Особенности работы с одарёнными детьми вокально-эстрадной студии в условиях дистанционного обучения на примере занятия «В одном ритме»

Смирнова Наталья Алексеевна

В условиях жизни нашей страны весной 2020 года всё образование, и в том числе – дополнительное, вынуждено было закончить учебный год в форме дистанционного обучения. Трудно было представить более креативные предлагаемые обстоятельства. Особенно с обучающимися вокально-эстрадного направления, где возраст детей от 6 до 17 лет, а деятельность направлена на пение в ансамбле и малых группах (соло, дуэты, трио). Деятельности, где личностное общение, взаимная энергетическая отдача ребёнок – педагог – зритель является основной составляющей обучения маленьких вокалистов.

Специфика обучения вокально-эстрадного ансамбля требует координации и гибкости. Маленький исполнитель и его коллектив должны быть единым артистичным, пластичным и музыкальным организмом. Для этого в коллективе организовано комплексное обучение, включающие в себя вокал, хореографию и актёрское мастерство. Где у каждого педагога есть возможность выяснить к какому виду деятельности ребенок склонен больше всего, что у него лучше всего получается, и что вызывает интерес. Где педагог может распознать одарённого ребёнка или творчески-способного.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uchebn-metod_posobie_smirnovoy_n.a._2020.docx105.12 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«Психолого-педагогическое сопровождение

личностной адаптации одарённых детей и подростков»

Учебно – методическое пособие

«Особенности работы с одарёнными детьми

вокально-эстрадной студии

в условиях дистанционного обучения

на примере занятия

«В одном ритме»

Автор:

Смирнова Н.А – педагог дополнительного образования

                 ГБУ ДО ДТДиМ Колпинского района СПб.

Санкт-Петербург

2020

СОДЕРЖАНИЕ:

  1. Пояснительная записка                                                         2
  2. Описание дистанционного занятия.                                         4
  3. Организация контроля на занятии                                                 8
  4. План занятия                                                                         8
  5. Ход занятия                                                                        9
  6. Список используемой литературы                                                 12

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Одаренность – это индивидуальное сочетание психологических, психофизиологических, биологических, личностных способностей, обеспечивающее успешное выполнение той или иной деятельности. (Посохова С.Т.)

В условиях жизни нашей страны весной 2020 года всё образование, и в том числе – дополнительное, вынуждено было закончить учебный год в форме дистанционного обучения. Трудно было представить более креативные предлагаемые обстоятельства. Особенно с обучающимися вокально-эстрадного направления, где возраст детей от 6 до 17 лет, а деятельность направлена на пение в ансамбле и малых группах (соло, дуэты, трио). Деятельности, где личностное общение, взаимная энергетическая отдача ребёнок – педагог – зритель является основной составляющей обучения маленьких вокалистов.

Специфика обучения вокально-эстрадного ансамбля требует координации и гибкости. Маленький исполнитель и его коллектив должны быть единым артистичным, пластичным и музыкальным организмом. Для этого в коллективе организовано комплексное обучение, включающие в себя вокал, хореографию и актёрское мастерство. Где у каждого педагога есть возможность выяснить к какому виду деятельности ребенок склонен больше всего, что у него лучше всего получается, и что вызывает интерес. Где педагог может распознать одарённого ребёнка или творчески-способного.

К признакам одаренности можно отнести такие, как:

- Трудоспособность

- Специальные способности

- Скорость освоения материала

- Амбициозность

- Способность прогнозировать (делать выводы)

- Широта интересов

- Фантазийность

- Энергичность

- Долговременная память

- Эмоциональная отзывчивость

- Концентрация внимания 

И, исходя из личностного подхода и оценки, строить индивидуальную и ансамблевую работу над эстрадным номером. Всё это выявляется уже на первом этапе обучения. Очного обучения и общения с детьми.

Но как это сделать в условиях дистанционного обучения?

И вот тут как раз, на мой взгляд, именно педагог должен найти в себе основные признаки «трёхкольцовой» модели одарённости – интеллектуальные способности, мотивация и креативность. Креативность как творческий подход и включённость в поставленную сверх - задачу. И чем выше уровень креативности и интеллектуальной активности педагога в инновационной деятельности, тем эффективнее будет совместный созидательный труд.

Изучив предложенные порталы и платформы для дистанционного обучения, вокалисты столкнулись с рядом объяснимых проблем, невозможных для качественного обучения вокальным искусством:

-Отставание и качество звука при связи на занятиях группой,

-Невозможность контролировать исполнение и чистоту пропевания вокальных партий в он-лайн трансляциях  и прочее…

 Основной задачей при всех трудностях стало – не потерять интерес детей к занятиям, дать возможность им продолжать общаться и «видеться». Поддержать в трудное для всех время и подключить к процессу активных родителей в помощи организации занятий. Одарённые и творчески активные дети легко освоили предложенные платформы, и мы все вместе начали свою непростую работу, опираясь на теоретический материал, как основной.  

 

Такие обстоятельства позволили многим детям и родителям раскрыть свои способности активного взаимодействия, обучение и воспитание, основываясь на высокую мотивацию. Для многих стало важной и неотъемлемой частью идти всем вместе дальше в ногу с нашим временем «В одном ритме». Творчески, с юмором, преодолевая трудности.

фото 2.jpegфото 1.jpegфон 3.jpeg

ОПИСАНИЕ ДИСТАНЦИОННОГО ЗАНЯТИЯ «В ОДНОМ РИТМЕ»

Методическая тема:  приемы развития детского коллектива  в  вокально-эстрадной студии «Солнышко»

Выразительность исполнения вокального – музыкального произведения

Методическая цель занятия:  развить  навыки самоанализа, адекватной оценки собственной работы и коллектива в целом,  умения аргументировано  обосновать выводы и  логически  их  применять в исполнении.

Описание приемов организации здоровьесберегающей  деятельности  на занятии:

Используемые на занятии приемы здоровьесбережения  направлены на создание и поддержку  условий для психофизического развития учащихся, охраны и укрепления их здоровья, формирования потребности здорового  образа жизни в условиях самоизоляции.

  • Упражнения на дыхание и дикцию, исполняются в едином ритме (метр, пульсация), совмещая теорию и практику  

Цель:

- разогрев мышц артикуляционного аппарата

- профилактика болезней позвоночника, сохранение осанки, формирование правильного вокального дыхания и опоры звука;

- развитие координации движения и речи.

  • Теория – дидактическая игра  «МУЗЫКА СОЛНЦА»

Цель:

- повторение, закрепление знаний средств музыкальной выразительности;

- сплочённость ансамбля, построен на доверие друг к другу как обеспечение психологически комфортной среды;

- умение внести теоретические знания в исполнительскую практику.

  • Распевка

Цель:

- подготовка вокального аппарата к пению;

- развитие артистичности, эмоциональности, образности, манеры;

- развитие  вокальной техники, диапазона, гармонического слуха в элементах двухголосия.

  • Работа над песенным репертуаром

Цель:

- закрепление пройденного материала и дальнейшее его изучение;

- развитие координации движений и вокала в песенном материале;

- развитие единого эмоционального и вокально-технического исполнительского мастерства ансамбля и солистов.

Все  применяемые  приемы способствуют созданию благоприятной, психологически комфортной среды и сплочённости коллектива.  В течение занятия  рационально  распределена  двигательная, вокальная  нагрузка, обеспечивающая  благоприятное  эмоциональное состояние, развитие вокальных, певческих и артистических навыков.  В совместной работе  у детей развиваются чувство доверия друг к другу,  взаимной поддержки, появляется  стремление к продуктивной, творческой, коллективной    деятельности.

Тема занятия:   В одном ритме.  

Цель:  Развитие  исполнительского мастерства в ансамбле с помощью средств музыкальной выразительности. сплоченности, эмоциональности, артистизма и творческого самовыражения  вокалиста и ансамбля с использованием средств музыкальной выразительности. Развивать умение слушать и слышать, доверять друг к другу, исполняя  песенный материал. Через умение анализировать музыкальный, песенный материал, исполнять его в едином ритме ансамблем   или соло.

Задачи

Образовательные:

  • обучение  дыхательным, дикционным  приёмам.
  • Закрепление  понятия  «Средства музыкальной выразительности» сформировать умение анализировать музыкальное произведение       
  • развитие  эмоциональной   выразительности и артистизма  в  исполнении ранее изученного  произведения
  • освоение вокальной техники;
  • закрепление знаний, умений и навыков, полученных на предыдущих уроках;

Развивающие:

  • развивать музыкальные способности: слух, чувство ритма, музыкальную память, внимание:
  • укрепление артикуляционного и вокального аппарата;
  •  формирование вокального дыхания, осанки;
  • развитие координации;
  • развитие творческих способностей через умение анализировать текст песни и музыкального сопровождения; 
  • развитие осмысленного исполнения движений; умения анализировать собственное исполнение

Воспитательные:

  • воспитание стремления к сохранению и укреплению здоровья;
  • формирование эстетического воспитания, умения вести себя в коллективе;
  • формирование чувства ответственности;
  • формирование умения  творчески взаимодействовать на уроках с педагогом.

Вид занятия: комбинированное – закрепление с введением новых элементов содержания.

Форма организации детей: дистанционная, групповая, платформа Skype.

Методы обучения:  наглядный (практический показ), словесный (объяснение, беседа), практический.

Характеристика группы: группа 3 года обучения, дети 8-11 лет в количестве 10 человек. Девочки, разные по   своему психофизическому развитию.  Необходим индивидуальный и дифференцированный подход ко всем воспитанникам.

Время занятия: 30 минут

ОРГАНИЗАЦИЯ КОНТРОЛЯ НА ЗАНЯТИИ

Контроль на учебном занятии  осуществляется с целью проверки и оценки достижений обучающихся путем сравнения того, что есть, с тем, что должно быть. Включается каждый ребёнок по очереди в зависимости от готовности, либо парами.

Используется следующие виды, формы и методы контроля.

  • Текущий контроль

Цель: анализ хода освоения знаний и формирования  умений  и навыков учащихся. Дает возможность своевременно отреагировать на недостатки, выявить причины и принять меры к их установлению; сопутствует процессу становления умения и навыка от начального до конечного этапа занятия.

Метод:  наблюдение.  

  • Тематический контроль

Цель: проверка уровня усвоения программного материала по теме занятия, определение уровня  эмоционального фона,  самоанализ

Методы:  беседа, вопросы по теме "В одном ритме", импровизация детей на уроке.

ПЛАН ЗАНЯТИЯ:

I.Организационный момент.  Приветствие. Сообщение темы и цели занятия.

II.Подготовительный период

Беседа по теме занятия

III.Основная часть

  1. Упражнения на дыхание, дикцию в движении
  2. Распевка – подготовка голосового аппарата к пению
  3. Учебно – дидактическая игра
  4. Работа над репертуаром :

Песня «Солнышко – зёрнышко» (автор Е. Лучников)

IV. Подведение итогов занятия. Домашнее задание.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Этапы

Содержание

Время

Примечание

Сопроводительный текст

Организационный

Организация начала занятия - приветствие, активизация внимания, создание психологического настроя на  творческую плодотворную

деятельность

1 мин.

Учащиеся заходят в созданную заранее «беседу» Skype. Подключаются к общению.

Здравствуйте дети! Как настроение?  Тема нашего занятия:«В одном ритме» Надеемся, наш урок станет не только познавательно - развивающим, но ещё и подарит замечательное, солнечное настроение вам до нашего следующего включения!

Ребята, напомню правила поведения на уроке – уважительное, внимательное отношение друг к другу, выключение своего микрофона на устройстве во время объяснения и выполнения задания друзей, внимание и мажорный настрой!

Подготовительный

Беседа по теме занятия

Начало выполнения дыхательной, артикуляционной гимнастики, разогрева мышц

4 мин.

Мы с вами продолжаем познавать и изучать средства музыкальной выразительности, которые необходимы любому исполнителю песни на сцене. Как в сольной работе, так и в ансамбле. Зачем, как вы думаете?

Примерные ответы детей:

-чтобы больше узнать

-чтобы понимать из чего состоит вокальное, музыкальное произведение, песня

Верно, чтобы исполнитель был грамотным, чувствовал песню и делился своими знаниями и ощущениями со зрителем. И зритель был с нами в одном ритме, в одной эмоции.

Но для этого необходимо в первую очередь нам самим, друг с другом быть в одном сердцебиении и настроении.

Давайте начнём нашу разминку. Она так же поможет нам восстановить вокальное дыхание, разогреть мышцы спины, живота и подготовится к пению.

1.Упражнения на  дыхание (закрепление понятия «метр»)
-
 пчела

- насос

2. Упражнения на артикуляцию  («пульсация в метре»)

-лошадка (щелканье языком)

- конфета (упражнения для языка)

- скороговорка «Егорка»

РАСПЕВКА

Вокальные упражнения:

1. «Ниточка» (исполнение протяжного звука на одной ноте закрытым о открытым ртом на слоги)

2. «Музыкальный лифт» (упражнение на сглаженность регистров и опору звука)

3. «Секвенции» вокальные и дикционные ( пение кантилены, стакатто )

5 мин.

5 мин.

Упражнения 1-3 в кругу выполняются в одном метре и пульсации, закрепляя теорию в практике.

Упражнения на дыхание «пчела» и «насос» активизируют работу мышц живота и диафрагмы.

Упражнения на артикуляцию так же разогревают мышцы языка, губ, артикуляционного аппарата

Продолжая движение в ритме, приступаем к распевке – подготовке голосового, вокального аппарата к пению

Все вокалисты знают, что для того, чтобы красиво петь, нужно в первую очередь хорошо разогреть артикуляционныё аппарат. Для чего? (включаем по очереди микрофоны на устройстве, отвечаем)

- Для того, чтобы была чёткая дикция и было понятным слово в песне

Правильно. Но ещё мы разогреем с вами мышцы живота и восстановим вокальное дыхание. И повторим понятия «метр» и «пульсация». Что это?

- сердце, пульс музыки

Правильно. А метр и пульсация вместе?

- это – Ритм.

В одном ритме проговорим нашу скороговорку «Егорка»

(выполняем упражнения)

 Хорошо. Молодцы.

Мы с вами разогрели мышцы живота, артикуляционный аппарат, а теперь приступим к распевке. Зачем, дети, вокалист распевается?

- Чтобы подготовить голос к пению

- Чтобы настроить вокальный аппарат

Правильно, ведь наш голос это музыкальный инструмент. А любой инструмент, чтобы хорошо и красиво зазвучал надо настроить. Итак…

1.Упражнение «Ниточка» - ручки на поясе. Послушали. В каком темпе? Нашли метр, отобразили, запели (тянем один звук на слоги «ли, лю, лё»). Формируем правильно гласные. Помним про парные звуки. Следим за дыханием.

2. Упражнение «Музыкальный лифт». Едем на лифте с первого этажа до седьмого через все ноты гаммы.

Молодцы!

Основной

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «Прохлопай ритм»

5 мин

Повторение темы «Длительности»

В чате нашей беседы вложен файл с ритмическим диктантом. Откройте его, пожалуйста, и давайте по тактам, по очереди его выполним.длительности.jpg

Педагог назначает строчку и такт каждому ребёнку по очереди.

Молодцы, девочки!

8 мин.

Дети разбирают дидактический материал средств музыкальной выразительности (СМВ), дают определения понятиям и анализируют его в музыки песни

А теперь угадайте ритмический рисунок мелодии уже знакомой вам песни (прохлопываю ритм). Правильно, это мелодия припева песни «Солнышко – зёрнышко». Кто её автор?

- Евгений Лучников

А в каком темпе и ритме написана мелодия куплета? И в чём сложность для вас её исполнения?

- Смещение сильных и слабых долей.

Давайте тогда ещё раз прохлопаем с добавлением текста, определяя сильную долю. А теперь – слабую и пульсацию.

Давайте ещё раз окунёмся в музыку этой песни и разберём средства музыкальной выразительности, которыми пользовался композитор и аранжировщик.

Слушаем песню и повторяем ритм и мелодию.

(педагог включает у себя фонограмму на отдельном носителе)

Давайте разберём средства музыкальной выразительности в песне.СМВ.jpg

После прослушивания разбираем СМВ.

Каждый отвечает за своё определение и характеристику.

Итоговый

Контроль за освоением

материала по теме занятия

2 мин.

Спасибо, молодцы! А сейчас, девочки, мы подведём итоги нашего урока.

Итак, наше занятие называлось « В одном ритме». Так что же такое  ритм?

- это когда мы, солнышки, делаем всё вместе, в одном ритме, в одном музыкальном движении поём и танцуем

- когда мы вместе передаём наше настроение.

Правильно! И для этого мы должны быть грамотными, яркими, думающими исполнителями. И наш солнечный ритм,  передать нашему зрителю.

А домашним заданием будет для вас – записать видео исполнение песни и прислать мне. Постарайтесь держать ритм, проявите творчество – придумайте костюм и антураж, причёску и танцевальные движения!  Жду ваше видео и до скорой следующей нашей встречи! Аплодисменты!

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

  1. Апраксина О. « Методика развития детского голоса» - М.: Просвещение 1984г.
  2.  Багадуров В. «Вокальное воспитание детей» - М.: Искусство 1980г.
  3. Радынова О.П., Катинене А.И., Полавандишвили М.Л. «Музыкальное воспитание» — М.: Просвещение: Владос, 1994 — 184 с.
  4. Теплов Б.М. «Психология музыкальных способностей»  — М.:Искусство 1985г.
  5. Богоявленская, Д. Б. Основные современные концепции творчества и одаренности / Д.Б. Богоявленска. - Москва: Прогресс, 1997.