Индивидуальная общеразвивающая (рабочая) адаптированная образовательная программа для обучающегося ОВЗ 1 класса отделения специального и общего фортепиано

Багаутдинова Алиса Талгатовна

Данная программа определяет содержание и организацию образовательного процесса в школе, направлена на:

  • создание условий для реабилитации и полноценного развития учащейся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ);
  • организацию эстетического воспитания,
  • творческое, эстетическое, духовно-нравственное развитие учащегося.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_ovz.docx47.16 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

«Детская школа искусств»

                                                                                 

«Фортепиано»

Название программы

Индивидуальная общеразвивающая (рабочая) адаптированная образовательная программа

для обучающегося ОВЗ 1 класса

  отделения специального и общего фортепиано

                                                                    Составитель:

                                                                       преподаватель    

   отделения специального

                                                                                  и общего фортепиано

                                                                                           Приданникова А.Т.          

                                                                                             

                                                             

                                                                           

г. Нефтеюганск

2023 г.

Структура программы учебного предмета

  1. Пояснительная записка
  1. Законодательная база адаптированной индивидуальной общеразвивающей программы в области музыкального искусства «Фортепиано»  для учащейся с ограниченными возможностями здоровья                        
  2. Срок освоения программы                                                                    
  3. Цель и задачи программы, методы обучения                                
  4. График образовательного процесса                                                    
  5. Система и критерии промежуточной и итоговой

аттестации                                                                                  

  1. Планируемые результаты освоения программы учащимися          
  2. Условия реализации программы                                                    
  1. Учебный план                                                                                    
  2. Литература                                                                                          

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1.1.Законодательная база адаптированной индивидуальной общеразвивающей программы основы музыкального искусства «Фортепиано»с учащейся с ограниченными возможностями здоровья.        

        

Адаптированная дополнительная общеразвивающая  программа (ДОП), по предмету «Специальное фортепиано», разработана с учетом требований следующих нормативных документов:

  • Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», № 273-ФЗ от 29.12 2012 года
  • Типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей, приказ Министерства образования и науки РФ от 26 июня 2012 г. N 504;
  • Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области детских музыкальных школ и детских школах искусств по видам искусств (письмо Министерства культуры Российской Федерации от 21 ноября 2013 года №191-01-39/06-ru)
  • Устава МБУ ДО«ДШИ»;
  • Локальных актов МБУ ДО «ДШИ»

Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми – инвалидами дополнительного образования в сообществе сверстников и взрослых является их неотъемлемым законодательно закреплённым правом и основополагающим условием успешной социализации. Обеспечение полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в доступных видах социальной деятельности закреплено Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Эта категория детей обладает дополнительными образовательными правами на особые педагогические подходы и специальные образовательные условия, закреплёнными в ст. 2, 5, 16, 29, 31 ФЗ № 273.

Программа  устанавливает требования к минимуму содержания, структуре и условиям реализации данной программы.

Данная программа определяет содержание и организацию образовательного процесса в школе, направлена на:

  • создание условий для реабилитации и полноценного развития учащейся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ);
  • организацию эстетического воспитания,
  • творческое, эстетическое, духовно-нравственное развитие учащегося.

        Для адаптации образовательной программы для обучения ребенка-инвалида с ограниченными возможностями здоровья используются следующие методы:

  • проведение опросов, бесед, тестирования для определения особенностей психической деятельности и личностных характеристик ребенка-инвалида и для занятий по программе;
  • беседы с учащимся и его родителями о здоровом образе жизни, о возможностях сохранения и самовосстановления здоровья, о направленностях программ дополнительного образования;
  • проведение преподавателем дополнительного образования консультаций учащегося и родителей о направленностях и особенностях общеразвивающих программ ДШИ;

1.2. Срок освоения программы, условия приёма учащегося

Срок освоения адаптированной индивидуальной общеразвивающей программы основы музыкального искусства «Фортепиано» составляет 1 год:

Срок обучения по программе может быть увеличен, исходя из реальных условий развития учащегося, его желания и состояния здоровья.

Зачисление учащегося на обучение по программе производится на основании заявления родителей и собеседования с поступающим.

Объем общеразвивающей программы рассчитывается с учетом доступного для его реализации ресурса времени учащегося, допустимой учебной нагрузки при одновременном освоении программ общего (обязательного) и дополнительного образования, состояния здоровья.

Общеразвивающая программа предусматривает внеаудиторную работу с учащимся. Отводимое для внеаудиторной работы время используется  для организации посещения учащимся творческих мероприятий и социокультурной деятельности школы.

1.3. Цель и задачи программы:

Цель реализации образовательной программы:

  • раскрытие творческого потенциала личности учащегося с ОВЗ в детско-взрослом сообществе, формирование жизненных и социальных компетенций через общение с миром музыкального искусства.

Задачи адаптации программы:

  • помочь в оценке  личностной характеристики учащегося, формировании адекватного представления о социальных ограничениях и возможностях их преодоления;
  • развить творческих форм обучения и взаимодействия со сверстниками;
  • помочь в преодолении стереотипов мышления о непреодолимости ограничений, накладываемых инвалидностью;
  • выявить творческий потенциал учащегося (участие в концертах классах, посещение творческихмероприятий, участие в конкурсах и фестивалях дистанционного уровня).

Задачи реализации образовательной программы:

  • реабилитировать учащегося с ограниченными возможностями здоровья средствами музыкального искусства;
  • помочь сформировать активную оптимистическую жизненную позиции;
  • сформировать потребности художественного самовыражения;
  • развить знания, умения и навыки основ игры на фортепиано;
  • развить умение и навыки сольного и ансамблевого музицирования;
  • обучить основам музыкальных  и общекультурных теоретических знаний.

Задачи развивающие:

  • развить навыки сознательной регуляции собственного поведения в обществе;
  • развить мотивационную и эмоционально-волевую сферы;
  • развитьопыт творческой деятельности;
  • развитие общую культуру учащегося.

Задачи воспитательные:

  • помочь овладеть духовными и культурными ценностями народов мира;
  • сформировать  у учащегося нравственные черты характера посредством проживания и осмысления художественных образов;
  • воспитать и развитие у учащегося личностные качеств, позволяющих уважать и принимать духовные и культурные ценности разных народов;
  • сформировать у учащегося эстетические взгляды, нравственные установки и потребности общения с духовными ценностями;
  • сформировать у учащегося умения самостоятельно воспринимать и оценивать культурные ценности.

Методы обучения

•        словесный (объяснение, беседа, рассказ);

•        наглядно-слуховой (показ, наблюдение, демонстрация пианистических приемов);

•        практический (работа на инструменте, упражнения);

•        аналитический (сравнения и обобщения, развитие логического мышления);

•        эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления).

1.4. График образовательного процесса

Продолжительность учебного года при реализации адаптированной индивидуальной общеразвивающей программы основы музыкального искусства «Фортепиано» составляет 34 учебные недели.

В течение учебного года предусматриваются каникулы в объёме не менее 4 недель.

При реализации общеразвивающих программ продолжительность учебных занятий, равная одному академическому часу составляет 40 минут.

Изучение учебного предмета «Фортепиано» осуществляется в форме индивидуальных занятий 2 академических часа в неделю (68 часов в год).

1.5. Система и критерии оценок промежуточной и итоговой аттестации.

Оценка качества реализации образовательной программы включает в себя текущий контроль успеваемости, промежуточную и итоговую аттестацию учащегося.

В качестве средств текущего контроля успеваемости могут использоваться контрольные уроки, устные опросы. Текущий контроль успеваемости учащегося проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.

Промежуточная аттестация проводится в форме контрольных уроков. Возможно проведение зачёта в классном порядке.

Контрольные уроки и зачеты в рамках промежуточной аттестации проводятся на завершающих полугодие учебных занятиях в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет. Оценки учащемуся могут выставляться и по окончании четверти, позволяющие оценить приобретенные знания, умения и навыки.

Текущий контроль и промежуточная аттестация проводятся в счёт аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.

Для аттестации учащегося создаются фонды оценочных средств, учитывающие специфику физических данных, особенности  развития. Фонды оценочных средств обеспечивают оценку качества приобретенных знаний, умений, навыков  в области музыкального искусства.

Итоговая аттестация проводится в форме итогового зачёта.

При прохождении итоговой аттестации учащейся должен исполнить 2 разнохарактерных произведения.

                Система оценок в рамках промежуточной и итоговой аттестации предполагает пятибальную шкалу в абсолютном значении:

  • «5» - отлично;        
  • «4» - хорошо;
  • «3» - удовлетворительно;
  • «2» - неудовлетворительно.

Общие  критерии  оценивания
в рамках промежуточной и итоговой аттестации  

Оценка

Критерии оценивания выступления

5 («отлично»)

знания, умения, навыки, отвечающие всем требованиям на данном этапе обучения

4 («хорошо»)

наличие небольших недочётов в умениях, навыках, пробелов в  знаниях

3 («удовлетворительно»)

неуверенное владение знаниями, умениями, навыками

2 («неудовлетворительно»)

комплекс  серьезных  недостатков  в развитии  умений,  навыков,   отсутствие знаний  по предмету

        При оценивании учащегося, обучаемогопо индивидуальной адаптированной  общеразвивающей программе основы музыкального искусства «Фортепиано»для детей с ОВЗ, следует учитывать:

  • формирование устойчивого интереса к музыкальному искусству, к занятиям музыкой;
  • степень индивидуального развития обучающегося с ОВЗ;
  • особенности состояния здоровья, физическое;
  • развитие рефлексивных способностей, умений анализа и самоанализа;
  • развитие творческого потенциала;
  • наличие исполнительской культуры, музыкального мышления;
  • овладение основными практическими умениями и навыками в некоторых видах музыкально-исполнительской деятельности: сольном, ансамблевом исполнительстве;
  • степень продвижения учащейся, успешность личностных достижений.

1.6. Планируемые результаты освоения программы учащейся

Минимум содержания индивидуальной адаптированной общеразвивающей программы в области музыкального искусства по предмету «Фортепиано» для учащегося с ОВЗ должно обеспечивать развитие значимых для реабилитации, образования, социализации, самореализации подрастающего поколения интеллектуальных и художественно-творческих способностей, личностных и духовных качеств.

Результатом освоения общеразвивающей программы должно быть приобретение учащимся следующих знаний, умений и навыков:

  • развитие рефлексивных способностей, умений анализа и самоанализа;
  • развитие творческого потенциала;
  • формирование социальных и жизненных компетенций;
  • приобретение социально значимого опыта взаимодействия со сверстниками;
  • совершенствование навыков общения, уменьшение проблем в сфере межличностного общения, в учебной деятельности;

в области исполнительской подготовки:

  • навыков исполнения музыкальных произведений (сольное исполнение, ансамбль);
  • умений использовать выразительные средства для создания художественного образа;
  • умений самостоятельно разучивать музыкальные произведения  различных жанров и стилей;
  • навыков публичных выступлений;
  • навыков общения со слушательской аудиторией в условиях музыкально-просветительской деятельности школы;

в области теоретической подготовки:

  • первичных знаний о музыкальных жанрах и основных стилистических направлениях;
  • знаний лучших образцов мировой музыкальной культуры (творчество великих композиторов, выдающихся отечественных и зарубежных произведений в области музыкального искусства);
  • знаний основ музыкальной грамоты;
  • знаний основных средств выразительности, используемых в  музыкальном искусстве;
  • знаний  наиболее употребляемой музыкальной терминологии.

  1. Условия реализации программы

        Для реализации программы в ДШИ создаются специальные условия:

  • дифференцированные условия (оптимальный режим образовательных нагрузок);
  • психолого-педагогические условия (развивающая направленность образовательного процесса; учёт индивидуальных особенностей учащегося; соблюдение комфортного психоэмоционального режима; использование современных педагогических технологий, в том числе информационных, компьютерных для оптимизации образовательного процесса, повышения его эффективности, доступности);
  • специализированные условия (выдвижение комплекса специальных задач обучения, ориентированных на особые образовательные потребности учащегося с ограниченными возможностями здоровья; дифференцированное и индивидуализированное обучение с учётом специфики развития; комплексное воздействие, осуществляемое на индивидуальных и групповых занятиях);
  •  здоровье сберегающие условия (оздоровительный режим, соблюдение санитарно-гигиенических правил и норм).

Материально-технические условия реализации программы:

Материально-техническая база ДШИ соответствует действующим санитарным и противопожарным правилам и нормам, нормам охраны труда.

Образовательное учреждение располагает материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов занятий, предусмотренных учебным планом.

Учебные аудитории для проведения индивидуальных, групповых, мелкогрупповых занятий имеют специальное учебное оборудование: столы, стулья, шкафы, стеллажи, музыкальные инструменты, аудио и видеоаппаратуру, мультимедийное оборудование.

Учебные аудитории имеют звукоизоляцию и оформлены наглядными пособиями. Учебные аудитории для индивидуальных занятий имеют площадь не менее  6 кв.м.

В образовательной организации созданы условия для содержания, своевременного обслуживания и ремонта музыкальных инструментов и учебного оборудования.

В школе имеются малый и концертный залы для проведения зачётов, концертных, культурно-досуговых, воспитательных и просветительских мероприятий.

Образовательная программа обеспечивается учебно-методической документацией по всем учебным предметам.

В образовательном процессе используются учебники, учебно-методические пособия, хрестоматии, нотные издания, аудио, видеоматериалы и другие учебно-методические материалы, перечень которых содержится в программах учебных предметов.

Библиотечный фонд укомплектован печатными изданиями,  учебной и учебно-методической литературой, нотными изданиями в объёме, соответствующем требованиям программы.

Методическое обеспечение программы:

Дидактический материал: наглядные пособия по аппликатуре в гаммах и арпеджио, наглядный словарь музыкальных терминов, рисунки, таблицы, настольныеигры: «музыкальный словарик», «соло на лодошках», наборы открыток с изображением портретов советских, современных, русских и зарубежных композиторов и исполнителей, инструментов.

Методический материал: литература (нотная, педагогическая, методическая, психологическая), беседы о музыке, музыкантах композиторах, исполнителях (накопительный материал), развивающий накопительный материал для учащихся: музыкальные ребусы, кроссворды, загадки, стихи, творческие задания по проверке знаний по теории, терминологии, ритмические, задания и пр.

Оборудование класса: 2 пианино фирмы «Zimmermann»», 2 банкеты,   скамья для ног, информационный стенд, три стула, шкаф для литературы, стол учительский, шкаф для верхней одежды.

II. УЧЕБНЫЙ ПЛАН

Индивидуальная адаптированная общеразвивающая программаосновы музыкального искусства «Фортепиано»

для учащейся с ОВЗ, возрастная категория (10 лет)

 Срок обучения – 1 год

Виды учебной деятельности

Теоретические занятия

Практические занятия

1.

Постановка исполнительского аппарата

       2

       3

2.

История исполнительства

       2

       2

3.

Музыкально-теоретическая подготовка

       2

       3

4.

Учебно-техническая работа

       2

      17

5.

Художественно-музыкальная работа

       2

       9

6.

Чтение с листа

       1

       7

7.

Ансамбль

       2

       10

8.

Художественное воспитание

       1

       3

Итого:                                              68 часов

      14

      54

Список рекомендованных музыкальных произведений

  1. Аллерм С. «Вальс-мюзетт»
  2. Берлин Б. «Марширующие поросята»
  3. Витлин В. «Серенькая кошечка» (ансамбль)
  4. Воеводина Л.В. «Марш веселых лягушат»
  5. Воеводина Л.В. «Лучшие друзья»
  6. Воеводина Л.В. «Танец гномов»
  7. Иванова Т. «Регтайм шутка»
  8. Калинников В. «Киска»
  9. Кравченко Б. «Упрямый козлик»
  10. Лонгшамп-Друшкевич К. «Два приятеля»
  11. Лекуппе Ф. «Этюд». Соч. 24 №3 ля минор
  12. Торопова Н. «Курочка и цыплята»
  13. Торопова Н. «Зайчик задремал»
  14.  Торопова Н. «Полька для медвежонка»
  15.  Торопова Н. «Кузнечик»
  16. Торопова Н. «Осторожная лиса»
  17.  Уотт Д. «Три поросёнка» (ансамбль)

Рекомендованная нотная литература

  1. Артоболевская А. Хрестоматия маленького пианиста. – М., 1996.
  2. Барсукова С.А. Джаз для детей. Вып.1. - Ростов-на-Дону, 2002.
  3. Баранова Г. Первые шаги маленького пианиста. – М., 1991.
  4. Барахтина Ю.В. Музицирование для детей и взрослых. Вып.3. – Новосибирск, 2007.
  5. Барахтина Ю.В. Музицирование для детей и взрослых. Вып. 2. – Новосибирск, 2006.
  6. Балаев Г. Фортепианные ансамбли для ДМШ. – Ростов-на-Дону, 2000.
  7. Бакулова А. Альбом советской детской музыки для фортепиано. Том 9. – М., 1982.
  8. Барсукова С.А. Джаз для детей для фортепиано младшие классы ДМШ. – Ростов-на-Дону 1997.
  9. Барсукова С.А. Азбука игры на фортепиано для учащихся подготовительных и 1 классов ДМШ. – Ростов-на-Дону, 2001.
  10. Взорова В.Т. Первые шаги маленького пианиста. – М., 1989.
  11. Голованова С.И. Первые шаги. Сборник для начинающих. – М., 1996.
  12. Голованова С.И. Ансамбли для начинающих. – М., 1996.
  13. Джуди Тэтчел Азбука игры на фортепиано. М., 1998.
  14. Иванова О. Новый музыкальный букварь для фортепиано. Ростов-на-Дону, 2005.
  15. Королькова И. Крохе – музыканту нотная азбука для самых маленьких. Ростов-на-Дону, 2004.
  16. Любомудрова Н.А. Педагогический репертуар. Хрестоматия для фортепиано 1 класс ДМШ. – М., 1983.
  17. Любомудрова Н. Хрестоматия для фортепиано 1 класс ДМШ. – М., 1988.
  18. Ляховицкая С. Сборник фортепианных пьес, этюдов и ансамблей. Часть 3. – М., 1963.
  19. Мордасов Н. Сборник ансамблей для фортепиано в стиле джаза в 4 руки. Ростов-на-Дону, 1999.
  20. Модель В. «Улыбка». Мелодии из м/ф в легкой обработке для фортепиано. – Л., 1991.
  21. Николаев А.А. Фортепианная игра 1-2 класс. - М, 1981.
  22. Нестеров В.Е.Ф.Гнесина фортепианная азбука. – М., 1981.
  23. Островский А. Хрестоматия по музыкальной грамоте. – Л., 1958.
  24. Разорёнов С. Юный пианист. Вып. 1. – М., 1970.
  25. Ройзман Л.И. Юный пианист. Пьесы и ансамбли. Вып. 3. – М., 1964.
  26. Соколов М. Маленький пианист – М., 1991.
  27. Смирнова Т.И. «Allegro» Фортепиано интенсивный курс. «Слушаем и играем» - фрагменты из произведений мировой музыкальной классики – для младших и средних классов. Тетрадь 15. – М., 1998.
  28. Турусов Хрестоматия для фортепиано 1 класс ДМШ. – М., 2003.

 ЛИТЕРАТУРА

  1. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации», ст. 83, от 21.12. 2012 г.
  2. Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей, приказ Министерства образования и науки РФот 26 июня 2012 г. N 504/
  3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. №1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
  4. Рекомендации по организации образовательной деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств в детских школах искусств по видам искусств от 23 ноября 2013 г. №191-01-39/06 - ги.
  5. Фришман И.И. Требования к адаптации программ дополнительного образования с учётом особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья. Москва, 2014 г.