращался со словами, призывая яркие лучи растопить снег и согреть землю : «Свет и сила бог Ярило, солнце красное наше, нет тебя в мире краше!»

Послушайте пожалуйста хор из Пролога оперы «Снегурочка»

Какими красками изобразил народное гулянье композитор?

 Задание:

П: Если Римский – Корсаков создавал оперу по сказке Островского, может быть поэтические строки подскажут вам, какой характер Снегурочки, её интонационный строй? Вслушайтесь!

Снегурочка:
Бывало, я, прижавшись за кустами

Колючими, гляжу не нагляжуся

На девичьи забавы. Одинокой

Взгрустнётся мне. И плачу. Ах, отец!

С подружками по алую малину,

По чёрную смородину ходить.

Аукаться; а зорькою вечерней

Круги водить под песни, вот что мило

Снегурочке. Без песен жизнь не в радость.


П.: Каков же портрет Снегурочки? Какой предстаёт она при первой встрече?

Д.: она весёлая, очень хочется водить с подружками хороводы, ходить по ягоды.

П.: А когда ей бывает грустно?

Д.: Когда она одинока.

П.: В её жизни есть тревоги, заботы?

Д.: Нет. Ей легко живётся на белом свете.

П.: И какую музыку вы бы вложили в уста Снегурочки?

Д.: Весёлую, танцевальную, близкую к хороводным.

П.: А какие в ней будут интонации?

Д.: Русские.

П.: Почему?

Д.: Ведь она слышит от девушек, от Леля русские народные песни. В мелодии Снегурочки должны быть и лирические интонации, ведь она часто грустит.

п.: Снегурочка какой персонаж?

Д.: Сказочный. И в её музыке тоже должно быть что – то сказочное. Музыка будет волшебная, зимняя, в ней должны звенеть хрусталинки, льдинки холода.

П.: Возможно ли это создать голосом или оркестром?

Д.: Да, могут звенеть колокольчики; или высоко и нежно звучать флейта, голос тоже должен быть высоким и звонким…

П.: Перед тем как мы послушаем арию Снегурочки, вы должны знать понятие арии. 

Ария -  это непросто песня, а, как правило, песенная музыка, выражающая мысли и чувства действующего лица оперного спектакля.

СЛУШАНИЕ АРИИ СНЕГУРОЧКИ «С ПОДРУЖКАМИ ПО ЯГОДУ ХОДИТЬ».

П.: Давайте сравним ваше «предчуствие» музыкального образа и его авторское решение. Какой голос исполнял арию?

Д.: Высокий.

П.: Правильно. В музыке высокий голос называется сопрано. Снегурочка пела голосом колоратурным сопрано. Колоратура ( от латинского слова, означающего раскраска) – это всевозможные виды виртуозных украшений (орнаментов), колоратурное пение – пение, украшенное блестящими пассажами.

П.: Какое настроение передано в музыке?

Д.: Лёгкое, беззаботное, игривое.

П.: Близки ли интонации арии народным песням?

Д.: Близки к русским хороводным песням.

П.: Какой знакомый вам инструмент симфонического оркестра вторит высокому, прозрачному голосу Снегурочки?

Д.: Флейта.

У.: Да. Мы услышали «холодок» флейты, которая звучала как подголосок, то вступала в «диалог» со Снегурочкой.

Вывод: мы увидели волшебную, снежно – холодную девочку, прелестную дочь Весны и Мороза, не ведающую ни любви, ни горя.

Чудесный венок, подаренный Снегурочке Весной – Красной, рождает в её сердце прекрасное человеческое чувство – любовь. Мир в глазах Снегурочки преображается!

4. Физкультминутка.

https://youtu.be/Uflh_bmn3II?si=7V2CfhetSiT1eB1K

5. Открытие новых знаний (продолжение)

Текст

Снегурочка.

Ах, мама, что теперь со мной!

Какой красой зелёный лес оделся!

Берегами и озером нельзя налюбоваться,

Вода манит, кусты зовут меня

Под сень свою; а небо, мама, небо!

Разлив зари зыбучими волнами

Колышется.

П.: А мир души Снегурочки, что с ним?

Д.: Изменился внутренний мир. Её переполняют чувства, которые ей неизвестны.

П.: Да. Её сердце переполняют чувства ей незнакомые. Это живые человеческие чувства.

п.: Чем объяснить поступок Матери Весны? Ведь венок любви – гибель для Снегурочки?

П.: Весна поняла желание Снегурочки хотя бы на мгновение стать человеком, увидеть красоту мира, полюбить искренне.

Кульминация ЗАНЯТИЯ – сцена таяния Снегурочки.

П.: Мы услышим превращение Снегурочки из существа волшебного в земное, снежно – холодной девочки в страстно любящую, тончайшее движение её души. Наивное и резвое дитя, не ведающее ни любви ни горя, в финале она гибнет от вспыхнувшей в ней любви.

Снегурочка.

Но что со мной? Блаженство или смерть?

Какой восторг! Какая чувств истома!

О, Мать Весна, благодарю тебя за радость.

За сладкий дар любви! Какая нега

Томящая течёт во мне! О, Лель,

В ушах твои чарующие песни

В очах огонь… и в сердце… и в крови

Во всей огонь. Люблю и таю…

П.: Прочитать (оттолкнуться от драматургии Островского).Обратитесь к тексту и в словах найдите основу музыкальной характеристики, изменится её музыка .

Д.: Музыка будет звучать нежно, задушевно, тепло.

СЛУШАНИЕ СЦЕНЫ ТАЯНИЯ.

п.: Вы правы. Музыка звучала задушевно, в ней много нежности и тепла, она тиха и прозрачно как облако.

П.: А какой появляется тембр в диалоге голоса и оркестра?

Д.: Поют скрипки, а арфа изобразила как растаяла Снегурочка.

П.: Мы услышали в место «льдинок» флейты в вокальной партии Снегурочки нежнейшую, чарующую, одухотворённую скрипку, которая подчеркнула теплоту и сердечность чувств и арфу, которая изобразила нам истаивающую и растворяющуюся Снегурочку. Снегурочка исчезла «как вешний снег, растаяла она».

Сцена таяния Снегурочки это – гимн могучей силе любви и гимн светлым силам природы.

6. Подведение итогов занятия.

П: Мы услышали превращение Снегурочки наивного, не ведающею ни любви, ни горя в любящую, для которой открылась красота мира. Соприкоснулись с жанром оперы, где наиболее полно можно раскрыть художественный образ.

7. Рефлексия.

Педагог: Опера Римского-Корсакова, прекрасна, потому что рассказывает нам о красоте природы, а, следовательно, и о красоте жизни.