методическое пособие терапевтические сказки
Перечень терапевтических сказок для коррекции поведения детей и их эммоционального состояния.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskoe_posobie_terapevticheskie_skazki.docx | 475.33 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
ГБУ СО « Ершовский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями»
Методическое пособие
2024г
Рассказывание историй — древнейший способ человеческого общения и, пожалуй, один из наиболее подходящих детям.
Так пишет про это известный психолог и психотерапевт Д. Бретт. «Нам, взрослым, следует помнить, что если мы хотим научить ребенка чему-либо или передать ему какую-то важную мысль, нужно делать так, чтобы это было узнаваемо, удобоваримо и понятно. Если мы хотим объяснить что-то сложное французу, то, разумеется, преуспеем в этом больше, если будем говорить на французском языке. Общаясь с детьми, старайтесь говорить с ними на языке, который им понятен и на который они лучше отзываются,— на языке детской фантазии и воображения.
Рассказы, в особенности сказки, всегда были самым эффективным средством общения с детьми. Сказки передавались и передаются из поколения в поколение на протяжении веков и находят отражение в культурах разных народов. В своей книге, посвященной сказкам, Бруно Беттельхейм подчеркивает их исключительно важную роль, так как они помогают детям преодолеть тревоги и конфликты, с которыми им приходится сталкиваться.
В сказках поднимаются важные для детского мировосприятия проблемы. В «Золушке», например, говорится о соперничестве между сестрами. В сказке о Гензеле и Гретель основная тема — боязнь быть покинутым. «Мальчик-с-пальчик» рассказывает о беззащитности маленького героя, который оказался в мире, где все подавляет своими размерами, масштабами мощью. В сказках противопоставляется добро и зло, альтруизм и жадность, смелость и трусость, милосердие и жестокость, упорство и малодушие. Они говорят ребенку, что мир,— очень сложная штука, что в нем есть немало несправедливостей, что страх, сожаление и отчаяние — в такой же степени часть нашего бытия, как радость, оптимизм и уверенность. Но самое главное — они говорят ребенку, что если человек не сдается, даже когда положение кажется безысходным, если он не изменит своим нравственным принципам, хотя искушение и манит его на каждом шагу, он, в конце концов, обязательно победит.
Слушая эти рассказы и сказки, дети невольно находят в них отголоски своей собственной жизни. Они стремятся воспользоваться примером положительного героя в борьбе со своими страхами и проблемами. Кроме того, рассказы и сказки вселяют в ребенка надежду, что чрезвычайно важно.
Что могут дать такие истории вашим детям?
Во-первых, они рождают у ребенка ощущение, что вы его понимаете, что вас интересуют его проблемы, что вы не «стоите в стороне», а готовы оказать посильную помощь. Реакция ребенка на эти истории может оказаться для него единственным способом, которым он «откроет» вам свою душу, расскажет о своих трудностях.
Во-вторых, в результате работы с «помогающими» историями у детей формируется «механизм самопомощи». Они усваивают такой подход к жизни: «ищи силы для разрешения конфликта в себе самом, ты их обязательно найдешь и наверняка победишь трудности». Таким образом, они начинают следовать основной идее наших историй: «в сложной ситуации необходимо искать ресурсы внутри самого себя, и это обязательно приведет к успеху».
В-третьих, истории представляют детям россыпи возможных вариантов выхода из сложнейших жизненных ситуаций. Они показывают детям, что выход есть всегда, надо только внимательно посмотреть, поискать — и окончание обязательно будет счастливым.
Примерный перечень терапевтических сказок
#1050;ак Кенгуреныш стал самостоятельным
Возраст: 2-6 лет.
Направленность: Страхрасставания с мамой. Переживания, тревога, связанные с одиночеством.
Ключевая фраза: «Не уходи. Я боюсь один».
Жила-была большая мама-Кенгуру. И однажды она стала самой счастливой Кенгуру на свете, потому что у нее родился маленький Кенгуреныш. Поначалу Кенгуреныш был очень слабеньким, и мама носила его в своей сумочке на животе. Там, в этой маминой сумочке, Кенгуренышу было очень уютно и совсем не страшно. Когда Кенгуреныш хотел пить, мама поила его вкусным молоком, а когда хотел поесть, мама-Кенгуру кормила его кашкой с ложечки. Потом Кенгуреныш засыпал, и мама могла в это время убираться в доме или готовить еду.
Но иногда маленький Кенгуреныш просыпался и не видел рядом мамы. Тогда он начинал очень громко плакать и кричать до тех пор, пока мама не приходила к нему и не клала его опять в свою сумочку. Однажды, когда Кенгуреныш вновь заплакал, мама попыталась положить его в свою сумочку; но в сумочке оказалось очень тесно и ножки Кенгуреныша не помещались. Кенгуреныш испугался и заплакал еще сильнее: он очень боялся, что теперь мама уйдет и оставит его одного. Тогда Кенгуреныш изо всех сил сжался, поджал коленки и пролез в сумочку.
Вечером они с мамой пошли в гости. В гостях были еще Дети, они играли и веселились, звали Кенгуреныша к себе, но он боялся уходить от мамы и поэтому, хотя ему и хотелось пойти поиграть со всеми, он все-таки просидел все время в маминой сумочке. Весь вечер к ним с мамой подходили взрослые Дяди и тети и спрашивали, почему такой большой Кенгуреныш боится оставить маму и пойти играть с другими ребятами. Тогда Кенгуреныш совсем испугался и спрятался в сумочку так, что даже головы не было видно.
День за днем в маминой сумочке становилось все теснее и неудобнее. Кенгуренышу очень хотелось побегать по зеленой полянке возле дома, построить куличики из песка, поиграть с соседскими мальчишками и девчонками, но так страшно было уходить от мамы, поэтому большая мама-Кенгуру не могла оставить Кенгуреныша и сидела с ним все время. Однажды утром мама-Кенгуру ушла в магазин. Кенгуреныш проснулся, увидел, что он один, и заплакал. Так он плакал и плакал, а мама все не приходила.
Вдруг в окно Кенгуреныш увидел соседских мальчиков, которые играли в салки. Они бегали, догоняли друг друга и смеялись. Им было очень весело. Кенгуреныш перестал плакать и решил, что он тоже сможет сам, без мамы умыться, одеться и пойти к ребятам. Так он и сделал. Ребята с радостью приняли его к себе в игру, и он бегал и прыгал вместе со всеми. А вскоре пришла мама и похвалила его, что он такой смелый и самостоятельный.
Теперь мама может каждое утро ходить на работу и в магазин — ведь Кенгуреныш уже совсем не боится оставаться один, без мамы. Он знает, что днем мама должна быть на работе, а вечером она обязательно придет домой, к своему любимому Кенгуренышу.
Вопросы для обсуждения
Чего боялся Кенгуренок? Ты боялся того же? Почему теперь Кенгуренок не боится оставаться один, без мамы?
#1057;казка о подсолнечном семечке
Возраст: 3-5 лет.
Направленность: Тревога и беспокойство, связанные с отрывом от матери и вхождением в детский коллектив (детский сад). Страх самостоятельности, общая боязливость.
Ключевая фраза: «Не уходи. Я боюсь!»
В огороде на высоком подсолнухе жила большая семья семечек. Они жили дружно и весело.
Однажды — дело было в конце лета — их разбудили странные звуки. Это был голос Ветра. Он шелестел все громче и громче. «Пора! Пора!! Пора!!!»— звал Ветер.
Семечки вдруг поняли, что им действительно пора покидать корзинку родного подсолнуха. Они заторопились и стали прощаться друг с другом.
Одних забирали птицы, другие улетали вместе с ветром, а самые нетерпеливые сами выпрыгивали из корзинки. Те, кто остался, с увлечением обсуждали предстоящее путешествие и то неизвестное, что ожидало их. Они знали, что их ждет какое-то необычайное превращение.
Только одно семечко грустило. Ему не хотелось покидать родную корзинку, которую все лето грело солнышко и в которой было так уютно.
«Куда вы торопитесь? Вы никогда раньше не покидали дома и не знаете, что там, снаружи! Я никуда не собираюсь уходить! Я останусь здесь!»— говорило оно.
Братья и сестры смеялись над семечком, говорили: «Ты трус! Как можно отказаться от такого путешествия?». И с каждым днем в корзинке их оставалось все меньше и меньше.
И вот, наконец, пришел день, когда семечко осталось в корзинке одно-одинешенько. Никто над ним больше не смеялся, никто не называл его трусом, но и никто не звал его больше с собой. Семечку вдруг стало так одиноко! Ах! Ну почему оно не покинуло корзинку со своими братьями и сестрами! «Может я и правда трус?»—думало семечко.
Пошел дождь. А тут еще и похолодало, и ветер стал злым и уже не шептал, а свистел: «Торопис-с-с-с-с-сь!». Подсолнух гнулся до земли под порывами ветра. Семечку стало страшно оставаться в корзинке, которая, казалось, вот-вот оторвется от стебля и покатится неизвестно куда.
«Что будет со мной? Куда унесет меня Ветер? Неужели я больше никогда не увижу своих братьев и сестер? — спрашивало оно себя.— Я хочу быть вместе с ними. Я не хочу оставаться здесь один. Неужели я не смогу преодолеть свой страх?».
И тут семечко решилось. «Будь, что будет!»—"и, собравшись с силами, прыгнуло вниз.
Ветер подхватил его, чтобы оно не ушиблось, и бережно опустил на мягкую землю. Земля была теплой, где-то наверху Ветер уже завывал, но отсюда его шум казался колыбельной песней. Здесь было безопасно. Здесь было так же уютно, как когда-то в корзине подсолнуха, и семечко, утомленное и измученное, незаметно для себя уснуло.
Проснулось семечко ранней весной. Проснулось и не узнало самого себя. Теперь это было уже не семечко, а нежный зеленый росток, который тянулся к ласковому солнцу. А вокруг было множество таких же ростков, в которые превратив лись его братья и сестры-семечки.
Они все были рады встретиться снова, а особенно они радон вались нашему семечку. И теперь уже никто не называл его трусом. Все говорили ему: «Ты молодец! Ты оказался таким смелым! Ведь ты остался один, и некому было тебя поддержать». Все гордились им.
И семечко было очень счастливо.
Вопросы для обсуждения
Чего боялось семечко? Что решило сделать семечко? Правильно ли оно поступило или нет? Чтобы произошло, если бы семечко продолжало бояться?
3. Белочка-Припевочка
Возраст: 3-6 лет.
Направленность: Несамостоятельность.
Ключевая фраза: «Помогите, я сама не умею!»
В одном самом обыкновенном лесу, на одной из зеленых елей жила-была самая обычная беличья семья: мама, папа и дочка — Белочка-Припевочка. На соседних елях тоже жили белки. Ночью все спали, а днем собирали орехи, потому что очень их любили.
Мама и папа учили Белочку-Припевочку, как доставать орешки из еловых шишек. Но каждый раз Белочка просила помочь ей: «Мамочка, я никак не могу справиться с этой шишкой. Помоги мне, пожалуйста!». Мама доставала орешки, Белочка ела их, благодарила маму и прыгала дальше. «Папочка, у меня никак не получается достать орешки из этой шишки!». «Белочка!— говорил ей папа,— ты уже не маленькая и должна делать все сама». «Но у меня не получается!»— плакала Белочка. И папа помогал ей. Так Припевочка прыгала, веселилась, а когда ей хотелось съесть орешек, она звала на помощь маму, папу, тетю, дядю, бабушку или еще кого-нибудь.
Проходило время. Белочка росла. Все ее друзья уже хорошо собирали орехи и даже умели делать запасы на зиму. А Белочка всегда нуждалась в помощи. Она боялась сделать что-то сама, ей казалось, что она ничего не умеет. У взрослых уже не было достаточно времени, чтобы помогать Белочке. Друзья стали звать ее неумехой. Все бельчата веселились и играли, а Припевочка стала печальной и задумчивой. «Я ничего не умею и ничегошеньки не могу сделать сама»,— грустила она.
Однажды пришли дровосеки и срубили зеленый ельник. Пришлось всем белкам и бельчатам отправиться на поиски нового Дома. Они разошлись в разные стороны и договорились встретиться вечером и рассказать друг другу о своих находках. И Белочка-Припевочка тоже отправилась в дальний путь. Страшно и непривычно было ей прыгать по веткам в одиночестве. Потом стало весело, и Белочка была очень довольна, пока совсем не устала и не захотела есть. Но как же ей достать орехи? Никого нет рядом, не от кого ждать помощи.
Прыгает Белочка, ищет орехи — нет их и нет. День уже близится к концу, наступает вечер. Села Белочка на ветку и горько плачет. Вдруг смотрит, а на веточке шишка. Сорвала ее Припевочка. Вспомнила, как ее учили орешки доставать. Попробовала — не получается. Еще раз — опять неудача. Но Белочка не отступала. Она перестала плакать. Подумала немножко: «Попробую-ка я свой способ орешки доставать!».
Сказано — сделано. Поддалась шишка. Достала Белочка орешки. Поела, развеселилась/Огляделась, а вокруг большой ельник. На еловых лапах шишек видимо-невидимо. Перепрыгнула Белочка на другую елку, сорвала шишку — там орешки, другую сорвала — и та полная. Обрадовалась Белочка, собрала немного орешков в узелок, запомнила место и поспешила на назначенную встречу с ветки на ветку, с ветки на ветку. Прибежала, видит ее родные и друзья сидят грустные. Не нашли они орешки, устали, проголодались. Рассказала им Припевочка про ельник. Достала орешки из узелка, накормила. Обрадовались мама и папа, улыбнулись друзья и родные, стали Белочку хвалить: «Как же мы тебя неумехой звали — всех обогнала, всем силы придала и новый дом нашла! Ай, да Белочка! Ай, да Припевочка!».
На следующее утро белки пришли на то место, о котором рассказала Припевочка. И действительно, орехов там оказалось очень много. Устроили праздник-новоселье. Орешки ели, да Белочку-Припевочку хвалили, песни пели и хоровод водили.
Вопросы для обсуждения
Почему так получилось, что Припевочку стали звать неумехой? Что помогло Припевочке достать орешки из шишки?
4. Котенок Маша
Возраст: 6-10 лет.
Направленность: Трудности обучения в школе. Стрессовые реакции на поступление в школу. «Нежелание» учиться и отрицательное отношение к школе.
Ключевая фраза: «Я не люблю учиться»
Жил-был на белом свете котенок Маша. Вы скажете, что так не бывает, что котят называют Васьками или Мурзиками, но нашего котенка звали именно Маша. И был он самый обычный котенок: любил играть, бегать, смотреть мультики и не любил ложиться спать, убирать игрушки и доедать суп до конца. Как и все малыши, он постепенно рос, умнел и вырос таким умным, что захотелось ему многое узнать. Узнать, почему дует ветер, узнать, как работает телефон, узнать, отчего звезды не гаснут и куда солнышко спать ложится. И тогда решила Маша уйти из своего теплого уютного дома, чтобы бродить по белу свету и искать Знание.
Долго ли, коротко ли бродил котенок по полям, по лесам, но дошел он до избушки на курьих ножках. И встретила его там бабуля — то ли Яга, а то ли не Яга. Да это и не очень важно. Важно то, что есть она его не стала, а указала ему путь-дорогу к Знанию, да еще и о трудностях этого пути предупредила. И вот что ему рассказала. — Начало у этой дороги гладкое, ровное и праздничное. Цветы, подарки вдоль нее уложены. Вступаешь на нее и радуешься, что весь путь к Знанию можно легко, весело, быстро пробежать. Но не знаешь, что скоро начнутся скалистые и льдистые горы, на которые карабкаться изо всех сил придется. Гор тех много, но есть среди них три самые главные, самые крутые.
Первая гора называется «Трудно». И действительно, очень трудно по ней подниматься, и хочется все бросить. Так же трудно, как трудно буквы писать или же читать учиться. И кажется, что никогда ничего не получится. Но ты помни мою подсказку: «Если трудно — смелей и старайся сильней», шепотом ее проговаривай и тогда одолеешь ты эту гору, научишься справляться с трудностями и подойдешь ко второй горе.
Она называется «Скучно». И вроде бы легко по ней подниматься, но так же скучно, как, например, буквы по строчке аккуратно писать. И так хочется вскочить с места, побежать, поиграть с кем-нибудь, так хочется все бросить, но ты не бросай, а выучи мою подсказку: «Работу ты закончи поскорей, чтобы со скукой справиться быстрей». И тогда научишься ты справляться со скукой и подойдешь к третьей, самой крутой горе. Очень тяжело по ней подниматься и больно падать. Называется она «Неудача». Вроде бы все получается, но ошибки в пути постоянно закрадываются, и неверные тропы сами собой выбираются.
И все вокруг, даже ветры, ругают тебя за ошибки. А солнце так сердится, что грозится зайти за тучу. А деревья вокруг тропы будто «двойки» выстраиваются и шепчут: «Поделом тебе за ошибки твои». Но ты заучи мою подсказку: «Коль ошибка приключится, буду я на ней учиться, буду я на ней учиться, не расстраиваться». И тогда преодолеешь ты и эту гору и станешь Ученым Котом, ученым котом-пятерочником.
Поблагодарил Котенок добрую бабушку и уверенно зашагал по дороге к Знанию и Мудрости. Знал он теперь, что путь ему предстоит долгий и не всегда легкий. Но он обязательно пройдет его до конца и поможет другим котятам, мышатам, слонятам и всем ребятам, которых встретит на пути. И будут тогда его звать не котенком, а Котом, который многое знает. И будет ему жить тогда радостно и интересно, потому что очень интересно много знать и очень радостно знать, как помогать людям.
Вопросы для обсуждения
Зачем котенку Маше понадобилось Знание? Перечисли горы, про которые рассказывала Яга. В чем смысл каждой из них? Тебе приходилось с ними встречаться?
Перечисли все подсказки. Что значит каждая из них? Как их можно использовать ъ жизни? Как ты думаешь, что дальше случилось с котенком? Согласен ли ты с тем, что интересно и радостно много знать? Если да, то почему?
5. День испытаний
Возраст: 11-16 лет.
Направленность: Трудности в учебе, связанные с невнимательностью, торопливостью, неумением сосредоточиться. Боязнь экзаменов, контрольных и т. п.
Ключевая фраза: «Сейчас, я все быстро!»
Хочешь, я расскажу тебе одну историю? Садись поудобнее, так как нам предстоит путешествие в далекую страну, где жил мальчик, чем-то похожий на тебя. А был этот мальчик индейцем и жил в лесу вместе со своим племенем. Все мужчины этого племени были очень хорошими охотниками и у племени никогда не было трудностей с пищей. Но быть хорошим охотником очень сложно. Для этого надо уметь читать следы, ловка метать копье, замечать каждую мелочь, которая может привести к спрятавшемуся зверю. Научиться всему этому было не так уж просто, поэтому в племени был обычай, по которому все дети должны были с раннего возраста обучаться мастерству охоты. Их наставником был самый старый и самый опытный охотник. Он уже не мог охотиться сам и поэтому занимался подготовкой молодых.
И вот, когда пришла пора, герой нашего рассказа тоже пошел учиться. Он был умным мальчиком и легко схватывал все, но иногда слишком торопился. Ему казалось, что все слишком просто и понятно и даже не требуется подробно выслушивать все объяснения. Поэтому он частенько убегал с урока еще до того как учитель заканчивал рассказ — ведь мальчику казалось, что он и так все знает. Если учитель делал ему замечание по поводу невнимания, мальчик считал, что к нему просто придираются.
Когда дети подрастали, приходила пора им начинать помогать взрослым, а значит, принимать участие в общей охоте. Но стать настоящим охотником мог только тот, кто действительно познал все тайны леса. Как же узнать это? Тебе, конечно, известно, что и у нас в школах, чтобы доказать, что ты действительно что-то знаешь и можешь вступать во взрослую жизнь, тебе обязательно нужно сдать экзамены. Так вот и в племени, где жил наш мальчик, существовало что-то наподобие экзаменов. Все племя собиралось на специальный праздник, и дети должны были на глазах у всех пройти ряд испытаний и показать все, чему они научились. Надо сказать, что правила сдачи этого экзамена были очень строгие. Дикий лес никогда не шутит, и если ты чего-то не знаешь, потому что пропустил урок или плохо его выслушал, такая ошибка может стоить жизни тебе или твоему товарищу, который понадеется на тебя. Поэтому если молодой охотник не сдавал экзамен, то он лишался права быть охотником, и когда все мужчины отправлялись на охоту, он должен был оставаться в лагере и помогать по дому женщинам и старикам.
Итак, настал день испытаний для нашего мальчика. Он встал очень рано, так как ему не терпелось поскорее пройти все испытания и стать настоящим охотником. Утро этого дня было просто замечательным. Когда мальчик вышел из своего вигвама (так называются специальные, похожие на шалаши, кожаные палатки, в которых живут индейцы), то он увидел, что солнце еще только встает. Край неба окрасился в розовый цвет и сумрак ночи уже отступал. Мальчик сделал глубокий вдох и запах утреннего леса приятно защекотал ему ноздри. Легкий ветерок принес прохладу еще спящего леса. Мальчик потянулся и в этот момент услышал приглушенный стук барабанов. Это было начало праздника. Вскоре все племя собралось на большой поляне, и испытания начались. Я уже говорила, что задания были не простые и будущим охотникам надо было показать все, что они умеют, и использовать все полученные знания. Наш мальчик вовсе не был хуже остальных, а во многом был даже лучше, ведь он был и умным, и сильным, и ловким, и смелым, но у него был один недостаток: он всегда очень торопился, когда что-то делал, и из-за этого часто был невнимателен. Так случилось и на этот раз. Выполняя задания, он так торопился, что допускал очень грубые ошибки. Например, когда ему было дано задание отыскать по следу лань, то вместо того чтобы медленно и осторожно распутывать следы, он бегом помчался по тропе и не только потерял следы лани, но и не заметил следов пумы, которая, если бы не помощь охотников, шедших сзади и проверявших мальчика, могла разорвать его. Другим заданием было взобраться на крутую гору и поставить на вершине палатку. Но мальчик, как обычно, очень спешил. Мало того, что он несколько раз чуть не упал, так как не смотрел, куда наступал, так он еще, взобравшись наверх, обнаружил, что в спешке забыл положить в свой заплечный мешок колья для установки палатки. Его невнимательность помешала ему и при выполнении остальных заданий.
Вечером на всеобщем празднике всех мальчиков поздравляли с удачным прохождением испытания и одевали им на шею красивые амулеты, которые были у всех мужчин племени и помогали им во время охоты. Мальчику
же объявили, что он не выдержал экзамена и не будет принимать участие в охоте. Вождь племени сказал ему: «Ты не прошел испытания и мы не можем рисковать, беря с собой на охоту ненадежного товарища. Твоя невнимательность может быть очень опасной и навредить не только тебе, но и другим». Итак, приговор вождя был суровым, но справедливым,— ведь ему приходилось заботиться о благе всего племени и охотники должны быть уверены друг в друге. Но мальчик его даже не стал дослушивать. Он побежал в лес, чтобы никто не видел, как ему обидно. Он ведь был еще и очень гордым мальчиком. Он так и не понял, что было настоящей причиной его неудачи. Мальчик решил, что просто вождь и другие охотники племени специально придирались к нему. Тогда мальчик решил любым способом доказать всем, что он не хуже остальных.
В этом племени была одна легенда. Точнее, никто не знал, легенда это или так было на самом деле. В общем, старики рассказывали, что много поколений назад в их племени вождем был замечательный охотник. Никто не мог сравниться с ним ни в уме, ни в ловкости, ни в смелости. Кроме этого он отличался очень хорошей памятью и славился своей внимательностью. Иногда он замечал то, что не мог заметить целый отряд охотников. Этот вождь обычно ничего ни делал, не обдумав тщательно решение. Поэтому если он руководил охотой, то она обязательно была удачной. Так вот, этот великий вождь был еще и искусным мастером и изготавливал очень красивые украшения и амулеты. Однажды он сделал амулет, который превосходил по своей красоте все, что ему или кому-либо из его племени удавалось сделать. Вождь решил, что этот амулет должен носить только великий охотник, который будет равен ему по силе, ловкости, внимательности и уму. Но как проверить это? Тогда великий вождь отправился на одну из самых высоких и самых крутых гор, которая возвышалась поблизости и, с большим трудом взобравшись на ее вершину, оставил там свой амулет. Затем он вернулся в деревню и объявил, что тот, кто сможет найти и принести этот амулет, будет таким же великим охотником, как и он сам. Многие опытные воины пытались найти амулет, но никому так и не удалось это сделать. Слишком уж сложно было взобраться на эту ropy, a если кто и забирался, то уж найти на вершине амулет не мог никто. Эта легенда переходила из поколения в поколение, и многие уже считали, что никакого амулета не существует, но наш мальчик все-таки верил в него. После того как он не прошел испытание, он долго бродил по лесу и думал о том, что ему сделать, чтобы доказать всем, каким хорошим охотником он может быть. И вдруг ему в голову пришла идея. «А что если я смогу найти этот амулет? Может, тогда племя примет меня в отряд охотников? Да, это единственный выход, я пойду и найду его!» — так думал он, направляясь прямо к горе. Но недаром только некоторые самые лучшие воины могли взобраться на эту гору. Уж очень она была высокая и почти не имела выступов, за которые можно ухватиться. Дойдя до скалы мальчик, как обычно, сразу начал карабкаться на нее. Но каждый раз падал, поднявшись на высоту нескольких метров. Слишком поспешными были его действия. После нескольких бесплодных попыток мальчик сел и призадумался. «Наверно, я что-то делаю не так. Но должен же быть какой-то другой способ»,— думал он. Мальчик начал тщательно рассматривать скалу, медленно и тщательно изучая каждый ее выступ. И вдруг он увидел, что в одном месте выступы встречаются чаще и образуют какое-то подобие лестницы, по которой не так уж и сложно взобраться. «Как же я сразу не заметил ее?— удивился мальчик,— а может, это не так уж и плохо — подумать перед тем, как делать что-либо?». В тот момент он впервые понял, что, может быть, прав был его учитель, когда советовал ему не торопиться.
Итак, он продолжил свой нелегкий путь. Поднявшись до небольшой площадки, он решил передохнуть и уже занес было ногу, чтобы наступить на нее, как вдруг услышал шипение и увидел змею, которая высовывала язык и извивалась, блестя на солнце своей стальной чешуей. Мальчик замер и почувствовал, как холодные мурашки пробежали по его спине. «Что же мне делать? А ведь учитель рассказывал, как себя вести, когда встречаешь змею. Ах, как жаль, что я тогда убежал, не дослушав его до конца. Там на поляне все казалось таким простым и ясным, а что делать теперь?» — думал мальчик. Но ему повезло и змея, успокоившись, уползла. «Когда я вернусь, обязательно попрошу учителя рассказать мне все заново, и на этот раз я буду слушать каждое его слово очень внимательно, чтобы не пропустить ничего важного» — решил мальчик и продолжил свой путь. Наконец, он добрался до самой вершины горы. Великолепный вид открывался оттуда. Зеленое поле леса в некоторых местах разрезалось голубыми полосками рек и ручьев, а поляны казались лишь небольшими желтыми пятнышками. Ветер развевал волосы мальчика. Он очень устал, но помнил, зачем он залез на эту скалу. Немного отдышавшись, он приступил к поискам амулета. Мальчик несколько раз обежал площадку на вершине, но ничего не нашел. Тогда он сел и подумал. Мальчик понял, что ему больше ничего не оставалось, как шаг за шагом исследовать всю вершину еще раз, но по-другому, не так, как он это делал обычно. И мальчик начал очень медленно и очень тщательно рассматривать каждый камень, каждый пучок травы, каждую щель в скале. Вначале ему было очень трудно заставить себя действовать постепенно и не торопясь, ведь он так привык к спешке, но затем ему даже понравилось. Ведь теперь он видел многое из того, на что раньше просто не обращал внимания. После часа таких поисков мальчик обратил внимание на один очень странный камень Он был достаточно большой, гладкий и наверное тяжелый, но когда на него попадал луч солнца, то казалось, что он светится изнутри каким-то странным желтоватым светом. Мальчик ухватил камень обеими руками, навалился всей силой, которая только у него была, и перевернул его. Каково было его удивление, когда он увидел, что внутри камня было выдолблено углубление, в котором сверкал великолепный золотой амулет. Радости мальчика не было предела. Он бережно взял амулет и двинулся в обратный путь. Шел он не торопясь и взвешивал каждый шаг. Теперь он знал, что в опасном пути медлительность и неторопливость может быть намного полезнее спешки. Он был очень удивлен тем, как много он увидел на своем пути того, чего раньше даже не замечал. Он никогда не обращал внимание, что на поляне в лесу росли замечательные желтые и голубые цветы, а звук журчащего ручейка на его изгибе был совсем не таким, как в том месте, где он тек прямо, и запах сосны, оказывается, совсем не похож на запах березы. По дороге обратно в племя мальчик долго размышлял и понял, что во многом он был неправ и вождь племени совсем не хотел его обидеть. Опасное путешествие научило мальчика быть внимательным, обдумывать и взвешивать свои поступки, правильно оценивать свои собственные силы. Он понял, что любой совет и объяснение надо обязательно дослушивать до конца. Когда мальчик вернулся в деревню, он собрал все племя на большой поляне и перед всеми попросил прощения у вождя и своего учителя. Он рассказал, какие трудности встретились на его пути и как много он понял. В конце мальчик попросил, чтобы ему разрешили еще раз попробовать пройти испытание в следующем году. Вождь удивился его рассказу, но поверил ему и позволил попробовать сдать экзамен во второй раз. Весь год мальчик тщательно готовился. Он был самым внимательным и терпеливым учеником и очень старался. Следующим летом мальчик блестяще прошел испытание и был принят в отряд охотников. Когда наш мальчик вырос, он стал очень опытным охотником, и племя выбрало его вождем. А иногда, когда ему хотелось что-то сделать сразу, быстро, не задумываясь, его золотой амулет напоминал ему, с какими неприятностями в детстве ему пришлось столкнуть именно из-за его торопливости и невнимательности. Он правил мудро и стал одним из величайших вождей племени, о котором было сложено множество легенд.
Вопросы для обсуждения
Почему у мальчика не получилось справиться с заданиями? Почему он не мог исправить ошибки, когда их совершал? Почему он всегда считал, что причина его бед — другие? Чему Гора научила мальчика? Расскажи поподробнее. Чему эта Гора могла бы научить тебя? Чем был необычен обратный путь с Горы?
6. Детская Демократическая Республика
Возраст: 9-14 лет.
Направленность: Конфликты с родителями, трудности контакта, агрессивность во взаимоотношениях.
Ключевая фраза: «Надоели мне мои предки!»
Жил-был мальчик по имени Ваня. Были у него и мама, и папа и все, казалось, было у него хорошо. Однако Ваня так не думал. — Яне нужен своим родителям,— рассуждал он.— Как я просил подарить мне на День Рождения щеночка, а мама заявила: ковры еще надо купить; и ролики не купили, и не разрешили смотреть классный фильм по ящику на прошлой неделе — сказали, что еще маленький смотреть такие фильмы. А на следующий день все в классе обсуждали, как главный герой справился с тем негодяем и что героиня просто отпад и то, что надо, а я умирал от стыда, потому что не знал, о чем речь. Обидно! И за плохие оценки пилят. А я что, виноват, если меня училка по русскому не любит. Они говорят, что я непутевый. Что бы я не делал, все у меня не так, как у людей. Нет, они меня не любят, я им не нужен!
Так он размышлял, сидя в своей комнате — отбывая наказание за разбитое дверное стекло на кухне. На улице было уже темно и падал пушистый серебристый снег, покрывая все и всех мягким белым ковром. Ваня сидел на кровати и чувствовал себя самым несчастным ребенком на свете, который приносит одни лишь проблемы. — Я знаю, что делать!
Этот голос раздался из темноты и сильно напугал Ваню. Он обернулся и увидел в дальнем углу комнаты мальчика. Он был примерно Ваниного возраста, на нем была смешная одежда, из которой он явно давно вырос, и чудной колпак на голове. Лицо его было усыпано множеством задорных конопушек, а из-под колпака торчала густая непослушная челка.
- Кто ты? — спросил Ваня.
- Я... Вообще-то раньше меня звали Дима, но мне больше нравится Рэмбо. Он классный, я хочу быть таким, как он.
- А как ты сюда попал?
- Просто появился откуда ни возьмись. Просто-таки свалился с неба. Там, где я живу, все так появляются и исчезают. Я тут гулял, услышал твои грустные мысли и решил навестить тебя.
Гулял? Так поздно!?
А что такого? Я птица вольная — куда хочу, туда лечу. Я тоже раньше, как ты, жил с предками. И они мне вечно говорили: делай то, делай се. Надоело мне это все это и я теперь живу в свободной стране ДДР.
- А что такое ДДР?
- А, это Детская Демократическая Республика. Там живут только дети. Живут, как им нравится, делают, что им нравится. Лафа!!!
- А как туда попасть? — с интересом спросил Ваня.
- Да легко! Я могу перенести тебя туда. Хочешь?
- Ну-у, я не знаю...— замялся Ваня.
- Что, боишься, мама с папой заругают? — ехидно передернул Рэмбо.
- Вот еще! Давай!!!
Рэмбо взял Ваню за руку, и на следующие 10 секунд они оказались в полном мраке, где не было видно даже кончика собственного носа. Ваня чувствовал только сильный ветер навстречу. Было такое ощущение, что они несутся с бешеной скоростью по темной трубе.
Но вот труба закончилась, и Ваниному взору предстала любопытная картина. Огромная площадь, а на ней всевозможные аттракционы, игровые автоматы, лавки с мороженным, колой, жвачками и прочими вкусностями через каждые 100 метров и многое, многое другое. Всюду гуляли дети разных возрастов, смеялись, разговаривали, ели мороженное, катались на роликах. Да, это место явно нравилось Ване.
— Ну ладно, ты тут осваивайся, а мне еще в пару мест нужно забежать. Пока! — протараторил Рэмбо и скрылся среди пестрой детской толпы.
«Так, с чего бы мне начать?» — подумал про себя Ваня, огляделся и побежал на один из аттракционов, на который его никогда не пускали, потому что ему не хватало каких-то 2-х сантиметров роста.
Через пару часов Ваня уже до тошноты наелся мороженного, гамбургеров, хот-догов и прочей ерунды, нажевался всяких жвачек, перекатался на дюжине аттракционов и приобрел массу новых знакомств. Вдруг, откуда ни возьмись, появился Рэмбо с взволнованным лицом и, задыхаясь, выпалил:
- Там эти... твои родители, как они сюда попали, не знаю!
- Что???
- Что-что, твои предки здесь!!! — заорал Рэмбо.
- Ну вот, а я думал, что останусь здесь навсегда. Теперь такую взбучку дома устроят.
- Думаю, до этого дело не дойдет. Дело в том, что в нашей стране нет места взрослым, они здесь как враги народа. Именно поэтому твоих предков уже арестовали и будут судить. У нас ведь демократическая республика.
- Аза что? — испуганно проговорил Ваня.
- Как за что? — возмутился Рэмбо.— Они ведь плохо обращались с тобой. Или ты уже забыл?
- Нет, не забыл.
- Ну, тогда приходи сегодня в шесть часов вон в тот белый дом с колоннами. Там у нас суд. Не опаздывай, ты главный участник процесса. Ты — жертва.
- Ладно. Уж я им задам сегодня!
Вечером, в шесть часов, как и было условлено, Ваня явился в большой белый дом, который располагался неподалеку от площади. Он зашел в зал, где было полным-полно детворы. Зал был, как в настоящем суде, как показывают в иностранных фильмах. Ряды для публики, скамья подсудимых с конвоем, место судьи с большим кожаным креслом, отдельные столы обвинителя и защитника.
— Привет, ты вовремя. Пошли, твое место рядом с обвинителем,— протараторил Рэмбо, внезапно вынырнув из толпы.
Он схватил Ваньку за руку и потащил сквозь галдящую ребячью толпу на противоположную сторону зала. Только они успели добежать до места и устроиться поудобнее на жесткой деревянной скамье обвинителя, как гомон прекратился и судья объявил начало процесса. Пока обвинитель описывал тяжелую жизнь Вани с родителями, Ваня с интересом рассматривал диковинный зал, и так увлекся, что не сразу заметил своих предков. Они сидели на скамье подсудимых, окруженные воинственного вида ребятишками, которые, повидимому, были конвоем. Вид у родителей был растерянный, они не понимали, где и зачем находятся, и, кажется, совсем не слушали обвинительную речь.
— Вы плохо обращались с несчастным ребенком,— громогласно вещал обвинитель, кучерявый подросток лет четырнадцати,— вы ругали его по пустякам, вы не купили ему собаку, ролики, новый велосипед, не разрешали смотреть телевизор, играть на компьютере, заставляли делать уроки. Вы не достойны быть родителями этого чудного мальчика. Мы приговариваем вас к вечному изгнанию из нашей страны без права переписки и свиданий с сыном.
При последних словах Ванины родители, словно очнувшись, вместе вскочили и принялись возражать судье, но их уже никто не слушал. Весь зал колыхался как большая живая волна, а в воздухе стоял противный свист, улюлюканье и галдеж раззадоренной ребятни.
Ваня же в течение всего этого времени размышлял о своей жизни с родителями. Ведь ее, если признаться честно, нельзя было назвать полным кошмаром. Напротив, было столько хороших моментов: каждое воскресенье мама печет свои потрясающие пирожки, а иногда готовит торт, после которого хочется облизать все пальцы, а в животе становится тепло и уютно, а папа летом берет его на рыбалку, разрешает копаться вместе с ним в гараже, и даже подавать ключи и завинчивать гайки. Он вспоминал, как мама отпаивала его горячим чаем с вареньем, когда он болел, и не отходила от него ни на минуту. А однажды папа достал ко Дню рождения супердефицитные билеты на футбольный матч, и потом ребята завидовали ему, что он видел это на самом деле. «А ведь они у меня классные,— пронеслось в голове у Вани.— Ой, что же это я тогда молчу, надо же действовать, а то будет поздно!»
- Стойте, стойте! — закричал Ваня,— я передумал. Они ни в чем не виноваты. Я хочу вернуться с ними домой.
- Это невозможно. Никто из детей, попавших сюда однажды, не может вернуться домой. Ты останешься здесь навсегда, а твои родители отправятся домой прямо сейчас. Уведите их,— строго ответил ему кто-то важный, в черной судейской мантии.
Ребята-конвоиры начали толкать родителей к выходу. Ваня бросился к ним, но ему было невозможно пробраться сквозь толпу вскочивших с мест мальчишек и девчонок, он отчаянно работал локтями до тех пор, пока родители окончательно не исчезли из вида. И тут Ваня закричал... и проснулся.
Он увидел, что находится в своей комнате, а в окно уж давно светит теплое весеннее солнце. «Фу-у-х, это был всего лишь сон»,— тихонько прошептал мальчик.
Вскочив с кровати, Ваня со всех ног побежал на кухню и как вихрь ворвался в нее, только чудом ничего не снеся на своем пути. Там он увидел маму, готовящую завтрак.
— Быстро иди в ванную, завтрак почти готов, и не ходибосиком по полу,— строго сказала она.
— Ща мам — радостно кивнул Ваня и бодро направился в ванную, но внезапно остановился в дверях и медленно проговорил:
- Я вас с папой сильно-сильно люблю. Вы самые классные родители на свете.
Вопросы для обсуждения
Что еще могло бы не нравиться Ване в родителях? Почему вдруг Ваня передумал?
Что изменилось в отношении Вани к родителям после Последние слова в истории - почему Ваня их произнес?
СКАЗКИ ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ
В качестве приложения к сказкам для детей мы приводим две сказки «для взрослых». Одна из них говорит о проблемах, волнующих всех, кто когда-либо сталкивался с тем, что люди называют простым словом «любовь». Вторая сказка возвращает нас к нашему детству, учит тому, как смотреть на мир глазами ребенка, показывает необычайную и подчас недоступную нам глубину детских переживаний.
Жила-была Девочка...
Жила-была Девочка. Была она легка и нежна, как бабочка. Душа ее была соткана из нежной утренней дымки и пряного зноя лета, а в груди билось сердце лани. Больше всего на свете она любила слушать, как поют птицы, журчит ручей и ветер шумит в густой листве. Она наслаждалась этими мелодиями и пела вместе с ними. Потом Девочка сама научилась сочинять Музыку, и это было самое большое для нее удовольствие. Питалась она солнечным светом и радостью. Лишь изредка легкая грусть окутывала Девочку, но она не знала, что эту грусть навевало. Так она и жила — дружила со зверями, птицами, с каждым деревцом и травинкой. Однажды Девочка, слушая шум ручья, задумалась, и опять неясная грусть проникла в ее сердце. И в этот момент послышался незнакомый ей звук. Она обернулась и увидела Мальчика — под его ногой хрустнула ветка. Мальчик заметил Девочку и удивленно замер. Он никогда не видел такой красивой девочки, таких трогательно-прекрасных глаз, смотрящих на него. Он подошел к ней, сел рядом и заговорил. Так началась их Дружба. Они всегда встречались у ручья и долго-долго разговаривали. Девочка рассказывала ему про Музыку, научила его слушать ручей, а Мальчик очень любил ветер и рассказывал ей про необъятные просторы и гуляющие там ветры. Шло время. Мальчик и Девочка очень привязались друг к другу, чувствовали в другом родственную душу и все-все рассказывали о себе. Но у Девочки было ощущение, что есть у Мальчика какая-то тайна. Только она никогда его об этом не спрашивала — захочет, расскажет сам, а может, и тайны-то никакой нет, просто ей кажется.
И вот однажды Мальчик не пришел к ручью. Девочка ждала его целый день. И на следующий день. И на третий. Тревожно стало Девочке. И очень одиноко. Сидела она у ручья одна, вспоминала дни, проведенные с Мальчиком, и слезы капали из ее чудесных глаз — какое-то новое чувство зародилось в ее сердце и проникало в каждую клеточку. Так, в разлуке с Мальчиком, Девочка узнала, что такое Любовь. С каждым мгновением Любовь крепла, и с каждым мгновением росла ее тревога за Мальчика. Проходили дни, которые казались ей тусклыми и неинтересными. В один из таких дней опечаленная Девочка пришла к ручью и — о чудо — увидела Мальчика, сидящего на прежнем месте. Она радостно его окликнула, Мальчик вскочил, обернулся. Как она не замечала раньше, какой он статный, мужественный и красивый. Оказывается, с момента их первой встречи прошло очень много времени и оба выросли — Девочка стала Девушкой со стройным гибким станом, легчайшей походкой, с нежной, как цветочная пыльца, кожей, струящимися, как ручей, длинными волосами, с губами, похожими на бутон лилии, окрашенный восходом во все оттенки розового цвета. Она была похожа на лесную фею. Мальчик стал Юношей — сильным, ловким как барс, храбрым как воин и при этом нежным как теплый ветерок. А самыми прекрасными были их глаза — они лучились Любовью. Мальчик, пока не виделся с Девочкой, тоже почувствовал Любовь, и теперь они смотрели друг на друга и молчали — слова излишни, когда говорят чувства, их взгляды были красноречивее.
С этого момента Любовь подарила им крепкие белые крылья и их сердца парили над землей. Они взлетали высоко-высоко на качелях своей Любви и стремительно проносились над лугами и лесами, и всякий раз у них замирало дыхание от Счастья. Мальчик подарил Девочке горы — двумя ястребами пролетали они над заснеженными вершинами, наслаждаясь холодноватым простором. Девочка подарила Мальчику леса — двумя оленями лежали они на шелковистой траве и трепещущими бархатными ноздрями вдыхали запахи цветов и деревьев. Они играли, становясь двумя ручьями,— расходились, прятались друг от друга в траве, едва струясь, шумно прыгали с камня на камень, а потом, слившись воедино, бурным потоком впадали в море. Питались они солнечным светом и своим Счастьем. В их мире не было ночи, лишь изредка они укрывались от жаркого дня в прохладной тени сосен и дремали, убаюканные стрекотанием кузнечиков.
Но вдруг стало темнеть и солнечный свет померк. Девочка была в недоумении, что такое происходит, а Мальчик побежал на утес, посмотреть на небо. Девочка нашла его сидящим на краю обрыва, с тоской и печалью смотрящим на горизонт. Огромная темная Туча, клубясь и сверкая молниями, наползала на солнце. Девочка очень испугалась — не столько Тучи, сколько того взгляда, которым Мальчик наблюдал за ней. Мальчик заметил это и рассказал Девочке историю. Он был творением этой Тучи. Неизвестно, как такая мрачная туча смогла создать такого светлого Мальчика. Мальчика ослепляли молнии и оглушал гром, ему было неуютно в Туче, ему не нравились темнота и сырость, поэтому он убежал. Так же, как и Девочка, он чувствовал смутную тоску и потребность что-то искать. Тогда, сбегая от Тучи, он не знал, что ему нужно найти, и только познакомившись с Девочкой, понял — он искал радостные улыбки, теплые взгляды, счастливый смех. Он искал Любовь. И нашел ее. А все это время Туча искала его. И один раз она уже почти догнала его, только он стал запутывать следы и направил Тучу в ложном направлении. Это было тогда, когда он исчез и не виделся с Девочкой некоторое время. Вот она, та тайна, которую смутно чувствовала Девочка. А теперь Туча нашла его, она очень злилась. Она хотела забрать Мальчика с собой. Вот уже все небо заполнилось ее разгневанностью. Стало совсем темно, начался дождь, затем пошел снег, холодный колючий ветер бил в лицо и сбивал с ног. Гром грохотал так, что камни падали с гор. Сверкали молнии. Когда они с треском попадали в деревья, начинались лесные пожары. Все звери и птицы попрятались, все листья были сорваны, а цветы растоптаны безжалостным ураганом. Мальчик и Девочка бежали сквозь голые леса, безжизненные поляны, перепрыгивали через замерзшие ручьи, прятались от снежных лавин, спасая свою Любовь, свой Счастливый Светлый Мир, но везде над ними висела разгневанная Туча. И когда они выбились из сил, Мальчик обернулся к Туче, загораживая собой Девочку, закинул голову и крикнул Туче изо всех сил, что они не сдадутся,— пусть она их оставит в покое. Пуще прежнего стала бесноваться Туча, гром стал громче, а молнии засверкали чаще — что же это за дерзкая девчонка, с которой так счастлив ее Мальчик. И вдруг... одна молния попала прямо Девочке в Сердце, а поскольку сердце Мальчика было слито с ним в единое целое, то и оно оказалось насквозь пронзенным. Туча не ожидала, что так получится, и долгий-долгий дождь полился на землю. И в этот момент произошло удивительное волшебное превращение: влюбленные растворились и Девочка стала Землей, а Мальчик — Небом.
Долго еще Туча поливала Землю холодными дождями, молниями расщепляла деревья и пугала зверей и птиц раскатами грома. Но она не могла поглотить Небо, которым стал ее мальчик: Небо было слишком высоко и слишком необъятно. Небо было вечно, Земля могуча, и Туча стала казаться им небольшим облачком. Сначала они грустили, Мальчику и Девочке казалось, что они никогда уже не встретятся, не смогут наслаждаться своим Счастьем, они думали, что у них отняли их Любовь. Но потом они поняли: это был Великий Дар — быть вместе, любить друг друга, теперь же главное не потерять Любовь, а дарить ее, излучать ее всем своим существом, возвышать ее до самого неба и проникать ею даже в самые глубокие пещеры. Любовь между Небом и Землей ничуть не ослабла. Она оставалась такой же горячей, такой, что испарила Тучу. И произошла удивительная вещь: мир счастливого смеха, нежных улыбок, хрустальной Музыки и Любви, мир, принадлежавший только Мальчику и Девочке, становясь все ярче и богаче, заполнил все пространство между Небом и Землей. Вновь выглянуло солнышко, вновь ручьи весело перепрыгивают с камешка на камень, вновь лес шумит густыми кронами, волнуются необъятные луга, в горных просторах искрятся величественные снежные вершины и каждое движение в это мире отзывается Божественной Музыкой. Днем Земля смотрит в бездонное голубое Небо, радует его пестрым убранством из цветов и ласкает его слух птичьим пением. В этом мире появились ночи, и они стали самым романтичным временем суток. По ночам Небо раскидывает над Землей звездный шатер, а чтобы Земле не надоело смотреть на одни и те же созвездия, Небо всякий раз передвигает его. Именно по ночам Небо целует Землю лунными лучами, и они шепчут друг другу слова Любви.
Каждый зверь и птица, каждое дерево и травинка, все люди, которые впоследствии появились на этой Земле, очень любили свой мир и друг друга. Они не могли объяснить это словами, просто это была их жизнь: каждый был открыт, каждый дарил свою любовь всему, что его окружало, в сердце каждого жила Надежда. Они не знали что происходит это потому, что Земля и Небо Любят друг друга. Что прежде чем Любовь Земли и Неба попадает друг к другу, она проходит через сердца людей, через зверей и птиц, через деревья и травы, ручьи и моря, через каждую былинку. Они не знали, что этот мир соткан из Любви и Надежды. Что он создан Небом и Землей. Что это Их Мир. Они этого не знали. Но все люди этого мира очень любили старую-старую легенду и по вечерам, задумчиво глядя на звезды, рассказывали ее своим детям. «Жила-была Девочка. Была она легка и нежна, как бабочка. Душа ее была соткана из нежной утренней дымки и пряного зноя лета, а в груди билось сердце лани...»
Мамин подарок
Он сидел на песке и, пропуская между пальцев песчинки, думал о мамином подарке.
На ладошке осталось несколько крупинок и он, вобрав в себя как можно больше воздуха, устроил смерч, отнесший их далеко в неизвестность.
«Так что же мне подарит мама?». Воображение, уже достигшее почти шестилетней зрелости, нашептывало и преподносило множество разных, совсем не похожих друг на друга грез.
Непроизвольно рука взметнулась в неведомом порыве и приникла к губам. Тот палец, что чаще других взывал «хочу!» нашел себе приют в теплом и влажном пространстве рта.
«Велосипед»,— выкрикнуло воображение и замолчало, как будто выжидая. Возникшая властная пауза сопровождалась сладким причмокиванием. «Двухколесный и быстрый»,— не выдержало воображение. Возникшая следом пауза затянулась.
Свободная рука потянулась к песку за новой пригоршней, а губы удивленно и мечтательно прошептали: «Да-а».
«А может, самолет,— не унималось воображение,— не пластмассовый-игрушечный, а такой, чтобы летал. Запустишь его — он летит и снова к тебе возвращается».
Мечтательно-сладкие причмокивания сопровождали картинки возникающих грез. Струйки песчинок стекали в ущелья пальцев, постоянно пополняемые с заботливостью мечтателя. Голова шла кругом от такого обилия возможного счастья.
«Да-а»,— удивленно то и дело проносилось в пространстве. Вечерняя роса уже опустилась на землю, по ногам пробежала волнующая волна холодка и откуда-то издалека донесся голос, зовущий вернуться в обычный мир, пока без праздничной суеты,— мир еды и сна.
Хороводы грез стали проводниками в утро, теребя сон приливами возбуждающего счастья: плюшевые собаки оживали и мокрыми, доверчивыми носами тыкались в коленку; настоящие машины подъезжали, распахивая двери...
Утро застало его онемевшим от предвкушений. Дажелалец уже не искал себе убежища, а доверчиво тянулся навстречу наступающему дню.
За стенкой уже гремела посуда, но звуки были приглушенно-осторожными, ведь мама старалась не разбудить раньше времени праздничное утро.
«Я уже не сплю»,— хотелось выкрикнуть ему, но, сдержавшись и грустно одев тапочки, он отправился умываться. Вернув свежесть установившемуся времени, мальчик замер в ожидании.
Вскоре послышались тихие шаги, дверь приоткрылась и в комнату вошла мама, что-то держа в отведенных за спину руках. Казалось, родившееся утро расцвело светом жизни, обретя дыхание и нежность.
«Мой подарок!» — сказала она, протягивая к нему руки. Во рту почему-то стало сухо, а сердце, словно старый филин, разохалось в груди.
На его ладони лежал мяч, разрисованный материками и океанами, горами и равнинами, городами и пустынями — НО... всего лишь мяч...
Филин где-то внутри разохался пуще прежнего, грозя вызвать ливень.
Задрожав от обиды и горечи, желая отделаться от причиняющего такую боль предмета, мальчик яростно отшвырнул его.
Он очнулся через несколько мгновений, растерянно смотрящим в угол. Только-только невидящий мокрый взгляд оторвался от стекла и теперь искал пристанища.
А под столом лежал несчастный подарок, поблескивая серебристым боком — океаном.
Неожиданно с большим удивлением мальчик обнаружил, что рука, швырнувшая мяч,— мокрая.
Тупо смотря в угол, он, находясь в пространстве безмыслия, поднес ее ко рту и облизнул пересохшими губами.
Убегая вдаль, время оставило на них солоноватый, пока неведомый привкус моря.
Спасибо за внимание!
Наш адрес:
Саратовская область., г.Ершов
Ул.Мелиоративная , д.39
Телефон:
8(84564)5-71-52
Составитель:
Специалист по социальной реабилитации Смирнова М.А