Работа концертмейстера с учащимися младших классов в классе вокала

НИКОЛАЕВА ЕЛЕНА ВИТАЛЬЕВНА

Особенности работы концертмейстера с учащимися младших классов в классе вокала

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

 

       

Зачастую в современной теории и практике музыкального исполнительства работе концертмейстера уделяется недостаточное внимание, а ведь она не менее важна, чем работа преподавателя ДМШ, а порой и значительно ответственнее: на сцене солист выступает в ансамбле с концертмейстером, и именно от того, насколько высок уровень профессионального мастерства концертмейстера, в значительной мере зависит успех этого выступления. Особенно важна роль концертмейстера при работе с маленькими детьми, где ему приходится быть не просто аккомпаниатором, но и чутким педагогом, тонким психологом, а также просто другом и помощником юного вокалиста.

.

1. Работа концертмейстера с учащимися младших классов в классе вокала

В обязанности пианиста-концертмейстера вокального класса ДШИ, помимо аккомпанирования певцам на концертах, входит помощь учащимся в разучивании нового репертуара. В этом плане функции концертмейстера носят в значительной мере педагогический характер. Эта педагогическая сторона концертмейстерской работы требует от пианиста, помимо фортепианной подготовки и аккомпаниаторского опыта, ряда специфических знаний и навыков, и в первую очередь умения корректировать певца, как в отношении точности интонирования, так и многих других качеств исполнительства.                                                                                                                   

Для этого концертмейстер должен быть знаком с основами вокала – особенностями певческого дыхания и постановки голоса, правильной артикуляцией, диапазонами голосов, характерными для голосов тесситурами, особенностями певческого дыхания и т. д.

Работая с вокалистом, концертмейстер должен вникнуть не только в музыкальный, но и в поэтический текст, ведь эмоциональный строй и образное содержание вокального сочинения раскрываются не только через музыку, но и через слово.

Начиная работус учашимся-вокалистом, концертмейстер должен вначале представить ему возможность услышать произведение в целом. Произведение лучше исполнить несколько раз, чтобы ученик с первого же урока понял замысел композитора, основной характер, развитие, кульминацию. Важно увлечь и заинтересовать певца музыкой и поэтическим текстом, возможностями их вокального воплощения. Если юный певец еще не обладает навыками сольфеджирования по нотам, пианист должен сыграть ему мелодию произведения на фортепиано и попросить воспроизвести ее голосом на определенный слог. Для облегчения этой работы всю вокальную партию можно разучивать последовательно по фразам, предложениям, периодам.

Концертмейстеру вокального класса нужно уметь: 

находить разные способы устранения фальшивых нот: показывать гармоническую опору в аккомпанементе, связь с предыдущими тонами, а на начальном этапе разбора произведения и дублировать мелодию, умело «вуалируя» ее в аккомпанементе;

§                   приучать ученика к точному отношения к ритму, обращая его  внимание на художественное значение того или иного момента; 

§                   помочь певцу почувствовать внутренние точки опоры, ритмическую организованность мелодии, а также разобраться во всех интонационных изгибах;

§                   предостерегать начинающего певца от бессмысленных жестов во время пения, ведь лишние движения у певца легко превращаются в привычку и выдают его физическую (вокальную) скованность и напряженность;

§                   следить за выполнением данных педагогом установок правильного, не поверхностного дыхания, что очень помогает пению кантилены, при этом очень важно умение петь legato на фоне стаккатногоаккомпанемента, когда певец как бы противопоставляет свое «горизонтальное» звуковедение партии рояля; при плавном же, певучем аккомпанементе слияние одинаковых намерений помогает певцу, облегчает его задачу;

§                   соблюдать цезуры и специальные «вокальные паузы» для взятия вокалистом дыхания;

§                   помогать певцу правильно распределять силу звука на протяжении всего произведения (концертмейстер должен напоминать ученику, какой выразительности он может добиться, разнообразя силу и окраску звука, насколько он при этом сбережет свой голос);

§                   разбудить у ученика воображение, фантазию, творческое начало, помочь ему проникнуть в образное содержание произведения, использовать выразительные возможности слова, не только хорошо произнесенного, но и обязательно осмысленного, а также «окрашенного» настроением всего произведения.

На концертмейстера вокального класса возлагается ответственная задача – познакомить ученика с различными музыкальными стилями, воспитать его музыкальный вкус. Эту миссию он выполняет и через высокохудожественное исполнение аккомпанемента, и через профессиональную работу на этапах разучивания произведения с солистом.

Установить творческий, рабочий контакт с вокалистом нелегко, но нужен еще и контакт чисто человеческий, духовный. Поэтому в работе концертмейстера с вокалистом необходимо полное доверие. Вокалист должен быть уверен, что концертмейстер правильно его «ведет», любит и ценит его голос, тембр, бережно к нему относится, знает его возможности, тесситурные слабости и достоинства. Все певцы, а юные в особенности, ждут от своих концертмейстеров не только музыкального мастерства, но и человеческой чуткости. 

2.Методические рекомендации

(на примере песни из циклаЕ. Попляновой)

Практика показывает, что в наше время в музыкальные школы и школы искусств зачастую принимаются дети, не обладающие ярко выраженными музыкальными способностями, но желающие обучаться музыке и пению в частности. Поэтому в процессе работы с начинающими вокалистами (особенно учащимися младшего школьного возраста) преподаватель и концертмейстер сталкиваются с рядом трудностей:  

•                    неточное интонирование;

•                    неритмичное пение;

•                    плохое владение дыханием;

•                    недостаточно активная артикуляция и дикция;

•                    психологические проблемы;

•                    боязнь сцены.

В данной методической разработке в помощь концертмейстерам предлагаются некоторые варианты (способы) решения этих проблем на примере музыкального произведения Е. Попляновой. 

Песни из цикла данного композитора яркие, образные, эмоционально насыщенные и поэтому понятны, доступны в восприятии и удобны для исполнения начинающим вокалистам, а также учащимся дошкольного и младшего школьного возраста. Начинать процесс разучивания любых песен для детей с учащимися младших классов рекомендуется в игровой форме, ведь игра является ведущим видом деятельности учащихся дошкольного и младшего школьного возраста. 

Рассмотрим вокальное сочинение Е. Попляновой и проанализируем его с точки зрения работы концертмейстера с юным вокалистом на начальном этапе разучивания произведения, а также в процессе концертного исполнения. 

«Веселые медвежатки» на стихи Н. Пикулевой

Рекомендуется для пения учащимся младшего школьного возраста (первый или второй год обучения).  Характер данного произведения шутливый, задорный, озорной (обусловлен частым использованием пунктирного ритма в мелодии), однако звуковедение должно оставаться плавным как в мелодии аккомпанемента (на сильных долях такта), так и в вокальной партии.

 

Особую сложность для вокального исполнения представляют октавные скачки (в первой части и при повторении), поэтому концертмейстер при начале разучивания должен помогать юному вокалисту в их исполнении. Также непростой для исполнения является и сама мелодическая линия, так как она не поддерживается аккомпанементом. 

Концертмейстеру рекомендуется при разборе произведения сначала полностью «подыгрывать» мелодию (по трем строчкам),  затем частично играть ее, «завуалировав» в гармонии, выделяя опорные точки (при этом в первом такте звук мелодии в полученном аккорде  в правой руке следует играть чуть громче, во втором же такте мелодические звуки можно распределить между правой и левой рукой, чередуя соответственно сильные и слабые доли, и далее – аналогично):

 

 

Во второй части песни хорошей дикции поющего должно быть уделено особое внимание. В мелодии появляются шестнадцатые, исполняемые в довольно быстром темпе, поэтому перед пением с вокалистом следует обязательно провести работу с текстом. Концертмейстеру необходимо сначала самому показать, как должна исполняться мелодия, затем сыграть ее вместе с аккомпанементом (по трем строчкам):

В дальнейшем разучивании рекомендуется совмещать звуки мелодии с аккордом в аккомпанементе, выделяя динамически вокальный опорный звук (как и в первой части).

Произведение «Веселые медвежатки» достаточно характерное, образное, представляет собой своеобразную «песню-картинку», поэтому является понятной детям и доступной для исполнения.  Для более наглядного представления образного строя песни детям рекомендуется перед началом разучивания нарисовать к ней иллюстрацию. 

           В заключение хочется сказать еще раз, что работа концертмейстера с детьми (и особенно с учащимися младшего школьного возраста) существенно отличается от работы концертмейстера, имеющего дело с профессионалами. Работая в детской музыкальной школе или школе искусств, концертмейстеру необходимо быть не просто хорошим пианистом, но и замечательным ансамблистом (уметь слушать и слышать солиста, подстраиваться под него и всячески ему помогать), чутким педагогом, реагирующим на изменяющееся поведение детей, тонким психологом, умеющим снять психологические зажимы  и устранить моральный дискомфорт,  а также мудрым, доброжелательным, эрудированным человеком  с хорошим чувством юмора,  и,  самое главное,   –  просто любить детей. 

Надеюсь, что данная методическая разработка поможет в работе начинающим концертмейстерам по классу вокала, имеющим дело с учащимися младшего школьного возраста.

Рекомендуемая литература

1.    Ветлугина Н. А. Музыкальное развитие ребенка. –  М., 1968.

2.    Живов        Л.      Подготовка         концертмейстеров-аккомпаниаторов      в музыкальном     училище    //       Методические     записки      по     вопросам музыкального образования. – М., 1966.

3.    Кан-Калик В. А., Никандров Н. Д. Педагогическое творчество. –            

М., 1990.

4.    Крючков Н. Искусство аккомпанемента как предмет обучения             М, 1961.

5.    Кубанцева Е. И. Концертмейстерский класс: Учебное пособие. –             М., 2002. 

6.    Кубанцева Е. И. Процесс учебной работы концертмейстера с солистом и хором // Музыка в школе. – 2001. – № 5