Мастера исполнительского искусства академической филармонии Москвы и Санкт-Петербурга

Ирина Анатольевна Ириневич

Внеурочный классный час посвященный юбилею со дня открытия филармонии города Москвы и Санкт-Петербурга.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Мастера академического искусства академической филармонии г. Москвы

Московская филармония – одна из крупнейших музыкальных организаций в мире. В ее состав входят Концертный зал имени Петра Ильича Чайковского, а также залы в концертном комплексе "Филармония-2". Ее артистов тепло встречают и в России, и за рубежом. Свою историю Московская академическая филармония по традиции отсчитывает не со своего появления «на бумаге» (это произошло еще в 1921-м), а с первого собственного концерта, состоявшегося 22 января 1922 года в Большом зале консерватории.

Художественный совет филармонии, руководимый Николаем Мясковским, в 20-е годы двадцатого века представляет в Москве крупнейших композиторов и исполнителей мира.

Московская филармония в своем развитии динамично двигалась сразу в нескольких направлениях. В 1923 году она представляет коллектив, которому впоследствии будет суждено обрести мировую известность — Квартет имени Бетховена. (фото)

В этот же период активизируется концертная деятельность коллектива, организованного Митрофаном Пятницким — это хор крестьян Воронежской, Рязанской и Смоленской губерний. В 1927 году коллективу было присвоено имя его основателя (хор имени Пятницкого).

В 1936 году при филармонии создаётся Государственный симфонический оркестр СССР, художественным руководителем и главным дирижёром которого становится Александр Гаук.

10 февраля 1937 года создается Государственный академический ансамбль народного танца — хореографический коллектив под руководством создателя нового жанра сценического искусства — народно-сценической хореографии — ансамбль народного танца — Игоря Моисеева.

В 1948 году зрители впервые увидели русский девичий хоровод, известный особенной походкой девушек под мелодию русской народной хороводной песни «Во поле берёзка стояла…», создающей впечатление, что они стоят на месте, а сцена под ними вращается. Хоровод был поставлен основателем и художественным руководителем коллектива Надеждой Сергеевной Надеждиной. После этой постановки он и получил свое название — «Берёзка»

Именно Филармония проводила всесоюзные конкурсы, открывшие тех, без кого невозможно себе представить даже не отечественную, а мировую музыкальную жизнь ХХ века: это легендарные дирижеры (Евгений Мравинский, Кирилл Кондрашин, Натан Рахлин) и легендарные инструменталисты (Эмиль Гилельс, Давид Ойстрах, Святослав Рихтер, Мстислав Ростропович, Яков Флиер, Вера Дулова, Наталья Гутман, Виктор Мержанов, Владимир Крайнев, Леонид Коган, Юрий Башмет, Евгений Нестеренко, Каринэ Георгиан, Владимир Спиваков, Дмитрий Мацуев, Олег Коган и другие). Статус солиста Московской филармонии превратился в завидное отличие, в символ большого признания, почти как государственная награда или почетное звание.

Сегодня вы немного узнаете о первых мастерах исполнительского искусства, которые оставили заметный след в музыкальном мире.

В мае 1933 года в Москву съехались молодые пианисты, скрипачи, виолончелисты, певцы. 103 музыканта выступили перед авторитетным жюри. Лауреатами стали молодые артисты, впоследствии занявшие прочное положение на нашей концертной эстраде. Наиболее ярким открытием конкурса стал победитель соревнования пианистов шестнадцатилетний Эмиль Гилельс, приехавший в Москву из Одессы.

«Появление на эстраде хмурого юноши прошло незамеченным.

Он деловито подошел к роялю, поднял руки, помедлил и, упрямо сжав губы, заиграл.

В зале насторожились. Стало так тихо, что, казалось, люди застыли в неподвижности. Взгляды устремились на эстраду. А оттуда шел могучий ток, захватывая слушателей и заставляя их подчиняться исполнителю. Напряжение нарастало. Устоять перед этой силой было невозможно, и после финальных звуков «Свадьбы Фигаро» все ринулись к эстраде. Правила были нарушены. Аплодировали слушатели. Аплодировало жюри. Незнакомые люди делились друг с другом своим восторгом…

И только один человек стоял невозмутимо и спокойно, хотя все волновало его, — это был сам исполнитель» (Хентова С. Эмиль Гилельс. — М., 1967. С. 6.).

Успех был полным и безоговорочным. На этом, впрочем, триумфы Гилельса не кончились. Минуло еще три года — и у него вторая премия на Международном конкурсе в Вене. Затем — золотая медаль на труднейшем соревновании в Брюсселе (1938). Нынешнее поколение исполнителей приучено к частым конкурсным баталиям, теперь не удивить лауреатскими регалиями, званиями, лавровыми венками разных достоинств. В довоенные времена было по-иному. Конкурсов проводилось меньше, победы значили больше.

Эмиль Гилельс – произведение (видео)

Давид Ойстрах

60 лет он не выпускал из рук скрипку, исколесил всю Европу и Северную Америку, Японию, Австралию и Новую Зеландию, выступал с лучшими оркестрами планеты, и самые именитые его коллеги отдавали ему пальму первенства. «На сцене Ойстрах производит впечатление колосса, – писал выдающийся американский скрипач Исаак Стерн. – Он крепко стоит на земле, он гордо держит скрипку, он творит музыку, изливающуюся в бесконечном потоке красоты и изящества».

«Царь Давид», «король скрипачей», «гений скрипки» – эпитеты, которыми современники наградили Давида Ойстраха еще при жизни. Его легенда невоспроизводима – он эталон, на который равнялись и тогда, когда он играл, и сейчас. «Давид Ойстрах» означает олимпийское качество: чистоту и ясность формы, феноменальной красоты звук и исполнительскую волю, создавшую незабываемые, приподнятые над музыкальным текстом трактовки произведений.

Композиторы доверяли Ойстраху новые партитуры, писали специально «под его руку» и получали резонанс, о котором можно было только мечтать: концерты и сонаты для скрипки Шостаковича, Прокофьева, Глазунова, Мясковского, Хачатуряна звучали в исполнении Ойстраха по всему миру.

Давид Ойстрах –

Святослав Рихтер – Его имя овеяно легендами, некоторые из них правдивы, некоторые, нет. Доподлинно известно одно, Святослав Рихтер был одним из выдающихся пианистов 20 века.

За его плечами победа на Всесоюзном конкурсе музыкантов-исполнителей (1945), блистательное окончание консерватории. (Редкостный случай в практике столичного музыкального вуза: государственным экзаменом Рихтеру был засчитан один из его многочисленных концертов в Большом зале консерватории; «экзаменаторами» в данном случае выступили массы слушателей, чья оценка была высказана со всей ясностью, определенностью и единодушием.)

Он совмещал силу, душу, эмоции, вложенные в произведения с таким уровнем технического исполнения, который был недостижим ни для одного другого музыканта. Святослав знал, как сыграть каждое произведение так, чтобы его запомнили, чтобы оно запало в душу, стало для человека ярким моментом музыкального откровения.

Гениальный пианист в своем исполнении будто брал аудиторию за руку и вел по волнам музыки туда, где рождается ее удивительное звучание. Недаром, начиная с восьмидесятых годов, Рихтер приказывал погружать зал в полную темноту, оставляя освещенными лишь ноты и рояль.

Он считал, музыку надо видеть и чувствовать, а не смотреть на пианиста.

Святослав Рихтер – видео

Мстислав Ростропович

Легендарное музыкальное явление прошлого столетия. Однажды, взяв в руки виолончель, музыкант не расставался с ней всю свою жизнь. Советский композитор Дмитрий Шостакович говорил, что Ростропович — это «целая эпоха виолончельного искусства».

Исполнительская карьера Ростроповича началась в 1945, когда он получил I премию на Всесоюзном конкурсе музыкантов. Международное признание пришло в 1950 после победы на конкурсе в Праге. После победы во Всесоюзном конкурсе студент консерватории Слава Ростропович был переведен со второго курса сразу на пятый.

Ростропович настолько блестяще играл, что его манера исполнения вдохновляла крупнейших композиторов на создание новых шедевров. Насчитывается более 100 произведений для виолончели, написанных специально для него. Среди авторов и Шостакович, Хачатурян, и Мессиан.

Но Московская филармония, это не первая филармония России. Самая первая филармония открылась в Санкт-Петербурге и носит имя Дмитрия Дмитриевича Шостакович.

12 июня 1921 года состоялось торжественное открытие Петроградской филармонии. Симфоническим концертом дирижировал первый директор филармонии Эмиль Купер - талантливый дирижер и отличный организатор. Программа концерта была посвящена творчеству Петра Ильича Чайковского. В короткое время Филармония развернула многостороннюю концертную, музыкально-лекционную и издательскую деятельность, чему способствовало наличие фундаментальной библиотеки. Основным исполнительским коллективом стал симфонический оркестр Филармонии (ныне Заслуженный коллектив России). В течение полувека этим оркестром руководил выдающийся отечественный дирижер Евгений Мравинский.

В Большом зале давали концерты известнейшие музыканты современности: Виктор Либерман, Геннадий Рождественский, Владимир Овчарек, Владимир Стопичев, Татьяна Тауэр, Борис Тризно, Александра Вавилена, Владимир Курлин, Валерий Безрученко, Виталий Буяновский, Вениамин Марголин, Аким Козлов. На эстраде Большого зала играли Бостонский, Филадельфийский, Кливлендский, Чикагский оркестры, оркестры Берлинской, Венской и Нью-Йоркской филармоний.

Сейчас Большой зал Петербургской филармонии — «один из лучших концертных залов Европы. Выступать в нём считается почётным и престижным. Многое изменилось в концертной жизни зала, иные имена украшают его афиши, но, как и прежде, он является, по словам знаменитого литературоведа и артиста Ираклия Андроникова, «одним из лучших мест на Земле».

Одни имена нам слышны не понаслышке, а другие просто нам еще не известны. Но погружаясь все больше в музыкальный мир, я надеюсь, что вы не только познакомитесь с мастерами исполнительского искусства, а в дальнейшем сами ими станете. На этом наша приятная встреча подходит к концу. До новых встреч!