Индивидуальная общеразвивающая (рабочая) адаптированная образовательная программа для обучающегося ОВЗ 1 класса отделения специального и общего фортепиано
Данная программа определяет содержание и организацию образовательного процесса в школе, направлена на:
- создание условий для реабилитации и полноценного развития учащейся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ);
- организацию эстетического воспитания,
- творческое, эстетическое, духовно-нравственное развитие учащегося.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_ovz.docx | 47.16 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
«Детская школа искусств»
«Фортепиано»
Название программы
Индивидуальная общеразвивающая (рабочая) адаптированная образовательная программа
для обучающегося ОВЗ 1 класса
отделения специального и общего фортепиано
Составитель:
преподаватель
отделения специального
и общего фортепиано
Приданникова А.Т.
г. Нефтеюганск
2023 г.
Структура программы учебного предмета
- Пояснительная записка
- Законодательная база адаптированной индивидуальной общеразвивающей программы в области музыкального искусства «Фортепиано» для учащейся с ограниченными возможностями здоровья
- Срок освоения программы
- Цель и задачи программы, методы обучения
- График образовательного процесса
- Система и критерии промежуточной и итоговой
аттестации
- Планируемые результаты освоения программы учащимися
- Условия реализации программы
- Учебный план
- Литература
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.1.Законодательная база адаптированной индивидуальной общеразвивающей программы основы музыкального искусства «Фортепиано»с учащейся с ограниченными возможностями здоровья.
Адаптированная дополнительная общеразвивающая программа (ДОП), по предмету «Специальное фортепиано», разработана с учетом требований следующих нормативных документов:
- Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», № 273-ФЗ от 29.12 2012 года
- Типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей, приказ Министерства образования и науки РФ от 26 июня 2012 г. N 504;
- Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области детских музыкальных школ и детских школах искусств по видам искусств (письмо Министерства культуры Российской Федерации от 21 ноября 2013 года №191-01-39/06-ru)
- Устава МБУ ДО«ДШИ»;
- Локальных актов МБУ ДО «ДШИ»
Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми – инвалидами дополнительного образования в сообществе сверстников и взрослых является их неотъемлемым законодательно закреплённым правом и основополагающим условием успешной социализации. Обеспечение полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в доступных видах социальной деятельности закреплено Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Эта категория детей обладает дополнительными образовательными правами на особые педагогические подходы и специальные образовательные условия, закреплёнными в ст. 2, 5, 16, 29, 31 ФЗ № 273.
Программа устанавливает требования к минимуму содержания, структуре и условиям реализации данной программы.
Данная программа определяет содержание и организацию образовательного процесса в школе, направлена на:
- создание условий для реабилитации и полноценного развития учащейся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ);
- организацию эстетического воспитания,
- творческое, эстетическое, духовно-нравственное развитие учащегося.
Для адаптации образовательной программы для обучения ребенка-инвалида с ограниченными возможностями здоровья используются следующие методы:
- проведение опросов, бесед, тестирования для определения особенностей психической деятельности и личностных характеристик ребенка-инвалида и для занятий по программе;
- беседы с учащимся и его родителями о здоровом образе жизни, о возможностях сохранения и самовосстановления здоровья, о направленностях программ дополнительного образования;
- проведение преподавателем дополнительного образования консультаций учащегося и родителей о направленностях и особенностях общеразвивающих программ ДШИ;
1.2. Срок освоения программы, условия приёма учащегося
Срок освоения адаптированной индивидуальной общеразвивающей программы основы музыкального искусства «Фортепиано» составляет 1 год:
Срок обучения по программе может быть увеличен, исходя из реальных условий развития учащегося, его желания и состояния здоровья.
Зачисление учащегося на обучение по программе производится на основании заявления родителей и собеседования с поступающим.
Объем общеразвивающей программы рассчитывается с учетом доступного для его реализации ресурса времени учащегося, допустимой учебной нагрузки при одновременном освоении программ общего (обязательного) и дополнительного образования, состояния здоровья.
Общеразвивающая программа предусматривает внеаудиторную работу с учащимся. Отводимое для внеаудиторной работы время используется для организации посещения учащимся творческих мероприятий и социокультурной деятельности школы.
1.3. Цель и задачи программы:
Цель реализации образовательной программы:
- раскрытие творческого потенциала личности учащегося с ОВЗ в детско-взрослом сообществе, формирование жизненных и социальных компетенций через общение с миром музыкального искусства.
Задачи адаптации программы:
- помочь в оценке личностной характеристики учащегося, формировании адекватного представления о социальных ограничениях и возможностях их преодоления;
- развить творческих форм обучения и взаимодействия со сверстниками;
- помочь в преодолении стереотипов мышления о непреодолимости ограничений, накладываемых инвалидностью;
- выявить творческий потенциал учащегося (участие в концертах классах, посещение творческихмероприятий, участие в конкурсах и фестивалях дистанционного уровня).
Задачи реализации образовательной программы:
- реабилитировать учащегося с ограниченными возможностями здоровья средствами музыкального искусства;
- помочь сформировать активную оптимистическую жизненную позиции;
- сформировать потребности художественного самовыражения;
- развить знания, умения и навыки основ игры на фортепиано;
- развить умение и навыки сольного и ансамблевого музицирования;
- обучить основам музыкальных и общекультурных теоретических знаний.
Задачи развивающие:
- развить навыки сознательной регуляции собственного поведения в обществе;
- развить мотивационную и эмоционально-волевую сферы;
- развитьопыт творческой деятельности;
- развитие общую культуру учащегося.
Задачи воспитательные:
- помочь овладеть духовными и культурными ценностями народов мира;
- сформировать у учащегося нравственные черты характера посредством проживания и осмысления художественных образов;
- воспитать и развитие у учащегося личностные качеств, позволяющих уважать и принимать духовные и культурные ценности разных народов;
- сформировать у учащегося эстетические взгляды, нравственные установки и потребности общения с духовными ценностями;
- сформировать у учащегося умения самостоятельно воспринимать и оценивать культурные ценности.
Методы обучения
• словесный (объяснение, беседа, рассказ);
• наглядно-слуховой (показ, наблюдение, демонстрация пианистических приемов);
• практический (работа на инструменте, упражнения);
• аналитический (сравнения и обобщения, развитие логического мышления);
• эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления).
1.4. График образовательного процесса
Продолжительность учебного года при реализации адаптированной индивидуальной общеразвивающей программы основы музыкального искусства «Фортепиано» составляет 34 учебные недели.
В течение учебного года предусматриваются каникулы в объёме не менее 4 недель.
При реализации общеразвивающих программ продолжительность учебных занятий, равная одному академическому часу составляет 40 минут.
Изучение учебного предмета «Фортепиано» осуществляется в форме индивидуальных занятий 2 академических часа в неделю (68 часов в год).
1.5. Система и критерии оценок промежуточной и итоговой аттестации.
Оценка качества реализации образовательной программы включает в себя текущий контроль успеваемости, промежуточную и итоговую аттестацию учащегося.
В качестве средств текущего контроля успеваемости могут использоваться контрольные уроки, устные опросы. Текущий контроль успеваемости учащегося проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.
Промежуточная аттестация проводится в форме контрольных уроков. Возможно проведение зачёта в классном порядке.
Контрольные уроки и зачеты в рамках промежуточной аттестации проводятся на завершающих полугодие учебных занятиях в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет. Оценки учащемуся могут выставляться и по окончании четверти, позволяющие оценить приобретенные знания, умения и навыки.
Текущий контроль и промежуточная аттестация проводятся в счёт аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.
Для аттестации учащегося создаются фонды оценочных средств, учитывающие специфику физических данных, особенности развития. Фонды оценочных средств обеспечивают оценку качества приобретенных знаний, умений, навыков в области музыкального искусства.
Итоговая аттестация проводится в форме итогового зачёта.
При прохождении итоговой аттестации учащейся должен исполнить 2 разнохарактерных произведения.
Система оценок в рамках промежуточной и итоговой аттестации предполагает пятибальную шкалу в абсолютном значении:
- «5» - отлично;
- «4» - хорошо;
- «3» - удовлетворительно;
- «2» - неудовлетворительно.
Общие критерии оценивания
в рамках промежуточной и итоговой аттестации
Оценка | Критерии оценивания выступления |
5 («отлично») | знания, умения, навыки, отвечающие всем требованиям на данном этапе обучения |
4 («хорошо») | наличие небольших недочётов в умениях, навыках, пробелов в знаниях |
3 («удовлетворительно») | неуверенное владение знаниями, умениями, навыками |
2 («неудовлетворительно») | комплекс серьезных недостатков в развитии умений, навыков, отсутствие знаний по предмету |
При оценивании учащегося, обучаемогопо индивидуальной адаптированной общеразвивающей программе основы музыкального искусства «Фортепиано»для детей с ОВЗ, следует учитывать:
- формирование устойчивого интереса к музыкальному искусству, к занятиям музыкой;
- степень индивидуального развития обучающегося с ОВЗ;
- особенности состояния здоровья, физическое;
- развитие рефлексивных способностей, умений анализа и самоанализа;
- развитие творческого потенциала;
- наличие исполнительской культуры, музыкального мышления;
- овладение основными практическими умениями и навыками в некоторых видах музыкально-исполнительской деятельности: сольном, ансамблевом исполнительстве;
- степень продвижения учащейся, успешность личностных достижений.
1.6. Планируемые результаты освоения программы учащейся
Минимум содержания индивидуальной адаптированной общеразвивающей программы в области музыкального искусства по предмету «Фортепиано» для учащегося с ОВЗ должно обеспечивать развитие значимых для реабилитации, образования, социализации, самореализации подрастающего поколения интеллектуальных и художественно-творческих способностей, личностных и духовных качеств.
Результатом освоения общеразвивающей программы должно быть приобретение учащимся следующих знаний, умений и навыков:
- развитие рефлексивных способностей, умений анализа и самоанализа;
- развитие творческого потенциала;
- формирование социальных и жизненных компетенций;
- приобретение социально значимого опыта взаимодействия со сверстниками;
- совершенствование навыков общения, уменьшение проблем в сфере межличностного общения, в учебной деятельности;
в области исполнительской подготовки:
- навыков исполнения музыкальных произведений (сольное исполнение, ансамбль);
- умений использовать выразительные средства для создания художественного образа;
- умений самостоятельно разучивать музыкальные произведения различных жанров и стилей;
- навыков публичных выступлений;
- навыков общения со слушательской аудиторией в условиях музыкально-просветительской деятельности школы;
в области теоретической подготовки:
- первичных знаний о музыкальных жанрах и основных стилистических направлениях;
- знаний лучших образцов мировой музыкальной культуры (творчество великих композиторов, выдающихся отечественных и зарубежных произведений в области музыкального искусства);
- знаний основ музыкальной грамоты;
- знаний основных средств выразительности, используемых в музыкальном искусстве;
- знаний наиболее употребляемой музыкальной терминологии.
- Условия реализации программы
Для реализации программы в ДШИ создаются специальные условия:
- дифференцированные условия (оптимальный режим образовательных нагрузок);
- психолого-педагогические условия (развивающая направленность образовательного процесса; учёт индивидуальных особенностей учащегося; соблюдение комфортного психоэмоционального режима; использование современных педагогических технологий, в том числе информационных, компьютерных для оптимизации образовательного процесса, повышения его эффективности, доступности);
- специализированные условия (выдвижение комплекса специальных задач обучения, ориентированных на особые образовательные потребности учащегося с ограниченными возможностями здоровья; дифференцированное и индивидуализированное обучение с учётом специфики развития; комплексное воздействие, осуществляемое на индивидуальных и групповых занятиях);
- здоровье сберегающие условия (оздоровительный режим, соблюдение санитарно-гигиенических правил и норм).
Материально-технические условия реализации программы:
Материально-техническая база ДШИ соответствует действующим санитарным и противопожарным правилам и нормам, нормам охраны труда.
Образовательное учреждение располагает материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов занятий, предусмотренных учебным планом.
Учебные аудитории для проведения индивидуальных, групповых, мелкогрупповых занятий имеют специальное учебное оборудование: столы, стулья, шкафы, стеллажи, музыкальные инструменты, аудио и видеоаппаратуру, мультимедийное оборудование.
Учебные аудитории имеют звукоизоляцию и оформлены наглядными пособиями. Учебные аудитории для индивидуальных занятий имеют площадь не менее 6 кв.м.
В образовательной организации созданы условия для содержания, своевременного обслуживания и ремонта музыкальных инструментов и учебного оборудования.
В школе имеются малый и концертный залы для проведения зачётов, концертных, культурно-досуговых, воспитательных и просветительских мероприятий.
Образовательная программа обеспечивается учебно-методической документацией по всем учебным предметам.
В образовательном процессе используются учебники, учебно-методические пособия, хрестоматии, нотные издания, аудио, видеоматериалы и другие учебно-методические материалы, перечень которых содержится в программах учебных предметов.
Библиотечный фонд укомплектован печатными изданиями, учебной и учебно-методической литературой, нотными изданиями в объёме, соответствующем требованиям программы.
Методическое обеспечение программы:
Дидактический материал: наглядные пособия по аппликатуре в гаммах и арпеджио, наглядный словарь музыкальных терминов, рисунки, таблицы, настольныеигры: «музыкальный словарик», «соло на лодошках», наборы открыток с изображением портретов советских, современных, русских и зарубежных композиторов и исполнителей, инструментов.
Методический материал: литература (нотная, педагогическая, методическая, психологическая), беседы о музыке, музыкантах композиторах, исполнителях (накопительный материал), развивающий накопительный материал для учащихся: музыкальные ребусы, кроссворды, загадки, стихи, творческие задания по проверке знаний по теории, терминологии, ритмические, задания и пр.
Оборудование класса: 2 пианино фирмы «Zimmermann»», 2 банкеты, скамья для ног, информационный стенд, три стула, шкаф для литературы, стол учительский, шкаф для верхней одежды.
II. УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Индивидуальная адаптированная общеразвивающая программаосновы музыкального искусства «Фортепиано»
для учащейся с ОВЗ, возрастная категория (10 лет)
Срок обучения – 1 год
№ | Виды учебной деятельности | Теоретические занятия | Практические занятия |
1. | Постановка исполнительского аппарата | 2 | 3 |
2. | История исполнительства | 2 | 2 |
3. | Музыкально-теоретическая подготовка | 2 | 3 |
4. | Учебно-техническая работа | 2 | 17 |
5. | Художественно-музыкальная работа | 2 | 9 |
6. | Чтение с листа | 1 | 7 |
7. | Ансамбль | 2 | 10 |
8. | Художественное воспитание | 1 | 3 |
Итого: 68 часов | 14 | 54 |
Список рекомендованных музыкальных произведений
- Аллерм С. «Вальс-мюзетт»
- Берлин Б. «Марширующие поросята»
- Витлин В. «Серенькая кошечка» (ансамбль)
- Воеводина Л.В. «Марш веселых лягушат»
- Воеводина Л.В. «Лучшие друзья»
- Воеводина Л.В. «Танец гномов»
- Иванова Т. «Регтайм шутка»
- Калинников В. «Киска»
- Кравченко Б. «Упрямый козлик»
- Лонгшамп-Друшкевич К. «Два приятеля»
- Лекуппе Ф. «Этюд». Соч. 24 №3 ля минор
- Торопова Н. «Курочка и цыплята»
- Торопова Н. «Зайчик задремал»
- Торопова Н. «Полька для медвежонка»
- Торопова Н. «Кузнечик»
- Торопова Н. «Осторожная лиса»
- Уотт Д. «Три поросёнка» (ансамбль)
Рекомендованная нотная литература
- Артоболевская А. Хрестоматия маленького пианиста. – М., 1996.
- Барсукова С.А. Джаз для детей. Вып.1. - Ростов-на-Дону, 2002.
- Баранова Г. Первые шаги маленького пианиста. – М., 1991.
- Барахтина Ю.В. Музицирование для детей и взрослых. Вып.3. – Новосибирск, 2007.
- Барахтина Ю.В. Музицирование для детей и взрослых. Вып. 2. – Новосибирск, 2006.
- Балаев Г. Фортепианные ансамбли для ДМШ. – Ростов-на-Дону, 2000.
- Бакулова А. Альбом советской детской музыки для фортепиано. Том 9. – М., 1982.
- Барсукова С.А. Джаз для детей для фортепиано младшие классы ДМШ. – Ростов-на-Дону 1997.
- Барсукова С.А. Азбука игры на фортепиано для учащихся подготовительных и 1 классов ДМШ. – Ростов-на-Дону, 2001.
- Взорова В.Т. Первые шаги маленького пианиста. – М., 1989.
- Голованова С.И. Первые шаги. Сборник для начинающих. – М., 1996.
- Голованова С.И. Ансамбли для начинающих. – М., 1996.
- Джуди Тэтчел Азбука игры на фортепиано. М., 1998.
- Иванова О. Новый музыкальный букварь для фортепиано. Ростов-на-Дону, 2005.
- Королькова И. Крохе – музыканту нотная азбука для самых маленьких. Ростов-на-Дону, 2004.
- Любомудрова Н.А. Педагогический репертуар. Хрестоматия для фортепиано 1 класс ДМШ. – М., 1983.
- Любомудрова Н. Хрестоматия для фортепиано 1 класс ДМШ. – М., 1988.
- Ляховицкая С. Сборник фортепианных пьес, этюдов и ансамблей. Часть 3. – М., 1963.
- Мордасов Н. Сборник ансамблей для фортепиано в стиле джаза в 4 руки. Ростов-на-Дону, 1999.
- Модель В. «Улыбка». Мелодии из м/ф в легкой обработке для фортепиано. – Л., 1991.
- Николаев А.А. Фортепианная игра 1-2 класс. - М, 1981.
- Нестеров В.Е.Ф.Гнесина фортепианная азбука. – М., 1981.
- Островский А. Хрестоматия по музыкальной грамоте. – Л., 1958.
- Разорёнов С. Юный пианист. Вып. 1. – М., 1970.
- Ройзман Л.И. Юный пианист. Пьесы и ансамбли. Вып. 3. – М., 1964.
- Соколов М. Маленький пианист – М., 1991.
- Смирнова Т.И. «Allegro» Фортепиано интенсивный курс. «Слушаем и играем» - фрагменты из произведений мировой музыкальной классики – для младших и средних классов. Тетрадь 15. – М., 1998.
- Турусов Хрестоматия для фортепиано 1 класс ДМШ. – М., 2003.
ЛИТЕРАТУРА
- Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации», ст. 83, от 21.12. 2012 г.
- Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей, приказ Министерства образования и науки РФот 26 июня 2012 г. N 504/
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. №1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
- Рекомендации по организации образовательной деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств в детских школах искусств по видам искусств от 23 ноября 2013 г. №191-01-39/06 - ги.
- Фришман И.И. Требования к адаптации программ дополнительного образования с учётом особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья. Москва, 2014 г.