Программа учебного предмета "Фортепиано" дополнительной общеразвивающей общеобразовательной программы в области музыкального искусства "основы игры на музыкальном инструменте" (1год обучения , для детей 5,6. лет)

Носова Наталья Петровна

Программа учебного предмета "Фортепиано" разработана с учетом федеральных государственных требований к дополнительным общеразвивающим программам . Представленная программа предполагает освоение навыков игры на фортепаино первого года обучения для детей 5,6 лет и предполагает развитие из природных задатков с целью подготовки к освоению дополнителной предпрофессиональной общеобразовательной программы "Фортепиано". Основная задача педагога класса фортепиано:  воспитание художественного мышления, развитие личной инициативы в  трактовке музыкального произведения, формирование пианистических навыков и эстрадно- исполнительских качеств. На начальном этапе обучения важно научить детей слушать,  вызвать эмоциональный отклик на музыкальные образы. Большое значение в стимулировании мотивации к занятиям музыкой имеют первые уроки. Личность педагога, его эмоциональная вовлечённость, заинтересованность, профессиональная компетентность, в том числе в вопросах возрастной психологии. В начальный период обучения необходимо максимально использовать способности ребёнка к подражанию.  Пение, подбор по слуху, транспонирование способствуют возникновению чётких музыкальных представлений и предшествуют началу обучения игре на фортепиано. Музыка, звучащая на уроке, движение под неё, пение и совместное музицирование создают необходимый эмоциональный тонус, который служит благоприятным условием для формирования практических инструментально-исполнительских навыков. Решая эти задачи можно выделить 4 направления:2.1. Воспитание художественного мышления: целостное восприятие музыкально - образных явлений и  их осознание. Любопытство, повышенный интерес  к знанию проявляется уже в раннем возрасте. Ребёнок инстинктивно стремится посмотреть, потрогать, испытать и особенно подражать действиям взрослых. Эти свойства могут быть успешно использованы  в музыкальном воспитании детей. Мелодия, содержание песен, ритмически пульсирующие игровые движения  непосредственно и одновременно влияют на эмоциональное чувство детей.  Эстетическое воздействие музыкального произведения оставляет глубокий след, если учащийся ощущает его через личное активное исполнение. При этом необходимо разучивать песни (пьесы),2.2. Творческая деятельность. Задания по подбору по слуху, импровизации, развитие навыков чтения с листа, контрольные задания для самостоятельной работы на более лёгком учебном материале. Исходным пунктом может быть работа над мелодией, которая дает наиболее яркое переживание ладовых соотношений. Ладовое чувство – это эмоциональное переживание определенных соотношений между звуками. Оно является эмоциональной способностью. Проявляется это в том, что каждый звук мелодии воспринимается не сам по себе, а в его отношении к устойчивым звукам. Слуховые представления проявляются в способности воспроизведения мелодии голосом или подборе ее по слуху на инструменте. Огромное значение имеет  мелодический, песенный материал, его последовательность, которая в конечном итоге формирует у ребенка ощущения лада. 2.3. Формирование практических навыков включает в себя освоение навыков планирования действий, развитие двигательных навыков, освоение аппликатурных принципов. Непринуждённая прямая посадка, активный мышечный тонус, координированные движения всей руки и пальцев, ощущение клавиатуры -  залог успеха ученика в овладении фортепиано.                               соответствующие возрасту ребенка. для понимания ученика на данном этапе.  2.4. Теоретический материал. В процессе изучения музыкального произведения педагог   должен использовать любой повод для сообщения ученику разнообразных теоретических и исторических сведений, доступных для понимания ученика на данном этапе.  Большой объём материала, разнообразие учебных задач, необходимость соблюдать их последовательность предполагает фиксацию всего учебного материала в  индивидуальном плане учащегося, который выполняет функцию индивидуальной образовательной программы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл up_fortepiano.docx72.29 КБ
Файл prilozhenie_1_k_up_fortepiano.docx1.37 МБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное бюджетное учреждение

дополнительного образования

Детская музыкальная школа г. Тынды

Программа  учебного предмета  

«Фортепиано»

дополнительной общеразвивающей общеобразовательной программы

в области музыкального искусства

«Основы игры на музыкальном инструменте»

                                        (1 год обучения, для детей 5,6 лет).

г. Тында

2019 г.

Рассмотрено:                                                 Утверждаю:

МС                                                               Директор МОБУ ДО ДМШ

Протокол № 1 от  29.08. 2019                    г. Тынды  29 августа 2019 г.

Зам. директора по УВР С.В. Чусова              ___________Н.П. Носова  

                                                                       

        Организация-разработчик: Муниципальное образовательное бюджетное учреждение дополнительного образования Детская музыкальная школа              г. Тынды.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             

Автор:  Носова Наталья Петровна, преподаватель по классу фортепиано  высшей квалификационной категории.

         Рецензент:    Пересецкая Валерия Львовона – методист, заведующая фортепианным отделением ДШИ г. Нерюнгри, преподаватель по классу фортепиано высшей квалификационной категории,  отличник культуры Республики САХА (Якутия).

Количество страниц: 38 (с приложениями).

Структура программы учебного предмета

I. Пояснительная записка:

1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;

2. Основные задачи начального  обучения;

3. Срок реализации учебного предмета;

4.  Объем учебного времени;

5. Форма проведения учебных аудиторных занятий:

6. Основные методы обучения;

7.Описание материально-технических условий реализации учебного предмета «Фортепиано».

II. Содержание учебного предмета «Фортепиано»:

1. Требования по месяцам обучения;

2. Примерный репертуарный список.

III. Требования к уровню подготовки обучающихся.

IV. Формы и методы контроля, система оценок.

V. Методическое обеспечение учебного процесса.

VI.  Приблизительный список нотной литературы.

VII. Список используемой методической литературы.

Приложения 1,2,3,4,5,6,7,8.

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе

Программа учебного предмета «Фортепиано» разработана с учетом федеральных государственных требований к дополнительным общеразвивающим общеобразовательным программам. Представленная программа предполагает  освоение навыков игры в фортепианном классе  первого  года обучения для детей 5,6 лет и предполагает развитие их природных задатков с целью подготовки к освоению дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы «Фортепиано».

2.Основные задачи начального обучения.

Основная задача педагога класса фортепиано:  воспитание художественного мышления, развитие личной инициативы в  трактовке музыкального произведения, формирование пианистических навыков и эстрадно- исполнительских качеств. На начальном этапе обучения важно научить детей слушать,  вызвать эмоциональный отклик на музыкальные образы. Большое значение в стимулировании мотивации к занятиям музыкой имеют первые уроки. Личность педагога, его эмоциональная вовлечённость, заинтересованность, профессиональная компетентность, в том числе в вопросах возрастной психологии. В начальный период обучения необходимо максимально использовать способности ребёнка к подражанию.  Пение, подбор по слуху, транспонирование способствуют возникновению чётких музыкальных представлений и предшествуют началу обучения игре на фортепиано. Музыка, звучащая на уроке, движение под неё, пение и совместное музицирование создают необходимый эмоциональный тонус, который служит благоприятным условием для формирования практических инструментально-исполнительских навыков. Решая эти задачи можно выделить 4 направления:

2.1. Воспитание художественного мышления: целостное восприятие музыкально - образных явлений и  их осознание. Любопытство, повышенный интерес  к знанию проявляется уже в раннем возрасте. Ребёнок инстинктивно стремится посмотреть, потрогать, испытать и особенно подражать действиям взрослых. Эти свойства могут быть успешно использованы  в музыкальном воспитании детей. Мелодия, содержание песен, ритмически пульсирующие игровые движения  непосредственно и одновременно влияют на эмоциональное чувство детей.  Эстетическое воздействие музыкального произведения оставляет глубокий след, если учащийся ощущает его через личное активное исполнение. При этом необходимо разучивать песни (пьесы), соответствующие возрасту ребенка.  

2.2. Творческая деятельность. Задания по подбору по слуху, импровизации, развитие навыков чтения с листа, контрольные задания для самостоятельной работы на более лёгком учебном материале. Исходным пунктом может быть работа над мелодией, которая дает наиболее яркое переживание ладовых соотношений. Ладовое чувство – это эмоциональное переживание определенных соотношений между звуками. Оно является эмоциональной способностью. Проявляется это в том, что каждый звук мелодии воспринимается не сам по себе, а в его отношении к устойчивым звукам. Слуховые представления проявляются в способности воспроизведения мелодии голосом или подборе ее по слуху на инструменте. Огромное значение имеет  мелодический, песенный материал, его последовательность, которая в конечном итоге формирует у ребенка ощущения лада.                                                      

2.3. Формирование практических навыков включает в себя освоение навыков планирования действий, развитие двигательных навыков, освоение аппликатурных принципов. Непринуждённая прямая посадка, активный мышечный тонус, координированные движения всей руки и пальцев, ощущение клавиатуры -  залог успеха ученика в овладении фортепиано.

2.4. Теоретический материал. В процессе изучения музыкального произведения педагог   должен использовать любой повод для сообщения ученику разнообразных теоретических и исторических сведений, доступных для понимания ученика на данном этапе.  Большой объём материала, разнообразие учебных задач, необходимость соблюдать их последовательность предполагает фиксацию всего учебного материала в  индивидуальном плане учащегося, который выполняет функцию индивидуальной образовательной программы.

       Чем меньше ребёнок, тем более преподавателю необходимо уделять внимание на развитие сенсо- моторных навыков. Несомненно, что основой для этого являются отзывчивость ребёнка на музыку, постепенное вовлечение его в процесс осмысления музыкальных образов.

     В возрасте 5,6 лет основным условием благоприятного введения ребёнка  в сложный процесс обучения игры на фортепиано является ориентация на особенности детской физиологии: подготовка всех  органов чувств, развитие которых необходима для игры (зрение, слух, осязание, моторика). Сенсорные системы и опорно - двигательный аппарат тесно взаимосвязаны. Необходимо найти такое положение головы,  при котором  и нотный текст и клавиатура одновременно находятся в поле зрения. При этом ориентиром служат чёрные клавиши, они наиболее чётко запечатлеваются в поле зрения. Впоследствии при чтении с листа ребёнок может вслепую ориентироваться на клавиатуру, сохраняя в поле зрения всю фактуру пьесы. Это облегчает задачу организации игрового аппарата, помогает в развитии  координации движений обеих рук, избавляет от излишнего напряжения. В то же время отсутствие напряжения при выполнении сложных движений позволяет продуктивно работать зрительно - слуховому аппарату. Хорошо развитое осязание подушечек пальцев снимает необходимость постоянно контролировать положение пальцев на клавиатуре, оставляя возможность для вслушивания и зрительного охвата нотного текста. При чтении нот с листа связь между зрением и слухом проявляется особенно ярко. При игре на фортепиано взаимодействуют все сенсорные системы. Происходит развитие слуха: мелодического, гармонического, внутреннего слуха. Формируется процесс: вижу, слышу, играю. Решающее значение для успешного развития учащегося имеет правильный подбор репертуара, который бы соответствовал музыкальным задаткам ученика, его психо – физиологическим  возможностям.

           Ребёнок в 5,6 лет  эмоционально воспринимает действительность, он непосредствен, любознателен, но не способен на длительное сосредоточение. Необходима частая смена деятельности. Закрепление материала требует постоянного возвращения и многократного  повторения с  показом преподавателя, со словесными уточнениями, помогающими ребёнку организовать свои действия для воплощения музыкального образа.

       Чем меньше возраст ребёнка, тем длиннее относительный донотный  период обучения. Включение сенсорных систем должно происходить  последовательно -  от эмоционального восприятия через возникшую мотивацию, конкретные двигательные действия  к звуковому воплощению.

3.Срок реализации учебного предмета «Фортепиано=  1 год, 33 недели.

4. Объем учебного времени – 2 часа в неделю.

5. Форма проведения - индивидуальный урок 35 минут для детей 5 лет , 40 минут для детей 6 лет.

6. Основные методы обучения.

Музыкальное воспитание необходимо начинать в дошкольном возрасте, недополученные в детстве музыкальные эмоции невозможно восполнить в старшем возрасте.

- Наглядный метод представляет собой комплекс занятий, на котором преподаватель подает основные знания путем личного примера. Для детской музыкальной школы  этот метод характеризуется исполнением мелодий для детей с целью повышения музыкального восприятия, чувства ритма и эмоционального ощущения.

- Теоретические (или словесные) знания  доводятся до ребёнка  с целью предоставления информации об истории музыки, разнообразии музыкальных жанров, средств музыкальной выразительности, известных исполнителях. Особое место занимает изучение детьми нотной грамоте в лёгкой форме на материале известных и доступных по содержанию песенок.  

- Практические методы обучения основаны на непосредственном участии детей в процессе занятия. Это подразумевает совместное исполнение мелодий, практическая игра на фортепиано. Такой метод обучения способствует повышению коммуникабельности дошкольников, а также дает возможность гармонично развивать природные задатки ученика.

Важное условие успешной работы с  детьми дошкольного возраста – постоянное сотрудничество с родителями. Необходимо донести до родителей, что для занятий ребёнку необходимо наличие  музыкального инструмента дома,  стул, необходимые подставки под ноги и на сиденье стула для регуляции высоты по росту или устойчивый регулируемы по росту стул.  

7. Материально технические условия.

Муниципальное образовательное  бюджетное учреждение дополнительного образования Детская музыкальная школа г. Тынды  располагается в отдельно стоящем здании, находящемся в оперативном управлении. Школа имеет в  своем распоряжении: административные и подсобные помещения, 5  учебных классов для проведения индивидуальных занятий  (фортепиано), в каждом классе по два пианино, подставки разной высоты; 2 класса для групповых занятий по теоретическим дисциплинам, концертный зал с роялем, библиотека, компьютер, ноутбуки, выход в интернет.

II. Содержание уроков «Фортепиано»

        1 четверть: сентябрь, октябрь. 16 уроков.

       Знакомство с устройством инструмента, с фактическим возникновением звука (необходимо продемонстрировать ребенку как работает «механика» инструмента, открыть все крышки, показать на практике как работают молоточки, демфера, педаль и т.д.)

Знакомство с регистрами.  «Кашалот»: «Вот из тёмных вод, поднимается с волною кашалот, а вокруг светло, светит солнышко, стайки птичек летят в вышину, ночью звёздочки, днём ни облачка, ветерок лишь колышит волну, но кашалоту всё равно, он уплывёт опять на дно». Стишок – пьеса  исполняется по чёрным клавишам по всей клавиатуре снизу вверх и наоборот.

Освоение клавиатуры (названия клавиш). Упражнение:  Артоболевская  А.:  «До, ре, ми, фа, соль, ля, си – села кошка на такси» и «До, си, ля, соль, фа, ми, ре - ест морковное пюре» и др.

  • Понятие «вверх»,  «вниз» по клавиатуре;

-извлечение звука 3 пальцем (некоторые дети- 2): ощущение веса руки, свободы 1 пальца, гибкости кисти,  кончика пальца ( «подушечки»). Упражнение «Радуга», «Парашютик», «Снежинка» ит.д.;

Знакомство с октавами (теоретическое и практическое);

-упражнение «Радуга» (переносы по октавам).

-упражнения «Перелёты», «Разлёты» на белых и чёрных клавишах.

-упражнение «Двойняшки», «Тройняшки» (одновременное взятие чёрных клавиш: 2,3 пальцами, 2,3,4 пальцами, переносы по октавам). Приложение 1.

Развитие ладового слуха: пение,  подбор по слуху. (Микита И. «Музыкальный букварь».) Задача: выяснить песенный репертуар детей, повторить его, приступить к разучиванию новых песен и на их основе начать осваивать понятия: пульса, ритма, мелодии.  Этому разделу урока можно отвести до 15 минут на одном занятии. Приложение 2.

- Песня «Зоя с Витей», песня «Стрекоза». Пение и подбор по слуху: V-III в мажоре, графическое изображение на двух линейках (без ключа). Графическое изображение четверти и восьмые: ТА, ти-ти и т.д.

-Знак молчания «МО» (четвертная пауза).

-Песни  «Сверчок», «Гуси» (V- VI в мажоре).

-Такт, тактовая черта. Ритмические упражнения двумя руками (левая пульс, правая ритм). Четвертные и восьмые ноты. Знак повторения. Песня «Охотник и зайчик»(V-VI-III в мажоре);

- Доли такта, размер 2\4. Ритмическое остинато.  Песня «Три брата» (V-III-VI-III  в мажоре). Графическое изображение на двух линейках.

- Сильная  и слабая доли такта. Песня «Ходит зайка по саду» (I-II-III  в мажоре).

-Песня «Муха по небу летала» (V-III-I –II в мажоре).

- Песня «Луговые косари» (V-VI-V-III-I-II-III-II  в мажоре)

- Песенка часового мастера» (V-III-I-III-V-VI-V- «МО»)  и т.д.

Ритмическое развитие: ритмический аккомпанемент к пьесам в     исполнении учителя. Активное слушание музыки (с движением). Понятие «Шаги - доли». Прокофьев С. «Марш» и др. ;

-длительность ТА (четвертная нота,  графическое избражение)

-подбор по слуху: «Андрей - воробей» на одном звуке (ансамбль с учителем)

-игра в ансамбле «учитель - ученик» - ученик аккомпанирует учителю на одном  звуке, выдерживая пульс  (медленное чередование долей). Учебники: «Путь к музицированию»- Баренбойм Л., « В музыку с радостью» -Геталова О. Визная И.,

 «Малыш за роялем» – Лещинская И., Пороцкий В.

Организация игровых движений. Нон легато. Подбор по слуху. Светит солнышко (соль, фа, ми, ре, до). Пение. Знакомство с фразой, дыханием. Подбор мелодии – поступенное движение вверх, вверх  и вниз («Как под горкой, под горой» и др.) Все виды деятельности на уроке тесно переплетается между собой, часто сменяют друг друга, повторяют и закрепляют предыдущую работу. Незаметно добавляются новые задачи и подается новая информация, которая обязательно должна быть закреплена на практике;

-упражнения на расслабления мышц («Шалтай -  балтай» и др.)

-понятия «вес руки», «зажатый», «свободный»

-посадка за инструментом (постоянный контроль)

-названия пальцев и цифровые обозначения

-упражнения для самостоятельности пальцев со стишками и считалками

-упражнение  «Колечки»: 1,2;.1,3; 1,4; 1,5 – все пальцы смотрят в ладошку

Слушание музыки. Пьесы из «Детского альбома» П.И. Чайковского.

Донотный (относительный) период обучения продолжается от 8 до 16 уроков в зависимости от возраста  и музыкальных задатков ученика. В этот период происходит организация крупных движений, ребёнок получает значительный запас музыкальной терминологии, изучает клавиатуру, знакомится с длительностями нот, учится следить глазами по горизонтали за строкой слева направо. На практике овладевает понятиями выше, ниже по клавиатуре. Начинается развитие музыкального мышления, всех  компонентов музыкального слуха, возникает более устойчивая мотивация к обучению. Знакомство с клавиатурой и регистрами. Названия клавиш. Нотный стан. Длительности, паузы. Уверенная ориентация по октавам.

Ноябрь, декабрь. 14 уроков.

Организация игровых движений.

Организация крупных игровых движений: свободное перемещение рук по горизонтали (по октавам), по вертикали (клавиатура, пюпитр, колени), вертикальное движение запястья при звукоизвлечении;

- упражнения «Радуга» квинтами, квартами, терциями (переносы по октавам);

- подбор по слуху и транспонирование. Светит солнышко от «ля».

-«Та - та два кота» в разных октавах. «Ой,  звоны, звоны» от белых клавиш, от чёрных. «Василёк» (нон легато)

-квинта на коленях, на крышке инструмента, на клавишах. -

-«Светит солнышко» с квинтой.

-«Перелёты, разлёты» двумя руками.

-«Двойняшки», «Тройняшки» по порядку (поочерёдно руками).

  •  Слушание пьесы (песня).
  • Названия пальцев. Стишки. Цифровые обозначения.

Игра всеми пальцами. «Светит солнышко» с 5 по 1. Все песенки

с квинтами. «Утром я встаю, песенку пою» – двумя руками в паралельном движении.

Интервалы. Сказка. Секунда – ёжик (маленький, большой; аппликатура: 1,2; 2,3; 3,4; 4,5).

Терция – Кукушка (аппликатура: 1-3.2-4,3-5). Кварта – солдат (аппликатура: 1-4,2-5). Квинта – собачка (аппликатура: 1-5).

Подбор и транспонирование. «Куда летишь, кукушечка, куда?

Большая терция, малая. При подборе при поступенном движении 2,3,4 пальцы.

-«Вальс собачек» (А. Артоболевская) - проанализировать интервалы (септима, октава).

- Упражнение «Черепаха». Руки в кулачок, вытаскиваем 1 палец и крутим «головой».

- Стаккато (кистевое, с клавиши). «Скок, скок, поскок, молодой дроздок  …».

-Упражнение на ротацию кисти. Баренбойм Л. «Краб» и др.

-Легато. Лига двух нот. «Колыбельная» (Спите, звери, спите, птицы и т.д.)

-Повторение пройденных песенок с соблюдением аппликатурных принципов, штрихами: нон легато, стаккато, короткими лигами.

Ритмическое развитие.

-умение записать ритмический рисунок мелодии. Прохлопать, записать, пережить двигательно (Микита И. «Музыкальный букварь».)

-Упражнение  «ритмическое эхо». Ученик повторяет на одной клавише то, что играет педагог.

-Подбор по слуху песенок с постепенным расширением диапазона.

-Слушание музыки (с паузой). Танец.

  • Игра ритмического аккомпанемента (стоя).

- упражнения: чередование долгих и коротких звуков. Задания: прохлопать, записать.

-Игра вопрос – ответ. Где обедал воробей? -  В зоопарке у зверей. (вопрос играет учитель, ответ – ученик). Элементы импровизации, сочинения.

-Чтение ритмических партитур: «прохлопать с ритмослогами»

 ( двумя руками -  в левой пульс, в правой ритм).

-Записать ритмический рисунок подобранной на слух песенки.

- Такт. Размер. Сильная доля. Игра пройденных песенок по записи     ритмического рисунка.

Ритмические рисунки: пульс (метр) четвертями, ритмический рисунок несложной мелодии в размерах 2/4 и 4/4.

Развитие ладового слуха. Мажор: светло, радостно, твёрдо. Минор: темно, печально, мягко.

-Подобрать окончание к мелодии. Тоника. Лад. («Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдёт …);

  • подбор по слуху песенки, включающей в себя все ступени мажорной  гаммы.

«Видишь, семеро ребят на лужайке встали в ряд, все готовы вдоль реки побежать вперегонки:  (гамма) до, до, ре, ре, ми, ми, фа, фа, соль,  соль, ля, ля, си, си,  До. Мажорная гамма при движении вниз: все готовы вдоль реки побежать вперегонки  » и др. (Микита И.  «Музыкальный букварь»). Приложение 2.

Знакомство с нотами. Изучение нот начинается сразу в скрипичном и басовом ключах. Приложение 3. С графическим изображением нот, с изображением ритмических рисунков ребенок уже знаком, также ему понятен принцип расположения звуков по высоте на линейках, ознакомление с этим происходит практически с первых уроков при подборе мелодий на 1,2,3 звуках.  Во 2 четверти начинается изучение расположения нот в скрипичном и басовом ключах, чтение с листа. (Л. Баренбойм «Путь к музицированию»). Знаки альтерации. Упражнение «Нет печальней нашей доли, мы диезы и бемоли…» (по чёрным клавишам вверх- вниз – пентатоника, аппликатура: 1,2.3.4,5). Чтение простых ритмических рисунков.

Игра по нотам 3 пальцем. Игра по нотам одним пальцем позволяет сконцентрировать внимание ученика на правильном извлечении звука. Сложность для ученика заключается в том, что  при этом он должен смотреть в ноты. В этот период необходимо разучить как можно больше однотипных пьес.

-Упражнение «Следопыт» (чтение нот в поступенном движении без ритмической определённости).

-Штрих нон легато 2, 3, 4 пальцами. Разучивание народных песенок, в том числе в ансамбле с преподавателем (повторение, игра на инструменте песенного материала 1 четверти).

-Игра всеми пальцами. Двойные ноты. Постепенное освоение интервалов от секунды до квинты, начиная со 2, 3, 4 пальцев, подводит к игре 1 и 5 пальцами.

Игра нон легато всеми пальцами. Подбираются пьесы с использованием всех пальцев, в скрипичном и басовом ключах, двумя руками с выдержанным басом, с квинтой.

-Штрих легато. Две ноты под лигой. Пьесы с поочерёдным использованием рук, а также с квинтой. Приложение 4.

-3, 4 ноты под лигой в упражнениях.

-Штрих стаккато. Кистевое стаккато с клавиши.

- Синкопа.

-Сочетание штрихов. Разучивание несложных пьес, позволяющих выработать автоматизм движений и закрепить ранее полученные навыки.

-Гаммы:  До, Соль, Ре мажор каждой рукой отдельно по позициям

3,4) (мажорные звукоряды в одну октаву).

-Подбор по слуху. Чтение с листа, транспонирование.

Чтение с листа.

- Ритм. Чтение ритмических  рисунков: четверти - восьмые (хлопать ладошками).

-«Бусы». Упражнения на графическое восприятие текста. В упражнении закрепляются понятия «вверх- вниз».

- Игра по нотам песенок на одном звуки (изображение нотами  на одной строке в скрипичном ключе). «Андрей – воробей» и другие.  На клавише «До», Ре»  и т.д.

- Игра песенок из  двух звуков. «Дождик». «Ре» - «До» и т.д. Из  трёх звуков, из четырёх, из пяти, из шести.  

- «Бусы» в  скрипичном и басовом ключе. Аппликатура – правило:  «Рядом клавиша  рядом палец, через клавишу - через палец».

- Такт. Тактовая черта. Размер такта.

- Длительности. Прибавляем половинные, целые ноты.

- Игра двумя руками  (поочерёдно).

- Пауза - знак молчания.

- Легато - связное исполнение

Примерный репертуар (разучивание по нотам):

«Во поле берёза стояла» Р.Н.П.

«Во  саду ли в огороде» Р.Н.П.

«Зайка» Детская песенка.

«Не летай, соловей» Р.Н.П.

«Кошка», «Теремок» Детская песенка.

«По малину в сад пойдём» Р.Н.П.

«Тень» А. Островский

«Весёлые гуси» Р.Н.П.

«Пойду ль я, выйду ль я»  Р.Н.П.

«Не летай, соловей» Р.Н.П.

«Кошка» Детская песенка.

« Журавель» М. Красев.

Январь, февраль. 12 уроков.

Игра по нотам:

 -    Штрих легато. Три ноты под лигой (опора на 1 звук).

  • Передача мелодии из руки в руку, а также игра двумя руками.
  • Понятия: Марш. Песня. Танец. 
  • Этюды. Три ноты под лигой, опора на 3 звук.
  • Этюды:4,5 нот под лигой.
  • Длинные лиги в пьесах моторного характера.
  • Длинные лиги в кантилене.
  • Гаммы: каждой рукой отдельно в две октавы. «Зеркало» (двумя руками в противоположном движении.). До, Соль, Ре, Ля, Ми мажор. Ля минор.
  • Тонические трезвучия с переносом по октавам.
  • Хроматические гаммы звеньями по 6  (со снятиями между звеньями).

Развитие ладового слуха. Продолжение выполнения творческих заданий по подбору по слуху и транспонированию (песенный репертуар «Музыкальный букварь» и др.)

Ритмическое развитие. Игра в ансамбле с учителем простейших ансамблей  (Ф Бейер. Упражнения- ансамбли с учителем. №1-3, 5-20).

Ритмические рисунки: пульс (метр) четвертями, заполнение пауз, ритмический рисунок несложной мелодии в размерах 2/4 и 4/4.

Развитие сенсо-моторных навыков. Гаммы и упражнения  в ежедневной домашней работе: До, Соль, Ре, Ля, Ми мажор в 2 октавы каждой рукой отдельно и двумя руками в противоположном движении. Си мажор каждой рукой отдельно в 2 октавы. Фа мажор каждой рукой отдельно в 2 октавы. Ля минор, ми минор, ре минор (натуральные) в 1 октаву каждой рукой отдельно. Аккорды: тонические трезвучия в пройденных тональностях с переносом по октавам. Хроматические гаммы каждой рукой отдельно с любой клавиши, от «Ре»  двумя руками в противоположном движении.

Чтение с листа.

Приложение 5.

- «Назови ноты, подбери аппликатуру»

- «Читай терции и квинты»

- «Читай секунды и кварты»

Примерный репертуар:

«Теремок» Детская песенка.

«Латышская народная песня».

 « Белорусская народная песня».

«Самолет» Детская песенка.

 «Петя - петушок»  Детская песенка.

 «Щенок» Детская песенка

 «Со вьюном я хожу» Р.Н.П.

 «А кто у нас умный» Ан. Александров

 «Птичка» У.Н.П.

 «Елочка» М. Красев

 « Висла»  Польская народная песня.

 « Два дружка - петушка» В. Герчик.

Март, апрель. 14 уроков.

Игра двумя руками с простым аккомпанементом: квинта, секста, терция, трезвучие. Пьесы с элементами полифонии, контрастная полифония, с подголосками, канон. Короткие этюды на крупные движения, на короткие гаммы. Учимся считать шестнадцатые ноты. Шрихи: чередование: поп legato, legato, staccato. Затакт.  Нота с точкой  (Подбор по слуху «Совушка») Приложение 2.

Теоретические сведения.

Звукоряд, гамма, ступени. Устойчивость, неустойчивость.

Развитие сенсо- моторных навыков.

- Упражнения «Кораблик», «Бумажный кораблик». Приложение 6.

                Чтение с листа.

Приложение 7.

               - прочитай аккорд.

Примерный репертуар:

«Слон» (в аккомпанементе 1 звук на сольную долю).

«Корова» (в аккомпанементе 1 звук  на 1 и 3 доли.)

«Про Машу» Ю. Вейсборг.

« Ходила младёшенька по борочку» Р.Н.П.

«Пастушок» (нота с точкой) Р.Н.П.

«Ёжик» В. Ренёв.

«Песня бабушки» Д. Файзи

«Раз морозною зимой» Л. Книппер.

«Зима» Ан. Александров.

«Пони «Звёздочка» Б. Берлин.

«Весёлые путешественники».

«Заинька» Р.Н.П. (квинта в левой руке).

«Ехали медведи» (квинта, секста в левой руке).

Май. 8 уроков.

Подготовка разученных пьес к  исполнению на концерте или классном собрании для учащихся и родителей.

  Примерный репертуар:

«Собирай урожай» А. Филипенко

«Кукле» С. Сароян.

«Земелюшка – чернозём»  Р.Н.П.

«Коровушка» - Р.Н.П.

«Этюд» (соль мажор)  Н. Любарский.

«Полька» К.Л. Друшкевич.

«Кукушка» Ю. Слонов.

«Украинская народная песня»  (фа мажор).

«Этюд» Г. Гумберт.

«Как у наших у ворот»  Р.Н.П.

« Как под яблонью зелёною» Р.Н.П.

«Сороки - белобоки» Б. Маслов.

«Колыбельная» И. Филипп.

«Этюды» Л. Шитте (№1,№2).

«Зима» М. Крутицкий.

« Ночь» армянская народная песня.

«Мой Лизочек так уж мал» П. Чайковский.

«Весёлый ганс» Д.Тюрк.

«Тыном – таном» словацкая народная песня.

«Ёжик» Д. Кабалевский.

«Ариозо» Д. Тюрк.

«Щебетала пташечка» Н. Руднев.

«Родина» Р.Н.П. («Вижу чудное приволье»).

Примерные программы итогового прослушивания:  

*

1. Ю. Вейсберг «Про Машу»

2. Украинская народная песня  Фа мажор

 3. «Как у наших у ворот» Р.Н. П. (двумя руками)

**

1. «Я на камушке сижу» Р.Н.П.

2. Л. Книппер «Раз морозною зимой»

3.  Б. Берлин  «Пони Звёздочка»

                                                            ***

  1. Н. Любарский «Этюд»  Соль мажор

  2. «Пастушок», Ре мажор.

  3. Р.Н. П. «Как под яблоню зелёною» Ля мажор

III. Требования к уровню подготовки обучающихся.

Уровень подготовки обучающихся является результатом освоения программы учебного предмета «Фортепиано», который предполагает формирование следующих знаний, умений, навыков, таких как:

свободная ориентация на клавиатуре инструмента;

- ознакомление  с ритмической организацией музыки;

- овладение  элементарными понятиями музыкального языка пульс,  ритмический рисунок, мелодия, мотив, лад, тембр, регистр;

- овладение  крупными игровыми движениями, ощущением  «веса руки», приёмами звукоизвлечения: поп legato, legato, staccato ;

- распознавание обозначения  динамики, аппликатуры;

- умение цельно исполнять небольшие пьески и песенки из предложенных в программе учебных пособий.

На первом году обучения проверка успехов ребёнка проводится в конце года в форме концерта, на котором ребёнок должен исполнить 3 разнохарактерные пьесы (в том числе 1 пьесу можно в ансамбле с преподавателем). В течение первого года обучения ребенок должен пройти в классе 10 - 15 разнохарактерных произведений (на память), 70-80 чтением с листа (игра по нотам), подбор по слуху 20-25 песен.

IV. Формы и методы контроля.

Контроль знаний, умений и навыков обучающихся обеспечивает оперативное управление учебным процессом и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции.

Основными формами контроля успеваемости являются:

  • текущий контроль успеваемости учащегося;
  • промежуточная аттестация;
  • итоговая аттестация.

Текущий контроль направлен на поддержание учебной дисциплины, выявление отношения к предмету, на ответственную организацию домашних занятий, имеет воспитательные цели, может носить стимулирующий характер. Текущий контроль осуществляется регулярно преподавателем, отметки о посещаемости учащегося  выставляются в журнал, в дневнике записывается задание на дом и словесная  оценка учащегося: «Отлично», «Хорошо», «Можешь лучше».

Промежуточная аттестация  (декабрь) определяет успешность развития учащегося и степень освоения им учебных задач на данном этапе.  Выступление  на классном концерте   оцениваются словесной характеристикой. Количество  пьес, исполненных на классном концерте – индивидуально.

Итоговая аттестация, По окончании 1 года обучения проводится прослушивание на заседании методического объединения преподавателей класса фортепиано, где выявляется уровень подготовленности каждого учащегося, даются рекомендации по возможности обучения на следующем этапе, согласно их  желания и способностей.

V. Методическое обеспечение учебного процесса.

Начиная работу с дошкольником, педагогу необходимо помнить о том,  дошкольникам свойственна конкретность мышления, непосредственность и эмоциональность в восприятии различных явлений окружающей жизни; их внимание неустойчиво. Учитывая это, педагогу необходимо быстро переключаться на различные виды деятельности, постоянно вводя в урок что-либо новое (в формах работы, методических приемах, репертуаре), чередуя упражнения, требующие сосредоточенности с легкими заданиями и игрой, которая является самым эффективным методом в работе. При этом необходимо приучать ребенка к дисциплине, труду, развивать чувство ответственности, уважение к старшим, воспитывать честность и доброту.

Предлагаемые репертуарные списки являются примерными, предполагают дополнение, варьирование со стороны преподавателя в соответствии с задачами, которые он ставит на этом этапе развития музыкальных задатков конкретного ученика. В работе над разнохарактерными пьесами педагогу необходимо пробуждать фантазию ученика, рисовать яркие образы, развивать эмоциональную сферу его восприятия музыки. В работе над этюдами необходимо приучать учащегося к рациональному, осмысленному и точному использованию аппликатуры, создающей удобство на клавиатуре, чему должно способствовать планомерное и систематическое изучение упражнений.  Освоение гамм (звукорядов) рекомендуется строить по аппликатурному сходству, что дает хорошие и прочные результаты. Такая работа приводит к успешному обеспечению технических задач. Важную роль в освоении игры на фортепиано играет навык чтения с листа. Владение этим навыком позволяет более свободно ориентироваться в незнакомом тексте, развивает слуховые, координационные, ритмические способности ученика. Важна игра в ансамбле с учеником: развивает ритмическую дисциплину, внимание, психологически поддерживает ученика, даёт яркие эмоции  совместного музицирования с педагогом.  Условием каждого урока является чередование заданий. Каждый вид заданий должен последовательно развиваться и постепенно усложняться от урока к уроку.

VI. Приблизительный список нотной литературы.

  1. «Азбука игры на фортепиано», составитель С.А. Барсукова, 2005год.
  2. «Адажио» Сборник ансамблей, этюдов, пьес для фортепиано 1 класс ДМШ. Ростов на Дону «Феникс» 2014 .
  3. «В музыку с радостью»,  сост. О. Геталова, 2002 год.
  4. «Играем  с удовольствием» О. Сотникова, сборник фортепианных ансамблей, 2006 год.
  5. Микита И. «Музыкальный букварь»
  6. «Маленькому пианисту»  под ред. Б. Милича. 1964 год.
  7. «Малыш за роялем» – Лещинская И., Пороцкий В.
  8. «Первая встреча с музыкой» - А. Артоболевская, 1997год
  9.  «Первые щаги», сборник для начинающих - часть 1, составитель С.И. Голованова, 2001год.
  10. «Первые шаги» - часть II (ансамбли), составитель С.И. Голованова,  2002год.
  11. «Первые шаги маленького пианиста» -  И. Королькова, 2007 год.
  12. «Путь к музицированию» - Баренбойм Л.А., Перпунова Н.Н., 1973 год.
  13. «Ребёнок за роялем» Н. Соколов,  сборник ансамблей для ф - но, 1983 год.
  14.  «Я учусь играть по нотам», сост. Л. Зуева. Издательство «Окарина», Новосибирск, 2009 год.

VII.  Список используемой методической литературы.

  1.  «Азбука музыки в сказках, стихах и картинках»-  Королёва Е.А. , М.: Владос, 2001 год.
  2. «Воспитание ученика-пианиста» - Милич Б. Киев: Музична Украина, 1999год.
  3. Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа «Фортепиано» (ФГТ). МОБУ ДО ДМШ г. Тынды, 2012 год.
  4.  «Игры-задачи для начинающих музыкантов» -  Богино Г.К. М.: Музыка, 1974 год.
  5. Класс специального фортепиано. Программа для ДМШ. – М.: 1973 год.
  6.  « Обучение игре на фортепиано»  -    Цыпин Г.М. М.: Музыка, 1984 год.
  7.  «За роялем без слёз, или я - детский педагог» -     Юдовина – Гальперина Т.Б.,  издательство: Союз художников» Санкт – Петербург, 2002 год.
  8.  «Как научить играть на рояле. Первые шаги». Серия Мастер-класс, 2005год.
  9.  «Музыкальные картинки» -  Хереско Л. Изд.; Л.: Советский композитор, 1983 год.
  10.  «Методика обучения игре на ф-но» -  Алексеев А.Д. Изд.3 – М.: Музыка, 1978 г.
  11.  «Музыка и вся жизнь» -  Юдовина – Гальперина Т.Б. Композитор, С - П., 2007 год.
  12.  «Начальный период обучения игре на ф - но» - Тургенева Э.Ш. М.: Музыка, 1989 год.
  13.  «Первая встреча с музыкой» - Артоболевская А. Изд.6 – Композитор, 1997 год.
  14.  « Путь к музыке»-  Баренбойм Л.А., Перунова Н.Н. Изд.; Л.: Сов. Комп., 1998год.
  15. Психология музыкальных способностей, Б.Теплов. М, 1947г
  16. «Развитие сенсо- моторных навыков на начальном этапе обучения как необходимое условие успешного выполнения задач по воспитанию художественного мышления учащихся». Носова Н.П., Томчук Н.В. г. Тында 2026 год.
  17.  «Фортепианная игра» - Гофман И. , М.: Музыка, 1961


Предварительный просмотр: